Какие сделки признаются контролируемыми в целях налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие сделки признаются контролируемыми в целях налогообложения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020-2021 годов, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2020 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в редакции приказа от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров Доход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

Трансфертная цена — это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Деятельность по установлению цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов.

ТЦО регулируется Разделом V.1 НК «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», предусматривающий полномочия ФНС России по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

17 апреля в Москве пройдет семинар, где на доступных для понимания примерах расскажут все о трансфертном ценообразовании. Информация будет интересна как новичкам в этих вопросах, так и профессионалам. Приходите.

Информация о контролируемых сделках

Контролируемыми признаются сделки между российскими взаимозависимыми лицами, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей;

2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3. хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН, ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4. хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 % по указанным обстоятельствам;

5. хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;

6. сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК;

— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК;

7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 % и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ;

8. хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от НДС в соответствии со статьей 145.1 НК;

9. хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, предусмотренный статьей 286.1 НК.

Об основаниях признания сделок контролируемыми расскажут на семинаре, который пройдет 17 апреля. Ведущий семинара — Гуськов А. В., руководитель Департамента налогового консультирования и трансфертного ценообразования IBFS united.

Для внутрироссийских сделок с взаимозависимыми лицами предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.

1 млрд. руб. — сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год после превышения которой, сделки с этим лицом признаются контролируемыми;

100 млн. руб. — сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД. При этом в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. После превышения указанной суммы сделки между указанными лицами признаются контролируемыми;

60 млн. руб. — сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп. 2, 4 — 9 п. 2 ст. 105.14 НК (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон (ОЭЗ)). Доходы по ним суммируются. Если полученная сумма превысит 60 млн. руб., то все сделки между этими лицами будут считаться контролируемыми.

Практические примеры по расчету пороговых значений приведут на семинаре, который пройдет 17 апреля. На мероприятии также расскажут о добровольных и симметричных корректировках налоговой базы.

Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год.

Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки с определенной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями.

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.

  • Выплату процентов по займу могут признать выводом денег из бизнеса и уходом от налогов

    1,1 тыс. 0

    • Cтатьи
    • Лучшее
    • Автоматизация учета
    • Аудит
    • Бухучет
    • Консалтинг
    • Оценка
    • Управление персоналом
    • Юриспруденция

    Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. Согласно Статья 105.14. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
    1. Сделки с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
    2. Сделки со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
    3. Сделки со взаимозависимым лицом — плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн. руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
    4. Сделки с оффшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
    5. Сделки со взаимозависимым лицом — иностранной организацией, в т.ч. оффшорной компанией, или нерезидентом РФ независимо от доходов (Письма Минфина от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, от 17.04.2014 № 03-01-18/17551 (п. 1)).
    6. Сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 — 7 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2015 № 03-01-18/2657).
    Сделки, по которым обе стороны применяют спецрежимы, не контролируются (пп. 3, 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
    Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

    Цель введения понятия «контролируемые сделки» — контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.
    К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки. Таким образом исключается возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие).
    Пример:
    Фирма «Астра» производит товары, себестоимость которых равна 1000 рублей. Рыночная цена продукта – 2000 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (2000 — 1000) = 1000 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.
    Для снижения налоговой нагрузки Фирма «Астра» может реализовать подконтрольной структуре «Прима» в оффшорном государстве товар по 1001 рублю, которая в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.
    Критерии контролируемых сделок разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. Теперь В соответствии с НК РФ за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – 2000 рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 1000 руб., а не 1 руб., задекларированный «хитрым» налогоплательщиком. Таким образом государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.
    Для целей налогообложения сделки признаются контролируемыми, если соответствуют следующим критериям:

    № п/п

    Контролируемые сделки

    Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой

    Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой

    1

    Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация

    При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает определенный размер;

    1 млрд рублей.

    2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

    60 млн рублей

    3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

    100 млн. руб.

    13.08.2021 Итоги семинара «Средний заработок. Пособия за счет ФСС. Расчеты с подотчетными лицами»

    18.06.2021 Итоги семинара » НДС-2021. «

    Революция в бухгалтерии: от документа до банковского кабинета

    Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

    Категория сделки Условия Годовой лимит (млн руб.)
    Между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ Различные ставки по налогу на прибыль, применяемые сторонами к прибыли по сделке. Один из участников:
    • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
    • добывает углеводородное сырье;
    • освобожден от налога на прибыль;
    • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
    • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
    • освобожден от уплаты НДС как исследовательский центр («Сколково» и другие в аналогичном статусе)
    1000
    Несколько сделок по перепродаже товаров, работ, услуг при участии посредников, не относящихся к взаимозависимым лицам
    • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
    • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
    60
    Внешнеторговые сделки из сферы мировой биржевой торговли Предмет торговли – одна или несколько групп товаров:
    • нефть и товары переработки;
    • черные металлы;
    • цветные металлы;
    • драгоценные металлы и камни;
    • минеральные удобрения
    60
    С зарегистрированными в оффшорах, резидентами, жителями оффшоров. Перечень территорий утвержден Минфином Особых условий нет 60

    Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

    Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).

    Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.).

    Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:

    1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
    2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
      • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
      • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
      • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
      • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
      • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
    3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
    4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
    5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.

    Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.

    Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.

    Статья 105.14. Контролируемые сделки

    Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.

    Теперь в случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

    Обратите внимание: Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 17 марта 2021 года. При этом отдельные положения данного закона имеют особый порядок начала действия.

    Одной из обязанностей налогоплательщика является обеспечение сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

    Аналогичная норма установлена для налоговых агентов: они обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

    Теперь срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета увеличен до пяти лет.

    В соответствии со ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, в установленных случаях должны уведомлять налоговый орган как о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), так и о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.

    Теперь для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой. При этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.

    Пунктом 2 ст. 86 НК РФ установлено, чтобанки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

    Статья 86 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении:

    • копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

    • копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

    • копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);

    • копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

    • информацию о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента.

    Сделать это банки должны будут в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в установленных случаях.

    Копии указанных документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами:

    • в отношении организации (индивидуального предпринимателя) – в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене данных решений) операций по счетам этого лица, о приостановлении переводов его электронных денежных средств;

    • в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

    • в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) – на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

    Теперь практически никаких тайн от налоговых органов у налогоплательщиков не останется: банки расскажут все, что знают о своих клиентах.

    Согласно действующей редакции п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, к которым в том числе приравниваются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

    В новой редакции данной нормы будут указаны сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ. В данном случае речь идет о следующих товарных группах:

    1) нефть и товары, выработанные из нефти;

    2) черные металлы;

    3) цветные металлы;

    4) минеральные удобрения;

    5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

    Обратите внимание: новые положения пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2022 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

    Кроме того, уточнен п. 3 ст. 105.14 НК РФ: теперь сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) (ранее – по сделкам между указанными лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.

    Еще одно важное уточнение касается налогоплательщиков, которые не исчисляют налог на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. В этом случае для целей налогообложения используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

    В этом же порядке учитываются доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).

    По общему правилу налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Теперь при выполнении данной обязанности нужно учитывать, что в случае, если налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены, указанный налоговый орган самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет ей сведения о таких сделках, полученные в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ). Ранее налоговый орган мог выявить факт непредставления уведомления о контролируемой сделке только в рамках налоговой проверки или налогового мониторинга.

    Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (контроль сделок между взаимозависимыми лицами) представляет собой проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами.

    Проводится налоговым органом в отношении налогоплательщика, являющегося одной из сторон контролируемой сделки, совершаемой взаимозависимыми лицами.

    Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени:

    1. Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, не является закрытым. Суд может признавать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и результаты совершаемых ими сделок.

    2. Сделки между взаимозависимыми лицами называются контролируемыми.

    3. Основанием для принятия решения о проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами могут быть уведомление о контролируемых сделках или извещение налогового органа, проводящего налоговую проверку.

    4. Решение о проведении проверки выносится не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. ФНС должна сообщить налогоплательщику о проведении проверки в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

    5. В ходе контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган может истребовать документы у проверяемой компании и ее контрагентов, а также осуществлять выемку документов и предметов.

    6. В ходе проверки проверяется полнота исчисления и уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС.

    7. ФНС вправе проверять контролируемые сделки за 3 года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

    8. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях он может быть продлен.

    9. ФНС не может проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки за один и тот же календарный год. Исключение — повторные проверки, проводимые в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации.

    10. Проверяющими в последний день проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

    Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Контроль сделок между взаимозависимыми лицами. Основные параметры мероприятия

    № п/п

    Параметр мероприятия

    Значение параметра мероприятия

    1

    Норма, которой регулируется

    Глава 14.5 НК РФ

    2

    В отношении кого проводится

    Налогоплательщиков в связи с совершением ими контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами

    3

    Документ, которым инициируется

    Решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС о проведении проверки

    4

    Кем проводится

    Должностными лицами ФНС

    5

    Место проведения

    По месту нахождения ФНС

    6

    Срок проведения

    Не более 6 месяцев, может быть продлен до 12 месяцев

    7

    Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия

    Документы о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой.

    Сведения об использованных методах определения цен (в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ)

    Схема порядка проведения выездной проверки представлена на рисунке 1.

    В ходе контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе осуществлять следующие действия (мероприятия налогового контроля):

    • истребовать документы у налогоплательщика (п.п. 1, 2, 5 ст. 93 НК РФ);
    • истребовать документы и сведения у контрагентов и иных лиц (ст. 93.1 НК РФ);
    • назначать экспертизы (ст. 95 НК РФ);
    • привлекать к участию переводчика (ст. 97 НК РФ);
    • привлекать специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96 НК РФ);
    • осуществлять выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

    Взаимозависимыми признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

    Основания, по которым в силу положений статьи 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми, приведены в таблице 2.

    При этом необходимо иметь в виду, что приведенный в таблице 2 перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, не является закрытым. Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

    Таблица 2.

    Основания признания лиц взаимозависимыми

    № п/п

    Лица, признаваемые взаимозависимыми

    Основания признания лиц взаимозависимыми

    1

    Физические лица

    Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению

    Физическое лицо и его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в т. ч.е усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный

    2

    Физическое лицо и организация

    Физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации, и доля такого участия составляет более 25 %

    3

    Организации

    Одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 25 %

    Одно и то же лицо* прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %

    Исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами**)

    В которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами

    Полномочия единоличного исполнительного органа организаций осуществляет одно и то же лицо

    4

    Организация и лицо

    Лицо (в т. ч. физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами) имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа организации или по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации

    Лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации

    5

    Организации и (или) физические лица

    Доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов

    * Лица (лицо) — организации и (или) физические лица (п. 2 ст. 11 НК РФ).
    ** Имеются в виду супруг (супруга) физического лица, родители (в т. ч. усыновители), дети (в т. ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

    Совершенствование налогового контроля – 2021

    Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей статьи 105.14 НК РФ), а также ряд приравненных к ним сделкам. Условия (особенности), при наличии которых сделки признаются контролируемым, представлены в таблице 3.

    Таблица 3.

    Условия отнесения сделок к контролируемым

    № п/п

    Вид сделки

    Условия, при наличии которых сделка признается контролируемой

    Сумма дохода по сделке, при превышении которой сделка признается контролируемой

    1

    Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ

    Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей

    1 млрд руб.

    2

    Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое

    60 млн руб.

    3

    Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов:
    — систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    — систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы

    100 млн руб.

    4

    Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 % по указанным обстоятельствам

    60 млн руб.

    5

    Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны

    60 млн руб.

    6

    Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
    — одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ*, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
    — любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ.

    60 млн руб.

    7

    Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 % и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 НК РФ

    60 млн руб.

    8

    Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми.

    Третьи лица: — не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
    — не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом

    Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами принимается на основании:

    • Уведомления о контролируемых сделках, или
    • Извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг (ст. 105.16 НК РФ);

    а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки.

    Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения.

    В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в связи с самостоятельным проведением корректировки налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков), отражена в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная, решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня представления такой уточненной налоговой декларации. При этом проверка проводится только в отношении контролируемой сделки, по которой налогоплательщиком произведена самостоятельная корректировка (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

    Решение о проведении проверки (форма по КНД 1165035, Приложение №1 к приказу от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@, далее – Приказ № ММВ-7-13/907@) подписывается руководителем (заместителем руководителя) ФНС.

    Решение должно содержать следующие сведения:

    • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
    • полное и сокращенное наименование контрагента;
    • наименование проверяемой сделки, описание однородных сделок;
    • вид проверяемого налога (налогов);
    • периоды, за которые проводится проверка;
    • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки, с указанием руководителя проверяющей группы.

    ФНС должна уведомить налогоплательщика о принятом решении о проведении проверки в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

    Предметом проверки является проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами с точки зрения соответствия цен, примененных данными лицами в контролируемых сделках, рыночным ценам.

    В ходе проведения проверки проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

    • налога на прибыль организаций;
    • налога на доходы физических лиц, уплачиваемого с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности и иной частной практикой (ст. 227 НК РФ);
    • налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения НДПИ, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
    • налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

    Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки. Справка составляется в последний день проверки (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).

    По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев. В исключительных случаях, по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС, срок может быть продлен. Основания, по которым срок проверки может быть продлен, и сроки продления приведены в таблице 4.

    Таблица 4.

    Основания и сроки продления проверки контролируемых сделок

    № п/п

    Основания продления срока проверки

    Срок, на который проверка может быть продлена, месяцы

    1

    Проведение проверки в отношении организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков

    максимально на 6

    2

    Возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.)

    максимально на 6

    2

    Непредставление налогоплательщиком в установленный срок* документов, необходимых для проведения проверки

    максимально на 6

    4

    Получение информации от иностранных государственных органов

    от 6 до 9

    5

    Проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке

    максимально на 6

    * 30 дней со дня получения налогоплательщиком Требования ФНС (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

    Копия решения о продлении срока проведения проверки (форма по КНД 1165036, Приложение № 2 к Приказу № ММВ-7-13/907@) должна быть направлена налогоплательщику в течение трех рабочих дней со дня его принятия (может быть вручена лично или направлена по почте).

    Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

    Контролируемые сделки взаимозависимых и приравненных к ним лиц— 2021

    • Собственникам компаний

    Скачать файл

    Файл добавлен 30.11.2017
    Презентация .pdf (1,3 Мб)

    К контролируемым приравниваются следующие сделки.

    • Сделки с участием посредников при соблюдении следующих условий:
    1. Посредники только организуют сделки, не выполняя более никаких функций
    2. Риски по таким сделкам посредники не несут
    3. Никакие активы для организации таких сделок посредники не используют
    • Внешнеторговые сделки в области мировой биржевой торговли. Но не по всем товарам, а по товарам, входящим в товарные группы, перечисленные в статье 105.14 НК РФ.
    • Сделки, одной из сторон которых является иностранное лицо, связанной с офшорными зонами местом регистрации, местом жительства или являющееся налоговым резидентом такой зоны.

    При этом сумма годового дохода для посреднических сделок не лимитируется, а для сделок, перечисленных в пунктах 2 и 3, составляет более 60 млн. руб.

    Не являются контролируемыми следующие сделки:

    1. Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
    2. Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
    3. Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
    • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
    • они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
    • отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми

    Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.

    О совершении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения. Срок уведомления – не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки.

    При нарушении указанного срока, а также при представлении недостоверных сведений, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5000 руб. согласно статье 105.16 НК РФ.

    Проверка контролируемых сделок осуществляется ФНС России. Уведомления о контролируемых сделках, а также извещения территориальных налоговых органов, выявивших контролируемые сделки в ходе камеральных или выездных проверок, служат основаниями для проведения проверок ФНС РФ. Также информация по контролируемым сделкам может быть получена непосредственно ФНС РФ в рамках контроля за деятельностью региональных инспекций.

    Решение о проверке цен должно быть вынесено не позднее двух лет со дня получения таких уведомлений или извещений. Количество проверок – не более одной проверки по одной сделке за один и тот же год. Срок проверки – не более шести месяцев.

    Вопрос №1. Может ли ИФНС при проведении камеральной или выездной проверки проверять сделки между взаимозависимыми лицами, если такие сделки не являются контролируемыми?

    Да, такое право у региональных инспекций есть.

    Вопрос №2. Признаются ли сделки между организаций и ИП контролируемыми, если организация и ИП являются взаимозависимыми и ИП применяет ЕНВД?

    Да, такие сделки могут быть признаны контролируемыми при достижении стоимостного критерия – годовой доход более 100 млн. руб.

    Вопрос №3. Должен ли филиал иностранной компании, действующий на территории России, подавать уведомление о контролируемых сделках?

    Уведомления о контролируемых сделках должны подавать обе стороны таких сделок. В данном случае филиалу иностранной компании уведомление о контролируемых сделках (если таковые имели место) подавать необходимо.

    Контролируемые сделки взаимозависимых лиц являются единственным видом сделок, стоимость и ценообразование которых могут проверить налоговые органы и сравнить с текущим положением рыночных цен.

    Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами являются правомерным методом налогового контроля, который позволяет получить требуемые и необходимые сведения о текущем финансовом состоянии той или иной организации, о ее налогообложении и о соблюдении руководством всех установленных налоговых норм.

    Непосредственным предметом данных сделок взаимозависимых лиц может являться как продажа определенных товаров, так и оказание работ или услуг.

    При этом данные услуги или поставка товаров всегда определяются конкретной денежной суммой, которая и формирует общую цену договора.

    Данные сделки физических или юридических лиц всегда несут за собой определенные правовые последствия, определение которых дано в НК РФ. Помимо этого, они требуют соблюдения множества условий и своевременного представления необходимой отчетности. Главным критерием данных сделок является ценообразование. Оно может быть осуществлено одним из методов, утвержденным налоговым законодательством РФ.

    В соответствии с положениями действующего НК РФ, к сделкам между взаимозависимыми лицами могут быть приравнены следующие:

    • совокупность сделок, в роли предмета которых выступает реализация определенных товаров, оказание услуг, либо выполнение работ, которые совершаются с участием лиц посредников, не являющихся взаимозависимыми. При этом наличие третьих лиц не будет приниматься в расчет налоговыми органами при условии, что данные лица не выполняют никаких дополнительных требований и функций, а также не принимают на себя абсолютно никаких рисков и не используют собственные активы и методы для проведения данной совокупности сделок;
    • сделки, в понятие и определение которых входит внешняя торговля товарами мировой биржи;
    • сделки между взаимозависимыми лицами, при которых у одного из данных лиц местом проживания или регистрации является территория, которая включена в специальный список, утвержденный Министерством Финансов РФ.

    Сделка взаимозависимых лиц, местом регистрации или проживания которых является РФ, будет правомерно признана контролируемой при выполнении хотя бы одного из следующего списка условий:

    • общая сумма и сведения о доходах по данным сделкам, проведенным в определенный отчетный период, не превышает 1 млрд. рублей;
    • одна из сторон данной сделки между взаимозависимыми лицами является законным налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых. При этом в понятие и определение предмета данной сделки должно входить добытое ранее полезное ископаемое;
    • одна, либо обе стороны данной сделки являются законными налогоплательщиками, которые применяют специальный режим и методы налогообложения – единый налог на вмененный доход и т.д.;
    • одна, либо обе стороны данной сделки были освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль организации;
    • хотя бы одна из данных сторон сделки между взаимозависимыми лицами является законным резидентом особой экономической зоны, в которой установленный налоговый режим предусматривает специальные льготы в отношении налога на прибыль организации.

    Положения действующего налогового законодательства РФ устанавливают определенные условия, ответственность и обстоятельства, при которых конкретная правовая сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой.

    Основным обстоятельством, при соблюдении которого признание сделки контролируемой становится возможным, является критерий о том, что полученные результаты и методы хотя бы одной стороны данных правоотношений должны оказать влияние и определенные последствия на общую систему налогообложения. То есть, хотя бы одна из сторон, либо сразу обе, должны учесть доходы или расходы. Результатом данного действия становится увеличение, либо уменьшение текущей налоговой базы.

    Помимо этого, важный критерий также заключается и в самих лицах, принимающих участие в данной сделке, которые являются взаимозависимыми. Данные лица должны полностью отвечать и соответствовать требованиям, установленным ст.105 НК РФ.

    Помимо взаимозависимых лиц, существует и иные обстоятельства для того, чтобы признание тех или иных сделок контролируемыми было правомерным. Сюда относятся и обстоятельства самой сделки, особенности и предмета и стоимости, в также выполнение иных требований, которые были предусмотрены для данной процедуры.

    Кому придется отчитаться о контролируемых сделках

    Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами, как и любые другие, должны содержать в себе такой критерий и определение, как предмет. Именно на предмет направлены все последствия сделки, ее признаки, а также ответственность сторон и иные сведения.

    Предмет контролируемой сделки между лицами всегда выражается в одном из трех основных видах: покупка или поставка определенных товаров, выполнение работ, либо оказание услуг. В дальнейшем критерий предмета определяет ценообразование, устанавливает определенный порядок признания лиц взаимозависимыми и т.д. Предмет контролируемой сделки указывает в соответствующих документах, на основании данных, представленных в существующей бухгалтерской отчетности.

    Сведения о предмете сделки обязательно должны быть представлены в уведомлении о контролируемых сделках.

    Эти сведения должны содержать его основные признаки, определение, ценообразование и необходимое пояснение. Помимо этого, в документе должна быть кратко описана суть предмета, его виды, требование, способы передачи и т.д.

    Предмет также требует указания времени и места его отгрузки, если речь идет о конкретном товаре, и точное место совершения сделки – адрес доставки, разгрузки и иные сведения. Если предметом сделки является оказание определенных услуг, указывается место потребления результатов данных услуг, а также иные важные сведения, например, последствия их некачественного выполнения, признаки, ценообразование и т.д.

    Процедура признания тех или иных сделок контролируемыми содержит свои этапы, порядок, нюансы, последствия и иные особенности. Только признание сделки между лицами контролируемой дает налоговому органу законное право по проверке ее цены и ее сравнения с действующими рыночными ценами.

    Контролируемые сделки представляют собой сделки между взаимозависимыми сторонами, а также приравненные к ним сделки. Основной механизм контролируемых сделок направлен на то, чтобы компании и организации не смогли самостоятельно манипулировать ценами. Последствия таких манипуляций нередко направлены на вывод налоговой базы из России в оффшорные страны, либо на получение дополнительных льготных условий, потому что за данные манипуляции не предусмотрена никакая ответственность.

    Так, например, трансфертные цены, которые являются внутренними значениями, часто используются крупнейшими холдингами и корпорациями в целях уменьшения налога на прибыль. То есть, общая прибыль группы лиц может быть распределена так, что основная ее часть будет переведена в государство с меньшими налогами.

    Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Вопросы и ответы юристов

    Взаимозависимыми именуются лица, способные влиять на принимаемые договорные условия и итоги проведенных сделок. Например, если компания или частное лицо владеет 100% УК другой фирмы (одной или нескольких фирм), то, естественно, она может воздействовать на их деятельность, соглашения и результаты сделок. Соответственно, все эти компании – взаимозависимые лица.

    Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

    С 1 января 2012 г. Законом № 227-ФЗ вводится в действие статья 105.14 НК РФ, в которой установлен перечень контролируемых сделок. Ранее действовавшая статья 40 НК РФ теряет силу.

    По новым правилам контролируемыми сделками не являются товарообменные (бартерные) операции, ряд внешнеторговых сделок, а также сопоставимые сделки, совершенные налогоплательщиком в течение непродолжительного времени, цены по которым отклоняются более чем на 20%.

    С нового года основную группу контролируемых сделок будут составлять сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей и исключений, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, будут контролироваться сделки, по определению не относящиеся к контролируемым, но приравненные к ним.

    Статьей 105.14 НК РФ предусмотрены условия признания сделок контролируемыми, в частности:

    • в результате совершения сделки хотя бы одна сторона должна учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11). Под контроль будет подпадать полнота уплаты только этих налогов (п. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Иными словами, для целей уплаты, например, транспортного налога или налога на имущество положения данной главы применяться не будут;
    • для отдельных видов сделок предусмотрены различные пороги «доходности», после превышения которых сделки подпадают под налоговый контроль. Например, к контролируемым относятся сделки между взаимозависимыми российскими лицами, сумма доходов по которым (сумма цен сделок) за календарный год превышает 1 млрд руб.1 (подп. 1 п. 2).

    Обращаем особое внимание на то, что, если в текущую редакцию Закона не будут внесены изменения, сделки с иностранными взаимозависимыми лицами будут признаваться контролируемыми без каких-либо минимальных ограничений суммы сделки, то есть фактически от 1 руб.;

    • сделки реализации (перепродажи) товаров (работ, услуг), совершаемые с участием невзаимозависимых лиц – посредников приравниваются к контролируемым при условии, что независимые лица:
    • во-первых, не выполняют в сделках никаких дополнительных функций, кроме организации перепродажи;
    • во-вторых, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации.

    Стоит заметить, что формулировка нормы о независимых посредниках не позволяет однозначно сказать, должны ли выполняться одновременно оба критерия либо достаточно одного, чтобы сделки с третьими лицами, при посредничестве которых они совершаются, приравнивались к контролируемым. По нашему мнению, установление налоговым органом только одного из перечисленных критериев все-таки недостаточно и необходимо установить наличие обоих.

    Пример

    Компания «Альфа» производит бытовую технику и реализует ее в том числе зависимым лицам через независимых посредников «Бета», «Гамма» и «Дельта».

    Компания «Бета» не только перепродает технику потребителям, но и организует рекламные акции, проводит иные маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж продукции компании «Альфа», а также принимает на себя риски по ремонту техники. Компания «Гамма» имеет в собственности склады, на которых хранится техника.

    С компанией «Дельта» заключен агентский договор, согласно которому «Альфа» передает «Дельте» товары на реализацию, но покупатели – взаимозависимые с «Альфой» компании забирают технику непосредственно со складов «Альфы». Компания «Альфа» самостоятельно организует рекламные акции и отвечает за ремонт своей бытовой техники, то есть «Дельта» не выполняет в сделке никаких дополнительных функций, кроме продажи, не принимает на себя никаких рисков и фактически не использует никаких активов для организации реализации.

    В данном случае сделки «Альфы» по продаже техники взаимозависимым лицам, совершенные с привлечением независимого посредника «Дельты», должны признаваться контролируемыми, а сделки с «Бета» и «Гамма» – неконтролируемыми.

    Необходимо отметить общую неопределенность в вопросе о том, подлежат ли контролю сделки с имущественными правами, роялти, займы. На наш взгляд, а также по мнению ФНС России и Минфина России2, такие сделки составляют объект контроля, поскольку в отношении них в статье 105.3 НК РФ и пункте 1 статьи 105.14 НК РФ не сделано каких-либо исключений.

    В то же время практический контроль применяемых в таких сделках цен (ставок по займам и т. п.) будет затруднен из-за отсутствия механизма его реализации, поскольку ни один из предусмотренных НК РФ методов определения доходов (прибыли, выручки) в сделках с взаимозависимыми лицами не может быть применен к иным сделкам, кроме сделок реализации товаров (работ, услуг). В этой связи мы рекомендуем компаниям не списывать со счетов подобный вид сделок между взаимозависимыми лицами, чтобы быть готовыми оперативно отреагировать на соответствующие изменения законодательства в этой части (или на появление разъяснений Минфина России).

    Пунктом 4 статьи 105.14 НК РФ устанавливается закрытый перечень сделок, не признаваемых контролируемыми. К ним относятся:

    • сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков.

    Исключение такой категории сделок понятно, так как такая консолидированная группа налогоплательщиков будет уплачивать налог на прибыль с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности всех членов группы3;

    • сделки между лицами, удовлетворяющими одновременно ряду критериев: зарегистрированы в одном субъекте РФ; не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов и за пределами РФ; не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов; не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль; не затрагивают НДПИ; не являются плательщиками, применяющими ЕНВД и ЕСХН; не освобождены от уплаты налога на прибыль (применяющие ставку 0%) и / или являются резидентами ОЭЗ.

    Иными словами, даже если лица, удовлетворяющие перечисленным критериям, совершают сделки с одним лицом на сумму свыше 1 млрд руб. (3 и 2 млрд руб. соответственно в переходный период), такие сделки контролироваться не будут.

    В соответствии с общей нормой (п. 1 ст. 4 Закона № 227-ФЗ) новые правила о трансфертном ценообразовании, в том числе в части определения контролируемых сделок, вступают в силу с 1 января 2012 г., однако для отдельных положений Закона предусмотрен переходный период.

    Сделки, для которых предусмотрен переходный период

    Только с 2014 г. начнут контролироваться сделки:
    — с участием независимых посредников, применяющих ЕСХН и ЕНВД (п. 2 ст. 4 Закона № 227-ФЗ);
    — если одна из сторон сделки – резидент ОЭЗ, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль (п. 4 ст. 4 Закона № 227-ФЗ);
    — между российскими взаимозависимыми компаниями, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превышает 1 млрд руб. Для 2012 г. контролируемый ценовой лимит установлен на уровне 3 млрд руб., для 2013 г. – 2 млрд руб. (п. 3 ст. 4 Закона № 227-ФЗ);
    — с иностранным взаимозависимым лицом без ограничения минимального лимита сделки (в 2012–2013 гг. такие сделки будут контролироваться только при превышении суммы доходов по ним за календарный год в 100 и 80 млн руб. соответственно).

    Следует отметить недоработку закона в части переходных положений.

    Так, пункт 7 статьи 4 Закона № 227-ФЗ определяет, что статьи 105.15–105.17 НК РФ о налоговом контроле до 1 января 2014 г. «применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 г. – 100 млн руб.; в 2013 г. – 80 млн руб.».

    Эта норма позволяет утверждать, что суммироваться должны доходы по всем видам контролируемых сделок с одним лицом. Буквальное прочтение переходных положений, призванных облегчить положение налогоплательщиков в 2012–2013 гг., дает основания утверждать, что они не будут работать, так как сделки налогоплательщика будут подлежать контролю в общем порядке.

    В данном случае требуется корректировка неточностей формулировки пункта 7 статьи 4 Закона № 227-ФЗ. По нашему мнению, редакция нормы должна быть приближена к формулировке пункта 3 статьи 4 Закона № 227-ФЗ, устанавливающей ценовые пределы по доходам каждого вида контролируемых сделок.

    Применительно к ныне действующей редакции Закона для снижения налоговых рисков налогоплательщик обязан подать уведомление при превышении суммы доходов по всем контролируемым сделкам с одним лицом выше предела, установленного пунктом 7 статьи 4 Закона № 227-ФЗ.

    Сделки между российскими взаимозависимыми лицами контролируются при превышении суммы доходов по сделкам определенного порога в зависимости от вида сделки. В пункте 9 статьи 105.14 НК РФ определено, что сумма доходов по сделкам за календарный год определяется «путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ». В связи с такой формулировкой возникает ряд вопросов.

    Цена сделки при определении доходов должна учитываться с включением в нее суммы НДС или без нее? К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ). При этом из доходов исключаются суммы налогов, в соответствии с НК РФ предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Однако в подпункте 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ при определении доходного критерия контролируемой сделки (более 1 млрд руб.) между взаимозависимыми лицами указывается не только на сумму доходов, но и на «сумму цен сделок».

    С одной стороны, в соответствии с Налоговым кодексом РФ продавец обязан дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить сумму налога на добавленную стоимость РФ (ст. 168 НК РФ), с другой – в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 № 5451/09 сказано: «…предъявляемая обществу к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для общества частью цены, подлежащей уплате… по договору». Следовательно, налогоплательщику необходимо выявить контролируемые сделки с взаимозависимыми лицами, в которых сумма дохода с учетом НДС превышает установленные законом пределы.

    Организациям необходимо быть готовыми к возможным спорам с ФНС России, которая, руководствуясь приведенной позицией ВАС РФ, может рассчитать сумму цен по таким сделкам с учетом НДС, и эта сумма может превысить контролируемый порог, рассчитанный налогоплательщиком без учета НДС. И хотя, на наш взгляд, такая позиция ФНС России не соответствует смыслу пункта 9 статьи 105.14 НК РФ, доказывать свою позицию налогоплательщику, возможно, придется в суде.

    Подлежат ли контролю сделки, по которым налогоплательщик учел расходы? На этот вопрос можно ответить утвердительно, так как общими положениями Кодекса установлено, что правила о трансфертном ценообразовании распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной доходов, расходов и / или стоимости добытых полезных ископаемых (п. 13 ст. 105.3 НК РФ). При этом в пункте 1 статьи 105.3 НК РФ речь также идет о прибыли, которая определяется как разница между доходами и расходами налогоплательщика.

    Но нормы статьи 105.14 НК РФ оперируют исключительно понятием «доход». И если признать, что контролируются не только доходы, но и расходы, то возникает неопределенность, каким образом должен определяться момент признания расходов и, соответственно, момент определения ценового порога по такой сделке и период, за который организация должна подавать уведомление о совершенной контролируемой сделке.

    Пример

    Организация «А» приобрела в 2012 г. товары у взаимозависимой организации «Б» на сумму 3 млрд руб.

    Для организации «Б» сделка будет контролируемой, поскольку доходы при методе начисления признаются вне зависимости от поступления денежных средств (ст. 271 НК РФ).

    Для организации «А» расходы на покупку товаров будут признаны только в период продажи покупных товаров (ст. 268 НК РФ).

    Таким образом, если компания «А» не продаст приобретенные товары в 2012 г., то расходы по сделке ею признаны не будут, а значит, рассматриваемая сделка для организации «А» в 2012 г. не будет контролируемой (подавать уведомление об этой сделке в налоговый орган не нужно). Такая же ситуация возникает, если компания приобретает амортизируемое имущество, расходы по которому списываются равномерно в течение срока амортизации.

    В то же время, по нашему мнению, сделка не может признаваться контролируемой для одной ее стороны и не признаваться таковой для другой4.

    Здесь также можно обратить внимание на то, что, определяя суммовой порог сделок, Кодекс оперирует не только понятием «доход», но и понятием «сумма цен сделок» (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Иными словами, в рассматриваемой ситуации и для организации «А», и для организации «Б» сумма цен сделок в 2012 г. превысит 3 млрд руб., следовательно, для обеих сторон сделка будет контролируемой. Заметим, однако, что уточнение «сумма цен сделок» в статье 105.14 НК РФ касается лишь единичного случая, все иные случаи контролируемых сделок определяются через превышение «суммы дохода», но не «цен сделок».

    Таким образом, на вопрос, является ли контролируемой сделка организации «А» по приобретению товаров за календарный год на сумму 100 млн руб. у организации «Б» – резидента особой экономической зоны5, если «А» не учла такие расходы для целей налогообложения, нет однозначного ответа.

    Полагаем, что в приведенном примере организация «А» должна включить свою сделку по покупке товаров в перечень контролируемых сделок, попадающих в зону риска, и отслеживать вносимые в закон изменения, а также правоприменительную практику по этому вопросу.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *