Штраф за незаконное использование земельного участка Москва

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за незаконное использование земельного участка Москва». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Штрафы за нарушение земельного законодательства

      1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. использование земель не по целевому назначению (состав 1); либо бездействие, т.е. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (состав 2); либо действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (состав 3); субъективная сторона правонарушения характеризуется виной либо в форме прямого умысла (составы 1, 2), либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

      2. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (п. 15 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (ч. 1 ст. 7, ч. 1, ч. 2 ст. 42 ЗК РФ). Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ). Оборот земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, основывается на принципах, одним из которых является сохранение целевого использования земельных участков. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с ЗК РФ (абз. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 6). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством (п. 7 ч. 2 ст. 19).

      Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 301-АД18-24398 по делу N А79-269/2018

      по заявлению индивидуального предпринимателя Шачкова Юрия Исаевича о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 28.12.2017 N 2100-262-17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 88 032,87 рублей,

      Постановление Верховного Суда РФ от 08.05.2019 N 46-АД19-7

      Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Головановой Инны Анатольевны на вступившие в законную силу постановление должностного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Самарской области, заместителя главного государственного инспектора в муниципальных районах Красноярский, Елховский Самарской области по использованию и охране земель от 15 июня 2017 г. N 39-р/2017, решение судьи Красноярского районного суда Самарской области от 26 декабря 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 22 февраля 2018 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 31 июля 2018 г., вынесенные в отношении Головановой Инны Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

      Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2019 N 305-ЭС19-11409 по делу N А40-236819/2018

      по заявлению акционерного общества «МОСКАПСТРОЙ» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 18.09.2018 N 601/03/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,

      Постановление Верховного Суда РФ от 01.07.2019 N 46-АД19-10

      Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Головановой Инны Анатольевны на вступившие в законную силу постановление от 06.07.2018 N 21, вынесенное заместителем главного государственного инспектора в муниципальных районах Челно-Вершинский и Шенталинский по использованию и охране земель межмуниципального отдела по Челно-Вершинскому, Шенталинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее также — постановление должностного лица), решение судьи Исаклинского районного суда Самарской области от 06.08.2018 N 12-2-23/2018, решение судьи Самарского областного суда от 04.10.2018 N 21-1325/2018 и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 17.12.2018 N 4а-1445/2018, состоявшиеся в отношении Головановой Инны Анатольевны (далее — Голованова И.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

      • Недвижимость. Земля. Строительство

      Какие штрафы грозят владельцам земельных участков

      • Инфраструктура и объекты недвижимости

      Скачать файл

      Файл добавлен 15.03.2018
      Презентация .pdf (275 Кб)

      Захламление земельного участка также предусматривает ответственность — наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб., отметила адвокат. Также дачники могут быть оштрафованы за нарушение вида улицы рядом со своим забором. К примеру, владельцев загородного жилья могут привлечь к ответственности, если у их забора лежит куча песка или щебня. «На уровне регионов и муниципалитетов перечень нарушений и санкции могут отличаться. Собственнику дачи надлежит уточнять правила на местном уровне», — пояснили в юридическом отделе риелторской компании Penny Lane Realty.

      Если участок находится в садовом товариществе, то уставом СНТ и решениями общего собрания владельцев участков могут быть предусмотрены специфические санкции, пояснила адвокат. По ее словам, собственника могут оштрафовать за порчу имущества или даже разведение домашних животных, которые мешают членам товарищества. «Владелец питомцев сначала получит предупреждение от председателя СНТ, его обяжут выполнить ряд мероприятий по устранению причин возникновения претензии. Решить возникшую проблему обычно получается путем обращения к председателю СНТ. Если соседи направят претензию в муниципалитет, власти выделят специалиста для оценки ситуации. Жалобы удовлетворяют, но не всегда, так как отдельные граждане могут направлять претензии «из вредности». Если объективно установить нарушение правил невозможно, дальнейшие жалобы от недовольного соседа будут игнорироваться», — объяснила Тарасова.

      В 2020 году за уклонение от уплаты налогов, полученных с доходов от реализации овощей, выращенных на даче, могут оштрафовать до 40% с незаконно полученной суммы. За незаконное ведение коммерческой деятельности размер штрафа составит от 500 до 2 тыс. руб. Для того чтобы доказать коммерческую деятельность, нужны факты реализации выращенных овощей или косвенные признаки предпринимательства, которыми могут служить объемы производства сельскохозяйственной продукции.

      С этим решением не согласилась компания. Ее доводы выслушала тройка экономколлегии 3 февраля. По словам представителя истца, адвоката Александра Зака, здание, о котором идет речь, – бывший автокомбинат № 22 «Мосхлебтранса». Это довольно большой объект, где с самого начала были и кабинеты, и кафе. «Любое сложное административное здание предполагает разные виды использования, – убеждал адвокат. – Там может быть и кафе, и другие объекты».

      По мнению Зака, кассационный суд вышел за пределы обжалования, потому что рассмотрел довод о несоответствии вида использования реестру недвижимости; в изначальном постановлении такого довода не было. К тому же, если уж и брать ЕГРН, то смотреть, что там указано два вида использования: не только «обслуживание автотранспорта», но и «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства». Это два равнозначных вида использования, обратил внимание Зак. По его словам, раньше вид использования участка определялся по договору аренды, а сейчас надо ориентироваться на правила землепользования и застройки.

      Он раскритиковал и позицию Росреестра: по словам адвоката, госорган несколько раз менял позицию по делу, апеллировал то к тексту договора, то к правилам землепользования и застройки. «Задача административного органа – выявлять и предупреждать правонарушения, а не искать способ наказать любой ценой», – заявил Зак.

      Самовольное занятие земельного участка – это противоправное, нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа. Самовольный захват земельного участка это серьезное правонарушение, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.

      Согласно законодательству Российской Федерации земельный участок предоставляется гражданину или организации в пользование в следующих вариантах: получение в собственность; взятие в аренду; сервитут; наследуемое владение и т.д.

      Вариантов законного приобретения земельного участка много, однако случаи самовольного занятия земельного участка встречаются часто. Вопрос оборота земель это тема, находящаяся в сфере особого внимания органов власти. Причиной этому является стоимость земельного участка, так как, земля, как и любая другая недвижимость, достаточно дорогой объект, и собственнику в результате незаконного пользования может быть причинен немалый ущерб. Кроме того, нужно учитывать и статус земель, например земли сельскохозяйственного назначения, которые являются одной из основ экономики России, или земельные участки, которые относятся к другой охраняемой категории.

      Чаще всего в отношении лиц, уличенных в самовольном занятии земельного участка, применяется ответственность, установленная административным законодательством. Она представляет собой штраф, размер которого будет зависеть от того, поставлен ли участок на кадастровый учет и определена ли его кадастровая стоимость. Так, в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, которое не имеет предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа.

      Нужно отметить, что индивидуальные предприниматели в случае самовольного захвата земельного участка рассматриваются как организации, соответственно, и размер штрафа к ним применяется аналогичный. Если самовольное занятие земельного участка совершено в отношении части надела, то расчет стоимости, от которой зависит исчисление штрафа, производится исходя из отношения той площади, что была незаконно занята, к общему размеру участка.

      Применение административной ответственности за самовольный захват земельного участка строится следующим образом: уполномоченный государственный орган фиксирует факт правонарушения и устанавливает срок нарушителю для устранения правонарушения. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа.

      Необходимо помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности.

      За самовольное занятие земельного участка нарушитель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Напрямую самовольный захват преступлением в Российской Федерации не является, однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.

      Уголовная ответственность за самовольное занятие земельных участков может наступать в тех случаях, когда такие действия были, например, частью мошенничества. В этом случае виновный, в силу ст. 159 УК РФ может лишиться свободы на срок до 2 лет, если он был один, либо до 5 лет, если преступление было совершено преступной группой, либо до 6 лет с использованием служебного положения.

      Помимо этого, за самовольное занятие земельного участка ответственность по уголовному законодательству может наступить и в отношении особых видов преступлений, связанных с нарушениями правил оборота недвижимости. В частности, если самовольный захват сопровождался регистрацией незаконной сделки или умышленной подстановкой ложных данных в межевые документы, это будет отдельным составом преступления.

      Важно отметить, что это всего лишь часть возможных преступлений, частью которых может быть самовольный захват земли.

      1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

      2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

      3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

      4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

      5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

      6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

      Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

      Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

      7. Субъективная сторона — умышленная вина.

      8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

      9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

      Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

      • ФЗ об исполнительном производстве

        Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

      • Производственный календарь 2017

        Для пятидневной рабочей недели

      • Закон о коллекторах

        Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

      • Закон о национальной гвардии

        Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

      • О правилах дорожного движения

        Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

      • О защите конкуренции

        Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

      • О лицензировании

        Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

      • О прокуратуре

        Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

      • Об ООО

        Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

      • О несостоятельности (банкротстве)

        Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

      • О персональных данных

        Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

      • О контрактной системе

        Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

      • О воинской обязанности и военной службе

        Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

      • О банках и банковской деятельности

        Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

      • О государственном оборонном заказе

        Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

      • Закон о полиции

        Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

        «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

      • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

      • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

        «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

      • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

      • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О рекламе»

      • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «Об исполнительном производстве»

      • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О государственной службе российского казачества»

      • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

        «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

        «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

      • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

        «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

      • сведения о заявителе;
      • сведения о месте расположения участка заявителя;
      • сведения о нарушителе;
      • перечень допущенных нарушений;
      • просьба о проведении административной проверки.

      Заявление о нецелевом использовании ЗУ.

      На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

      Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

      Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

      Акт проверки использования ЗУ.

      Штрафы 2020 года: за что придется заплатить владельцам дач

      Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

      • при повторном нарушении регламента;
      • при игнорировании предписания.

      Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

      Заявление об отсрочке исполнения решения.

      Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

      1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
      2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
      3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

      В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

      За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

      Иногда самовольные действия были неосознанными, человек не знал о захвате соседнего участка или бесхозной земли. Возникает вопрос, можно ли избежать ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Да, закон позволяет решить вопрос с выгодой для землепользователя.

      В каких случаях не могут выписать штраф:

      1. Отсутствие события правонарушения.
      2. Отсутствие доказательств самозахвата земли, например – в удаленных районах с малым количеством населения (свидетелей).
      3. Неправильная квалификация правонарушения.
      4. Нарушение правил составления акта о нарушении (самозахвате земли).
      5. Истечение срока давности для привлечения к ответственности – по общим правилам он составляет 3 года.
      6. Незначительность правонарушения, например – заход на территорию соседа на 0,04 га.

      Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

      Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

      Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

      Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.

      Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.

      ВС решал, можно ли использовать часть участка не по назначению

      Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

      Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

      В исковом заявлении нужно упомянуть:

      • обстоятельства захвата ЗУ;
      • основания возникновения права собственности на надел;
      • перечень мер, принятых для возврата участка.

      При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

      Незаконное завладение земельным наделом и его эксплуатация – это противоправные действия, которые наказываются в соответствии с нормами законодательства РФ. Захватчик может вернуть землю законному собственнику добровольно, по предписанию администрации или по решению суда. Если споры о собственности на землю улажены мирным путем и отсутствуют притязания третьих лиц, надел можно узаконить, собрав необходимый пакет документов и совершив установленные законодательством действия.

      Каждый земельный участок имеет свое определенное целевое назначение, которое указывается в Росреестре, и на основании этой информации устанавливаются и определенные ограничения.

      Например, в Росреестре указано, что определенный участок земли имеет сельскохозяйственное назначение, то использовать его в иных целях, в частности, в промышленных – запрещено. Кроме нецелевого использования земельного участка штраф предусмотрен и за неиспользование земли, так как если участок не используется в течение долгого времени, это ухудшает качество участка.

      За подобные нарушения собственнику земельного участка грозит штраф по статье 8.8 КоАП РФ (в старой редакции кодекса). Сумма штрафов довольно высокая. Для физического лица она составит 0,5 – 1% от кадастровой стоимости определенного земельного участка, но при этом сумма штрафа не может быть меньше 10 000 рублей. Если кадастровая стоимость земли не определена, то штраф за нарушения составит сумму от 10 000 до 20 000 рублей. Если нарушение допустило должностное лицо, сумма штрафа значительно выше.

      За неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения по его прямому назначению, физическое лицо заплатит штраф в размере от 0,3 до 0,5% от установленной кадастровой стоимости участка, но при этом сумма не может быть ниже 3000 рублей.

      Если же не используется земельный участок, предназначенный для строительства жилого дома или иного строения, для огородничества и садоводства, в том случае если целевое использование земли установлено федеральным законом с определением временного срока, то штраф для физических лиц составит от 1 до 1,5% от установленной кадастровой стоимости, однако сумма штрафа в этом случае не может быть меньше 20 000 рублей. Если же кадастровая стоимость земли не определена, сумма штрафа составит от 20 000 до 50 000 рублей. Для юридических и должностных лиц сумма штрафа будет значительно выше.

      На самом деле подобные проблемы на сегодняшний день встречаются достаточно часто. Межевание проводилось далеко не на всех земельных участках, поэтому у многих наделов земли границы могут не совпадать в данными, указанными в кадастровой палате. По этой причине владение подобным земельным участком может быть признано неправомерным. А если на определенный земельный участок у владельца нет правоустанавливающих документов, это может быть расценено властями, как самовольный захват земли.

      Если участок оформлялся в собственность очень давно, и документы на него просто не сохранились, это может доставить тоже совсем немало неприятностей и проблем.

      В подобных ситуациях владельцу участка может грозить административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ (старой редакции), согласно которой физические лица должны будут заплатить штраф в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка земли, но сумма не может быть меньше 5000 рублей. Если кадастровая стоимость участка не установлена, то сумма штрафа составит от 5-и до 10-и тысяч рублей.

      Также в подобном случае может быть вынесено предписание об освобождении земельного участка, и если

      Если физическое лицо владеет сельскохозяйственным наделом и самовольно строит на нём жилищный комплекс, например, он использует территорию не по назначению. За это собственника привлекут к ответственности.

      СПРАВКА. Каждый УЗ, принадлежащий гражданам по праву собственности и территория, предоставленная в безвозмездное пользование, относится к конкретной категории.

      Каждый участок можно применять только в конкретной цели в соответствии с его юридическим статусом. Так, если садовому товариществу выделили территорию, её нельзя использовать как пастбище. Если на лугу пасут скот, на нём не допускается строительство частного дома.

      Если земля предназначена для возведения жилых объектов, следует учесть, можно ли на ней строить частные дома или многоэтажные здания.

      ВНИМАНИЕ! Между двумя многоэтажными домами нельзя возводить одноэтажный дом.

      Промышленные земли также подлежат зонированию. Если конкретная площадь отведена для строительства металлургического объекта, на ней нельзя возводить складское помещение, которое планируется сдавать в аренду с целью получения прибыли.

      Регламент о целевом использовании земель составляет региональная администрация. Поэтому муниципальные органы обязаны вести контроль за правильностью пользования земельными наделами.

      Чтобы подать жалобу относительно нецелевого пользования территорией, гражданину необходимо составить заявление на имя главы администрации, указав его ФИО и занимаемую должность.

      Документ должен содержать следующую информацию:

      • ФИО, место проживания и адрес участка, который находится во владении или пользовании.
      • Сведения о нарушителе: ФИО (если известны), местонахождение УЗ.
      • Перечень действий или нарушений, которые заявитель считает противозаконными.
      • Требования к местной администрации.
      • Список подтверждённых доказательств.

      Доказывать факт незаконного использования территорией можно на протяжении 3 лет после получения сведений о правонарушении.

      Доказательный процесс состоит из последовательных этапов:

      • Гражданин обращается в правоохранительные органы, если замечает, что посторонние лица пользуются участком, находящимся по соседству.
      • Лицо является в районную администрацию, чтобы поставить в известность работников об установленном нарушении в письменном виде.
      • Оформляется заявление.

      В документе отражается информация о себе и собственнике соседней территории. Прописывается просьба о проведении административной проверки.

      Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

      Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

      Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

      В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

      Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

      1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
      2. Категория земель и ее назначение.
      3. Площадь.
      4. Кадастровая стоимость.

      Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

      Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

      • До 1,5% от кадастровой стоимости и не менее 5 тысяч рублей для простых граждан физических лиц;
      • Для должностных лиц 2% от суммы и не меньше 20 тысяч рублей;
      • Юридические лица будут оштрафованы на 100 тысяч рублей и 2-3% от стоимости.

      Одним из серьёзных административных правонарушений является нелегальный захват или самовольное занятие земельного участка без ведома настоящего владельца. Такое деяние не только влечёт за собой наказание в виде штрафа, но и в ряде случаев нарушителю может грозить уголовная ответственность. Права собственников земли надёжно защищены, главное знать, как именно действовать в такой непростой ситуации.

      Поймите, что при добросовестном владении имуществом гражданин должен распоряжаться чужой собственностью, не нарушая прав и свобод третьих лиц, не нарушая действующего законодательства, не нарушая требований представителей закона.

      Поймите, что при добросовестном владении имуществом гражданин должен распоряжаться чужой собственностью, не нарушая прав и свобод третьих лиц, не нарушая действующего законодательства, не нарушая требований представителей закона.

      В случаях, если кто-либо без жителей дома построил на придомовой территории гараж, или огородил парковочное место (о том, что делать в случае захвата дворовых парковочных мест, читайте в статье «Куда обращаться при самовольном захвате парковочных мест во дворе»), или арендатор нежилых помещений дома (магазин, ресторан, ломбард и т.п.) построил или пристроил к дому что-либо для своих хозяйственных нужд по собственной воле и без разрешений — это самовольная постройка.

      Особое внимание рабочая группа уделяет выявлению фактов самовольного занятия земельных участков в охранных, санитарно-защитных зонах сетей газо-, тепло-, водо-, энергоснабжения. Помощь в выявлении и фиксировании таких преступлений ей оказывают представители коммунальных предприятий города, департамента коммунальной собственности, земельных отношений и регистрации прав на недвижимое имущество Каменского городского совета.

      Юрист Панов Ф. Ю., 26 ответов, 14 отзывов, на сайте с 21.08.2020
      7.1. Аренда законна, т.к. закон не устанавливает минимальный срок, на который возможно заключение договора аренды. Если с договором «все в порядке», то Росреестр не прав.
      Для более подробного ответа — недостаточно информации.

      Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
      влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
      Примечания:
      1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
      2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

      Что значит самозахват в судебной практике? Под этим термином понимают использование земельного участка лицом, которое не наделено для этого какими-либо полномочиями. В таких случаях отсутствует договор, постановление местных или федеральных государственных органов или другие документы, подтверждающие право собственности, аренды или пользования землей.

      Часто возникает вопрос: «Если был совершен самозахват земли куда жаловаться?». Данное правонарушение уполномочен рассматривать Росреестр, куда необходимо написать заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления о самозахвате земли]). Если незаконно используемая земля является собственностью муниципалитета, то нужно обратиться в местную администрацию. Заявление о данном правонарушении принимают прокуратура и полиция. Уполномоченное ведомство проведет проверку и привлечет нарушителя к ответственности.

      • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
      • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
      • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
      • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

      Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

      1. Несоответствие предоставляемых документов.
      2. Незавершенный судебный процесс, который проводится по межеванию границ данной территории.
      3. Отсутствие точных данных о границах нового участка.
      4. Спор между существующим правом владения с вновь заявляемым.

      Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.

      Независимо от того, частично либо полностью был осуществлен захват территории, принадлежащей другому владельцу, нарушитель обязан будет понести ответственность, предусмотренную законами РФ. Штраф за нелегальное использование чужой земли начисляется с учетом площади всего участка, а также стоимости, которая была указана в кадастровом паспорте. Кроме того, размер штрафа также зависит и от того, каким субъектом было произведен захват.

      Так, по состоянию на 2021 год, сумма штрафа равна:

      1. Для гражданских лиц— 1,5% от стоимости земли, указанной в кадастровом паспорте и 5 тысяч рублей.
      2. Для должностных лиц— 2% от стоимости земли и 20 тысяч рублей.
      3. Для юрлиц— от 2 до 3% от кадастровой цены и 100 тысяч рублей.

      Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели считаются не физическими лицами, а организациями, и поэтому штраф будет составлять ту же сумму, что и для юридических лиц.

      Помимо штрафа нарушитель обязан будет вернуть захваченную землю в ее первоначальный вид. Такое правило действует в тех случаях, если на земле наглядно присутствуют какие-либо изменения. По решению суда виновник обязан устранить все строения, возведенные на чужой земле либо же пострадавшему лицу, будут переданы построенные объекты в виде компенсации.

      Также в отдельных случаях нарушитель может привлекаться и к уголовной ответственности.

      Такое может произойти если:
      • самозахват напрямую связан с другим правонарушением;
      • самозахват произошел в результате обмана или действий мошеннического вида;
      • были не соблюдены правила, по которым нужно распоряжаться недвижимостью;

      Как показывает судебная практика, дела, касающиеся самовольного захвата территории практически во всех случаях, решаются в пользу пострадавшей стороны. Кроме того, нарушитель привлекается не только к гражданской, административной, а даже иногда и к уголовной ответственности, но и при необходимости он по требованию пострадавшего обязан выплатить компенсацию.

      Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка

      • Семейное право
      • Наследственное право
      • Земельное право
      • Трудовое право
      • Автомобильное право
      • Уголовное право
      • Недвижимость
      • Финансы
      • Налоги
      • Льготы
      • Ипотека

      Административное наказание по статье 7.1. КоАП РФ грозит собственникам за самовольный захват прилегающего участка. В данном случае гражданам могут выписать штраф в размере 5 тыс. рублей, должностным лицам — не менее 20 тыс. рублей, а юридическим — не менее 100 тыс. рублей. Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то гражданам грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, должностным лицам — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, юридическим — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

      Собственники земельных участков могут устанавливать скважину без лицензии только в случае добычи воды для личных нужд. Скважина в таком случае не должна затрагивать центральный водоносный горизонт и превышать суточный объем добычи воды в 100 куб. м в сутки. Нелицензированное пользование недрами наказывается по статье 7.3 КоАП штрафом от 3 до 5 тыс. рублей.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *