Конвенция о континентальном шельфе 1958 г участники

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция о континентальном шельфе 1958 г участники». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ББК 67.412.1

Д. Н. Джунусова Астраханский государственный технический университет

СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА

Основы существующего в настоящее время международно-правового режима континентального шельфа были заложены Женевской конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. [1].

Согласно ст. 1 Конвенции под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, прилегающих к берегу, но находящихся за пределами зоны территориальных вод, до глубины 200 м или за этим пределом до такой отметки, пока глубина покрывающих вод позволяет вести разработку естественных ресурсов этих районов, а также поверхность и недра морского дна подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.

Таким образом, Конвенция 1958 г. устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

1) глубина (200 м);

2) техническая доступность (так называемый критерий эксплуатабельности).

Используемый в Конвенции 1958 г. критерий эксплуатабельности подводных районов

не выдержал испытания временем, и уже к концу 80-х гг. XX столетия стало технологически возможным разрабатывать минеральные ресурсы морского дна на глубинах моря до нескольких километров и тем самым распространять права прибрежного государства на морское дно и его ресурсы далеко за пределы континентальной окраины в глубоководные районы морского дна. Указанный недостаток являлся одной из причин, вызвавших необходимость разработки новых правовых норм по определению континентального шельфа, вошедших в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. [2].

Принятие Конвенции ООН по морскому праву и ее вступление в силу 16 ноября 1994 г. стали важным этапом кодификации и развития международного морского права. В нее были включены новые правовые институты и договорные нормы, имевшие большое значение для прогрессивного развития международного морского права.

Воля государств — участников Конвенции по морскому праву 1982 г. состоит в отказе от критерия эксплуатабельности и в предложении сложной системы юридического определения внешней границы подводной окраины материка.

Пункт 1 ст. 76 Конвенции устанавливает, что континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Если же окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, то фиксированные точки, избранные прибрежным государством для проведения линии внешней границы континентального шельфа, должны находиться не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2 500 м (п. 5 ст. 76).

Следовательно, в зависимости от ширины собственно шельфа, возможны три варианта определения внешней границы юридического континентального шельфа прибрежного государства:

1) если ширина шельфа менее 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии в 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий;

2) если ширина шельфа более 200 морских миль, но менее 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внеш-

ней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты;

3) если ширина шельфа более 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты.

Подводная окраина материка включает в себя находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает в себя дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра (п. 3 ст. 76).

Там, где подводная окраина материка выходит за пределы 200 морских миль, прибрежное государство может включать в свой шельф все элементы материковой окраины, т. е. шельф, склон и подъем, устанавливая внешний ее предел в соответствии с критериями ст. 76 Конвенции 1982 г.

Конвенция о континентальном шельфе

Поскольку достаточно сложно проконтролировать толщину осадочных пород или определить, где кончается подводная окраина материка, в Конвенции 1982 г. предусматривается создание специальной Комиссии по границам континентального шельфа. Комиссия состоит из 21 члена, являющихся специалистами в области геологии, геофизики или гидрографии, которые выбираются государствами-участниками с учетом принципа справедливого географического представительства.

В функции Комиссии входит рассмотрение представляемых прибрежными государствами данных и вынесение рекомендаций по вопросам, касающимся установления внешних границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Необходимо подчеркнуть, что Комиссия не устанавливает границ континентального шельфа, она лишь выносит рекомендации, в то время как решение остается на усмотрение прибрежного государства. Кроме того, Комиссия предоставляет научно-технические консультации по просьбе заинтересованных государства в ходе подготовки данных относительно таких границ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательными (ст. 76, п. 8 Конвенции 1982 г.).

В соответствии со ст. 82 Конвенции 1982 г. прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль.

Отчисления и взносы производятся ежегодно в отношении всей продукции на участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на данном участке. Этот размер увеличивается на 1% каждый последующий год до истечения 12-го года и затем сохраняется на уровне 7%. Развивающиеся страны – нетто-импортеры добываемого на континентальном шельфе продукта освобождаются от подобных отчислений.

Отчисления или взносы делаются через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости, принимая во внимание интересы и потребности развивающихся государств, особенно тех из них, которые наименее развиты и не имеют выхода к морю.

Международно-правовой режим континентального шельфа, предусмотренный Конвенцией 1982 г., основывается на стремлении примирить взаимопротиворечащие интересы международного судоходства и все более настойчивые притязания прибрежных государств на расширение суверенитета над морскими пространствами за пределами территориального моря, обусловленные прежде всего возрастающим уровнем научно-технического прогресса.

К вопросу о внешней границе континентального шельфа России в Арктике

В соответствии с Конвенцией 1982 г. все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (ст. 79, п. 1). Однако направление трассы трубопроводов на континентальном шельфе должно быть согласовано с прибрежным государством (ст. 79, п. 3).

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 78 Конвенции 1982 г. права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами, все государства пользуются свободами судоходства в этих водах и свободами пролета в этом воздушном пространстве. Тем не менее, как указывалось выше, прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований и захоронений на континентальном шельфе. Таким образом, свободы судоходства и пролета могут ограничиваться юрисдикцией прибрежного государства; в этом смысле правовой режим вод, покрывающих континентальный шельф, и воздушного пространства над ними отличается от правового режима открытого моря.

Цель публикации — разобраться в вопросе, о каких суверенных правах и юрисдикционных полномочиях России на континентальном шельфе говорит ч.2 ст. 67 Конституции РФ.
Что входит в территорию России?

Территория государства — это определенная на основе норм международного права часть земной поверхности (суша, акватории, воздушное пространство над ними), на которые распространяется исключительный суверенитет этого государства.

В пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме, что означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами.

В соответствии с ч.1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя:
-территории её субъектов, т.е. территории всех 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции;
-внутренние воды, к которым относятся порты, заливы, бухты, губы, лиманы, линия границ которых определяется по методике в соответствии с федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
-территориальное море — морской пояс шириной 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам Российской Федерации, линия границ также определяется в соответствии с законом N 155-ФЗ. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации;
-воздушное пространство над перечисленным выше.

Как видно из изложенного выше, континентальный шельф не относится к территории России.

На территории Российской Федерации Российская Федерация осуществляет полную юрисдикцию по отношению к субъектам своего государства (среди них, физические лица, организации ими образованные — юридические лица, и органы управления, в которых физические лица исполняют должностные полномочия).
На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет частичную юрисдикцию по отношению к иностранным государствам, но не к физическим лицам и только по специфическим вопросам, т.е. юрисдикция направлена на разные субъекты и по разным вопросам.
Рассмотрим вопрос, в каком объёме Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) Российская Федерация имеет на континентальном шельфе юрисдикционные полномочия только в том объеме, какими обладает прибрежное государство. А именно:
Статья 77 — Права прибрежного государства на континентальный шельф
1. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.
2. Права, упомянутые в пункте 1, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.
Статья 78 — Правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства и права и свободы других государств
2. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств, предусмотренных в настоящей Конвенции, или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.
Статья 79 — Подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе
1. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями настоящей статьи.
Ст 210
5. Захоронение в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны или на континентальном шельфе не осуществляется без определенно выраженного предварительного одобрения прибрежного государства, которое имеет право разрешать, регулировать и контролировать такое захоронение после должного рассмотрения этого вопроса с другими государствами, на которых такое захоронение может отрицательно сказаться в силу их географического положения.
Статья 246 — Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе
1. Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.
2. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства.
5. Прибрежные государства могут, однако, по своему усмотрению отказать в согласии на осуществление другим государством или компетентной международной организацией в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства морского научно-исследовательского проекта, если этот проект:…
Статья 248 — Обязанность представлять информацию прибрежному государству
Государства и компетентные международные организации, которые намерены проводить морские научные исследования в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства, предоставляют такому государству не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала морского научно-исследовательского проекта полную информацию о:
a) характере и целях проекта;
b) методе и средствах, которые будут использованы,…
Как видим, Россия осуществляет свою юрисдикцию на континентальном шельфе только по специальным вопросам и в объеме, оговоренном Конвенцией ООН по морскому праву.

Конвенция о континентальном шельфе заменила ранее существовавшую практику суверенитета государств только над очень узкой полосой моря, окружающей их, и все, что за этой полосой, считалось международными водами.[3] Эта политика использовалась до тех пор, пока президент Соединенных Штатов Гарри С. Трумэн не объявил, что ресурсы на континентальном шельфе, прилегающем к Соединенным Штатам, принадлежат Соединенным Штатам в соответствии с указом президента от 28 сентября 1945 года.[4] Многие другие страны быстро адаптировали подобную политику, большинство из них заявили, что их часть моря простирается на 12 или 200 морских миль от побережья.

Международно-правовой режим континентального шельфа

Страна Год ратификации Страна Год ратификации
Албания 1964 Маврикий 1970
Австралия 1963 Мексика 1966
Беларусь 1961 Нидерланды 1966
Босния и Герцеговина 1994 Новая Зеландия 1965
Болгария 1962 Нигерия 1961
Камбоджа 1960 Норвегия 1971
Канада 1970 Польша 1962
Колумбия 1960 Португалия 1963
Коста-Рика 1972 Румыния 1961
Хорватия 1992 Российская Федерация 1960
Кипр 1974 Сенегал 1961
Чехия 1993 Сьерра-Леоне 1966
Дания 1963 Словакия 1993
Доминиканская Республика 1964 Соломоновы острова 1981
Фиджи 1971 Южная Африка 1963
Финляндия 1965 Испания 1971
Франция 1965 Свазиленд 1970
Греция 1972 Швеция 1966
Гватемала 1961 Швейцария 1966
Гаити 1960 Таиланд 1968
Израиль 1961 Тонга 1971
Ямайка 1965 Тринидад и Тобаго 1968
Кения 1969 Уганда 1964
Латвия 1992 Украина 1961
Лесото 1973 объединенное Королевство 1964
Мадагаскар 1962 Соединенные Штаты 1961
Малави 1965 Венесуэла 1961
Малайзия 1960 Югославия 1966
Мальта 1966

[7]

В 1960 году Организация Объединенных Наций провела еще одну конференцию по морскому праву, UNCLOS II, но никаких соглашений достигнуто не было. Однако в 1973 году была созвана еще одна конференция для решения этих проблем. ЮНКЛОС III, просуществовавшая до 1982 года благодаря необходимому консенсусу, скорректировала и переопределила многие принципы, изложенные в первой ЮНКЛОС. Новое определение континентального шельфа в новой Конвенции сделало Конвенцию 1958 года о континентальном шельфе устаревшей. Основная причина этого — технический прогресс.[8]

Средство массовой информации — печатное издание «Евразийский юридический журнал«.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 — 46472 от 02.09.2011 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель и главный редактор: Фархутдинов Инсур Забирович

Адрес: 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 10.

Конвенция о континентальном шельфе заменила ранее существовавшую практику суверенитета наций только над очень узкой полосой моря, окружающей их, и все, что за этой полосой, считалось международными водами. [3] Эта политика использовалась до президента Соединенных Штатов Гарри С. Трумана объявил , что ресурсы на континентальном шельф , прилегающий к Соединенным Штатам принадлежат Соединенным Штатам через Распоряжение от 28 сентября 1945 года [4] Многих других стран быстро адаптировали аналогичную политику, большинство из них заявило, что их часть моря простирается на 12 или 200 морских миль от его побережья.

Международно-правовой статус континентального шельфа

[7]

В 1960 году Организация Объединенных Наций провела еще одну конференцию по морскому праву, UNCLOS II, но никаких соглашений достигнуто не было. Однако в 1973 году была созвана еще одна конференция для решения этих проблем. ЮНКЛОС III, просуществовавшая до 1982 года благодаря необходимому консенсусу, скорректировала и переопределила многие принципы, изложенные в первой ЮНКЛОС. Новое определение континентального шельфа в новой Конвенции сделало Конвенцию 1958 года о континентальном шельфе устаревшей. Основная причина этого — технический прогресс. [8]

На протяжении многих лет обычаи являлись, по сути, единственным источником международного морского права, но уже в XVIII веке появились договоры, касающиеся вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами. И только в первую половину XX столетия международное сообщество предприняло меры, которые были направлены на урегулирование международных отношений, связанных с разнообразной и обширной деятельностью в Мировом океане, посредством заключения международных многосторонних договоров.

На I Конференции ООН по морскому праву, проходившей в Женеве в 1958 г., на основе проектов статей, подготовленных Комиссией международного права ООН, были приняты четыре важнейших Конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря. Однако участниками этих Конвенций являлся довольно узкий круг государств.

Конвенция состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений. Конвенция подтвердила и дополнила ряд предложений, закрепленных Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. Вместе с тем она включила много новых положений, которые впервые появились в международном морском праве и существенно развили международно-правовой режим Мирового океана в новых условиях научно-технической революции и перестройки международных отношений.

Впервые введены новые категории морских пространств: международный район глубоководного морского дна (район), исключительная экономическая зона и архипелажные воды. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря в 12 морских миль (одна морская миля — 1 км 852 м), что явилось весьма весомым вкладом в кодификацию и прогрессивное развитие международного морского права. Наряду с этим в Конвенции подтверждено право мирного прохода иностранных судов через территориальное море и предусмотрены гарантии его осуществления.

Специальная часть Конвенции посвящена защите морской среды от всех возможных форм загрязнения, возникающих в результате человеческой деятельности. Наибольшее внимание уделено регулированию предотвращения загрязнения моря с судов. Основная ответственность за соблюдением судами общепризнанных международных норм и стандартов, содержащихся в специальных Конвенциях, принятых под эгидой Международной морской организации (далее — ИМО) или иным образом, возложена на государство флага судна. В этих целях государство должно обеспечивать, чтобы суда под его флагом отвечали применимым к ним международным нормам и стандартам, установленным главным образом ИМО. В случае нарушения судном каких-либо международных правил государство флага независимо от места совершения нарушения обязано безотлагательно его расследовать и в соответствующих случаях начать в отношении виновных преследование, включая уголовное.

Существенным новшеством, закрепленным в Конвенции, является концепция «юрисдикции государства порта»: любому государству, в порт которого зашло иностранное судно, предоставляется право провести расследование предполагаемого нарушения международных норм и стандартов, совершенного за пределами территориальной юрисдикции такого государства (т.е. в открытом море), а при наличии достаточных доказательств — начать преследование для наказания виновных в соответствии со своим законодательством (ст. 218). Наряду с этим Конвенция содержит специальный раздел о гарантиях, которые направлены на защиту интересов международного судоходства от возможных злоупотреблений со стороны прибрежных государств.

Как было сказано выше, в Конвенции разрешена долголетняя проблема лимита ширины территориального моря: этот лимит не может превышать 12 морских миль. Лимит в 12 миль установлен 126 государствами (Россия, США, Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Италия, Испания, Нидерланды, Швеция, Китай, Индия, Япония, Польша, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Болгария и др.). Более того, ряд стран, имевших ширину территориального моря более 12 миль, снизили ее до этого предела (Гана, Сомали, Аргентина и др.).

В отношении проливов, используемых для международного судоходства и перекрытых территориальным морем, Конвенция установила новый вид прохода — транзитный проход. В условиях повсеместного расширения прибрежными государствами территориального моря ряд проливов (до 115), используемых для международного судоходства, оказывается полностью или частично перекрытым этими водами. Поэтому в Конвенцию включены положения о транзитном проходе, означающем осуществление свободы судоходства и полета, но единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через такие проливы.

Юридический разбор вопроса: Континентальный шельф и юрисдикция России

Нередко средства массовой информации смешивают понятия «территориальное море» и «исключительная экономическая зона». Однако если территориальное море является составной частью территории государства и на него распространяется суверенитет последнего, то исключительная экономическая зона, как и континентальный шельф, не входит в состав государственной территории. Прибрежное государство имеет здесь лишь суверенные права и юрисдикцию в строго определенных целях и пределах, четко установленных Конвенцией. Об этом говорит и Конституция Российской Федерации, п. 1 ст. 67 которой гласит, что территория Российской Федерации включает в себя, в частности, территориальное море, а в п. 2 сказано, что Российская Федерация «обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне…». Здесь речь идет о разведке и разработке естественных богатств: нефти, газа, а также ловле рыбы, краба и т.п. — в пределах 200 морских миль. Отсчет ширины исключительной экономической зоны производится от тех же исходных линий, что и территориального моря, поэтому ширина зоны будет 188 морских миль.

Согласно ст. 58 Конвенции в исключительной экономической зоне сохраняются свобода судоходства и связанная с этой деятельностью эксплуатация судов. Такими видами деятельности являются, например, передача сообщений с морских судов на берег и обратно через спутники системы ИНМАРСАТ, бункеровка проходящих судов и т.п.

Права прибрежных государств в исключительной экономической зоне четко определены и ограничены.

Перечень суверенных прав прибрежного государства предусмотрен ст. 56 Конвенции. В частности, этот перечень не предусматривает осуществления в исключительной экономической зоне таможенной юрисдикции прибрежного государства.

Согласно п. 3 ст. 73 Конвенции наказание, налагаемое прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в исключительной экономической зоне, не может включать тюремного заключения. Кроме этого, в случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство незамедлительно уведомляет государство флага через соответствующие каналы о принятых мерах и о любом последующем наказании (п. 4 ст. 73). Наконец, государство должно незамедлительно освободить судно при получении залога или иного обеспечения.

Совершенно новым являются положения Конвенции, касающиеся исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течения и ветра. Несмотря на признание за прибрежным государством весьма широких прав, Конвенция определенным образом регламентирует эти права и устанавливает пределы их использования.

Впервые в истории международного права установлен совершенно новый, уникальный механизм мирного разрешения споров между государствами по поводу морской деятельности. Этот механизм определен в специальной части XV Конвенции — «Урегулирование споров».

Особое место среди предусматриваемых процедур занимает Международный трибунал ООН по морскому праву (далее — Трибунал). При этом следует отметить, что в ст. 287 «Выбор процедуры» предлагаемые средства изложены в таком порядке: Трибунал, Международный суд ООН, Арбитраж, Специальный арбитраж. Иными словами, Конвенция ставит Трибунал на первое место. И это не случайно, т.к. Трибунал рассматривает споры, связанные с толкованием Конвенции, нарушениями ее положений и других общепризнанных принципов и норм международного морского права. Особо необходимо подчеркнуть, что Трибунал обладает правом принимать решения о незамедлительном освобождении судов и экипажей из-под ареста других государств, но для этого должен быть внесен разумный залог или иное финансовое обеспечение. Решение Трибунала является окончательным и обжалованию не подлежит.

Согласно Конвенции местопребыванием Трибунала является город Гамбург в Федеративной Республике Германии. Трибунал состоит из коллегии — 21 независимого члена, «избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права».

Согласно Соглашению о привилегиях и иммунитетах Трибунала член Трибунала обладает статусом главы дипломатической миссии. В составе Трибунала обеспечено «представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение».

Деятельность Международной морской организации (далее — ИМО), являющейся одним из специализированных учреждений ООН, в настоящее время основывается на фундаменте международного права, в частности международного морского права. В первую очередь речь идет о Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Сегодня нельзя рассматривать те или иные стороны деятельности ИМО, особенно связанные с обеспечением безопасности мореплавания, охраной человеческой жизни на море и защитой морской среды, без учета положений этой Конвенции, которые имеют основополагающее значение для всех видов морской деятельности, осуществляемой в условиях отсутствия войны.

С момента вступления Конвенции в силу ИМО проводит консультации с международными организациями системы ООН по различным вопросам взаимодействия ИМО и Конвенции. Еще до вступления Конвенции в силу важнейшие ее положения были включены в различные договорные и недоговорные документы ИМО.

Хотя прямое указание на ИМО есть только в ст. 2 приложения VIII Конвенции, различные ее положения говорят о «компетентной международной организации, принимающей международные правила и стандарты в области обеспечения морской безопасности, эффективности судоходства и предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и возмещения ущерба». В таких случаях понятие «компетентная международная организация» относится именно к ИМО, которая является специализированным учреждением в системе ООН, образованным в соответствии с Конвенцией об ИМО, принятой в Женеве 6 марта 1948 г. Первоначально организация называлась Межправительственная морская консультативная организация и была переименована Резолюциями Ассамблеи ИМО А.358 (LX) и А.371 (X) 1975 г. и 1977 г.

Статья 1 Конвенции об ИМО объявляет ее организацией с широкой сферой деятельности в области безопасности и обеспечения мер, направленных против загрязнения морской среды, а также предоставляет ей право заниматься другими вопросами, такими, как повышение эффективности судоходства и соблюдение принципа свободы судоходства для всех государств, участвующих в международной торговле, без какой-либо дискриминации. Статья 59 называет ИМО специализированным учреждением ООН в сфере судоходства и воздействия судоходства на морскую среду. Статьи 60 и 62 говорят о сотрудничестве ИМО с другими специализированными межправительственными и неправительственными организациями по вопросам, относящимся к международному судоходству и другой деятельности в этой сфере.

Следует особо отметить, что Конвенция представляет собой баланс интересов крупных судоходных, рыболовных, промышленно развитых государств, с одной стороны, и развивающихся, слаборазвитых и, как правило, прибрежных стран — с другой. Достигнутый компромисс нашел свое отражение во многих статьях этого договора. С одной стороны, установлено 96 исключительных экономических зон, в которых согласно ст. 56 Конвенции прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении разведки и разработки естественных ресурсов и имеют юрисдикцию в части защиты морской среды, проведения морских научных исследований и создания искусственных островов и сооружений. С другой стороны, уже 126 государств определили лимит для территориального моря в 12 морских миль.

Кроме того, компромисс состоит и в том, что в исключительных экономических зонах сохраняются свободы судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов и совместимые с другими положениями настоящей Конвенции. Можно было бы указать и на компромиссный характер других положений Конвенции.

Таким образом, был создан единый пакет взаимных интересов, прав и обязанностей различных государств. Однако «постконвенционный» период вновь омрачается попытками ряда государств расширить свои права в своих исключительных экономических зонах вопреки ст. 56 Конвенции. Они пытаются как бы трансплантировать права, принадлежащие им в территориальном море, в такие зоны, забывая, что последние не являются частью территории государства и не подпадают под суверенитет последнего.

Эта тенденция нашла свое подтверждение, в частности, в позициях государств в связи с рассмотрением дел в Трибунале. Согласно Конвенции Трибунал создан для рассмотрения споров между государствами по поводу толкования или применения Конвенции, нарушения ее положений, ареста морских судов и их освобождения и т.п.

Особенность отдельных положений Конвенции заключается в том, что содержащиеся в них нормы адресованы всем государствам — участникам вне зависимости от членства в ИМО или каких-либо других компетентных международных организациях. Созданная конвенцией схема правового регулирования построена с таким расчетом, чтобы права и обязанности государств — участников осуществлялись через международные нормы и стандарты.

В свою очередь, международные нормы и стандарты, относящиеся к международному судоходству и охране среды, должны разрабатываться через ИМО. Многочисленные положения Конвенции дают ссылку на деятельность различных организаций. В некоторых из этих случаев данные положения могут включать работу ИМО совместно с другими организациями.

Северный Ледовитый океан как объект международного права и политики государств

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Первые попытки распространения на шельф прав прибрежных государств, особенно в отношении «сидячих» видов (т.е. организмов, которые, когда возможен их промысел, либо находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами) предпринимались еще в 30 — 40-е гг. XX в. В 1942 году Великобритания от имени Тринидада заключила с Венесуэлой договор по подводных районов залива Пари. По этому договору стороны поделили морское дно залива на два сектора, примыкающие к их побережьям, и признали права друг друга на соответствующий сектор. При этом на секторы не распространялся суверенитет ни прибрежных государств, ни каких-либо других. Таким образом, уже в 1942 году, еще до создания самого института континентального шельфа, появился договор о его делимитации.

В самом начале правовое регулирование континентального шельфа носило внутригосударственных характер. Одним из первых национальных актов относительно континентального шельфа была Прокламация президента Трумэна от 28 сентября 1945 года. В ней подчеркивалось, что с геологической точки зрения континентальный шельф можно рассматривать как продолжение материковой территории прибрежного государства под водой, поскольку обнаружены на континенте минеральные ресурсы содержатся и в недрах шельфа. В прокламации говорилось, что эффективное разработки шельфа возможно лишь при условии тесного контакта с прибрежной государством[5]. Характерно, что в прокламации ничего не говорилось о границах континентального шельфа. Только в пресс-релизе, сопровождавший прокламацию Белого дома указывалось, что континентальным шельфом считается, как правило, затоплена земля, прилегающая к берегу и покрыта водой не более, чем на сто морских саженей (около 200 метров). Опубликование Прокламации США было воспринято значительным числом государств как сигнал к разделу не только природных морских ресурсов шельфа, но и самого шельфа и его вод, покрывающих. Прокламация вызвала цепную реакцию по принятию законодательных актов и распространение юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф. Уже в течение 10 лет после ее опубликования аналогичные законодательные акты были приняты Аргентиной, Доминиканской Республикой, Саудовской Аравией, Индией, Ираном, Пакистаном, Гондурасом, Чили, Португалией и некоторыми другими государствами, а до начала работы Конференции ООН по морскому праву 1958 односторонние акты о континентальном шельфе были приняты 20 государствами.

Таким образом, вопрос о регламентации континентального шельфа приобрел срочный характера. Возникла необходимость принятия международно-правовых мер для регулирования деятельности государств в этой области. Этим занялась Комиссия международного права ООН, которая рассматривала вопрос о континентальном шельфе на своих II (1950 год), III (1951 год), V (1953 год) и VIII (1956 год) сессиях. Перед Комиссией встала задача — выработать юридическое определение континентального шельфа с учетом определенных геологических и геоморфологических факторов. При этом важно было обеспечить юридическое равенство прибрежных государств относительно как их прав на континентальный шельф, так и обязанностей. Комиссия международного права подготовила проект Конвенции о континентальном шельфе, который потом был рассмотрен на Конференции ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 году. Конференция ООН одобрила проект Конвенции и открыла его для подписания. Конвенция вступила в силу 10 июня 1963.

Следует отметить, что договорные нормы, сформулированные в Женевской конвенции 1958 года впервые в международно-согласованном порядке дали юридическое понятие термина континентальный шельф, определили его правовой статус, признав и закрепив за всеми прибрежными государствами суверенные права над континентальным шельфом с целью разведки и разработки его природных богатств.

Главный недостаток заключался в том, что критерий глубины «експлуатабельности», несомненно, допускал возможность неограниченного расширения границ континентального шельфа. Развитие технических средств, вскоре после 1958 года, разрешил добывать конкреции с глубин в 5 000 — 6 000 м, то на основе Женевской Конвенции отдельные промышленно развитые государства могли уже претендовать на шельф шириной в тысячу миль. Таким образом, Конвенция формально сравнивали прибрежные государства в правах на шельф, но фактически создавала преимущества для технически развитых стран. Опасаясь, что прибрежные государства начнут расширять свой шельф до неограниченных пределов, некоторые государства при присоединении к Конвенции делали специальные заявления по этому вопросу[6].

По оценкам множества экспертов, институт государства Российской Федерации не располагает претензиями в области территориальной целостности. Относительно официального мнения, бывшие республики могучего государства СССР в период изменения конституционного строя образовали 15 самостоятельных, признанных мировыми державами государств. Кроме этого, образовано несколько территориальных самообразований, претендующих на определенный статус.

Конституция РФ отражает понятие территориального определения в Российской Федерации. Первой частью статьи №67 определено, что целостность РФ предполагает все ее континентальные территории, а также внутренние и морские воды, в том числе воздушное пространство над ними. Конституционные положения дают основание утверждать, что в составе государственной территории РФ находится четыре ее части.

Территориальные составляющие РФ:

  • сухопутная, сюда входит континентальная и островная территория;
  • морская, подразумевает под собой внутренние и морские воды;
  • недра, область расположения природных ресурсов;
  • воздушная, ограниченная пространством над другими частями.

Характерным признаком существования каждой территориальной части является их твердая правовая основа.

Список рекомендуемой литературы

В юрисдикции Российской Федерации находится значительная территория Арктического континентального шельфа, что дает ей право на осуществление следующей деятельности.

  1. Разведка и разработка минеральных и живых ресурсов. Стоит отметить, что осуществлять данную деятельность другие государства могут только с согласия РФ.
  2. Осуществление и регулировка буровых работ для любых целей.
  3. Исключительное право на искусственные сооружения. В области юрисдикции государства право на установку и сооружение искусственных островов и объектов, предназначенных для разработки полезных ископаемых. На территории данных сооружений РФ имеет права в области таможни, санитарии и прочих норм и правил, в том числе в области безопасности.
  4. Проводить морские научные исследования.
  5. Защищать природные ресурсы континентального шельфа и экологию региона, в связи с промыслами в области разработки источников полезных ископаемых и захоронения отходов.
  6. Прокладывать транспортные и коммуникационные маршруты, в том числе для транспортировки газовых и нефтяных продуктов.

Вопросы соперничества за континентальный арктический шельф активно развиваются на политической арене. Принадлежность к юрисдикции отдельных частей шельфа со стороны Российской Федерации доказывается научными исследованиями и разведкой дна Северного Ледовитого океана. Одной из таких экспедиций выступила «Арктика-2007», обнаружившая продолжение хребта Ломоносова на глубине более четырех тысяч метров. По окончании экспедиции установлен флаг Российской Федерации и начата новая точка распределения особых экономических зон Арктического шельфа. С выводами экспедиции осталась категорически не согласна Канада, а впоследствии ее быстро поддержали и остальные страны.

Международное право предполагает распределение зон влияния на Арктическом шельфе среди России, Соединенных штатов Америки, Канады, Дании, Норвегии.

Активность в области распределения особых экономических зон предельно актуальна в годы глобального потепления и таяния ледников, что делает более доступной разведку и добычу полезных ископаемых. Стоит отметить, что в регионе сосредоточено более 25 % всех запасов углеводородов. Российская Федерация — претендент на четверть мировых запасов.

Истощение запасов мировых ресурсов на основных континентах заставляет все более остро подходить к геологической разведке регионов Арктического шельфа. Борьба за ресурсы в таких местах требует развития сложной высокотехнологичной техники, предопределяет затраты на емкие научные исследования, дающие инвестиционный результат только через многие годы. Воды континентального шельфа всегда будут объектом тщательных исследований, а в дальнейшем и просторы океанических лож в качестве источника углеводородов. Поиски предопределены перспективой длительной инвестиции человечества в будущее.

Практически усилия международного сообщества по защите морской среды начали предприниматься после окончания Второй мировой войны. Хотя на I Конференции ООН по морскому праву в 1958 г. этот вопрос детально не обсуждался, в Конвенцию об от­крытом море были включены две статьи, относящиеся к предот­вращению загрязнения моря. Так, согласно ст. 24 каждое государ­ство обязано издавать правила для предупреждения загрязнения моря нефтью с судов или из трубопроводов или в результате разра­ботки или разведки поверхности морского дна или его недр, при­нимая при этом во внимание статьи действующих договоров по данному вопросу. В ст. 25 говорится об обязанности каждого госу­дарства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от захоронения радиоактивных отходов с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международ­ными организациями.

На конец 1960-х — начало 1980-х гг. приходится период наи­большей интенсивности в создании новых и пересмотре действую­щих норм международного морского права в рассматриваемой сфере. В этот период были приняты такие международные согла­шения, направленные на предотвращение загрязнения морской среды и ликвидацию его последствий, как Международная кон­

венция относительно вмешательства в отрытом море в случаях ава­рий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и Протокол о вме­шательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть, 1973 г., Международная конвенция по предот­вращению загрязнения моря сбросами отходов и других материа­лов 1972 г., Международная конвенция по предотвращению за­грязнения с судов 1973 г. и Протокол 1978 г., изменяющий эту Конвенцию (МАРПОЛ-73/78). Важное значение для формирова­ния норм международного права, направленных на предотвраще­ние загрязнения моря, имели Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. и принятая на ней Декларация принципов.

В этот же период был заключен ряд региональных соглашений: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г. (Хельсинки, пересмотрена в 1992 г.); Конвенция по защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г. (Барселона); Кувейт­ская региональная конвенция о сотрудничестве в области охраны морской среды от загрязнения 1978 г. (Кувейт) и некоторые дру­гие’.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. имеет огромное значение для защиты морской среды. В ней не только закреплены и развиты существующие нормы международного права в этой об­ласти, но и созданы новые. Однако бесспорно, что Конвенция ус­тановила основополагающие принципы защиты и сохранения морской среды. Согласно ст. 192 государства обязаны защищать и сохранять морскую среду. В соответствии со своими возможностя­ми индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно государства принимают все совместимые с Конвенцией меры, ко­торые необходимы для предотвращения, сокращения и сохране­ния под контролем загрязнения морской среды из любого источ­ника (находящегося на суше; вызываемого деятельностью на мор­ском дне и (или) деятельностью в Районе; захоронением; загрязнением с судов; загрязнением из атмосферы или через нее), используя для данной цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и стремятся согласовы­вать свою политику’ в этом отношении. Меры, которые принима­ются государствами, должны быть направлены, в частности, на уменьшение в максимально возможной степени загрязнения с су- дов (предотвращение аварий и ликвидацию чрезвычайных ситуа­ций), загрязнения с установок и устройств, используемых при раз­ведке и разработке природных ресурсов морскогодна, загрязнения с других установок и устройств, эксплуатирующихся в морской среде.

Государства должны сотрудничать на всемирной и региональ­ной основе непосредственно или через компетентные междуна­родные организации в формулировании и разработке международ­ных норм, стандартов и рекомендуемых практики и процедур для защиты и сохранения морской среды (ст. 197).

Государства непосредственно или через компетентные между­народные организации оказывают научную и техническую по­мощь развивающимся государствам в области науки, образования, техники, а также в других областях в целях защиты и сохранения морской среды и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.

Часть XII Конвенции (особенно разд. 5—7) посвящена между­народным нормам и национальному законодательству о предот­вращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды, об обеспечении выполнения законов и правил, ка­сающихся загрязнения, и о гарантиях при их применении. В част­ности, в ст. 211 рассматриваются вопросы, касающиеся загрязне­ния с судов. В ней определяются права государств на установление норм и стандартов в различных морских пространствах, которые по меньшей мере должны быть столь же эффективны, как и меж­дународные. Особые правила могут устанавливаться для захода во внутренние воды и порты (к терминалам). Они должны публико­ваться должным образом и сообщаться компетентной междуна­родной организации.

В территориальном море государство может принимать в по­рядке осуществления своего суверенитета и более строгие правила, однако они не должны препятствовать мирному проходу ино­странных судов.

Что касается исключительной экономической зоны, то здесь государство может вводить законы и правила, соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам, установ­ленным через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию. После аварии танкера «Prestige» в 2002 г. у побережья Испании Европейская Комиссия обратилась к государствам — членам Европейского Союза с пред­ложением принять меры в соответствии с международным мор­ским правом, которые давали бы прибрежному государству возможность контролировать и ограничивать движение судов, пе­ревозящих опасные и загрязняющие грузы, в пределах 200 мор­ских миль от их побережья.

Понятие континентального шельфа и его делимитация

Данная Конвенция, явившаяся результатом большой и кропотливой работы значительного числа субъектов международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений.

16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу. Украина в Конвенции 1982 г. не участвует, однако готовится присоединиться к ней.

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт — архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам.

В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории — района морского дна за пределами континентального шельфа («Района»). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. международный право законодательство

В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды. Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи с тем, что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы продолжают действовать для государств, не участвующих в ней. В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. — это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

Определение 1

Понятие «континентальный шельф» включает затопленную морем часть территории материка.

Существует два подхода для того, чтобы определить ширину территориального моря. Конвенция о континентальном шельфе (Женева, 29.04.58) включает в его состав морское дно (в том числе недра), которое простирается от внешней границы территориального моря до установленных пределов, на которые прибрежное государство имеет суверенные права. Используется с целью разведки и разработки его природных богатств.

Конвенция в 1 статье рассматривает шельф континента в качестве поверхности и недр морского дна подводных районов, которые могут примыкать к берегу, но находятся не в зоне территориального моря (предел глубины двести миль) или за этими пределами, до того места, где глубина покрывающих вод предполагает разработку естественных ресурсов, недра и поверхность районов, которые прилегают к берегу острова.

Внешняя граница шельфа представлена изобатой, то есть линией, которая соединяет глубины до двухсот миль. Естественные богатства шельфа состоят в наличии минеральных и других неживых ресурсов глубин и поверхностей морского дна, живых организмов «сидячих» видов, то есть тех, кто в период промыслового развития прикрепляется ко дну или перемещаются по нему (раки, крабы и др.).

В случае, когда на один и тот же шельф континента права имеют государства, берега которых располагаются напротив друг друга, то границу шельфа определяют с помощью соглашения между этими странами. Если подобное соглашение отсутствует, то в соответствии с принципом одинакового расстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Иногда споры о разграничении шельфа рассматривал Международный Суд ООН, определяющий его границы.

Конвенция по морскому праву давала иное определение границ для континентального шельфа. Она включала:

  • дно моря и глубину подводных районов, которые находятся вне пределов территории моря по всей протяженности естественного продолжения суши до внешний границы подводной материковой окраины (на расстоянии двести морских миль от исходных линий, от которых происходит измерение ширины территории моря), когда внешняя граница подводных окраин материка не простирается на это расстояние;
  • когда граница материка простирается более двухсот миль, то внешняя граница шельфа не может быть более 350 миль от исходной линии, которая отмеряет ширину территориального моря, или не более 100 миль от 2500 метровой изобаты (линия, которая соединяет глубину в 2500 м).
Замечание 1

Между странами континентальный шельф разграничивается в договорном порядке (например, Договор Российской Федерации и Литовской Республики о разграничении шельфа Балтийского моря от 1997 года) или в соответствии с решениями международных органов (суда, арбитража, органа международных организаций).

Права прибрежных стран, которые относятся к шельфу континента, не могут касаться правового статуса покрывающих вод и пространства воздуха над шельфом. Морское пространство над шельфом остается открытым морем, поэтому все страны обладают правом судоходства, полетов, рыболовства, прокладывания подводных трубопроводов (кабеля). Наряду с этим устанавливаются специальные режимы разработки и разведки природных ресурсов. Прибрежные страны вправе в этом процессе осуществлять возведение соответствующих сооружений и установок, создание вокруг них безопасных зон. Права прибрежного государства и их осуществление не должны ущемлять права в области судоходства и прочие права других стран.

Замечание 2

Прибрежные государства имеют право определения трасс для того, чтобы прокладывать кабели и трубопроводы, возведения установок и проведения бурильных работ, сооружения искусственных островов.

ФЗ № 187 «О континентальном шельфе РФ» включает в состав этой территории морское дно и недра подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря РФ по всей протяженности естественного продолжения суши страны до внешних границ подводной окраины на материке.

Замечание 3

Подводная окраина материка представляет собой продолжение континентального массива государства, который включает недра и поверхность континентального шельфа, склон и подъем.

Определение «континентальный шельф» используется и в отношении всех островов России. Внешняя граница континентального шельфа располагается на расстоянии 200 морских миль от тех исходных линий, где происходит измерение ширины территориального моря с условием, что внешняя граница подводной окраины на материке не расположена на расстояние далее, чем 200 морских миль. Когда подводная окраина материка располагается на расстоянии от 200 морских миль, то внешние границы континентального шельфа совпадут с внешними границами подводной окраины материка, которая определяется международными правовыми нормами.

Континентальный шельф РФ состоит из природных ресурсов, в том числе минеральных и прочих неживых ресурсов дна моря, его недр, живых организмов «сидячих видов». Виды живых организмов, которые представляют собой живые ресурсы континентального шельфа, установлены специальными уполномоченными федеральными органами по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа регулируются Российской Федерацией, а работа в области разведки, разработки (промысла) этих ресурсов и их охраны включена в компетенцию Правительства РФ.

На шельфе континента наша страна имеет:

  1. суверенное право разведывательной работы и добычи различного вида ресурсов. Данные права исключительны, поскольку, если РФ не занимается разведкой шельфа или разработкой его минеральных (водных) биоресурсов, никто не вправе это без ее согласия;
  2. исключительные права в области разрешительных и регулирующих буровых работ на шельфе с любой целью;
  3. право сооружать, регулировать и создавать, эксплуатировать и использовать искусственно созданные острова, сооружения и установки;
  4. юрисдикцию по отношению к научным исследованиям морских глубин; защите и сохранению моря в ходе разведки шельфа континента и разработки всех видов его ресурсов, захоронения отходов и др.; прокладки и эксплуатации трубопровода или кабеля под водой.

При получении и осуществлении суверенного права и юрисдикции на шельфе континента, наша страна не может препятствовать судоходству, свободам и правам других стран, которые признаются нормами права.

Замечание 4

Участки шельфа континента, включая недра, могут быть предоставлены лицам, которые соответствуют требованиям законодательства о недрах.

Острова, искусственно созданные, сооружения и установки континентального шельфа не имеют статус островов и территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг них могут формироваться безопасные зоны, простирающиеся не более чем на 500 метров внешнего края искусственного острова, установки и сооружения.

Любой тип деятельности на континентальном шельфе нашей страны подлежит экологической экспертизе государства. Военные корабли и летательная техника ФСБ РФ вправе использовать оружие против судов, которые нарушают закон и международные договора РФ в ответ на использование ими силы, а также в прочих исключительных ситуациях в случае преследования по горячим следам, исчерпания всех других обусловленных сложившимися обстоятельствами мер, требуемых для прекращения нарушений и задержания нарушителя.

Конвенция ООН по морскому праву

В статье 1 конвенции термин «шельф» определяется с точки зрения возможности его эксплуатации, а не с точки зрения геологического определения. Он определял шельф «морского дна и недр подводных районов, прилегающих к берегу, но за пределами территориального моря, до глубины 200 метров или, за пределами этого предела, до того места, где глубина вышележащих вод допускает освоение природных ресурсов указанных районов «или» на морское дно и недра аналогичных подводных районов, прилегающих к берегам островов «.

Помимо описания того, что является законным в районах континентального шельфа, он также диктовал, что не могло быть сделано в статье 5.

Страна Год ратификации Страна Год ратификации
Албания 1964 г. Маврикий 1970 г.
Австралия 1963 г. Мексика 1966 г.
Беларусь 1961 г. Нидерланды 1966 г.
Босния и Герцеговина 1994 г. Новая Зеландия 1965 г.
Болгария 1962 г. Нигерия 1961 г.
Камбоджа 1960 Норвегия 1971 г.
Канада 1970 г. Польша 1962 г.
Колумбия 1960 Португалия 1963 г.
Коста-Рика 1972 г. Румыния 1961 г.
Хорватия 1992 г. Российская Федерация 1960
Кипр 1974 г. Сенегал 1961 г.
Республика Чехия 1993 г. Сьерра-Леоне 1966 г.
Дания 1963 г. Словакия 1993 г.
Доминиканская Респблика 1964 г. Соломоновы острова 1981 г.
Фиджи 1971 г. Южная Африка 1963 г.
Финляндия 1965 г. Испания 1971 г.
Франция 1965 г. Свазиленд 1970 г.
Греция 1972 г. Швеция 1966 г.
Гватемала 1961 г. Швейцария 1966 г.
Гаити 1960 Таиланд 1968 г.
Израиль 1961 г. Тонга 1971 г.
Ямайка 1965 г. Тринидад и Тобаго 1968 г.
Кения 1969 г. Уганда 1964 г.
Латвия 1992 г. Украина 1961 г.
Лесото 1973 объединенное Королевство 1964 г.
Мадагаскар 1962 г. Соединенные Штаты 1961 г.
Малави 1965 г. Венесуэла 1961 г.
Малайзия 1960 Югославия 1966 г.
Мальта 1966 г.

В 1960 году Организация Объединенных Наций провела еще одну конференцию по морскому праву, UNCLOS II, но никаких соглашений достигнуто не было. Однако в 1973 году была созвана еще одна конференция для решения этих проблем. ЮНКЛОС III, просуществовавшая до 1982 года благодаря необходимому консенсусу, скорректировала и переопределила многие принципы, изложенные в первой ЮНКЛОС. Новое определение континентального шельфа в новой Конвенции сделало Конвенцию 1958 года о континентальном шельфе устаревшей. Основная причина этого — технический прогресс.

  • Ратификации в депозитарии
  • Анна Кавнар, Подотчетность и Комиссия по границам континентального шельфа: решение, кому принадлежит дно океана

Конвенция 1982 г. содержит часть XI – «Район», положения которой регулируют деятельность по освоению богатств морского дна, расположенного за пределами национальной юрисдикции, т.е. за пределами континентального шельфа. Это – договорная новелла современного международного права, о соответствующем обычном международном праве говорить пока преждевременно.

Морское дно за пределами континентального шельфа и его недра («Район» – ст. 1 Конвенции 1982 г.) имеют особый правовой режим, который установлен Конвенцией 1982 г. и Соглашением 1994 г. об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (вступило в силу в 1997 г.). В случае какого-либо несоответствия между Соглашением 1994 г. и частью XI Конвенции 1982 г. преимущественную силу имеет названное Соглашение. Соглашение 1994 года внесло существенные изменения в Конвенцию 1982 г. В частности, оно отменило непосредственное финансирование деятельности в Районе в интересах развивающихся государств, обязательства по бесплатной передаче технологии, оказание иной помощи этим государствам и т.д.

Основу правового режима Района определяют следующие принципы. Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Это предполагает, в частности, что деятельность государств в Районе может осуществляться только в соответствии с Соглашением 1994 г. и частью XI Конвенции 1982 г. и на благо всего человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов. Все нрава на ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Эти ресурсы не подлежат отчуждению иначе как на основании международного права. Государства, физические и юридические лица могут претендовать на права в Районе, приобретать или осуществлять эти права только в соответствии с Соглашением 1994 г. и частью XI Конвенции 1982 г. Государства несут ответственность за ущерб, причиненный в результате невыполнения своих обязанностей в связи с деятельностью в Районе. Район используется исключительно в мирных целях. Морские научные исследования в Районе осуществляются исключительно на благо всего человечества.

При осуществлении деятельности в Районе должны приниматься все необходимые меры для защиты окружающей среды от загрязнения. Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. При этом особое внимание уделяется преференциальным правам государства культурного происхождения или государства исторического и археологического происхождения найденных объектов.

Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Международным органом по морскому дну от имени всего человечества. Государства осуществляют свою деятельность на основе плана работы, утвержденного Советом Органа. Международный орган по морскому дну является международной организацией. Он начал свою деятельность в 1996 г. Штаб-квартира Органа находится в Кингстоне (Ямайка). Членами Органа являются все государства – участники Конвенции 1982 г.

Для осуществления своей деятельности Международный орган по морскому дну наделен соответствующей международной правосубъектностью. Главными его органами являются Ассамблея, Совет и Секретариат. Предусмотрено создание Предприятия как международного промышленного и коммерческого подразделения Органа, основной функцией которого являются разведка и разработка природных ресурсов Района, транспортировка, переработка и сбыт этих ресурсов.

Одним из главных стратегических направлений развития ПАО «НК «Роснефть» является освоение углеводородных ресурсов континентального шельфа. Сегодня, когда практически все основные крупные месторождения нефти и газа на суше открыты и освоены, когда стремительными темпами идет развитие технологий и добыча сланцевой нефти, неоспоримым является факт того, что будущее мировой нефтедобычи находится на континентальном шельфе Мирового океана. Российский шельф имеет самую большую в мире площадь – свыше 6 млн. км, а «Роснефть» является крупнейшим держателем лицензий на участки континентального шельфа Российской Федерации.

На 01.01.2019 года ПАО «НК «Роснефть» владеет 55 лицензиями на участки в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей России. Ресурсы углеводородов по этим участкам оцениваются в 41 миллиард тонн нефтяного эквивалента. Также Компания реализует проект в Черном море у берегов Республики Абхазия, ведет разведку и добычу углеводородов на шельфе Вьетнама и Египта, участвует в проекте на шельфе Мозамбика.

Общая информация

На континентальном шельфе морей Восточной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 9 участков:

  • 5 участков в море Лаптевых — Усть-Оленекский, Усть-Ленский, Анисинско-Новосибирский, Хатангский и Притаймырский;
  • 1 участок в Восточно-Сибирском море — Восточно-Сибирский-1;
  • 3 участка в Чукотском море — Северо-Врангелевские-1,2 и Южно-Чукотский.

Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа морей Восточной Арктики по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 01.01.2019 г., составляют более 13,7 млрд. т н.э., без учета ресурсов участка Восточно-Сибирский-1, оцениваемых ПАО «НК «Роснефть» в объеме 4,6 млрд. т н.э.

За период с 2012 по 2018 гг Компания выполнила 225 тыс.пог.км аэрогравимагниторазведочных работ, более 73 тыс. пог. км сейсморазведочных работы 2D, проведены 7 геологических экспедиций.

В декабре 2015 года «Роснефтью» была получена лицензия на разработку Хатангского участка, расположенного в Хатангском заливе в юго-западной части моря Лаптевых на севере Красноярского края. 3 апреля 2017 года было начато и 1 мая 2018 года завершено стрительство поисковой скважины «Центрально-Ольгинская-1».

По результатам бурения скважины была подтверждена нефтегазоносность акватории моря Лаптевых и открыто месторождение «Центрально-Ольгинское с извлекаемыми запасами (по категориям С1+С2) более 80 млн тонн нефти.

Организация Объединённых Наций после своего создания всерьёз озаботилась пробелами морского права. Действующая сейчас Конвенция во многом регламентирует судоходство, использование морских недр, добычу ископаемых в глубине и на дне, а также позволяет государствами централизовано решать претензии друг к другу.

Данный свод законов и рекомендаций содержит 320 статей и 9 положений. В них определяют понятия «континентальный шельф», «экономическая зона», «внутренние воды» и другие важные термины. Российская Федерация ратифицировала ямайскую Конвенцию и придерживается её с 1998 года.

Основные понятия морского права по этой Конвенции следующие:

Размеры исключительной экономической зоны – 370 км (200 морских миль). Отсчитывается она от той же линии, что и территориальное море и прилежащая зона. Таких правил придерживаются 100 стран, ратифицировавших Конвенцию ООН.

Данная экономическая зона уже являются частью Мирового океана, но прилагается к прибрежному государству. Хотя суда другого государства, находящиеся в исключительной экономической зоне, имеют полный набор прав, не ограниченных законами прибрежного государства. Здесь имеет место разграничение на судоходство и пользование природными богатствами.

Все права на недра океана и морского дна, а также на потенциальные ресурсы (ветер, солнечную энергию, потенциал приливов и отливов) принадлежат стране-владельцу. Прибрежное государство позволяет себе осуществлять здесь разведку полезных ископаемых, разрабатывать ресурсы, создавать искусственные острова и вести другие действия, не противоречащие морскому праву и положениям Конвенции ООН 1982 года.

В исключительной экономической зоне возможны договоры между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Например, развивающиеся страны разрешают другим государствам разведку и разработку полезных ископаемых, получая за это оговоренную компенсацию. Или пример из практики рыболовства: Россия и Япония заключили между собой договор, по которому определяется юридический статус рыболовных судов в этой зоне.

Естественное продолжение материковой зоны называется континентальным шельфом и является зоной воздействия прибрежного государства. Также в принятой терминологии понятие континентального шельфа простирается на границу в 200 морских миль, даже если материковая оконечность резко обрывается. Континентальный шельф не может быть продлён дальше 350 морских миль.

Континентальный шельф не включает в себя поверхность вод – здесь уже действуют международные правила морского права. Прибрежное государство имеет право собственности на недра и дно, включая «сидячие» живые организмы, полезные ископаемые, добытую энергию и некоторые другие виды ресурсов.

Разграничение между отдельными государствами, имеющими близкую границу по воде, выполняются отдельно. Например, в Балтийском море действуют несколько договоров относительно взаимопользования континентальным шельфом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *