Понятие и структура правовой информации делопроизводство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и структура правовой информации делопроизводство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Управление любым предприятием — это информационный процесс, в котором информация принимается, обрабатывается, вырабатывается решение, решение доводится до исполнителей, действия которых контролируются.

На всех этапах информационного процесса создаются документы, в которых фиксируется разнообразная информация.

Документ – это совокупность сведений, расположенных на материальном носителе и имеющих правовую основу.

Понятие и структура правовой информации

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

До начала 1970-х гг. прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» практически не использовалось. Заметим, что термин «информация» до недавнего времени вообще не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной деятельности постепенно стали появляться термины «информация», «информационная сфера», «информационные процессы» и др.; в систему правовых знаний также были привнесены новые понятия, связанные с информацией.

Делопроизводство — сфера деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

В основе управленческой деятельности любой организации (от министерства до небольшого предприятия) лежат процессы получения информации, ее обработки, принятия решения, доведения его до сведения исполнителей, исполнения и подведения итогов. Большая часть управленческой информации поступает в документированном виде. Поэтому делопроизводство называют также документационным обеспечением управления (ДОУ).

Делопроизводство рассматривается как одна из важнейших сторон деятельности организации, обеспечивающая выполнение ее функциональных задач, т. к. работники сферы управления затрачивают на работу с документами в среднем 60% рабочего времени.

От организации делопроизводства зависят:

— эффективность управления;

— экономичность;

— оперативность;

— культура труда работников управления.

Разработка новых информационных технологий в управлении, новых офисных программ осуществляется на основе традиционных правил делопроизводства

(регистрация документов, визирование, контроль их исполнения, архивное хранение и т. п.)

Делопроизводство состоит из двух неразрывно связанных компонентов:

— документирования;

— организации работы с документами.

Документирование — запись информации на различных носителях по установленным правилам.

В современном делопроизводстве сочетается работа с бумажными документами и с документами, представленными в электронной форме. Электронные документы после вывода на печать становятся бумажными. Любой документ на бумажном носителе с помощью сканера перевоплощается в электронный, сохраняя все свои реквизиты. Документ, набранный на компьютере, с помощью факс-модема может быть принят на любом факсе в бумажном виде.

Организация работы с документами — организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, предприятия.

Эффективная организация работы с документами обеспечивает оптимальные условия для всех видов работ с документами с момента их создания или получения до уничтожения или передачи на архивное хранение.

На предприятии должен быть установлен единый порядок составления документов и работы с ними.

Правила работы с документами в конкретной организации составляют систему делопроизводства. Система делопроизводства представляет собой совокупность:

— общеизвестных принципов обработки документов;

— приемов в работе с документами конкретного предприятия.

Система делопроизводства предприятий формируется под влиянием следующих факторов:

— используемой нормативно-методической базы делопроизводства;

— сложившихся национальных традиций работы с документами;

— установленных руководством предприятия (отрасли) правил работы с документами;

— квалификации делопроизводственной службы предприятия.

Руководитель предприятия несет персональную ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение правил работы с документами на предприятии.

В структурных подразделениях назначаются сотрудники, ответственные за ведение делопроизводства.

Организация работы с документами и правила документирования должны быть закреплены в инструкции по делопроизводству.

Любое управленческое решение выносится на основе информации. Правильность принятого решения зависит:

— от полноты представленной информации;

— достоверности информации;

— своевременности ее представления.

Информация может быть представлена:

— в устной форме;

— в документированной форме.

Термин «документ» появился в России в XVIII в. и означал «способ доказательства».

Документы имеют большое значение в управленческом процессе, т. к. они:

— отражают деятельность организации;

— на их основе принимаются управленческие решения; — являются главным аргументом в спорных ситуациях; — являются гарантом прав на недвижимость, собственность.

Документ обеспечивает:

— закрепление информации;

— сбор информации;

— обработку информации;

— передачу информации;

— использование информации; — хранение информации.

Формы управления тесно связаны с видами документов, например:

— учет — с написанием различных отчетов;

— планирование — с составлением планов;

— инструктирование — с разработкой методик, инструкций; — руководство — с изданием приказов, распоряжений.

Документы многофункциональны. К основным функциям документов следует отнести:

— информационную (документирование, хранение и предоставление информации);

— управленческую (с помощью документов решаются управленческие вопросы);

— коммуникативную (документы являются средством обмена информацией);

— правовую (документ может являться письменным доказательством в суде и быть источником права, например закон);

— организационную (документ устанавливает или упорядочивает действия участников правовых отношений, например должностная инструкция);

— научно-историческую (с помощью архивных документов сохраняется историческое, научное и культурное наследие).

Нормативно-методическая основа (база) делопроизводства – совокупность требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных правовыми актами, стандартами, инструкциями и методическими пособиями. Нормативно-методическая база делопроизводства регулирует:

— правила оформления документов;

— правила работы с документами;

— обеспечение сохранности документов;

— порядок передачи документов на архивное хранение;

— работу службы делопроизводства (функции, структура, штаты);

— внедрение новых информационных технологий в работе с документами;

— работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа; — юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций привело к тому, что появилась возможность использовать их в работе с законодательной информацией. В 70-х годах ХХ века на Западе были предприняты первые попытки использовать информационные технологии для сбора, систематизации и хранения больших объемов правовой информации. В это время появились первые компьютерные справочные правовые системы (СПС), которые решали поставленные задачи. Они представляли собой электронные картотеки, в которых пользователь мог найти все интересующие его реквизиты документа (дату документа, полное название, номер, название принявшего органа и т.п.)

Первая электронная картотека в Европе была создана в 1967 году в Бельгии. Она называлась CREDOC и была результатом совместного труда университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В эту систему была включена информация о документах внутреннего и международного права, парламентские материалы. Чтобы получить интересующие сведения о правовой информации, пользователю нужно было обратиться в специальное информационное бюро, заказать документы, а потом получить адресный ответ (ожидание ответа могло доходить до восьми дней).

Созданная в Австрии в 1986 году система юридической информации RDB, насчитывала на 1993 год более 1 000 000 документов (среди них более 150 000 судебных решений), содержала полные тексты входящих в нее документов.

В 1982 году министерством юстиции Финляндии была создана система FINLEX, содержащая информацию о судебных решениях и судебной практике. Она имела возможность работать с документами в диалоговом режиме с терминалов, установленных в библиотеках. Это сделало систему более доступной для всех желающих. Первые электронные картотеки не были полнотекстовыми (не содержали полного текста документа). Это было их недостатком, так как довольно часто пользователю нужно было ознакомиться не только с реквизитами документа, но и с полным его тестом.

В США первая полнотекстовая правовая система LEXIS (она до сих пор — одна из самых известных и популярных в стране, и называется теперь LEXIS-NTXIS) стала результатом совместной деятельности коллегии адвокатов штата Огайо и фирмы DATA Corp. Ее создание началось в 1967 году. В настоящее время есть доступ к этой базе в глобальной сети INTERNET.

На сегодняшний день практически все экономически развитые страны мира имеют справочные правовые системы (их количество — более 100 по некоторым оценкам). Назовем некоторые из них:

СТРАНА

НАЗВАНИЕ СПС

США

LEXIS-NEXIS, WRU, WESTLAW, JURIS, ELITE

Великобритания

PRESTEL, POLIS, LEXIS

Италия

ITALGUIRE

Бельгия

CREDOC

Германия

Система Бундестага, LEXINFORM

Финляндия

FINLEX

Франция

IRETIV, SINDONI

В нашей стране развитие справочных правовых систем началось с 1975 года, когда руководством Советского Союза было принято решение о развитии правовой информатизации. При Министерстве юстиции в 1976 году был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ), который занимался разработкой справочных правовых систем и государственным учетом нормативных актов. Информационный банк НЦПИ не был доступен широкому кругу лиц, им пользовались ограниченное количество организаций (отдельные государственные министерства, ведомства, научные учреждения). Активное развитие и распространение СПС в нашей стране началось в конце 80-х – начале 90-х годов. Первой появилась в нашей стране СПС ЮСИС (1989г.), затем – ГАРАНТ (1991г.), а в 1992 году – КонсультантПлюс.

Существуют различные подходы к пониманию информации.

С точки зрения философии информация – это некое разнообразие, которое отражающий субъект создает об отражаемом; сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми.

Виды информации:

  1. элементарная – на уровне атомов;
  2. биологическая – создается живыми существами;
  3. социальная – область человеческих отношений;
  4. технико-кибернетическая – производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.

1. Основные понятия и структура правовой информации Правовая

  1. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
  2. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  3. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
  4. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  5. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

Существуют разные определения понятия «документоведение», однако ни одно из них не стало общепринятым. Впрочем, как и понятие «документ». И это закономерно, поскольку «документоведение» — термин многоаспектный, структурно-разветвленный, касающийся различных сторон документа и документно-коммуникационной деятельности — явлений не менее сложных и многоплановых.

Можно сказать, что документоведение — это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.

Современный этап характеризуется активизацией изучения документа всеми науками, где он выступает главным либо одним из объектов исследования. Объединение усилий этих наук создает интегративное направление развития знаний о документе. В результате это привело к формированию теории документа и документной деятельности, становлению документоведения как метанауки для всех наук документно-коммуникативного цикла.

Документоведение как интегративная научная дисциплина тесно связано с делопроизводством, книго-, библиотеке-, библиографо-, архивоведением, информатикой и др. При более широком подходе в состав документоведения входит историческое источнико- и музееведение, семиотика, текстология и другие науки.

Документоведение связано с исторической наукой. Появление тех или иных документов, не говоря уже о системах документации, непосредственно связано с эволюцией общества, с определенными ее этапами. Поэтому функционирование документов и систем документации, складывание комплексов документов невозможно понять без знания социально-экономической, политической истории, истории культуры и т.д. С другой стороны, сама форма документа характеризуется относительной самостоятельностью, наличием собственных закономерностей развития, которые, в свою очередь, оказывают определенное воздействие на те или иные стороны общественного развития.

Документоведение объективно способствует формированию источниковой базы исторических исследований и в этом своем качестве тесно примыкает к источниковедению — одной из важнейших отраслей исторической науки, исследующей теорию, методику и технику исторических источников. Источниковеды также изучают форму документа, структуру и свойства документированной информации в их историческом развитии. Делопроизводственные документы в источниковедении обычно выделяются в самостоятельный раздел.

Чем выше уровень обобщения в теоретических основах к трактовке понятия «документ», тем большим будет круг отраслей знаний, которые входят в документоведение. Усиление связей между отраслями знаний, которые изучают различные носители информации, является обоюдно полезным.

Особенно тесная связь документоведения с библиографо-, библиотеко-, книго-, а также архивоведением. Сюда же входит информатика, особенно та ее часть, которая изучает документную информацию, созданную с помощью компьютерной техники на дискретных носителях. Общим для них является то, что эти дисциплины оперируют документами как объектами, созданными специально для хранения и передачи информации.

С книговедением документоведение сближают информационная, социальная сущность объектов исследования — документа и книги; во многом одинаковые цели и функции; бумага как общий материальный носитель информации; письмо как одинаковый способ передачи информации. Причем с развитием компьютерных технологий происходит дальнейшее сближение документа и книги, которые одинаково могут быть представлены в электронном варианте.

По целям и объекту изучения документоведение тесно связано с архивоведением. Их объединяет общая задача — формирование эффективной информационной среды, единый объект исследования — документ, а также единство способов организации, хранения, поиска информации, выработки принципов документообразования. Документоведение оказывает непосредственное влияние на развитие архивоведения, так как чем качественнее документы, созданные в делопроизводстве, тем успешнее будет работа архивов по хранению и использованию документных богатств.

Документоведение взаимосвязано с правоведением, прежде всего с такими его отраслями как конституционное, гражданское, административное, трудовое, предпринимательское право. В документоведении широко используются достижения правовой науки: придание юридической силы документам, правовые способы введения их в действие, классификация правовых актов и т.д. Одним из объектов изучения в документоведении является система организационно-правовой документации. Юристы в своей повседневной деятельности не могут обойтись без знания основ документоведения, документационного обеспечения управления. Криминалисты исследуют природу документов, приемы, способы преднамеренного искажения документированной информации и так далее с целью раскрытия и расследования подлогов.

Документоведение связано с экономическими науками. Оптимизация деятельности служб документационного обеспечения управления невозможна без определения их экономической эффективности, без всестороннего анализа использования финансовых и материальных ресурсов на создание и обработку документов, без составления соответствующих методик, нормативов трудозатрат и т.д. В число систем документации, изучаемых документоведением, входят и такие специальные системы, непосредственно отражающие экономическую сферу жизни и деятельности общества, как бухгалтерская, отчетно-статистическая, технико-экономическая, внешнеторговая, банковская, финансовая.

Традиционно прочными являются взаимосвязь и взаимодействие между документоведением и теорией управления, менеджментом, поскольку в документах находят непосредственное отражение и функции управления, и его организация. В свою очередь, рациональная организация работы с документами способствует совершенствованию управленческой деятельности, повышению ее эффективности. Появление и успешное развитие новой научной дисциплины — информационного менеджмента еще сильнее сблизило исследование управленческих и документоведческих проблем, так как большая часть управленческой информац��и фиксируется в документах.

Документоведение испытывает влияние таких прикладных дисциплин как социология управления, психология управления, делового общения. В документоведении достаточно широко используются достижения прикладной лингвистики, прежде всего, с целью унификации текстов документов, стандартизации языковых единиц, а также в процессе редактирования служебных документов.

Источниками в документоведческих исследованиях могут выступать практически любые документы, системы документации и комплексы документов. На их основе можно получить определенное представление об уровне работы с документами, способах документирования, о делопроизводственной культуре той или иной эпохи. Однако главную роль играют все же те документы, в которых зафиксированы правила, нормы, рекомендации, нормативы и т.д., регламентирующие и регулирующие различные направления, способы и формы работы с документами. Это, прежде всего, законодательные и правовые акты, стандарты, классификаторы, инструкции, методические указания. Источники являются необходимой базой для проведения теоретических исследований, для совершенствования практики документационного обеспечения управления и определения основных тенденций развития документационных процессов.

Поскольку документоведение вырастало из практических потребностей работы с документами, постольку важную роль в его развитии, особенно на первых порах, играли традиции и обычаи. Затем, по мере осмысления и обобщения, эти обычаи и традиции стали закрепляться в различных законах, нормативных актах. Соответственно и источники, позволяющие проследить, прежде всего, историю становления документоведения, можно разделить на две большие группы:

  • документы, которые вышли непосредственно из делопроизводственной практики и содержат стихийно сложившиеся нормы и правила, отражающие традиции делопроизводства;
  • разного рода правовые акты, на протяжении нескольких столетий законодательно регламентировавшие работу с документами.

К первой группе источников, в которых аккумулирован богатейший опыт, традиции, обычаи российского делопроизводства, относятся, в частности, издававшиеся до 1917 г. многочисленные сборники образцов документов (так называемые «письмовники»). Широкое распространение в нашей стране они получили в 18-19 вв. Их предшественниками были «формулярники» (первая треть 16 в.). В частности, формулярники московской митрополичьей кафедры. К настоящему времени известно более 100 таких сборников.

ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА, ДОКУМЕНТОПОТОКА

Информационные связи предприятия и документопотоки

Свойства управленческой информации

Основные понятия делопроизводства

Функции документа

Основные задачи делопроизводства

Нормативная база делопроизводства

Основные нормативные документы

Классификация документов

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Установка формата бумаги и размеров полей

Общая структура документа

Основные реквизиты документов

Перечень реквизитов документа по ГОСТ 6.30-2003

Обязательные реквизиты

Расположение реквизитов на бланке документа

Разработка электронных бланков документов

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Юридическое делопроизводство

Документопоток — это процесс передвижения документов одного типа от источника возникновения или пункта обработки к потребителю. Документопотоки связывают все подразделения экономической системы в единую информационную систему. Документопотоки экономической системы делятся:

  • на внешние, входящие в систему;
  • внутренние документопотоки, имеющие обращение в системе и предназначенные для удовлетворения внутренних информационных потребностей;
  • исходящие, связывающие данную систему с другими организациями и предприятиями.

Каждый вид деятельности вызывает появление своего класса информации, поэтому в экономической системе можно выделить несколько eе видов:

  • управленческая,
  • экономико-статистическая,
  • научно-техническая,
  • юридическая и др.

Ведущее место занимает управленческая информация, содержащая цели и подцели функционирования предприятия, определяемые на базе использования всех остальных классов информации и, в первую очередь, экономической информации.

К каждому классу информации предъявляются особые требования. Так, к управленческой информации предъявляются следующие:

  • полнота информации для принятия управленческого решения;
  • оперативность и срочность ее получения точно в заданные сроки;
  • достоверность информации, под которой подразумевается ее безошибочность и непротиворечивость;
  • адресность информации, т. е. точность поступления информации конкретному адресату в соответствии с его компетенцией;
  • доступность для восприятия, зависящая от качества спроектированного пользовательского интерфейса и в том числе правильности разработки документов, степени их читабельности.

К числу функций, которые реализуются с помощью документа, относятся:

  • регистрация первичной информации или принятого решения,
  • передача,
  • обработка,
  • хранение информации.

Наличие юридической силы обеспечивается наличием реквизитов, присущих данному виду документа.

Реквизит – информационный элемент документа, расположенный в строго определенном месте (ГОСТ).

Поскольку документы возникают и передвигаются в системе по мере выполнения функций управления или каких-либо деловых процессов, то на каждом предприятии, организации и фирме создается свой документооборот. Под документооборотом понимается регламентированная совокупность взаимосвязанных операций, выполняемых над документом в строго установленном порядке, на определенном рабочем месте с использованием определенных методов и средств, т. е. технологии обработки, начиная от момента возникновения документа и заканчивая сдачей его в архив. Документооборот на предприятии может быть двух типов:

  • операционный – ориентированный на обработку первичных и получение сводных и аналитических документов;
  • универсальный – отражающий информационные потоки слабоструктурированной информации, используемые при исполнении управленческих решений или деловых процессов и процедур.

Основные требования к организации документооборота заключаются в следующем:

  1. Движение документов на разных этапах должно быть прямоточным, и должны быть сведены к минимуму возвраты на предыдущие ступени. Наибольшее число возвратов происходит на этапе разработки документа.
  2. Путь движения документа должен быть кратчайшим.
  3. Все документы в процессе документооборота секретарь должна направлять исполнителям в соответствии с их документационными обязанностями. Основу правильной организации работы составляет четкое разделение обязанностей между работниками предприятия. Это повышает ответственность работника и в то же время исключает дублирование операций при работе с документами, а также перепоручение своей работы другому работнику. Распределение труда должно фиксироваться в должностных инструкциях.
  4. Каждый документ в процессе движения должен проходить следующие операции: регистрация, контроль, направление в дело. Каждая операция должна выполняться один раз.

Для каждого типа документов должен быть разработан свой маршрут движения.

Нормативную базу делопроизводства составляют законы и нормативно-правовые акты. Они регламентируют создание и продвижение документов в процессе деятельности организаций, учреждений и предприятий.

Составляющие нормативной базы делопроизводства показаны на слайде 5.

  • Законодательные и правовые акты РФ
  • ГОСТы – государственные стандарты,
  • Нормативные документы
  • Классификаторы
  • ГСДОУ – государственная система документационного обеспечения управления

Документы оформляются в основном на бумаге формата А4 (реже на А5), а некоторые документы, содержащие таблицы, графики, схемы, – на бумаге формата А3.

Каждый документ, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля.

Поле – пространство по краям листа бумаги, свободное от размещения информации.

В таблице приведены размеры полей по ГОСТ.

Таблица 1

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ

Поля

ГОСТ, мм

Левое

20

Правое

10

Верхнее

20

Нижнее

20

  • Практическое занятие К
  • 2. Нечеткая логика
  • 3. Типология архитектурной среды
  • 8 Анализ запаздывания
  • Лекция 9

В практике делопроизводства традиционно сложились следующие системы документации:

  • организационно-правовая;
  • организационно-распорядительная;
  • договорная;
  • регламентная;
  • информационно-справочная;
  • планово-отчетная;
  • финансово-бухгалтерская;
  • кадровая.

Перечисленные системы документации используются практически во всех организациях. Однако это не полный перечень, поскольку здесь не учтена отраслевая специфика, которая отражается, в первую очередь, в проектной, технической, конструкторской документации.

Организационно-правовая документация

Организационно-правовые документы являются правовой основой деятельности организации. На основании этих документов осуществляется деятельность организации в целом, отдельных подразделений и каждого отдельно взятого работника. Организационно-правовые документы взаимосвязаны информацией, содержащейся в них: организационной структурой предприятия, перечнями видов деятельности, должностей, сфер ответственности.

Виды организационно-правовых документов:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура и штатная численность;
  • штатное расписание;
  • положение об организации;
  • положение о подразделении;
  • должностная инструкция.

Организационно-распорядительная документация

Организационно-распорядительные документы издаются уполномоченным лицом для инициации, утверждения или квалификации какого-либо события (факта, действия) текущей деятельности организации и (или) предписания отдельным лицам или подразделениям совершить определенные действия. Помимо общей цели (предписание) организационно-распорядительные документы объединены общей содержательной структурой документа, а также общим алгоритмом их подготовки, согласования, утверждения и условиями их последующего хранения.

Виды организационно-распорядительных документов:

  • приказ;
  • решение;
  • распоряжение.

Договорная документация

Договорная документация регулирует хозяйственные и иные взаимоотношения субъектов экономической деятельности. Договорная документация объединяется общим подходом к подготовке и дальнейшему сопровождению, учету и хранению этих документов. Договорные документы взаимосвязаны как условиями взаимоотношений, так и выполнением обязательств по этим условиям всеми сторонами договора, поэтому договорная документация содержит цепочки документов: «договор-дополнительное соглашение к договору-сопроводительные документы (спецификации, акты, накладные, счета-фактуры)».

К договорной документации относятся:

  • типовая форма договора;
  • договор, заключенный организацией;
  • дополнительное соглашение к договору, заключенному организацией;
  • другие документы, сопровождающие договор (спецификация,накладная, счет-фактура, акт выполненных работ).

Регламентная документация

Регламентные документы — это локальные нормативные акты, в которых описываются процессы деятельности организации, закрепляется функциональное распределение зон ответственности за подразделениями и отдельными работниками при выполнении отдельных операций, а также содержатся требования к взаимодействию подразделений при последовательном выполнении операций.

Регламентные документы объединены общей содержательной структурой, едиными требованиями к их подготовке, согласованию, утверждению и хранению. Совокупность регламентных документов представляет собой регламентную базу организации. Регламентные документы не должны пересекаться по содержащейся в них информации и противоречить друг другу. Регламентные документы классифицируются по нескольким уровням, в которых документы одного уровня являются дополнением к документам другого уровня. Так выстраиваются цепочки регламентных документов (схема 1).

Планово-отчетная документация обеспечивает планирование деятельности организации, что позволяет ставить цели и рассчитывать ресурсы для развития и распределения по целям и задачам. Все планово-отчетные документы составляются на определенный период и включают различные зарегистрированные данные. Отклонение от плановых показателей может быть вызвано низкой исполнительской дисциплиной, текущей конъюнктурой рынка и неверным планированием.

Виды планово-отчетной документации:

  • стратегия;
  • программа;
  • план работы;
  • бизнес-план;
  • отчет.

Понятие делопроизводства, его элементы.

Кадровые документы служат основой для оформления и закрепления трудовых отношений. В кадровых документах фиксируется информация о наличии и движении персонала, в результате чего все кадровые процедуры (прием, перевод, поощрение, применение дисциплинарного взыскания, командировка, отпуск, увольнение) приобретают документальное оформление. Кадровые документы отражают все направления деятельности кадровой службы организации.

Кадровые документы довольно специфичны и наиболее формализованы. Кадровым службам следует руководствоваться Трудовым Кодексом РФ, федеральными законами, в которых затронуты вопросы труда, Указами Президента, Постановлениями Правительства РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов федерации, а также актами органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.

Кадровая документация в свою очередь систематизируется следующим образом:

  • плановые кадровые документы;
  • документы, подтверждающие трудовые правоотношения;
  • нормативные кадровые документы;
  • документы по оценке трудовой деятельности;
  • учетные кадровые документы;
  • отчетно-статистические кадровые документы;
  • финансово-бухгалтерские кадровые документы;
  • документы по социальному обеспечению;
  • личные документы работников.

Отнесение различных видов документов к системам документации — важный подготовительный этап при построении процессов делопроизводства и документооборота.

Цель этой работы:

  • привести документы организации к единому стандарту разработки и оформления;
  • сократить количество видов документов, используемых в организации;
  • выявить типовые операции обработки документов и автоматизировать их;
  • организовать оптимальное хранение документов различных видов;
  • настроить права доступа к документам различных видов.

Организация работы с различными системами документации основана на методах унификации, которая включает приведение множества видов документов к оптимальному минимуму (унификация видов документов) и установление типовой композиции текстов документов (унификация структуры текстов).

Унификация — это наиболее эффективный метод устранения неоправданного многообразия документных форм и сокращения избыточной информации в документах. Унифицированные документы не требуют особого напряжения при восприятии, облегчают и ускоряют работу как автора, так и исполнителя документа.

Для того чтобы правильно отнести все используемые виды документов к системам документации необходимо провести следующую работу:

1. Определить состав документов, используемых в организации.
2. Унифицировать виды документов (сократить их количество).
3. Унифицировать тексты документов (разработать шаблоны документов).
4. Объединить унифицированные документы в системы документации.

1. Определение состава документов, используемых в организации

В ходе аудита делопроизводственных процессов необходимо выявить все виды документов, которые циркулируют в организации. Для этого можно провести анкетирование всех подразделений компании и выяснить, для каких задач и целей они используют те или иные виды документов. Скорее всего, результат будет предсказуемым: при решении сходных задач сотрудники разных подразделений используют различные виды документов, создавая тем самым избыточность используемых видов.

2. Унификация видов документов

Задача, которая стоит на этапе подготовки к автоматизации — сократить количество используемых видов документов, привести используемые документы к единообразию. Для этого следует определить круг вопросов и процессов, подлежащих документированию (эти сведения были получены в ходе анкетирования) и сформировать оптимальный состав документов.

3. Унификация текстов документов

На этом этапе должен быть выработан стандарт подготовки различных видов документов, включающий как обязательный набор реквизитов, так и обязательную структуру текста.

В основе унификации текстов лежит метод выделения постоянной и переменной информации. Постоянная информация составляет существо управленческой ситуации и действия, является общей темой документа. Переменная информация дополняет и конкретизирует основную тему.

Унификация текстов проводится поэтапно. Унифицируются структуры текстов и языковые средства выражения, и для унифицированных текстов разрабатываются трафареты, анкеты, таблицы.

Работа по унификации текстов документов завершается подготовкой шаблонов для всех видов документов, которые предполагается использовать в дальнейшей деятельности организации (схема 2).

  • 1 Расчет себестоимости Расчет себестоимости – очень сложный процесс. Важно �… 17.03.2020 • Ольга Воробьева
  • 2 PEST-анализ: что это такое и как его провести на примерах Стратегический менеджмент – это работа с неопределе�… 23.08.2019 • Евгения Чернова
  • 3 Анализ финансовых результатов деятельности компании: пошаговый алгоритм Анализ финансовых результатов деятельности предприя… 31.01.2020 • Ольга Воробьева
  • Все виды организационных документов, без исключения, должны присутствовать в организации. Они с разных сторон отражают все необходимые аспекты нормального функционирования какой бы то ни было системы. К документам в организации относятся:

    • устав;
    • положение;
    • правила и инструкции;
    • штатное расписание;
    • структура и штатная численность;
    • правила внутреннего трудового распорядка.

    В сфере организационной документации есть ещё одна похожая категория. Структура и штатная численность отличается от штатного расписания тем, что отображает состав подразделений и отделов в компании, а для каждого отдела определяется количество работников в штате. Наличие документа о численности и структуре предусматривается уставом и положениями в учреждении.

    В современных реалиях существования организаций есть единые стандарты и требования к оформлению и составлению документов. Существует множество внутренних и общепринятых международных стандартов. Единые реквизиты, согласно которым составляется документация связаны с созданием, согласованием и подтверждением документов.

    Существует такое понятие, как унифицированная система документации, согласно которой все документы должны быть составлены по единому образцу. На каждый организационный документ из описанных выше есть свой формуляр-образец.

    Обозначенная структура Устава, положений, правил и штатных документов является обязательной к заполнению именно в таком виде, за исключением Устава банка, который, согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» должен содержать не только наименование банка и его реквизиты, но и перечень банковских операций.

    Иные же документы регулируются в свою очередь статьями Трудового кодекса РФ. Например, правила внутреннего распорядка (статья 189), или инструкции, создание которых сопряжено с множеством юридических уточнений. К примеру, инструкция должна быть согласована с профессиональным юристом, а после утверждения в компании должна быть доведена до сведения сотрудника под расписку.

    Так как большинство из этих документов по своей сути являются нормативно-правовыми актами, то правильное их оформление является единственно верным условием. В противном случае, за нарушение руководителя могут привлечь к ответственности на законных основаниях.

    Организационные документы являются частью гражданской и административной сферы деятельности фирмы, а потому строго обязательны к исполнению как сотрудниками, так и руководителями.

    В свете вступления в силу 1 июня 2018 года нового ГОСТ Р 7.0.97-2016 следует рассмотреть нормативно-методическое регулирование делопроизводства.

    Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты .

    Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя следующее:

    • законодательные акты Российской Федерации в сфере документации и информации;
    • указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации в сфере делопроизводства;
    • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы документационного обеспечения;
    • технические регламенты и национальные стандарты в области документационного обеспечения управления;
    • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
    • унифицированные системы документации; – нормативные правовые акты, издаваемые руководством учреждений, организаций и предприятий.

    Вступивший в силу в 1 июля 2018 года ГОСТ имеет ряд особенностей, которые необходимо рассмотреть подробно. Итак, новый ГОСТ вступил силу согласно Приказу Росстандарта от 25.05.2017 N 435-ст «О внесении изменений в Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2004-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации».

    Новый ГОСТ направлен на регламентацию следующих аспектов документооборота:

    • состав реквизитов документов и бланков;
    • правила их оформления реквизитов документов и бланков;
    • виды и образцы бланков, схемы расположения реквизитов на деловых бумагах;
    • правила создания документов.
    Особенности ГОСТ 7.0.97-2016

    Требования к документам и работе с ними по ГОСТ 7.0.97-2016

    Новшества ГОСТ 7.0.97-2016

    При создании документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют

    Некоторые реквизиты, которые были в предыдущем ГОСТ Р 6.30-2003, в новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 не включены.

    Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа

    Появились новые реквизиты, в числе которых: наименование структурного подразделения – автора документа и наименование должности лица – автора документа.

    Допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа. При двустороннем создании документов ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны

    Предпочтительными гарнитурами и размерами шрифтов для реквизитов документа являются: Times New Roman N 13, 14; Arial N 12, 13; Verdana N 12, 13; Calibri N 14 и приближенные к ним

    Абзацный отступ текста документа – 1,25 см

    Текст документа печатается через 1 – 1,5 межстрочных интервала. Если документ готовится для издания с уменьшением масштаба, текст печатается через два интервала

    Текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа). Длина самой длинной строки реквизита при угловом расположении реквизитов не более 7,5 см. Длина самой длинной строки реквизита при продольном расположении реквизитов не более 12 см

    Может быть предусмотрено выделение реквизитов «адресат», «заголовок к тексту» или «подпись», а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом

    Нормативные правовые акты организации, а также иные многостраничные документы могут оформляться с титульным листом.

    • Отличная работа надеюсь все поможет на экзамене)спасибо за качественную работу.и тем более за такой короткий срок.

      Ольга 2012-06-13

    • Отличная работа) Очень ответственный автор, рекомендую!

      Rotor 2012-06-16

    • Авто порадовал работой. Диплом не только был написан качественно и с полностью раскрытой темой, но также он был выполнен раньше намеченного срока!

      Максимова Елена 2012-06-17

    Шпаргалка по информационному праву.

    СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

    Значение эффективной системы распространения правовой информации для современного гражданского общества трудно переоценить. Можно выделить три основные проблемы, которые обычно приходится решать при создании эффективных механизмов распространения этого вида информации.

    Первая проблемаобусловлена тем, что государственные структуры, выпускающие правовые документы, недостаточно открыты. Как правило, эта проблема наиболее остро стоит в странах с недостаточно развитыми демо­кратическими традициями. Этому во многом способствуют средства массовой информации (СМИ), и в немалой степени такие специализированные электронные СМИ, как справочные правовые системы (СПС).

    Вторая проблемасвязана с созданием действительно эффективных и доступных для массового потребителя каналов распространения пра­вовой информации. И здесь важно, какими средствами решается данная задача. Еще несколько лет назад в России бытовало глубокое убеждение, что распространением правовой информации могут заниматься только государственные организации и СМИ, находящиеся на полном бюджетном финансировании. Несомненно, профессионально работающие государственные СМИ будут и дальше играть важную роль в распространении правовой информации, но при этом определяющее значение для решения проблемы доступа к правовой информации в последнее время приобретает распространение компьютерных, электронных СМИ.

    Третья проблемакасается создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом самой разнообразной правовой информации. Такие инструменты могут быть созданы только на основе компьютерных технологий.

    Компьютерная справочная правовая система – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).

    Что нужно знать и уметь для эффективной работы с СПС.

    Современные СПС предоставляют пользователю широкие возможности поиска и анализа документов. Достоинства и недостатки различных видов поиска, типовые приемы и примеры поиска документов, а также работы с ними будут рассмотрены в ходе дальнейших занятий.

    1 .Правовая информация и способы ее распространения

    Понятие и структура правовой информации

    В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация».

    Правовую информациюможно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

    Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором» (то есть от кого она исходит) и на что она направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

    Официальная правовая информация— это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значе­ние и направленная на регулирование общественных отношений.

    Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение,— это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на созда­ние (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его, осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

    Рассмотрим названные группы более подробно.

    Официальная правовая информация

    Официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

    Нормативная правовая информация

    Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее — НПА) во всем их многообразии и динамике.

    Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый. (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, отмену правовых норм.

    Норму права отличают отюридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

    1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз при наличии обстоятельств, предусмотренных данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);

    2) неперсонифицированность (то есть норма права распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком: родом занятий, полом, жительством на определенной территории и тд.).

    Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем пер­вый признак основной, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

    Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зави­сящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и от его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юриди­ческой силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

    В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

    Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

    Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

    Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

    Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

    Рассмотрим названные группы более подробно.

    Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, — это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

    Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

    В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

    Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

    Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

    • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
    • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

    Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

    Норма права касается:

    • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
    • б) круга должностных лиц;
    • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
    • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
    • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

    Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

    Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

    В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

    Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

    Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

    Законы РФ принимаются в виде:

    • — законов РФ о поправках к Конституции РФ;
    • — федеральных конституционных законов;
    • — федеральных законов (в том числе кодексов).

    Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

    К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

    Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

    Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

    Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

    К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

    • — ненормативные акты общего характера;
    • — акты официального разъяснения;
    • — правоприменительные акты.

    Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

    Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

    Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

    Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций.

    Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

    • — договоры (сделки);
    • — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

    Общие черты этих актов:

    • — носят индивидуально — правовой характер;
    • — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

    Понятие и структура правовой информации схема

    На мой взгляд, важнейшими законодательными актами, определяющими нормативно-правовое обеспечение делопроизводства, являются:

    • Конституция РФ;
    • ФЗ РФ №125 от 22.10.2004г.;
    • ГОСТ Р 7.0.97-2016;
    • ГОСТ 6.10.5-87;
    • Приказ Минкультуры от 31.03.2015г. №526;
    • Приказ Минкультуры от 25.08.2010г. №558;
    • Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004г. №1.

    Это минимум, который потребуется изучить сотрудникам для правильной организации делопроизводства. Существуют также иные нормативы, определяющие работу различных структур делопроизводства.

    Выделяется несколько видов делопроизводства. Использование каждого из них обуславливается типом учреждения (хозяйствующего субъекта):

    • общее;
    • специальное;
    • секретное.

    Общее делопроизводство характеризуется документированием управленческой деятельности, свойственной для каждого госучреждения, хозяйствующего субъекта. Данный тип делопроизводства применяется для организации финансовой, кадровой, управленческой, хозяйственной работы предприятия.

    Специальное используется для обеспечения работы учреждений, функционирующих в специальной (внешней) сфере. Например, оформление документации для уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, административно-процессуальных действий. Речь идет о делопроизводстве в органах правопорядка, в которых документооборот связан с обеспечением законности и борьбой с преступностью.

    Суть секретного делопроизводства состоит в работе с секретной документацией, сведения из которой являются государственной (служебной) тайной. Работа с такими материалами осуществляется по специальным правилам, исключающим возможность утечки информации. С секретным делопроизводством может использоваться и общее.

    Данный вид делопроизводства необходим каждой компании. Независимо от ее размеров, предполагает перемещение и хранение документации, связанной с трудовой деятельностью персонала. Обязательство по документообороту в данном случае возлагаются на сотрудников, работающих в отделах по подбору персонала. Они обязаны правильно организовать прием, обработку и хранение материалов, относящихся к кадровым.

    Такое делопроизводство отличается от прочих разновидностей, так как в распоряжении делопроизводителя находится специальный пакет документации и прочих свидетельств. Сотрудники должны обеспечить прозрачность документооборота и работы судебной системы, поэтому используются соответствующие принципы перемещения и хранения материалов. Но вместе с тем, требуется обеспечить сохранность персональных и секретных сведений.

    Важно! Этапы документооборота строго регламентированы и за каждым из них осуществляется контроль.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *