План счетов бюджетного учреждения на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов бюджетного учреждения на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

\n\n

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
\n
\nВ нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

\n\n

Три вида синтетических счетов:

\n\n

    \n\t
  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. \n\t

  3. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  4. \n\t

  5. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
  6. \n

\n\n

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Приложение N 1. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

\n\n

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

\n\n\n

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

\n\n\n

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
\n
\nЕсли какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t

\n\t

\n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Счета первого порядка (синтетические)

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Счета второго порядка (субсчета)

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Тип

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Наименование

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Номер

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Номер и наименование

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

План счетов бухгалтерского учета в 2021 году

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Таблица 1

Номер разряда счета

1–17

18

19–21

22

23

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Код финансового обеспечения (деятельности)

Объект учета

(код ситнетического счета)

Группа объекта учета

(код аналитического счета)

Вид объекта учета

(код аналитического счета)

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Разряды 18-26 номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

Рассмотрим пример: счет КРБ (код расходов бюджета) 1 102 3 0 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения».

Номер разряда

Значение разряда

Расшифровка

1–17

КРБ

См. таблицу 2

18

1

За счет средств бюджета

19–21

102

Нематериальные активы

22

3

Иное движимое имущество

23

0

24–26

320

Увеличение стоимости НМА

Остановимся подробнее на составлении разрядов 1–17. Для этого используются коды бюджетной классификации. В инструкции к ПС бюджетного учета содержится отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой код аналитического учета по бюджетной классификации необходимо указать: код расходов бюджета (КРБ), код доходов бюджета (КДБ), код источников финансирования дефицита бюджета (КИФ) или 0. Причем для учреждений берутся 4–20-й разряды КБК, а для финансовых органов — 1–17-й.

КБК состоит из 20 разрядов. Как мы уже отметили, 4–20-й разряды КБК переносятся на место 1–17-го разрядов счета бюджетного учета учреждений. В указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, можно найти структуру кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). Для наглядности в таблице 2 приведен состав кода бюджетных расходов.

В Единый ПС а также ПС бюджетного учета № 162н в 2019 году были внесены изменения, которые следует учитывать при формировании рабочего плана счетов с 01.01.2019 и на 2020-2021 годы (приказы Минфина от 28.12.2018 № 298н, от 28.12.2018 № 297н). Планы счетов приведены в соответствие с КОСГУ и федеральными стандартами бухучета в госсекторе, которые вступили в силу 1 января 2019 года.

В частности, в едином ПС согласно новой КОСГУ были детализированы счета 205 00, 206 00, 208 00 и 302 00. Например:

  • появились новые группы счетов 206 80 и 302 80 для учета безвозмездных перечислений капитального характера организациям;
  • скорректировано назначение групп счетов 205 50, 205 60, 206 40, 302 40.

Изменились и некоторые проводки. Кстати, в инструкции к бюджетному ПС на конкретных проводках показано, как формировать счета для ситуаций, которые не рассмотрены в КОСГУ.

Государственные и муниципальные учреждения составляют рабочий ПС на основе уже утвержденных законодательно. В 2020-2021 годах необходимо внести соответствующие изменения в рабочий ПС и кодировку счетов, а также перенести на измененные счета остатки на начало года.

Источники:

  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
  • Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н
  • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

Рабочий план счетов бюджетного учета на 2020 — 2021 годы

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

ВАЖНО!

Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.

Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2021 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.

Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 — для БУ;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 — для АУ.

В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.

ВАЖНО!

Минфин утвердил изменения к приказу 162н (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). Теперь при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах рабочего ПС, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения. При финансировании из средств бюджета РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Это правило используется, начиная с 01.01.2021. Другое важное новшество — ведение бухучета методом начисления. По правилам этого метода, все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

Начало ► ПЛАН СЧЕТОВ бухгалтерского учета 2021 Важно!Задавайте вопросы и читайте обсуждение по Плану счетов в разделе Вашему вниманию предлагается важная информация, без которой бухгалтер не сможет выполнять свою работу.

Бухгалтерский учет ведется согласно Плану счетов бухгалтерского учета 2021 во всех коммерческих организациях всех форм собственности, применяющих бухучет финансово хозяйственной деятельности методом двойной записи.

Он обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.Примечание: Указанный план счетов не применяют кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения.План счетов бухгалтерского учета — это система регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В нем приведены наименования и номера синтетических

Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.

Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.

Все счета классифицируются на:

  1. Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
  2. Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
  3. Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.

Подробнее: «Активные и пассивные счета: в чем разница и как с ними работать».

Минфин изменил план счетов для бюджетных учреждений

Приложение N 1 изменено с 10 февраля 2021 г.

Все изменения, непосредственно происходящие с хозяйственными средствами и их источниками, приводят к их изменению в денежном выражении. Официально утвержденный в РФ перечень счетов — План счетов подходит для использования для любых отраслей.

— Минфина России от 28 декабря 2021 г.

N 298Н Изменения при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2021 г. Приложение N 1 Единый план счетов бухгалтерского учетадля органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений 12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2021 г., 27 сентября 2021 г., 31 марта, 28 декабря 2021 г.

Наименование БАЛАНСОВОГО СЧЕТА Синтетический счет объекта учета Наименование группы Наименование вида коды счета синтетический аналитический группа вид 1 2 3 4 5 6 Раздел 1. Нефинансовые активы НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 1 0 0 0 0

А это таблица плана бухгалтерских счетов с расшифровкой на 2021 год для коммерческих предприятий и НКО по приказу Минфина № 94н от 31.10.2000:

Номер счета Наименование
01 Основные средства
02 Амортизация основных средств
03 Доходные вложения в материальные ценности
04 Нематериальные активы
05 Амортизация нематериальных активов
07 Оборудование к установке
Вложения во внеоборотные активы
09 Отложенные налоговые активы
Материалы
11 Животные на выращивании и откорме
14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Основное производство
21 Полуфабрикаты собственного производства
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства
40 Выпуск продукции (работ, услуг)
Товары
42 Торговая наценка
43 Готовая продукция
Расходы на продажу
45 Товары отгруженные
46 Выполненные этапы по незавершенным работам
50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Спецсчета в банках
57 Переводы в пути
58 Финансовые вложения
59 Резервы под обесценение финансовых вложений
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
63 Резервы по сомнительным долгам
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 Расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
77 Отложенные налоговые обязательства
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
81 Собственные акции (доли)
82 Резервный капитал
83 Добавочный капитал
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
86 Целевое финансирование
90 Продажи
91 Прочие доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов
98 Доходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки

Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.

Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».

На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.

По счету 105.01 помимо медикаментов учитывайте все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.

В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2020 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.

Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.

Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.

Вторая ситуация: имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.

При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.

Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.

План счетов для бухгалтерского учета на 2021 год: важные моменты

Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение – по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.

Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.

Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).

Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные – коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.

Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.

Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).

Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.

Рабочий план счетов для бюджетных и автономных учреждений с 2021 года

6. Раздел 1 «Нефинансовые активы» включает следующие группировочные счета:

010100000 «Основные средства»;

010200000 «Нематериальные активы»;

010300000 «Непроизведенные активы»;

010400000 «Амортизация»;

010500000 «Материальные запасы»;

010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

011100000 «Права пользования активами»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

011400000 «Обесценение нефинансовых активов». (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

7. Для формирования информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств и хозяйственных операций, их изменяющих, применяются следующие группы счетов:

010110000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения»;

010120000 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;

010130000 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения»;

010190000 «Основные средства — имущество в концессии». (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

8. Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств бюджетного учреждения применяются счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», предусмотренные Приложением N 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ , соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2018 г., регистрационный N 53186), от 13 мая 2019 г. N 69н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2019 г., регистрационный N 55372). (в ред. Приказов Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н, от 30.10.2020 N 253н)

9. Поступление, принятие к учету, внутреннее перемещение объектов основных средств оформляются следующими бухгалтерскими записями:

принятие к бухгалтерскому учету вновь выстроенных зданий, сооружений, с учетом резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации в случае его формирования, отражается на основании первичных учетных документов с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке, по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010111310, 010112310, 010113310) и кредиту счета 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»; (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н, от 30.10.2020 N 253н)

принятие к бухгалтерскому учету приобретенного недвижимого имущества (воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, и иного имущества, отнесенного к недвижимым вещам законодательством Российской Федерации), на основании первичных учетных документов с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке, с учетом резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации в случае его формирования, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010111310 — 010113310, 010115310) и кредиту счета 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»; (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н, от 29.11.2017 N 212н, от 31.03.2018 N 66н, от 30.10.2020 N 253н)

19. Для ведения бухгалтерского учета объектов непроизведенных активов применяются счета аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы», предусмотренные Приложением N 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ , соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003). (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

20. Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

принятие к бухгалтерскому учету объектов непроизведенных активов отражается на основании первичных учетных документов: (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

при их приобретении, осуществлении капитальных вложений по улучшению объектов непроизведенных активов, неотделимых от них, — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010311330, 010312330, 010313330, 010332330, 010333330) и кредиту счета соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010613330, 010633330); (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

при получении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости) (по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации) — по дебету счета 410311330 «Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения» и кредиту счета 440110195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

при принятии к учету согласно Акту о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по оценочной стоимости на дату принятия их — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» и кредиту счета 040110199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с увеличением их кадастровой стоимости отражается по дебету счетов 010311330 «Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения», 010391330 «Увеличение стоимости земли — в составе имущества концедента» и кредиту счета 040110176 «Доходы текущего года от оценки активов и обязательств», в связи с уменьшением кадастровой стоимости по дебету счета 040110176 «Доходы текущего года от оценки активов и обязательств» и кредиту счета 010311430 «Уменьшение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения», 010391430 «Уменьшение стоимости земли — в составе имущества концедента» в сумме изменения; (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.10.2020 N 253н)

увеличение стоимости земельного участка концедента в объеме фактических затрат концессионера в улучшение объектов непроизведенных активов, неотделимых от них, отражается по дебету счета 010191330 «Увеличение стоимости земли в составе имущества концедента» и кредиту счета 010695330 «Увеличение вложений в непроизведенные активы в концессии»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.10.2020 N 253н)

24. Для формирования в денежном выражении информации о начисленной амортизации объектов основных средств, нематериальных активов, прав пользования активами (объектов учета операционной аренды) и хозяйственных операций, отражающих движение амортизации, применяются следующие группы счетов: (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

010410000 «Амортизация недвижимого имущества учреждения»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н)

010420000 «Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения»;

010430000 «Амортизация иного движимого имущества учреждения»;

010440000 «Амортизация прав пользования активами»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

010460000 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.10.2020 N 253н)

010490000 «Амортизация имущества в концессии». (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

25. Для ведения бухгалтерского учета амортизации объектов основных средств, и нематериальных активов, прав пользования активами (объектов учета операционной аренды) применяются счета аналитического учета счета 010400000 «Амортизация», предусмотренные Приложением N 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ , соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003). (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

26. Операции по начислению амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов (за исключением объектов учета операционной аренды) отражаются по дебету счета 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация». (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н, от 30.10.2020 N 253н)

Операции по начислению амортизации на права пользования активами на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.10.2020 N 253н)

30. Для формирования информации в денежном выражении о наличии материальных запасов и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

010520000 «Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения»;

010530000 «Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»;

Абзац четвертый — Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

31. Для ведения бухгалтерского учета материальных запасов применяются счета аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы», предусмотренные Приложением N 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ , соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003). (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

32. Поступление и внутреннее перемещение материальных запасов между ответственными лицами отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340). (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.10.2020 N 253н)

33. Оприходование материальных запасов, полученных в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий договора по передаче (изготовлению) материальных ценностей.

В тех случаях, когда имеются расхождения фактического объема полученных материальных ценностей, их качества и номенклатуры с данными, указанными в сопроводительных документах поставщика (продавца, исполнителя), составляется Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220). (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н)

34. Операции по принятию к учету материальных запасов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

поступление материальных запасов, приобретенных (изготовленных, созданных) в рамках государственного (муниципального) договора на нужды бюджетного учреждения, отражается на основании первичных учетных документов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) и кредиту счетов 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», счета 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»); (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н)

принятие к бухгалтерскому учету объектов материальных запасов, поступивших в рамках движения объектов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами), — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» и кредиту счета 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»; (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н)

54. Для формирования в денежном выражении информации о наличии нефинансовых активов в пути и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

010710000 «Недвижимое имущество учреждения в пути»;

010720000 «Особо ценное движимое имущество учреждения в пути»;

010730000 «Иное движимое имущество учреждения в пути»;

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н)

55. Для ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов в пути применяются счета аналитического учета счета 010700000 «Нефинансовые активы в пути», предусмотренные Приложением N 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ , соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н)

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный номер 50003).

56. Принятие к бухгалтерскому учету нефинансовых активов в пути, отгруженных поставщиками, но не поступивших на отчетную дату, отражается учреждением-получателем имущества на основании первичных учетных документов, удостоверяющими отправку груза (накладной поставщика, Требования-накладной (ф. 0504204) со штампами транспортного узла (станции, порта и др.), а при централизованном снабжении — Извещением (ф. 0504805), по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010700000 «Нефинансовые активы в пути» (010711310, 010721310, 010723340, 010731310, 010733340) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231000, 030234000), 030400000 «Прочие расчеты с кредиторами» (030404310, 030404340), 020126610 «Выбытия денежных средств учреждения со специальных счетов в кредитной организации». (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н, от 31.03.2018 N 66н)

57. Принятие к бухгалтерскому учету нефинансовых активов в пути при их получении отражается на основании первичных учетных документов и осуществляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010613330, 010621310, 010622320, 010624340, 010631310, 010634340), 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272); 010500000 «Материальные запасы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010700000 «Нефинансовые активы в пути» (010711410, 010721410, 010723440,010731410, 010733440). (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.03.2018 N 66н, от 28.12.2018 N 299н)

Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н утверждена обновленная версия инструкции № 162н. Основные нововведения:

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

С 2011 года бюджетные структуры, которые учреждены государством или муниципалитетами, делятся на 3 разновидности:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Законодатель в целях оптимизации регулирования бухучета в отмеченных структурах разработал специальные НПА. Главный из них — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утвердивший, в частности, Единый план по счетам бухучета.

Юрисдикция приказа Минфина России № 157н распространяется на все разновидности учреждений, функционирующие в рамках бюджетной системы РФ. Однако с целью повышения эффективности регулирования учета в различных разновидностях соответствующих структур законодателем были изданы дополнительные НПА:

  • приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н, который регулирует учет финансовых и хозяйственных операций в учреждениях, классифицируемых как казенные, а также в фондах — ПФР, ФСС, ФФОМС и органах власти (ниже мы рассмотрим пределы юрисдикции данного НПА подробнее);
  • приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н, в котором утверждены нормы, регулирующие учет финансовых операций в бюджетных учреждениях;
  • приказ Минфина от 23.12.2010 № 183н, положения которого регулируют бухучет в учреждениях, классифицируемых как автономные.

Исследуя особенности законодательного регулирования бухучета в бюджетных структурах РФ, следует уделить большое внимание понятийному аппарату законодателя.

В соответствии с п. 37 Инструкции № 157н вводится новая аналитическая группа для учета объектов нефинансовых активов – 90 «Имущество в концессии». Задействована данная группа в следующих новых счетах:

Номер счета

Название счета

101 90

«Основные средства – имущество в концессии»

101 91

«Жилые помещения – имущество в концессии»

101 92

«Нежилые помещения (здания и сооружения) – имущество в концессии»

101 94

«Машины и оборудование – имущество в концессии»

101 95

«Транспортные средства – имущество в концессии»

101 96

«Инвентарь производственный и хозяйственный – имущество в концессии»

101 97

«Биологические ресурсы – имущество в концессии»

101 98

«Прочие основные средства – имущество в концессии»

103 90

«Непроизведенные активы – в составе имущества концендента»

103 91

«Земля – в составе имущества концендента»

104 90

«Амортизация имущества в концессии»

104 91

«Амортизация жилых помещений в концессии»

104 92

«Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) в концессии»

104 94

«Амортизация машин и оборудования в концессии»

104 95

«Амортизация транспортных средств в концессии»

104 96

«Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного в концессии»

104 97

«Амортизация биологических ресурсов в концессии»

104 98

«Амортизация прочего имущества в концессии»

106 90

«Вложения в имущество концендета»

106 91

«Вложения в основные средства в концессии»

106 93

«Вложения в непроизведенные активы в концессии»

108 90

«Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии»*

108 91

«Недвижимое имущества концендента, составляющее казну»

108 92

«Движимое имущества концендента, составляющее казну»

108 95

«Непроизведенные активы (земля) концендента, составляющие казну»

* Для отражения амортизации имущества казны в концессии введен счет 10459.

В настоящее время правовые основы предоставления имущества на условиях концессионных соглашений определены Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Согласно его положениям по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) такого имущества, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования имуществом для осуществления указанной деятельности (п. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Стоит отметить, что Минфином подготовлен проект федерального стандарта бухгалтерского учета в государственном секторе «Концессионные соглашения», в котором предусмотрены особенности учета активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений. Положения данного стандарта предполагается ввести в действие в 2020 году.

Таким образом, несмотря на то, что новые счета для отражения имущества в концессии уже введены в Единый план счетов и планы счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений, применять их будут только после утверждения упомянутого проекта стандарта.

Еще одна новая аналитическая группа, используемая для обособленного учета объектов нефинансовый активов, – 40 «Права пользования активами». Точнее сказать, группировка с кодом 40 существовала и ранее, но предназначалась она для отражения предметов лизинга.

Право пользования активом возникает в рамках операционной аренды у принимающей стороны (арендатора, пользователя имуществом). В соответствии с п. 20 СГС «Аренда» право пользования активом отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета. Первоначальное признание таких прав производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В целях отражения права пользования активами и начисления по ним амортизации введены следующие новые счета:

Номер счета

Название счета

111 40

«Права пользования нефинансовыми активами»

111 41

«Права пользования жилыми помещениями»

111 42

«Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»

111 44

«Права пользования машинами и оборудованием»

111 45

«Права пользования транспортными средствами»

111 46

«Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным»

111 47

«Права пользования биологическими ресурсами»

111 48

«Права пользования прочими основными средствами»

111 49

«Права пользования непроизведенными активами»

104 40

«Амортизация прав пользования активами»

104 41

«Амортизация прав пользования жилыми помещениями»

104 42

«Амортизация прав пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»

104 44

«Амортизация прав пользования машинами и оборудованием»

104 45

«Амортизация прав пользования транспортными средствами»

104 46

«Амортизация прав пользования инвентарем производственным и хозяйственным»

104 47

«Амортизация прав пользования биологическими ресурсами»

104 48

«Амортизация прав пользования прочими основными средствами»

104 49

«Амортизация прав пользования непроизведенными активами»

Единый план счетов (планы счетов казенных, бюджетных, автономных учреждений) дополнен новым счетом – 11400 «Обесценение нефинансовых активов», на котором отражается снижение стоимости активов в связи с их обесценением. Данный счет введен с целью реализации положений СГС «Обесценение активов», действующих с 1 января 2018 года.

Отметим, что этим стандартом устанавливаются единые требования к порядку выявления признаков обесценения активов, признаков снижения убытка от обесценения активов, классификации и составу таких признаков, требования к порядку признания (восстановления) убытков от обесценения активов в бухгалтерском учете, к реклассификации активов для целей обесценения, а также к информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате признания (восстановления) убытков от обесценения активов.

Согласно п. 5 указанного стандарта под обесценением актива понимается снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение его стоимости в связи с владением (использованием) таким активом (нормальным физическим и (или) моральным износом), снижением ценности актива.

Общие правила по применению счета 11400 приведены в п. 151.5 – 151.7 Инструкции № 157н. Данный счет применяется в разрезе следующих аналитических счетов:

Номер счета

Название счета

114 10

«Обесценение недвижимого имущества учреждения»

114 11

«Обесценение жилых помещений – недвижимого имущества учреждения»

114 12

«Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений) – недвижимого имущества учреждения»

114 13

«Обесценение инвестиционной недвижимости – недвижимого имущества учреждения»

114 15

«Обесценение транспортных средств – недвижимого имущества учреждения»

114 20

«Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»

114 22

«Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений) – особо ценного движимого имущество учреждения»

114 24

«Обесценение машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»

114 25

«Обесценение транспортных средств – особо ценного движимого имущества учреждения»

114 26

«Обесценение инвентаря производственного и хозяйственного – особо ценного движимого имущества учреждения»

114 27

«Обесценение биологических ресурсов – особо ценного движимого имущества учреждения»

114 28

«Обесценение прочих основных средств – особо ценного движимого имущества учреждения»

114 29

«Обесценение нематериальных активов – особо ценного движимого имущества учреждения»

114 30

«Обесценение иного движимого имущества учреждения»

114 32

«Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений) – иного движимого имущества учреждения»

114 33

«Обесценение инвестиционной недвижимости – иного движимого имущества учреждения»

114 34

«Обесценение машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

114 35

«Обесценение транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»

114 36

«Обесценение инвентаря производственного и хозяйственного – иного движимого имущества учреждения»

114 37

«Обесценение биологических ресурсов – иного движимого имущества учреждения»

114 38

«Обесценение прочих основных средств – иного движимого имущества учреждения»

114 39

«Обесценение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения за счет обесценения»

114 40*

«Обесценение прав пользования активами»

114 60

«Обесценение непроизведенных активов»

114 61

«Обесценение земли»

114 62

«Обесценение ресурсов недр»

114 63

«Обесценение прочих непроизведенных активов»

* Данный счет введен в Единый план счетов, но планами счетов для казенных, бюджетных и автономных учреждений его применение не предусмотрено.

Согласно изменениям, внесенным Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н в Указания № 65н, была введена дополнительная детализация доходных и расходных статей КОСГУ.

Поскольку аналитика счетов по расчетам в бухгалтерском учете формируется в соответствии с применяемыми кодами КОСГУ, с введением новых кодов добавляются и новые аналитические счета:

Номер счета

Название счета

Расчеты по доходам

205 22

«Расчеты по доходам от финансовой аренды»

205 23

«Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами»

205 24

«Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»

205 26

«Расчеты по доходам от процентов по иным финансовым инструментам»

205 27*

«Расчеты по доходам от дивидендов от объектов инвестирования»

205 28*

«Расчеты по доходам от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

205 29*

«Расчеты по иным доходам от собственности»

205 32

«Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования»

205 33

«Расчеты по доходам от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров)»

205 35

«Расчеты по условным арендным платежам»

205 44

«Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

205 45

«Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

205 83

«Расчеты по субсидиям на иные цели»

205 84

«Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

205 89

«Расчеты по иным доходам»

Расчеты по выданным авансам

206 27*

«Расчеты по авансам по страхованию»

206 28*

«Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений»

206 29*

«Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

206 96

«Расчеты по авансам по оплате иных расходов»

Расчеты с подотчетными лицами

208 27*

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования»

208 28*

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений»

208 29*

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

208 93

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

208 94

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафных санкций по долговым обязательствам»

208 95

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций»

208 96

«Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов»

Расчеты по ущербу и иным доходам

209 34

«Расчеты по доходам от компенсации затрат»

209 36

«Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

209 41

«Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»

209 43

«Расчеты по доходам от страховых возмещений»

209 44

«Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

209 45

«Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

209 89

«Расчеты по иным доходам»

Расчеты по принятым обязательствам

302 27*

«Расчеты по страхованию»

302 28*

«Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений»

302 29*

«Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»

302 93

«Расчеты по штрафам за нарушение условий контрактов (договоров)»

302 95

«Расчеты по другим экономическим санкциям»

302 96

С 2018 года вводятся счета для отражения доходов, расходов и консолидированных расчетов за прошлые отчетные периоды:

Номер счета

Название счета

304 84

«Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному»

304 94

«Консолидируемые расчеты иных прошлых лет»

304 86

«Иные расчеты года, предшествующего отчетному»

304 96

«Иные расчеты прошлых лет»

401 18

«Доходы финансового года, предшествующего отчетному»

401 19

«Доходы прошлых финансовых лет»

401 28

«Расходы финансового года, предшествующего отчетному»

401 29

«Расходы прошлых финансовых лет»

Указанные счета применяются для отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет (п. 276, 281, 298 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 64н).

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н утверждена обновленная версия инструкции № 162н. Основные нововведения:

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по ссылке. В нем перечислены все используемые счета, в том числе и забалансовые. В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:

Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.

До конца года в учетную политику нужно внести кардинальные изменения. В новой учетке должно быть как минимум восемь разделов. Сформировать новую учетную политику привычными методами не получится. Вы не сможете воспользоваться готовой усредненной учетной политикой из интернета или составить ее из шаблонных выдержек из инструкций.

Правило 1. Формируйте ее исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и других особенностей деятельности.
Правило 2. Состав документа соответствовать требованиям пункта 9 СГС «Учетная политика».

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174Н

Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.

План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по .

Если вы уже провели инвентаризацию в целях составления отчетности за 2021 год, переделывать ничего не надо. Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию «актив». Результаты этого анализа можно оформить с помощью новых форм.

  • Электронных денег — счет 1070 «Учет электронных денежных средств»;
  • Производных финансовых инструментов — счет 1140 «Производные финансовые инструменты»;
  • Дополнительно оплаченного капитала – группа счетов 5400 «Дополнительно оплаченный капитал».
  • Активов в форме права пользования (в соответствии с новым стандартомМСФО 16 «Аренда»), их амортизации и обесценения – счета 2440, 2450, 2460 для ОС и счета 2760, 2770, 2780 для НМА.
  • Активов и обязательств по договорам (в соответствиис новым стандартомМСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями»), а так же учета затрат по договорам, их амортизации и обесценения — счета 1730 и 2940-2980.

Финансовые активы, учитываемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.

К этой категории относятся финансовые активы, цель приобретения которых не только получение денежных потоков, в форме выплаты долга и процентов, но и продажа актива. В группу могут входить так же инвестиции в долевые инструменты, если инвестиция не предназначена для торговли. Для учета активов предназначены счета 1120 и 2021.

Рекомендуем прочесть: Проектная Документация Косгу В 2021 Году

  1. Первый раздел посвящен нефинансовым активам. К ним относят ОС, НМА, непроизведенные активы, вложения в предметы лизинга и т.д.
  2. Второй раздел характеризует финансовые активы.

    Эти счета предусмотрены для отражения присутствия и перемещения ликвидных средств, денежных вложений, выданных авансов и остальных расчетов с должниками бюджетных учреждений.

  3. Третий раздел «Обязательства» раскрывает, какие у организации имеются долги перед кредиторами и бюджетом.
  4. Четвертый раздел посвящен финансовому результату. Счета этого раздела специализированы для представления итогов финансовой деятельности.
  5. Счета пятого раздела «Санкционирование расходов» необходимы для объединения данных о процессе выполнения бюджетным учреждением указаний, в том числе по принятию и (или) реализации учреждением обязанностей на данный финансовый год.

Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.

Приложение «Порядок признания в учете и отражения в отчетности событий после отчетной даты» следует привести в соответствие с новым стандартом, определив для учреждения правила отражения в бухучете и отчетности событий, подтверждающих условия хозяйственной деятельности или указывающих на них, произошедших в различные промежутки времени: до или после даты подписания, отправки, принятия отчета.

Обязательные требования к составу учетной политики утверждены в п. 9 Стандарта “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”, утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Приведем эти положения и примеры к ним в таблице:

Что включить в Учетную политику Пример
Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок их признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета), и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности Оценка стоимости объектов на счете 21 “Основные средства в эксплуатации” должна быть установлена учетной политикой.Варианты:1. Условная оценка: один объект, один рубль2. По балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета Может быть в виде Приложения к учетной политике в форме:1. Перечня счетов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении, с полной бюджетной классификацией2. Перечня применяемых счетов и порядка формирования полного кода счета
Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета Порядок проведения инвентаризации может быть закреплен:1. В текстовой части Учетной политики2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике
Формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов К примеру, в Приложениях к учетной политике можно предусмотреть форму Акта о ликвидации основного средства, иные формы документов, которые не предусмотрены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н
При ведении учета учреждением самостоятельно нужно утвердить: правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета В составе документов учетной политики могут быть утверждены, к примеру:1. График документооборота со сроками и порядком обработки учетной информациии (или):2. Порядок взаимодействия структурных подразделений (ответственных лиц) по представлению первичных документов
При ведении учета централизованной бухгалтерией нужно утвердить: правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации В составе документов единой учетной политики при централизации учета нужно утвердить график документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации
Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля может быть закреплен:1. В текстовой части Учетной политики2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты может быть закреплен:1. В текстовой части Учетной политики2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике
Иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета. Все необходимые элементы бухгалтерского учета, которые не закреплены в нормативных актах


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *