Что нового в экологии в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нового в экологии в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

Экологическая отчетность 2021

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.

Инвентаризация выбросов

Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.

19. Избегайте одноразового пластика

Сегодня большинство из нас понимает всю важность многоразовых бутылок для воды, стаканчиков для кофе и трубочек. Тем не менее ежедневно мы используем вещи, о пластике в составе которых даже не подозреваем: от защитных масок для лица до пакетов из-под чипсов. Поэтому не забывайте читать маркировку на упаковке.

Пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2019, N 49, ст. 6986) изложить в следующей редакции:

«2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);».

Президент Российской Федерации В. Путин

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2398 утверждены новые критерии, по которым объекты относятся к I, II, III или IV категории НВОС при постановке их на учет. Срок действия документа — до 2027 года, однако условиями принятия НПА в сфере предпринимательской деятельности предусмотрен периодический анализ практики применения акта и при необходимости внесение изменений.

Это значимое для предприятий изменение, т.к. от категории НВОС зависит размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также пакет необходимой экологической документации. Кроме того, немного изменился порядок расчета и уплаты взносов:

  • способ расчета авансовых платежей НВОС должно быть отражено в Декларации НВОС.
  • в августе 2020 года внесены правки в постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 года в части коэффициентов для расчета платы за НВОС (некоторые из них существенно увеличены).
  • изменились ставки платы за НВОС на основании постановления Правительства РФ от 11 сентября 2020 года № 1393. С 2021 года показатели, по которым плата рассчитывалась ранее, умножают на 1,08. Т.е. к ставкам, установленным пп № 913 от 13.02.2016 года нужно применить повышающий коэффициент.
  • сумму переплаты за НВОС можно отнести не только на ближайший отчетный период, а распределить по будущим периодам.

С 1 января 2021 года вступил в силу новый Порядок ведения учета забора водных ресурсов. Предприятия могут вести учет своими силами или воспользоваться услугами эколога для замера объемов изъятых и сброшенных вод.

Порядок установлен приказом МПР № 903 от 09.11.2020 года. Согласно ему замеры объемов воды ведутся каждый день с применением аттестованного оборудования + периодически берутся пробы сточных вод, результаты анализов вносят в специальный журнал. До 10 числа каждого постотчетного месяца журнал за предыдущий месяц должен быть заполнен.

В сфере определения суммы экологического сбора два важных новшества:

  • на 2021 год утверждены новые нормативы утилизации, список групп дополнен новой «Упаковка из комбинированных материалов». Несколько видов исключено.
  • обновлен перечень товаров и перечень упаковок, которые должны быть утилизированы после утраты потребительских свойств. Из списка исключены некоторые пластиковые изделия (кабели, жалюзи), добавлены несколько видов упаковки.

В сфере обращения с отходами внесены изменения в 6 документов:

  • в связи с внедрением реестровой модели лицензирования и изменением принципов лицензионной проверки принято новое Положение о лицензировании. Немного меняются правила оформления лицензии на отходы.
  • для объектов I и II категории НВОС расчеты нормативов образования и лимитов размещения отходов будут считать по новой Методике, утв. Приказом МПР от 07.12.2020 года № 1021. Сам проект НООЛР для объектов 1 и 2 категории НВОС разрабатывается и утверждается по новым правилам (Приказ МПР № 1029 от 08.12.2020 г.)
  • изменения и в разработке паспортов опасных отходов 1-4 класса опасности. Отдельно разрабатываются паспорта для отходов, включенных и не включенных в в ФККО (в соответствии с приказом МПР от 08.12.2020 г. № 1026).
  • обновлены правила подтверждения класса опасности отходов в Росприроднадзоре (приказ МПР № 1027 от 08.12.2020 г.) Новый порядок не касается медицинских, радиоактивных и биологических отходов, а также веществ, разрушающих озоновый слой.
  • утвержден новый порядок мониторинга состояния окружающей среды, проводимый владельцами объектов размещения отходов (утв. Приказом МПР № 1030 от 08.12.2020 г.). Он не распространяется на такие объекты, как скотомогильники, кладбища радиоактивных и медицинских отходов.

С 2021 года подать отчетность в Росприроднадзор можно только в электронном виде. Внедрение в обиход цифровых сервисов было оправдано в период коронавирусных ограничений, это показалось удобным, и в будущем ограничение очного общения будет сохраняться в силе — подача цифровых отчетов через личные кабинеты на сайтах ведомств закреплена законодательно. Исключение сделано только для субъектов малого предпринимательства — в течение 2021 года они могут подать отчетность в виде бумажных документов, однако с 2022 года все без исключения субъекты предпринимательства будут подавать статотчетность в электронном виде.

Учитывая, что нормотворческая деятельность в сфере промышленной экологии не прекращается, у природопользователей будут возникать вопросы по составлению и утверждению проектов, программ и отчетов, а также по расчету платы. Мы поможем разобраться и составить экологическую документацию в соответствии с последними изменениями в законах. Есть вопросы? Звоните, разберемся.

Написать комментарий

      Приняты новые Критерии категорирования объектов НВОС и разделения их на I, II, III, IV категории — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 2398. Документ действует до 2027 года с оговоркой, что до 15 апреля 2022 года Минприроды РФ будет анализировать практику его применения. Изменение для предпринимателей существенное, ведь именно от категории объекта зависит плата за НВОС, объем требований к разработке экологических программ и отчетности.

      Сроки сдачи сведений за 2020 год не изменились. Плату также необходимо внести до 1 марта, а до 10 марта — представить отчет. Однако определять ее следует по-новому:

      1. Способ расчета авансов на следующий год указывают в Декларации НВОС — смотрите приказ Минприроды РФ от 10.12.2020 г. № 1043 «Об утверждении Порядка представления Декларации…». Документ вступил в силу 15 января 2021 года, и его нужно учитывать при сдаче отчетности за 2020 год.

      2. Расчет платы за НВОС производят по новым коэффициентам, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 г. — с изменениями от 17.08.2020 г. Некоторые из них выросли в 4-5 раз.

      3. Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 г. N 1393 изменяет ставки платы за НВОС. Их определяют по показателям, установленным Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 на 2018 год, и применяют повышающий коэффициент 1,08. Ставка платы за пыль каменного угля составляет 61 руб. за тонну.

      4. Переплату за НВОС разрешено учитывать не только за предстоящий отчетный период, но и перенести на будущие периоды — смотрите Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 г. № 857.

      Вступил в силу новый Порядок ведения учета забора водных ресурсов — Приказ Минприроды России от 09.11.2020 г. N 903. Собственники могут привлекать к определению объемов забора и сброса независимых квалифицированных специалистов или делать это самостоятельно.

      Учет ведут по данным ежедневных измерений уровня вод при помощи аттестованных средств. Химический состав сбросов определяют при периодических пробах, а данные вносят в Журнал учета качества сточных, в том числе дренажных, вод. Его заполняют не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

      Приняты два важных изменения:

      1. Утверждены новые нормативы утилизации отходов на 2021 год — смотрите Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3722-р. Добавлена новая группа — «упаковка из комбинированных материалов», а ряд других позиций исключен.

      2. Обновлены перечни товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, — Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. N 3721-р. Исключены шесть групп товаров, например, электронные кабели или жалюзи и аналогичные пластиковые изделия. Перечень видов упаковки, наоборот, расширен.

      Нормотворцы внедрили шесть новых документов в сфере обращения с отходами.

      1. Обновлено Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами — смотрите Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 г. N 2290. Новый документ принят взамен отсеченного «регуляторной гильотиной» акта. Также в нем отражены требования реестровой модели лицензирования.

      2. Владельцы объектов НВОС I и II категорий будут считать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) по новым Методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. N 1021. Старый документ признан негодным «регуляторной гильотиной».

      3. Новый порядок разработки и утверждения НООЛР утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1029. Он обязателен для индивидуальных предпринимателей и предприятий, которым повезло эксплуатировать объекты НВОС I и II категорий.

      4. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1026 установил требования к паспортам отходов I — IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и организации будут разрабатывать и утверждать два вида документов: паспорта отходов, включенных в ФККО — Федеральный классификационный каталог отходов; паспорта не включенных в ФККО отходов.

      5. Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1027 определил порядок подтверждения Росприроднадзором класса опасности отходов, с I по V . Он не распространяется на радиоактивный, биологический, медицинский мусор и вещества, разрушающие озоновый слой.

      6. Мониторинг состояния окружающей среды экологические вредители — владельцы объектов размещения отходов, будут вести по новому Порядку. Он утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1030. Документ не распространяется на скотомогильники, медицинский мусор и кладбища радиоактивных отходов.

      Росприроднадзор с января 2021 г. принимает отчеты только в электронном виде. Ведомства ограничили свое общение с людьми в период локдауна и взаимодействовали с заявителями через цифровые сервисы. Видимо, такой способ связи пришелся чиновникам по вкусу, и они закрепили его в Федеральном законе от 30.12.2020 г. № 500-ФЗ. Носить в надзорные органы распечатки могут только субъекты малого предпринимательства (СМП) — до 1 января 2022 г. Остальным придется осваивать Личные кабинеты на сайтах ведомств.

      Росприроднадзор уже предупредил об электронном документообороте на своей официальной странице. Росстат разъяснил 14 января 2021 г., что будет принимать и бумажные отчеты, пока не изменится Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 620.

      Если у вас голова идет кругом от нормотворческих инициатив, звоните нам — мы поможем разобраться. Напоминаем, что вы всегда можете заказать в группе компаний «Норматив» услугу по сдаче экологической отчетности или экологическому аутсорсингу.

      НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

      Новый порядок проведения государственной экологической экспертизы

      В рамках «регуляторной гильотины» утвержден новый порядок проведения ГЭЭ, который вступил в силу с 01.01.2021. В статье сравним новый порядок с ранее действовавшим, выделим ряд преимуществ нового документа, а также ответим на возможные вопросы, связанные с проведением ГЭЭ.

      В.В. Никитина

      Придется ли компаниям в 2021 году дороже платить за экологические грехи

      Какие документы необходимо сдать на экологическую экспертизу?

      ШПАРГАЛКА ЭКОЛОГА

      Как рассчитать плату за НВОС и сдать декларацию о плате

      Обратите внимание: Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 утверждены новые Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма. Ранее действовавшие Порядок и форма декларации признаны утратившими силу.

      Эксплуатация ГОУ: какие документы вести?

      Установки очистки газа (газоочистные установки, ГОУ) должны обязательно эксплуатироваться в соответствии с Правилами, утв. Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498. В противном случае природопользователю грозит ответственность по ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ. Рассмотрим требования Правил в отношении документов, которые должны быть на предприятии, эксплуатирующем ГОУ.

      О.Н. Лаврухина

      Квотирование выбросов загрязняющих веществ в России: суждено ли сбыться надеждам на чистый воздух?

      С 01.01.2020 в 12 наиболее загрязненных городах России проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Правовую основу эксперимента составляет Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ. Каким образом будет устроена экспериментальная система квотирования выбросов в Российской Федерации?

      А.Е. Милосердов

      Можно ли передать СИЗ работникам в собственность?

      Как правильно заполнить новую форму № 2-ТП (отходы)?

      По каким объектам заполняется форма № 2-ТП (отходы)?

      ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

      Как устанавливаются нормативы состава сточных вод для абонентов ЦСВ

      В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов ЦСВ устанавливаются нормативы состава сточных вод (НССВ). Для каких объектов устанавливаются НССВ? В отношении каких загрязняющих веществ? Когда и кем устанавливаются НССВ и как их рассчитать? Эти и другие вопросы разберем в статье.

      Е.С. Овчинникова

      Нужны ли в России ликвидационные фонды?

      Идея создания в России ликвидационных фондов обсуждается еще с 2011 г. Единого мнения относительно целесообразности их введения нет до сих пор. Это иллюстрирует отрицательное заключение Минэкономразвития на подготовленный Минприроды законопроект, предусматривающий создание ликвидационных фондов. Рассмотрим основные предложения Минприроды и доводы Минэкономразвития, а также оценим их с точки зрения сложившегося нормативного регулирования и судебной практики.

      П.В. Позднякова

      35 осознанных решений, которые помогут спасти планету в 2021 году

      Актуализация справочников НДТ: показатели ресурсной и энергетической эффективности

      В 2020 г. в Перечень поручений Президента РФ от 16.09.2020 № Пр-1489 вошло установление значений целевых показателей ресурсосбережения и энергетической эффективности при подготовке справочников НДТ и повышения уровня вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Как и когда будут устанавливаться значения показателей ресурсной и энергетической эффективности?

      О.В. Гревцов

      Общество постоянно движется вперед, появляются новые технические достижения и разработки, однако ухудшается общее состояние окружающей среды. Поэтому появляются все новые и новые тенденции, которые направляют бизнес и промышленность в направлении чистой планеты.

      Ежегодно усилиями тысяч волонтеров и общественных организаций решается множество экологических проблем. Однако некоторые остаются и усиливаются. К наиболее распространенным проблемам, формируют экологический кризис, относятся:

      • загрязнение воздуха, возникающее из-за избыточной мощности предприятий. Загазованность и смог негативно влияют не только на растения и животных, но и на людей;
      • истощения природных ресурсов происходит из-за выбросов химикатов от промышленного и сельскохозяйственного производства в воду и почву;
      • увеличение количества свалок, поскольку лишь небольшое количество отходов подвергается вторичной переработки;
      • кислотные дожди;
      • парниковые газы;
      • дефицит питьевой воды и тому подобное.

      Редакция ICOOLA проанализировала доступные тренды, направленные на улучшение состояния окружающей среды и охране природы. Представляем подборку самых важных тенденций на 2021.

      За 15 минут – стартап, приобретает все большую популярность среди урбанистов. Суть концепции нового города — создать для населения такие условия, чтобы у них была возможность доступа ко всем необходимым товарам и услугам всего за 15 минут или меньше. Перемещаться можно только пешком или на велосипеде. К основным преимуществам относятся:

      • экономическое и социальное равенство. То есть люди, которые не имеют автомобиля, могут легко и быстро добраться туда, куда нужно. Также не нужно будет затрачивать территорию на автостоянки и гаражи для машин;
      • удобство, экономия времени и ресурсов, поскольку все важные объекты расположены близко друг от друга;
      • снижение выбросов углекислого газа и предупреждения приближения глобального потепления, ведь не будет функционировать общественный транспорт;
      • повышение уровня здоровья через подвижный образ жизни населения.

      Практически все многообразие техники Apple может быть отремонтировано в случае повреждений. Компания ICOOLA занимается восстановлением именно айфонов. Вы можете принести сломанный iPhone непосредственно в сервисный цент во Львове или же отправить его Новой почтой. Мастер сразу сообщит стоимость и сроки ремонта. Также мы покупаем применяемые смартфоны по высоким ценам. Мы считаем, что уменьшение количества электронного мусора сейчас — сохранение планеты в будущем.

      Передвигайтесь по городу не на личном автомобиле, а на общественном транспорте или велосипеде — хотя бы один день в неделю.

      На выхлопы транспортных средств приходится пятая часть всех выбросов CO2: при этом сильнее всего атмосферу загрязняют автомобили и автобусы.

      По данным британского Центра исследований в области энергетики (CREDS), в среднем уровень выбросов от легкового автомобиля ежегодно составляет 2,04 тонны эквивалента углекислого газа (это условная единица для оценки объемов выброса парниковых газов. — Ред.).

      Эко-прогноз: главные «зеленые» тренды в бизнесе в 2021 году

      Еще один способ позаботиться об экологии — употреблять в пищу меньше красного мяса. Этот продукт рекомендуют заменить птицей, а еще лучше — овощами. На производство продуктов питания приходится около четверти всех выбросов парниковых газов, при этом львиную их долю обеспечивают мясные и молочные продукты.

      Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что при производстве килограмма говядины выделяется 60 кг парниковых газов. Для сравнения: на килограмм птицы этот показатель составляет лишь шесть кг, а на килограмм гороха — один кг вредных газов.

      По данным ООН, около трети продуктов питания, произведенных во всем мире, оказывается на помойке. Выброшенная еда гниет на свалках и выделяет газ метан: в результате образуется до 10 процентов всех выбросов парниковых газов. Поэтому важно тщательно продумывать свой рацион и покупать только те продукты, которые вы обязательно съедите.

      Покупать меньше одежды в 2021 году — еще один способ бережнее относиться к окружающей среде. Объем выбросов CO2 текстильной промышленностью ежегодно составляет более миллиарда тонн — это больше, чем от всех международных авиаперелетов и судоходства. Сюда же необходимо добавить загрязнение мирового океана микропластиком из текстильных волокон и использование токсичных химических веществ.

      В последнее время, однако, многие любители модной одежды осознали: экологичность сегодня в тренде. В разных странах мира появились разнообразные сервисы аренды одежды, а также онлайн-магазины, специализирующиеся на продаже бывших в употреблении вещей.

      Смотрите также:

      Пластиковый мусор — бич нашего времени. Он захламил и сушу, и мировой океан. Все это заставляет людей искать альтернативы пластику. Многие компании постепенно выводят из обращения изделия из него. В планах Европейского союза — запрет пластиковых одноразовых тарелок, вилок, ножей, соломинок для напитков. Подборка DW – о том, какую лепту в решение глобальной проблемы может внести каждый из нас.

      Услуга «еда навынос» появилась в 1970-х годы в США и быстро обрела популярность во всем мире. Как это удобно: зашел после работы в закусочную быстрого питания, купил горячее блюдо в герметичной пластиковой упаковке и дома, уютно устроившись перед телевизором, насладился его вкусом и ароматом. Или заказал еду на дом. Совет DW: если вам лень готовить, лучше сходите с друзьями в кафе.

      Один из источников загрязнения мирового океана — стирка. Микроскопические частицы пластика, выделяемые во время нее, попадают через канализационные трубы в экосистему. Серьезный загрязнитель окружающей среды – спортивная одежда, которую, как правило, делают из полиэстера, нейлона, других искусственных тканей. Совет DW: покупайте одежду из экологичных натуральных материалов.

      По мнению экспертов, в понедельник нацвалюта подорожала в обеих парах благодаря внешнему позитиву и следуя вверх за мировыми ценами на нефть. Кроме того, поддерживает рубль пятничное решение российского регулятора, который повысил ключевую ставку до 6,75% годовых.

      Об этом, в частности, заявил Андрей Кочетков из «Открытие Брокер», который считает, что нацвалюта укрепляла свои позиции в валютных парах на фоне решения ЦБ. Также он отметил, что вчера на рынке Forex доллар укреплялся.

      «Индекс DXY накануне поднимался на 0,3%. Ускорение роста цен американских производителей означает, что всплеск инфляции возможно окажется более продолжительным, чем это предполагалось ранее. Это означает, что центробанку США надо будет реагировать на ситуацию раньше чем ожидалось. Всё это так или иначе окажет влияние на курс рубля», – уверен эксперт.

      Дмитрий Бабин из БКС напомнил, что при вчерашнем открытии рубль подорожал, реагируя на позитивный внешний фон. Днём наша валюта незначительно и краткосрочно просела, следуя на мировыми ценами на «чёрного золота».

      «Однако вскоре нефтяные котировки возобновили рост, после чего глобальные площадки перешли к восстановлению. В результате рубль вернулся к активному укреплению, обновив месячный максимум к евро», – комментирует динамику нацвалюты Бабин.

      Илья Голубов из УК «Промсвязь» полагает, что рубль подорожал к доллару и евро благодаря тому, что после неоднозначной прошлой недели глобальные игроки стали скупать рисковые активы.

      «Оптимизм инвесторов подпитывала дорогая нефть. Кроме того, положительно сказалось на курсовой динамике решение ЦБ по ставке. Если говорить о прогнозах на ближайшую перспективу, то рубль вероятнее всего продолжит укрепляться к евро. В паре с же долларом многое будет зависеть от решение Федрезерва США по сворачиванию QE», – сказал Голубов.

      Дмитрий Полевой из «Локо-Инвест» напомнил, что торги прошлой недели национальная валюта завершила ослаблением на 0,3%. При этом многие другие валюты сегмента ЕМ также падали, но рубль на их фоне выглядел относительно неплохо.

      По мнению эксперта, неожиданное для большинства экспертов решение российского регулятора по ставке в пятницу заметного влияния на курсовую динамику не оказало. Более того рубль больше реагировал на внешний негатив, что заставило некоторых глобальных игроков насторожиться и выйти из риска.

      «Однако уже сегодня инвесторы вновь стали интересоваться рисковыми активами. Учитывая, что на этой неделе стартует новый налоговый период, что обещает рублю поддержку, можно предположить, что в паре с долларом в ближайшие 10-14 сессий он будет находиться в коридоре 72,00-72,50», – прогнозирует Полевой.

      С оптимизмом смотрит на перспективы рубля и Варвара Пономарёва из банка «Санкт-Петербург». Она считает, что на этой неделе наша валюта может добраться до 72,80 руб. При этом аналитик этой кредитной организации полагает, что пятничное решения Центробанка РФ о повышении ключевой ставки, а также ожидания скорого окончания цикла ужесточения ДКП увеличивает привлекательность «россиянина» в операциях carry trade.

      «Но если статистика по американской инфляции будет заметно выше прогнозируемой, то интерес инвесторов к риску сойдёт на нет. А это, что вполне объяснимо, не самым лучшим образом скажется на перспективах нашей валюты. В целом на этой неделе мы видим пару доллар-рубль в пределах 72,50-74,00 руб.», – предположила она.

      В свою очередь аналитики BCS GM – инвестиционно-банковского подразделения группы компаний БКС – сделали новый прогноз по курсу рубля на конец 2021 года. По их мнению, в паре с долларом он будет торговаться по 71,00.

      Однако в ближайшей перспективе в укрепление российской валюты они не верят, ожидая увидеть ослабление рубля и других его собратьев по сегменту ЕМ к доллару.

      «Высока вероятность, что уже завтра «россиянин» может опуститься в диапазон 74,00-75,00. Такой вариант развития событий возможен, если сегодня мы получим негативный сюрприз по данным инфляции в США за август. Дело в том, что очередной скачок в ценах повысит вероятность жёстких шагов со стороны американского регулятора, что поддержит доллар и подтолкнёт игроков к бегству из риска», – заявили в BCS GM.

      При этом базовый прогноз на конец года у них вполне оптимистичный.

      «Мы ожидаем, что в конце года ключевая ставка ЦБ останется на нынешнем уровне, инфляция замедлится, а рубль к доллару подорожает до 71,00», – резюмировали эксперты BCS GM.

      В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

      В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

      • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
      • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
      • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

      Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

      Онлайн-банки, экология и ментальное здоровье: каких перемен ждать в 2021 году

      Итак, в 2021 году программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:

      • общие сведения о компании и принципы организации производственного экологического контроля на предприятии;
      • информация о выполнении инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферу и характере таких выбросов;
      • информация о выполнении инвентаризации источников вредных сбросов в окружающую среду и характере таких сбросов;
      • данные о выполнении инвентаризации отходов, получаемых в ходе технологического процесса, и порядке их размещения;
      • информация об уполномоченных лицах и органах, которые отвечают за осуществление плановых мер в компании;
      • сведения об испытательных лабораториях, которые привлекаются к выполнению оценки вредоносного действия предприятия на окружающую среду. такие лаборатории могут входить в состав организации или привлекаться к выполнению требуемых по договору. При этом во всех ситуациях они должны в установленном порядке пройти процедуру аккредитации согласно правилам действующего законодательства;
      • сведения о применяемых правилах выполнения оценки экологического воздействия компании, порядке отбора образцов и проб анализируемых веществ и методиках выполнения необходимых измерений.

      Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.

      Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:

      • актуальные нормативы в области природоохранного законодательства;
      • параметры производственной, хозяйственной и иной деятельности компании;
      • типы вредоносного действия, оказываемого компанией на текущее состояние окружающей среды, и масштабы такого влияния;
      • список уже выполненных операций, целью которых было обеспечение благоприятного состояния экологии в месте работы компании;
      • список запланированных мер, нацеленных на сохранение и поддержание благоприятного состояния экологии;
      • действующие разрешенные параметры вредоносного действия организации на окружающую среду;
      • итоги выполненных действий, осуществленных в рамках системы производственного экологического контроля в предыдущие годы работы компании;
      • полученные организацией предписания, направленные государственными органами, выполняющими контроль и надзор в анализируемой сфере.

      При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.

      Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.

      Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:

      • инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
      • инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
      • экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.

      Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.

      Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.

      Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:

      • положение о ПЭК;
      • планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
      • программа выполнения ПЭМ;
      • должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.

      Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:

      • все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
      • остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.

      Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.

      Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:

      • рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
      • должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
      • юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.

      При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:

      • для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
      • для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
      • для организаций – 20-80 тысяч рублей.

      «Горячие» документы — Окружающая природная среда и природные ресурсы

      Кто должен сдавать отчет 2-ТП (отходы)

      Календарь эколога на 2018 год: отчетность

      Сдача отчета МСП за 2018 год

      Новая форма 2-ТП (отходы) за 2019 год

      2-ТП (отходы): новая форма 2018 (образец и бланк)

      Экологическая отчетность отличается некоторой специфичностью, но как и любой отчет, подчиняется стандартному правилу своевременного представления. Расскажем, в какие сроки должна быть сдана экологическая отчетность в 2021 году.

      Обновлена форма отчета в Росприроднадзор об отходах производства
      Экологические платежи / 12:00 26 августа 2019

      Утвержден порядок выдачи комплексных экологических разрешений
      Экологические платежи / 13:01 20 февраля 2019

      Мы уже замечаем несколько заболеваний легких из-за загрязненного воздуха, которым мы дышим. От автомобилей, на которых мы ездим, до производства сахара, который мы потребляем каждый день, каждый из нас вносит свой вклад в загрязнение воздуха. По мере развития технологий и появления новаторских идей опасность увеличения загрязнения воздуха как в развитых, так и в развивающихся странах возрастает.

      Решения: Мы можем уменьшить загрязнение воздуха, начиная с наших домов, за счет минимизации использования транспортных средств и совместного использования автомобилей, когда это возможно.

      Хотя мы не наблюдаем напрямую последствий вырубки лесов, это одна из основных причин многих проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, таких как нехватка воды, дисбаланс в биоразнообразии, исчезновение видов и даже загрязнение воздуха. Из-за урбанизации мы вырубаем больше деревьев и занимаем лесные массивы, чтобы справиться с ростом населения. В результате мы косвенно наносим ущерб окружающей среде и подталкиваем ее к точке, дальше которой нет возврата.

      Решения: Мы можем попытаться сбалансировать вырубку лесов, посадив больше деревьев в окрестностях и держась подальше от деревянных изделий.

      Вода, которую мы пьем, настолько загрязнена, особенно в развивающихся странах, что стала одной из основных причин многих опасных для жизни заболеваний. Выбрасывая много химикатов в водные источники, такие как море, реки, озера и океаны, мы загрязняем основной источник потребления всех животных, птиц и людей. Кроме того, сброс пластика в океан стал основной причиной гибели многих водных организмов.

      Решения: Мы можем начать не выходя из дома, отказавшись от химических пестицидов для домашнего садоводства и перейти на натуральные вещества. Мы также должны проявлять осторожность в отношении сброса в наши туалеты и сточные воды пластиковых веществ, которые могут угрожать водным организмам.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *