Статус нуждающегося в улучшении жилищных условий 2021 как получить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статус нуждающегося в улучшении жилищных условий 2021 как получить». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.

В перечень таких граждан входят:

  • малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
  • молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
  • инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
  • военнослужащие и ветераны боевых действий – в рамках Закона № 76 от 27.05.1998 и ФЗ № 5 от 12.01.1995;
  • иные категории граждан – права в основном связаны с их профессией.

Внимание! Принадлежность к определенной группе лиц нужно подтверждать документально – иначе оснований для улучшения жилищных условий не наступит.

Как будет работать новая программа доступного жилья

Базовое понятие малоимущих закреплено в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. Ими признают россиян, у которых общий доход на человека меньше прожиточного минимума, заранее установленного в регионе. Рассчитать прожиточный минимум нужно правильно.

Для этого:

  1. Взять общий доход за последние три месяца. Например, при подаче документов в мае 2021 года нужно взять доходы за апрель, март и февраль. В доход нужно брать все, что получили граждане за это время: зарплаты, стипендии, пенсии, льготы, доходы от сдачи в аренду – и даже алименты на детей от бывшего супруга.
  2. Полученный доход разделить на три – получится доход за один месяц на семью.
  3. Полученный размер дохода в месяц поделить на количество членов семейства – получится месячный доход на человека.
  4. Полученную величину сравнить с прожиточным минимумом по региону. Семью признают малоимущей, если эта цифра меньше установленного прожиточного минимума.

Важно! Членами семьи в данном случае считаются не только родители и несовершеннолетние дети, но и другие родственники, которые зарегистрированы на данной площади. Размер семейства соцзащита будет устанавливать по справке о прописанных или домовой книге.

Пример расчета для группы из 4 человек (отец, мать и двое детей):

Заработная плата отца – 15 000 рублей; матери – 12 000 рублей. Дополнительно за последний месяц они получили доход от сдачи комнаты в аренду 6 000 рублей. Доход за три месяца составил: 15 000 * 3 + 12 000 * 3 + 6 000 = 87 000. Ежемесячный доход: 87 000 / 3 = 29 тысяч. Доход на человека: 29 000 / 4 = 7 250 рублей. В качестве примера для сравнения возьмем прожиточный минимум в среднем по России – 10 451 рубль. В рассмотренной гипотетической ситуации доход на человека получился меньше прожиточного минимума, поэтому данные граждане являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Дополнительно в целях постановки в очередь нуждающихся в жилье учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности, по которому граждане платят налог в бюджет. Регион устанавливает особый показатель цены такого имущества. У малоимущих общая стоимость имущества должна быть меньше показателя, установленного местными органами власти.

Статус малоимущих присваивается заранее органами соцзащиты, перед постановкой на учет по нуждаемости. Этот момент нужно учесть при подготовке документов, чтобы не потерять время. После получения положительного решения из соцзащиты можно подавать документы в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

За признанием нуждающимся и постановкой на учет нужно обращаться в местную администрацию – муниципалитет. Как правило, данный орган разделен на департаменты, комитеты и отделы, которые занимаются отраслевыми вопросами. Задачи постановки нуждающихся на учет занимается соответствующая комиссия, образованная при одном из структурных подразделений администрации.

В ряде регионов реализована возможность подачи документов через МФЦ – и зачастую это удобнее, чем обращаться напрямую в комитет/отдел/департамент.

Внимание! Уточнить, куда именно обратиться, можно по общему телефону местной администрации. Специалисту нужно задать вопрос, кто занимается включением в очередь на улучшение жилищных условий.

Программа удешевления ипотеки предусматривает снижение годовой ставки до 7%. Это происходит за счет компенсации банку разницы процентов Фондом развития предпринимательства. То есть по соглашению банк ежемесячно перечисляет со счета Фонда средства компенсации процентов на счет частичного погашения ипотечного кредита заемщика.

Оформляя ипотеку, заемщик подписывает договор не с Фондом, а непосредственно с банком и обязан ежемесячно своевременно и в полном объеме вносить сумму, которая указана в документах о кредите.

В случае нарушения заемщиком срока уплаты ипотечного кредита более чем на 30 дней, программа приостанавливает свое действие в отношении него. То есть, заемщик переходит от ипотеки под 7% годовых к полному проценту, который установил банк.

Действие программы можно восстановить в течение 90 дней, для чего заемщику нужно заключить с банком соглашение о реструктуризации долга. При этом, за период приостановления действия Программы заемщик платит банку полную ставку без компенсации со стороны государства. Если выплата просроченная на срок более 90 дней, действие Программы прекращается.

Любой банк заинтересован в привлечении новых клиентов, ведь от этого зависит его прибыль. Новая Программа предусматривает именно увеличение потенциальных клиентов банков, поэтому финансовым учреждениям выгодно заключать договор с Фондом развития предпринимательства.

Однако риски всегда имеют место быть и в данном случае они связаны с возможностью отмены Программы. В таком случае заемщики будут просто не в состоянии выплачивать высокие проценты по ипотечным кредитам.

В случае задолженности по ипотеке перед банком со стороны заемщика, финансовое учреждение может взыскать с него залоговое имущество. Закон Украины «Об ипотеке» свидетельствует, что любые требования финансового учреждения, касающиеся обязательств заемщика, после завершения внесудебного урегулирования являются недействительными.

Однако, поскольку кредит по Программе выдается в национальной валюте, мораторий на взыскание имущества, являющегося обеспечением кредита, на нее не распространяется. Соответственно, банк может не получить ожидаемую прибыль от предоставления ипотеки.

В заключение стоит отметить, что Программа «Доступная ипотека 7%» обладает рядом преимуществ и рисков как для банков, так и заемщиков. На фоне предыдущих программ она выглядит значительно привлекательнее, благодаря чему может получить популярность среди населения.

Но не стоит забывать, что финансовое состояние Украины далеко не самое лучшее, а функционирование Программы завязано именно на государственном финансировании. Безусловно, данная инициатива правительства и Президента верна и перспективна, но ее эффективность на практике покажет только время.

Хочу участвовать в госпрограмме для молодых семей. Нуждаюсь ли я в жилье?

По общему правилу, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется по месту их постоянного проживания, т.е. по месту регистрации. Условие о регистрации не является обязательным, если речь идет лицах, временно отсутствующих по месту жительства, но за которыми сохраняется право на жилье (например, на время обучения за рубежом, службы в армии и т.п). Осуществляют такой учет исполнительные комитеты местных советов.

Тем не менее, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, квартирный учет может осуществляться не по месту жительства заявителя.

Так, учет граждан, которые работают на предприятиях, в учреждениях, организациях, которые имеют жилищный фонд и ведут жилищное строительство или принимают паевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы. Решение о взятии на учет в таком случае принимает администрация предприятия совместно с профсоюзным комитетом.

При этом граждане, которые оставили работу на предприятиях, в учреждениях, организациях, которые осуществляют квартирный учет, в связи с выходом на пенсию, берутся на учет наравне с рабочими и служащими данного предприятия, учреждения, организации.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, достигшие 16 лет, могут становиться на учет как по месту своего проживания, так и по месту рождения.

Кроме того, местным законодательством может устанавливаться продолжительность периода проживания в данной местности для взятия на квартирный учет. Так, в Киеве такой срок составляет 5 лет. Правда, он не распространяется на случаи регистрации второго из супругов, несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей.

Кредит под залог недвижимости. Срочный выкуп недвижимости

Сумма от 30 000 до 50 000 000 грн. (в любой валюте).

Срок от 1 месяца до 10 лет.

100 л. топлива в подарок каждому клиенту.

Территория Киев, Киевская область до 35 км, Одесса, Харьков, Днепр, Львов, Полтава, Житомир, Ивано–Франковск, Черкассы, Черновцы, Чернигов, Сумы.

Деньги под залог авто и недвижимости в Киеве и Львове

Сумма от 50 000 до 20 000 000 грн.

  • Общая собственность на квартиру – как делить?

  • Кооперативная новостройка: покупка квартиры в жилищно-строительном кооперативе

  • Квартира в лизинг – альтернативная реальность ипотеке

  • Строительство дома в кредит: документы, банки, нюансы

  • LIBOR: что означает, как рассчитывается, почему растет?

  • Поручитель – это не обязанность!

  • Покупаем землю в кредит: три способа получить заем на участок

  • Бытовые рейдеры: 10 законных способов отъема вашей квартиры

  • Жилищный кредит от А до Я

  • Риелтор — как вычислить черного и хорошего риэлтора

  • Как получить бесплатную квартиру от государства

  • Покупка-продажа недвижимости: юридические советы

Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.

В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.

Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
  • недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
  • устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
  • умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).

Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.

  • Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
  • Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.

Условия участия могут быть разными, в зависимости от конкретной программы. Как правило, их участники должны быть гражданами России, нуждаться в улучшении жилищных условий, а также быть способными выплатить разницу в цене за квартиру (или другое жилье), которую не покроет субсидия (это можно сделать с применением ипотечного кредита или займа). Чтобы доказать государству свою платежеспособность, нужно быть официально трудоустроенными.

Претендовать на помощь государства с жильем могут не все молодые семьи, а только те, кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обычно для этого нужно доказать местной администрации, что размер имеющейся у семьи жилплощади не превышает норму для этого региона (норму общей площади жилого помещения на человека устанавливают органы местного самоуправления — пункт 2 статьи 685 Гражданского кодекса Российской Федерации). В большинстве российских регионов, включая Москву, этот показатель составляет 18 м² на человека, а если семья проживает в коммунальной квартире или доме барачного типа, то минимальная норма площади на одного человека — 20 м².

Нет. Государственные программы не подразумевают обеспечение граждан жильем (улучшение жилищных условий) на бесплатной основе. Чтобы улучшить жилищные условия, придется задействовать в том числе и собственные финансы.


Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в Санкт-ПетербургеСанкт-Петербургский центр доступного жилья.

Там вы узнаете о действующих программах и сможете получить актуальную информацию о том, как стать их участником, в том числе взять все нужные формы заявлений и изучить перечень документов.

Отсутствие жилплощади или ее негодное состояние требуется подтвердить конкретными документами. Решение о том, нуждается ли семья в жилье, принимается в индивидуальном порядке после изучения ее материального положения и поданных документов. Как правило, по обращению выносится постановление о признании заявителя нуждающимся в жилье и постановке его на учет или мотивированный отказ. Еще раз стоит подчеркнуть, что без использования личных средств не обойтись. По мере возможности рекомендуется использовать материнский капитал и ипотечный кредит или заем, а также дополнительные меры поддержки для многодетных семей на погашение ипотеки.

За получением ипотечного кредита (займа) на льготных условиях следует обращаться в кредитные или некредитные организации, принимающие участие в реализации соответствующих государственных программ.

Оформление материнского (семейного) капитала следует начать с обращения в Пенсионный фонд РФ. Теперь оформить документы на получение МСК можно также в Многофункциональном центре, а начиная с середины апреля должна появиться возможность оформления документов на выплату и через банк, который предоставил ипотечный кредит.

За получением выплаты в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотеки следует обратиться к своему кредитору.

Оказание различных форм и видов государственной поддержки Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий граждан осуществляется в отношении граждан, принятых на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий или на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий).

В соответствии с Законом Санкт‑Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт‑Петербурге» обязательными условиями принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:

  • Проживание в Санкт‑Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
  • Имущественная обеспеченность:

— ежемесячный доход на каждого члена семьи не должен превышать двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Санкт‑Петербурге;

— стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества (недвижимость, земельные участки, транспортные средства) не должна превышать 10-кратной средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в Санкт‑Петербурге.

  • Жилищная обеспеченность не должна превышать 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах и 15 квадратных метров общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.

Куда обращаться:

В жилищный отдел районной администрации Санкт‑Петербурга по месту проживания (регистрации).

Нормативные документы:

Закон Санкт‑Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт‑Петербурге».

В нашей стране получить бесплатно квартиру можно только в крайних случаях. Это регулируется статьей 47 Конституции Украины: «Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и органами местного самоуправления, бесплатно или за доступную для них плату». К таким категориям лиц относятся:

  1. Сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей. Окончив школу, они могут получить жилье или хотя бы комнату, если негде жить.

  2. Тяжелые больные, которые должны проживать отдельно от других членов семьи. Например, если у одного из членов семьи есть болезнь, которая может представлять опасность для окружающих, то другие члены семьи могут претендовать на отдельное жилье.

  3. Жители аварийных или непригодных для проживания домов, в частности таких, которые представляют угрозу для жизни.

  4. Лица, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Граждане, принадлежащие к первым трем категориям, имеют право получить жилье вне очереди, людям с последней группы это сделать несколько сложнее. Однако они могут получить квартиру в социальный наем из жилого социального фонда.

Граждане, которые попадают под упомянутые категории, могут подать заявление в местный отдел учета и распределения жилой площади о взятии их на учет для получения квартиры в соцнайм. К такому заявлению необходимо приложить:

  • справку о месте проживания, составе семьи, а также об общем уровне дохода всех ее членов за прошлый год;

  • копии паспортов (свидетельств о рождении) и идентификационных кодов;

  • справки с мест работы каждого члена семьи;

  • сведения о стоимости жилья, где сейчас проживает семья, а также правоустанавливающие документы на него;

  • копию свидетельства о заключении или расторжении брака;

  • справки, подтверждающие льготные условия.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий

После подачи документов, чтобы получить квартиру без первоначального взноса от государства, орган местного самоуправления в течение 30 рабочих дней рассматривает заявление и проверяет данные о всех членах семьи.

Не позднее 30 рабочих дней, гражданам должен поступить ответ, поставлены ли они на учет. Если да — им будет сообщен номер очереди, и тогда остается только ждать, когда у государства появится финансовая возможность реализовать право гражданина на получение бесплатного жилья. В случае отказа в постановке на квартирный учет, граждане могут обжаловать такое решение в суде.

Также в нашем государстве получить квартиру могут сотрудники полиции, прокуратуры или СБУ. Кроме этого, граждан нередко интересует, как учителю или медику получить квартиру. Шанс у бюджетников получить бесплатное жилье действительно есть, однако оно дается без права приватизации и нередко там, где это определяют соответствующие органы власти, а не желает сам человек.

Иногда квартиры могут получить семьи погибших воинов или шахтеров, но нередко это больше является пиарным ходом чиновников, чем реальная помощь тем, кто в этом нуждается.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

В очередь могут поставить только по месту постоянного проживания. Постановка в очередь происходит по двум этапам. На первом этапе нужно подтвердить статус малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина. Для этого подаются следующие документы:

  1. заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей (малоимущим);
  2. паспорт;
  3. доверенность, подтверждающая полномочия представителя (если документы подаются им);
  4. свидетельство о регистрации брака или о расторжении брака (подтверждение семейного статуса);
  5. судебные решения об определении места жительства (если факт регистрации и проживания в данной местности не подтверждается по паспорту);
  6. правоустанавливающие документы на недвижимость, принадлежащую каждому члену семьи;
  7. документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства (для каждого члена семьи);
  8. отчет об оценке транспортного средства;
  9. справки о кадастровой стоимости недвижимости, принадлежащей заявителям;
  10. справки о начисленной и выплаченной зарплате за календарный год, предшествующий году подачи документов (с указанием удержанной суммы НДФЛ);
  11. книга учета доходов и расходов ИП (если документы подает предприниматель);
  12. документы, подтверждающие суммы уплаченных или полученных алиментов за предыдущий год;
  13. справки о размере стипендий, пенсий, иных социальных выплат и пособий, получаемых каждым членом семьи;
  14. документы, подтверждающие размер доходов от продажи недвижимости на прошлый год, если с этих сумм не уплачивался НДФЛ;
  15. налоговые декларации, заверенные ИФНС (если заявитель был обязан подавать ее за прошлый год);
  16. выписка из лицевого счета застрахованного лица;
  17. документы, подтверждающие отбывание членом семьи наказания в виде лишения свободы или нахождение его в розыске (если он включается в состав заявителей).

Субъекты РФ могут предусматривать дополнительные критерии для признания семьи малоимущей. Например, в отдельных регионах можно представлять справки о беременности, справки об уходе за престарелыми гражданами, о наличии в семье студентов очной формы, иные бланки и формы.

После подтверждения статуса малоимущей семьи нужно подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий:

  1. заявление о постановке на учет с указанием всех членов семьи;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие состав семьи (свидетельства о браке, свидетельство о рождении, судебные акты и т. д.);
  4. документы, подтверждающие право пользования жильем на условиях соцнайма (договор, ордер, постановление и т. д.);
  5. документ, подтверждающий несоответствие квартиры требованиям, предъявляемым жилым помещениям;
  6. документ, подтверждающий статус малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина;
  7. справки о тяжелой форме хронического заболевания (при подаче заявления по этому основанию);
  8. документы, подтверждающие право собственности на недвижимость для каждого члена семьи.

Точный перечень документов может отличаться для разных субъектов РФ.

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище, а также не может быть его лишен в произвольном порядке.

Однако понятие жилища и права собственности на жилое помещение не является одним и тем же определением. Поэтому ссылаться на Конституцию при обращении за правом на субсидию неправомерно.

Жилищный Кодекс, как основной нормативно-правовой акт о жилых помещениях и правах на них, в полной мере не регулирует вопросы о том, кому положена материальная поддержка при улучшении условий проживания или приобретения жилого помещения.

Большая часть норм прописана в федеральных нормативно-правовых актах.

Существует ряд льготных категорий граждан, которые законно могут претендовать на помощь со стороны государства на приобретение или улучшение жилых помещений.

К таким категориям относятся:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • многодетные семьи;
  • молодые семьи, участвующие в региональных жилищных программах;
  • инвалиды;
  • военнослужащие и другие категории.

В целом все категории можно объединить в одну большую группу – нуждающиеся в жилом помещении или улучшении условий.

Для того чтобы претендовать на субсидирование, необходимо обратиться в местную Администрацию для написания заявления и подачи пакета документов. На основании этих документов жилищная комиссия при уполномоченном местном органе власти выносит решение о том, может ли гражданин или семья считаться нуждающимися.

При этом не исключены варианты, когда представители местных органов власти фактически выезжают на место для ознакомления с условиями проживания перед вынесением решения.

Помимо нормативов и количества членов семьи, на размер сертификата влияет категория льготности. Например, федеральные льготники обычно получают материальную поддержку большего объема, чем региональные. Связано это с распределением бюджета и имеющихся на балансе жилищных фондов средств.

Кроме того, на размер государственных дотаций влияет и стоимость одного квадратного метра жилой площади в конкретном регионе.

Полный обзор всех программ улучшения жилищных условий

Для получения сертификата на улучшение жилищных условий необходимо пройти несколько этапов:

  1. Сбор документов для предоставления материальной государственной помощи. Все выписки и прочие документы должны быть актуальными на момент сдачи пакета документов. Так, справка о составе семьи является действительной в течение одного календарного месяца, а справки о доходах должны быть составлены последним календарным месяцев перед сдачей. Например, если документы сдаются в апреле, то справка о доходах должна заканчиваться мартом.
  2. Сдача документов в уполномоченные органы. На этом этапе составляется заявление, а также назначается дата осмотра специалистами жилья на предмет условий проживания если это необходимо.
  3. Постановка в очередь на получение средств и присвоение номера в очереди. При этом существует, как правило, две очереди на сертификат – всероссийская, если речь идет о федеральном финансировании, и региональная – для каждого региона своя.
  4. Получение сертификата и его реализация по целевому назначению. На этом этапе граждане получают средства и используют их в соответствии с целью выделения – на приобретение жилой площади или улучшения существующих условия проживания.
  5. Предоставление отчетности о реализации сертификата. Владельцы сертификатов должны в установленный нормативно-правовыми актами срок предоставить сведения и доказательства того, что средства были потрачены по целевому назначению.

Если речь идет о региональных выплатах, то каждый регион самостоятельно устанавливает сроки отчетов. Если же выплаты федерального назначения, то сроки по ним прописываются в федеральных нормативно-правовых актах, но контролируются региональными уполномоченными органами власти.

Например, семья военнослужащего Самарской области встала на учет в общую очередь под номером 33990. В Самарской области в очереди уже находится порядка 330 семей этой же категории. При поступлении средств в областной бюджет из федерального семья получает сертификат 331 по очереди, но при этом опережает тех, кто был зарегистрирован в общей очереди позже, но проживает в другом регионе.

Таким образом, распределение средств осуществляется максимально равномерно, но с солидными задержками.

Движение очереди отследить практически невозможно самостоятельно. Для этого необходимо обращаться в уполномоченные органы для получения актуальной информации.

Несмотря на то что семья или гражданин встает в очередь и претендует на материальную помощь, ее оказание не всегда осуществляется в тот же год, что и постановка в очередь. Денежных субсидий не хватает на всех нуждающихся, очередь продвигается, но медленно.

Так, региональные сертификаты выделяются быстрее, чем федеральные. Например, молодые и многодетные семьи получают средства на улучшение жилищных условий раньше, чем военнослужащие, которые, казалось бы, претендуют на средства вне очереди.

🔸 cyбcидии — гocyдapcтвo кoмпeнcиpyeт дo 30% oт cтoимocти нeдвижимocти;

🔸 coциaльнaя ипoтeкa — c выгoдными ycлoвиями кpeдитoвaния: cнижeннaя cтaвкa гoдoвыx, длитeльный cpoк пoгaшeния и вoзмoжнocть oтcpoчки выплaты зaймa;

🔸 кoмплeкcныe пpeдлoжeния — ycлoвия кoтopыx oбъeдиняют cyбcидиpoвaниe и cпeциaльныe ycлoвия ипoтeки;

🔸 цeлeвыe пpoгpaммы — для бюджeтникoв (мoлoдыx yчeныx, yчитeлeй, вoeннocлyжaщиx, гoccлyжaщиx), мoлoдыx и мнoгoдeтныx ceмeй, вынyждeнныx пepeceлeнцeв, чepнoбыльцeв, инвaлидoв.

▪ вoeннocлyжaщиe;

▪ дeти cиpoты бeз oпeкyнoв;

▪ жильцы aвapийныx или вeтxиx дoмoв;

▪ гpaждaнe, кoтopыe лишилиcь жилья в peзyльтaтe cтиxийныx бeдcтвий;

▪ вeтepaны BOB;

▪ ликвидaтopы пocлeдcтвий чepнoбыльcкoй aвapии;

▪ люди c xpoничecкими зaбoлeвaниями, пpoживaниe c кoтopым в oднoм пoмeщeнии oпacнo для здopoвья oкpyжaющиx;

▪ мaлooбecпeчeнныe, мнoгoдeтныe ceмьи, мaтepи oдинoчки.

Как получить жилье от государства?

📕 Гpaждaнcтвo PФ. Oбщee тpeбoвaниe к пpeтeндeнтaм нa жильe coглacнo пyнктy 5 cтaтьи 49 ЖК PФ. Пpaвилa пocтaнoвки нa yчeт «cмeшaннoй» ceмьи — в кoтopoй oдин из cyпpyгoв гpaждaнин PФ, a дpyгoй нeт — вapьиpyютcя в peгиoнax. Инocтpaнцы, ceмьи бeз гpaждaнcтвa нe мoгyт пpeтeндoвaть нa coциaльнoe жильe.

💸 Пoдтвepждeниe cтaтyca мaлoимyщeгo. Пpoвoдитcя пo мecтy житeльcтвa в yпpaвлeнии coцзaщиты. Пpи paccмoтpeнии зaявки пpинимaютcя вo внимaниe:

💰 oбщaя cyммa дoxoдoв вcex члeнoв ceмьи: yчитывaeтcя oфициaльнaя зapплaтa, дoxoды в видe aлимeнтoв, peнты, oт дeпoзитoв, цeнныx бyмaг;

🏡 cтoимocть имyщecтвa, кoтopoe нaxoдитcя в coбcтвeннocти: жилoй и нeжилoй нeдвижимocти, зeмли, aвтo и тexники.

Baжнo: yчитывaeтcя нe вce имyщecтвo, a тoлькo тo, кoтopoe пoдлeжит нaлoгooблoжeнию. Нaпpимep, aвтo кyплeннoe пo дoвepeннocти, coбcтвeннocтью нe являeтcя, a бытoвaя тexникa и дpaгoцeннocти и вoвce нe yчитывaютcя. Дaнныe пocтyпaют oт имyщecтвeннo-peгиcтpaциoнныx opгaнoв.

Cпиcoк нeoбxoдимыx дoкyмeнтoв выдaют в coбece, дoкyмeнты для пoдтвepждeния cтaтyca зaявитeль coбиpaeт caмocтoятeльнo. Нaпpимep, нa зeмeльный yчacтoк в coбcтвeннocти пoтpeбyют выпиcкy o кaдacтpoвoй cтoимocти, нa aвтoмoбиль — cпpaвкy ГИБДД и экcпepтнyю oцeнкy. Bce пpeдcтaвлeнныe дaнныe пoдлeжaт тщaтeльнoй пpoвepкe.

Интepecнo: бeз cпeциaльныx вычиcлeний cлoжнo ycтaнoвить, oтнocитcя ли ceмья или чeлoвeк к кaтeгopии «мaлoимyщиe». Нaпpимep, зapaбoтнaя плaтa нa ypoвнe пpoжитoчнoгo минимyмa или пocoбиe пo мaлooбecпeчeннocти нe дeлaeт ceмью aвтoмaтичecки «мaлoимyщeй». И нaoбopoт: пpи выcoкoм дoxoдe y ceмьи c нecкoлькими дeтьми, нo бeз нeдвижимocти шaнcы cтaть пpeтeндeнтoм нa coцжильe дocтaтoчнo выcoки.

Учитывaя cyммy eжeмecячнoгo дoxoдa и cтoимocть имyщecтвa, paccчитывaeтcя, cмoжeт ли ceмья caмocтoятeльнo кyпить квapтиpy зa 20 лeт.

Cнaчaлa вычиcляют cyммy cвoбoдныx cpeдcтв пo фopмyлe:

Cyмммa Cвoбoдныx Cpeдcтв = CMД — ПM × n, гдe

CMД — coвoкyпный мecячный дoxoд ceмьи;

ПM — ycтaнoвлeнный пpoжитoчный минимyм,

n — кoличecтвo члeнoв ceмьи.

Пocлe этoгo вычиcляют, cмoжeт ли пpeтeндeнт зa 20 лeт cкoпить cyммy, paвнyю pacчeтнoй cтoимocти жилья. Для этoгo иcпoльзyют дpyгyю фopмyлy:

CCC × 12 × 20 + CИ, гдe

CCC — cyммa cвoбoдныx cpeдcтв;

CИ — cтoимocть вceгo имyщecтвa.

Ecли peзyльтaты вычиcлeний пoкaзывaют, чтo зa 20 лeт зaявитeли нe cмoгyт кyпить жильe caмocтoятeльнo, cтaтyc мaлoимyщиx пoдтвepждaeтcя. Peшeниe COБECa пpeтeндeнт пoлyчaeт в видe пиcьмeннoгo извeщeния.

Гpaждaнин cчитaeтcя нyждaющимcя в жильe ecли вxoдит в oднy из пepeчиcлeнныx нижe кaтeгopий:

✔ Пoлнoe oтcyтcтвиe жилплoщaди: нeт жилья в coбcтвeннocти, пpeтeндeнт нe являeтcя cyпpyгoм или peбeнкoм coбcтвeнникa, нe cнимaeт oбъeкты пo дoгoвopy coцнaймa.

✔ Нecooтвeтcтвиe paзмepa жилoй плoщaди ycтaнoвлeннoй нopмe нa чeлoвeкa, нopмa вapьиpyeтcя в зaвиcимocти oт peгиoнa и нaceлeннoгo пyнктa. Нaпpимep, для Mocквы, в квapтиpe гдe пpoживaeт oднa ceмья, нa чeлoвeкa дoлжнo пpиxoдитcя бoлee 10 м2 жилплoщaди. Для квapтиp, в кoтopыx coжитeльcтвyют нecкoлькo пoкoлeний или нecкoлькo ceмeй, нopмa yвeличeнa дo 15 м2.

✔ Жильe нe cooтвeтcтвyeт тexничecким или caнитapнo-гигиeничecким нopмaм: пpизнaнo нeжилым, вeтxим, aвapийным или пoдлeжaщим cнocy.

✔ Cyщecтвyют мeдицинcкиe пpoтивoпoкaзaния для coвмecтнoгo пpoживaния coжитeлeй — oдин из ниx бoлeн, зaбoлeвaниe oтнocитcя к тяжeлым, xpoничecким или зapaзным, нaпpимep, тyбepкyлeз в aктивнoй фopмe, пcиxичecкиe paccтpoйcтвa, эпилeпcия.

Cpeдcтвa нa coцжильe и cyбcидии нa yлyчшeниe жилищныx ycлoвий пocтyпaют из бюджeтoв cyбъeктoв PФ. Пoэтoмy, oбocнoвaнo, чтo пpeтeндeнтaми нa пoмoщь мoгyт cтaть тoлькo тe гpaждaнe, кoтopыe пpoживaют в peгиoнe.

Baжнo! B cтoлицe цeнз oceдлocти вышe, чeм в дpyгиx гopoдax и peгиoнax Poccии — oт 10 лeт.

Нa пpoтяжeнии cpoкa oceдлocти пpeтeндeнты нe дoлжны cпeциaльнo yxyдшaть cвoй ypoвeнь oбecпeчeннocти жильeм: oбмeнивaть бoльшyю квapтиpy нa мeньшyю, пpoпиcывaть в квapтиpe дpyгиx гpaждaн, чтoбы yмeньшить плoщaдь, кoтopaя пpиxoдитcя нa кaждoгo жильцa.

Гдe вcтaть нa oчepeдь нa жильe

Чтoбы cтaть пpeтeндeнтoм нa coциaльнoe жильe нeoбxoдимo oбpaтитьcя в oкpyжнoe Упpaвлeниe Дeпapтaмeнтa жилищнoй пoлитики и жилищнoгo фoндa и нaпиcaть зaявлeниe. К зaявлeнию пpилaгaют пaкeт нeoбxoдимыx дoкyмeнтoв.

📋 3aявлeниe o пocтaнoвкe нa yчeт c пoдпиcью вcex члeнoв ceмьи нa cтaндapтнoм блaнкe;

📋 пacпopт зaявитeля, дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют личнocти вcex члeнoв ceмьи и иx идeнтификaциoнныe кoды;

📋 cвидeтeльcтвo o зaключeнии/pacтopжeнии бpaкa;

📋 cпpaвкa из Eдинoгo кaдacтpa oбъeктoв нeдвижимocти c yкaзaниeм нaличия/oтcyтcтвия y зaявитeлeй жилья в coбcтвeннocти;

📋 cпpaвкa из тeppитopиaльнoгo opгaнa ФНC o дoxoдax, выпиcки c бaнкoвcкиx cчeтoв финaнcoвыx yчpeждeний o движeнии cpeдcтв;

📋 пpи нaличии – дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe льгoты.

Пpивeдeнный пepeчeнь дoкyмeнтoв cтaндapтный, eгo пoтpeбyют y любoй кaтeгopии пpeтeндeнтoв: y мoлoдoй ceмьи, мaтepи-oдинoчки и дpyгиx зaявитeлeй. B зaвиcимocти oт cитyaции и peгиoнa, cтaндapтный пaкeт дoкyмeнтoв мoжeт быть pacшиpeн и дoпoлнeн. Toчный cпиcoк выдaдyт coтpyдники Упpaвлeния Дeпapтaмeнтa жилищнoй пoлитики.

Кто имеет право на бесплатное получение жилья в 2021 году


Зачем становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Кто может встать в очередь на жилье?

– нуждаемость для тех, у кого нет жилья по месту работы

– нуждаемость в связи с нехваткой квадратных метров

– нуждаемость в связи с несоответствием жилья санитарным и техническим требованиям

– нуждаемость для проживающих в общежитии

– нуждаемость для проживающих в съемном жилье

– нуждаемость для проживающих в арендном и социальном жилье

– нуждаемость для граждан, имеющих заболевания, и для тех, кто с ними проживает

– нуждаемость для нескольких собственников, проживающих в одной квартире или одноквартирном доме

– нуждаемость для тех, кто проживает в неизолированных комнатах при отсутствии близкого родства

– нуждаемость для проживающих в однокомнатной квартире

– нуждаемость для молодых семей

– нуждаемость для тех, кто проживает в специальных домах и домах-интернатах

– нуждаемость для тех, кто направлен работать на территории с радиоактивным загрязнением

– нуждаемость для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Ограничения в постановке в очередь на жилье

– ограничение в связи с ухудшением жилищных условий

– ограничение для прибывших в Минск и Минский район

– другие ограничения в постановке на очередь

Куда необходимо обращаться за постановкой в очередь на жилье?

Какие документы необходимы для постановки в очередь на жилье?


После постановки гражданина в очередь на жилье официально признается тот факт, что такому гражданину требуется улучшить его жилищные условия. Таким образом, гражданин приобретает особый статус, при котором может воспользоваться некоторыми привилегиями, недоступными для остальных, например:

  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует то, что льготный кредит или субсидия будут получены, так как для их получения существуют отдельные, более жесткие основания льготный кредит и (или) субсидию на жилье (например, строительство частного дома, долевое строительство или покупка жилья);
  • право получить не льготный кредит на жилье на относительно приемлемых условиях;
  • возможность получить Многие предприятия и организации предоставляют своим работникам займы под довольно низкие проценты заем на жилье на работе;
  • право построить в порядке очереди квартиру в ЖСК по относительно низкой цене;
  • право построить квартиру по договору долевого строительства по относительно низкой цене;
  • право получить без аукциона земельный участок для строительства дома;
  • преимущественное право получить в аренду жилое помещение коммерческого использования госжилфонда по относительно низкой плате;
  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует права на получение жилого помещения социального пользования, так как для его получения существуют отдельные, более жесткие основания жилое помещение социального пользования.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут:

  • граждане, не имеющие жилых помещений в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
    – по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
    – проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
    – по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы));
  • граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, — по месту пребывания.[∗] подпункт 1.1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

При постановке на очередь в городе Минске или Минсом районе учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в городе Минске и Минском районе.[∗] подпункт 1.1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Другими словами, по данному основанию может стать на учет по месту работы гражданин, проживающий в одном населенном пункте и работающий в организации, расположенной в другом населенном пункте.

Также по этому основанию становятся на учет граждане без определенного места жительства, зарегистрированные Регистрация граждан без определенного места жительства по месту пребывания осуществляется путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, а в случае отсутствия такого пункта – в месте, определенном соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня. Орган регистрации выдает таким гражданам свидетельство о регистрации по месту пребывания. (пункт 35 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413) по месту пребывания.

Документами, подтверждающими отсутствие у гражданина жилья и, соответственно, нуждаемость по указанному основанию, являются:

  • справка Выдается территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (БТИ).
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка Выдается организацией, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда (например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр), организацией, предоставившей жилое помещение, сельским, поселковым, городским (города районного подчинения), исполнительным комитетом.
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, обеспеченные жильем общей площадью меньше 15 м2 (в городе Минске — меньше 10 м2) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всего жилья, находящегося в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
– по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
– проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
– по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи Членами семьи такого гражданина являются:
– супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители);
– родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство;
– иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи;
– иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи (пункт 63 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь) в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (а при постановке на учет в г. Минске или Минском районе ещё и исходя из общей площади жилья, находящегося г. Минске и Минском районе).[∗] часть 1 подпункта 1.2 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:

В г.Пинске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. Вся семья может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью менее 15 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. В связи с тем, что в г.Минске принимаются на учет граждане, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м., семья не может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью более 10 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Бресте в трехкомнатной квартире общей площадью 50 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть однокомнатная квартира в г.Бресте площадью 30 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в трехкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м. (50 кв.м. / 5 = 10). Однако при расчете должна учитываться площадь квартиры, принадлежащая проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 30 кв.м.) / 5 = 16 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть дом в деревне в Минском районе площадью 60 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в двухкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 10 кв.м. (45 кв.м. / 5 = 9). Однако при постановке на учет нуждающихся в г.Минске учитывается площадь жилых помещений, расположенных в Минском районе. Соответственно, при расчете должна учитываться площадь дома, принадлежащего проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 60 кв.м.) / 5 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма.[∗] подпункт 1.5 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Для того, что бы стать на очередь по данному основанию, необходимо не только заключить договор найма жилого помещения Договор найма жилого помещения — соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем. (пункт 1 Статьи 49 Жилищного кодекса Республики Беларусь), но и зарегистрироваться там по месту жительства Договор найма жилого помещения относится к документам, являющимся одним из оснований для регистрации гражданина, в том числе по месту жительства в жилом помещении, находящемся в его пользовании по договору найма. (подпункт 4.2 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 N 413).

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо в съемном жилье фактически проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения Например, письменное подтверждение соседей подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в съемном жилье.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

По данному основанию также принимаются на учет граждане, проживающие в жилых помещения по договору финансовой аренды (лизинга).

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в арендном жилье на условиях договора найма, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений.[∗] подпункт 1.6 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного сроком на пять лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 настоящего Кодекса либо на срок до десяти лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 настоящего Кодекса;

Кроме того стать на учет могут проживающие в жилых помещениях социального пользования по договору найма, заключенному сроком на 5 лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 Жилищного кодекса Республики Беларусь либо на срок до 10 лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 Жилищного кодекса Республики Беларусь.[∗] – подпункт 1.6 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Граждане, имеющие внеочередное право на получение жилых помещениях социального пользования при решении жилищного вопроса могут рассчитывать на финансовую господдержку.

В ЖК РФ (ст. 51) предусмотрено четыре категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий при государственной поддержке:

  • Не являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма помещений социального использования. Не являющиеся собственниками жилых помещений, либо членами семьи собственника.
  • Проживающие в помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям. Например, если жилье было признано аварийным.
  • Являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя, собственниками или членами семьи собственника жилого помещения, будучи обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы. Сейчас это – 15 кв.м. на одного члена семьи. Например, если семья из трех человек проживает в квартире площадью 45 кв.м, то встать на учет по улучшению жилищных условий она не может. В некоторых регионах учетные нормы могут немного различаться. Если у гражданина или членов его семьи есть несколько помещений, занимаемых по договору социального найма, принимается во внимание их общая площадь. Но при этом квартира или дом должны находиться в одном городе. Если, например, одна квартира находится в Москве, а вторая в Саратове, их площадь суммироваться не будет.
  • Проживающие в одном помещении с хронически больными людьми, при этом не имеющие иного помещения, используемого по договору социального найма. Перечень заболеваний определяется федеральным органом исполнительной власти.

В первую очередь рассматриваются заявления от таких категорий граждан:

  1. Жилье которых было признано непригодным для дальнейшего проживания и не подлежит реконструкции.
  2. Страдающие тяжелыми заболеваниями в хронической форме.

Матери-одиночки и дети-сироты не имеют права на внеочередное предоставление жилья.

Чтобы встать на учет по улучшению жилищных условий, необходимо предоставить следующие документы:

  • Заявление, подписанное всеми членами семьи. В нем указываются ФИО всех членов семьи, их родственные отношения, основания для присвоения статуса, особенности жилищных условий, площадь квартиры или дома и некоторые другие сведения.
  • Паспорта всех членов семьи, указанных в заявлении. Для детей – свидетельство о рождении.
  • Справки о характеристике имеющейся жилплощади.
  • Справки о прописке.
  • Справки для каждого члена семьи с работы или учебы.
  • При наличии бронируемой жилплощади – копия охранного свидетельства.
  • Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение.
  • Документы для подтверждения степени родства и состава семьи: свидетельство о смерти, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.д.
  • Для льготников – справка об инвалидности, удостоверение льготника и т.д.

Для проживающих в служебной квартире или общежитии нужны дополнительные документы:

  • Акт межведомственной комиссии о признании нынешнего жилья непригодным к проживанию.
  • Трудовая книжка.
  • Ходатайство с места работы об улучшении жилищных условий.

Этапы получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий:

  1. Обращение в орган местного самоуправления с заявлением и пакетом документов.
  2. Получение ответа в письменной форме. В случае положительного решения заявителя вносят в список очередников и сообщают ему его номер в очереди. Если же в присвоении статуса было отказано, орган местного самоуправления должен уведомить об этом также письменно, с указанием конкретных причин решения. Решение должно быть принято в 30-дневный срок со дня подачи заявления. Ответ-уведомление отправляется не позднее 3 дней с момента принятия решения о присвоении статуса или отказа.

После присвоения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо учитывать, что для предоставления жилья всем гражданам, находящимся сейчас на учете, потребуется несколько десятков лет (учитывая нынешние темпы строительства). В экстренных случаях приходится ждать 3-5 месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *