Кто такой попечитель ребенка несовершеннолетнего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой попечитель ребенка несовершеннолетнего». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.

4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.

Статья 25. Отчет опекуна или попечителя

1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей

1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.

Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства

1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

3. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

24 апреля 2008 года

N 48-ФЗ

Итак, кто такой попечитель и что представляет из себя процедура попечительства должен знать каждый претендент на данную роль:

  • попечительство – это такая форма защиты нуждающихся граждан, которая проявляется в материальной, духовной и интеллектуальной и правовой защите
  • попечитель — это человек осуществляющий защиту прав и интересов ребенка или иного лица который в этом нуждается.

Подобное покровительство назначается, как лицам, осиротевшим и не достигшим возраста совершеннолетия, так и тем родители которых были лишены прав на несовершеннолетнего.

Многих граждан интересует вопрос в чем же отличия между опекой и попечительством:

  • самое главное отличие — это возраст лиц, попадающих под покровительство, то есть для граждан чей возраст меньше 14 лет назначают опекуна, а попечительство устанавливается над ребенком старше 14 и по достижению им 18 лет
  • опекун является лицом, представляющим интересы несовершеннолетнего гражданина полностью и в данном случае сделки, совершаются опекуном от имени воспитанника, а попечитель же дает свое одобрение или запрет на те или иные действия его воспитанника
  • опекунство возлагает полную материальную ответственность за действия воспитанника, а в случае с попечительством ответственность ложиться на обе стороны
  • при наличии опеки проживание совместно является обязательным, а вот при попечительстве по достижению подопечным 16 летнего возраста законом предусмотрено по желанию с разрешения уполномоченной организации и в интересах несовершеннолетнего раздельное проживание.

Оба вида покровительства над несовершеннолетними лицами наделяют их представителей рядом обязанностей и прав.

Опекунство и попечительство

Права и обязанности попечителя установлены законом и нарушение их может привести к неприятным последствиям. Итак, что относится к обязанностям попечителя:

  1. управление имеющимся во владении подопечного имуществом;
  2. проведение сделок с участием подопечного;
  3. попечитель должен заниматься всеми вопросами и проблемами в жизни ребенка в частности касающиеся его обучения, здоровья и т.д.;
  4. заниматься воспитанием обеспечением его жизненных потребностей;
  5. помогать развиваться в духовных нравственных направлениях;
  6. защищать и представлять права несовершеннолетнего.

Перед тем как приступить к оформлению опеки над пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После соблюдения всех формальностей гражданин будет иметь право осуществлять следующие действия от имени престарелого гражданина:

  • распоряжаться его пенсией, пособиями;
  • оплачивать услуги ЖКХ;
  • покупать одежду, продукты, иные товары;
  • осуществлять другие действия от имени подопечного.

Ст. 41 ГК РФ определяет правила при оформлении патронажа над престарелыми лицами:

  • необходимо отсутствие психических расстройств (при их наличии устанавливается только полное опекунство);
  • необходимо согласие помощника и его подопечного;
  • помощником или опекуном не назначается сотрудник органа соцзащиты, помогающий престарелому по хозяйству;
  • помощником может назначаться любое лицо (чаще назначают родственников);
  • необходимо заключение договора поручения, агентского договора, доверительного управления имуществом или иного гражданско-правового договора;
  • если инвалид не имеет расстройств психики, над ним устанавливается патронаж.

Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.

На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.

Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.

Постановление предоставляется:

  • в школу;
  • больницу, поликлинику;
  • правоохранительным органам (при необходимости);
  • во время поездок.

По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.

Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.

Усыновление возможно в отношении детей, единственный родитель или оба родителя которых, в частности, умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, неизвестны. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 1 ст. 127 СК РФ).

Не могут стать усыновителями (п. 1, 3 ст. 127 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью):

  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
  • лица, лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;
  • лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают такие лица (за исключением отчима (мачехи) ребенка);
  • лица, не имеющие постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ;
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
  • лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка;
  • лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным выше;
  • лица, не прошедшие психолого-педагогической и правовой подготовки в соответствии с предусмотренным законом порядком (за исключением близких родственников ребенка, его отчима (мачехи), а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
  • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).

Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).

Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители, опекуны, попечители.

Бабушка может являться законным представителем несовершеннолетнего, если она усыновила (удочерила) ребенка (внука, внучку).

Усыновление возможно в отношении детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, неизвестны.

Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие.

Кроме того, бабушка может являться законным представителем несовершеннолетнего, если она оформила опеку или попечительство над несовершеннолетним.

Оформление опеки и попечительства возможно в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии усыновителей.

Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем.

Опекун или попечитель могут быть назначены органом опеки и попечительства также по заявлению родителей, единственного родителя, несовершеннолетнего, достигшего 14 лет.

Необходимо отметить, что отдельные права родителей могут быть переданы бабушке по доверенности (например, право на получение выписок, справок, на заключение договоров). Однако наличие такой доверенности не делает бабушку законным представителем ребенка, поскольку права и обязанности родителей в отношении ребенка не прекращаются.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Омской области

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2010 N 559, от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622, от 15.11.2019 N 1458, от 10.02.2020 N 114)

В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);

пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

3. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 N 118)

4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление), в котором указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты). (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).

2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).

3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.

5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.

Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.

6. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).

2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

Тётя своя или «чужая». Проблема родственной и неродственной опеки

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

Для начала нужно разобраться в отличии первоочередных терминов. Опека – это особая форма заботы о лице, нуждающемся в сторонней помощи. Опекун назначается детям (оставшимся без родителей), младше 14 лет. А также лицам, которые были официально признаны недееспособными и об этом есть соответствующее свидетельство суда.

Попечительство, в свою очередь, устанавливается над несовершеннолетними детьми в период с 14 до 18 лет, а также над гражданами с ограниченной дееспособностью (официально задокументированной). Фактически попечитель – это лицо, которое контролирует действия своего подопечного и дает свое согласие на осуществление всех его прав и обязательств.

Отличие также заключается в том, что опекун назначается принудительно, без учета мнения опекаемого. Попечитель может же быть назначен по желанию гражданина, нуждающегося в такой форме заботы.

Когда человек частично недееспособен, и это признано судом, то попечитель – это человек, который будет осуществлять следующие функции:

  • Давать согласие на любые финансовые операции от лица подопечного.
  • Обращаться в медучреждения, чтобы частично недееспособному гражданину оказали помощь.
  • Оформлять и требовать все положенные подопечному выплаты и льготы.
  • Защищать при необходимости права частично недееспособного гражданина в суде.
  • Защищать и сохранять имущество подопечного.

В целом функции такие же, как при попечительстве над совершеннолетним. Отличие лишь в том, что попечительство над подростком прекращается в силу возраста – после достижения подопечным 18 лет. Попечитель частично недееспособному гражданину может быть назначен только после соответствующего решения суда об этом статусе. И прекращено только в том случае, если суд признает человека полностью дееспособным.

Требования, предъявляемые к опекунам и попечителям

Попечительство прекращается в строго оговоренных случаях:

  1. Несовершеннолетний подопечный достиг возраста в 18 лет.
  2. В силу эмансипации, по решению суда.
  3. Вступление в брак в возрасте до 18 лет. Заключение брака снимает ограничение в правах.
  4. По суду было снят статус «ограниченно дееспособный».
  5. Нарушение условий попечительства самим попечителем (по решению надзорного органа).
  6. Смерть попечителя или его подопечного.

Попечители должны защищать права и интересы подопечного. В обязанности попечителя входит забота об их подопечных, то есть обеспечение последних уходом и лечением, а в случае, когда речь идет о подростках – воспитанием и обучением. Также попечитель должен давать согласие на проведение подопечным тех или иных действий юридического характера.

В правах прописано следующее:

  • они не должны противоречить интересам ребенка;
  • попечители не могут причинять вреда физическому или психологическому здоровью опекаемого лица;
  • попечители могут требовать предоставления медицинской, психологической, юридической или иной помощи семье.

Все права и обязанности попечителя и подопечного установлены ст. 148 Семейного Кодекса РФ, в предписаниях Гражданского Кодекса РФ, а также в Законе об опеке.

Прежде всего рассматриваются все кровные родственники. Если таковых нет, или они не согласны взять на себя такую ответственность, то в данной роли может выступить любой гражданин РФ. Но с некоторыми оговорками. Кандидат должен быть:

  1. Дееспособным.
  2. Совершеннолетним.
  3. Иметь личное жилье, отвечающее требованиям органов опеки и попечительства.
  4. Не иметь судимостей.
  5. Не иметь ограничений по здоровью (в соответствии с требованиями надзорного органа).
  6. Иметь достаточный уровень дохода для создания нормальных условий для проживания несовершеннолетнего.
  7. Чистая история – в области решения родительских прав или проблем с предыдущими подопечными.

Также попечителями не могут стать граждане с алкогольной или наркотической зависимостью.

Возраст попечителя – от 18 до 60 лет. При этом не допускается, чтобы между ним и подопечным была разница менее чем в 16 лет. При наличии кровного родства последнее правило теряет силу.

Полномочия у этой организации достаточно широкие:

  1. Опекун или попечитель назначается сотрудниками органа опеки.
  2. Они имеют право подавать в суд с ходатайством о признании того или иного гражданина недееспособным.
  3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за деятельностью опекунов и попечителей. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей или причинения вреда (физического, психологического или иного) подопечному последним может грозить административная или уголовная ответственность.
  4. Они могут лишать родительских прав и решать, кто может стать усыновителем, попечителем или опекуном.
  5. Органы опеки и попечительства могут законно представлять своих подопечных в любых инстанциях.

При всей полноте полномочий их деятельность достаточно жестко регламентирована ГК РФ, а все решения этой организации могут быть оспорены в судебном порядке.

Разница между опекунством и попечительством состоит в следующем. Опекун самостоятельно решает все вопросы над опекаемым, несет полную ответственность за свои действия. Попечитель решает все вопросы опекаемого вместе с ним, согласовывая с подопечным все планируемые действия.

Стать опекуном или попечителем вправе исключительно дееспособный человек старше 18 лет.

Законодательство устанавливает категорию лиц, которые не могут оформить опекунство или попечительство:

  • несовершеннолетние лица (даже если они приобрели полную дееспособность – например, оформили ИП или зарегистрировали супружеский союз);
  • лица, которых лишили родительских прав (или ограничили в них);
  • люди, у которых диагностирована наркотическая/алкогольная зависимость;
  • люди, которые в прошлом уже были опекунами/попечителями, но в дальнейшем их отстранили от выполнения данных обязательств;
  • люди, которые в прошлом были усыновителями, однако из-за совершения противоправных действий они лишились данного статуса;
  • люди, страдающие от тяжелого заболевания, в результате чего они не могут обеспечить полноценный уход за ребенком.

Желающему взять под опеку или попечительство необходимо предоставить в территориальное отделение соцзащиты населения следующие документы:

  • заявление;
  • справка с места работы, содержащая информацию о должности, среднем заработке за год;
  • справка о других источниках доходов для нетрудоустроенных лиц (например, о получении пенсии);
  • выписка из домовой книги или другая правоустанавливающая документация на жилье;
  • ксерокопия финансового лицевого счета с адреса проживания;
  • справка о том, что у заявителя нет судимости (оформляется в ОВД);
  • медицинское заключение о текущем состоянии здоровья;
  • ксерокопия свидетельства о регистрации супружеского союза;
  • согласие в письменном виде на оформление опекунства/попечительства со стороны других членов семьи (включая детей старше 10 лет);
  • справка о том, что жилое помещение соответствует всем нормам и требованиям;
  • автобиография заявителя.

Опекун и попечитель могут быть освобождены от выполнения своих обязанностей в следующих случаях:

  • ребенок был усыновлен или вернулся к родителям;
  • человек ненадлежащим образом исполняет возложенные на себя обязательства, оставляет ребенка без надзора и помощи (в этом случае его не только лишат соответствующего статуса, но и привлекут к ответственности в зависимости от тяжести последствий);
  • сам опекун или попечитель попросил освободить от выполнения обязательств перед ребенком.

Помимо опеки и попечительства, есть и другая форма обеспечения людей – патронаж. Такая форма устанавливается в отношении лиц старше 18 лет, которые страдают от серьезных проблем со здоровьем и не могут защищать свои интересы, пользоваться правами. Патронатные отношения не связаны с ограничением дееспособности или с полным ее лишением, нет необходимости осуществлять полный контроль над подопечным. Решения принимает человек самостоятельно, без получения разрешений, а помощник только способствует их выполнению.

С помощником оформляется гражданско-правовой договор, формат которого зависит от оказываемых услуг. Так, может заключаться договор доверительного управления, поручения. Договор оформляется на ограниченный срок, услуги оказываются на платной основе. Как только срок действия договора подходит к концу, патронаж больше не действует.

Для оформления патронажа необходимо обратиться в территориальное отделение органов опеки с заявлением и документами.

Правовой статус опекунов и попечителей одинаковый – то же самое относится к требованиям, правам и обязательствам. Однако время опекун делает все вместо опекаемого, а попечитель – вместе с ним. Различаются и объемы полномочий для каждой формы обеспечения опекаемого. Для оформления опекунства/попечительства необходимо обратиться в соцзащиту населения с определенным пакетом документов. Также при необходимости можно оформить патронаж, обратившись в отделение органов опеки.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Основная задача попечителя — не позволить своим подопечным совершать глупые и необдуманные поступки, защитить их от посягательств со стороны третьих лиц, дать хорошее воспитание и позволить получить достойное образование.

Подопечные могут сами совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать продукты питания, предметы гигиены и т.д. Могут самостоятельно устроиться на работу, тратить на определенные нужны свою зарплату или стипендию. Однако на более крупные соглашения потребуется разрешения попечителя, и сделку совершать надо будет вместе с ним. При необходимости подопечный будет представлять интересы вышеуказанных граждан. Государство создало такую форму как попечительство для защиты лиц, которые в силу юного возврата или одурманивания сознания не всегда дают точную оценку своим действиям.

Попечительство можно оформить и по уходу за пожилым человеком по его инициативе, если гражданин по состоянию здоровья ограничен. Это форма больше приобретает форму патроната.

С 14 до 16 лет проживание с подопечным обязательное. А после 16 лет возможно и раздельно после получения разрешения от органов опеки, если это отвечает интересам ребенка, например, поступление в колледж в городе.

По аналогии с опекой требуется заполнять и сдавать ежегодный отчет.

Рассмотрим основные отличия между опекуном и попечителем, опекой и попечительством:

  1. Во-первых, разница в названиях субъектов. В случае опеки — это опекун и опекаемый, а в случае с попечительством – попечитель и подопечный.
  2. Во-вторых, отличие в самих субъектах, т.е. над кем осуществляется уход. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство – старше 14 лет и до совершеннолетия. Опекаемый – недееспособный взрослый, подопечный – ограниченно дееспособный.
  3. Опекун представляет интересы своего опекаемого полностью, совершает сделки от его имени (кроме крупных сделок и сделок с недвижимостью), а попечитель только дает разрешение на определенные сделки, советует, как поступать в определенных случаях, но не заменяет полностью самого подопечного.
  4. Опекун несет полную материальную и имущественную ответственность за действия малолетнего или недееспособного гражданина, а в случае попечительства ответственность солидарная, отвечают оба.
  5. Проживание с опекаемым обязательно в случае опеки, а в отношениях попечительства после 16 лет в интересах ребенка возможен разъезд при разрешении органа опеки.

На практике опекун заменяет родителя для маленького ребенка, поэтому государство предоставляет ему более широкий круг возможностей, прав, но также и обязанностей больше, нежели чем у попечителя.

В законодательном плане вопросы отличия опеки от попечительства регулируются:

  1. Федеральным законом РФ N 48 «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г.
  2. Семейным кодексом РФ (главы 18-20)
  3. Гражданским кодексом РФ (статьями 31-40)
  4. Постановлением правительства РФ N 117 от 14.02.2013 г. (медицинские аспекты)
  5. Постановлением правительства РФ N 423 от 14.05.2009 г. (вопросы выплат)

Права и обязанности сторон становятся законными после того, как будет заключен договор между потенциальным опекуном и органами опеки.

Попечитель имеет меньше полномочий в сравнении с опекуном. Последний получает полный контроль над опекаемым и право подписывать документы от его имени, принимать решения и распоряжаться его имуществом. Возможности и обязанности попечителя устанавливаются Семейным Кодексом РФ и предполагают следующее:

  1. Защиту интересов подопечного в суде и перед людьми, способными своими действиями нанести ему вред.
  2. Создание условий, приемлемых для проживания ребенка или инвалида.
  3. Обеспечение возможности для проведения учебного процесса (детский сад, школа), личностного роста, культурного и физического развития.
  4. Помощь в адаптации к социуму, в выполнении своего общественного долга.
  5. Осуществление помощи в принятии решений. Последнее слово при этом остается за подопечным.
  6. Пользование имуществом в период действия попечительства, но не распоряжение им.

Какие отличия между опекуном и попечителем

Для полностью недееспособных граждан назначается опекун. Недееспособный гражданин, за которым сохранены некоторые права (ограниченно недееспособный) получает для присмотра за собой – попечителя.

Ответ на вопросы: чем отличаются опекун и попечитель, в чем разница недееспособным гражданам от этих форм ухода, заключается в различии прав у самих недееспособных.

Недееспособными признаются люди вследствие различных психических заболеваний, при которых они в полной мере не могут осознавать совершаемые ими поступки, а значит, и нести за них ответственность. Лишают гражданина дееспособности только по решению суда. Для такого человека назначается опекун. Опекун выполняет все сделки за своего подопечного. Закон ограничивает опекуна только в некоторых случаях, чтобы исключить вероятность действий не в интересах опекаемого. Так опекун не может отчуждать имущество недееспособного (продавать, дарить и т.д.) и отказываться от наследства.

Можно сделать вывод, что попечительство является более лёгкой формой опеки.

Суть ответа на вопрос: опекун и попечитель – в чём разница? – кроется в правах подопечного. Если в четырнадцать лет подросток приобретает дополнительные права и свободы, соответственно, опекун теряет часть своих прав и переходит в разряд попечителей. Но, в то же время, снижается и степень ответственности у попечителя за действия своего подопечного. Аналогично происходит и с родителя любого подростка. Только в этом случае не меняется название. Поэтому, такая замена скорее формальная. Через постепенное увеличение прав с возрастом проходят все дети, независимо живут они с родными родителями или с опекунами. Чаще всего такой процесс не заметен для жизни в семье.

Примерно также опекун и попечитель (какая разница) – соотнесены для совершеннолетних. У опекуна больше прав, но он несёт полную ответственность за действия своего подопечного. У попечителя прав немного меньше, но и ответственность не лежит полностью на нём. В данном случае обычно не происходит смены одной формы опеки на другую. Исключение – если человек приобрёл психическое заболевание после многих лет алкоголизма или наркомании.


Поэтому в жизни термины опека и попечительство всегда идут вместе. Разница между ними невелика и обусловлена указанными небольшими формальностями. Опекун и попечитель обычно хорошо ознакомлены со своими и обязанностями, поэтому путаницы при их исполнении не должно возникать.

По сути данные термины имеют одинаковое определение. Разница заключается только в возрасте подопечного. Опека оформляется над ребёнком, который не достиг 14 летнего возраста. Попечительство назначается над частично дееспособными детьми (от 14 до 18 лет). С 18 лет человек считается полностью дееспособным и не нуждается в опеке (исключение — наличие психологических или физических проблем со здоровьем).

Первый этап оформления — сбор необходимых документов. Документы подаются в орган опеки и попечительства по месту жительства кандидата.

Будущему опекуну нужно предоставить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или иной документ, подтверждающий личность заявителя.
  3. Справка с официального места работы о размере заработной платы за последние 12 месяцев. Если заявитель временно не работает (по объективным причинам), необходимо предоставить такую же справку в отношении законного супруга (супруги).
  4. Справка, выданная органом внутренних дел, о том, что у заявителя не было судимости.
  5. Медицинская справка о состоянии здоровья заявителя.
  6. Свидетельство о браке (при наличии).
  7. Свидетельство о праве собственности, справка с места жительства, выписка из домовой книги или любой другой документ, который подтверждает право собственности на жилое помещение.
  8. Письменное согласие всех членов семьи заявителя старше 10 лет, которые проживают с ним на одной жилплощади.
  9. Автобиография.

В течение 7 дней с момента подачи заявления сотрудники органа опеки и попечительства изучают документы, анализируют нравственные и физические качества заявителя и проводят обследование его жилищных условий. Только после выполнения этой процедуры выносится заключение о возможности быть опекуном или попечителем над ребенком.

Следующий этап — вынесение решения о назначении опеки и попечительства. Данное решение дает гражданину право на обращение в банк данных о детях, оставшихся без родительского попечения.

В случае отказа, сотрудники органа опеки обязаны вернуть заявителю полный комплект документов и предоставить письменный ответ о причинах своего решения. Гражданин, который не согласен с решением муниципального учреждения, имеет право обратиться в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *