Налоги на добычу нефти 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги на добычу нефти 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.

Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.

При этом в Налоговом кодексе будут продолжать действовать более чем 20 льгот по налогу на добычу углеводородов, крупнейшая из которых, например, льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (выпадающие доходы бюджета в 2021 году — 85,96 млрд рублей) или на новые морские месторождения на шельфе (81,7 млрд рублей в 2021 году).

Путин подписал закон о реформе НДД для нефтяной отрасли с 2021г.

Расширяется перечень участков, которые могут применять НДД – в него включаются участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы — 1; для четвертой группы 0,5 — первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до 1 в период до 15 лет. Принятый закон удлиняет сроки использования понижающих коэффициентов для месторождений в Арктике (пятая группа). Также документ устанавливает коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.

Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.

Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.

Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.

Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.

Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по вопросу определения значения показателя Дм в случае применения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), в значении, равном нулю, и сообщает следующее.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) при добыче нефти определяется в порядке, установленном подпунктом 9 пункта 2, пунктом 3 статьи 342, статьей 342.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Так, в редакции указанных норм, действующих до 01.01.2021, ставка НДПИ при добыче нефти рассчитывалась по формуле:

Ставка налога = 919 рублей * КЦ — ДМ,

при этом значение показателя ДМ определялось по формуле:

ДМ = КНДПИ х КЦ х (1 — КВ х КЗ х КД х КДВ х ККАН) — КК — КАБДТ — КМАН х СВН.

На основании пункта 3 статьи 342 Кодекса коэффициент КЦ принимается равным нулю при добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Таким образом, в случае добычи нефти из залежи углеводородного сырья, отнесенной к одному из указанных продуктивных отложений, для которого коэффициента КЦ равно нулю, и коэффициенты КВ, КЗ, КД, КДВ и ККАН равны 1, значение ставки НДПИ будет определяться исходя из значения показателей КК, КАБДТ, КМАН и СВН (позиция Минфина России по данному вопросу отражена в письме от 29.12.2017 N 03-06-05-01/89037, доведенном письмом ФНС России от 12.01.2018 N СД-4-3/269@).

Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по НДПИ, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.12.2018 N ММВ-7-3/827@.

Согласно пункту 4.7 Порядка заполнения налоговой декларации по НДПИ (далее — Порядок) подраздел 2.1.2 раздела 2 декларации «Данные о количестве нефти, добытой из залежи углеводородного сырья» заполняется, в том числе, в случае добычи нефти из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям.

Порядок расчета суммы налога по нефти, добытой из залежи (строка 260 подраздела 2.1.2 раздела 2 декларации) установлен в п. 4.7.11 Порядка.

ФНС России отмечает, что отсутствие закрепленного в Порядке алгоритма расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по нефти, добытой из залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, не может влиять на обязанность налогоплательщиков, добывающих нефть из таких залежей, по уплате НДПИ, установленную Кодексом.

В этой связи, при исчислении НДПИ за налоговые периоды 2019 — 2020 годов в отношении нефти, добытой из указанных продуктивных отложений, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить в бюджет налог в порядке, установленном главой 26 Кодекса.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Осенью 2020 года нефтяная отрасль пережила стремительную налоговую реформу: правительство было вынуждено пойти на сокращение налоговых преференций для отрасли на фоне падения цены нефти и снижения поступлений в бюджет. По словам главы Минфина Антона Силуанова, некоторые стимулы в нефтянке показали свою неэффективность.

От отмены этих преференций бюджет РФ в 2021-2023 гг. дополнительно получит доходы в размере 308,1 млрд руб. В 2021 г. они составят 96,8 млрд руб., в 2022 г. — 104,7 млрд руб., в 2023 г. — 106,5 млрд руб.

Взамен этих льгот компании смогут перевести месторождения, на которых были отменены преференции, в режим налога на добавленный доход (НДД). При этом и сам проект НДД был пересмотрен не в пользу нефтяников: за счет этих изменений поступления в бюджет от нефтяников могут вырасти на 200 млрд рублей за три года.

  • Многофункциональный комплекс Лахта центр (АО)

Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале 2000-х и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. 3-ю и 4-ю группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов 3-й группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для 4-й группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов 3-й и 4-й групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены 1-я и 2-я группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

«Газпром нефть» была активно вовлечена в эту работу. Заявленные пилотные проекты не всегда совпадали с границами месторождений. Соответственно, потребовалась донастройка внутренних аналитик для корректной привязки расходов к участкам недр. Значимым этапом внутренней работы стал выбор параметров для распределения капитальных и операционных расходов по участкам недр с точки зрения их экономической обоснованности, универсальности для различных категорий участков и необходимости использования в течение пятилетнего периода согласно требованиям законодательства.

Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

Результаты первого года применения НДД оценили не только сами нефтяные компании, но и ключевые министерства. Минэнерго России посчитало итоги работы отрасли в новом режиме положительными. По оценкам ведомства, в 2019 году общий объем добычи нефти на пилотных участках увеличился примерно на 2,9 млн т. На ряде месторождений Западной Сибири добыча нефти увеличилась более чем на 10%. Оценки Минфина России касались подсчета бюджетного эффекта от изменений законодательства. Результат оценен в 213 млрд руб. выпадающих доходов, большая часть которых относится к пилотам 1-й и 2-й групп. Сама методика оценки основана на сравнении разницы в ключевых налоговых поступлениях (НДПИ, НДД, ЭП) без учета роста добычи до и после введения режима НДД, что, безусловно, вызывает вопросы у бизнеса и экспертов.

Стоит понимать, что итоги одного года не могут служить достоверной оценкой и не отражают действительного эффекта от перехода на НДД. Для более корректной оценки эффективности налога с позиции его влияния на бюджет и развитие нефтяной и смежных отраслей экономики требуется гораздо больше времени, учитывая длительность инвестиционного цикла в нефтедобыче. На стадии разработки концепции НДД обсуждался вопрос мониторинга его эффективности по истечении пятилетнего эксперимента и при условии стабильности параметров налогового режима. Этот же срок наиболее приемлем и для оценки бюджетной эффективности НДД.

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

  1. НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
  2. База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
  3. Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
  4. Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.

С 1 января 2021 года уточнен порядок исчисления НДПИ

Все ставки для расчета в 2020-2021 годах НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:

  • выраженные в процентах;
  • установленные в рублях.

Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:

  • колебание потребительских цен;
  • способ добычи;
  • характеристики территории разрабатываемого месторождения;
  • колебание мировых цен;
  • уровень сложности добычи;
  • степень выработанности месторождения.

При расчете НДПИ на нефть в 2020-2021 годах используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:

  • учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
  • отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст. 342.2 НК РФ);
  • характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).

Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.

Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:

  • для платежей — 25-му числу (ст. 344);
  • для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).

Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в оставшееся время в 2020 году и в 2021 году, будут такими:

Период уплаты и отчета

Срок уплаты НДПИ в 2020-2021 годах

Срок сдачи декларации по НДПИ в 2020-2021 годах

Сентябрь 2020

26.10.2020 02.11.2020

Октябрь 2020

25.11.2020

30.11.2020

Ноябрь 2020

25.12.2020

31.12.2020

Декабрь 2020

25.01.2021

01.02.2021

Январь 2021

25.02.2021

01.03.2021

Февраль 2021

25.03.2021

31.03.2021

Март 2021

26.04.2021

30.04.2021

Апрель 2021

25.05.2021

01.06.2021

Май 2021

25.06.2021

30.06.2021

Июнь 2021

26.07.2021

02.08.2021

Июль 2021

25.08.2021

31.08.2021

Август 2021

27.09.2021

30.09.2021

Сентябрь 2021

25.10.2021

01.11.2021

Октябрь 2021

25.11.2021

30.11.2021

Ноябрь 2021

27.12.2021

31.12.2021

Сроки для осуществления платежей и сдачи отчета за декабрь 2021 года придутся на январь 2022 года и будут соответствовать 25.01.2022 и 31.01.2022.

Декларация по НДПИ формируется на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/827@ в его актуальной редакции.

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории РФ;

  • извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;

  • добытые из недр за пределами РФ.

Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:

  • общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;

  • минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

  • добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;

  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.

Налоговой базой является:

  • количество добытых полезных ископаемых при добыче:

    • нефти

    • природного газа

    • газового конденсата

    • угля

    • многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;

  • стоимость добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:

  • исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;

  • исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;

  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.

Минфин разработает параметры НДД для сверхвязкой нефти до конца 2021 года

Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:

  1. 1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:

  2. Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы

  3. 2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:

  4. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного

    Или

    Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого

  5. 3. Выручка рассчитывается следующим образом:

  6. Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке

Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы:

  • материальные расходы;

  • расходы на оплату труда;

  • расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;

  • суммы страховых взносов.

Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.

Косвенные расходы:

  • прочие материальные расходы;

  • расходы на ремонт основных средств;

  • расходы на освоение природных ресурсов;

  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

  • расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.

Все просто:

Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка

Когда платить налог?

По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.

Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.

Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.

Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.

Правительство утвердило изменения в Правила определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для плательщиков налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Как результат, они смогут уменьшать налоговую базу на величину расчетных расходов по транспортировке.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья был введен в 2019 году. Особенность НДД заключается в том, что его налоговой базой является расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, уменьшенная на величину фактических и величину расчетных расходов по добыче.

В свою очередь расчетные расходы складываются из суммы расчетной вывозной таможенной пошлины на нефть и газовый конденсат и расчетных расходов на транспортировку нефти, газового конденсата.

С 1 января 2021 года расширилась география применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Применять НДД теперь могут, в том числе, на месторождениях в Северо-Кавказском федеральном округе, Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Калмыкии, Чукотском автономном округе, Астраханской, Новосибирской, Сахалинской, Оренбургской, Самарской и Саратовской областях. В продолжение этой работы Правительство скорректировало Правила определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для соответствующих районов, где расположены коммерческие узлы учета.

Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 26 марта 2019 года №317.

Работа Правительства:

  • Добыча, транспортировка, экспорт нефти и нефтепродуктов
  • Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит
  • Таможенно-тарифное регулирование

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

С 2021 года будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Добавленный доход — разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.

Тогда, налог на добавленный доход представляет из себя налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.

В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.

Налоговый сбор на 2021 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:

  • размеры вычета налога;
  • порядок его уплаты;
  • вместо НДПИ придет на смену НДД — налог на добавленный доход нефтепродукции.

Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2021 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.

Изначально планировалось его активация в 2021 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.

За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.

После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.

Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.

На период апробации нового фискального режи­ма установлен закрытый перечень пилотных участков, в отношении которых возможно применение НДД. Выделено несколько групп пилотов — традиционные и новые месторождения Западной Сибири, а также месторождения новых регионов нефтедобычи (Восточная Сибирь, НАО, север ЯНАО, Каспий) (см. рис.). В традиционных регионах нефтедобычи (ЯНАО, ХМАО, Коми, Тюменская область) выбрано 46 пилотных участков, право пользования которыми в большинстве случаев предоставлено крупнейшим неф­тяным компаниям в РФ. Для новых регионов четкого перечня участков, которые начнут применение НДД с 1 января 2021 года, не установлено, прописаны лишь критерии по выработанности и регионам, а порядок перехода на НДД конкретных участков предполагает волеизъявление недропользователей. В портфеле «Газпром нефти» представлены пилоты всех групп участков.

Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.

Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.

Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.

В общем получается, что государство как бы предлагает нефтяным компаниям вроде обмена, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.

Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.

Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на дополнительный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от добытой нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (см. врез). Это принципиальное отличие от НДПИ — новый налог взимается с финансового результата, а не с выручки и позволяет платить только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной.

Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то НДД предполагает сохранение НДПИ, но в пониженном размере (в среднем на 60%) в сравнении с общей действующей налоговой ставкой. Кроме того, для участков недр, расположенных в новых регионах и относящихся к так называемым гринфилдам, предусмотрен льготный период уплаты НДПИ. Он предполагает, что в первые годы (до истечения 7 лет для гринфилдов в новых регионах или 2 лет для гринфилдов в традиционных регионах с года, следующего за тем, когда началась добыча) ставка НДПИ снижена на величину до 60 и 50% соответственно. Таким образом, в рамках НДД происходит перераспределение налоговой нагрузки с этапа начала промышленной разработки месторождения на этап выхода проекта на окупаемость понесенных затрат. Также в режиме НДД отменяется действие сформированного за последние 10 лет лоскутного одеяла налоговых льгот по НДПИ.

Инесса Яшнева, начальник налогового департамента «Газпром нефти»:

Пилотное введение НДД — это одно из самых долгожданных событий для российской нефтяной отрасли. Переход к новой налоговой системе назрел давно, схожие по ­своей механике режимы показали свою эффективность во многих нефтедобывающих странах. От результатов апробации НДД будет зависеть будущее налогообложения отрасли, поэтому выбранным пилотным проектам будет уделяться особое внимание со стороны государства.

Компания активно участвовала в обсуждении основных параметров НДД и положений проектов законодательных актов с целью снятия неопределенностей, связанных с применением нового фискального режима, и учета интересов «Газпром нефти». Новая система начнет действовать уже с 2021 года. Это ставит перед нами амбициозную цель быстрой адаптации методологии, бизнес-процессов и учетных систем к новым налоговым реалиям.

НДД имеет ряд явно выраженных преимуществ по сравнению с действующей налоговой системой. В отличие от налога на добычу НДД основан на показателе дополнительного дохода (по сути — прибыли), объективно отражающем реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения (лицензионного участка). Новый налог учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения: по мере истощения месторождения снижается доход и размер налога. НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости понесенных затрат, а последующее налогообложение соответствует показателям доходности. В случае высокомаржинальных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства; одновременно создаются условия для реализации высокозатратных проектов. Кроме того, за счет снижения налоговой нагрузки до момента окупаемости проектов высво­бо­жда­ются дополнительные средства. Таким образом, НДД стимулирует инвестирование в новые эффективные технологии нефтедобычи, что в конечном итоге приведет к увеличению текущего коэффициента извлечения нефти (КИН). По оценкам Минэнерго России, введение НДД позволит увеличить КИН с 27,2 до 35%, а добычу нефти — на 10–12 млн т/год.

Стоит также отметить, что режим НДД в принятой конфигурации не предполагает стимулирование разработки запасов газа и сохраняет налоговую нагрузку по добыче этой категории запасов. То есть применение НДД для участков с преимущественно газовыми запасами может повлечь ухудшение экономической эффективности разработки. Поэтому, принимая во внимание возможность перехода нефтяного проекта со временем в газовую фазу, в новой налоговой системе предусмотрена возможность отказа от дальнейшего применения НДД в случае превышения доли остаточных запасов природного газа 50% относительно суммарных запасов углеводородов.

Ставка НДД составит 50%. Взимать новый налог будут с дохода от добычи нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, сниженного НДПИ, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (база НДД = расчетная выручка — фактические расходы — расчетные расходы). Главные отличия НДД от налога на прибыль — учет капитальных расходов единовременно в момент оплаты (без начисления амортизации), а также определение прибыли от добычи в разрезе лицензионных участков (а не в целом по компании).
При определении расчетной выручки учитываются объемы добычи по любому углеводородному сырью, за исключением природного и попутного газа, закачанного в пласт в целях поддержания пластового давления, и попутного газа, закачанного в пласт на временное хранение. Цена нефти привязана к мировым котировкам сорта Urals (без учета скидок и премий за качество), по природному и попутному газу используются фактические цены реализации.

Фактические расходы учитываются при расчете НДД только в случае их непосредственной связи с разработкой участка недр. Капитальные расходы учитываются по кассовому методу (в момент их оплаты), операционные расходы учитываются по начислению (в момент их осуществления) в соответствии с закрытым установленным перечнем.

Для исключения необоснованного занижения сумм НДД предусмотрен контроль полученных доходов и расходов с точки зрения правил трансфертного ценообразования (т.е. потребуется подтверждать рыночный уровень цен в сделках с аффилированными лицами), а также восстановление сумм ранее учтенных капитальных расходов при позднем вводе, переводе на консервацию или дальнейшей реализации основных средств. Кроме того, предусмотрен минимальный НДД исходя из лимита фактических капитальных и операционных расходов (за исключением налогов) — 7140 рублей за тонну нефти в 2019–2020 годах и 9520 рублей/т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога.

О надвигающейся корректировке НДПИ в России заговорили ещё до наступления пандемии коронавируса. В феврале 2020 года Министерство финансов РФ предложило правительству рассмотреть повышение налога на добычу всех полезных ископаемых, за исключением нефти и газа. На тот момент больше всего могла пострадать угольная промышленность, которая и без того находилась в кризисной ситуации.

Тем не менее министры задумали установить к действующим ставкам на добычу угля дополнительное слагаемое, привязанное к ценам на мировом рынке. Впрочем, коэффициент должен был устанавливаться только в периоды скачков на торговых биржах: при стоимости свыше $62 за тонну.

Оставив в покое уголь, правительство взялось за другие полезные ископаемые. Под удар попали многие предприятия по добыче руд цветных металлов и минеральных удобрений. Горнопромышленники не смогли избежать роста налоговой нагрузки, хотя пытались воспротивиться новым законодательным требованиям.

Итак, в сентябре «Ъ» сообщил, что Минфин «секретно» готовит очередной законопроект, повышающий НДПИ в 3,5 раза для целого ряда отраслевых направлений. Так называемый рентный коэффициент должен распространиться на предприятия, добывающие кондиционные руды цветных металлов, железную руду, горнорудное неметаллическое сырьё. Также в список включили калийные и природные соли, чистый хлористый натрий, апатитовые, апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, бокситы и нефелины.

Производители руд и удобрений незамедлительно отреагировали на скачок НДПИ. Бизнес-структуры подсчитали, что налоговая нагрузка резко увеличится примерно на 90 млрд рублей в год. И больше всего от нововведения потеряют такие компании-гиганты, как «Норникель», «Русал», «ЕвроХим», «Фосагро» и «Уралкалий».

Поначалу «тайный» законопроект теперь стал явью. Под конец сентября Госдума приняла в III чтении поправки в Налоговый кодекс, изменения вступили в силу с начала 2021 года. С принятием закона государство наладило приток поступлений в бюджет на уровне свыше 230 млрд рублей в год. Как комментировал глава Минфина Антон Силуанов, средства можно будет направить на реализацию антикризисных мер и борьбу с COVID-19.

Следует отдать должное, частично власти пошли навстречу промышленникам и дали 5-летнюю отсрочку на рост налога в отношении инвестпроектов, по которым уже были заключены соглашения в рамках СЗПК. Однако при этом уровень выработанности данных месторождений к началу следующего года должен составлять менее 1%.

Министерству пришлось подвергнуть закон корректуре с учётом «индивидуальных особенностей» конкретных регионов. Так, налоговой кары удалось избежать вольфрамовым предприятиям Приморского края.

Вице-премьер назвал пострадавшие из-за новых налогов нефтяные компании

Для всех пользователей недр установлен единый срок сдачи декларации за пользование недрами — ежемесячно, в последнее число месяца, следующего за отчетным периодом. То есть декларацию за январь сдайте до 28 февраля (в 2021 — до 1 марта), отчет за февраль — до 31 марта, и так до конца года. Если последний день месяца выпадает на нерабочий, то срок переносится на первый рабочий день.

Отчетный период Предельный срок сдачи декларации по НДПИ в 2021 году
За декабрь 2020 1 февраля (31.01 — воскресенье)
За январь 2021 1 марта (28.02 — воскресенье)
За февраль 31 марта
За март 30 апреля
За апрель 31 мая
За май 30 июня
За июнь 2 августа (31 июля — суббота)
За июль 31 августа
За август 30 сентября
За сентябрь 1 ноября (31 октября — воскресенье)
За октябрь 30 ноября
За ноябрь 10 января 2022 (31 декабря 2021 — нерабочий день)
За декабрь 2021 31 января 2022

За несвоевременное представление декларации субъект может быть оштрафован в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса. Штраф составит 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (полный и неполный), но не менее 1 тыс. рублей и не более 30% от суммы. Кроме того, может последовать блокировка расчетного счета.

Если не уплатить налог или опоздать со сроком, может быть назначен штраф по статье 122 НК РФ. Его размер — 20-40% от суммы налога. Также придется уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Налогоплательщики подают декларацию о пользовании недрами в территориальные отделения налоговой инспекции. Вот куда сдавать отчет по недрам:

  • для учреждений из числа крупных налогоплательщиков (код 213 на титульном листе) — в межрайонную налоговую инспекцию;
  • для остальных налогоплательщиков (код 214 на титульном листе) — в ИФНС по месту регистрации;
  • для иностранных предприятий, работающих через российские представительства, — по месту функционирования.

В нормативах ФНС разъясняется, нужно ли предоставлять налоговую декларацию по НДПИ, если организация заключила соглашение о разделе продукции, — для участников такого договора возможность подачи декларации по НДПИ не предусмотрена.

Декларация по НДПИ включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздел 2 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, за исключением добычи на новом морском месторождении углеводородного сырья»;
  • раздел 3 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче газа горючего природного и газового конденсата, за исключением добычи на новом морском месторождении углеводородного сырья»;
  • раздел 4 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья»;
  • раздел 5 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, за исключением углеводородного сырья (кроме попутного газа) и угля»;
  • раздел 6 «Определение стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости»;
  • раздел 7 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче угля по участку недр».

Данные для расчёта НДПИ и НДД за январь 2021 года

На титульном листе укажите:

  • ИНН (если ИНН – 10 цифр, то в первых двух ячейках строчки, отведенной для ИНН, следует проставить нули («00»));
  • КПП (укажите тот КПП, который присвоен организации инспекцией по месту подачи декларации).

Если организация предоставляет декларацию по местонахождению организации, то используйте значения ИНН и КПП из свидетельства о постановке на учет по форме № 1-1-Учет (крупнейшие налогоплательщики – из уведомления по форме № 9-КНУ, иностранные организации – из свидетельства по форме № 11СВ-Учет;

  • номер корректировки (при составлении первичной декларации укажите «0—», при подаче уточненной декларации укажите порядковый номер корректировки – «1—», «2—», «3—»);
  • код налогового периода, за который представляется декларация, в соответствии с приложением 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197;
  • код налоговой инспекции, в которую подается декларация;
  • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, в том числе его латинская транскрипция (при наличии);
  • код вида экономической деятельности согласно классификатору ОКВЭД;
  • код формы реорганизации (ликвидации) согласно приложению 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197, а также ИНН и КПП реорганизованной организации;
  • номер контактного телефона организации;
  • количество страниц, на которых составлена декларация;
  • количество листов подтверждающих документов или их копий.

Титульный лист должен содержать дату заполнения отчетности, а также печать организации и подпись лица, заверяющего достоверность и полноту указанных в декларации сведений. Если достоверность и полноту сведений подтверждает представитель организации, то к декларации приложите доверенность, подтверждающую его полномочия.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2.6 и разделом III Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197.

Какие организации обязаны вести отчисления? Налог на добычу полезных ископаемых (кратко НДПИ) должны платить предприятия, которые:

  • работают на участках, находящихся на территории страны и предоставленных в пользование налогоплательщику;
  • используют продукцию, полученную из отходов добывающего производства, если на извлечение есть лицензия;
  • добывают полезные ископаемые за пределами страны на участках, арендуемых у других государств или находящихся под юрисдикцией России.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются все организации, которые получили лицензию и на ее основании осуществляют свою деятельность.

Налогоплательщиками НДПИ признается организации и индивидуальные предприниматели, задействованные в добыче природных ресурсов. Организация, сфера деятельности которой направлена на добычу из недр земли природных ресурсов, должна быть зарегистрирована как плательщик НДПИ и иметь лицензию. Извлечение не всех природных ресурсов относится к лицензированной детальности, существует ряд общераспространенных ресурсов (вода, песок и т.д.) добывать, которые можно и без специального разрешения в рамках правового поля.

Слабую динамику относительно среднего прироста продемонстрировали секторы, связанные с госуправлением (+6,3%), что, вероятно, связано с консолидацией бюджетов, считает Куликов. В таком же положении находятся сектора инвестиционного спроса — строительство (+3%) и операции с недвижимостью, которые, по словам эксперта, более волатильны и могут пребывать в подавленном состоянии после рецессии.

Операции с недвижимым имуществом принесли бюджетам 503 млрд руб. налогов — номинально в три раза меньше, чем по той же строке в 2016 году (1,6 трлн руб.). Но, скорее всего, эти данные напрямую сопоставлять нельзя: дело в том, что с 2021 года ФНС перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности ОКВЭД-2, в результате чего между отраслями произошла перегруппировка.

Например, если в статистике 2021 года выделялась базовая отрасль «Транспорт и связь», то теперь речь идет о двух базовых отраслях — «Транспортировка и хранение» и «Информация и связь». Аналогично сектор «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» разделился на два — один, связанный с электричеством, паром и газом, и второй, связанный с водоснабжением и утилизацией отходов.

Что такое НДПИ и как правильно его рассчитать

Добытчики полезных ископаемых и недропользователи обязаны отчитываться о своей добывающей деятельности. В категорию подотчетных лиц входят все плательщики этого налога: и организации, и индивидуальные предприниматели. У таких налогоплательщиков должна быть лицензия, разрешающая пользоваться недрами.

С момента постановки на учет в качестве добытчика полезных ископаемых и после получения лицензии должна формироваться налоговая декларация по НДПИ. До момента регистрации в качестве налогоплательщика НДПИ отчет не подается. Если пользование недрами временно приостановлено, отчитываться по налогу на добычу все равно придется.

Для всех пользователей недр установлен единый срок подачи декларации по НДПИ — ежемесячно, в последнее число месяца, следующего за отчетным периодом. То есть декларацию за август 2021 года сдайте до 30 сентября, отчет за сентябрь — до 31 октября, и так до конца года. Если последний день месяца выпадает на нерабочий, то срок переносится на первый рабочий день.

Отчетный период Сроки сдачи декларации НДПИ в 2021 году

За декабрь 2021 31 января
За январь 28 февраля
За февраль 01 апреля
За март 30 апреля
За апрель 31 май
За май 01 июль
За июнь 31 июль
За июль 02 сентября
За август 30 сентября
За сентябрь 31 октября
За октябрь 02 декабря
За ноябрь 31 декабря
За декабрь 2021 31 января

Налогоплательщики подают декларацию о пользовании недрами в территориальные отделения налоговой инспекции. Вот куда сдавать декларацию НДПИ в 2021 году:

  • для учреждений из числа крупных налогоплательщиков (код 213 на титульном листе) — в межрайонную налоговую инспекцию;
  • для остальных налогоплательщиков (код 214 на титульном листе) — в ИФНС по месту регистрации;
  • для иностранных предприятий, работающих через российские представительства, — по месту функционирования.

Ряд организаций заключают соглашение о разделе продукции. Для участников такого договора возможность подачи декларации по НДПИ не предусмотрена.

По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

  • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
  • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • попутного газа;
  • газового конденсата;
  • угля.

При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость.

Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр. Хотя не все знают, как правильно его считать, он важен для бюджета. Он занимает второе место после НДС по сумме поступлений.

Он играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *