Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.
- Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
- Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
-
Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
- интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
- экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
- статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.
Как создавать и корректировать резерв по сомнительным долгам
Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).
Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.
Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).
Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.
Созданный резерв по сомнительным проблемным долгам подлежит отражению на специальном счете бухгалтерского учета 63.
Сальдо по бухсчету 63 отражается в составе строки «Дебиторская задолженность», причем со знаком минус. Следовательно, сформированные записи на 63 счете уменьшают сумму дебиторки, по которой сформирован РФ.
Типовые проводки:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Создан резерв по сомнительным долгам (проводка) |
91 |
63 |
Задолженность, безнадежная к взысканию, списана за счет созданного резервного фонда |
63 |
60, 62, 76 |
Просрочка погашена должником |
63 |
91 |
Рассмотрим правила составления корреспонденции счетов на конкретном примере:
ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:
- ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
- ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
- ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).
В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.
В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.
По итогам года невостребованные резервные средства списаны.
Бухгалтер составил следующие проводки:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Сформирован резерв по сомнительным долгам (проводка) |
91 |
63 |
150 000 рублей (50 000,00 + 20 000,00 для долга более 90 дней просрочки, 80 000 (50 %) для долга от 45 до 90 дней) |
На расчетный счет поступила оплата от ООО «Закупщик» |
63 |
76 |
160 000,00 |
Списана сумма резервного фонда по конкретному обязательству |
63 |
91 |
80 000,00 |
Получено уведомление о банкротстве и невозможности возврата задолженности ООО «Покупатель» |
63 |
60 |
50 000,00 |
Невостребованные резервы списаны на прочие доходы по итогам календарного года |
63 |
91 |
20 000,00 (150 000 — (80 000 + 50 000) |
Если в компании в 2017 году был создан резервный фонд, но в течение 2018-го он не был израсходован — при оформлении баланса нужно будет оставшиеся деньги присоединить к финрезультатам на конец года (включить во внереализационные доходы).
Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2020 год на сумму неиспользованного за 2018-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2018 года резервные суммы на 2020-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2018 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).
Оба основополагающих документа (бухгалтерский и налоговый) дают похожие определения сомнительному долгу, признавая им существующую дебиторскую задолженность:
- не погашенную или имеющую высокую вероятность неоплаты в сроки, установленные в договоре, и не обеспеченную гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
- не погашенную в сроки, установленные в договоре, и не имеющую обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Общим для обоих видов учета является также то, что резервы:
- создаются по результатам инвентаризации задолженности и могут быть образованы по итогам как отчетного, так и налогового периода, в котором произошло их выявление;
- формируются раздельно по каждому из сомнительных долгов;
- влияют на финрезультат при всех операциях с ним.
Однако на этом сходство сомнительных долгов для признания их в бухгалтерском или налоговом учете заканчивается. Начинаются различия.
В отношении резерва, создаваемого в бухучете, в бухгалтерской учетной политике необходимо отразить периодичность проведения инвентаризации для целей выявления сомнительной задолженности (обычно это делают поквартально или 1 раз в конце года, но можно проводить и чаще, например, ежемесячно) и критерии:
- признания долга сомнительным;
- оценки вероятности получения долга;
- определения размера формируемого резерва.
Вносить в бухгалтерскую учетную политику положение о создании или несоздании такого резерва необязательно. Создавать его при наличии задолженности, признанной сомнительной, надо. К тому же включение в учетную политику решения о несоздании резерва по сомнительным долгам может привести к признанию данных бухучета не соответствующими критерию достоверности.
В налоговой учетной политике достаточно указать на факт создания или несоздания резерва и периодичность, с которой будут учитываться результаты инвентаризации задолженности. Иные дополнительные моменты, относящиеся к резерву, можно не прописывать, т. к. руководствоваться в отношении них придется положениями ст. 266 НК РФ.
Обязателен или нет резерв по сомнительным долгам?
Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.
Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:
- определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
- исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.
Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.
Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.
Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.
Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.
Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.
Расходы на создание резервов по отпускам следует относить на тот счет учета, где указывается заработная плата работника. Таким образом, выделяются группы: сотрудники производства, администрации и т.д.
В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.
- Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
- Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
- когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
- если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:
Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.
Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.
Порядок создания резерва следует закрепить в учетной политике. Размер отчислений в резерв следует устанавливать в зависимости от платежеспособности должника и от степени вероятности погашения им долга.
Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.
Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.
Создание или доначисление резерва по сомнительным долгам отражается проводкой:
Дебет 91.2 Кредит 63
Начисление резерва отражается в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки.
Как списать невостребованные долги?
Списание задолженности в сумме начисленного ранее резерва отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:
Дебет 63 Кредит 62,76
Обратите внимание, в течении 5 лет сумма списанной задолженности должна быть отражена на забалансовом счете 007. То есть делается запись: Дебет 007. Это делается на случай, если у организации появится возможность ее взыскать.
Резерв по сомнительным долгам: бухгалтерские и налоговые тонкости
Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:
Дебет 63 Кредит 91
Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:
Дебет 99 Кредит 68
Для тех, кому нужно быстро и легко разобраться в сути ПБУ 18/02, советуем посмотреть видеозапись вебинара «Применение ПБУ 18/02: просто о сложном».
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пункт 3 статьи 266 НК РФ).
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном в пункте 4 статьи 266 НК РФ:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Таким образом, если банк принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то на последнее число отчетного (налогового) периода в состав внереализационных расходов включается сумма резерва, исчисленная по результатам проведения инвентаризации дебиторской задолженности в порядке, установленном пунктом 4 статьи 266 НК РФ.
Учитывая указанное, дебиторская задолженность перед банком, отвечающая установленным в статье 266 НК РФ признакам сомнительной задолженности. учитывается при определении отчислений в резерв по сомнительным долгам.
При этом, отнесение задолженности к сомнительной как по факту, так и по срокам должно подтверждаться документами, из которых можно установить правомерность такого отнесения.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
На балансе ООО «ВЕГА» числится дебиторка в сумме 1200 тыс. руб.
На 31.12.2016г. срок возникновения задолженности равен 50 дней. Выручка от реализации ООО «ВЕГА» за 2016 год равна 20 000 тыс .руб.
По итогам 2016 компания сформировала резерв по сомнительным долгам, размером 600 тыс.руб.
Лимит резерва равен 10% от 20 000 тыс. руб., то есть 2 000 тыс. руб.
Таким образом, величина резерва лимит не превышает.
На 31.12.2017г данная задолженность не погашена и не переведена в безнадежные долги. Срок ее возникновения превышает 90 дней.
За 1 кв. 2017 выручка ООО «ВЕГА» составляет 5 000 тыс. руб. В резерв включена сумма 1 200 тыс. руб. (в 100%размере).
Предельная величина определяется путем сравнения двух сумм: 2 000 тыс. руб. и 500 тыс. руб. За лимит принимаем большее значение, равное 2 000 тыс. руб., а значит сумма резерва за 1 кв. не превышает лимит и равна 1 200 тыс. руб.
Компания самостоятельно определяет, каким способом ей создавать резерв и выбранный способ закрепляет в учетной политике. Выбрать следует один из следующих способов:
Способ создания резерва по сомнительным долгам | Что собой представляет способ |
Интервальный | При данном способе создания, а также использования резерва размер отчислений исчисляется ежемесячно (или каждый квартал) в процентах от задолженности, в зависимости от периода просрочки |
Экспертный | Резерв создается по каждому долгу на сумму, которая не может быть погашена |
Статистический | Отчисления определяются исходя из данных компании за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторки по конкретному виду |
Важно! Если организация применяет первый или второй способ, то при признании долга под который создавался резерв безнадежным, списывают его за счет данного резерва. Если суммы резерва для списания долга не хватает, то оставшуюся часть списывают в прочие расходы. Если долг все же погасится, то резерв необходимо восстановить.
Порядок, по которому происходит создание резерва по сомнительным долгам, включает в себя следующие этапы.
- Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
- Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
- Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, п.3.
- Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
- Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
- Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.
Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен 63 счет «Резервы по сомнительным долгам», предназначенный для учета резервов. Основные проводки по формированию и использованию резерва будут следующими:
Хозяйственная операция | Д | К |
На дату формирования резерва | ||
Создание резерва по сомнительным долгам | 91 | 63 |
На дату списания резерва | ||
Списание безнадежного долга за счет резерва | 63 | 62 (60,76,58-3) |
На дату восстановления резерва | ||
Восстановление резерва | 63 | 91 |
Если контрагентом погашается задолженность, то проводка формируется такая же, как если бы проводилась простая оплата от покупателя – Д50 (51) К62(76).
Учетная политика ООО «ВЕГА» содержит положения о том, что резервы по сомнительным долгам формируются на основании данных отдела продаж с помощью экспертного способа.
Контрагент | Сумма долга, млн.руб. | Срок оплаты | Вероятность оплаты |
На конец 2-го квартала | |||
Контрагент-1 | 15 | 20.07 | 100% |
Контрагент-2 | 25 | 15.06 | 20% |
Итого: | 40 | ||
На конец 3-го квартала | |||
Контрагент-1 | 20 | 20.10 | 100% |
Контрагент-2 | 25 | 15.06 | – |
Контрагент-3 | 12 | 28.09 | 75% |
Итого: | 57 | ||
На конец года | |||
Контрагент-1 | 5 | 15.01 | 100% |
Контрагент-2 | Долг списан | – | – |
Контрагент-3 | 8 | 20.01 | 100% |
Итого: | 13 |
Долг Контрагента №2 признан безнадежным и списывается:
На конец 2 квартала, ООО «ВЕГА» создает резерв по сомнительному долгу Контрагента №2 на сумму 20 млн.руб. (25 х (100% – 20%)). В конце 3 квартала ООО «ВЕГА» увеличила резерв Контрагента-2 на 5 млн.руб. (25 х 100% – 20), теперь резерв составляет 25 млн.руб. На эту дату также создается резерв по долгу Контрагента №3 в размере 3 млн.руб. (12 х (100% – 75%)). На конец 4 квартала ООО «ВЕГА» списывает долг Контрагента №2 за счет резерва. Контрагент №3 долг оплатил, соответственно по его долгу резерв восстанавливается.
Проводки данном случае будет следующим:
На конец 2 квартала: Д91 К63 – создан резерв по долгу Контрагента №2;
На конец 3 квартала: Д91 К63 – увеличен резерв по долгу Контрагента №2;
Д91 К63 – создан резерв по сомнительному долгу Контрагента №3;
На конец года: Д63 К62 –списан долг Контрагента №2 за счет резерва;
Д63 К91 – восстановлен резерв по долгу Контрагента №3.
Вопрос: Включают ли НДС в сумму задолженности, по которой формируется резерв?
Ответ: Резерв формируется на сумму долга, включая НДС. Это следует из письма Минфина от 03.08.2010г №03-03-06/1/517.
Вопрос: Какую выручки учитывают при расчете предельного размера резерва, с учетом НДС или без него?
Ответ: Предельный размер резерва рассчитывают от чистой выручки, то есть НДС учитываться не должен.
Резервы в налоговом учете в 2021 году
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.
Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.
Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.
Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:
- определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
- отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Используются следующие способы создания резерва:
- интервальный способ;
- экспертный способ;
- статистический способ.
Интервальный способ.
При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.
Экспертный способ.
При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена в срок.
Статистический способ.
При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.
В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.
Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:
- не погашен в срок, установленный договором;
- не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.
Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.
В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В налоговом учете начисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:
- по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
- по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
- по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки без НДС отчетного периода.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.
Возврат к списку
Сумма резерва по сомнительным долга не должна превышать 10 % от выручки за указанный налоговый период. При расчете максимальной величины резерва по сомнительным долгам налогоплательщик может сравнить две величины и выбрать из них наибольшую:
- 10 % от выручки за предыдущий налоговый период (например, 2018 год);
- 10 % от выручки за текущий отчетный период (например, первый квартал 2019 года).
При этом выручка берется без учета НДС и акцизов. Таким образом с 2019 года налогоплательщики вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму больше, чем прежде.
В резерв включаются долги в размере:
- полной суммы задолженности — при просрочке платежа свыше 90 дней;
- 50% задолженности — при просрочке платежа от 45 до 90 дней.
По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней резерв не создается.
Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.
Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2021 году.
Резервы по сомнительным долгам: формирование в бухгалтерском учете
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:
- Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
- Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
- Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.
Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).
Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.
В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса). При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств. Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.
В методических указаниях, регулирующих проведение инвентаризации финансовых обязательств компании и ее имущества, приводятся и требования к мониторингу сомнительных долгов в бухгалтерском учете. Он в обязательном порядке должен применяться к каждой дебиторской задолженности, что позволит своевременно внести изменения в учетную политику и зарезервировать средства. Кроме того, следует регулярно проводить проверку использования этих денег. Процесс инвентаризации должен осуществляться непосредственно перед началом каждого очередного отчетного периода.
В качестве сомнительного долга могут признаваться как дебиторская задолженность по счетам 60, 62, 76, так и задолженность по выданному вашей компанией займу, субсчет 58-3. Если срок возникновения заложенности составляет 45-90 календарных дней, то такой долг включается в резерв в размере 50%. А 100% долга можно отнести в резерв только в том случае, если срок возникновения задолженности составил более 90 календарных дней.
С 2017 года в формировании резерва произошли некоторые изменения. Так, например, если задолженность компании носит встречный характер, то есть когда определенный дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед этим дебитором, то сомнительной признается та часть долга, которая превышает обязательство.
До 2017 года компании имели право включать в резерв всю сумму долга. В настоящее время это четко регламентируется п.1ст.266 НК РФ. При этом, нужно учитывать, что впервые применить данное нововведение компании имеют право только по итогам 1-го квартала 2017 года. А резервы 2016 используются по требованиям НК РФ в прежней редакции.
Существует ряд причин для того, чтобы создавать резерв по сомнительным долгам на предприятии. Резерв позволяет увидеть конкретные обязательства дебиторов, реальный финансовый результат в бухгалтерской отчетности, а также позволяет компаниям оценить возможные убытки, возникшие из-за долга. Поэтому, когда в компании возникают сомнительные долги обязательно нужно создать резерв всем компаниям, даже тем, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенном виде.
Как создать резерв по сомнительным долгам: пошаговый план от Минфина
Каким образом в компании происходит создание резерва должно быть определено в учетной политике. Рекомендуются следующие способы:
- Интервальный. При таком способе создания и использования резерва размер отчислений рассчитывается каждый месяц (либо каждый квартал) в процентах от суммы долга, в зависимости от длительности просрочки;
- Экспертный. При таком способе резерв создают по каждому долгу на сумму, которая не будет погашена.
- Статистический. При статистическом способе создания резерва, отчисления определяются исходя из данных организации за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторской задолженности конкретного вида.
В тех случаях, когда в компании применяются первый или второй способ, если тот долг под который создали резерв признан безнадежным, его списывают за счет этого резерва.
Когда суммы резерва недостаточно для списания долга, то оставшаяся его часть списывается в прочие расходы. Либо, если долг все таки гасится, то резерв восстанавливается.
Для учета резерва в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен 63 счет «Резервы по сомнительным долгам». Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по формированию и использованию резерва.
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
На дату формирования | ||
Резерв по сомнительным долгам создан | 91 | 63 |
На дату списания | ||
Списан безнадежный долг за счет резерва | 63 | 62(60,76,58-3) |
На дату восстановления в части погашенного долга | ||
Резерв восстановлен | 63 | 91 |
При погашении контрагентом задолженности проводка формируется такая же, как если проводилась обычная оплата от покупателя, то есть Д50 (51) К62(76).
Рассмотрим как создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете на конкретном примере. В учетной политике ООО «Континент» прописано, что резервы по сомнительным долгам должны формироваться на основании данных отдела продаж, применяя экспертный способ.
Контрагент | Сумма долга, млн.руб. | Срок оплаты | Вероятность оплаты |
На конец 2-го квартала | |||
Контрагент-1 | 15 | 20.07 | 100% |
Контрагент-2 | 25 | 15.06 | 20% |
Итого: | 40 | ||
На конец 3-го квартала | |||
Контрагент-1 | 20 | 20.10 | 100% |
Контрагент-2 | 25 | 15.06 | – |
Контрагент-3 | 12 | 28.09 | 75% |
Итого: | 57 | ||
На конец года | |||
Контрагент-1 | 5 | 15.01 | 100% |
Контрагент-2 | Долг списан | – | – |
Контрагент-3 | 8 | 20.01 | 100% |
Итого: | 13 |
Долг Контрагента-2 признан безнадежным и списан, выглядит это так:
- На конец 2-го квартала, ООО «Континент» создало резерв по сомнительному долгу Контрагента-2 на сумму 20млн.руб. (25х(100%-20%)).
- В конце 3-го квартала ООО «Континент» увеличила резерв Контрагента-2 на 5млн.руб. (25х100% – 20), теперь резерв равен 25млн.руб. На эту же дату создается резерв по долгу Контрагента-3 в размере 3млн.руб.(12х(100%-75%)).
- На конец 4-го квартала ООО «Континент» списывает долг Контрагента-2 за счет резерва. Контрагент-3 долг оплатил, соответственно по его долгу восстанавливается.
- На конец года резервы по сомнительным долгам не создаются.
Проводки, при этом, будут выглядеть следующим образом:
На конец 2-го квартала: Д91 К63 – Резерв по сомнительному долгу Контрагента-2 создан;
На конец 3-го квартала: Д91 К63 – Резерв по сомнительному Контрагента-2 увеличен;
Д91 К63 – Резерв по сомнительному долгу Контрагента-3 создан;
На конец года: Д63 К62 – За счет резерва списан долг Контрагента-2;
Д63 К91 – Резерв по долгу Контрагента-3 восстановлен.
Вопрос №1. «Включается ли НДС в сумму долга, по которому формируется резерв?»
Как следует из письма Минфина от 03.08.2010г №03-03-06/1/517, резерв формируют на сумму долга, включая НДС.
Вопрос №2. «Какая выручка учитывается при расчете предельного размера резерва, с НДС или без НДС?»
Основываясь на ст.249 НК РФ, предельный размер резерва следует рассчитывать от «чистой выручки», то есть НДС не учитывается.
Резерв по сомнительным долгам в 2021 году
В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывают за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве приводят в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (п. 35 ПБУ 4/99).
Как формировать резерв в налоговом учете
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не обязательно создают. Это остается на усмотрение компании. Если она решила формировать резерв, об этом делают запись в учетной политике:
Сомнительными для целей создания резерва признаются любые долги перед организацией, возникшие в связи с реализацией товаров (работ, услуг), непогашенные в установленные сроки и не обеспеченные залогом, банковской гарантией или поручительством. Об этом сказано в пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ.
Если компания создает резерв по сомнительным долгам, она должна формировать его ежеквартально или ежемесячно (п. 3 ст. 266 Налогового кодекса РФ). Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль. Им может быть I квартал (первое полугодие, девять месяцев) или месяц (два месяца, три месяца и т. д.) (п. 2 ст. 285 Налогового кодекса РФ).
Чтобы определить сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам, придерживайтесь следующего алгоритма .
1. Проведите инвентаризацию дебиторской задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), по состоянию на последний день отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль.
2. Из общей суммы дебиторской задолженности выделите сомнительные долги.
3. Определите срок задержки платежей по сомнительным долгам.
4. Рассчитайте размер резерва исходя из сроков задержки платежей в следующем порядке:
- по задержкам со сроком менее 45 дней – резерв не формируется;
- по задержкам со сроком от 45 до 90 дней (включительно) – включите в резерв 50 процентов от суммы задолженности;
- по задержкам со сроком более 90 дней – включите в резерв 100 процентов от суммы задолженности.
5. Определите максимальный размер резерва по сомнительным долгам. Раньше он составлял 10 процентов от выручки организации за отчетный (налоговый) период. При определении максимального размера резерва выручка принимается без учета НДС (письмо Минфина России от 12 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/745). С нового года можно выбрать наибольший из двух лимитов:
- 10 процентов от выручки за предыдущий год;
- 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.
Изменения в статью 266 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 405-ФЗ.
6. Величина резерва, рассчитанная исходя из суммы дебиторской задолженности, не может превышать максимального размера резерва, рассчитанного исходя из выручки. Если такое превышение есть, то резерв создавайте исходя из максимального размера.
7. Если на конец отчетного периода у организации есть неиспользованный остаток резерва, то применяйте следующие правила:
- если неиспользованный остаток меньше суммы резерва, созданного в отчетном периоде, разницу между остатком и суммой вновь созданного резерва включите в состав внереализационных расходов;
- если неиспользованный остаток больше суммы резерва, созданного в отчетном периоде, разницу между остатком и суммой вновь созданного резерва включите в состав внереализационных доходов.
Такой порядок установлен статьей 266 Налогового кодекса РФ.
Приказ на отчисления в налоговый резерв по сомнительным долгам:
ЗАО «Альфа»
ИНН 7708123456, КПП 770801001, ОКПО 98756423
Суммы резерва по сомнительным задолженностям, отраженные в бухучете, являются оценочными. Их инвентаризация позволяет более-менее достоверно прогнозировать доходы в отчетном и наступающем периоде. Отражение сумм задолженности производится в «прочих расходах» на сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам». Для этого выполняются следующие проводки:
Дебет 91-2 Кредит 63 — образован или увеличен уже имеющийся резерв.
При поступлении оплаты от контрагента, резерв на сумму поступления должен быть уменьшен. Тогда восстановление проводится с помощью учетных записей: Дебет 51 (50) Кредит 62 (71, 73, 76…) — поступили денежные средства от дебитора и Дебет 63 Кредит 91-1 — уменьшен резерв на сумму погашенной «дебеторки».
Созданный резерв предприятие (организация) имеет право:
- перенести;
- использовать;
- восстановить.
Не всегда созданный резерв используется в отчетном периоде, за который уплачиваются налоги в бюджет (квартал или год). В этом случае остаток можно перенести на следующий отчетный период. Для этого необходимо:
- в конце нового отчетного периода провести инвентаризацию сомнительных долгов;
- рассчитать объем резерва по отчетному кварталу;
- проверить начисленную сумму на соответствие требованию о лимите в 10% от выручки;
- сравнить полученную сумму резерва с остатком на первое число отчетного периода.
Здесь возможны две ситуации:
- величина нового резерва меньше перешедшего остатка. В этом случае разница включается во внереализационные доходы налогового периода;
- остаток меньше начисленного резерва, тогда резерв пополняется за счет внереализационных расходов.
Если в I квартале следующего года принято решение отказаться от учета резерва по сомнительным долгам, при расчете налогов нужно:
- внести изменения в ранее утвержденную налоговую политику;
- остаток резерва на 31 декабря отчетного года показать во внереализационных доходах, увеличивая капитал организации;
- операцию отразить в декларации по строке 100 приложения № 1 к листу 02 и по строке 020 листа 02 в составе общих внереализационных доходов.
Детали создания и корректировки сомнительного резерва
В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.
Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:
-
не погашен в срок, установленный договором;
-
не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.
Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.
В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:
-
по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
-
по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
-
по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.
МСФО (IFRS) 9 требует, чтобы вы признали обесценение финансовых активов в сумме ожидаемого кредитного убытка (ECL, от англ. ‘expected credit loss’).
Фактически, для этого есть два подхода:
Общий подход – это модель обесценения (признания ECL) из трех стадий. Убыток от обесценения оценивается и признается в зависимости от того, на какой стадии находится рассматриваемый финансовый актив (инструмент).
[см. параграфы IFRS 9:5.5.1 – 5.5.8]
Таким образом, убыток от обесценения представляет собой либо сумму ECL за 12 месяцев, либо ECL за весь срок действия финансового актива (срок погашения дебиторской задолженности). Существует множество вопросов и проблем, связанных с реализацией этой модели. Например:
- Как определить, на какой стадии находится финансовый актив?
- Как определить значительное увеличение кредитного риска для некоторых финансовых активов?
- Как рассчитать 12-месячный ECL и ECL за весь срок действия финансового актива?
- Как определить и учесть факторы, влияющие на кредитный риск при расчете ECL?
Учитывая эти сложности, IFRS 9 допускает альтернативный подход для некоторых видов финансовых активов:
.
–, , . , , 2011 ., 27.01.2012 N 07-02-18/01.
. 6 1/2008 ” ” , , , . , , 2011 . – . 70 24.12.2010 N 186. , “” , , . , , 1/2008, 2009 ., “” 1/94 ” ” , “” 1/98 ” ” .
06.10.2008 N 106 ( – N 106).
29.07.1998 N 34.
28.07.1994 N 100.
09.12.1998 N 60.
, . 3 21/2008 ” ” . – . , , .
N 106.
–, . – , .. – . “”, , ( ), , , , ( , ). ” ” “” , ( ), , , – “” , , . , – , , , , , .
“” – ( : ) .
. : . 7 . 1 . 265 . , – .
“” , . – , () , ( . 5 . 266 , ). – , , ” ” .
, .
Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.
Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).
Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.
Уже являетесь подписчиком издания?
Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:
- Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
- Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
- Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.
В каких случаях нужно восстанавливать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете?