ФЗ 152 с изменениями 2021 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ 152 с изменениями 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:
1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.
5) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)
3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.
2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее — нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.
2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.
1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.
1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.
3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов.
4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).
На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).
К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).
Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.
К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
С 1 марта 2021 года вместо общедоступных данных появилось понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – сведения о субъекте, доступ к которым субъект предоставил неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку этих ПД, разрешенных им для распространения в порядке, предусмотренном Законом № 152-ФЗ (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).
При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.
К сведению: в прежней редакции закона распространением назывались действия, направленные на передачу ПД определенному кругу лиц или на ознакомление с ПД неограниченным кругом лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ПД каким-либо иным способом.
Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.
В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.
Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.
К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).
В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.
Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.
Обратите внимание: если работник сам раскроет свои личные данные, но не предоставит согласие, доказывать правомерность их распространения придется всем лицам, которые распространили эти сведения. Доказывать это понадобится и в случае, если ПД оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы.
Основные требования к согласию установлены ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.
Составляя согласие, работодатель должен предоставить работнику возможность определить список тех персональных данных, которые он разрешает распространять, по каждой категории (общие, специальные, биометрические).
В согласии должно быть четко сформулировано, на что конкретно согласен работник. Если он не согласен с распространением или не указал специальные условия обработки для некоторых категорий персональных данных и их перечень – такие сведения можно только обрабатывать, без распространения (передачи, предоставления и иных действий) неограниченному кругу лиц.
Если из согласия не совсем понятно, что можно делать с ПД, а что нельзя, лучше ничего не публиковать.
Обратите внимание: молчание или бездействие работника ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.
Получает согласие работодатель в первую очередь непосредственно от работника. А с 1 июля 2021 года его можно будет оформить с использованием инфосистемы Роскомнадзора.
Работодатель обязан опубликовать информацию об условиях обработки персональных данных и запретах, наложенных субъектом, в течение трех дней после получения согласия. Где ее публиковать – пока непонятно. Придется ждать разъяснений Роскомнадзора.
Нельзя запретить публиковать персональные данные, если они распространяются в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законами РФ.
Работник может в любой момент потребовать запретить распространение своих ПД. Это требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта ПД и перечень данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента получения работодателем такого требования.
Обратиться с запретом на распространение своих ПД субъект может к любому лицу, обрабатывающему его данные, при несоблюдении этим лицом требований ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Можно и обратиться в суд. Распространение данных должно прекратиться:
-
в течение трех рабочих дней с момента обращения;
-
или в срок, указанный в постановлении суда;
-
или в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Положения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ не распространяются на случаи обработки персональных данных органами власти.
К сведению: уведомлять Роскомнадзор о том, что сотрудники дали согласие распространять информацию о них, не нужно (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).
Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.
Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.
Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.
Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.
Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.
С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.
С 01 марта 2021 года вступают в силу новые правила обработки персональных данных, сделанных доступными неопределенному кругу третьих лиц «общедоступных персональных данных».
Поправки введены законом N 519-ФЗ от 30.12.2020 и существенным образом меняют порядок использования персональных данных, находящихся в общем доступе, и в первую очередь, размещенных на сайтах в сети Интернет.
Из закона исключается понятие «персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных», используемое в качестве правового основания обработки таких ПДн любыми лицами (пп.10 п.1 ст.6 152-ФЗ). Взамен вводится понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения».
Принципиальное отличие этих понятий в режиме использования персональных данных, доступ к которым предоставляется третьим лицам. Новые условия предусматривают получение отдельного согласия субъекта ПДн на их распространение и обработку третьими лицами, тогда как ранее такое согласие предполагалось (достаточно было доказать факт их публикации субъектом ПДн или с его разрешения).
Как следствие, с 01 марта 2021 года нельзя собирать и использовать опубликованные в Интернете сведения об отдельном лице или массово извлекать и осуществлять последующее использование персональных данных с сайтов и прочих ИСПДн в автоматическом режиме (посредством «парсинга»), если не получено согласие каждого субъекта на такие действия. Ссылка на то, что сведения «общедоступны» перестает работать.
Статья 1
В абзаце восемнадцатом пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 23, ст. 3270; N 29, ст. 4297; N 47, ст. 6608; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3406; N 40, ст. 5322; 2015, N 27, ст. 3967; N 48, ст. 6724; 2016, N 52, ст. 7510; 2017, N 31, ст. 4766; N 45, ст. 6581; 2018, N 11, ст. 1582; N 31, ст. 4861; N 53, ст. 8461; 2019, N 49, ст. 6967; 2021, N 15, ст. 2446) слова «и городских округов» заменить словами «, муниципальных округов, городских округов».
Статья 2
В абзаце третьем пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 713; 2004, N 35, ст. 3607; 2011, N 30, ст. 4567) слова «и городских округов» заменить словами «, муниципальных округов, городских округов».
Статья 3
В части тринадцатой статьи 41 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 44, ст. 5281; 2008, N 52, ст. 6236; 2013, N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2887; 2019, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6967) слова «и городских округов» заменить словами «, муниципальных округов, городских округов».
Статья 4
Часть четвертую статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2014, N 49, ст. 6928; 2018, N 1, ст. 61; 2019, N 29, ст. 3851; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «муниципального района,» дополнить словами «муниципального округа,».
Статья 5
В абзаце одиннадцатом пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2008, N 52, ст. 6236; 2013, N 19, ст. 2331; N 48, ст. 6165; 2018, N 11, ст. 1591) слова «и городских округов» заменить словами «, муниципальных округов, городских округов».
Статья 6
В статье 61 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581; 2007, N 43, ст. 5084; 2013, N 48, ст. 6165) слова «и городских округов» заменить словами «, муниципальных округов, городских округов».
Статья 7
В части третьей статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 128; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6452; 2013, N 19, ст. 2331; 2014, N 26, ст. 3406; 2015, N 27, ст. 3967; N 48, ст. 6724; 2016, N 52, ст. 7510; 2017, N 45, ст. 6581; 2018, N 11, ст. 1582; N 31, ст. 4861; 2019, N 49, ст. 6967; 2021, N 15, ст. 2446) слова «и городских округов» заменить словами «, муниципальных округов, городских округов».
Статья 8
Внести в Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1152; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 15; N 27, ст. 4157; 2018, N 17, ст. 2432) следующие изменения:
1) часть 3 статьи 9 изложить в следующей редакции:
«3. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения — уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.»;
2) часть 2 статьи 17 после слова «поселении,» дополнить словами «муниципальном округе,».
Статья 9
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 39, ст. 4883; 2014, N 30, ст. 4257; N 49, ст. 6927; 2017, N 50, ст. 7563) следующие изменения:
1) абзац первый статьи 17 после слова «самоуправления» дополнить словами «муниципальных округов,»;
2) в пункте 1 части 4 статьи 29 после слова «районов» дополнить словами «, муниципальных округов»;
3) в пункте 3 части 4 статьи 791 слова «и городских округов» заменить словами «, муниципальных округов, городских округов».
Президент Российской Федерации В. Путин
Форма документа не регламентирована, а значит может составляться по шаблону, разработанному фирмой самостоятельно. Но следует помнить, что статья 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ содержит перечень обязательных требований.
Новые правила с 2021 года
1 марта произошли изменения в ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ, которые внес ФЗ от 30.12.2020 № 519-ФЗ.
Рассмотрим основные нововведения.
1. Появился документ «Согласие на распространение ПДн сотрудника».
Теперь, получив от сотрудника согласие на обработку ПДн, компания не может их распространять. Для этих целей необходимо получить от физ. лица отдельный документ, который позволяет оператору распространять данные, например, размещать их на сайте компании, на доске почета, передавать банку и другое. В этом документе важно предоставить сотруднику возможность указать какую именно информацию он разрешает распространять работодателю.
2. Молчание субъекта ПДн не может быть расценено, как согласие на распространение ПДн. Это актуально и для бездействия сотрудника (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
3. Любые ПДн о физ. лице можно публиковать только при наличии его письменного согласия, даже если лицо самостоятельно их разместило в общедоступном месте (интернет или социальные сети). Раньше такие личные данные можно было распространять без получения согласия от их владельца (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
В случае, если сотрудник не дал согласия на распространение ПДн, но при этом дал согласие на обработку, то работодатель не в праве передавать информацию третьим лицам (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).
Правило не распространяется на передачу ПДн гос. органам (ИФНС, ФСС, ПФР, полиции и другим).
Стоит отметить, что сотрудник и вовсе может отказаться от дачи согласия на обработку ПДн. Но это не значит, что работодатель не вправе обрабатывать такие данные. Это возможно в случаях, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Одним из которых является выполнение возложенных законом обязанностей на компанию.
Получить согласие на распространение ПДн можно двумя способами:
1. Непосредственно у физ. лица, то есть с личной подписью на бумаге;
2. Через информационную систему Роскомнадзора. Любое физ. лицо может подключиться к системе для того, чтобы указать какие ПДн и кому он разрешает распространять.
Оператор, в свою очередь, также имеет возможность подключиться к данной системе и не получать от конкретного физического лица письменное согласие, а использовать информацию, содержащуюся в системе Роскомнадзора. Это возможность станет доступной с 1 июля 2021 года.
Компаниям и ИП однозначно стоит уделить внимание новшествам, описанным выше, так как штрафные санкции увеличились вдвое.
Начиная с 27 марта 2021 г. за работу с ПДн сотрудников без их письменного согласия ИП ждет штраф от 20 000 до 40 000 руб., организации, при аналогичном нарушении должны будут уплатить от 30 000 до 150 000 руб.
Если же ИП нарушит законодательство повторно, то штраф будет составлять от 100 000 до 300 000 руб., а для компаний — от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП). Наказание за такое правонарушение может последовать в течение года (ст. 4.5 КоАП РФ).
Подведем итог: правила обработки личных данных касаются абсолютно всех физических и юридических лиц.
В этой связи, работодателям целесообразно брать с сотрудников:
1. согласия на обработку персональных данных;
2. согласия на распространение персональных данных.
Документы составляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Игнорирование правил обработки и распространения данных может привести к серьезным финансовым потерям.
В программах 1С новый документ «Согласие на распространение персональных данных» на данный момент не реализован. Но и о наличии согласия на обработку персональных данных знают далеко не все бухгалтеры.
Первое, что необходимо знать — это то, что все данные хранятся в карточках физ. лиц. При приеме на работу личные данные субъекта в справочнике «Физические лица» заполняются автоматически на основании справочника «Сотрудники».
Из Федерального закона от 30.12.2020 № 519-ФЗ следует, что:
- Молчание или бездействие ни при каких обстоятельствах нельзя расценивать как согласие на обработку персональных данных.
- Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно. Оператор обязан обеспечить возможность определить перечень персональных данных по каждой категории, указанной в согласии на обработку.
- В согласии на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, можно установить запреты на передачу этих персональных данных неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки данных неограниченным кругом лиц. Оператор не вправе отказать в этом случае.
Законодательство обязывает прекратить передачу персональных данных, разрешенных для распространения, в любое время по требованию субъекта.
Для этого нужно направить требование, в котором нужно четко указать перечень персональных данных, обработку которых нужно прекратить.
Указанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.
В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся к физическому лицу, то к персональным данным относятся:
- ФИО;
- дата рождения;
- адрес;
- телефон;
- электронный адрес;
- фотография;
- ссылка на персональный сайт;
- ссылка на профиль в социальных сетях.
Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Фактически любой владелец сайта — оператор персональных данных, так как он размещает на своем ресурсе форму обратной связи, форму регистрации и пр.
Вступил в силу Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ, который значительно увеличивает штрафы за нарушения в работе с персональными данными.
Нововведения:
- За любые правонарушения в области обработки персональных данных теперь будут сразу штрафовать. Ранее предусматривалось предупреждение.
- Ранее повторное нарушение не выделялось как самостоятельный состав правонарушения. А теперь выделяется и штрафы по нему в несколько раз выше, чем за первичное нарушение.
Например, если выяснится, что юрлицо запрашивает персональные данные, которые несовместимы с целями сбора, то за первое нарушение ему придется заплатить штраф в размере от 60 до 100 тысяч рублей, за повторное — от 100 до 300 тысяч рублей. - Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области персональных данных тоже увеличился. Если ранее он составлял три месяца, то теперь увеличен до одного года.
Основание | Размер штрафа | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством и несовместимая с целями сбора персональных данных. |
При повторном нарушении
|
||||||||||||||||||||
Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта. |
Уведомлять Роскомнадзор не нужно, если персональные данные:
Все вышеперечисленные меры имеют отношение как к физическим, так и к юридическим лицам. Однако юридическим лицам следует предпринять ряд дополнительных мероприятий. Изменения в законе о персональных данных с 1 сентября 2021 годаВ новой статье 10.1 Закона о персданных, действующей с начала марта, были установлены основные принципы обработки разрешенных к распространению персданных. Так, в силу серьезности возможных последствий обнародования личных данных закон устанавливает, что молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может свидетельствовать о согласии на распространение. Если личные данные оказались в публичном доступе по желанию самого субъекта или в результате противоправных действий, форс-мажора, то лица, осуществляющие их обработку, должны доказать ее законность. В случае, если нарушаются законные требования к обработке разрешенных к распространению персданных, то субъект может обратиться с требованием о прекращении такой обработки к любому лицу, обрабатывающему такие данные, или непосредственно в суд. С 27 марта 2021 года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, касающиеся правонарушений в области обработки персональных данных. Теперь за любые правонарушения, установленные статьей 13.11 КоАП, больше не может быть назначено предупреждение, нарушителю сразу грозит штраф. За повторное совершение ряда правонарушений предусмотрена повышенная ответственность, при этом срок давности привлечения к административной ответственности в данной области был увеличен до одного года. Соблюдайте закон и удачи в бизнесе! Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения. Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.
Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафыПоявляется новое основание, за несоблюдение которого могут оштрафовать (раньше за это не наказывали рублем). Невыполнение обязанности по соблюдению конфиденциальности ПДн влечет наложение штрафа:
Организация, физическое или юрлицо, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПДн без согласия владельца ПДн, если это не предусмотрено федеральным законом. Любая передача ПДн (распространение, предоставление, доступ) является незаконной без согласия владельца ПДн и является нарушением конфиденциальности его ПДн. Если ПДн сотрудников были переданы без их письменного согласия, то во-первых, это противозаконно, а во-вторых, за подобные действия будут штрафовать. Вот типовые ситуации, которые будут подпадать под данную статью: 1. Передача ПДн работников третьим лицам:
2. Передача ПДн клиентов, представителей клиентов, поставщиков, партнеров третьим лицам в целях:
3. Получение ПДн без подтверждения наличия согласия от человека или иных законных оснований у передающей стороны. 4. Предоставление доступа к ПДН внутри организации сотрудникам без должного документального оформления (должностные обязанности и/или локальные нормативные акты). Ответственность за не обезличивание персональных данных теперь несут не только государственные и муниципальные органы власти, но и все операторы. По второму изменению в новом КоАП дело касается обезличивания ПДн. Проще говоря, если персональным данным (паспортным, медицинским, контактным данным и т.п) будет присвоен идентификационный номер, то это обезличивает персональные данные, т.к. по одному номеру нельзя определить человека. В новом КоАП предполагается распространить ответственность за не обезличивание персональных данных с государственных и муниципальных органов власти на всех операторов. Все операторы будут обязаны обезличивать ПДн, которые обрабатывают. Невыполнение подобных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа для всех операторов ПДн в размере от 3 до 6 тысяч рублей. Штрафы небольшие, но можно предположить, что это только начало. Новый КоАП еще не принят, но вектор внимания уже определен. Для того чтобы нововведения не стали для вас сюрпризом, необходимо в 2021 году провести оценку соответствия процессов обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства. Проводить ее необходимо не реже, чем раз в три года. Это установлено законом.
Утечка ПДн может обернуться для компании не только финансовыми убытками, но и потерей репутации на рынке и разрывом отношений с партнерами. Поэтому важно изучить законодательство и вовремя принять меры. И здесь есть два пути:
Персональные данные в 2021 году: как работать, чтобы не нарушить закон
Обработка персональных данных с 1 марта 2021 года: измененияДа, если соблюдено одно из указанных условий.
Нет, если соблюдено одно из указанных условий.
Оператор может быть привлечен к административной ответственности. До 27 марта 2021 г. размер штрафа составит:
С 27 марта 2021 г. размер штрафов увеличивается:
Полагаем, самый надежный и менее затратный способ соблюсти требования Закона о персональных данных для тех компаний, чьи сайты содержат ПД субъектов, – закрыть сайты для незарегистрированных пользователей. По крайней мере, до тех пор, пока не сформируется судебная практика и не появится точная позиция Роскомнадзора относительно применения положений Закона о распространении ПД. Сложнее обстоит дело с компаниями, которые собирают ПД из открытых источников. Такие компании, на наш взгляд, обязаны получать у субъектов:
Компаниям, которые распространяют ПД не в интернете, также необходимо получать у субъекта согласие на распространение, даже в том случае, если распространение ПД необходимо для исполнения договора в интересах субъекта.
1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”». 2 Часть 11 ст. 10.1 Закона о персональных данных (далее – Закон). 3 Часть 15 ст. 10.1 Закона. 4 Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Закона. 5 Пункт 5 ч. 1 ст. 6 Закона. 6 Часть 3 ст. 20 Закона. 7 Часть 5 ст. 21 Закона. 8 Пункт 1.1 ч. 1 ст. 3 Закона. 9 Часть 1 ст. 10.1 Закона. 10 Часть 9 ст. 9 Закона. 11 Часть 1 ст. 10.1 Закона. 12 Часть 9 ст. 10.1 Закона. 13 Часть 6 ст. 10.1 Закона. 14 Часть 8 ст. 10.1 Закона. 15 Часть 10 ст. 10.1 Закона. 16 Часть 4 ст. 10.1 Закона. 17 Часть 5 ст. 10.1 Закона. 18 Часть 12 ст. 10.1 Закона. 19 Часть 13 ст. 10.1 Закона. 20 Часть 14 ст. 10.1 Закона. 21 Часть 2 ст. 10.1 Закона. 22 Пункт 10 ч. 1 ст. 6 Закона. 23 Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. № 305-КГ17-21291. 24 Часть 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Это любая информация о физическом лице, позволяющая его определить. Закон перечисляет следующие пункты:
Обработка персональных данных — любые действия с вышеперечисленными фактами, регламентируемые статьей 13.11 КоАП и редакциями от 07.02.2017 № 13-ФЗ и 30.12.2020 N 519-ФЗ. К ним относятся сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Согласно новым требованиям субъект получил право ограничить оператора в использовании данных без указания причин (раньше требовались доказательства, что они приобретены незаконно, устарели, недействительны и прочее), и тот должен прекратить действия в течение трех рабочих дней, по истечении которых пользователь может обратиться в суд. Санкция — от 3 000 до 75 000 рублей. Оператор может только обрабатывать, но не распространять информацию. За каждое отдельное нарушение взимается отдельный штраф. Срок ответственности увеличивается до одного года. С 27 марта 2021 операторы не получают в качестве санкций предупреждения — они упразднены. Теперь нарушителей сразу штрафуют. Суммы — от 6 000 до 150 рублей; при повторном инциденте, который теперь считается самостоятельным составом нарушения, цифры повысятся до 300-500 тысяч. Распространять персональные данные граждан по-старому больше не получитсяКак не столкнуться с полумиллионными санкциями? Самое верное правило — составить с помощью юристов всесторонне защищенный документ с развернутым списком ситуаций, в которых организации требуются ПД. Для этого нелишним будет изучить все представленные на сегодня в Сети образцы бланков и скомпилировать из них индивидуальный чек-лист под вашу компанию. Главное — ничего не делать необдуманно и заручиться помощью специалистов. Согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, должно содержать следующую информацию:
В завершение отметим, что как такого бланка Согласия на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, Роскомнадзор не приводит. Поэтому каждая организация (ИП, физлицо) формируют его на своё усмотрение, но с обязательным приведением перечисленных 9 реквизитов. Рассматриваемый документ содержит локальные нормы, определяющие:
Исходя из отмеченного перечня норм, положение об обработке персональных данных работников может быть представлено следующими ключевыми разделами:
Положение о внутрикорпоративных операциях с персональными данными должен заверить руководитель фирмы. С копией этого документа обязаны ознакомиться все сотрудники под расписку (подп. 6 п. 1 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ). Каждая фирма, имеющая статус оператора персональных данных (таковыми являются все работодатели), обязана утвердить локальный правовой акт, который регламентирует операции с подобными данными. Чаще всего таким локальным актом становится положение, утверждаемое генеральным директором фирмы. Ознакомиться с прочими аспектами кадрового документооборота вы можете в статьях:
Законодательство РФ предусматривает 3 вида ответственности:
Похожие записи: |