Что означает камеральная налоговая проверка декларации 3 НДФЛ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что означает камеральная налоговая проверка декларации 3 НДФЛ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Опустить конверт в почтовый ящик нельзя из-за обязательности описи вложения (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Плюс: Не будет отказа в приемке; все взаимодействие с проверяющими формализовано. Не нужно нотариальное заверение полномочий на того, кто отправляет документы за вас.
У налоговой меньше времени на проверку, а значит меньше шансов найти ошибки и несоответствия (поскольку датой сдачи декларации считается дата почтового отправления по почтовому штемпелю, то срок начинает отсчет именно с этого дня, и у налоговой становится меньше дней на проверку за счет доставки).
Внимание!
Декларацию и опись, вложенные в почтовое отправление, должен подписать сам декларант.
Минус: Есть риск потерять почтовую квитанцию.
Что такое камеральная проверка
Для отправки 3-НДФЛ с приложениями через личный кабинет на сайте ФНС достаточно простой электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), которая будет сформирована в личном кабинет бесплатно.
Плюс: Минимизировано влияние человеческого фактора.
Минус: Необходима регистрация в личном кабинете.
Документы, которые необходимы как основания для применения налоговых вычетов, перечислены в Письме ФНС России от 22.11.2012 № ЕД-4-3/19630@. В ходе проверки инспекторов будет интересовать и комплектность, и достоверность документов. Этот параметр уточняют обычно в рамках встречных проверок. Особенно тщательно налоговики проверяют дорогостоящее лечение.
ИП на общей системе и все, кто не претендует на вычет, заинтересованы в сокращении сроков проверки налоговой декларации не слишком сильно. Однако, если речь идет о возврате налога, то срок имеет не просто значение, но и очень важен. Ведь от него зависит, когда бюджетные деньги будут отправлены на счет налогоплательщику.
Внимание!
Камеральная налоговая проверка 3-НДФЛ длится 3 месяца со дня представления 3-НДФЛ в инспекцию (п. 2 ст. 88 НК РФ).
При почтовом отправлении дата сдачи декларации (т.е. дата получения ИФНС документов, отправленных по почте) считается дата почтового отправления по почтовому штемпелю.
Подача уточненной налоговой декларации может в любой момент прервать незаконченную камеральную проверку первичной 3-НДФЛ. В этом случае сроки будут аннулированы и пойдет новый отсчет, уже в отношении уточненной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Нарушение сроков камеральной проверки – явление довольно редкое, как правило проверка налоговой декларации проходит очень оперативно, если у инспекции нет претензий к представленным документам и декларации.
Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.
Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.
Основное направление налогового контроля — проверка правильности заполнения декларации. Также во время аудита сверяются данные предыдущих и текущих расчетов для установления факта переплат или недоимки. В рамках камеральной проверки могут проводить комплекс работ по другим статьям налогового контроля, запрашивать документы и информацию у третьих лиц.
Согласно общему положению аудит может длиться до 3 месяцев со дня подачи отчетности в ФНС. Декларация по НДС проверяется в течение 2 месяцев. При обнаружении признаков нарушений со стороны компании или физического лица налоговая служба вправе продлить период контроля. По истечению срока камеральной проверки инспекторы должны прекратить любые внешние действия, но могут продолжать составлять внутренние акты ФНС.
Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:
- Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
- Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствии данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.
В рамках углубленного анализа сотрудник ФНС может направить уведомление о выявленных нарушениях, потребовать пояснение или запросить уточненную налоговую декларацию.
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты, физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию. В форме 3-НДФЛ указывают все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС. В это время анализируют:
- полноту и правильность заполнения документов;
- корректность применения налоговых ставок и льгот;
- соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
- обоснованность применения вычетов.
При проведении камеральной проверки инспекторы ФНС могут запросить у физического лица дополнительные данные. При обнаружении противоречий и ошибок в отчете у гражданина потребуют предоставить пояснения или исправить декларацию 3-НДФЛ в течение 5 рабочих дней. В таком случае отсчет нового срока камеральной проверки начнется с момента выполнения физлицом требований налоговой инспекции.
Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения
\n\n
Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.
\n\n
Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.
\n\n
Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.
\n\n
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
\n\n
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
\n\n\n
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
\n\n
На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.
\n\n
Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.
\n\n
Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.
Всё, что вы должны знать о 3‑НДФЛ
Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.
Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.
Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.
Камеральная проверка – это проверка конкретной декларации/расчета (далее – декларация), проводимая по месту нахождения ИФНС на основе этой декларации и документов/сведений, которые представлены плательщиком, а также имеются в распоряжении налоговиков. Иными словами, это проверка налоговиками в инспекции конкретной декларации на основе имеющихся данных.
Далее мы расскажем об общем порядке проведения камеральных проверок, а потом остановимся на нюансах камеральных проверок некоторых деклараций, так как проверки отдельных деклараций имеют свои особенности.
При приобретении квартиры у ЖСК срок владения начинается с выплаты паевого взноса, получения справки о полной выплате и подписания акта приема-передачи, а не с даты получения свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Регистрация права носит заявительный характер. Даже если квартира не зарегистрирована, правообладатели могут воспользоваться имущественным налоговым вычетом на основании справки о полной оплате.
Пример
В 2009 году Яковлев заключил договор с ЖСК на строительство квартиры. В 2011 году квартиру построили, паевой взнос был выплачен полностью.
В 2020 году Яковлев решил продать эту квартиру, для чего потребовалось оформить право собственности.
В 2021 году от налогового органа Яковлеву придет уведомление о представлении декларации 3-НДФЛ, в ответ на которое необходимо будет представить лишь справку о полной выплате паевого взноса.
Каков срок проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?
При получении квартиры в дар срок владения начинается с даты государственной регистрации права собственности.
Пример
В 2014 году Алферова получила от брата квартиру в дар. В 2018 году было зарегистрировано право собственности, в следующем 2019-ом квартира была продана.
В 2020 году необходимо будет сдать декларацию, так как срок владения был меньше минимального. В декларации можно заявить имущественный вычет в размере 1 млн руб., так как документально подтвержденных расходов нет.
Если дом построен самостоятельно, срок владения исчисляется с даты регистрации права собственности на данный объект.
Пример
С 2010 по 2016 год Сорокин строил дом на земельном участке. Строительство было завершено в январе 2016 года, а в марте оформлено право собственности.
Дом является единственным объектом недвижимости. При реализации после января 2019 года он не будет облагаться налогом.
Если право на имущество признано в судебном порядке, то срок владения начинается со дня вступления решения суда в законную силу.
Пример
В 2014 году Новиков обжаловал договор наследства в суде. По договору наследования всё имущество отходило только его брату.
В 2016 году суд постановил, что половина имущества по договору должна перейти в собственность Новикову. Регистрация права на имущество была оформлена в 2018 году, а реализация — в 2020-ом. Срок владения имуществом начинается с 2016 года, со дня вступления в законную силу решения суда.
Модестов получил в наследство квартиру в 2020 году кадастровой стоимостью 3 млн руб. и решил продать её в этом же году. Продажа осуществляется раньше минимального срока владения и документально подтвержденных расходов на приобретение нет.
В данном случае можно воспользоваться имущественным вычетом в размере 1 млн руб. Сумма к уплате составит: 260 000 руб. = (3 млн руб. – 1 млн руб.)*13 %
Камеральные проверки: что чаще всего находят налоговики
Продолжительность камеральной проверки 3-НДФЛ строго регламентирована налоговым законодательством РФ и составляет 3 месяца с даты представления декларации. Продлить камеральную проверку инспектор может только в том случае, если вы подадите уточненную декларацию. Тогда камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинаются новые контрольные процедуры по проверке уточненки.
Если налоговая нарушает сроки камеральной проверки 3-НДФЛ, рекомендуем обратиться в ФНС. Налоговый инспектор быстро проверит по базе с чем связана задержка.
Помимо очного обращения вы вправе подать жалобу о бездействии сотрудников налогового органа через личный кабинет налогоплательщика. Для этого перейдите в раздел «Жизненные ситуации», далее «Прочие ситуации» и выберите «Жалоба на акты, действия(бездействие) должностных лиц». Жалобу нужно описать, ссылаясь на нормы НК РФ.
Срок проверки 3-НДФЛ может быть различным (от 1 дня до нескольких недель), но не может превышать 3 месяцев.
Если налогоплательщик обнаружил в указанных в 3-НДФЛ сведениях неточности или ошибки, он может откорректировать их с помощью уточненной декларации. В этом случае проверка первоначальной декларации прекращается, а уточненный отчет подвергается контрольным процедурам с самого начала в полном объеме.
- истребование документов у налогоплательщика;
- истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц;
- допрос свидетелей;
- проведение экспертизы;
- участие переводчика, эксперта;
- осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика).
Проверяя отдельную декларацию либо расчет, налоговик анализирует всю отчетность налогоплательщика за период, к которому проверяемый документ относится. Вот при этом анализе и выявляются нарушения. Анализируются все данные, которые удается узнать о проверяемом налогоплательщике: полученные из внешних источников, от контрагентов, сведения о прошлых камеральных проверках.
-
Как формировать резерв на оплату отпусков?
301 0
При сдаче декларации в ФНС,инспектор просто принимает ее — на декларации ставится штамп, что ее приняли и срок сдачи не нарушен. Инспектор не проверяет полученные декларации, этим занимается отдел камеральных проверок. Когда к ним попадают декларации,они начинает проверять:
● Правильно ли вы заполнили декларацию
● Правильно ли поставили ставки налога
● Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее
Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.
Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.
Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.
О камеральной налоговой проверке
Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.
На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.
С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.
Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.
После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.
В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.
В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.
Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.
При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:
● простые арифметические ошибки;
● несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;
● нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;
● предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;
● занижение выручки;
● завышение расходов;
● отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;
Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.
КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:
- ежеквартально по НДС и налогу на прибыль;
- ежегодно по налогу на имущество, 3-НДФЛ (вместо налога на прибыль для ИП на общей системе налогообложения) и по налогу для компаний и ИП на упрощенной системе налогообложения, НДФЛ и страховым взносам.
Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.
ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.
Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:
- затребовать дополнительные документы;
- допросить руководителя компании и других сотрудников, а также контрагентов;
- назначить экспертизу документов, печатей, подписей;
- выехать к налогоплательщику по месту ведения деятельности.
Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.
В ст. 88 НК РФ, где введено это понятие, сам термин не расшифровывается, но его определение следует из системного толкования норм. Понятно, что в ходе процедуры налоговики проверяют правильность подсчета налога, а вот что значит камеральная проверка налоговой декларации в данном контексте: это проверка по документам, предоставленным налогоплательщиком или уже имеющимся в ИФНС, но без дополнительного вызова в инспекцию. Это внутреннее контрольное мероприятие.
Ошибки, выявленные при камеральной проверке
На первом этапе камеральная проверка налоговой декларации по налогу проводится в виде сверки. Отчетность проверяется на наличие ошибок, опечаток и т. д. Предоставленные данные сопоставляются с данными за предыдущий период, со сведениями о движении по расчетным счетам, с показателями по другим сборам за тот же период.
В результате выявляются:
- ошибки;
- противоречия;
- несоответствия.
В ходе камеральной проверки налоговики изучают следующие предоставленные налогоплательщиком документы.
Вид декларации и правила заполнения Статья Налогового кодекса Декларация и(или) расчет авансовых платежей по налогу на прибыль Ст. 246, 286 НДС Ст. 173, 174 По налогу на имущество Ст. 386 По УСН Ст. 346.13 По ЕНВД Гл. 26.3 По транспортному налогу Гл. 28 По земельному налогу Ст. 398 Расчет по страховым взносам Гл. 34 Если в налоговую были отправлены уточненки, они тоже становятся объектом контроля.
При возникновении подозрения на нарушение или установлении ошибок ФНС вправе затребовать дополнительные документы, пояснения или уточнения к отчетности (первичные документы разрешено запрашивать только при выявлении нарушений). В течение 5 дней их необходимо предоставить. Повторно уже проверенная форма не проверяется.
При заявлении в отчетном бланке льгот или предъявлении НДС к возмещению из бюджета инспекторы вправе запросить подтверждающие документы.
Когда налоговая проявит интерес к документации Норма закона Какие документы разрешено затребовать Выявлены противоречия и нестыковки с другими документами П. 3, п. 8.1 ст. 88 НК РФ
Письма ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395, от 16.09.2015 № СД-4-15/16337
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур
Пояснения или исправленный (уточненный) отчет
Декларация по НДС с заявленной суммой возмещения (строка 050 раздела 1) П. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 Документы, подтверждающие право на вычеты Декларации с заявленными льготами П. 6 ст. 88 НК РФ Документы, подтверждающие право на льготы Декларации по НДПИ, водному или земельному налогам П. 9 ст. 88 НК РФ Документы-основания для исчисления и уплаты этих налогов Какого-либо специального решения руководства для начала камеральной проверки не требуется, она проводится уполномоченными специалистами в течение 3 месяцев с момента предоставления отчетных форм. Уведомления о начале плательщику не направляется. Отдельно срок камеральной проверки декларации по косвенным налогам в ст. 88 НК РФ не установлен, но в этой правовой норме сделано исключение для НДС, по нему проверочные мероприятия продолжаются всего два месяца.
Установлен и срок камеральной проверки при непредоставлении налоговой декларации, он составляет 3 месяца с момента истечения срока для предоставления отчетности. Такие проверочные мероприятия осуществляются на основании имеющихся у ИФНС данных.
Если нарушений не выявлено, никаких дополнительных действий контролирующий орган не предпринимает. Но если наличие нарушений установлено, составляется акт (по КНД 1160098) в течение 10 дней после окончания проверочных мероприятий. Его копия уже в течение пяти дней вручается налогоплательщику. Последнему законом дан месяц, чтобы подать возражения на акт. После истечения этого срока руководитель ИФНС решит вопрос о привлечении плательщика к ответственности за правонарушение в области налогов. Результаты оспаривают в вышестоящей инстанции и в Арбитражном суде.
-
Налогоплательщик подает налоговую декларацию
-
Данные отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС
-
Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – свои для каждого налога
-
Показатели текущего периода анализируются и сопоставляются с аналогичными показателями прошлого периода
-
Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.
-
Если после всех действий налоговики не выявили ошибок, противоречий или каких-либо нарушений, то у инспекции нет оснований проводить глубокую камеральную проверку. На этом «камералка» успешно заканчивается.
-
Если в декларации выявлены противоречия, ошибки, нарушения – налогоплательщику высылаются требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.
Что такое камеральная налоговая проверка?
Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.
На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала – не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку. Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».
Судебно-арбитражная практика
Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.
Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.
Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком – физическим лицом затраты. Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.
Подбирать документы на основании советов и мнений своих знакомых не следует, так как они могут не знать всех тонкостей и специфики рассмотрения именно в той налоговой инспекции, за которой вы закреплены. А при отсутствии необходимых документов налоговый инспектор не будет проводить проверку, так как начало проверки связано с одновременным наличием налоговой декларации и представлением налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов. Согласно письму Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 исчисление срока камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация и последний из подтверждающих документов.
Пример 1
Руководитель ООО как физическое лицо представил в налоговую инспекцию для получения налогового вычета заявление, налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов 1 июня. Однако пакет документов был неполным, и потребовалось представить еще ряд документов. Это было выполнено налогоплательщиком только 15 июня. Следовательно, трехмесячный срок будет исчисляться не с 1 июня (когда он принес документы и заявление), а с 15 июня (когда были принесены последние необходимые документы).
Налогоплательщик – физическое лицо должен представлять в налоговую инспекцию только те документы, которые подтверждают сведения, указанные в налоговой декларации и являющиеся основанием для получения налогового вычета. Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840 в требовании о предоставлении документов налоговая инспекция должна четко указать, какие именно документы ей необходимы для проверки.
При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора.
Вопрос подачи физическим лицом документов на получение налогового вычета организации-работодателя напрямую вроде бы не касается. Но в случаях, если налогоплательщик – физическое лицо получал вычеты (стандартные, имущественные) по месту работы и по вопросам предоставления этих вычетов и их расчету у налогового органа появляются претензии, то возникают риски предъявления налоговых претензий к организации как к налоговому агенту и проведение проверки уже в отношении организации.
Для того чтобы избежать возможных претензий к организации, необходимо организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу так, чтобы впоследствии претензий не было.
Первоначально в организации внутренними документами необходимо установить порядок получения от сотрудников заявления на получение налоговых вычетов и форму заявления на их получение. Ряд организаций ошибочно считает, что достаточно один раз получить заявление на получение налогового вычета от сотрудника и в дальнейшем он будет предоставляться «автоматически». Такая позиция не верна и может повлечь штрафные санкции со стороны налогового органа за необоснованное занижение налоговой базы по НДФЛ.
Все заявления работодателю как налоговому агенту должны составляться по единой форме, с указанием статьи Налогового кодекса, на основании которой будет предоставляться налоговый вычет, и вида налогового вычета, которые получает работник. Часто возникает вопрос о необходимости представления в бухгалтерию организации-работодателя копии документов, подтверждающих законность запрашиваемого вычета. По нашему мнению, подтверждающие документы в бухгалтерию представлять необходимо, так как это позволит оправдать необходимость получения вычета работодателем как налоговым агентом.
Организация должна вести учет (в форме регистра управленческого учета) всех сумм предоставленных налоговых вычетов. Это необходимо для того, чтобы не возникло излишне вычтенных сумм и, как следствие, не появились претензии со стороны налоговых органов в занижении налоговой базы по НДФЛ.
- Свежие
- Посещаемые
Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу с 01.01.2021 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 325-ФЗ), которым статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнена пунктом 1.2., расширяющим полномочия налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок в случае непредставления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, на основании имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах, сообщает следующее.
Предварительный расчет сумм налога с доходов физических лиц, полученных от продажи либо в результате получения в дар недвижимого имущества, осуществляется в ПК АИС «Налог-3» в ветке «Налоговое администрирование\Физические лица\4.02. Контрольная работа ФЛ — НДФЛ\02. Расчеты НДФЛ по продаже и (или) дарению объектов недвижимости». В дальнейшем сведения из данной ветки поступают для проведения камеральной налоговой проверки.
При автоматизированном расчете учитывается, что для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса.
Проведение камеральной налоговой проверки в соответствии с пунктом 1.2. статьи 88 Кодекса и оформление её результатов осуществляется в ветке «Налоговое администрирование\Контрольная работа (налоговые проверки)\122. Камеральная налоговая проверка НДФЛ\04. Реестр расчетов по продаже и (или) дарению объектов недвижимости в подлежащих КНП в соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК», в которой по сроку соответствующему дню, следующему за днем истечения установленного срока уплаты налога на доходы физических лиц, формируется указанный реестр.
При подтверждении по результатам проверки факта неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации, установленной пунктом 1 статьи 229 Кодекса, налоговым органом применяются меры ответственности, предусмотренные пунктом 1 статьи 119 Кодекса, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Обращается внимание, что в ПК АИС «Налог-3» технологическим процессом 103.06.06.00.0160 «Расчет НДФЛ и камеральная налоговая проверка на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о продаже либо дарении недвижимого имущества», в рамках которого реализовано проведение вышеуказанной камеральной налоговой проверки, не предусмотрено автоматическое закрытие камеральной проверки по истечении трехмесячного срока.
Учитывая изложенное, а также прогнозируемое увеличение нагрузки в связи с вступлением в силу Закона N 325-ФЗ, в целях недопущения нарушения сроков, установленных пунктом 1.2. статьи 88 Кодекса, необходимо организовать работу территориальных налоговых органов для обеспечения проведения и своевременного завершения камеральных проверок.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления) необходимо довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.
Государственный советник
Российской Федерации
2 классаА.В. Егоричев Клиент вначале налогового квартала числился в налоговом отделении по Московской области, а в середине квартала перешёл в налоговую в Москве. Естественно, смена налогового отделения вызвала пристальный интерес фискалов, и в компании началась камеральная проверка. По итогам, компании доначислили налог на имущество и пени за несвоевременную уплату.
Бухгалтер усомнился в правомерности доначислений, и рекомендовал владельцу компании не спешить уплачивать налог. Тем временем бухгалтер пыталась дозвониться в налоговую, чтобы выяснить ситуацию. Но дозвониться до налоговиков — дело нелёгкое, поэтому вопрос завис на целых 5 месяцев. Что было дальше, и поплатилась ли компания за медлительность бухгалтера?
Время от времени инспекторы в акте камеральной проверки допускают ошибки. Это даёт возможность отменить решение по акту или снизить доначисления.
Акт камеральной проверки оформляется согласно требованиям, изложенным в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Бланк имеет структуру:
- вводная часть;
- факты нарушения налогового законодательства, подкреплённые документальными подтверждениями. Это могут быть: протоколы допросов, ответы контрагентов, банков и т. д. Вместо протоколов инспекторы могут прикладывать выписки, если сведения не подлежат разглашению (п. 3.1 ст. 100 НК);
- итоговая часть с выводами и предложениями инспекторов.
- Дата составления акта. Акт инспекторы должны составить не позднее 10 рабочих дней после проведения камеральной проверки.
- Реквизиты. Если хоть часть из них отражена неверно, вы избежите доначислений
- Приложение к акту (там, где протоколы допросов, сведения от контрагентов и банков). Если приложения нет — это грубое нарушение инспекторов, и вы спасены от штрафов. Если приложение есть, особенно тщательно проверьте выписки из конфиденциальных документов. Если в них недостаточно сведений, это может значить, что их добыли с нарушением закона. Соответственно, эти данные не могут быть учтены
- Сроки оповещения компании. В течение 5 рабочих дней после подписания акта камеральной проверки его обязаны вам вручить. Вы можете уклониться от получения акта, сославшись на свою некомпетентность. Тогда акт направят в компанию заказным письмом.
- Если налоговики не поинтересовались, дошло ли в организацию заказное письмо. Говоря просто, это даёт возможность компании заявить о том, что она не была извещена о предстоящем рассмотрении итогов проверки. Потому фискалы будут использовать почту наряду с другими каналами извещения, и доказывать, что налогоплательщик был в курсе событий.
- Если о результатах проверки вас известили только по телефону, у вас все шансы оспорить доначисления. Контролёры приняли недостаточно мер по информированию компании, а значит, нарушили её права на защиту. Судьи в таком случае соглашаются с аргументами защиты, ссылаясь на п.2 ст.101 НК.
В таком случае инспекторы не обязаны оформлять акт камеральной проверки. Но опытные бухгалтеры для безопасности компании запрашивают в инспекции письменное уведомление о том, что проверка завершена и нарушений не выявлено. Для этого пишут запрос в произвольной форме с просьбой оповестить о результатах проверки и определить правильность применения налогового законодательства в компании. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК, налоговики обязаны дать ответ в чёткой и понятной форме.
Похожие записи: