Акт камеральной налоговой проверки по НДС сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт камеральной налоговой проверки по НДС сроки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

\n\n

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

\n\n

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году

\n\n

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

\n\n

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

\n\n

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

\n\n\n

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

\n\n

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

\n\n

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.

\n\n

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

Камеральная проверка — это стандартная форма контроля от налоговой службы. Ее проводят в офисе ИФНС: к вам в компанию не придут, но могут потребовать дать пояснения и предоставить документы. О проведении проверки вы можете даже не узнать. Налоговая об этом, как правило, не сообщает, если у нее не возникает вопросов.

Таким способом проверяют большинство отчетов и деклараций на соблюдение сроков, наличие ошибок и расхождений с другой отчетностью. Задача проверяющих — убедиться, что вы правильно рассчитали налог, нигде не ошиблись и не обманули.

Камеральную проверку по НДС проводят по каждой представленной декларации с помощью системы АСК НДС. Внимательнее проверяют отчетность, в которой налогоплательщики заявляют налог к возмещению, — то есть хотят вернуть налог из бюджета или зачесть его в счет будущих платежей, а не заплатить еще больше. Так бывает, когда по итогам квартала сумма вычетов оказывается больше суммы рассчитанного налога. По декларациям с возмещением ФНС чаще истребует документы на вычеты, проводит допросы и осмотры помещений.

Стандартный срок камеральной проверки — 3 месяца. Но для деклараций по НДС правила отличаются. Их налоговики должны проверять в течение 2 месяцев в стандартной ситуации, хотя проверку можно продлить или сократить.

Вот возможные сроки камералки по НДС:

  • один месяц с последнего дня срока, установленного для сдачи декларации, — сокращенный срок в рамках пилотного проекта, который применяется для добросовестных налогоплательщиков с 3 квартала 2020 года (письмо Минфина от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129);
  • два месяца со дня подачи декларации — стандартный срок проверки декларации по НДС;
  • три месяца со дня подачи декларации — продленный срок, к которому переходят, если находят признаки нарушения законодательства или противоречия с имеющимися сведениями;
  • шесть месяцев — для деклараций иностранных организаций.

Декларацию по НДС сдавайте ежеквартально — до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если во время камералки вы сдадите уточненную декларацию, инспекция прекратит проверку первичного отчета и начнет проверять новый. Получается, что отсчет нового срока начнется со следующего дня за днем подачи уточненки.

Камеральная проверка по НДС

Если вы получили из налоговой требование о даче пояснений из-за обнаружения ошибок, противоречий или несоответствий в декларации, ответьте на него в установленный срок — 5 рабочих дней со дня, следующего за датой получения требования.

Если вы получаете требование по ТКС, сначала отправьте квитанцию о подтверждении. Сделайте это в течение шести дней с момента, когда требование вам пришло, иначе налоговая может заблокировать счет. В таком случае срок для ответа начнет течь с даты отправки квитанции.

Затем проверьте, правильно ли заполнили декларацию в тех местах, на которые указала налоговая. Для этого сверьте записи из отчета со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание и на правильность заполнения реквизитов: даты, номера, суммы, расчет налога. Если счет-фактура принимался к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС к вычету по всем записям.

Далее представьте в налоговую пояснения и (или) уточненную декларацию. Декларацию надо сдать обязательно, если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога. Когда ошибки на сумму НДС не влияют или вы их не нашли после проверки, достаточно будет пояснений. Чтобы подтвердить правильность, можете приложить к пояснениям подтверждающие документы.

В ходе углубленной камеральной проверки налоговая часто проводит дополнительные мероприятия:

  • Истребование документов и информации у вас и контрагентов. В общем случае это не предусмотрено, но их запрашивают при проверке деклараций с НДС к возмещению, подаче уточненки с уменьшенной суммой налога, заявлении льгот по НДС, есть вероятность занижения суммы налога к уплате.
  • Допрос свидетелей. Некоторые суды считают, что допросы не соответствуют природе камеральной проверки. Но в НК РФ запрета на допрос, на это указывает и Минфин, и ФНС.
  • Назначение экспертизы. Из ст. 95 НК РФ следует, что эксперта можно привлекать для любого налогового контроля, того же мнения придерживаются сами контроллеры и суды.
  • Осмотр помещений, территории, документов и предметов. Осмотр проводится в случае, если в деклараций по НДС заявлено право на возмещение или налоговики выявили в отчетности противоречие, которое указывает на возможное занижение НДС к уплате или завышение налога к возмещению. Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа.

Отдельно стоит остановиться на истребовании документов, так как у налогоплательщиков возникает много вопросов по списку бумаг, которые могут запросить. По правилам это любые документы, подтверждающие правомерность вычетов и льгот: счета-фактуры, первичка, специальный реестр. Если в декларации будут расхождения с отчетами контрагентов или внутренние противоречия, могут запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета счетов-фактур.

Представить документы надо в течение 10 рабочих дней через ТКС, личный кабинет или лично в виде бумажных копий. За нарушение срока положен штраф 200 рублей за каждый документ.

Узнать, что камеральная проверка декларации по НДС продлена на месяц, несложно.

Вспомним некоторые правила НК РФ и проведем простые подсчеты.

Если инспекция установит факт нарушения при камеральной проверке, она обязана составить акт (п. 5 ст. 88 НК). Его должны оформить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Если вы сдали декларацию по НДС и через 2 месяца и 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) не получили акт налоговой проверки, можно считать, что в вашей декларации инспекция не выявила признаков нарушений законодательства о налогах и сборах. То есть камеральная проверка вашей декларации закончена без продления.

А что вы можете получить от инспекции до истечения 2 месяцев, отведенных на проверку?

Во-первых, акт проверки.

Во-вторых, как сказано в абзаце 5 пункта 2 статьи 88 НК РФ, если до окончания проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, инспекция выносит решение о продлении проверки до 3 месяцев. С этим решением налогоплательщик должен быть ознакомлен.

Форма решения о продлении срока камеральной проверки утверждена Письмом ФНС от 7 ноября 2018 г. № ЕД-4-15/21688@ «О направлении рекомендуемых форм».

Таким образом, до истечения 2 месяцев после представления декларации по НДС вы можете получить:

  • или акт проверки (п. 5 ст. 88 НК),
  • или, при наличии признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, решение о продлении сроков проверки до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК).

Камеральная проверка – это проверка конкретной декларации/расчета (далее – декларация), проводимая по месту нахождения ИФНС на основе этой декларации и документов/сведений, которые представлены плательщиком, а также имеются в распоряжении налоговиков. Иными словами, это проверка налоговиками в инспекции конкретной декларации на основе имеющихся данных.

Далее мы расскажем об общем порядке проведения камеральных проверок, а потом остановимся на нюансах камеральных проверок некоторых деклараций, так как проверки отдельных деклараций имеют свои особенности.

Что такое камеральная проверка

По общему правилу камеральная проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации, но камеральная проверка на основе декларации по НДС проводится в течение двух месяцев со дня ее представления. Этот срок может быть продлен до стандартных трех месяцев в случае, если в процессе проверки налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

К сведению

Форма решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. В решении не указываются причины, в связи с которыми камеральная проверка декларации по НДС продлевается.

Отметим, что ст. 88 НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проведения камеральной проверки по НДС до трех месяцев. В силу п. 3 ст. 176 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки декларации по НДС уполномоченные должностные лица налоговых органов должны составить акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 02.10.2018 № 03-02-07/1/70615).

Следовательно, поскольку прямой обязанности уведомлять налогоплательщиков о продлении срока камеральной проверки декларации по НДС для налоговиков не установлено, то рассчитывать на то, что налогоплательщика известят об этом, не приходится.

Хотя форма решения о продлении срока камеральной налоговой проверки предусматривает его вручение проверяемому налогоплательщику, но данный реквизит заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

При этом налогоплательщик имеет право получать в том числе копии решений налоговых органов (пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговые органы обязаны направлять ему эти копии (пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в декларации по НДС и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении ее камеральной проверки также дают пояснения в электронной форме. Если сведения передаются на бумажном носителе, они не считаются представленными.

К сведению

Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.

НК РФ предоставляет налогоплательщику возможность подтвердить свои пояснения соответствующими документами – выписками из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иными документами, подтверждающими достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Все пояснения и документы будут рассмотрены лицом, проводящим камеральную проверку, и при установлении факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах должностные лица налогового органа обязаны будут составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Если же никаких нарушений в ходе проверки не выявлено, акт не составляется и об окончании проверки налогоплательщику не сообщается.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Но согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Пунктом 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33[1] определено, что действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ оснований освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. У налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от него на основании ст. 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью установление для определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (Письмо Минфина РФ от 11.02.2019 № 03-07-07/8029).

Обратите внимание

С 1 июля 2021 года п. 6 ст. 88 НК РФ дополнен нормой, согласно которой налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения этого реестра, а также формат и порядок его представления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Письмом ФНС РФ от 11.06.2021 № ЕА-4-15/8244@ до регистрации Минюстом Приказа ФНС РФ от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513@ «Об утверждении форм, порядков заполнения, форматов и порядка представления реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы, в электронной форме» была направлена для руководства в работе и доведения до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков форма реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на льготы по НДС.

В реестре указываются:

– код и вид операции, по которой применена налоговая льгота;

– общая стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), в отношении которых применена налоговая льгота, по видам освобождаемых от налогообложения операций, отраженных в декларации по НДС (в рублях);

– наименование контрагента (покупателя), с которым заключен договор на реализацию товара (выполнение работ, оказание услуг);

– его ИНН и КПП;

– вид и реквизиты (номер, дата) документа (договор, платежное поручение, спецификация или иной документ), подтверждающего право налогоплательщика на льготы по НДС.

Кроме того, нужно указать общую стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) по контрагенту или при наличии типового договора – по нескольким контрагентам. И подвести итоги: указать общую стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) по каждому коду операций.

Налоговики вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, в отношении которых у проверяющих возникли вопросы. Поводом для этого могут стать противоречия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС, либо выявление несоответствий сведений об операциях, содержащихся в декларации, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

С 1 июля 2021 года вступил в силу п. 5.3 ст. 174 НК РФ, внесенный Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[2].

Теперь в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения, такая декларация считается непредставленной, о чем налогоплательщику (налоговому агенту, лицу, указанному в п. 5 ст. 173 НК РФ) не позднее дня, следующего за днем получения декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом утверждается отдельный перечень контрольных соотношений, предназначенный именно для указанных целей.

Одновременно начнет действовать п. 4.1 ст. 80 НК РФ, согласно которому налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной проверки на основе такой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из приведенных в данном пункте обстоятельств, например, обстоятельства, предусмотренные п. 5.3 ст. 174 НК РФ.

С отчета за III квартал 2021 года декларация по НДС подается в обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@[3]). В декларацию по НДС теперь дополнительно включаются следующие сведения о прослеживаемости товаров:

– регистрационный номер партии товаров;

– код единицы измерения товара;

– количество товара в единицах измерения.

Также в декларацию по НДС входят сведения о стоимости товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС в рублях.

Особо отметим, что такая информация указывается только в случае наличия операций с товарами, подлежащих прослеживаемости.

К сведению

Контрольные соотношения показателей декларации по НДС приведены в Письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.

Три срока камеральной проверки декларации по НДС

Приказом ФНС РФ от 25.05.2021 № ЕД-7-15/519@[4] утвержден перечень контрольных соотношений показателей декларации по НДС, предусмотренных п. 5.3 ст. 174 НК РФ.

Данный перечень свидетельствует о нарушении порядка заполнения декларации по НДС, что, в свою очередь, приводит к тому, что декларация по НДС будет считаться непредставленной.

КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:

  • ежеквартально по НДС и налогу на прибыль;
  • ежегодно по налогу на имущество, 3-НДФЛ (вместо налога на прибыль для ИП на общей системе налогообложения) и по налогу для компаний и ИП на упрощенной системе налогообложения, НДФЛ и страховым взносам.

Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.

ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.

Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:

  • затребовать дополнительные документы;
  • допросить руководителя компании и других сотрудников, а также контрагентов;
  • назначить экспертизу документов, печатей, подписей;
  • выехать к налогоплательщику по месту ведения деятельности.

Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.

Система АСК НДС-2 работает в автоматическом режиме, то есть на первом этапе отчеты проверяются без участия налоговых инспекторов. Программа «налету» анализирует декларацию по НДС, сверяя контрольные соотношения, а также информацию из книг покупок и продаж с аналогичными данными контрагентов.

Умную систему не обмануть — от ее взора не укроется ни одно нарушение. Если оно выявляется, то требование дать пояснение по НДС формируется автоматически. Поэтому бухгалтеры в последние годы столкнулись с тем, что количество этих требований увеличилось.

Бухгалтер отправил электронную декларацию, и бдительная АСК НДС-2 ее проверила. Если все в порядке, отчет не привлечет внимания ни программы, ни налогового инспектора. А вот если расхождения имеют место, организация будет взята «на карандаш».

В программе налоговых инспекторов все расхождения подразделяются на два вида:

  • расхождение по сумме НДС — продавец и покупатель отразили в декларациях разные суммы налога;
  • разрыв — отсутствие операции в декларации контрагента либо отсутствие самой декларации. Например, покупатель заявил со сделки вычет НДС, а продавец не подал декларацию в срок.

Также читайте по теме: «Безопасный размер НДС» — какой максимальный удельный вес вычетов по НДС не привлекающий внимание налоговиков?

Порой расхождения бывают вызваны тем, что стороны отражают операцию в разных кварталах. Например, покупатель заявляет НДС к вычету не в период совершения сделки, а позже на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

Любое расхождение должно быть закрыто пояснением или уточненной декларацией — в зависимости от его сути. Игнорирование требований из ИФНС неминуемо приведет к санкциям — доначислениям, штрафам, попаданию в план выездной проверки.

Все про продление камералки по НДС по новым правилам

Как мы уже говорили выше, сложность такой камеральной проверки состоит в том, что налоговики вооружены полным комплектом контрольных мероприятий:

  • могут прийти в компанию, наведаться на ее склад и производство с осмотром;
  • могут проводить опросы и допросы свидетелей;
  • могут запрашивать документы у контрагентов организации, у которой проходит проверка (проводить встречные проверки);
  • могут проводить экспертизу почерка на счетах-фактурах и других документах;
  • могут проводить выемку документов и т.д.

Практически на любой камеральной проверке по НДС надо быть готовым к тому, что ИФНС запросит большое количество документов и потребует пояснения. Если в первичных документах и счетах-фактурах ИФНС найдет расхождения и недочеты, возмещение НДС получить не удастся.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, – в течение 7 дней после окончания камеральной проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС. Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании.

Важно!

Такие беспроблемные случаи возмещения НДС на практике почти не встречаются. Особенно, если речь идет о многомиллионных суммах налога к возмещению. Специалисты нашей компании имеют богатый опыт в вопросах сопровождения камеральных проверок по возмещению НДС. Мы регулярно помогаем нашим клиентам получить возмещение НДС на десятки и сотни миллионов рублей.

В ст. 88 НК РФ, где введено это понятие, сам термин не расшифровывается, но его определение следует из системного толкования норм. Понятно, что в ходе процедуры налоговики проверяют правильность подсчета налога, а вот что значит камеральная проверка налоговой декларации в данном контексте: это проверка по документам, предоставленным налогоплательщиком или уже имеющимся в ИФНС, но без дополнительного вызова в инспекцию. Это внутреннее контрольное мероприятие.

На первом этапе камеральная проверка налоговой декларации по налогу проводится в виде сверки. Отчетность проверяется на наличие ошибок, опечаток и т. д. Предоставленные данные сопоставляются с данными за предыдущий период, со сведениями о движении по расчетным счетам, с показателями по другим сборам за тот же период.

В результате выявляются:

  • ошибки;
  • противоречия;
  • несоответствия.

В ходе камеральной проверки налоговики изучают следующие предоставленные налогоплательщиком документы.

Вид декларации и правила заполнения Статья Налогового кодекса
Декларация и(или) расчет авансовых платежей по налогу на прибыль Ст. 246, 286
НДС Ст. 173, 174
По налогу на имущество Ст. 386
По УСН Ст. 346.13
По ЕНВД Гл. 26.3
По транспортному налогу Гл. 28
По земельному налогу Ст. 398
Расчет по страховым взносам Гл. 34

Если в налоговую были отправлены уточненки, они тоже становятся объектом контроля.

При возникновении подозрения на нарушение или установлении ошибок ФНС вправе затребовать дополнительные документы, пояснения или уточнения к отчетности (первичные документы разрешено запрашивать только при выявлении нарушений). В течение 5 дней их необходимо предоставить. Повторно уже проверенная форма не проверяется.

При заявлении в отчетном бланке льгот или предъявлении НДС к возмещению из бюджета инспекторы вправе запросить подтверждающие документы.

Когда налоговая проявит интерес к документации Норма закона Какие документы разрешено затребовать
Выявлены противоречия и нестыковки с другими документами

П. 3, п. 8.1 ст. 88 НК РФ

Письма ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395, от 16.09.2015 № СД-4-15/16337

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Пояснения или исправленный (уточненный) отчет

Декларация по НДС с заявленной суммой возмещения (строка 050 раздела 1) П. 8 ст. 88 НК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 Документы, подтверждающие право на вычеты
Декларации с заявленными льготами П. 6 ст. 88 НК РФ Документы, подтверждающие право на льготы
Декларации по НДПИ, водному или земельному налогам П. 9 ст. 88 НК РФ Документы-основания для исчисления и уплаты этих налогов

Какого-либо специального решения руководства для начала камеральной проверки не требуется, она проводится уполномоченными специалистами в течение 3 месяцев с момента предоставления отчетных форм. Уведомления о начале плательщику не направляется. Отдельно срок камеральной проверки декларации по косвенным налогам в ст. 88 НК РФ не установлен, но в этой правовой норме сделано исключение для НДС, по нему проверочные мероприятия продолжаются всего два месяца.

Установлен и срок камеральной проверки при непредоставлении налоговой декларации, он составляет 3 месяца с момента истечения срока для предоставления отчетности. Такие проверочные мероприятия осуществляются на основании имеющихся у ИФНС данных.

Если нарушений не выявлено, никаких дополнительных действий контролирующий орган не предпринимает. Но если наличие нарушений установлено, составляется акт (по КНД 1160098) в течение 10 дней после окончания проверочных мероприятий. Его копия уже в течение пяти дней вручается налогоплательщику. Последнему законом дан месяц, чтобы подать возражения на акт. После истечения этого срока руководитель ИФНС решит вопрос о привлечении плательщика к ответственности за правонарушение в области налогов. Результаты оспаривают в вышестоящей инстанции и в Арбитражном суде.

Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру

  • Общее понятие
  • Цели и сроки камеральной проверки
  • Этапы проведения
  • Что такое камеральная проверка декларации 3-НДФЛ
  • Результаты аудита

Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.

Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.

Основное направление налогового контроля — проверка правильности заполнения декларации. Также во время аудита сверяются данные предыдущих и текущих расчетов для установления факта переплат или недоимки. В рамках камеральной проверки могут проводить комплекс работ по другим статьям налогового контроля, запрашивать документы и информацию у третьих лиц.

Согласно общему положению аудит может длиться до 3 месяцев со дня подачи отчетности в ФНС. Декларация по НДС проверяется в течение 2 месяцев. При обнаружении признаков нарушений со стороны компании или физического лица налоговая служба вправе продлить период контроля. По истечению срока камеральной проверки инспекторы должны прекратить любые внешние действия, но могут продолжать составлять внутренние акты ФНС.

Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:

  1. Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
  2. Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствии данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.

В рамках углубленного анализа сотрудник ФНС может направить уведомление о выявленных нарушениях, потребовать пояснение или запросить уточненную налоговую декларацию.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты, физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию. В форме 3-НДФЛ указывают все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС. В это время анализируют:

  • полноту и правильность заполнения документов;
  • корректность применения налоговых ставок и льгот;
  • соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
  • обоснованность применения вычетов.

При проведении камеральной проверки инспекторы ФНС могут запросить у физического лица дополнительные данные. При обнаружении противоречий и ошибок в отчете у гражданина потребуют предоставить пояснения или исправить декларацию 3-НДФЛ в течение 5 рабочих дней. В таком случае отсчет нового срока камеральной проверки начнется с момента выполнения физлицом требований налоговой инспекции.

Если при проведении камеральной проверки инспекторы ФНС не нашли ошибки, то официально она завершается без отправления уведомлении. При выявлении нарушения в течение 10 рабочих дней оставляется акт, где подробно описываются выявленные неточности. Не позднее пятого дня отчет вручается налогоплательщику. Если он согласен с ошибками, то придется выплатить дополнительные начисления. Если подается уточненная налоговая декларация, то начинается новая камеральная проверка. При возникновении несогласий с недочетами, зафиксированными в отчете, в ФНС направляется возражение и документы, на рассмотрение которых дается еще один месяц.

Камеральную проверку проводят в отношении всех налоговых отчетностей, которые подаются в инспекцию. Поэтому при подаче документов следует тщательно их составлять, чтобы исключить недочеты и повторные аудиты.

Тематический тренинг КонсультантПлюс /* вывод даты справа в шапке*/ ?> 15.09.2021

Новые Федеральные стандарты бухучета госучреждений с 2021 года: что изменилось

Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.

Налоговый разрыв по НДС на конец 2020 года составляет 0,43%. И это самый низкий показатель в мире. Добиться таких результатов удалось благодаря автоматизированной системе контроля АСК НДС-2 (для сравнения: в 2016 г. показатель был 8%).

Современные технологии Big Data, которые использует ФНС, обеспечивают комфортные условия налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам. Поэтому, по мнению ФНС, сокращение срока камеральных проверок по НДС:

  • позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами;
  • улучшит деловой климат;
  • повысит деловую активность.

По истечении 1 месяца со дня представления декларации НДС налогоплательщиков, соответствующих вышеуказанным условиям, оценивают на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в декларации и/или противоречий между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений от налогоплательщика сведениям в документах у ИФНС, полученных в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и несоответствий сведениям об операциях в поданной декларации сведениям об указанных операциях в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о его завышении к возмещению;
  • отсутствие признаков нарушений налогового законодательства, приводящих к завышению НДС к возмещению либо занижению к уплате.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты НДС, инспекторы определяют с учетом информации и сведений, которые у них есть.

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Особенности камеральной проверки декларации по НДС

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Что такое камеральная налоговая проверка?

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Написать комментарий

      Налоговая проверка назначается на основании решения руководителя ИФНС или его зама по месту, где находится налогоплательщик. Если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, то вышеуказанное решение принимает налоговая, которая поставила такую организацию на учет.

      Камеральная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. При проведении проверки будет проверяться, правильно ли исчислены и во время ли уплачены налоги.

      При назначении проверки налоговая должна соблюдать установленные ограничения, например, нельзя проводить камеральные проверки 2 и более раза по одним и тем же налогам за один и тот же период.

      Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

      1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
      2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
      3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
      4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
      5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

      Полномочия ИФНС при проведении камеральной налоговой проверки:

      Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговой в течение 3-х месяцев со дня представления декларации. При этом не требуется какое-либо специальное решение руководителя налоговой для проведения соответствующей проверки.

      Срок проверки в отношении иностранных организаций, подлежащих постановке на учет в соответствии с налоговым кодексом, составляет 6 месяцев.

      Проверка по декларации по НДС проводится в течение 2-х месяцев.

      В определенных случаях срок проверки может быть продлен до 3-х месяцев.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *