Уведомление о контролируемых сделках за 2021 год кто сдает

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о контролируемых сделках за 2021 год кто сдает». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров Доход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

Контролируемые сделки

Уведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми.

Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020-2021 годов, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2020-2021 годы

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Какие санкции последуют, если не подать уведомление

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

В этой части документа прописывается:

  • ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
  • место сделки;
  • количество товаров;
  • цена за одну единицу;
  • полная стоимость контролируемой сделки.

При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.

О контролируемых сделках уведомляйте по-новому

Перейдем к практической части и рассмотрим, как заполнить уведомление с помощью «1С:Бухгалтерии 8».

Во вкладке «Отчеты» есть графа «Контролируемые сделки», в ней два пункта: «Помощник подготовки уведомления» и, собственно, само «Уведомление о контролируемых сделках».

Открыв помощник, мы сразу разбираемся с наличием взаимозависимости. Для этого кликаем «Создать», в появившемся окошке выбираем контрагента и дату начала свершения сделок. Это будет начало года, если на 31.12. ваш годовой оборот с поставщиком/покупателем превысил 1 млрд; или дата, отличная от 01.01, – указывается в том случае, если работать с поставщиком/покупателем вы начали не с начала года. Например, вы подписали договор и поставили товар 05.04.2017, значит, датой начала свершения сделок будет именно этот день.

Далее выбираем тип взаимозависимости или же показываем, что ее нет. Сразу ниже этого пункта находятся критерии, характеризующие деятельность нашего контрагента: выбираем те, которые относятся к нашему поставщику/покупателю. Все заполнили – «Записать и закрыть». Во вкладке появятся данные о вашем деловом партнере.

Организация в 2011 году заключила процентный договор займа с нерезидентом (взаимозависимое лицо) сроком на 10 лет. В 2017 году период контракта был пересмотрен, и сумма займа была возвращена. Руководство фирмы волнует вопрос, обязана ли она подавать уведомление о контролируемой сделке за 2017 год.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам закона. НК РФ контролируемыми сделками признает операции между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Налогоплательщики обязаны уведомлять контролеров о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, при этом свое сообщение они должны подать не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 1 и 2 ст. 105.16 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор займа заключен в 2011 году. Следует отметить, что в общем порядке сделки по предоставлению займа, заключенные до 1 января 2012 года, но доходы (расходы) по которым признаются после этой даты, не признаются контролируемыми. Однако здесь важно то, что это правило работает только тогда, когда условия договора не менялись.

Обратите внимание

Контролируемыми внешнеторговыми сделками, как в рассматриваемой ситуации, в частности, являются операции с резидентами государств и территорий, включенных в специальный перечень, утвержденный Минфином (офшорные зоны), если сумма доходов по сделке превышает 60 млн рублей.

Если условия контракта были изменены после 1 января 2012 года, то сделки будут признаваться контролируемыми на общих основаниях по критериям статьи 105.14 НК РФ (ч. 5.1 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», далее – Закон № 227-ФЗ).

Согласно позиции Минфина со ссылками на нормы ГК РФ, под изменением условий сделки по предоставлению займа следует понимать изменение существенных условий операции, совершенное в той же форме, что и сделка, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев оборота не вытекает иное. К таким условиям, резюмирует Минфин, можно отнести условия о размере процентов, начисляемых на сумму займа, и сроке возврата суммы займа (письмо от 10 марта 2017 г. № 03-12-11/1/13720). Согласны с мнением Минфина и высшие арбитры (Определение Верховного суда РФ от 17 января 2018 г. № 310-КГ17-13413 по делу № А08-114/2017).

Поэтому в рассматриваемом случае российская организация обязана подать уведомление о контролируемой сделке за 2017 год не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, то есть не позднее 20 мая 2018 года.

В ноябре 2016 года российская компания, работающая на ОСНО, заключила договор на оказание ею услуг в адрес не взаимозависимой иностранной организации – резидента Республики Маврикий, цена договора – 90 млн рублей (в том числе НДС). В декабре был получен аванс от иностранца. Услуги по контракту были оказаны в феврале 2017 года, подписан акт выполненных работ и перечислен остаток средств. У организации возникли вопросы: признается ли данная сделка контролируемой? Обязана ли была фирма подавать уведомление о контролируемых сделках за 2016 год?

Попробуем разобраться.

Сразу стоит отметить, что компании обязаны уведомлять контролеров о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

При этом контролируемыми внешнеторговыми сделками, как в рассматриваемой ситуации, в частности, являются операции с резидентами государств и территорий, включенных в специальный перечень, утвержденный Минфином (офшорные зоны), если сумма доходов по сделке превышает 60 млн рублей (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ, письмо ФНС России от 31 марта 2017 г. № СД-4-3/6011@). В соответствии с Приказом Минфина от 13 ноября 2007 года № 108н свободной экономической территорией, в частности, признается и Республика Маврикий, с резидентом которой заключен договор российской компанией.

Для того чтобы сделка была признана контролируемой, сумма доходов по ней за календарный год определяется с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105,14 НК РФ, письмо Минфина России от 5 мая 2017 г. № 03-12-11/1/28272). При этом в составе доходов учитываются поступления на счет фирмы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ (ст. 248 НК РФ). А доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, при этом не учитываются.

В частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) компаниями, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Исходя из условий рассматриваемой ситуации российской организацией в 2016 году заключен договор на оказание ею услуг в адрес не взаимозависимой иностранной компании – резидента Республики Маврикий, цена сделки составляет 90 млн рублей (в том числе НДС). Однако услуги в 2016 году не были оказаны, а был только получен аванс от иностранца, который согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывается в составе выручки российской организации за 2016 год. Другими словами, учитывая вышеизложенное, суммовой критерий в 60 млн рублей для признания сделки контролируемой не соблюден (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ), данная операция за 2016 год не может быть признана контролируемой, соответственно, уведомление в налоговую инспекцию за 2016 год компания подавать не обязана.

Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных НК РФ, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных НК РФ.

Теперь в случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

Обратите внимание: Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 17 марта 2021 года. При этом отдельные положения данного закона имеют особый порядок начала действия.

Контролируемые сделки взаимозависимых и приравненных к ним лиц— 2021

В соответствии со ст. 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, в установленных случаях должны уведомлять налоговый орган как о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), так и о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.

Теперь для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой. При этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.

Пунктом 2 ст. 86 НК РФ установлено, чтобанки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Статья 86 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении:

  • копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

  • копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;

  • копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);

  • копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;

  • информацию о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента.

Сделать это банки должны будут в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в установленных случаях.

Копии указанных документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами:

  • в отношении организации (индивидуального предпринимателя) – в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене данных решений) операций по счетам этого лица, о приостановлении переводов его электронных денежных средств;

  • в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

  • в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) – на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Теперь практически никаких тайн от налоговых органов у налогоплательщиков не останется: банки расскажут все, что знают о своих клиентах.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Теперь данный перечень лиц, у которых можно истребовать интересующую налоговиков информацию, расширен: в него вошли и лица, которые осуществляют (осуществляли) ведение реестра владельцев ценных бумаг.

Кроме того, налоговыми органами могут быть запрошены документы (информация), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).

Согласно действующей редакции п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, к которым в том числе приравниваются сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

В новой редакции данной нормы будут указаны сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ. В данном случае речь идет о следующих товарных группах:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Обратите внимание: новые положения пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2022 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Кроме того, уточнен п. 3 ст. 105.14 НК РФ: теперь сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) (ранее – по сделкам между указанными лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.

Еще одно важное уточнение касается налогоплательщиков, которые не исчисляют налог на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. В этом случае для целей налогообложения используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

В этом же порядке учитываются доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).

Уведомление о контролируемых сделках 2021

Участники контролируемых сделок.

Срок подачи уведомления

Уведомление подается не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Какие разделы заполнять

Форма уведомления включает титульный лист, разделы 1А, 1Б, 2 и 3. Титульный лист, разделы 1А и 1Б являются обязательными для заполнения, а разделы 2-3 представляются в зависимости от того, с какими контрагентами совершались контролируемые сделки.

  • стороны которых являются участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков
    (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
  • стороны которых являются лицами, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
    • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр – до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”;
  • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;
  • сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Код Наименование
121 Сделка между взаимозависимыми лицами
122 Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
123 Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
124 Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
131 Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
132 Одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
133 Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
134 Одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
135 Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
1) одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
136 Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково” , либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” , применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 8 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
137 Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
138 Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (подпункт 10 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми людьми или приравненные к таковым. К таким относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб. и при этом соблюдаются одновременно два условия :

  • Место регистрации, проживания обоих участников сделки является территория Российской федерации;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.
Основания для признания сделки контролируемой Величина дохода
Если один участник сделки работает на ЕСХН или ЕНВД, второй по ним не работает Общий объем полученных доходов за календарный год свыше 100млн.
Один из участников имеет льготу по налогу на прибыль Доходы от 60 млн.

С 2020 года изменится форма уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подается в ИФНС по месту регистрации предприятия не позднее 20 мая года, следующего за отчетным, такт например если фирма имела такие сделки в 2016г., то она должна подать его не позже двадцатого мая 2017г.

Из чего состоит данное уведомление

Уведомление состоит из:

  • титульного листа
  • разделов: 1А, 1Б
  • 2 и 3.

На титульном листе как правило указываются общие сведения об организации., для российских предприятий нужно указать идентификационный код и код подразделения по месту регистрации.

  • Если уведомление подается в отношении сделок с юридическими лицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.

Заполняя уведомление о контролируемых сделках, нужно помнить, что:

  • По итогам года подается только одно уведомление. В нем должна содержаться информация обо всех контролируемых сделках, совершенных в отчетном году
  • Уведомление заполняется либо в электронном виде или на бумажном носителе черной либо синей ручкой
  • Все поля уведомления заполняются слева направо.
  • Текст необходимо писать печатными буквами
  • В уведомлении запрещены исправления с помощью корректора.
  • Каждая страница должна быть распечатана отдельно.
  • Нумерация страниц сквозная, то есть нумеруем следующим образом начиная с титульного листа :0001,0002 и т.д.
  • Если вы какой-либо показатель не заполняете, то ставите прочерки в каждой клетке, или же при заполнении и оставшимся пустом месте тоже ставятся прочерки.
  • Стоимостные показатели отражаются в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, более 50 коп. – округляются до полного рубля).
  • . Если заполняет физическое лицо, то можно не указывать свой идентификационный код
  • Печать организации можно ставить или же нет, если она от нее отказалась.
  • На титульном листе уведомления проставляем свой основной ОКВЭД

Если сделка заключена с контрагентом юридическим лицом, то подающий уведомление должен заполнить раздел 2.

  • Если сделка была с физическим лицом, то заполним раздел 3.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. Па практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это значительно облегчает ситуации с возможностью сэкономить время. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

К однотипным сделкам относятся такие, которые несут схожий характер, например торговля однотипными товарами или аналогичные услуги, тогда их можно собрать в одну группу.

1.Вопрос: Я директор предприятия, в 2017 году у меня была контролируемая сделка, на сумму свыше шестидесяти миллионов, что мне необходимо сделать и куда обращаться?

Ответ:

Ваша сделка попадает в разряд контролируемых, для этого необходимо подать уведомление в свою инспекцию, для чего заполнить раздел два либо три, если контрагент юридическое лицо, то второй, если физическое то третий, сделать это нужно не позднее 20 мая 2021 года

2.Вопрос: Какое наказание предусмотрено за неподачу данного уведомления?

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу.

Характер контролируемой сделкиПризнаки, указывающие на контролируемую сделкуСумма сделки для признания ее контролируемой
Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров Доход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

Уведомление о контролируемых сделках

Контролируемые сделки находятся под особым вниманием налоговиков. По таким операциям высок риск сговора участников с целью незаконного снижения налогов. Например, продавец и покупатель могут указать в договоре заниженную цену, чтобы уменьшить налоговую базу. Или, наоборот, завысить цену договора, чтобы увеличить долю вычетов по НДС.

Контролируемыми являются два вида сделок:

  1. Совершаются взаимозависимыми лицами,
  2. Подпадают под критерии, перечисленные в ст.105.14 НК РФ.

Наличие связи между контрагентами – это не обязательное условие для проверки договора. Например, под контроль ФНС подпадают операции любых лиц с резидентами оффшоров. Захотят налоговики узнать подробности и по сделке, в которую вклинились посредники.

Организации и предприниматели обязаны проверять сделки на наличие признаков, перечисленных ст.105.14 НК РФ. И если такие признаки обнаружились – сообщать налоговикам.

Кто участвует в сделкеКакие сделки проверяются на наличие критериевКритерии признания сделок контролируемымиОснование
Условия или предмет сделки Сумма доходов по сделке за год
Сделки между взаимозависимыми лицами
Резиденты РФ Любые сделки с участием взаимозависимых лиц Контрагенты рассчитывают налог на прибыль с применением различных ставок. Исключение – ставки, указанные в п.2-4 ст.284 НК РФ. Рассматриваются ставки, применяемые к видам деятельности, по которым заключена проверяемая сделка Более 1 млрд. руб. пп.1 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Предметом договора является добытое полезное ископаемое. Участник договора – добывающая компания. Она исчисляет НДПИ по ставке, установленной в процентах пп.2 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Хотя бы одно из участвующих лиц применяет спецрежим ЕНВД или перечисляет единый сельхозналог. Другое участвующее лицо (или одно из других участвующих лиц), не применяет ЕНВД или ЕСХН пп.3 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Одно из лиц пользуется освобождением от уплаты налога на прибыль пп.4 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Одновременно выполняются два условия:
  1. Одно из участвующих лиц – компания, добывающая или разведывающая недра на новых морских месторождениях (п.1 ст.275.2 НК РФ),
  2. Один из контрагентов:
  • Не добывает или не разведывает недра на новых морских месторождениях,
  • Является добывающей или разведывающей компанией, но не рассчитывает налог на прибыль по ст.275.2 НК РФ
пп.6 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Хотя бы одно из участвующих лиц является резидентом «Сколково» или участником проекта по закону от 29.07.2021г. «Об инновационных научно-технических центрах» и пользуется освобождением от уплаты НДС пп.8 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Одно из участвующих лиц пользуется инвестиционным налоговым вычетом пп.9 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Одно из лиц является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородов. Доходы или расходы по проверяемому договору влияют на размер налога пп.10 п.2, п.3 ст.105.14 НК РФ
Одно из лиц – нерезидент РФ Любые сделки Все операции Более 60 млн. руб. п.1, п.3 ст.105.14 НК РФ
Другие сделки
Любые лица Сделки с участием посредников Продавца и покупателя связывает посредник или цепочка посредников. При этом:
  1. Роль посредника заключается в формальной перепродаже. Никаких дополнительных полезных функций у него нет,
  2. Имеются признаки фиктивности посреднической операции: посредник не задействует никаких ресурсов для проведения операции и не несет предпринимательских рисков
Более 60 млн. руб. пп.1 п.1, п.7 ст.105.14 НК РФ
Внешнеторговые контракты Предмет договора – биржевой товар:
  • Нефть и продукты нефтепереработки,
  • Металлы (черные, цветные, драгоценные),
  • Минеральные удобрения,
  • Драгоценные камни.
пп.2 п.1, п.5, п.7 ст.105.14 НК РФ
Сделки с резидентами оффшоров Одно из участвующих лиц базируется в оффшорной зоне. Перечень оффшоров приведен в приказе Минфина от 13.11.2007г. № 108н пп.3 п.1, п.7 ст.105.14 НК РФ

Некоторые сделки не рассматриваются в качестве контролируемых, невзирая на наличие критериев (п.4 ст.105.14 НК РФ):

  • Сделка заключена внутри консолидированной группы налогоплательщиков без участия сторонних организаций. Исключение:
    • Операции с добытыми полезными ископаемыми, по которым НДПИ установлен в процентах,
    • Операции, доходы и расходы от которых влияют на величину налога на дополнительный доход от добычи углеводородов,
  • Все участвующие контрагенты отвечают следующим требованиям:
    • Состоят на учете в ФНС одного и того региона России,
    • Работают без обособленных подразделений. Или имеют их, но только на территории того же субъекта РФ, где находится головной офис,
    • Перечисляют налог на прибыль только в регионе своего присутствия,
    • Ведут прибыльную деятельность. В расчете текущего налога на прибыль нет прошлогодних или более ранних убытков,
    • Не являются взаимозависимыми,
  • Предметом контракта является кредит или депозит на срок до 7 календарных дней,
  • Договор заключен на предоставление поручительства или гарантии,
  • Участники договора – взаимозависимые лица. А его предмет – беспроцентный заем.

Если вы обнаружили у себя контролируемой сделку, передайте в ИФНС сообщение по форме КНД 1110025. Постоянно проверять наличие критериев не обязательно. Это можно сделать один раз, по итогам прошедшего года. Инспекторы ждут уведомление до середины мая следующего года. Если контролируемая сделка состоялась в 2021 году, отчитаться без штрафа можно до 20 мая 2021 года.

По пункту 2 ст. 105 аналогичного кодекса, взаимозависимыми лицами становятся:

  1. Двое юридических лиц, которые имеют в собственности более четверти капитала другого.
  2. Физическое и юридическое лицо, если первое владеет четвертью и более капитала второго.
  3. Двое и более юридических лиц, если каждый из них владеет четвертью акций каждого из представленных.
  4. Физическое и юридическое лицо, если у первого существует право на назначение директора.
  5. Двое и более юридических лиц, которые имеют совет директоров из половины физических лиц.
  6. Юридическое и физическое лицо. Последний должен быть директором юридического лица.
  7. Двое и более юридических лиц, директором должно являться физическое лицо.
  8. Трое и более юридических лиц. Условие при этом – первое владеет более половиной акций второго. Второй при этом имеет не менее аналогичного количества от третьего юрлица.
  9. Двое физических лиц. Условие – подчинение одного другому.
  10. Близкие родственники. В частности, это может быть супруг или родители, возможно дети или сестры.

Долевые владения родственников суммируются. Именно такая сумма берется в расчет. Если при суммировании получается более представленного показателя, то субъекты рассматриваются как взаимозависимые на основании пункта 3 статьи 105.1 НК РФ. Такая зависимость вправе устанавливаться в соответствующих документах. Также возможно предопределение влияния одной стороны на другую.

Существует несколько способов признания взаимозависимости:

  1. В силу закона в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.
  2. Субъекты сами признают себя таковыми в соответствии с пунктом 6 статьи 105.1 НК РФ. Порядок признания не урегулирован действующим законом.
  3. Взаимозависимость признается по решению судебной инстанции. Часто между юридическими лицами возникают споры по отношению к сделке, которые решаются только в судебном порядке. При этом возможно обращаться в судебную инстанцию с иском о признании субъектов взаимозависимыми. Выставить это требование может налоговая и иные стороны сделки. Все это происходит в соответствии с Письмом Министерства Финансов Российской Федерации.

Заполняем уведомление о контролируемых сделках

Налоговая инстанция не имеет право проводить контроль и проверку цен в сделке, где ценовой диапазон признается рыночным. Даже если такое действие часто относят к контролируемому. В соответствии со статьей 105.3 НК РФ таковыми сделки становятся при:

  1. Стоимости, применимой в соответствии с предписанием антимонопольного учреждения.
  2. Стоимости по результатам торгов на бирже, которая расположена на территории иного государства.
  3. Стоимости, определенной оценщиком. Условие – проведение в соответствии со стандартами Российской Федерации, когда оценка необходима по закону.
  4. Стоимость определяется в соответствии с ценообразованием. Соглашение такого рода можно заключить с налоговой инспекцией крупным налогоплательщикам.

В Налоговом кодексе четко прописаны основные определения, касающиеся понятия «контролируемая сделка». Это признание как физических, так и юридических лиц взаимозависимыми, что влияет на результаты налогообложения. Данное определение присваивается только для тех видов сделок, когда отношения между двумя сторонами оказывают непосредственное влияние на условия и конечные результаты переговоров.

Чтобы лица были официально признанными взаимозависимыми, анализируется степень реального участия в капитале и возможность его изменения. На этот аспект обычно влияют условия ранее заключенного соглашения, а также возможность определенного лица иным способом влиять на решения, принимаемые важными для осуществления сделки людьми.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;

  • метод цены последующей реализации;

  • затратный метод;

  • метод сопоставимой рентабельности;

  • метод распределения прибыли.

Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

  • в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 — 2016 гг.);

  • в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

Федеральный закон от 09 ноября 2020 г. №368-ФЗ внес ряд существенных изменений в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

1. Изменение срока представления уведомлений о КИК для физических лиц.

Налогоплательщики — физические лица представляют уведомления о КИК в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК (п.2 ст.25-14 НК РФ).

Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с уведомления о КИК за 2020 год, которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

Изменение срока представления уведомлений о КИК не относится к контролирующим лицам- организациям, они представляют уведомления о КИК в прежнем порядке — не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК.

Таким образом, начиная с отчетности за 2020 год, срок представления в ИФНС физическими лицами уведомления о КИК совпадает со сроком подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

2. Увеличение суммы штрафа за непредставление или несвоевременное представление уведомления о КИК со 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

С 09 декабря 2020 г. неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500.000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (ст. 129.6 НК РФ).

3. Обязанность представлять финансовую отчетность КИК.

С 9 декабря 2020 г. внесены изменения в п.5. ст.25-15 НК РФ.

Начиная с отчетности за 2020 год, налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании путем представления следующих документов:

— финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;

— аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

налогоплательщиками — организациями — вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль (т.е. за 2020 год — до 28 марта 2021 г.);

налогоплательщиками — физическими лицами — вместе с уведомлением о КИК (т.е. за 2020 год — до 30 апреля 2021 г.).

Документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

Таким образом, при подаче в ИФНС уведомления о КИК за 2020 год до 30 апреля 2021 г. контролирующему физическому лицу необходимо приложить:

копии финансовой отчетности КИК (а также в установленных случаях аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК) за 2019 год, с переводом на русский язык;

— если финансовая отчетность отсутствует, то иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за 2019 год с переводом на русский язык.

. Указанные документы представляются вместе с уведомлением о КИК за 2020 год вне зависимости от финансовых результатов деятельности КИК.

4. Введение штрафа за непредставление подтверждающих документов по КИК вместе с уведомлением (декларацией).

Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в срок, установленный п.5 статьи 25.15 НК РФ, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500.000 рублей.

. Т.е. штраф в размере 500.000 рублей может быть взыскан в случае непредставление финансовой отчетности КИК (или представления недостоверной отчетности):

— организацией — одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль;

— контролирующим физическим лицом — одновременно с уведомлением о КИК.

5. Истребование налоговым органом документов в отношении КИК и новые штрафы за их непредставление.

П.9 ст.25.13-1 НК РФ установлено, что для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной компанией, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

Документы представляются в те же сроки, что и уведомление о КИК, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

ИНТЕРФАКС — Некорректное заполнение уведомления о контролируемых сделках не должно приводить к штрафу, если нарушение не препятствует идентификации контролируемой сделки, решил суд. Подобное нарушение достаточно распространено, например, по данным на 1 октября 2016 года, ФНС привлекла к ответственности около 5 тыс. компаний с общим штрафом более 20 млн рублей.

В мае 2016 года АО «Газпром Центрэнергогаз» предоставило в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках за 2015 год на основании ст. 105.16 Налогового кодекса. Проверка документа выявила, что компания включила в него не все сделки с признаками контролируемых. В ответ на претензию налогоплательщик сослался на сбой программного обеспечения, после чего в течение нескольких дней предоставил уточненное уведомление. Инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности по ст. 129.4 НК (Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках, штраф 5 тыс. рублей).

Компания оспорила это решение в Арбитражном суде Москвы. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках, говорится в решении суда. При обнаружении неполноты сведений, неточностей или ошибок в уведомлении налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. Компания освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК, если подаст уточненное уведомление до того, как налоговый орган выявил факт некорректности и предъявил претензию, следует из решения суда.

Суд отметил, что из документов, которые компания подала в налоговую, можно сделать вывод о представлении информации по сделке с взаимозависимым лицом, что соответствует указаниям. Незаполнение пункта в данном случае является технической ошибкой, не влияет на возможность идентификации контролируемой сделки на предмет отнесения к контролируемой, а значит, эти данные нельзя считать «недостоверными сведениями», решил суд. Компания выиграла дело, 30 июня апелляция подтвердила это решение.

Суд первой инстанции верно установил, что налогоплательщик представил первоначальное уведомление о контролируемых сделках, содержащее неполные сведения по пункту 121 раздела 1А, далее, в июле того же года, подал уточненное уведомление с указанием на сбой программного обеспечения. При этом невозможность идентификации и анализа первоначального уведомления не установлена, говорится в решении апелляции. «Учитывая изложенное, допущенная обществом ошибка не могла препятствовать проведению первичного анализа уведомления и принятию мотивированного решения о необходимости углубленного контроля. В решении инспекции не указано, как ошибка общества препятствовала проведению первичного анализа уведомления», — отметил суд.

Начисление штрафа за подачу уведомления о контролируемых сделках с недостоверными сведениями — достаточно распространенное явление, сообщила «Интерфаксу» партнер отдела трансфертного ценообразования PWC Светлана Стройкова.

«Решение суда демонстрирует, что налоговая может предъявлять претензии о недостоверных сведениях только в том случае, если обнаруженная ошибка существенна, не позволяет сделать однозначный вывод и классифицируется как «недостоверные сведения», что зафиксировано в февральском обзоре судебной практики Верховного суда. А вот что касается конкретного случая — комбинации заполнения пунктов 121-124 и 131-135 уведомления о контролируемых сделках, то она всегда вызывала много вопросов со стороны пользователей системы АСТРА», — указывает руководитель проекта «АСТРА» (Автоматизированная Система Трансфертного Анализа) Галина Ермилова. По ее словам, сейчас налоговая служба разрабатывает новую форму уведомления, где, возможно, будут оптимизированы формулировки и варианты ответов.

Суды начинают руководствоваться позицией, высказанной пленумом Верховного суда в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса» от 16 февраля 2017 года, считает руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин.

В практике были дела, где налогоплательщика привлекали к ответственности за недостоверные сведения в уведомлениях, хотя фактически речь шла лишь об ошибках в реквизитах, ВС решил внести ясность в этот вопрос, говорит он. В решении ВС указал, что привлекать к ответственности можно только за недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках, если допущенные при этом ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки.

Лучше стараться внимательнее заполнять уведомление, но если из-за ошибки налоговая служба начислила штраф и для компании по корпоративным причинам принципиально отстоять в суде неправомерность начисления такого штрафа, сложившаяся судебная практика позволяет это сделать при несущественных ошибках, заключает С.Стройкова.

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами. При этом надо учитывать, что не все сделки с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми. С другой стороны, есть сделки, которые приравниваются к контролируемым, хотя и не являются сделками между взаимозависимыми лицами. В статье расскажем про контролируемые сделки, рассмотрим их основные особенности.

К контролируемым приравниваются следующие сделки.

  • Сделки с участием посредников при соблюдении следующих условий:
  1. Посредники только организуют сделки, не выполняя более никаких функций
  2. Риски по таким сделкам посредники не несут
  3. Никакие активы для организации таких сделок посредники не используют
  • Внешнеторговые сделки в области мировой биржевой торговли. Но не по всем товарам, а по товарам, входящим в товарные группы, перечисленные в статье 105.14 НК РФ.
  • Сделки, одной из сторон которых является иностранное лицо, связанной с офшорными зонами местом регистрации, местом жительства или являющееся налоговым резидентом такой зоны.

При этом сумма годового дохода для посреднических сделок не лимитируется, а для сделок, перечисленных в пунктах 2 и 3, составляет более 60 млн. руб.

О совершении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения. Срок уведомления – не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки.

При нарушении указанного срока, а также при представлении недостоверных сведений, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5000 руб. согласно статье 105.16 НК РФ.

Проверка контролируемых сделок осуществляется ФНС России. Уведомления о контролируемых сделках, а также извещения территориальных налоговых органов, выявивших контролируемые сделки в ходе камеральных или выездных проверок, служат основаниями для проведения проверок ФНС РФ. Также информация по контролируемым сделкам может быть получена непосредственно ФНС РФ в рамках контроля за деятельностью региональных инспекций.

Решение о проверке цен должно быть вынесено не позднее двух лет со дня получения таких уведомлений или извещений. Количество проверок – не более одной проверки по одной сделке за один и тот же год. Срок проверки – не более шести месяцев.

Вопрос №1. Может ли ИФНС при проведении камеральной или выездной проверки проверять сделки между взаимозависимыми лицами, если такие сделки не являются контролируемыми?

Да, такое право у региональных инспекций есть.

Вопрос №2. Признаются ли сделки между организаций и ИП контролируемыми, если организация и ИП являются взаимозависимыми и ИП применяет ЕНВД?

Да, такие сделки могут быть признаны контролируемыми при достижении стоимостного критерия – годовой доход более 100 млн. руб.

Вопрос №3. Должен ли филиал иностранной компании, действующий на территории России, подавать уведомление о контролируемых сделках?

Уведомления о контролируемых сделках должны подавать обе стороны таких сделок. В данном случае филиалу иностранной компании уведомление о контролируемых сделках (если таковые имели место) подавать необходимо.

В титульном листе налогоплательщиком заполняются все реквизиты, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа»

.

При заполнении поля «Номер корректировки»

в первичном уведомлении автоматически проставляется «0», в уточненном за соответствующий период необходимо указать номер корректировки (например, «1», «2» и т. д.).

При заполнении поля «Представляется в налоговый орган (код)»

отражается код налогового органа, в который представляется уведомление. Он выбирается из справочника.

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *