Сроки выполнения трасологической экспертизы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки выполнения трасологической экспертизы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

Примерный список:

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Экспертиза давности изготовления документа — это разновидность судебно-технической экспертизы. Её могут проводить как в отношении документа в целом («абсолютная давность», например, на соответствие фактической даты изготовления расписки дате, на ней указанной), так и на предмет выяснения того, какая часть документа была выполнена раньше другой («относительная давность», к примеру, что было написано раньше — текст расписки или подпись под ней).

Экспертиза давности — это комплексное исследование. До момента исследования физико-химическими методами (например, с использованием специального оборудования — газохроматографа) эксперт проводит техническую экспертизу документа, чтобы установить наличие или отсутствие признаков агрессивного воздействия.

Эксперты должны обладать следующими профессиональными компетенциями: специальными знаниями в области судебно-технической экспертизы документа, а также иметь профильное (базовое) специальное физико-химическое образование со знанием методики работы газохроматографа.

Физико-химический метод проведения исследования (Минюст рекомендует метод газожидкостной хроматографии), основанный на наличии в чернилах (пасте) ручек «летучих веществ», которые испаряются с определенной скоростью, имеет ряд ограничений:

  • Пригоден для документов, хранившихся при температуре 20-25 С, при влажности 30-60%, при отсутствии источника света (в стопке документов, в шкафу).
  • Пригоден для документов, фактически изготовленных за (по разным источникам) 1,5 −3 года до экспертизы максимум.
  • Пригоден для документов, реквизиты которых выполнены как шариковой, так и гелевой (капиллярной) ручкой (то есть, чернилами). Однако, согласно п.6.1 Методики реквизиты, выполненные чернилами (например, для гелевых ручек) непригодны для исследования только тогда, когда возраст документа два года и более.
  • Не пригоден в случае, если документ подвергали агрессивному, как правило температурному воздействию (из часто встречающихся на практике случаев: для ускорения исчезновения «летучих веществ» документы гладят утюгом через тряпку, сушат на батарее, располагают под настольной лампой и так далее).
  • Предполагает разрушение документа (из часто встречающихся на практике случаев: злоумышленники вырезают штрихи, которые можно проанализировать).

Экспертиза давности документов — процедура технически сложная, однако, даже современный уровень развития науки не позволяет установить давность составления документа с точностью до дня.

В экспертной практике максимальная точность определения даты — полгода, при этом для относительно «свежих» документов.

Эксперт может сделать один из следующих выводов о том, что документ составлен:

  • менее полугода назад,
  • в период от полугода до года назад,
  • в период от одного до двух лет назад,
  • в период от двух до трех лет назад; более трех лет назад.

  • Требования к узаконению самостроя не должны идти вразрез с Семейным кодексом

    975 0

    • 119 оценили материалы

    • 3 в избранном

    • 22

      Ходатайство о назначении трасологической экспертизы

      Трасологические исследования успешно применяют в следующих ситуациях:

      • если нужно оспорить отказ страховой компании полностью или частично компенсировать страховые возмещения, когда причиной выступает несоответствие имеющихся повреждений фактическим обстоятельствам аварии;
      • при рассмотрении гражданских дел, согласно иску, направленному на возмещение ущерба, полученному в ДТП;
      • начато уголовное преследование, если есть подозрения совершения преступлений, связанных с использованием ТС и нарушенными правилами дорожного движения;
      • дела административных правонарушений.

      При проведении трасологической экспертизы, специалистам предстоит решить достаточное количество вопросов по установлению:

      • родовой принадлежности ТС и его частей;
      • конкретного ТС по обнаруженным на месте следам;
      • принадлежности к целому отдельных частей и фрагментов;
      • отдельных элементов механизмов ДТП.

      И тут следует четко понимать – от того, насколько грамотно и правильно будут поставлены вопросы, зависит во многом окончательный результат.

      • Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование.
      • Актуальные наказания и штрафы за несоблюдение дистанции. Советы юриста как вести себя.
      • Как грамотно оценить ущерб от ДТП? Инструкция: кто и как оценивает и назначает экспертов.
      • Что делать, если вы попали в ДТП. Подробная инструкция и правила оформления.
      • Что такое обоюдная вина при ДТП. Когда вина считается обоюдной, как это доказать, ответственность.

      Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

      По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

      Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств

      Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

      В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

      Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

      Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

      Судебная трасологическая экспертиза при ДТП

      Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

      Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

      • оптического (люминесцентного);
      • метода термовакуумного напыления (TBH);
      • выявление следов с помощью клея «Циакрин ЭО», позволяющего выявлять «старые» следы (многомесячной давности).

      Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

      Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

      Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

      Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

      Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

      • дактилоскопическая экспертиза,

      • экспертиза перчаток и их следов,

      • экспертиза следов обуви,

      • экспертиза следов зубов,

      • экспертиза механических повреждений на одежде,

      • экспертиза орудий, инструментов и оставленных ими следов,

      • экспертиза запирающих и предохранительных устройств,

      • экспертиза по установлению целого по частям,

      • экспертиза узлов и петель,

      • экспертиза пломб.

      Примерный перечень вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение экспертов:

      При назначении дактилоскопической экспертизы:

      • Имеются ли на представленных объектах следы папиллярных узоров пригодные для идентификации?
      • Оставлены ли следы папиллярных узоров конкретным лицом?

      При этом необходимо учитывать следующее:

      • Объекты со следами папиллярных узоров необходимо упаковывать отдельно, избегая контакта поверхности с материалом упаковки.
      • Экспериментальные отпечатки на дактилоскопической карте подозреваемого должны быть не смазанными, полными.
      • Оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, зубами человека?
      • Не оставлены ли следы зубами конкретного человека?

      При этом необходимо учитывать следующее:

      В зависимости от объекта, на котором оставлены следы зубов, следует принять необходимые меры для сохранности его внешнего вида. При отсутствии такой возможности необходимо сфотографировать следы зубов по правилам масштабной съемки.

      • Пригодны ли следы губ для идентификации?
      • Не оставлены ли следы губ конкретным человеком?

      В случае отсутствия подозреваемого перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением групповой принадлежности:

      Имеются ли какие-либо особенности в строении губ, а также нет ли каких-нибудь приобретенных признаков (шрамов и т.п.)?

      При этом необходимо учитывать следующее:

      Обнаружение, фиксация и изъятие таких следов осуществляется по тем же принципам и правилам, что и потожировых следов.

      • Имеются ли на представленных предметах одежды колото-резаные (резаные, рубленые и т.д.) повреждения?
      • Каков механизм образования повреждений на одежде? (под механизмом образования повреждений подразумевается расположение и направление воздействия орудия, что по единичным (однослойным) предметам одежды невозможно определить).
      • Образованы ли повреждения на одежде представленным ножом (топором, шилом и т.д.)?
      • Каким орудием образованы повреждения, имеющиеся на одежде? (поисковый вопрос – когда нет конкретного орудия).

      При этом необходимо учитывать следующее:

      • Предметы одежды должны быть просушены. При упаковке непросушенных объектов может произойти видоизменение повреждений (образования плесени, слипание и высыхание ткани), в результате чего повреждения могут стать непригодными для решения поставленных вопросов.
      • Наряду с объектами исследования, необходимо предоставлять: заключение судебно-медицинской экспертизы по трупу (в полном объеме), выписки из истории болезни (по живым лицам) с характеристикой повреждений, заключение медико-криминалистической экспертизы повреждений кожных лоскутов.
      • В случае предоставлении ножа в постановлении необходимо указывать разрешение на видоизменение объекта.

      Термин «трасологическая экспертиза» подразумевает действие процессуального характера, производимое посредством привлечения должностного лица, обладающего соответствующими навыками, знаниями и достаточным уровнем компетенции, и включает изучение доказательств, оставленных на месте ДТП с целью выявления причин их возникновения. Понятие «следы аварии» распространяется на следующие элементы дорожного происшествия:

      • повреждения на автомобилях, в числе которых частицы краски, кусочки стекла, металла, вмятины, трещины;
      • следы от колес, оставленные на дорожном полотне или грунтовой поверхности;
      • элементы, ранее являвшиеся частью автомобиля, но утратившие целостность с ТС в результате аварии (различные технологические жидкости, стекло, металл, краска).

      Процедура совокупного исследования позволяет установить обстоятельства, непосредственного виновника, а также возможность включения ДТП в рамки страхового случая.

      Трасологическая экспертиза при ДТП

      Основными целями экспертизы, проводимой при происшествии, являются следующие:

      • определение скорости, с которой двигались ТС перед аварией;
      • наличие или отсутствие у водителей возможности предотвратить столкновение;
      • соблюдение участниками правил движения или выявление факта нарушения таковых;
      • оценка состояния участвовавшего в аварии ТС до и после ДТП;
      • траектории движения автомобиля;
      • определение схемы расположения ТС.

      Также производится предварительная оценка ущерба, причиненного транспортным средствам, являющимся участниками дорожного происшествия.

      Процедура назначения трасологической экспертизы может быть проведена на любой стадии производства, направленной на расследование ДТП. Основаниями к ее проведению могут выступать такие процессуальные документы:

      • определение судебного органа;
      • постановление прокуратуры или отдела дознания;
      • ходатайство одного из участников произошедшей аварии.

      Ходатайство о проведении подается одним из участников судебного заседания в рамках рассмотрения иска о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Оно может быть заявлено как в устной, так и письменной форме. Образец документа отсутствует как таковой, однако есть пункты, указать которые важно обязательно:

      • какой организации нужно передать документы;
      • перечень вопросов, адресованных эксперту.

      Окончательное решение относительно необходимости исследования выносится судьей после рассмотрения ходатайства.

      Порядок проведения трасологической экспертизы подчиняется следующему алгоритму:

      • этап предварительного исследования;
      • детальное изучение аварии;
      • Обобщение полученных результатов (совокупно на этом этапе производится оценка ущерба автомобиля после ДТП);
      • письменное оформление данных.

      Ходатайство или иной документ, являющийся предпосылкой для проведения исследования, включает перечень вопросов эксперту, детальное изучение которых рассматривается как начальная ступень процедуры.

      Чтобы получить максимально достоверные и точные результаты проведения трасологической экспертизы, требуется предоставить должностному лицу, проводящему исследование, как можно больше информации. Необходимыми материалами являются следующие.

      • Схема произошедшего ДТП.
      • Полный пакет документов из ГИБДД, включающий протоколы о произведенных нарушениях, справки, освидетельствования и так далее.
      • Показания лиц, участвовавших в аварии, а также свидетелей произошедшего (если таковые есть).
      • Если имеются фото- и видеоматериалы, сделанные на любом этапе расследования ДТП, их также требуется приложить.
      • Обязательным является предъявление транспортных средств.

      При наличии иных документов, к числу которых можно отнести, например, результаты экспертиз, проведенных другими учреждениями, следует также приложить их к основному пакету документов.

      Трасологическая экспертиза после ДТП: нюансы проведения

      Трасологическая экспертиза может проводиться сразу же после совершения ДТП, а также по прошествии времени на основании составленных документов и сохранившихся следов.

      Разумеется, оперативное прибытие эксперта на место – лучший вариант, который позволяет не только воочию увидеть аварию, но и тщательно зафиксировать все оставленные следы при помощи фото и видеосъемки.

      Для проведения полного и всестороннего исследования эксперту требуются документы. В стандартный набор входят:

      • Документы, подтверждающие права на владения транспортными средствами;
      • Копия документов о прохождении ТО;
      • Бумаги, составленные ГИБДД (схема ДТП, протокол, а также справка о ДТП, которая содержит необходимую информацию об обстоятельствах и участниках происшествия).

      Не исключены ситуации, когда эксперту потребуются дополнительные сведения. В таких случаях эксперт обязан указать, какая именно информация ему необходима. Например, часто требуются документы о производимом ремонте автомобиля, покраске, замене частей автомобиля и т.д.

      Найти эксперта для проведения трасологической экспертизы не сложно. На сегодняшний день подобную услугу предлагают как государственные, так и частные экспертные учреждения.

      Гораздо важнее понимать, кому именно вы доверяете проведение экспертизы. Привлеченный эксперт должен иметь все необходимые документы, подтверждающие его квалификацию и право на проведение официальных экспертиз.

      Перед проведением экспертизы с экспертным учреждением заключается договор, в котором должны быть прописаны все детали сотрудничества:

      • Результат – официальное и компетентное экспертное заключение;
      • Предмет экспертизы;
      • Сроки ее проведения;
      • Стоимость и т.д.

      Только после оформления договора можно оплачивать услугу и соответственно привлекать эксперта к работе.

      Что касается сроков проведения трасологической экспертизы, то они могут существенно различаться. Для проведения одной экспертизы опытному специалисту необходимы 1-2 дня. Однако чаще всего экспертизы проводятся в течение 1-2 недель.

      Объективное и компетентное заключение независимого эксперта-трасолога в ряде случаев позволяет уберечься от уголовного преследования или от необоснованного возмещения крупной суммы ущерба, причиненного другим участникам ДТП. В свою очередь, оперативное привлечение эксперта, его квалификация и репутация – это лучшие гарантии его объективности и компетентности выданного заключения.

      Трасологическая экспертиза при ДТП может выполняться на любом этапе разбирательства. Часто эксперта-трасолога вызывают сразу после столкновения. Это оптимальный вариант при сложных авариях с большим количеством участников. Специалист «по горячим следам» восстанавливает механизм происшествия, устанавливает факт наличия нарушений ПДД, определяет виновников. Если все стороны согласны с экспертным мнением, удается избежать затяжного конфликта и урегулировать все мирным путем.

      Но иногда ситуация выходит из-под контроля. В ходе расследования выясняется, что одна из сторон отказывается признавать свою ответственность. Или страховой агент не считает, что ТС получило весь объем повреждений вследствие ДТП и занижает размер компенсации. В таком случае также требуется автотехническая трасологическая экспертиза. Она позволит восстановить истинную картину происшествия и станет необходимым доказательством для страховщиков.

      Также к экспертному мнению прибегают уже в ходе судебного процесса. Но мы рекомендуем не затягивать с обращением к специалисту: даже если вы намерены подавать исковое заявление, делать это лучше, имея на руках доказательство своей правоты – акт экспертизы, заверенный подписями и печатями.

      Сроки проведения трасологической экспертизы

      Исследование проводится в несколько этапов:

      • предварительное изучение материалов и поставленных перед экспертом вопросов;
      • детальное обследование транспортных средств, места аварии (при необходимости);
      • оценка полученных результатов, установление соответствия полученных повреждений общей схеме ДТП, подготовка выводов;
      • написание экспертного отчета и его передача клиенту.

      В ходе судебно-трасологической экспертизы детально изучаются участвовавшие в ДТП машины, предоставленные фотографии и видеозаписи с места аварии. Часто ТС разбирают для получения доступа к скрытым повреждениям. Это необходимо для комплексной оценки всего объема повреждений.

      В некоторых случаях трасологическая экспертиза проводится только по предоставленным фотографиям. Но это ограниченный метод исследования, не позволяющий получить однозначные ответы. Возможно ли прибегнуть к такому формату оценки в конкретной ситуации – решает специалист.

      Трасологическая экспертиза при ДТП проводится на основании следующих материалов:

      • схемы аварии;
      • полного комплекта документов, выданных сотрудниками ГИБДД;
      • показаний самих участников происшествия, а также опроса свидетелей, если они были;
      • фото- и видеоотчетов;
      • пострадавших транспортных средств;
      • результатов других экспертиз, если они были проведены.

      Чем больше вводной информации получает эксперт-трасолог, тем точнее и подробнее будет проведенный им анализ. Если у вас остались вопросы о том, как проходит экспертиза и что нужно для получения этой услуги в ExCompany, свяжитесь с нами по контактным телефонам или оставьте заявку на этом сайте.

      Экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы.

      1. Возникновение споров по сумме страховой компенсации, выплаченной страховой компанией после аварии. Страховщики стараются всеми способами минимизировать размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в решении данного вопроса.
      2. Возникновение споров в определении виновника ДТП. Для разрешения конфликтной ситуации судом назначается проведение экспертизы и по её результатам объективно определяется виновная сторона.
      3. Возникновение споров по поводу материальной компенсации, выплачиваемой виновником аварии пострадавшим сторонам. Нередко находятся пострадавшие, которые, воспользовавшись ситуацией, прибавляют к полученным в аварии повреждениям ещё бывшие ранее до этого столкновения «боевые шрамы», желая восстановить их за счёт последнего виновника. Различить старые и новые повреждения поможет проведение транспортно-трасологической экспертизы.
      4. Защита от лживых обвинений на суде. Имея на руках экспертное заключение, обвиняемый водитель может эффективно отвергнуть все неправомерные притязания со стороны других участников происшествия.

      Таким образом основная функция трасологической экспертизы — установление виновника аварии, точное восстановление деталей и описание следов оставленных при ДТП.

      ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

      Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:

      • протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
      • схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
      • фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
      • протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
      • материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
      • справка о ДТП и другие документы.

      Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.

      Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП. Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования. Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.

      Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.

      Трасологическая экспертиза может назначаться в судебном порядке судьей, прокурором, следователем или дознавателем. Во внесудебном порядке экспертизу заказывает заказчик, участник или пострадавший в ДТП. По опыту можно сказать, что лучше не заказывать экспертизу в частном, внесудебном порядке. Лучше сразу подать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как, скорее всего, суд назначит судебную экспертизу в любом случае, даже, если она проводилась во внесудебном порядке. И тогда придется платить дважды.

      По времени времени выполнения трассологическая автоэкспертиза занимает от 7 до 14 дней

      Поводом для заказа экспертизы могут быть следующие случаи:

      1. Отказ страховой фирмы в выплате компенсации после участия в ДТП.
      2. Оспаривание решения постановления инспектора ГИБДД в отношении установления виновника происшествия.
      3. Неправомерное изъятие водительского удостоверения инспектором ГИБДД за убытие с места происшествия.

      Для заказа и проведения экспертизы нужно:

      • связаться с экспертом и подготовить пакет документов, который необходим ему для проведения исследований;
      • представить готовые документы и дать максимум объективной информации о происшествии;
      • предоставить на осмотр повреждённый автомобиль, эксперт может осмотреть место аварии и автомобили других участников ДТП;
      • дать дополнительные объяснения и ответы на возникающие вопросы эксперта по ходу проведения исследований, предоставив ему свои контактные данные дл оперативной связи;
      • получить заключение эксперта и выплатить стоимость трасологической экспертизы.

      Автотехническая трасологическая экспертиза – изучение всех остатков и следов происшествия. В ходе нее эксперты внимательно изучают все подробности происшествия, характер повреждений, обстоятельства их получения. Все полученные факты складывают в общую картину и могут сделать обоснованный вывод о том, кто является виновником происшествия.

      Данное исследование могут осуществлять только квалифицированные специалисты – эксперты-трасологи (сотрудники частных экспертных учреждений, либо сотрудники отдела полиции, а также привлеченные эксперты со стороны страховщика). Основанием для такой экспертизы являются нормы действующего законодательства. Эксперты достоверно устанавливают всю хронологию событий, воспроизводят всю траекторию движения автомобилей, сроки, временные рамки и перечень всех действий, произведённых водителями, что в целом помогает установить истинную картину происшествия.

      Суд, на основании результатов экспертизы, принимает решение о том, кто является виновным лицом.

      Можно ли провести судебную трасологию без поврежденного автомобиля

      Как правило данный вид экспертизы назначается лишь в случае необходимости – если никто из сторон не признает вину, и для установления виновного лица необходимо установить ряд фактов.

      К таким случаям относится:

      • страховщик отказал в выплате компенсации (в таком случае нужно доказать, что авария является страховым случаем и данные ложные);
      • виновное лицо скрылось с места аварии, но подозреваемый задержан;
      • виновное лицо не установлено, не установлено также, кто из участников нарушил правила дорожного движения;
      • пострадавшие лица намеренно увеличили сумму ущерба, она не соответствует причиненным повреждениям;
      • пересмотр дела в связи с появлением новых обстоятельств.

      Данная экспертиза дает возможность установить хронологию событий, которые спровоцировали происшествие, позволяет точно установить обстоятельства аварии. Это существенно облегчает процесс установления виновника ДТП, особенно когда стороны отрицают свою вину, не признают факт нарушения правил дорожного движения.

      При проведении экспертизы инициаторы задают конкретный перечень вопросов эксперту, к ним можно отнести:

      • вопросы, касающиеся принадлежности тех или иных следов к конкретным автомобилям, позволяющие установить возможность удара;
      • вопросы, позволяющие восстановить ход всех событий, устанавливают количество участников ДТП, точное место столкновения, хронологию событий и действий, угол столкновения.

      Инициатором проведения экспертизы и постановки конкретных вопросов могут выступать судьи, рассматривающие данное дело, либо сотрудники правоохранительных органов. Также стороны судебного разбирательства имеют право заявлять ходатайство о проведении трасологической экспертизы для установления обстоятельств дела. До момента судебного разбирательства стороны могут самостоятельно обращаться к таким экспертам.

      Объектом исследования в данном случае будут являться автомобили, участвующие в аварии, а также оставленные следы и части автомобилей (когда исследование проводится на месте происшествия).

      После аварии экспертиза производится следующим образом: специалисты сопоставляют все повреждения, следы происшествия, и факты, тщательно сопоставляют полученную информацию, после чего дают точную оценку результатам исследования.

      В некоторых случаях эксперт может использовать метод компьютерного моделирования, чтобы установить обстоятельства ДТП.

      К итоговому отчету эксперта обязательно прикрепляют фото схемы, это сделано для того, чтобы понимать какие исходные данные были у эксперта.

      Для того чтобы результат исследования был максимально достоверным, все стороны разбирательства должны предоставить эксперту:

      • ходатайство о назначении трасологической экспертизы;
      • протокол об административном правонарушении;
      • схема происшествия;
      • видеозаписи, на которых запечатлён момент аварии;
      • письменные показания всех участников аварии и очевидцев произошедшего;
      • иные важные материалы дела.

      Цена на проведение экспертизы зависит от того, какой объем работы и поставленных задач стоит перед экспертом. Средняя стоимость на проведение экспертизы составляет 15.000 руб., но, при этом, в зависимости от объема работы сумма может меняться от пяти до 50.000 руб.

      На стадии досудебного до судебного решения конфликтов цена может быть ниже в среднем на 30 % от итоговой стоимости это связано с тем, что до момента возбуждения судебного дела эксперта проще установить факты, относящиеся к обстоятельствам ДТП. Также на судебной стадии цена бывает ниже, поскольку эксперту не нужно торопиться готовить отчёт до определённой даты судебного заседания, он может всецело погрузиться в исследование.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *