Отличие референдума от всенародного голосования и плебисцита
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие референдума от всенародного голосования и плебисцита». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Референдум — это форма прямого волеизъявления граждан, которая выражается путем голосования по важнейшим вопросам государственного значения.
Несложно догадаться, что референдум является одним из ключевых институтов демократии. Ведь по сути дела, только таким образом народ может проявить свою волю при принятии тех или иных государственных решений.
В каждой стране правила проведения референдума регулируются конституцией и действующим законом.
ПОЛИТИКА. Термины. Выборы, референдум, плебисцит.
Выборы, референдум, плебисцит имеют много общих черт: являются формами прямого волеизъявления граждан, базируются на одних и тех же принципах, осуществляются в сходных условиях. Различаются только объекты голосования: в выборах – это кандидат или список кандидатов, в референдуме и плебисците – общественно значимый вопрос. Все эти формы прямой демократии позволяют гражданам непосредственно участвовать в управлении государством.
1. Значение прямой демократии в государственном управлении.
2. Понятие политических выборов. Функции выборов. Признаки, по которым классифицируют выборы:
- территориальный;
- количественный;
- периодичность;
- способ волеизъявления;
- объект выборов.
3. Понятие и сущность избирательной системы. Условия проведения выборов:
- свобода выбора;
- альтернативность выбора;
- законность;
- равенство возможностей кандидатов;
- общественное доверие к выборам.
4. Избирательное право – понятие и виды. Принципы правового регулирования избирательных отношений:
- обязательность;
- всеобщность;
- периодичность;
- независимость избирательных комиссий;
- гласность;
- территориальная основа организации выборов;
- тайна голосования.
5. Типы избирательных систем:
- мажоритарная;
- пропорциональная;
- смешанная.
6. Понятие референдума. Классификация референдумов:
- по юридической силе – консультативный, императивный;
- по территории действия – всенародный, региональный, местный;
- по предмету – конституционный, законодательный, административный, международно-правовой;
- по условиям проведения – обязательный, факультативный;
- по времени проведения – превентивный, утверждающий.
7. Понятие формулы референдума. Стадии референдумного процесса.
8. Понятие и сущность плебисцита.
9. Значение выборов, референдума, плебисцита, их сходства и различия.
Порядок организации и проведения референдумов включает следующие обобщенные стадии: 1) инициативу проведения референдума; 2) назначение референдума; 3) подготовку и проведение голосования; 4) подведение итогов референдума.
Инициатива проведения референдума РФ принадлежит: не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них); Конституционному Собранию РФ в случае вынесения па референдум новой Конституции РФ; федеральным органам власти — в случаях, предусмотренных международным договором РФ и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.
Инициатива проведения референдума гражданами включает три этапа: легализацию инициативной группы референдума; сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума; решение ЦИК по инициативе гражданКонституционное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Норма, 2010. С. 520.
Первый этап — легализация инициативной группы, которая распадается на четыре подэтапа, поскольку требует предварительного образования региональных подгрупп инициативной группы более чем в половине субъектов РФ. В каждую такую подгруппу должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где образуется региональная подгруппа. В состав инициативной группы может входить подгруппа участников референдума, проживающих за пределами Российской Федерации.
Создание региональной подгруппы является первым подэтапом. Гражданин (граждане) РФ, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы, не позднее, чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы письменно уведомляет (уведомляют) избирательную комиссию своего субъекта РФ о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума. Собрание подгруппы проводится на территории того субъекта РФ, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании. Граждане, создающие региональную подгруппу за пределами Российской Федерации, уведомляют об этом ЦИК.
В случае поддержки предложения об образовании инициативной группы и вопроса (вопросов) референдума собрание региональной подгруппы принимает решение о создании региональной подгруппы, а также решения: об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума; об образовании инициативной группы; о назначении из числа членов региональной подгруппы ее уполномоченных представителей. Решения эти считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников собрания. Они отражаются в протоколе собрания.
Второй подэтап — регистрация региональной подгруппы. Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию своего субъекта РФ с ходатайством о регистрации подгруппы, в котором указывается утвержденная на собрании формулировка вопроса (вопросов) референдума. Региональная подгруппа, создаваемая за пределами Российской Федерации, направляет документы в ЦИК.
Избирательная комиссия субъекта РФ, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет ЦИК о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве с тем, чтобы ЦИК имел возможность в течение 10 дней проверить соответствие его (их) законодательным требованиям. Отказ в регистрации может иметь место только по соображениям законности. Решение о регистрации региональной подгруппы, созданной за рубежом, принимает ЦИК.
Решение избирательной комиссии субъекта РФ об отказе в регистрации может быть обжаловано в региональный суд общей юрисдикции. Решение ЦИК, которым утверждено ее заключение о несоответствии вопроса (вопросов) референдума законодательным требованиям, может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.
Создание инициативной группы — это третий подэтап. После регистрации избирательной комиссией субъекта РФ региональной подгруппы начинается создание аналогичных подгрупп в других субъектах РФ. С момента регистрации таких подгрупп более чем в половине субъектов РФ их уполномоченные представители вправе на своем собрании принять решение об обращении в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы. Такое ходатайство должно быть направлено в ЦИК не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. Регистрация инициативной группы является четвертым подэтапом. Если ЦИК установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов законодательным требованиям, в течение 10 дней со дня поступления ходатайства она принимает решение о регистрации инициативной группы, ее уполномоченных представителей и дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума, а также выдает инициативной группе регистрационное свидетельство. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.
Новое в блогах
- 1 Плебисцит
- 2 Виды референдумов
- 3 Древний Рим
- 4 Референдумы в России
- 4.1 Конституция Российской Федерации
- 4.2 Закон России о референдуме
- 4.3 Практика проведения референдумов в современной России
- 5 Референдумы на постсоветском пространстве и в Европе
- 6 Референдумы в мире XXI век
- 7 Примечания
- 8 См. также
Плебисци́т — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера. В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума. В конституционном праве термин плебисцит практически полностью вытеснен наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).
В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.
При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса (например, в США проект поправки к конституции США должен быть представлен Штатам после голосования в Конгрессе, при котором за нее должно быть отдано 2/3 голосов в каждой Палате, а потом не менее 3/4 Штатов должны ее ратифицировать.[1]).
Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).
Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.
От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.
В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).
Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.
Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).
С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».
Что такое плебисцит, и чем он отличается от референдума
В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.
Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.
На референдумы не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания; принятия и изменения федерального бюджета; введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.
2003 г. — Референдум в Чечне.
Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» [2] вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.
18067
107715
41591
45519
Фото Видео 13952
7595
4690
Референдум — голосование, в котором возможно дать ответ «за» либо «против». Согласно лицо с поступившем предложением либо нет. Власть крупных государств сможет подготовить законодательство, но не принимать его. После чего вынести законопроект на плебисцит, и по итогам вносить поправки в закон.
Большинство государств применяют итоги референдума. Если любой жизненно актуальную проблему озвучивают на всенародном опросе , то сможет отсутствовать доверие к власти. Имеется 2 типа людей. Одни полагают, что власть сама ничего не сможет и требует от населения разрешить проблемы государства. Другие довольны возможности разрешать трудности государства, и полагают, что здесь политика для граждан страны.
Существует и негативный момент в организации референдумов. Отсутствует алгоритм в политических вопросах. Если население сделало неверный выбор, то правительство государства старается разрешить проблему и получается наличие противоречия.
Референдум и плебисцит, как виды народного голосования
В соответствии с законодательством, референдумы возможно поделить на следующие виды:
- конституционный — поправки либо дополнение Конституции, её проекта, принятое на основе всенародного голосования;
- местный — пожелание населения в масштабе определённой территории (страны, региона, области, округа, района);
- императивный – решение населения, принятое путём прямого пожелания, и содержащееся обязательную законодательную силу;
- законодательный — результаты народного голосования по согласию либо не согласию проблемы о принятии законопроекта;
- консультативный — всеобщая позиция граждан, по государственно-актуальному вопросу, которое должны брать во внимание при принятии решения (законодательства либо иного НПА) власть;
- обязательный — это всенародный опрос по определённому вопросу, учтённый законодательством;
- факультативный — опрос, назначенный федеральными структурами по собственной предприимчивости, по проблемам, учтённых законодательством.
Конституционный референдум – это завершающий этап в процедуре конституционных изменений.
Если простыми словами, важное и основное отличие, что конкретно избирают:
- Выборы — это конституционное право всего населения путём своего права голоса избирать претендента либо перечень претендентов на конкретную гос должность.
- Референдум — это форма принятия законодательства и актуальных вопросов жизни страны путём выражения позиции группы основной массы населения.
А именно, если выразится коротко, то выборы – это когда граждане выбирает кандидата на любую государственную должность (наиболее доступный пример – избрание Главы Российской Федерации), а референдум – когда принимают актуальное решение, которое относится к жизни страны, путём народного голосования (наиболее доступный пример – опрос о выходе Крыма из состава Украины).
Организация всенародного опроса, это старания страны либо политических партий продемонстрировать народное правление.
Всенародный опрос тоже считается тайным. В отличие от выборов, на плебисцит выносится одно либо несколько предложений власти и население обязано избрать один из двух вариантов — за либо против — по каждой проблеме. Порог посещения избирателей — 50% от территориального населения, на которой проходит референдум. Решение является принятым, если свыше 50 % отдавших голос отметили в бюллетене пункт «за». Голосование сможет стать всенародным либо региональным.
Нередко всенародный опрос осуществляется одновременно с выборами, это экономит бюджетные деньги и время избирателей. Перечни для опроса, избирательные пункты и комиссия те же самые, что и на выборах. Но на участках референдума обязаны быть вывешены информационные бюллетени и таблицы, чтобы человек не запутался между бланками.
Решение, принятое на голосование, становится действительным сразу после обнародования итогов и считается бессрочным. Для отклонения требуется осуществление нового опроса. Сегодня важную роль играют выборы, а всенародное голосование сдвинули на второй план. Это неверное решение, поскольку лишь посредством голосования граждане смогут отстаивать своё мнение.
В соответствии с Конституцией о народном голосовании, с деятельностью об организации референдума смогут выступить Конституционное собрание, ФКЗ, или россияне.
Для проведения всероссийского опроса население одного из российских субъектов обязаны сделать инициативное проведение — так называемую городскую подгруппу дальнейшей деятельной группы. Количество её участников обязано быть не меньше 100 граждан, всегда пребывающих в этой местности.
Подгруппа организовывает собрание, о котором заблаговременно оповещает избирательный комитет субъекта объединения. На нём, в частности, обязаны быть подтверждены вопросы, представляемые на всенародное голосование. Потом уполномоченные представители данной группы обращаются в избирательную комиссию с заявлением об оформлении собственной субгруппы и текстом вопросов. Формулировки проблем избирательного комитета направляет в ЦИК РФ, которая на протяжении 10 суток выдаёт заключение, соответствуют ли они Конституции Российской Федерации.
В соответствии с заключением ЦИК городской комитет оформляет деятельную подгруппу либо отказывает ей в оформлении (кодексом на это отводится 2 недели со дня предоставлении заявки).
После оформления 1-ой городской субгруппы такие же проведения населения обязаны создаваться в наиболее чем в 50 % граждан России на протяжении 60 суток. Причём в одном городе 2 деятельные группы с аналогичными проблемами плебисцита оформлены быть не смогут, пожелание отдаётся той, которая предоставит документацию первой.
В результате городские субгруппы обращаются в ЦИК с прошением об оформлении деятельной группы по организации плебисцит и формулировки проблем к нему. На протяжении 10 суток ЦИК принимает определённое постановление. При отклонении субъекты смогут оспаривать через российское судопроизводство.
После оформления деятельная группа на протяжении 1.5 мес обязана собрать от 2 млн. голосов избирателей. Причём в одном субъекте Федерации допустимо накопить до 50000 голосов.
Подписные листы предоставляются в ЦИК, который на протяжении месяца верифицирует не меньше 40% подписей, отсортированных путём жеребьёвки. Число неподтверждённых либо недействительных голосов обязано быть менее 5% от верифицированных. По результатам верификации ЦИК на протяжении 5 суток принимает решение об итогах выдвижения деятельности организации плебисцита и отправляет его главе государства, оповещая при этом обе парламентские палаты.
Вопрос о различиях между референдумом и плебисцитом
Ставки на киберспорт распространены как в самих играх, так и в различных сервисах. В данном случае обратим внимание, что существует немалое количество сервисов, которые нельзя считать букмекерскими конторами в полной мере, но сначала определим места, где ставки на спорт осуществимы.
Где ставить ставки на киберспорт:
- В самих играх;
- Между друзьями (например, не редкость, что в игре CS:GO или DOTA 2 люди между собой договариваются поставить определенную игровую вещь на ту или иную команду);
- Сервисы по ставкам на киберспорт (это можно назвать подобием букмекерских контор, однако далеко не всегда здесь валютой выступают деньги, чаще всего ими являются игровые вещи);
- Букмекерские конторы – это организации, имеющие лицензию на осуществление данной деятельности, как правило, в них киберспорт является лишь одной из дисциплин, на которую можно осуществлять ставки.
Как мы видим осуществлять ставки на киберспорт достаточно легко, и методов осуществления данных ставок на сегодняшнее время достаточно много. Тем не менее прежде, чем продолжить статью обратим внимание на следующие условия:
- Ставки на киберспорт, как и на любой спорт сопровождаются рисками – возможно вы нередко слышали, как кто-то когда-то выиграл круглую сумму в букмекерской конторе и после этого тоже захотели заняться этим. Но также вы вероятнее всего слышали и о неудачных случаях, когда люди теряли целые состояния, проигрывали свои квартиры, машины и т. д. В связи с этим не стоит воспринимать ставки на киберспорт (или спорт) как способ заработка, его скорее нужно воспринимать как развлечение, когда проигрыш принесет вам просто эмоции, а выигрыш денежное вознаграждение. Поэтому категорически не советуем вливать такую сумму денежные средств, которая могла бы как-то существенно повлиять на вашу жизнь. Если вы зарабатываете 20-30 тысяч рублей в месяц, то депозита в 100-500 рублей будет предостаточно.
- Ставки на киберспорт могут осуществляться не только в денежной валюте, тем не менее в дальнейшем денежное вознаграждение все-таки можно получить. Дело в том, что вряд ли вы захотели делать ставки на киберспорт, не играя ни в одну из игр, чаще всего такими ставками занимаются игроки CS:GO и DOTA У каждого такого игрока в течение его игры выпадают определенные предметы, в связи с этим необязательно делать депозитам денежные средства, в качестве такого депозита могут быть и данные вещи. Данные вещи имеют свою ценность, например, некоторые предметы могут стоить 10-20 копеек, а другие доходить нескольких тысяч рублей. Кстати, на торгах на таких предметах уже делают полноценный бизнес, но это тема другой статьи.
- Киберспорт является молодой дисциплиной, поэтому если вы имели опыт ставок в букмекерских конторах вы удивитесь скудности линий, вариантов котировок и количеству существующих ставок. Тем не менее с каждым днем данная дисциплина и ее поддисциплины расширяются, поэтому со временем все будет весьма похожим на обычные виды спорта. Еще 7-8 лет назад в букмекерских конторах киберспорта либо вообще не было, либо были финалы крупных турниров, например, финал International в игре Dota
- На данном виде спорта паразитирует множество мошенников. Ни в коем случае не вносите денежные средства и даже игровые предметы на неизвестные сервисы. Если вы решили сами найти сервис, то обязательно посмотрите обзоры на него и отзывы на сайтах, не связанных с данным сервисом. Если такие отзывы отсутствуют, либо они негативные, то не стоит регистрироваться на них. Данная проблема присутствует и среди обычных сервисов, связанных со ставками на спорт, но среди киберспорта она стоит более остро.
Таким образом, ставить на киберспорт достаточно легко, определиться, где ставить тоже несложно. Если вы хотите попробовать себя в этой сфере, то разберем основные букмекерские конторы, в которых можно это осуществить.
Плебисцит – это опрос граждан, с целью определения судьбы тех или иных территорий государства, или для решения других вопросов локального характера.
Термин «плебисцит» происходит от латинского слова plebiscitum (лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление).
Чем отличается референдум от плебисцита
Многие любознательные граждане задаются вопросом: в чем отличие плебисцита от референдума?
Исходя из вышеприведенной этимологии слов, несложно понять, в чем заключаются их отличия.
Референдум – это простое голосование или изъявление воли народа, не имеющее юридической силы. То есть, например, народ по какому-то вопросу скажет «да», а правительство в силу определенных обстоятельств может сказать: «мы вас услышали, но говорим НЕТ».
А вот плебисцит – это народное решение, имеющее юридическую силу. Так, например, именно плебисцит во Франции наделил в свое время Наполеона императорской властью.
Хотя на сегодняшний день смысловая граница между этими словами практически стерта. В той же Франции «референдум» и «плебисцит» – это давно уже слова синонимы. В США также не делают между ними различия.
Но на всякий случай нужно знать, что исторически отличия между этими терминами все-таки были.
В бывшем СССР состоялся всего лишь один всесоюзный референдум. Это случилось 17 марта 1991 года. Перед населением был поставлен вопрос:
«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».
Интересен факт, что из 75% проголосовавших граждан, ЗА сохранение СССР проголосовало 76% участников референдума.
Тем не менее, в декабре того же года Союз распался. Совпадение?.. — ну, продолжение фразеологизма вы и сами знаете.
Референдум – еще одна из форм непосредственного волеизъявления граждан, осуществляющаяся посредством голосования. Проводится мероприятие для определения отношения людей к наиболее значимым для страны или государства вопросам. Во Франции и США понятие референдума разрешено заменять синонимом «плебисцит».
С учетом предмета и способа проведения референдумы бывают:
- конституционными: на голосование выносятся поправки или проекты, которые будут включены в Конституцию;
- законодательными: предметом референдума выступают конкретные законопроекты;
- обязательными;
- факультативными.
В зависимости от результата референдумы делят на признанные, непризнанные или частично признанные.
Сам процесс волеизъявления во время выборов и референдума практически не имеет различий. Чтобы проголосовать на выборах или референдуме, гражданину нужно поставить «галочку» или любой другой знак в специальном квадратике. Допуск к голосованию осуществляется только при предоставлении документа, подтверждающего личность.
Если между выборами и референдумом столько общего, то есть ли разница? Да, она касается процентного показателя явки граждан на участки. Выборы считаются действительными, если в избирательные пункты явилось не менее 50 % граждан. Иначе процедура считается несостоявшейся и проводится повторно.
Для референдума показатель явки не имеет принципиального значения. Он влияет только на статистику, на которую могут опираться полномочные лица или СМИ при оглашении окончательного результата.
Выборы и референдум, несомненно, важны для политической жизни государства. Но говорить, что один из этих видов голосования имеет более весомое значение, чем другой, нельзя.
Выборы важны для страны, поскольку они дают возможность избрать наиболее достойного кандидата на пост президента или распределить депутатские мандаты. Референдум же – одна из форм демократии, которая основывается на выражении гражданами своего согласия или несогласия с принимаемыми законами или поправками к ним.
Краткое сравнение двух понятий по основным тезисам выглядит следующим образом:
№ | Критерий сравнения | Выборы | Референдум |
1 | Суть, цель процедуры | Избиратели решают, кто будет представлять их волю и интересы в органах власти на высшем, государственном, или местном – региональном – уровне. Процедура направлена на выбор президента или депутатов, но не связана с нормативными актами или законопроектами. | На рассмотрение выносится законопроект. Граждане могут голосовать «за» или «против» внесения правок или дополнения к существующим конституционным статьям или другим законам. Но процедура не предусматривает выбора полномочных лиц на конкретные должности. |
2 | Периодичность | Проводятся регулярно, в России – каждые 6 лет. Возможна организация внеочередных, досрочных выборов. | Организовывается только по требованию. Периодичность нехарактерна. |
3 | Явка | Имеет принципиальное значение. Показатель ниже 50 % свидетельствует о несостоявшемся голосовании, требуется повторная процедура. | Не имеет значения. Процентный показатель проголосовавших влияет только на статистику и конечное решение – «за» или «против» (либо другой вариант, актуальный для конкретной ситуации). |
4 | Результат | Дают легитимность мандату избранных депутатов. | Делает легитимным конкретный вопрос – закон, правку или другую позицию, вынесенную на голосование. |
5 | Актуальность в современном мире | Самый популярный способ участия граждан в политической жизни страны. | Используется все реже, многими странами отодвинут на второй план. |
Наконец, у результатов выборов есть определенный срок действия, а для итогов референдума дедлайн не предусмотрен.
За всю историю СССР и независимой России референдумов было проведено не очень много. Самые известные из них:
- 17 марта 1991 года состоялся Первый всесоюзный референдум. На рассмотрение общественности был вынесен вопрос о необходимости сохранения СССР или ее отсутствии. Явка оказалась высокой – свыше 75 % граждан пришло выразить свое мнение. Несмотря на то, что 74 % населения проголосовали за сохранение СССР, в декабре того же года он распался.
- Также 17 марта 1991 года на территории РСФСР состоялся референдум о введении поста президента республики. 69 % из присутствовавших 75 % поддержали это предложение.
- 25 апреля 1993 года состоялся референдум, проведенный по принципу соцопроса. У граждан спрашивали, довольны ли они политикой Б. Ельцина и его курсом. Однако оказалось, что за отставку президента проголосовало 49,5 % граждан, за роспуск народных депутатов – 67 %.
- 12 декабря 1993 года были проведены выборы в Госдуму, совпавшие с всенародным голосованием по проекту Конституции России. Свыше 58 % граждан отдали свои голоса за его внедрение.
1 июля 2020 года прошло Общероссийское голосование, по итогам которого в указанный в предыдущем пункте закон Конституции были внесены поправки.
Самыми яркими событиями в истории являются:
- Выборы президента США с приходом к власти Дональда Трампа. Дональд Трамп возглавил Соединенные Штаты Америки в 2017 году. При этом все пророчили победу его главной сопернице, Хилари Клинтон. Шоумен, владелец строительного бизнеса, автор бизнес-книг вдруг победил на президентской гонке! Такого Америка еще не видела, но это дало понять: страной действительно руководит народ.
- Избрание 44 президента США – Барака Обамы. Никогда до этого времени в истории Америки ее главой не становился темнокожий кандидат. Но после избрания барака Обамы, да еще и дважды подряд, стало ясно: страна не подвержена расизму, демократия здесь сильнее.
- Референдум по выходу Великобритании из ЕС. Пожалуй, одно из самых громких голосований за последние годы современной зарубежной истории. Мероприятие прошло 23 июня 2016 года, но мысль об этом не покидала Дэвида Кэмерона, который на то время занимал кресло премьер-министра, с 2013 года. Результат превзошел все его ожидания: оказалось, что большая часть британцев тоже не желает больше находиться в составе ЕС. Было принято решение о начале процедуры «Brexit».
Референдум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.
Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным — «да» или «нет».
Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.
Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.
Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию — так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.
Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.
На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).
После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.
Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.
После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.
Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.
Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.
Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.
В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях, например, принятие конституции или внесение в нее поправок, что специально предусмотрено в конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-либо своего акта общенационального значения.
Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимации того или иного государственного лидера или действий властей. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума.
Инициатива проведения референдума в РФ принадлежит не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
В соответствии с ч. 3 ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум РФ проект новой Конституции РФ. Решением об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. Решение Конституционного Собрания направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания РФ.
Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан РФ в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом.
Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный Федеральным конституционным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
Референдум РФ назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае положительного решения Конституционного Суда, Президент РФ своим указом обязан назначить референдум РФ не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения все процедуры, связанные с референдумом, прекращаются.
Референдум субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, местный референдум представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок — судом.
Решение о назначении референдума РФ, референдума субъекта РФ подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.
Голосование по законопроекту и иному вопросу, вынесенному на референдум РФ, производится в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов. Все голоса суммируются в Центральной избирательной комиссии, которая не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума РФ.
Центральная комиссия референдума РФ признает референдум РФ состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме РФ. Центральна комиссия признает решение принятым на референдуме РФ, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Постановлением Центральной комиссии референдума РФ результаты голосования в отдельных субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия референдума РФ вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума РФ провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии референдума РФ.
Центральная комиссия референдума РФ составляет протокол о результатах референдума РФ. Принятое на референдуме РФ решение и итоги голосования в целом по РФ подлежат официальному опубликованию Центральной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума РФ.
Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки данного правового акта.
- 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
- 5.2 Понятие и признаки государства
- 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
- 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
- 3.3 Экономические системы и собственность
Про агитацию нет ни слова — нет процедуры, которая объясняла бы, как законно призывать голосовать «за» или «против».
В случае референдума вопрос агитации четко оговорен: регистрируется не только инициативная группа, которая фактически поддерживает вариант «за», но и агитационные группы, которые могут выступать «против».
Сторонники варианта «против» вправе иметь счета в банках, собирать на них пожертвования, а из них — оплачивать агитацию.
«Здесь же мы наблюдаем фактическую монополию государства, монополию избирательных комиссий, которые за бюджетный счет, за те средства, которые выделены на организацию этого голосования занимаются агитацией», — объясняет Мельконьянц.
17. Референдум и плебисцит: понятие, виды и значение.
Информирование о выборах или референдуме — обязанность избирательных комиссий. Законы четко отделяют информирование от агитации и прописывают, кто этим может заниматься, а кому это запрещено.
«То есть этот вопрос достаточно хорошо урегулирован с тем, чтобы лица и органы, которые призваны за бюджетные деньги выполнять какие-то функции, чтобы они не переступали черту, не занимались агитацией, используя свое положение. Это относится и к избиркомам, и к органам власти. Здесь же мы видим, что фактически органам власти, органам местного самоуправления и избиркомам поручено законом проводить только информирование. Про агитацию нет ни слова. Это не значит, что агитации нет. Агитация, конечно, существует, но при этом органам власти проводить ее запрещено», — подчеркивает сопредседатель «Голоса».
Голосование на выборах обычно длится один день, выбрать кандидата досрочно можно только в исключительных случаях по специальной процедуре. Сейчас агитируют голосовать именно досрочно — с 25 по 30 июня.
«Досрочное голосование не должно быть массовым, оно проходит исключительно по уважительным причинам, есть определенные параметры. Но здесь ставка сделана на то, что голосование массово будет проходить на протяжении недели, такого не было у нас никогда, это беспрецедентное по масштабам голосование в плане периода», — отмечает Мельконьянц.
Он также обращает внимание, что теперь можно по желанию проголосовать и на дому.
«Если на выборах необходимо доказать уважительность причин: что ты болеешь, либо ты инвалид, теперь никаких уважительных причин знать комиссии не надо. Просто человек изъявил желание проголосовать на дому — и к нему комиссия обязана выехать».
Обычная процедура голосования предусматривает ручное переписывание данных из паспорта при получении бюллетеня. Сейчас этого не будет.
«Если на выборах эта система подтверждения и получения бюллетеня гражданином состоит из двух ключей — то есть гражданин расписывается за полученный бюллетень и он показывает паспорт члену комиссии, который переписывает оттуда его актуальные сведения. Теперь ЦИК фактически решил, что в эти списки заранее будут впечатаны паспортные данные. Это плохо, потому что у недобросовестных членов комиссии появляется соблазн и возможность просто поставив какую-то закорючку, подпись, получить за гражданина бюллетень, не удосужившись списыванием его актуальных паспортных данных. То есть остался один ключ».
Новое голосование позволяет участвовать прямо на улице — на придомовых территориях.
«Сейчас внесли в избирательное законодательство на выборах тоже такую возможность и, возможно, мы в сентябре мы это увидим. Но впервые это будет апробировано именно на общероссийском голосовании, когда комиссия получает возможность организовывать такую выездную бригаду и организовывать голосование на улице, что очень осложняет наблюдение за этой процедурой. Потому что наблюдатель не всегда может знать, в какой из дней комиссия поедет на такое голосование, реально ли она будет организовывать такое голосование или это будет фиктивное голосование где-то там на улице. Это дополнительные серые зоны», — говорит Мельконьянц.