Ответственность за использование инсайдерской информации и или манипулирования рынком
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за использование инсайдерской информации и или манипулирования рынком». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Под понятием «инсайдер» (от англ. «inside» — внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации, которая становится ему известной благодаря служебному положению или родственным связям. Другими словами, инсайдерская информация — информация внутренняя.
Определение инсайдерской информации в нашей стране было дано только с принятием Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2010 году. Согласно статье 2 Закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <...>).
Если оставить в стороне товарный рынок, то, как видно из приведенного определения, нормы Закона распространяются на компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, а также на их акционеров и некоторых контрагентов таких компаний.
К наиболее распространенным типам инсайдерской информации относятся сведения о «финансовом здоровье» или стабильности компании (доходы, прибыли, случаи банкротства и т.д.), об изменениях в структуре компании в результате слияний, поглощения или создания новых предприятий, а также о новых продуктах, технологиях, лицензиях и пр.
Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, указан в статье 4 Закона. Выделяются 3 группы инсайдеров. 1 группа — «первичные инсайдеры»:
- эмитенты эмиссионных бумаг и управляющие компании;
- хозяйствующие субъекты, включенные в реестр и занимающие доминирующее положение;
- организаторы торговли (фондовые биржи), клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов (фондовые биржи);
- профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментам и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
- федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.
«Вторичные инсайдеры» — это:
- лица, входящие в состав органов управления «первичного инсайда» (члены совета директоров, исполнительных органов и др.);
- лица, являющиеся владельцами «первичного инсайдера»;
- лица, действующие на основании договора с «первичным инсайдером» (информационные или рейтинговые агентства и т.п.).
Инсайдеры — физические лица имеют доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров на основании трудовых и гражданско-правовых договоров.
Отличие инсайдерской информации от других видов необщедоступной информации заключается в сложности, композиционности ее источников, а также в особенной связи между информацией и экономической судьбой финансовых инструментов, валюты и (или) товаров. Кроме того, инсайдерская информация, в отличие от служебной, коммерческой и банковской, подлежит раскрытию в обязательном порядке, но через некоторое время.
Для урегулирования вопросов по работе с инсайдерской информацией Федеральной службой по финансовым рынкам РФ и Федеральной антимонопольной службой РФ был дан ряд рекомендаций. А именно:
- разработка и утверждение порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности;
- создание (определение и назначение) структурного подразделения, в обязанности которого входит осуществление контроля;
- обеспечение условий для беспрепятственного и эффективного осуществления структурным подразделением своих функций.
Что такое инсайдерская торговля
Работа акционерных обществ с инсайдерами и инсайдерской информацией регламентируется локальными нормативными актами (положениями, порядками, правилами), принимаемыми обществами во исполнение Информационного письма ФСФР РФ от 27.01.2011 г «О мерах по реализации ФЗ от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обществом разрабатывается и утверждается порядок доступа к инсайдерской информации, в котором регламентируются правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением Закона об инсайде и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Формируются, определяются или назначаются структурные подразделения или должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контроля за соблюдением требований законодательства об инсайде и которые подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) или высшему органу управления юридического лица, а также создаются условия для беспрепятственной и эффективной работы этих структурных подразделений (должностных лиц). При этом утверждение порядка (положения или правил), а также создание структурного подразделения (или назначение должностных лиц) акционерными обществами осуществляется в соответствии с уставом (учредительными документами) или какими-либо иными внутренними документами.
Органы, ответственные за контроль над соблюдением требований законодательства об инсайде (комиссии и т.п.), или назначенные должностные лица организуют ведение списка инсайдеров общества, обеспечивая своевременное внесение изменений и дополнений в него. В отисок инсайдеров включаются:
- ФИО или наименование инсайдера;
- сведения о документе, удостоверяющем личность, или номер и дата регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ;
- адреса — почтовый и электронный;
- основание для признания лица инсайдером;
- количество акций общества, принадлежащих инсайдеру;
- сведения о неправомерном использовании инсайдерской информации (при наличии таковых).
Говоря о списке инсайдеров, возможно провести аналогию со списками лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации (обладающих доступом секретности, прошедших проверку на доступ к работе с конфиденциальной информацией, отвечающих требованиям режима секретности и пр.).
В обязательном порядке в список инсайдеров включаются:
- члены совета директоров общества;
- члены комитетов совета директоров, не являющиеся членами совета директоров общества;
- лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа;
- члены правления общества;
- заместители председателя правления;
- главный бухгалтер;
- руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля;
- члены ревизионной комиссии общества;
- аудиторы (аудиторские организации), оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации и лица, получившие доступ к инсайдерской информации общества на основании договоров с обществом;
- информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации общества;
- лица, осуществляющие присвоение рейтингов обществу, а также ценным бумагам общества;
- физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации общества на основании трудовых и гражданскоправовых договоров.
О внесении в список, а также об исключении из него инсайдеры общества уведомляются не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты включения данного лица в список инсайдеров или исключения данного лица из указанного списка любым доступным способом: направлением им сообщения по электронной почте, а также путем отправления почтового уведомления (с уведомлением о вручении), что более применительно к юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками общества, или путем направления письменного уведомления в соответствии с правилами документооборота общества (в отношении физических лиц, являющихся работниками общества). Уведомление в бумажной форме должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью организации. Уведомление, содержащее более одного листа, должно быть сшито, а листы уведомления пронумерованы.
Уведомление о включении лица в список инсайдеров или исключении из него должно содержать следующие сведения.
В отношении организации:
- полное фирменное наименование организации;
- ИНН и ОГРН организации;
- место нахождения и иной адрес для получения организацией почтовой корреспонденции;
- контактные телефон, факс и адрес электронной почты организации.
В отношении юридического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:
- полное фирменное наименование юридического лица;
- ИНН и ОГРН юридического лица;
- дата включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров;
- основание направления уведомления (включение в список инсайдеров или исключение из списка инсайдеров);
- основание включения (исключения) юридического лица в список (из списка) инсайдеров.
В отношении физического лица, включенного в список инсайдеров, которому направляется уведомление:
- фамилия, имя, отчество физического лица;
- дата и место рождения физического лица;
- основание направления уведомления (включение в список инсайдеров или исключение из списка инсайдеров);
- дата включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров;
- основание включения или исключения физического лица в список или из списка инсайдеров.
В случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг сообщения об инсайдерской информации подлежат опубликованию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей), опубликование сообщений об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, осуществляется в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого должно быть осуществлено такое опубликование.
Часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по месту нахождения лица, являющегося инсайдером, а в случае, если 10.00 по часовому поясу в месте нахождения лица, являющегося инсайдером, истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, — по месту нахождения распространителя информации на рынке ценных бумаг.
При опубликовании инсайдерской информации в сети Интернет инсайдер обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации.
Сообщение об инсайдерской информации лиц, являющихся инсайдерами, должно быть опубликовано в следующие сроки с даты наступления соответствующего факта (события, действия) или даты, в которую лицо, являющееся инсайдером, узнало или должно было узнать о его наступлении:
- в ленте новостей — не позднее 1 дня;
- на странице в сети Интернет — не позднее 2 дней.
Если инсайдерская информация лиц, являющихся инсайдерами, содержится в документах указанных лиц, в том числе утверждаемых их уполномоченными органами и (или) подписываемых их уполномоченными лицами, раскрытие такой инсайдерской информации осуществляется путем обеспечения к ней доступа любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. Доступ к такой инсайдерской информации обеспечивается:
1) путем опубликования текста документа, содержащего инсайдерскую информацию лица, являющегося инсайдером, на странице в сети Интернет — в срок не позднее 2 дней:
- с даты утверждения уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером, соответствующего документа, а если таким уполномоченным органом является коллегиальный орган — не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного коллегиального органа лица, являющегося инсайдером;
- с даты подписания соответствующего документа уполномоченными лицами лица, являющегося инсайдером, в случае, если такой документ не подлежит утверждению уполномоченным органом лица, являющегося инсайдером;
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(с изменениями на 2 июля 2021 года)
1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.
3. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям связанным:
1) с осуществлением Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и иными лицами, действующими от его имени, операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой в целях реализации Банком России функций по осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики, защите и обеспечению устойчивости рубля, обеспечению стабильности и развития финансового рынка Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
2) с осуществлением Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации операций с финансовыми инструментами в целях управления государственным долгом;
3) с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местными администрациями) в соответствии с уставами муниципальных образований операций с финансовыми инструментами в целях управления муниципальным долгом.
4. Требования к порядку использования и защиты инсайдерской информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную и налоговую тайну, а также ответственность за нарушение указанного порядка устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. Требования настоящего Федерального закона о составлении перечня инсайдерской информации, а также требования статей 8-11 настоящего Федерального закона не распространяются на эмитентов иностранных ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торговле на организованных торгах без заключения договора между организатором торговли и таким эмитентом, исполнительные органы государственной власти иностранного государства, публично-правовые образования, органы местного самоуправления иностранного государства, которые несут от своего имени или от имени иностранного государства ответственность по обязательствам перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.
(Часть дополнительно включена со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
1) инсайдерская информация — точная и конкретная информация, которая не была распространена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну) и распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания) либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
2) операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами (далее также — операции) — совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений) или отмена таких заявок;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
3) организатор торговли — лицо, являющееся организатором торговли в значении, определенном Федеральным законом «Об организованных торгах»;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ.
4) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
5) распространение информации — действия:
а) направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц, в том числе путем ее раскрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
б) связанные с опубликованием информации в средствах массовой информации, в том числе в электронных, информационно- телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
К инсайдерам относятся следующие лица:
1) эмитенты, в том числе иностранные эмитенты, и управляющие компании;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
2) пункт утратил силу с 1 мая 2019 года — Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ;
3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;
5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, а также лиц, указанных в настоящем пункте, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации, иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 192-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 августа 2021 года Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ.
6) лица, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов, учредительных документов или внутренних документов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3-6, 8, 11 и 12 настоящей статьи, управляющих организаций;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
1. К манипулированию рынком относятся следующие действия:
1) умышленное распространение через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, производство, выпуск или распространение продукции зарегистрированных средств массовой информации не является манипулированием рынком независимо от их влияния на цену, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;
1. Запрещается использование инсайдерской информации:
1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;
2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;
3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.
2. Запрещается осуществлять действия, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к манипулированию рынком.
3. Передача инсайдерской информации для ее опубликования редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, а также ее опубликование в средстве массовой информации не являются нарушением запрета, установленного пунктом 2 части 1 настоящей статьи. При этом передача такой информации для ее опубликования или ее опубликование не освобождают от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну, и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации.
1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, устанавливаются нормативными актами Банка России, если настоящий Федеральный закон не предусматривает иной порядок раскрытия такой информации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ).
1_1. Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации (отдельных видов инсайдерской информации) эмитентов, не включенной в утвержденный Банком России перечень инсайдерской информации, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, а в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента. На раскрытие или предоставление такой информации не распространяются порядок и сроки раскрытия или предоставления инсайдерской информации, установленные нормативными актами Банка России.
(Часть дополнительно включена с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ)
1_2. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых инсайдерская информация может раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме, перечень указанной информации, перечень инсайдерской информации, которая может не раскрываться, а также лиц, инсайдерская информация о которых может не раскрываться. В случае, если инсайдер раскрывает в ограниченных составе и (или) объеме инсайдерскую информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, он обязан направить в Банк России уведомление, содержащее инсайдерскую информацию, которая не раскрывается, в сроки, установленные для ее раскрытия, и в порядке, установленном Банком России.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ))
2. Органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами или нормативными актами Банка России.
(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 310-ФЗ.
3. В случае, если после раскрытия или предоставления инсайдерской информации сведения, входящие в состав указанной информации, изменяются, информация об этом должна быть в том же порядке раскрыта или предоставлена не позднее следующего рабочего дня после того, как о таких изменениях стало или должно было стать известно.
В ЦБ РФ есть специальный ситуационный центр мониторинга биржевых торгов. Он отслеживает торги и выявляет сделки, которые являются накруткой цены акции. Обычно накрутку можно провести для ценных бумаг, которые имеют малый объем торов. В данном случае это были бумаги МРСК Юга. При этом объем торгов акциями МРСК Юга увеличился примерно в 10 раз по сравнению с нормальным объемом.
09.03.2021г. Банк России заблокировал возможность торговать всем клиентам, которые участвовали в накрутке . Их брокерские счета были заблокированы, чтобы предотвратить манипулирование рынком.
По словам главы департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерия Ляха
Информация для инсайдеров
Кроме опасности блокировки счета на долгий срок любая манипуляция не гарантирует хороший доход. Всегда может вмешаться еще более крупный игрок и свести всю манипуляцию на нет.
Большинство из инвесторов Московской биржи являются финансово грамотными людьми. Им очень просто отличить манипуляцию и не ввязываться в торговлю данным инструментом.
В связи с вышесказанным манипуляция не всегда удастся и не сможет принести достаточно высокий доход по сравнению с рисками быть заблокированным или получить убыток.
Манипулируют прежде всего вами, это нужно понимать. Т.е. вы слушаете кого-то и покупаете акции. Слушать кого-то — это плохо. Вы становитесь зависимыми от этого человека. Однако доверия у вас к нему нет. Вы не знаете — кто он, какие цели преследует. Когда покупать и продавать в случае манипуляции вам достоверно не скажут. В итоге плюсе прежде всего окажется координатор манипуляции. Никакой гарантии вашего дохода координатор манипуляции не несет.
Вышесказанное нужно помнить и трижды подумать, перед тем как ввязываться своими средствами в авантюру в надежде обмануть рынок. Последствия могут быть печальными.
Написать эту статью меня побудило любопытство. Первоначально вопрос о том, что грозит инвестору в случае участия в манипулировании был задан мной в группе «Официальный чат группы компаний ООО «Пионер-Лизинг» и АО «НФК-Сбережения».» в телеграмм-чате https://t.me/chat_NFKsber.
Этот вопрос был признан лучшим вопросом недели и помог мне выиграть финансовый калькулятор.
Инсайдерская информация – юридический термин, означающий некие конкретные конфиденциальные данные о работе компании, которые раньше не были доступны общественности. Обнародование таких данных может вызвать колебание цены на акции фирмы.
«Инсайдерская» означает «внутренняя» (inside в переводе с англ. — «внутри»). То есть это такие данные, которые должны (как минимум — до определённого момента) сохраняться внутри компании
Инсайдерская информация доступна сотрудникам, однако раскрытие ее для широкой общественности может быть запрещено. Она может составлять банковскую, коммерческую или служебную тайну.
К таким конфиденциальным данным можно отнести, например:
- данные о доходе фирмы за год (до того, как эта информация была официально опубликована самим предприятием);
- новость о возможной смене руководства;
- новости о слиянии или поглощении компаний;
- выпуск новинок;
- внедрение инновационной технологии;
- уникальные методики и рецепты.
Обобщенные признаки инсайдерской информации:
- в ней содержатся конкретные данные;
- данные не известны широкому кругу лиц и их нет в открытом доступе;
- обнародование этой информации может повлиять на стоимость акций или других биржевых активов;
- обладающий этими знаниями человек имеет преимущество перед другими участниками биржевой торговли и в случае применения этих знаний может извлечь выгоду.
В России все, связанное с инсайдерской информацией, регулирует федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
За нарушения в этой сфере может наступить как административная, так и уголовная ответственность.
Эксперты по информационной безопасности говорят о высокой угрозе рынку ценных бумаг от неправомерного раскрытия инсайдерской информации и при этом отмечают, что сегодня более половины сделок заключаются именно в связи с утечками таких данных. Обладание такой информацией дает ее носителю преимущество и возможности манипулировать ценами при заключении сделок на бирже.
Штраф за неправомерное использование инсайдерской информации:
- для физического лица составит от 3 до 5 тысяч рублей;
- для должностного лица – от 30 до 50 тысяч рублей (или отстранение от должности на срок от 1 до 2 лет);
- для юридического лица – от 700 тысяч рублей (или соответственно незаконно полученной прибыли, а также сообразно причинённым компании убыткам).
Для юрлица доказанное незаконное использование инсайдерской информации будет грозить потерей лицензии.
Случаи, когда от разглашения инсайдерской информации зависит цена и объём торгов акций какой-либо компании, по российскому законодательству считаются манипулированием на рынке ценных бумаг и предусматривают не только значительный штраф (от 300 тысяч рублей), но и уголовную ответственность (до 6 лет лишения свободы).
Ценность финансовой информации для участника биржевых торгов невозможно переоценить, однако нужно помнить о требованиях закона и вести свою деятельность в его рамках, а для анализа использовать ту информацию, которую открыто предоставляет эмитент.
Вам также может быть интересно: Как сделать первые шаги на бирже?
Объясняем: почему нельзя манипулировать рынком и что за это бывает
Одним из главных условий справедливого ценообразования на рынке ценных бумаг является равный доступ участников рынка к финансовой информации. Это способствует большему доверию к рынку со стороны его участников. Любая информация считается инсайдерской, если она недоступна общественности, относится к очень существенным факторам деятельности компании, и ее опубликование могло бы значительно повлиять на изменение курса ценных бумаг на рынке. Данные еще неопубликованной финансовой отчетности, смена руководства, слияние с другой компанией — наиболее распространенные примеры инсайдерской информации. Носителями и пользователями инсайдерской информации являются инсайдеры — лица, имеющие доступ к служебной информации или непосредственно связанные с компанией-эмитентом, способные использовать закрытые от публики сведения для совершения спекулятивных сделок с ценными бумагами компании. К инсайдерам обычно относятся:
- лица, являющиеся членами органа управления компании-эмитента либо связанного с этой компанией профессионального участника рынка ценных бумаг;
- аудиторы компании-эмитента либо профессионального участника рынка ценных бумаг;
- служащие госорганов, имеющие доступ к служебной информации компании-эмитента в силу служебных полномочий.
В качестве инсайдера в зависимости от специфики законодательства какой- либо конкретной страны могут выступать акционеры, различные директоры, управленческий персонал, а также родственники всех вышеуказанных лиц. Последних обычно называют вторичными инсайдерами. В частности, согласно статье 4 федерального закона . «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к инсайдерам в России принято относить:
- эмитентов и управляющие компании;
- организаторов торговли, различные клиринговые организации, депозитарии и кредитные организации, которые занимаются осуществлением расчетов по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг, получивших инсайдерскую информацию от клиентов;
- членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа, членов ревизионной комиссии юридических лиц;
- органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные денежные средства в финансовые инструменты, Банк России;
- информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление вышеуказанных лиц и другие.
Манипулированием рынком называется деятельность на рынке ценных бумаг (ином финансовом рынке), целью которой является извлечение выгоды из нарушения принципа открытого и честного конкурентного установления цены, побуждение других участников рынка покупать или продавать ценные бумаги или иные товары по несправедливым ценам, которые бы не смогли сложиться на данном уровне на открытом и честном рынке.
Манипулятивные сделки искажают ценообразование торгуемых финансовых активов, которые становится невозможно объективно оценивать с применением фундаментального или технического анализа, что, в конечном счете, создает ложную информацию о ситуации на рынке и вводит в заблуждение инвесторов. В силу того, что нарушаются принципы честности, этичности и равенства возможностей инвесторов, подобные сделки принято считать запрещенными торговыми практиками.
Манипулятор — исполнитель манипулятивной сделки — может преследовать три цели:
- повышение курса продаваемой ценной бумаги;
- понижение курса ценной бумаги при совершении продаж без покрытия;
- стабилизация курсовой стоимости ценной бумаги (наиболее часто используемая практика при андеррайтинге ценных бумаг).
В роли манипуляторов могут выступать различные профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, управляющие компании и т.д. Заинтересованными в манипулировании могут быть эмитенты ценных бумаг, стремящиеся установить наиболее высокую цену на собственные финансовые активы, а также инвесторы, желающие приобрести определенные ценные бумаги по наиболее низкой цене.
Манипулирование на финансовом рынке нарушает принципы свободной торговли ценными бумагами, справедливый механизм ценообразования, не позволяет добросовестным инвесторам квалифицированно принимать решения и тем самым наносит им ущерб, подрывая основы существования важнейшей составляющей всей рыночной экономики. Именно поэтому в развитых странах действует целая система законодательных мер для борьбы с инсайдерскими сделками и манипулированием на финансовых рынках, которые рассматриваются в качестве серьезных правонарушений.
Инсайдерские сделки и сделки, имеющие признаки манипулирования ценами на рынке, преследуют одни и те же цели: извлечение материальной или иной выгоды с использованием незаконных способов, поэтому регулирование этих вопросов (выявление недобросовестных сделок и установление наказания за них) осуществляется едиными методами и рассматривается в одном пакете законодательных актов.
Причем, если по вопросу о необходимости государственного вмешательства в деятельность финансовых рынков существуют различные мнения и позиции, то по вопросу о необходимости жестко пресекать мошенничество на финансовых рынках, все единодушны.
Помимо законодательства важную роль в борьбе с манипулированием и инсайдом играют саморегулируемые финансовые организации — биржи и другие саморегулируемые организации, внутренние правила которых также содержат запреты на мошеннические действия и предусматривают меры дисциплинарного воздействия.
В большинстве развитых стран и, прежде всего стран с англосаксонской моделью развития, исторически регулирование фондовых сделок осуществлялось самими биржами, которые рассматривались как конкурентные рынки. Однако уже в начале XX в. стало ясно, что биржевое регулирование правил игры самими профучастниками никак не защищает интересы инвесторов. Манипуляции с ценами и иные финансовые махинации становились распространенной практикой и приняли особенно широкий размах в период экономического бума и роста рынка акций в начале XX в. Однако законодательные акты, запрещающие манипулирование на рынке ценных бумаг, были приняты только в 30-е гг. в США, где и получили наиболее полное развитие.
Впервые в мировой истории появились законы (1933 и 1934 гг.), поставившие во главу угла принцип защиты инвесторов от недобросовестных рыночных практик и обеспечение свободы ценообразования на рынке ценных бумаг. В настоящее время в большинстве развитых и развивающихся стран существует законодательный запрет на осуществление недобросовестных сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Причем по мере развития финансовых рынков совершенствуется и регулирующее их законодательство. Предметом регулирования являются уже не только ликвидные ценные бумаги, торгуемые на организованных рынках, как это было вначале, а, например, «финансовые инструменты», как сформулировано в Директивах ЕС, или «инвестиции», как в законодательстве Великобритании, которые включают также валютные сделки, товарные фьючерсы и некоторые другие виды деривативов. Европейское сообщество разработало специальное законодательство, направленное на противодействие недобросовестной рыночной практике (market abuse), при том, что в большинстве стран эти вопросы рассматриваются в различных законодательных актах о ценных бумагах и финансовой деятельности.
Первый государственный орган надзора также был создан в США в 30-е гг. — Комиссия по ценным бумагам и биржам — Securities and Exchange Commission (SEC). Впоследствии этот путь прошли и другие страны. Следует, однако, подчеркнуть, что вплоть до 80-х гг. XX в. далеко не во всех развитых, не говоря уже о развивающихся, странах, существовал столь проработанный и эффективный законодательный механизм, как в США. Только начиная с 90-х гг. в условиях бурного роста финансовых рынков процесс этот активизировался, и немаловажную роль в этом сыграла Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).
Международный опыт свидетельствует, что создание законодательной базы для борьбы с манипулятивными сделками — важное, но не единственное условие успешности этой борьбы. Как справедливо отметил один из директоров SEC в своем выступлении на ежегодной конференции IOSCO в Сеуле (Южная Корея): «… просто хороших законов и регулирований недостаточно, если не будет обеспечено правоприменение этих законов и стандартов». Данное положение теперь также стало аксиомой для большинства развитых и развивающихся рынков, но степень его реализации по-прежнему неодинакова. Наибольшими полномочиями обладает SEC в США, которая фактически является силовой структурой и имеет право требовать необходимую ей информацию, вызывать свидетелей, проводить собственные расследования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа, т. е. сама не может налагать уголовные санкции, для этого привлекаются судебные органы и специальные службы. Финансовый мегарегулятор Германии — Федеральная служба по регулированию финансовых рынков — BaFin согласно закону 2002 г. также наделена большими полномочиями для эффективного надзора и применения санкций.
В большинстве стран санкции, применяемые к нарушителям антиманипулятивного законодательства и правил поведения, принятых саморегулируемыми организациями, включают в себя:
- административные случаи — указы о прекращении деятельности, отзыв лицензий, временное отстранение или условная выдача разрешения на деятельность лица, отстранение профучастника от ведения дел на рынках, регулируемых комиссией; наложение штрафов, кот��рые могут составлять очень значительные суммы; возмещение убытков клиентам, непосредственно пострадавшим от манипулятивной сделки;
- гражданские судебные процедуры, приводящие к денежным выплатам, таким, как возмещение убытков, денежным штрафам и др. уголовные санкции, которые могут предусматривать либо штраф, либо тюремное заключение.
В США основополагающие законы — Закон о ценных бумагах 1933 г. (Securities Act of 1933) и Закон о фондовых биржах 1934 г. (Securities Exchange Act of 1934) — были приняты после финансового краха 1929 г. в рамках реформы президента Ф.Д.Рузвельта по оздоровлению финансовой системы. Эти федеральные законы и по сей день остаются эталоном антиманипулятивного законодательства в мире.
Наряду с этими законами нормы об инсайдерской торговле и ценовом манипулировании на рынке фьючерсов рассматриваются в Законе о товарных биржах «Commodity Exchange Act» (1936) и подзаконных актах Торговой комиссии товарных фьючерсов (CFTC); определенные положения содержатся также в Законе о трастовом соглашении (1939), Законе об инвестиционных компаниях (1940), Законе об инвестиционных консультантах (1940), Законе Сарбейнса — Оксли (2002).
В отличие от манипулирования ценами расследование случаев использования таких недобросовестных методов торговли, как инсайдерские сделки, в США, как и в других странах, затруднено в связи со сложностью доказывания факта использования инсайдерской информации. В связи с этим Комиссия по ценным бумагам и биржам США приняла Правила 10Ь5-1 и 10Ь5-2 (вступили в силу в октябре 2000 г.), в соответствии с которыми ответственность за инсайдерскую торговлю всегда возникает у лица в случае, если в процессе торговли оно обладало материальной непубличной информацией (инсайдерской информацией). Ранее требовалось доказать факт использования указанным лицом такой информации при принятии решения об участии в торговле ценными бумагами; с принятием Правил это перестало являться обязательным; новые Правила также устанавливают исключения для возникновения такой ответственности.
В рамках Комиссии по ценным бумагам основным подразделением, ответственным за борьбу с манипулированием на финансовых рынках, является Департамент правоприменения (Division of Enforcement). Именно этот департамент рекомендует Комиссии начать то или иное расследование в связи с нарушением законодательства о ценных бумагах, передать иски либо в Федеральный суд, либо на рассмотрение Административного судьи в рамках самой Комиссии в зависимости от вида правонарушения.
Все расследования Комиссия осуществляет конфиденциально, используя, насколько это возможно, неформальные запросы и интервью, анализируя отчеты брокеров, рыночную информацию и другие методы. При наличии ордера на расследование Департамент правоприменения может повесткой пригласить свидетелей, затребовать необходимые отчеты и другие финансовые документы. По завершении расследования результаты представляются в Комиссию для дальнейшего рассмотрения.
Департамент правоприменения SEC работает в тесном контакте с другими аналогичными службами в СЕВА, а в случае необходимости и за границей. Ежегодно SEC принимает 45 — 60 мер в отношении нарушений, связанных с инсайдерской торговлей, и 35 — 50 мер в отношении манипуляций на рынке. При этом подавляющая часть этих мер принимается в рамках гражданской ответственности.
Противодействие недобросовестной практике на финансовых рынках SEC осуществляет совместно с ведущими национальными биржами, а также американской саморегулируемой организацией — Службой регулирования финансовой отрасли (Financial Industry Regulatory Authority — FINRA), которая была создана на базе NASD (National Association of Securities Dealers) в 2007 году. На Нью-Йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange — NYSE) мониторингом рынка и надзором с 2003 г. занимается дочернее предприятие NYSE Regulation (NYSER), зарегистрированное как некоммерческая организация. Такая сложная структура призвана обеспечить разделение бизнеса и регулятивных функций.
В структуру NYSE Regulation входят как подразделение надзора, ведущее мониторинг торговли на бирже (с помощью сложной компьютерной технологии), а также расследующее манипулятивные сделки, так и подразделение правоприменения, которое применяет дисциплинарные меры и принуждает участников торгов соблюдать принятые стандарты и правила. При этом следует отметить, что система мониторинга на NYSE, как и на крупнейших биржах других стран, носит интегрированный характер, т. е. объединяет автоматизированные решения компьютерной системы с экспертными оценками специалистов по финансовому рынку.
Таким образом, благодаря отлаженной системе надзора и правоприменения, SEC удается достаточно эффективно бороться с противозаконными сделками на финансовых рынках. Этому способствует и детально разработанная система доказательств, необходимая для признания факта манипулирования в суде. Вступление в силу в 2010 г. Закона Додда — Фрэнка о реформе Уолл-стрит и защите прав потребителей в США в еще большей степени расширило полномочия SEC по защите прав инвесторов.
Страна инсайдеров. Почему в России не наказывают за манипулирование рынком
Инсайдерская торговля и манипулирование рынком являются актуальной проблемой для мирового рынка ценных бумаг. На сегодня нет безупречного способа отслеживать абсолютно все незаконные операции, однако есть страны, которые смогли создать очень мощные фильтры в борьбе с ними. В числе таких стран самым ярким примером выступают Соединенные Штаты Америки. Законодательно закрепив запрет на ведение любых запрещенных операций на фондовом рынке и создав самостоятельный исполнительный орган в лице Комиссии по ценным бумагам и биржам, США первая заложила основу регулирования рынка ценных бумаг.
На сегодняшний день Комиссия по ценным бумагам и биржам — главный регулятор рынка ценных бумаг США — контролирует и всячески пресекает любые действия, нарушающие принципы честной и открытой торговли на рынке. Одним словом, регулятор рынка ценных бумаг США эффективнее всех других регуляторов борется с незаконными сделками с ценными бумагами. Тем не менее, качество работы такой системы регулирования отнюдь не доказывает ее универсальность. Регулятор эффективнее будет лишь в том случае, если методы его работы будут идеально адаптированы к конкретной стране.
У отечественного рынка ценных бумаг еще сравнительно небольшая история. Несмотря на то, что на сегодняшний день есть проблемы в системе защиты рынка от инсайда и манипулирования, уже сделаны первые шаги на пути к эффективному регулированию рынка ценных бумаг. Если закон №224-ФЗ докажет свою эффективность, через несколько лет ситуация с незаконными операциями на российском рынке ценных бумаг кардинально изменится в лучшую сторону.
- информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);
- информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;
- информация о принятых решениях в отношении лиц о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;
- информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 — 13 статьи 4 Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций;
- иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.
Как мы видим, под эту категорию попадает большое количество данных.
ВАЖНО: В РФ инсайдерская информация необязательно должна быть связана с вашей деятельностью на фондовом рынке.
Например, просмотрев годовой отчет, вы узнали, что дела у компании идут не очень хорошо, и «растрезвонили» об этом всем бабушкам у подъезда, одна из которых является мамой учредителя организации-конкурента. Это тоже будет распространение инсайдерской информации: хоть вы и не хотели повлиять на фондовый рынок, но случайно «слили» эту информацию недоброжелателю, способному оказать влияние на него.
Или возьмем недавнюю продажу Тинькофф. Представьте, что вы работаете секретарем в этом банке и случайно узнали о планируемой сделке, о которой ещё официально не объявили, и сообщили об этом общественности. Это и будет инсайдерской информацией.
- сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения;
- осуществленные на основе общедоступной информации исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, а также рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.
Одним из ключевых моментов в противодействии неправомерного применения инсайдерской информации – понимание того, кто может быть носителем таких сведений.
Подавляющее большинство людей считает, что владеет инсайдерской информацией о компаниях исключительно высшее руководство и круг лиц, ответственный за оперативное управление организацией, то есть исполнительные директора. Однако это далеко не так.
Манипулирование рынком — это умышленные действия, которые существенно искажают цену, спрос, предложение или объём торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и товаром. Например, распространение недостоверной информации, сговор участников торгов, чтобы повысить или обвалить цену какого-либо инструмента, и многие другие[1].
Что грозит инвестору за участие в манипулировании рынком?
Статья 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ устанавливает 7 действий, которые относятся к манипулированию рынком в России. Прежде всего необходимо помнить, что все эти действия: а) должны быть умышленными; б) приводят к тому, что цена, спрос, предложение или объём торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких действий.
1) распространение заведомо ложных сведений через СМИ, открытые сети, в том числе Интернет, любым иным способом. Установлено исключение для данного пункта в виде продукции СМИ;
2) совершение операций по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции;
3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица;
4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности;
Особенность пунктов 2-4: они применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов.
5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи;
6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены;
7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром;
Следующий пункт предоставляют Банку России право дополнить этот перечень своим нормативным актам, однако по состоянию на октябрь 2020 года такого акта принято не было. Таким образом, сейчас данный список является исчерпывающим.
Критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объёма торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объёма торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учёта действий, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций Банка России и ранее ФСФР:
Одной из функций Банка России является контроль за соблюдением требований, закрепленных в законодательстве, нормативных актах органов и организаций, юридических и физических лиц, самим Банком России, принятых для противодействия манипулированию рынком. В связи с этим, Банк России выявляет нарушения, принимает нормативные акты и другие документы[5]. При этом для предотвращения, выявления и пресечения манипулированием рынка Банк России вправе обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в правоохранительные органы. То есть имеет место определённое законом межведомственное взаимодействие[6].
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 224-ФЗ Банк России имеет право проводить проверки органов, организаций, физических лиц на соблюдение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Порядок проведения таких проверок установлен Инструкцией Банка России от 13 января 2020 г. N 201-И[7]
По состоянию на октябрь 2020 года Банком России были выявлено 109 случаев манипулирования рынком[8].
Кроме того, организаторы торгов, то есть биржи или торговые системы[9], вместе с саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими участников торгов в целях предотвращения, выявления и пресечения манипулирования рынком, осуществляют контроль за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах и обязаны уведомлять Банк России об операциях, которые, как они полагают, являются манипулированием рынка.
20 сентября
Онлайн-курс «1С:Управление торговлей 8″. Редакция 11.4. Основные принципы работы с программой» (Оперативный учет в программe «1С:Комплексная автоматизация 2»)
20 сентября
Онлайн-курс «Управленческий учет затрат, финансовый результат в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.4»
22 сентября
Онлайн-курс «Кадровый учет в программе «1С:Зарплата и управление персоналом»»
23 сентября
Онлайн-курс «ЭДО: станьте уверенным пользователем»
23 сентября
Онлайн-курс «Профессиональная работа в программе «1С:Документооборот 8″, Редакция 2.1»
19 октября 2021 Международная практическая конференция «Общие центры обслуживания. Лучшие практики трансформации»
18 ноября 2021 Управление юридическими рисками: статус 2021
Простыми словами, Инсайд – это закрытая информация, доступная лишь узкому кругу лиц, которая имеет значение, пока она является тайной. Разглашение инсайдерской информации может привести к изменению финансовой ситуации и положению дел на рынке. Если, к примеру, речь идет о компании, то разглашение инсайдерской информации приведет к изменениям на рынке ценных бумаг.
Инсайдерская информация и манипулирование рынком
Инсайд – это магическое слово для инвесторов и трейдеров. Достаточно скопировать действия инсайдера, чтобы получить гарантированную прибыль.
Но часто бывает, что неверно истолкованная информация приводит к убыткам. Ошибочный инсайд вызывает лавинообразную реакцию биржевой толпы: та начинает покупать, когда нет (и не будет по факту!) никаких предпосылок для роста.
Ложный инсайд – это и элемент информационной войны с конкурентами. «Проверенный источник» может сообщить, что дела компании плохи, она стоит в шаге от банкротства. Легковерные трейдеры бросятся продавать активы, тем самым ставя под удар экономические показатели эмитента. И лишь потом выяснится, что эти сведения – мягко говоря, неправда.
Человек, который владеет такой информацией, называется инсайдером. Инсайдер – это лицо, владеющее секретными данными, которые важны для финансового состояния и репутации компании.
Есть категория людей, которые называются инсайдерами, они не могут неправомерно использовать доступную им информацию. К таким людям относят:
- управляющих компаний, эмитентов;
- клиринговые компании, страховые компании;
- люди, работающие на рынке ценных бумаг, которые имеют доступ к инсайду других людей;
- руководство фирмы, директора, члены совета директоров, управляющие, главные бухгалтера;
- агентства – рейтинговые, информационные;
- аудиторы, люди, проводящие оценку;
- физические лица, у которых есть доступ к инсайду.
Инсайдеры раньше всех знают секреты фирм и компаний. Эта информация очень ценная и поэтому может искушать инсайдеров использовать её в личных целях.
Примеров инсайдерской информации очень много. К примеру, информация о смене руководства или новость о финансовых успехах или потерях компании и другие.
Инсайд можно использовать в личных целях, что есть неправомерно. Инсайдерам нельзя разглашать закрытые для всех людей данные. Но есть и обратная сторона этого процесса – разглашение недостоверной информации. Оказать влияние, могут и ложные данные, выдающиеся за действительность.
Инсайд существует, и он имеет серьёзное влияние на компании и фирмы. На их финансовое состояние, репутацию и так далее. Поэтому важно, чтобы этими данными никто не манипулировал. Желание «слить» информацию для личной выгоды может возникать у недобросовестных инсайдеров. За разглашение подобных данных предусмотрено определенное наказание, что прописано на законодательном уровне. Тем не менее возникают сложности, потому что само понятие инсайда достаточно эфемерное.
В зависимости от мотивов и целей инсайдеров принято делить на категории с весьма говорящими названиями. Иногда нечистым на руку акционерам цель определяет заказчик похищения информации.
Эта категория самая обширная. Утеря информации, отправка по ошибке конфиденциальных сведений постороннему лицу, неосторожный допуск к данным членов семей – вот далеко не полный перечень утечек, которые допускает невнимательный работник компании.
Халатные инсайдеры не имеют никакого злого умысла, часто они даже не имеют возможности заработать на своих действиях. Но ущерб от разглашения информации может быть катастрофическим.
Эту группу также отличает отсутствие злого умысла у инсайдеров, допустивших утечку. Хакеры по электронным каналам связи и телефонные вымогатели способны убедить нерасторопных сотрудников переслать конфиденциальную информацию.
В большинстве случаев у жертвы не возникает никаких подозрений, что ими манипулируют, и инсайд у злоумышленников оказывается сравнительно легко.
В этой категории лица, допущенные к секретным сведениям, вовсе не собираются менять место работы. Кому-то не хватает денег, и он решается на «подработку», торгуя информацией. Такие инсайдеры пытаются тщательно замести следы и вызывать наименьшие подозрения.
Этот тип инсайдеров самый изощренный: в большинстве случаев они имеют обширный арсенал средств и инструментов, позволяющих занять тепленькое местечко в компании. Внедренные сотрудники похожи на шпионов: главное для них – собрать информацию любой ценой.
После успешного достижения цели этот инсайдер увольняется, не боясь раскрытия со стороны службы безопасности компании. На таких сотрудников работают целые агентства, которые снабжают их легендой и убедительными резюме для следующего внедрения.
Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А Издание: Издательство «РосБух», 2019 год
Комментируемая ст. 15.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.
При этом излишним доходом признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.
Виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье в случае, если это действие содержит состав уголовно наказуемого деяния. Речь идет о ст. 185.6 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей уголовную ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации. Уголовно наказуемым является деяние, в результате которого причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо если оно сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере — более трех миллионов семисот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются финансовые интересы государства, установленный порядок использования инсайдерской информации.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 224-ФЗ).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.21 КоАП РФ, представляет собой действия, заключающиеся в неправомерном использовании инсайдерской информации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, предотвращение и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации обозначено в качестве одного из целевых ориентиров развития финансовых рынков и банковской системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Ранее перед судами вставала необходимость определения инсайдерской информации, которую суды приравнивали к служебной в понимании ст. 31 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 N 18АП-4063/2009 по делу N А07-20018/2008). Схожее понимание имело место в актах упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам (п. 6.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н). В настоящее время легальное определение понятия «инсайдерская информация» дается в п. 1 ст. 2 Закона N 224-ФЗ, согласно которому под инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну) и распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров).
Таким образом, инсайдерская информация должна отвечать следующим признакам:
— быть точной, конкретной, нераспространенной;
— сведения не должны быть распространены или предоставлены;
— быть способной существенно влиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.
Кроме того, данная информация может составлять коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну (этот признак носит факультативный характер).
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021)
«О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»
Все документы >>>
Что такое инсайдерская информация?
-
Федеральный закон от 11.06.2021 N 161-ФЗ
«О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 11.06.2021 N 162-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)
«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543
«О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214
«Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)
Все документы >>>
Административная ответственность
Ответственность за использование инсайдерской информации предусмотрена ст. 15.21 КоАП «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг». Установленные в КоАП РФ мизерные штрафы в размере от 3 до 500 тыс. руб. не являлись мерой, способной остановить недобросовестных инвесторов.
Уголовная ответственность
Значительным шагом в борьбе с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком стал Федеральный закон № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г., который с 14 ноября 2009 г. ввел уголовную ответственность за новые составы преступлений на рынке ценных бумаг. Среди введенных в УК РФ новых составов преступлений необходимо отдельно выделить ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ими. Ответственность манипуляторов по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тыс. руб. до 6 лет лишения свободы. До введения этой статьи в Уголовный кодекс за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена всего лишь декларативная административная ответственность, которая применялась редко.
Два других состава уголовных преступлений: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» и «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг», введенных Законом № 241-ФЗ, должны снизить активность рейдеров, так как до этого основная часть участников рейдерских захватов привлекалась к гражданско-правовой, а не к уголовной ответственности. Привлечь рейдеров к уголовной ответственности можно было только по таким статьям Уголовного кодекса, как мошенничество, подлог документов, кража.
Законопроект о противодействии инсайду
17 апреля 2009 г. Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона № 145626-5 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», разработкой которого ФСФР занималась с момента своего создания. Отличительной особенностью законопроекта является комплексное решение проблемы защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Его действие распространяется как на финансовый (включая валютный), так и на товарный рынок.
В проекте закона дается определение инсайдерской информации, отсутствующее в действующем законодательстве, и вводится правовой режим ее использования. ФСФР предлагает понимать под инсайдерской информацией точные и конкретные сведения, которые не были раскрыты, распространены или предоставлены, а также данные, составляющие коммерческую, служебную и другую тайну, доступ к которой имеет определенный круг лиц (инсайдеры), раскрытие, распространение или предоставление которых может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. Существующие в законодательстве определения служебной информации, ее использования на рынке ценных бумаг и лиц, располагающих служебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы, и введение понятия «инсайдерская информация» назрело давно.
Кроме того, законопроект определяет круг инсайдеров и устанавливает запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок. Предполагается, что участники рынка ценных бумаг будут вести списки инсайдеров и осуществлять меры по выявлению и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации. ФСФР наделяется новыми полномочиями по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения ФСФР органов внутренних дел, включая проведение общих проверок.
К манипулированию рынком законопроект относит ряд действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет) или иным путем ложных сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение финансового инструмента или товара, либо объем торгов. Это положение законопроекта вызвало большой отклик во многих средствах массовой информации, так как к уголовной ответственности по формальным признакам можно привлекать главного редактора, редакцию средства массовой информации, распространившего ложные или вводящие в заблуждение сведения. Реакция вполне понятная: распространяющие подобную информацию СМИ, как правило, не знают о ложности таких сведений. ФСФР пошла навстречу в этом вопросе и уже внесла соответствующие коррективы в законопроект, которые устанавливают привлечение СМИ к ответственности только за умышленное распространение информации. Тем не менее с целью повышения эффективности нового закона полностью из под действия закона СМИ не были выведены.
В законопроекте не предусмотрены конкретные санкции за незаконное использование инсайдерской информации и иные нарушения, предусмотренные законопроектом. Вероятно, они будут отдельно введены в Уголовный кодекс РФ и КоАП уже после принятия законопроекта. В настоящее время проект закона находится н�� стадии подготовки ко второму чтению в Госдуме РФ.
Похожие записи:
-