Земли водного фонда правовой режим их использования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли водного фонда правовой режим их использования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.

Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.

Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:

  • моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
  • проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
  • водоемы и водохранилища;
  • болота;
  • природные родники и гейзеры;
  • ледники, снежники.

Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:

  • моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
  • пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.

Замечание 2

Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:

  • земельные участки, которые покрыты водой;
  • земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.

На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают

жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.

Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.

Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.

Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.

Замечание 3

Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.

Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.

Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:

  • относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
  • сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
  • охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
  • устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.

Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.

Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:

  • реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
  • осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
  • передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.

Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.

Замечание 5

Некоторые виды водоемов могут находиться сразу в нескольких регионах Российской Федерации, что говорит о невозможности их использования в локальном порядке. Но если эксплуатировать водный объект в одном районе, это может негативно сказаться на его общем состоянии.

Таким образом, решение этой проблемы нашлось в бассейновом принципе регулирования водных отношений. Такой порядок позволяет собственникам и пользователям эксплуатировать водные объекты исключительно для своих нужд, не нарушая права и законные интересы других лиц.

Как говорилось ранее, в собственности Российской Федерации находятся практически все водные объекты, исключением являются пруды или обводненные карьеры, которые находятся в пределах территории относящейся к собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица. Однако, право собственности на данные объекты прекращается сразу после того, как заканчивает свое действие право собственности на земельный участок, в границах которого они расположены. На основании гражданского кодекса, пруды и обводные карьеры могут изыматься, но это будет иметь силу только в случае отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Что касается раздела таких земель, то это будет невозможным, только если требуется раздел пруда или обводненного карьера.

Из сказанного выше следует вывод, что право собственности на земли водного фонда состоит в непосредственной связи с правом собственности на водные объекты.

Поскольку правовой режим земель водного фонда обусловлен целями, видами и характером водопользования, установленным водным законодательством, режимом охраны вод и в значительной мере подчинен ему, то представляется целесообразным ограничиться хотя бы кратким обзором понятий и видов водных объектов как геометрических водообразующих пространств, которые и представляют собой земли водного фонда.

В юридическом представлении воды — это вся вода, находящаяся в тех или иных водных объектах, являющихся объектами водных отношений. При этом в соответствии со ст. 7 ВК РФ поверхностные воды и земли, покрытые или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Говоря юридическим языком, водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Впервые в истории развития земельного и водного законодательства водоохранные зоны включены в состав земель водного фонда. Само понятие «водоохранная зона» как правовой категории дано в ст. 65 ВК РФ. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Соблюдение специального режима в пределах территории водоохранной зоны является неотъемлемой составной частью комплекса природоохранных мер, направленных на улучшение гидрологического, гидротехнического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройства их прибрежных территорий. Размеры и границы водоохранных зон, равно как и правовой режим их использования и охраны, устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.

В зависимости от вида водоема ширина водоохранных зон устанавливается:

  • для рек стариц и озер — от средне-многолетнего уреза воды в летний период;
  • водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;
  • морей — от максимального уровня прилива;
  • болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон зависит прежде всего от протяженности от их истока и устанавливается в следующих пределах:

  • до 10 км — 50 м;
  • от 10 до 50 км — 100 м;
  • от 50 км и более — 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 1 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны оз. Байкал устанавливается в Федеральном законе от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»1. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других населенных пунктов устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Следует специально подчеркнуть то обстоятельство, что значительная часть поверхностных водоемов (водотоков) в пределах границ городов и других поселений не учитывается в составе земель водного фонда, и тем не менее на водоохранных зонах должны соблюдаться все требования по установленным видам запретов хозяйственной деятельности, включая дополнительные ограничения и обременения как для граждан, так и для юридических лиц.

От водоохранных зон водных объектов необходимо отличать и другую установленную законодательством земельно-правовую категорию, а именно прибрежную защитную полосу. Если представить ее виртуально, то она находится в пределах границы водоохранной зоны вдоль береговой линии, имеет меньшие по ширине размеры, но с правовых позиций большие объемы (параметры) запретов, обременений и ограничений.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3о и 50 м для уклона 3о и более. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос исходя из практической целесообразности осуществляется одновременно в строгом соответствии с нормативно-методическими документами.

Понятие земель водного фонда. Определение земель водного фонда содержится в ст. 102 ЗК РФ. Это земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, которые расположены на водных объектах.

Целевое назначение земель водного фонда заключается в том, что эти земли используются для удовлетворения потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических,

транспортных и прочих нужд, а также для строительства и эксплуатации гидротехнических и иных сооружений.

Структура земель водного фонда. Эти земли подразделяются на два вида: водопокрытые и предназначенные для эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, которые находятся непосредственно на водных объектах.

  • Земли водного фонда
  • Земли запаса
  • Земли лесного фонда
  • Земли населенных пунктов
    • ИЖС
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Земли промышленности и иного специального назначения
  • Земли сельскохозяйственного назначения
  • Границы участка
  • Данные из ЕГРН
  • Кадастровые работы

Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности.

Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм.

На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:

  • располагать навозные стоки для удобрения почвы;
  • вести работы авиационной и химической направленности;
  • организовывать могильники и кладбища;
  • распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
  • строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
  • оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
  • использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.

Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения.

В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов.

Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.

Собственникам площадей, расположенных в водоохранных зонах, необходимо соблюдать нормы эксплуатации и обеспечить охрану таких земель и прибрежных линий.

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.

Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект. Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Водный кодекс РФ предусматривает государственное, муниципальное и частное право владения водными объектами. Чтобы обеспечить охрану источников, отнесенных к водоснабжению для хозяйственных и питьевых потребностей, должны быть обеспечены охранные зоны, в чьих рамках должен быть введен особенной режим правовой эксплуатации земель.

Зоной водоохраны называют территорию, которая примыкает к водной акватории, где вводится охранный и спецрежим эксплуатации ресурсов и выполнения другой хоз. деятельности (статья 111 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны водоохранного значения устанавливают в целях поддержки объектов в положении, которое полостью соответствует всем требования экологии, и для сохранности естественной среды, где обитают представители флоры и фауны.

В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии, где вводится запрет на распашку земель, корчевку и рубку лесов, расположение лагерей и ферм животноводческого направления и другой деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации.

Среди основных средств правовой охраны от вредоносных факторов, можно выделить установку санитарных охранных зон водоснабжающих источников.

Основная цель, для которой создается и обеспечивается охранный режим в зоне, — это активное противостояние возникновениям возможных загрязнений на объектах, отвечающих за водоснабжение водопроводных сооружений и территории, где они размещены.

Охраняемые зоны разделены на три пояса. Первый – строгого режима: состоит из территории, где располагается водоразбор, участков где размещены все водопроводные сооружения и каналы.

— занятые водными объектами;

— земли водоохранных зон водных объектов;

— земли, выделяемые для установления полос отвода и зон ох­раны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохо­зяйственных сооружений, объектов.

Земли водного фонда относятся к самостоятельной категории земель и большая их часть — водопокрытая, а далее идут болотные земли, площади пашен, древесно-кустарниковой растительности.

В землях водного фонда, не занятых водными объектами, разли­чают: сельскохозяйственные угодья (пашню, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья); леса, земли под древесно- кустарниковой растительностью, земли застройки; земли под доро­гами, нарушенные земли; прочие земли.

[3]

Земли водного фонда предназначены для организации ного использования, восстановления и охраны водных ресурсов.

Основное целевое назначение этих земель заключается в исполь­зовании их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспе­чивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяй­ственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общест­венных потребностей.

Земли водного фонда подразделяются на два вида: водопокры- тые земли; земли, прилегающие к водным объектам, предназначен­ные для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользо­вателей.

К водопокрытым относятся земли, которые покрыты водой по­стоянно либо большую часть года, т. е. поверхностными водами, и являются частью водного объекта.

Под водным объектом понимается сосредоточение вод на по­верхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее гра­ницы, объем и черты водного режима.

К числу водопокрытых земель относятся земли, занятые внут­ренними морскими водами и территориальным морем РФ.

Внутренние морские воды — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины террито­риального моря РФ. К территориальному морю РФ относятся при­брежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательст­вом РФ.

Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима, и состоят из поверхностных вод, дна и берегов.

Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхно- водотоки и водохранилища на них.

Поверхностные водотоки — это поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения и к ним относятся реки, водохранилища на них, ручьи, каналы межбас­сейнового перераспределения и комплексного использования вод­ных ресурсов; поверхностные водоемы. Ими являются поверхност­ные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена и к ним относятся озера, водохранилища, болота и пруды; ледники и снежники. Ледниками признаются дви­жущиеся естественные скопления льда атмосферного происхожде­ния на земной поверхности. Снежники — неподвижные естествен­ные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.

Правовой режим земель водного фонда регулируется: Водным и Земельным кодексами; Законом «О внутренних морских водах, тер­риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; «О Государственной границе Российской Федерации»; «О защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера».

Правовой режим земель водного фонда. Водное право

Официально к землям водного фонда относятся земли, которые имеют в своих чертах определённый объект или несколько таковых. Кроме того, они разделяются на две большие категории:

  • Особо охранные, не передающиеся в пользование физическим лицам. Государство их держит под особым контролем. Как правило, здесь располагаются какие-либо технические объекты, осуществляющие работу водозабора, исследований воды, научной или культурной деятельности, имеют эстетическое или рекреационное значение;
  • Общего пользования – территории, находящиеся во владении муниципалитета, федеральных органов или государства, которые могут использоваться для бытовых целей всеми желающими. При этом беспрепятственно доступ открыт только физическим лицам. В соответствии с Водным кодексом, юридические лица вести здесь коммерческую деятельность не имеют права.

Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные. Чтобы узнать подробнее об их правовом положении, стоит обратить внимание на пятую статью Водного кодекса.

Вкратце, оглядываясь на данную статью и рассматривая понятие и состав земель водного фонда, стоит отметить, что к надземным водным объектам отнесены:

Правовой режим земель водного фонда устанавливают с учётом того, чтобы как можно больше таких территорий было в федеральном владении. Частному или аналогично юридическому лицу, а также муниципалитету можно передавать в собственность только небольшой водоём или пруд с прилегающей территорией, если она принадлежит данным лицам на частной основе. Российское законодательство на сегодняшний день предусматривает возможность принудительного отчуждения такого имущества для нужд государства, например, когда отдельные земли, находясь в разной собственности, не могут существовать порознь.

Стоит учесть и прочие особенности правового режима земель водного фонда. Так, например, перевести в иную категорию можно и те земли, которые ныне имеют статус общепринятого водного фонда. Это более чем возможно, если территория утратила статус, в соответствии с действующими сегодня нормативно-правовыми актами.

Земельный кодекс Российской Федерации предоставляет право местным органам самоуправления и федеральным органам власти строить и создавать искусственные водоёмы и водохранилища, не изымая землю у её владельцев. Делают они это, реквизируя её во временное использование до окончания всех необходимых работ. Однако российское законодательство не устанавливает чётких сроков временной реквизиции территорий, ставя временные рамки от двух до двадцати лет. Эти сроки зависят непосредственно от того, кто выступает владельцем недвижимости, каково назначение планируемого водного объекта и насколько масштабны работы.

Земли водного фонда правовой режим

Охранная деятельность содержит в себе особые мероприятия с направленностью на регулирование, восстановление и сохранение охранного объекта. Отношения, связанные с регулированием земли водного фонда состоят из зафиксированных прав и обязательств, наложенных на каждого участника.

Основные направления деятельности охраны:

  • Соблюдение регламентированных требований к эксплуатации в соответствии с целью и категорией;
  • Введение санкций нарушителям норм земельного и водного действующего законодательства;
  • Осуществление действий, направленных на работу по восстановлению водного ресурса и прилегающей к нему земли.

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.

Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.

Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.

Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:

  • угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
  • также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
  • земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
  • земли, размещаемые под дорожными полотнами;
  • нарушенные и другие.

Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.

Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.

Земли, входящие в структуру водного фонда, разделают на две разновидности: земли, чьи территории покрыты водой, и земли, которые граничат с водными объектами, и предназначены для обслуживания различных лиц, отнесенных к водопользователям из числа юридических и физических лиц.

К землях, которые покрыты водой, относятся земли, покрываемые водной средой на протяжении большей части года или всегда, и которые относятся к части одного из водных объектов.

Если говорить о водных объектах, то здесь подразумевают сосредоточенность воды поверх участков суши с повторением ее рельефа, или же в глубинах недр, имеющая границы, конкретный объем и признаки водного режима.

К перечню земель, покрытых водой, можно отнести земли, которые заняты морскими внутренними или же территориальными водами Российской Федерации.

К внутренним морским водам относят воды, размещение которых характеризуется заполнением от исходных точек в сторону береговых линий. Исходные точки (линии) используются для выполнения расчетов параметров ширины территориального моря.

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Мы разобрали понятие земель водного фонда и правовые особенности данной категории, а также существующие на сегодняшний день классификации. Важно отметить, что водные объекты, а также земельные участки, которые находятся в границах территорий водного фонда, определяются некоторой общностью правовых свойств, так как выступают в роли недвижимого имущества и самостоятельных природных объектов. Стоит отметить, что обособленный объект водного типа не обязательно будет составляющей участка земли. Он может располагаться в границах нескольких территорий или применяться без выделения отдельного участка.

Настоящая глава 6 ВК РФ, посредством которой реализуется правовое регулирование зон природоохранного значения, в первую очередь посвящена охране отдельных разновидностей водных объектов. В статье 55 Водного кодекса установлены специальные мероприятия, связанные с охраной водных объектов, предотвращением их засорения, загрязнения и истощения вод, а также меры, относящиеся к ликвидации последствий названных явлений, которые должны выполнять владельцы водных объектов, находящихся в частной собственности, государственные структуры исполнительной власти федерального уровня (в отношении лишь тех объектов, которые находятся в федеральном владении), структуры исполнительной власти субъектов страны, а также органы местного управления относительно тех объектов, которые находятся в муниципальном владении.

Важно отметить, что в порядке реализации охранных функций от негативного влияния хозяйственной или иной деятельности общества или отдельных его представителей Водный кодекс определяет специальные зоны охранного значения:

  • Прибрежная полоса.
  • Береговая полоса, относящаяся к объектам общего пользования.

Элементы, которые введены в структуру территорий водного фонда, перечислены в Водном Кодексе РФ. Статьи данного документа оговаривают, что эти земли имеют в своем составе водные объекты, ресурсы, а также береговые полосы, водозаборные зоны и гидротехнические сооружения.

Участки, относимые к водному фонду, определяются как возобновляемые, но из-за уязвимости природных ресурсов и их ограниченности, на территориях действует особый правовой режим, регулируемый законодательством.

Территории, относимые к землям водного фонда, делятся на 2 большие группы:

  1. Естественные водоемы и заполненные водой площади.
  2. Участки, прилегающие к водным объектам и используемые физическими и юридическими лицами для обслуживания.

Территории второй группы, свою очередь, делятся на мелкие подгруппы в зависимости от своего наделенного функционала. Они могут:

  • обеспечивать население питьевой водой;
  • использоваться для оздоровительных нужд;
  • применяться для добывания технической воды для сфер промышленности и сельского хозяйства;
  • использоваться энергетическими компаниями;
  • служить в роли рыболовных комплексов.

Защита данных земель от нерационального использования и несоблюдения норм экологической безопасности осуществляется природоохранными службами. Особенный охранный режим устанавливается на территориях федеральными и муниципальными законодательными актами.

Водный объект — это искусственная или естественная территория, свойства и особенности которой подразумевают необходимость введения особого режима.

Элементы данной категории определены в Водном Кодексе РФ: в их число включаются водные территории, располагающиеся над поверхностью земли, и воды, протекающие или содержащиеся под землей.

Правовые формы использования земель водного фонда

К данной подгруппе относятся подземные бассейновые расположения, а также воды, протекающие постоянно или после осадков в горных массивах и расщелинах.

Данный ландшафтный элемент также включается законодательством в перечень водных объектов. Береговая линия представляет собой охраняемую законодательством естественную полосу суши.

Фактически эти участки относятся к зоне непосредственного водного объекта, который они обрамляют, но на них допустима организация оздоровительной или хозяйственной деятельности, если она не противоречит установленным законодательством правилам.

На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.

Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:

  • при формировании участка с особо охраняемой зоной;
  • при расширении площади городов и поселков;
  • при переносе федеральных или муниципальных объектов;
  • при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.

Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:

  • изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
  • земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
  • земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
  • территории, перемещенные в резерв.

Решение о переводе земель в иные категории решается на федеральном и муниципальном уровне на основании присутствия участка в специальных реестрах.

Согласно ЗК и ВК, участки, прилегающие или имеющие на своей площади замкнутые водные пространства, могут находиться в собственности у частных и юридических лиц. В таком случае территории выполняют хозяйственный функционал и могут быть проданы или переданы во владение вместе с расположенными на них прудами, карьерами и иными искуственными водоемами.

Важно отметить, что объектом купли продажи в этих случаях могут быть только замкнутые элементы: реки, озера не могут быть отчуждены вместе с прилегающими территориями, поскольку являются государственной собственностью и принадлежат к категории объектов общего пользования. Передача в собственность может быть осуществлена, если водоем, расположенный на участке:

  • имеет незначительные размеры;
  • не имеет протока к иным водоемам;
  • имеет замкнутую береговую линию.

При соблюдении всех перечисленных факторов, участки могут быть куплены, проданы, переданы в наследство или подарены. Если территория не является собственностью, пользоваться ей в хозяйственных нуждах и физическим, и юридическим лицам разрешается только на правах сервитута.

Важным моментом является разделение земель фонда на две значительные группы.

  • К первой относятся земельные площади общего пользования. Субъекты прав на них – это и государство, и местные органы управления. Например, участок может находиться в собственности муниципальной или федеральной власти.
  • Вторая группа – участки, которые государство взяло под свою охрану. Это площади, где всегда работают объекты технического типа, объекты культурного или эстетического вида, научного, рекреационного. Технические сооружения на охраняемых территориях водного фонда осуществляют работы по изучению воды, ее водозабору для различных целей.

На территориях общего пользования можно осуществлять разные виды деятельности, использовать для бытовых нужд многих людей. Но на такой земле юридическое лицо не может использовать водный объект в своих коммерческих целях.

На площади земель водного фонда располагается целый ряд водных объектов. Ознакомиться, что представляет собой понятие и состав данных объектов можно в статье 5 ВК РФ. По данным этой статьи существует две большие категории, на которые делятся объекты поверхностные и объекты подземные.

ВАЖНО! Все наземные объекты считаются собственностью государства. Исключение составляют только те, о которых идет речь в нормативно-правовых актах отдельных субъектов федерации. Границы устанавливаются по закону.

Нужно отметить, что к поверхностным объектам относятся еще и те территории, которые непосредственно прилегают к объектам водным. Что относится к водным объектам первой группы?

  • Море и то, что на нем расположено, его пристани, порты, проливы.
  • Пруды, реки, озера, ручьи, водохранилища, болота.
  • Также относятся к категории и выходы подземных водяных потоков (родники, колодцы, гейзеры)
  • Объекты, покрытые снегом или льдом. Обычно под такими объектами подразумеваются вершины гор с ледниками.

Каждый из объектов имеет свои границы, установленные с учетом соответствующего законодательства. Но существуют особенности такого определения.

Если реки имеют границы, установленные по уровню воды (замеры берутся на протяжении многих лет), то площадь болот ограничивается торфяными залежами на максимальной глубине. Рубежи морской водной территории также определяются по стабильному уровню жидкости. Значительная часть водного фонда – объекты, располагающиеся под поверхностью земли.

  • Это водоемы подземного типа.
  • Подземные водостоки, течения.
  • Подземные ключи.
  • Водные карманы, находящиеся под землей.

Для установления их рубежей используются положения законодательства по использованию природных недр. Происхождение водных объектов может иметь как природное, так и искусственное происхождение. Ценными являются все ресурсы, поэтому они должны охраняться законодательно.

Земли водного фонда: понятие, виды, состав и правовой режим

Для удобной организации охраны специальных зон земель водного фонда их разделили на несколько групп – поясов. Составляется карта, где выделяются эти площади.

  • Первый пояс подразумевает строгий режим охраны. Обычно он устанавливается там, где действует водозабор, работают водопроводные сооружения. На территорию такой зоны запрещен вход посторонним лицам, которые могут ухудшить качество воды для населения.
  • Пояс второй и третий – это те площади, на которых выполняются мероприятия по защите водных источников от загрязнения.

Смотрите видео: Водоохранные зоны: что нельзя?

Вышло много законов, объектом которых есть земля водного фонда. Среди них документы, касающиеся хозяйства водного, сельского, которое ведется на прилегающих к воде территориях. Основные законы:

  • Водный кодекс.
  • Земельный кодекс.
  • Законы «О границе с РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море».
  • Закон, рассматривающий защиту граждан при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера.

Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.

ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.

Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.

Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.

Данная категория включает несколько типов земель:

  • Это территории, на которых располагаются поверхностные воды водоемов. К ним относятся и природные, и созданные человеком.
  • К землям относятся, на которой были построены различные гидротехнические сооружения водных объектов.

Отведение и выделение отдельных участков земли, на которой находятся водные объекты, законом не предусмотрено. Когда нужно построить, например, искусственный водоем, необходимо выполнить процесс земельного резервирования.

ВНИМАНИЕ! Порядок эксплуатации земель из категории водного фонда определяется Водным Кодексом и Земельным кодексом РФ, другими законодательными актами.

Следует ответственно относится к вопросу охраны таких площадей и их рациональной, грамотной эксплуатации. Вода в искусственных или природных водоемах является важным ресурсом государства, поэтому вопросам охраны и безопасного использования водных объектов и земель водного фонда уделяется большое внимание.

Законодательством Российской Федерации водный фонд определен как важнейший компонент окружающей среды, который имеет ограниченный объем и который является одним из самых уязвимых ресурсных природных богатств.

Под действие законов попадают открытые водные объекты искусственного происхождения, природного, места выхода на поверхность подземных вод и земли, которые их прикрывают, площади берегов и дна водоемов. Это объясняет, почему правовой режим относительно земель водного фонда регулируется и Водным кодексом РФ, и Земельным.

Что такое объект водного фонда? Включаются в фонд объекты, которые зарегистрированы в водном кадастре. Они имеют большое экономическое значение, так как служат для жизнеобеспечения населения региона, где такой объект располагается, играют также социальную роль, экологическую.

Водный государственный кадастр – большая база, в которую отнесены самые различные водные объекты. Также здесь содержится и информация по их применению.

По отношению к категории водного фонда действует специальный правовой режим земель. Законом запрещена приватизация участков, находящихся в береговой полосе, территорий общего пользования с прудами или другими водоемами.

Но на своих участках граждане имеют право создавать искусственные водоемы, эксплуатировать уже находящиеся в своих целях но без угрозы окружающей среде и состоянию водного объекта. При строительстве любого водного объекта необходимо придерживаться санитарных, экологических нормативов.

  1. Лицам, имеющим отношение к участкам земли с водными объектами, к их эксплуатации или охране, нужно хорошо знать Земельный, Водный Кодекс.
  2. Также правовые отношения регулируются законами «О госгранице РФ», «О внутренних морских водах…».
  3. Следует соблюдать и закон «О защите граждан и гос.территории от чрезвычайных ситуаций….»

Водный фонд РФ: правовой режим земель и что это такое

Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:

  1. Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
  2. Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
  3. Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
  4. Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
  5. Также в категорию включены земли болотной местности.

Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.

ВНИМАНИЕ! К ним могут относится площади сельскохозяйственного назначения, лесные площади, участки под дорожным полотном. Их включение в состав водного фонда имеет охранные цели.

Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.

Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.

Такие земли, в основном, используются для строительства объектов и сооружений, необходимых для обеспечения людей водой, оздоровительными условиями, бытовыми. Также земли эксплуатируются в целях решения различных задач народного хозяйства.

Они могут быть необходимы для развития таких отраслей, как рыбохозяйственная, природоохранная, энергетические, транспортная, оборонная.

ВАЖНО! Владельцем земли из категории водного фонда является тот, кто и владеет водным объектом на ней.

  • Здесь часто устанавливаются береговые линии, в пределах которых нельзя проводить распашку земли.
  • Запрещается вырубка деревьев и их корчевание.
  • В таких зонах не строятся животноводческие комплексы.
  • Не проводится любая другая деятельность, которая может привести к ухудшению экологии и качества воды.
  • Виды деятельности на территории водоохранных зон не должны противоречить положениям Водного Кодекса. А также следует учитывать и нормы Земельного Кодекса РФ.

Среди водоохранных зон особенное значение имеют санитарные зоны водоснабжающих источников. Цель их создания – защита от вредоносных факторов воды таких объектов. Для таких санитарных зон разрабатываются различные эффективные меры, которые направлены на устранение рисков загрязнения воды и окружающей почвы.

Санитарные зоны вокруг источников водоснабжения разделяются на три пояса. Первый – территория с самым строгим охранным режимом, обязанным обеспечить защиту водоразборного центра от повреждений и загрязнения воды. Доступ на такую территорию строго ограничен. Задача второго и третьего пояса санитарной зоны подобная – предупреждение возможного загрязнения.

Выделяется несколько запрещенных видов деятельности для земель данной категории:

  1. Их нельзя использовать для размещения кладбищ, отстойников, скотомогильников.
  2. Также нельзя устраивать стоки для водоснабжения грунты.
  3. Здесь не проводится химическое опыление с помощью авиации.
  4. Не проводится не регулированное движение транспорта, не обустраиваются для него стоянки, ремонтные мастерские.
  5. На территории данных земель законодательством запрещено размещение смазочные и горючих материалов, пестицидов, химикатов.
  6. Земли фонда не подходят для добычи полезных ископаемых.
  7. Запрещается ведение сельскохозяйственной деятельности.

Особо остро стоит вопрос о том, кому принадлежат земли водного фонда. Являясь достоянием всей страны, логично было бы, если бы эти земли принадлежали всем гражданам. Но по факту это не так, у земель водного фонда особый правовой режим владения.

Могут ли земли водного фонда находиться в частной собственности, говорит Водный Кодекс. В ст. 8 Водного Кодекса указано, что все водные объекты вместе с земельными участками, на которых они располагаются, принадлежат к собственности РФ, то есть к федеральной собственности.

Субъекты РФ, отдельные города, юридические лица и граждане могут иметь в собственности только обособленные водные объекты. Это искусственные непроточные водоемы, имеющие небольшую площадь, но не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами. Проще говоря – это пруды и обводнённые карьеры.

Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться всеми гражданами, но только по назначению. По договору частным лицам они могут передаваться в долгосрочное или краткосрочное пользование. При этом права их ограничены водными сервитутами. То есть объекты используются для прохождения судов или прогона скота.

Владелец земли имеет право использовать по закону подземные воды или создавать на этой территории пруд, если это никому не мешает.

В водоохранных зонах допускается проектирование, строительство и использование специальных сооружений, если они оснащены центральной канализацией, системой отвода сточных вод и сооружением для сбора отходов.

Отчуждать водные объекты без земельных участков законодательство запрещает. Кроме того запрещено на особо охраняемых землях водного фонда:

  1. Гидравлическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Полностью изолированные водоемы, например, бассейны, резервуары с водой вне зависимости от их объема и расположения не относятся к водным объектам.
  2. Постоянство. Временные скопления вод (например, в результате ливня, разлива рек, таяния снега) по закону не относятся к водным объектам.
  3. Входит в состав водного фонда. Водный объект должен быть включен (или должен подлежать включению) в государственный водный реестр. Например, если искусственный пруд для разведения рыбы зарегистрирован в качестве имущества, то он будет рассматриваться законом как объект не водных, а гражданских и иных правоотношений.

Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.

Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:

  1. Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
  2. Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.

Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:

  • для морей — по линии максимального отлива;
  • для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
  • для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
  • для болот — по границам залежей торфа.

Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).

В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.

В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра.

То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *