Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Как налоговикам пришлось возмещать командировочные расходы на приглашенных юристов

    648 1

    Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом

    • 19 оценили материалы

    • 5 в избранном

    • 34

      Внося изменения в ст. 45 НК РФ, законодатель преследовал одну цель: улучшение условий исполнения обязанности по уплате налогов. Отметим, что в рассматриваемой ситуации интересы налоговиков, как главных сборщиков налогов и страховых взносов, и бизнеса (в лице организаций и индивидуальных предпринимателей) совпали:

      • во-первых, чем больше возможностей у налогоплательщика исполнить свои обязательства – в данном случае уплатить налоги, тем проще и удобнее это сделать;
      • во-вторых, на практике многие организации объединены в так называемые холдинги, хотя де-юре они состоят из самостоятельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И чтобы лишний раз не перекидывать деньги со счета на счет, проще сразу уплатить налоги за нужное лицо;
      • в-третьих, нередко встречается ситуация, когда необходимо срочно погасить налоговую задолженность, например, для участия в тендере, а денег на счете нет, но это готов сделать учредитель организации или контрагент.

      Можно привести еще ряд причин, по которым у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает необходимость уплаты налогов за иное лицо или иным лицом. В настоящее время такая возможность есть.

      К сведению:

      НК РФ не предусмотрен зачет излишне уплаченных налогоплательщиком или излишне взысканных с налогоплательщика налогов, пеней и штрафов в счет предстоящих платежей или погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам иного лица (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03‑02‑08/12572).

      Основные правила уплаты налогов иным лицом следующие:

      1. Уплата налога (страховых взносов) может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. НК РФ не устанавливает никаких ограничений в отношении иного лица, соответственно, таким лицом может быть юридическое или физическое лицо, имеющее или не имеющее никакого отношения к налогоплательщику, то есть любое третье лицо (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@). В Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@ прямо сказано, что при определении понятия «иное лицо» необходимо руководствоваться п. 2 ст. 11 НК РФ об определении понятия «лица (лицо)» для целей применения актов законодательства о налогах и сборах, то есть под иным лицом понимаются организации и (или) физические лица.

      2. Данный порядок применяется не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов, сборов, пеней, штрафов и распространяется на плательщиков налогов, страховых взносов, сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Никаких исключений по видам налогов и сборов НК РФ не установлено. Напомним также, что действие НК РФ не распространяется на страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 ст. 2 НК РФ). Соответственно, эти страховые взносы страхователь должен уплатить только самостоятельно.

      3. Уплата налога по конкретной операции реализации товаров (работ, услуг) Налоговым кодексом не предусмотрена (Письмо Минфина России от 09.06.2017 № 03‑02‑07/1/37101). Например, покупатель при приобретении у продавца товаров (работ, услуг) не может уплатить налог на прибыль с данной конкретной операции.

      4. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета иного лица, в случае уплаты им налога за налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

      5. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в случае наличия ошибок в платежном поручении, также при отсутствии достаточных средств на счете.

      6. Поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н (далее – Приказ № 107н).

      7. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Это означает, что с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога в налоговый орган должен обратиться налогоплательщик, то есть лицо, в отношении которого был произведен платеж (Письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03‑05‑06‑03/36715).

      Обратите внимание:

      Поскольку положение пп. 7 п. 3 ст. 45 НК РФ (возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями) дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов, налоговых агентов, оно на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на платежи, внесенные третьими лицами за налогоплательщиков до вступления рассматриваемых изменений в силу, то есть до 30.11.2016.

      Соответственно, обязанность налогоплательщика-предприятия по уплате налога считается исполненной в день уплаты налога за него иным лицом (например, генеральным директором этого предприятия) ранее 30.11.2016 (письма Минфина России от 28.02.2017 № 03‑02‑08/11089, ФНС России от 14.08.2017 № СА-18-22/749@).

      Если за налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) налоги (страховые взносы, сборы) уплачены третьим лицом, то между этими лицами должны быть оформлены документы, на основании которых был проведен платеж в бюджет.

      Статья 45 НК РФ не предусматривает ограничений в части перечисления платежей в бюджетную систему РФ. При этом для целей учета налоговыми органами поступлений платежей, уплаченных иными лицами, не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика соответствующего платежа (Письмо ФНС России от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

      Также законодательство РФ о налогах и сборах не содержит требований к источникам формирования средств, за счет которых должна осуществляться уплата налогов (страховых взносов) (Письмо ФНС России от 11.05.2017 № ГД-4-8/8767@).

      Из приведенных тезисов следует, что НК РФ не содержит специальных норм, направленных на регулирование отношений между налогоплательщиком и иным лицом при исполнении последним обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@, указанные отношения могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т. п.) и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора в соответствии со ст. 1, 421 ГК РФ.

      Поскольку граждане и юридические лица свободны в заключении договора, на практике возможны разные варианты документального оформления взаимоотношений налогоплательщика и третьего лица, уплатившего за него налоги, например:

      • если в качестве иного лица выступает контрагент, являющийся дебитором налогоплательщика, то можно заключить договор поручения или соглашение на перечисление налога в бюджет за налогоплательщика, или налогоплательщик может просто написать письмо своему контрагенту с просьбой уплатить налог, который затем будет зачтен в счет погашения дебиторской задолженности;
      • если налогоплательщика и его контрагента не связывают в данный момент договорные отношения, то можно заключить договор займа (процентный или беспроцентный) на сумму уплаченного в бюджет налога;
      • если в качестве иного лица выступает учредитель организации, то можно заключить как договор займа, так и договор дарения с физическим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ) или договор безвозмездного целевого финансирования с организацией.

      Отметим, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться обязательно в письменной форме (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

      Документальному оформлению отношений с лицом, уплатившим за налогоплательщика налог, нужно уделить особое внимание, поскольку в зависимости от выбранного варианта документального оформления операции по уплате налога иным лицом будут разными налоговые последствия.

      Рассмотрим, например, ситуацию, когда за организацию уплатило налог на прибыль иное лицо. Какие возможны последствия с точки зрения уплаты налога на прибыль в этом случае для налогоплательщика?

      Первый вариант: иное лицо – контрагент, являющийся дебитором (не важно организация это или индивидуальный предприниматель), с которым имеются договорные отношения по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг). Налогоплательщик-организация заключает со своим контрагентом договор поручения на уплату налога или просто пишет ему письмо с просьбой уплатить налог на прибыль. В данном случае никаких дополнительных налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль не возникает ни для той, ни для другой стороны.

      Второй вариант: организацию не связывают никакие договорные отношения с иным лицом, уплатившим за нее налог на прибыль, а для уплаты этого налога был заключен договор займа. В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, в нашем случае – с момента уплаты налога на прибыль за организацию в бюджет. По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов, но стороны могут договориться и о предоставлении беспроцентного займа (ст. 809 ГК РФ).

      Денежные средства, полученные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе доходов (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, никаких налоговых последствий для целей исчисления налога на прибыль для организации и третьего лица также не возникает.

      Третий вариант: иное лицо – учредитель организации. Если учредитель заключает с организацией договор займа, то действуют правила, приведенные во втором варианте.

      В 2017 году налоги, сборы, страховые взносы за налогоплательщика может уплатить иное лицо. Никаких ограничений по видам налогов и сборов, а также по суммам налогов и лицам, которые могут это сделать, НК РФ не установлены. При этом лицо, уплатившее за налогоплательщика налоги в бюджет, не вправе требовать возврата уплаченной суммы.

      Приказом № 107н установлены особенности оформления платежного поручения при уплате налогов за иное лицо.

      Важным моментом является документальное оформление взаимоотношений между налогоплательщиком и иным лицом, которое провело платеж в бюджет. От этого зависят налоговые последствия для целей уплаты налога на прибыль организации.

      Налог на прибыль, №12, 2017 год

      Физлица, которые являются наемными работниками, самостоятельно налог на доходы не оплачивают. Эта обязанность ложится на налоговых агентов ― их работодателей. Они, в свою очередь, отчитываются по итогам календарного года перед ФНС за удержанные и перечисленные суммы.

      Если у налогового агента нет возможности сразу удержать налог с выплаченных работнику средств(доход получен в натуральном виде или как материальная выгода), то он удерживает его с доходов, выплачиваемых в этом же налоговом периоде в более поздние месяцы (не превышая 50% суммы каждой выплаты). С этим согласны и налоговики, что подтверждается письмом ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

      Пример 1:

      Работника Иванову Ю. Г. по окончании 2-го квартала организация приняла решение поощрить в виде передачи ей натуральной продукции на общую сумму 55 000 руб. Удержать НДФЛ в размере 7 150 руб. по итогам 2-го квартала не удалось. Заработная плата Ивановой Ю. Г. в следующем месяце составила 22 000 руб. На основании сделанного перерасчета была удержана сумма налога в размере 10 360 руб., в том числе 2 860 руб. за текущий месяц, 7500 руб. ― сумма задолженности по НДФЛ.

      Если по каким-либо причинам удержать налог в течение налогового периода частично или полностью не удалось, то работодатель обязан сообщить об этом в налоговую до 1 марта следующего года. Сообщение производится по утвержденной форме. Одновременно организация обязана уведомить о сумме неудержанного налога и самого сотрудника.

      Окончание налогового периода и передача сведений в инспекцию о факте неудержания НДФЛ прекращает дальнейшую ответственность работодателя как налогового агента. Теперь рассчитаться с бюджетом обязан сам гражданин, которому ИФНС на основании данных, полученных от налогового агента, направит уведомление на уплату налога.

      Пример 2:

      Организация предоставила работнику Петрову А. С. в ноябре путевку на санаторно-курортное лечение стоимостью 78 000 руб. У Петрова А. С. возникла кредиторская задолженность по НДФЛ в размере 10 140 руб. До конца отчетного периода заработок работника составил 18 500 руб. Поэтому с него была удержана сумма НДФЛ в размере 9 250 руб. (не более 50% от дохода), в том числе текущий налог ― 2 405 руб., НДФЛ за путевку ― 6 845 руб. Оставшуюся сумму налога в размере 3 295 руб. налоговый агент удержать не смог, о чём и сообщил в инспекцию до 1 марта следующего года, уведомив при этом сотрудника. Оплатить оставшуюся сумму задолженности должен теперь сам гражданин Петров А. С. после получения уведомления из ИФНС.

      Об ответственности работника и работодателя при выплате «серых» зарплат читайте здесь.

      Обязанность по уплате налога считается исполненной, если банком принято соответствующее платежное поручение на перечисление средств в бюджетную систему при наличии достаточного денежного остатка на счете.

      Если в ходе составления поручения произошла ошибка, которая не повлияла на конечную уплату, налогоплательщик вправе обратиться в ИФНС с предоставлением пояснений и подтверждающих перечисление документов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

      Для того чтобы выявить возможные несоответствия при расчетах по данным налогоплательщика и инспекции, рекомендуется проведение сверки расчетов по налогам, штрафам и пеням. Итоговые результаты сверки оформляются как акт с действующими подписями заинтересованных лиц.

      Оплата налогов третьим лицом: на что обратят внимание налоговики

      Приложение требует ввода персональных данных, которые будут переданы на сервер ФНС России. Эти данные могут быть переданы Федеральной налоговой службе (ФНС России), территориальным налоговым органам, подведомственным организациям и организациям, привлекаемым на контрактной основе, на обработку, в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

      Под обработкой персональных данных в указанном законе понимаются действия (операции) с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

      Даю свое согласие на обработку персональных данных и разрешаю проверку достоверности предоставленных мной персональных данных, в том числе с использованием услуг иного лица на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного контракта, либо путем принятия соответствующего акта.

      Гарантирую, что представленная мной информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вся представленная информация заполнена мною в отношении себя лично.

      Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

      Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее – Закон № 401-ФЗ) внес значительные изменения в части первую и вторую НК РФ и другие законодательные акты. Некоторые из них вступили в силу 30.11.2016 (в день официального опубликования закона). Рассмотрим подробнее наиболее важные изменения в часть первую НК РФ, касающиеся большинства налогоплательщиков.

      Достаточно долгое время ФНС и Минфин не признавали возможность платить налоги за третьих лиц. Однако за рубежом подобная практика является достаточно распространенной, ведь для государства нет различий в отношении того, откуда пополняется казна и уплачиваются налоги. И вот только с 2017 года благодаря Федеральному закону от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» появилась возможность платить налоги за третьих лиц.

      С точки зрения компаний и предпринимателей необходимость уплаты налога за третье лицо возникает в целом ряде случаев:

      • на счетах компании нет денежных средств, и учредитель платит налоги самостоятельно;
      • существуют технические проблемы с уплатой налогов;
      • компания-должник готова вместо возврата денежных средств уплатить налоги;
      • основная компания или взаимозависимое лицо уплачивает налоги за другое лицо.

      Но правовые основания со стороны государства отсутствовали. И вот Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ внесены поправки, в соответствии с которыми возможно производить оплату за других лиц. Однако основным недостатком уплаты за третье лицо является невозможность возврата ошибочно уплаченных платежей. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога (п. 1 ст. 45 НК РФ), то есть права на ошибку в данном случае налогоплательщик не имеет.

      Еще один недостаток – невозможность учесть в расходах суммы уплаченных платежей, ведь фактически сам налог будет уплачиваться другим лицом. Например, если какая-то компания-должник перечислит нам сумму долга и мы с нее заплатим налог, то мы можем признать уплаченный налог в расходах. А вот если налог уплатит иное лицо, то такие расходы мы не можем признать, поскольку их произвела не сама компания, а вот третье лицо признает их в расходах. И при этом необходимо как-то оформить уплату налогов третьим лицом, например, дополнительным соглашением к основному договору.

      Уплата налогов третьим лицом: практические вопросы.

      С 30 ноября 2016 года можно перечислить в бюджет налоги и страховые взносы за другое лицо (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ; п. 1 ст. 45 НК РФ). ФНС России разъяснила, как в таком случае следует заполнить платежное поручение. В частности, нужно указывать ИНН и КПП плательщика, то есть лица, чья обязанность по уплате налогов исполняется.

      «Плательщик». Здесь вносят информацию о лице, которое перечисляет деньги в счет уплаты налога (для юрлиц это наименование организации, для физлиц — ФИО);

      «Назначение платежа». Указывают ИНН и КПП (для физлиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак «//»;

      «Статус плательщика». Здесь проставляют статус того лица, чья обязанность по уплате налога (взносов) исполняется: для юрлица — «01», для ИП — «09», физлица — «13», ИП, производящего выплаты физлицам, — «14».

      Лев Лялин, адвокат, эксперт и член общественного совета Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции»

      Согласно закону, лицо должно самостоятельно исполнять налоговые обязательства. Но в 2016 году были внесены поправки, согласно которым взносы могут уплачиваться третьим лицом. Актуально это в том случае, если фирма не может уплатить налоги в положенные сроки. Для предупреждения образования задолженности разумно будет обратиться к представителю.

      Выплата налогов за третьих лиц регулируется ФЗ №401 «О внесении изменений в 1-ю и 2-ю часть НК РФ» от 30 ноября 2016 года. В нормативном акте указано, что третье лицо может оплачивать и налоги, и госпошлины. Лицом этим может являться, к примеру, материнская компания, оплачивающая налог за свою дочернюю фирму.

      До введения в действие ФЗ №401 ограничений по внесению налога третьими лицами не было. Однако рассматриваемая операция была сомнительна. В НК РФ присутствуют указания на то, что налогоплательщик должен самостоятельно нести свои обязательства по выплатам. Налог мог переводиться третьими лицами только при наличии этих обстоятельств:

      • Фирма обращается к услугам налоговых агентов.
      • Уплата штрафов и налогов правопреемником ранее реорганизованного ЮЛ.
      • Взыскание задолженности дочернего ЮЛ со счета материнской компании.
      • Налоги ликвидируемой организации оплачиваются третьим лицом – ликвидационной комиссией.
      • Задолженность выплачивается учредителями организации, которая ликвидируется.

      Формулировка о том, что фирма должна самостоятельно нести свои обязательства, может трактоваться по-разному. Однако большинство инстанций полагает, что выплаты могут совершаться третьими лицами. Одновременно с этим ставится важное условие: средства, направленные на уплату налогов, должны принадлежать самому налогоплательщику. То есть третье лицо выступает в качестве представителя налогоплательщика.

      ВАЖНО! 30 ноября 2016 года со вступлением в силу ФЗ №401 стало возможным совершение выплат в счет третьих лиц. С 1 января 2017 года разрешен перевод страховых взносов по аналогичной схеме.

      Обязательство предполагает уплату налога в установленный срок. Если средства будут уплачены, но сроки нарушены, обязательство в полной мере исполненным считаться не будет. Обязательство прекращается тогда, когда деньги будут направлены по нужному адресу. Кем может являться третье лицо, которое выплачивает средства за налогоплательщика? Это следующие лица:

      • Законный представитель. Действовать он будет на основании учредительной документации.
      • Уполномоченный представитель. Осуществлять операции он будет на основании доверенности. Действует она на протяжении 3 лет.

      Во 2 пункте статьи 37 НК РФ указано, что налог может выплачиваться третьими лицами, работающими от своего имени. Однако у этих лиц обязательно должны быть соответствующие полномочия, подтвержденные документами. В обратном случае направленные средства будут считаться переплатой незаконного представителя, а обязательство компании так и не будет погашено.

      ВАЖНО! Средства могут быть уплачены налоговым агентом. Если сроки платежей передвигаются, требуется составить договор поручительства. Если представитель не переведет деньги, они взыскиваются с поручителя.

      Представитель может уплачивать за налогоплательщика самые различные налоги: на прибыль, НДС, УСН, акцизы. Возможна уплата акцизов, государственных пошлин, транспортных и патентных налогов. С 2017 года третьи лица имеют право переводить страховые взносы в ПФР, центры медицинского страхования.

      Порядок уплаты налогов третьим лицом

      Сначала представителю необходимо составить договор займа. Нужен он для того, чтобы исполненный платеж не был признан безвозмездной помощью. Особенности составления соглашения регламентированы пунктом 1 статьи 807 ГК РФ. В договоре нужно указать сумму займа и сроки его погашения. Затем представителю нужно составить платежное поручение. Выплаченные средства фиксируются в бухучете.

      Составление платежного поручения

      При совершении выплат третьим лицом нужно составить платежное поручение. Оно требуется для того, чтобы деньги были направлены по верному пути. В поручении прописывается эта информация:

      • КПП налогоплательщика. Если налог выплачивается за ФЛ, в этом пункте нужно указать «0».
      • ИНН.
      • Информация о третьем лице, которое совершает платеж.
      • КПП и ИНН третьего лица.

      Цифрой указывается статус налогоплательщика:

      • «09» – ИП.
      • «01» – ЮЛ.
      • «13» – ФЛ.
      • «10» – нотариус, который занимается частной практикой.

      Перед составлением платежного поручения рекомендуется ознакомиться с образцом документа.

      Что дают поправки в НК об уплате налогов третьими лицами

      Выплата налога третьим лицом предлагает, что у одной компании появляются обязательства перед другой. Средства предоставляются на основании договора займа. В дальнейшем они должны быть возвращены налогоплательщиком. Налоговая сумма не будет считаться расходом фирмы, так как не происходит уменьшения активов. Средства будут возвращены, а потому капитал организации не сокращается. Налогоплательщику предоставляется беспроцентный заем, а потому он не будет входить и в финансовые вклады. Связано это с тем, что не исполняется пункт 2 Положения по бухучету ПБУ 19/02, установленный Приказом Минфина №126 от 10 декабря 2002 года.

      Заем будет учтен в составе дебиторских долгов. По этой причине в бухучете его нужно фиксировать на дебете счета 76 и кредите счета 51. Когда налогоплательщик вернет средства, у компании не образуется дохода. Проводки при уплате налоговых платежей за другое лицо будут следующими:

      • ДТ76 КТ68. Фиксация беспроцентного займа в структуре платежей по налогам.
      • ДТ51 КТ76. Средства были возвращены.

      Проводки подтверждаются договором о выданном займе.

      В рамках налогового учета выплата налога за другое лицо также будет считаться предоставлением займа. На займы НДС начисляться не будет на основании пункта 2 статьи 146 НК РФ, пункта 3 статьи 39 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС №ЕД-4-3/7896 от 29 апреля 2013 года.

      Выданный заем не будет учтен в структуре расходов и доходов компании на основании пункта 12 статьи 270 НК РФ, пункта 1 статьи 251 НК РФ. Следовательно, не будет начисляться налог на прибыль.

      Исполнение обязанности налогоплательщика возлагается законом на третьих лиц в случаях залога и поручительства. В соответствии со статьями 73 и 74 НК РФ залог и поручительство предполагается использовать только при изменении сроков исполнения обязанности уплаты налогов или сборов. Согласно статье 73 НК РФ при неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган исполняет эту обязанность за счет стоимости заложенного имущества. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 73 НК РФ залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. Согласно пункту 2 статьи 74 НК РФ поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность уплаты налогов налогоплательщика, если налогоплательщик не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы.

      Исходя из изложенного, и залогодатель, не будучи налогоплательщиком, и поручитель (при наступлении определенных в законе условий) становятся третьими лицами, обязанными исполнить обязанность налогоплательщика. И при залоге, и при поручительстве платеж за налогоплательщика уплачивается соответственно из стоимости имущества, принадлежащего залогодателю, либо из средств поручителя, а не денежными средствами налогоплательщика (плательщика сборов). Подобный платеж нельзя признать соответствующим понятию налога как платежа, взимаемого в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщику средств. Более того, основанием возникновения залога и поручительства служит гражданско-правовой договор. Таким образом, основная обязанность уплаты налога и акцессорное (дополнительное, зависимое от основного) обязательство имеют различную правовую природу. Публично-правовая обязанность поручителя и залогодателя внести налог в бюджет за налогоплательщика возникает из гражданско-правового договора.

      По нашему мнению, отношения по предоставлению отсрочки, рассрочки налогового платежа, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита и связанное с ними использование залога и поручительства не являются налоговыми и сумма задолженности налогоплательщика перед бюджетом не является налогом, несмотря на то что она образовалась в результате неисполнения обязанности уплаты налога.

      Подтверждением правомерности такого вывода служит: договорный характер предоставления налогового и инвестиционного налогового кредитов; возмездность предоставления отсрочки, рассрочки, налогового и инвестиционного налогового кредитов, что дает основания рассматривать их как разновидность бюджетного кредита (ст. 76 Бюджетного кодекса РФ); то, что решение принимается уполномоченными органами в отношении отдельных налогоплательщиков и противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения.

      Как отмечает А.П. Юденков, «в экономическом аспекте любое перенесение срока уплаты налога или сбора на более поздний срок означает предоставление кредита за счет соответствующего бюджета. В связи с этим сумма налога или сбора, уплата которого переносится на более поздний срок, квалифицируется как задолженность налогоплательщика перед бюджетом, на которую по общему правилу начисляются проценты за пользование не внесенными в срок в качестве налога или сбора денежными средствами» [ сноска 2 ] . Приведенный вывод в полной мере отражает правовую природу складывающихся отношений в случае применения залога и поручительства при изменении срока уплаты налога или сбора. На основании изложенного считаем, что поручитель и залогодатель не исполняют обязанности налогоплательщика уплаты налога, а погашают задолженность налогоплательщика перед бюджетом в рамках иных правоотношений.

      Особо следует отметить такой способ обеспечения исполнения обязанности уплаты налога, как поручительство банка и банковская гарантия. Статья 184 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан представить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со статьей 74 НК РФ или банковскую гарантию, если он претендует на освобождение от уплаты акциза при определенных операциях до момента представления документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления налогоплательщиком подтверждающих документов и неуплаты им акциза и (или) пеней.

      Более подробно хотелось бы остановиться на правомерности внесения налога в бюджет за налогоплательщика третьими лицами по договоренности. В данной ситуации имеет значение ряд факторов, как то: принадлежность средств для уплаты налога; тип отношений налогоплательщика и третьего лица; оформление отношений. Уплату налога за налогоплательщика третьим лицом своими средствами многие правоприменители и исследователи науки налогового права признают противоречащей правовой природе налога как платежа, уплачиваемого средствами налогоплательщика, а обязанность уплаты налога относится к личной обязанности и не может быть возложена на третьих лиц, если иное прямо не предусмотрено законом [ сноска 3 ] .

      Принцип личного исполнения обязанности налогоплательщика был закреплен в пункте 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» [ сноска 4 ] , а в настоящее время отражен в статье 226 НК РФ. В соответствии с этой статьей при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок о принятии налоговыми агентами обязательств о расходах, связанных с уплатой налога за физических лиц.

      Таким образом, личная налоговая обязанность тесно связана с существованием конкретного лица — налогоплательщика и практически реализуется в уменьшении принадлежащего налогоплательщику имущества на сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

      Уплата налога из средств, причитающихся налогоплательщику, но находящихся в распоряжении третьего лица, не противоречит понятию налога.

      Правоприменительная практика не сформировала однозначного ответа на вопрос о правомерности внесения налога в бюджет третьими лицами, в распоряжении которых имеются средства налогоплательщика. В некоторых случаях судьи признают, что налогоплательщики вправе уплачивать налоги через своих контрагентов, имеющих перед ними задолженность [ сноска 5 ] . Те же судьи по другому делу отмечают, что обязанность уплаты налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, а не иными лицами, и что исходя из пункта 2 статьи 45 НК РФ под самостоятельностью уплаты налога следует понимать исполнение налогоплательщиком своей обязанности собственными денежными средствами, находящимися на счете налогоплательщика [ сноска 6 ] .

      Требование статьи 45 НК РФ о самостоятельном исполнении обязанности уплаты налога, несомненно, ограничивает участие лиц, правомочных вносить за налогоплательщика сумму налога в соответствующий бюджет, случаями, оговоренными в законе. Возможность третьего лица внести налог в бюджет за счет находящихся в его распоряжении средств налогоплательщика по договоренности — уполномоченное представительство. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. В то время как законные представители определяются императивно, уполномоченные представители в соответствии со статьей 29 НК РФ участвуют в налоговых правоотношениях в зависимости от воли налогоплательщика посредством оформления доверенности, выдача которой рассматривается как односторонняя сделка [ сноска 7 ] .

      Внесение налога в бюджет уполномоченным представителем не раз признавалось допустимым [ сноска 8 ] . Но судебная практика по-разному оценивает возможность уплаты налога через уполномоченного представителя. Одни судьи, установив факт представительства [ сноска 9 ] , признают законным внесение налога в бюджет третьим лицом — уполномоченным представителем налогоплательщика. Согласно другой точке зрения, установленное пунктом 1 статьи 45 НК РФ императивное требование о самостоятельном исполнении налогоплательщиком обязанности уплаты налога является исключением из общего правила, допускающего участие налогоплательщика в налоговых отношениях через представителя [ сноска 10 ] .

      По нашему мнению, учитывая оговорку в пункте 1 статьи 26 НК РФ, налогоплательщик обязан участвовать в налоговых отношениях лично, если это специально предусмотрено НК РФ.

      По смыслу НК РФ организации не могут лично участвовать в налоговых отношениях. Так, генеральный директор акционерного общества в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», действующий от имени общества без доверенности, либо любое другое лицо, уполномоченное представлять организацию без доверенности на основании учредительных документов, согласно пункту 1 статьи 27 и статьи 28 НК РФ признается законным представителем организации. Иные лица, действующие от имени организации по доверенности, на основании статьи 29 НК РФ признаются уполномоченными представителями организации. Таким образом, в налоговых отношениях организация участвует через своих законных либо уполномоченных представителей.

      Требование статьи 52 НК РФ к налогоплательщику самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот не означает необходимости личного участия налогоплательщика в процессе исчисления, который вправе, например, поручить ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

      Судебные инстанции, признающие незаконным внесение налога в бюджет представителем, апеллируют к пункту 2 статьи 45 НК РФ, в соответствии с которым обязанность уплаты налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на его счете. Таким образом, термин «самостоятельно» понимается ими как перечисление налога с расчетного счета налогоплательщика.

      Следует особо отметить, что аналогичную позицию занял Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2004 № 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Сибирский тяжпромэлектропроект” и гражданки Тарасовой Галины Михайловны на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации» [ сноска 11 ] . При том, что КС РФ признал, что пункт 1 статьи 45 НК РФ «не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя», но отметил, что «платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств».

      По нашему мнению, вывод суда фактически сводит на нет участие представителя в отношениях по внесению налогоплательщиком налога в бюджет. Отождествление КС РФ собственных средств налогоплательщика со средствами, находящимися в свободном распоряжении налогоплательщика, не позволяет уплатить в бюджет средства, находящиеся в распоряжении представителя. А требование о необходимости подписания платежных документов самим налогоплательщиком делает невозможным обращение представителя в банк для внесения платежа за налогоплательщика. Формально признав возможным участие налогоплательщика в уплате налога через представителя, КС РФ фактически запретил представителю вмешиваться в процесс уплаты налога. Данное Определение КС РФ содержит внутреннее противоречие и вносит неясность в правовой статус налоговых представителей.

      В соответствии со статьей 8 НК РФ налогом признается платеж, взимаемый с организаций и физических лиц за счет принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) денежных средств. Согласно статье 128 ГК РФ денежные средства (деньги) относятся к объектам гражданских прав, соответственно они могут быть объектом права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о расчетах наличными деньгами, под деньгами подразумеваются вещи, а когда говорится о денежных средствах, находящихся на банковских счетах клиента, равно как и находящихся у третьих лиц и составляющих их задолженность налогоплательщику, можно говорить об имущественных правах данного клиента к банку (правах требования). По аналогии можно говорить о правах требования налогоплательщика к третьим лицам в отношении денежных средств, находящихся в распоряжении третьих лиц и составляющих их задолженность перед налогоплательщиком. Следовательно, денежные средства, причитающиеся налогоплательщику, но находящиеся в распоряжении третьего лица, составляют собственность налогоплательщика, то есть его собственные средства.

      Как следует из Определения, толкование КС РФ понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» должно способствовать результативности налогового контроля и препятствовать уклонению от уплаты налога «путем неотражения на банковском счете поступающих доходов».

      Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии со статьей 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению. Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Исходя из изложенного, поступление либо непоступление причитающихся налогоплательщику средств на его банковский счет никак не влияет на формирование налоговой базы соответствующих налогов. Следовательно, довод КС РФ об упрощении налогового контроля в результате запрета уплаты налога через уполномоченного представителя не может быть признан обоснованным.

      Согласно Определению КС РФ необходимо, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно за счет его, налогоплательщика, средств.

      В этой связи отметим, что пункт 2 статьи 45 НК РФ предусматривает несколько способов уплаты налога:

      • в порядке безналичных расчетов путем предъявления в банк платежного поручения;

      • в порядке наличных расчетов путем внесения денежной суммы в счет уплаты налога:

      в банк,

      в кассу органа местного самоуправления либо

      в организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

      Об уплате налога за налогоплательщика и новом порядке расчета пени

      Для начала необходимо запомнить, что у каждого налогоплательщика есть определенные обязательства перед государством. А именно — своевременная оплата налогов. Физические лица чаще всего сталкиваются со следующими платежами:

      • имущественными;
      • транспортными;
      • подоходными;
      • земельными.

      Соответственно, за получение дохода на территории РФ, а также за владение, распоряжение и пользование той или иной собственностью необходимо платить. Данное обязательство появляется с момента совершеннолетия гражданина. Может ли происходить оплата налогов за другое физическое лицо в России? Или только сам налогоплательщик способен разделываться со своими задолженностями?

      Раньше Налоговый кодекс страны запрещал третьим лицам совершать налоговые платежи за налогоплательщиков. Но последние изменения, вступившие в силу в конце 2021 года, немного скорректировали законодательство.

      С 30.11.2016 граждане могут производить оплату налогов за других лиц и ИП. По установленному законодательству теперь любой человек может перечислить страховые взносы в ПФР за компанию или предпринимателя (с 1.01.2017), а также оплатить почти любой сбор или налог. Исключение составляют взносы за страховку от несчастных случаев. Их третьи лица производить не могут.

      Отсюда следует, что оплата налогов за другое физическое лицо имеет место. Данное право облегчает жизнь многим налогоплательщикам. Теперь за них смогут оплачивать налоги близкие и родственники.

      Еще одно важное нововведение, внесенное в пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ:

      Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.

      Таким образом, невозможно вернуть налог, уплаченный за другое лицо.

      Например, автомобиль находится в собственности супруги Светланы. Светлана оплачивает транспортный налог 1 ноября 2021 года. Её муж Михаил не знает о факте оплаты, поэтому также оплачивает налог за Светлану 5 ноября 2021 года. Получается, что один и тот же налог оплачен дважды. В данном случае Михаил не сможет вернуть ошибочно перечисленные деньги. Для возврата Светлана должна будет самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию.

      Например, нюансы заполнения платежного поручения. Без данной особенности не получится правильно перечислить денежные средства за другого налогоплательщика.

      Планируется оплата налогов? Платежное поручение, если верить рекомендациям экспертов, должно заполняться следующим образом:

      1. Нужно соблюдать все общепринятые правила заполнения платежных поручений.
      2. Информация о плательщике — это данные того, кто непосредственно вносит денежные средства в казну государства. ИНН, КПП и раздел «Плательщик» — это поля, в которых гражданин указывает данные о себе.
      3. В назначении платежа прописывается, в чью пользу вносят деньги.

      Пожалуй, это все особенности заполнения платежного поручения. Назначение платежа должно содержать в себе данные о том, в чью пользу перечисляют деньги. А именно:

      • Ф. И. О. гражданина, за которого оплачивают налог;
      • ИНН налогоплательщика;
      • КПП (для организаций).

      Пока что платежные поручения не имеют никаких отдельных полей, в которых можно было бы указать, что оплата налога производится не за себя, а за третье лицо. Не исключено, что в скором времени платежки переделают для более комфортного заполнения в изучаемой ситуации.

      Может ли третье лицо уплатить за налогового агента пеню по НДФЛ?

      Теперь немного о том, что может потребоваться для перечисления налогов и сборов за других людей. В целом данная операция мало чем отличается от обычного выполнения налоговых обязательств перед государством.

      Тем не менее, чтобы без проблем произвести платеж, необходимо собрать следующую информацию:

      • реквизиты для оплаты налогов (они указываются в платежке для оплаты);
      • ИНН плательщика;
      • Ф. И. О. гражданина, решившего оплатить налог за другое лицо;
      • ИНН того, за кого производится платеж;
      • сумма платежа;
      • Ф. И. О. налогоплательщика, чей налог будет оплачен.

      Как правило, никаких трудностей данный процесс не приносит. Налог считается оплаченным после того, как гражданин принесет платежку для перечисления денег в казну государства в банк. Иначе говоря, с момента поступления денежных средств на счет и после предъявления оплаченной квитанции.

      Итак, изменения внесены в пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса:

      Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

      Таким образом, начиная с 30 ноября 2021 года Вы можете оплатить налоги не только за себя, но и за любого другого человека.

      Например, ранее можно было столкнуться с такой ситуацией. Автомобиль находится в совместной собственности супругов и двух несовершеннолетних детей. Глава семейства оплатил налоги за всех собственников, однако в налоговой зачли налоги только для него самого. Жене и детям налоги пришлось оплачивать еще раз, но от своего имени. После 30 ноября 2021 года такая ситуация сложиться не может.

      ФНС России разработала перечень требований для плательщиков налогов – «иных лиц». Их соблюдение необходимо в целях правильной идентификации плательщика и отражения денежных средств по назначению в информационных ресурсах налоговых органов (информация ФНС России от 20 декабря 2016 г. «Налоговые платежи разрешено уплачивать иными лицами»).

      В частности, в целях обеспечения правильного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом, разработаны Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджет РФ. В них предусмотрено, что «плательщиками» налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей являются не те лица, которые осуществляют платеж, а те лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджет исполняется. В частности, в платежных документах указываются следующие реквизиты:

      • ИНН плательщика, то есть лица, чья обязанность по уплате налогов исполняется;
      • КПП плательщика;
      • «Плательщик». Здесь указывается информация о лице, которое вносит деньги в счет уплаты налога (для юрлиц – это наименование организации, для физлиц – ФИО);
      • «Назначение платежа». Указывается ИНН и КПП (для физлиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак «//»;
      • «Статус плательщика». Здесь указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджет исполняется. Для юрлица статус «01», для ИП – «09», нотариуса, занимающийся частной практикой – «10», адвоката, учредившего адвокатский кабинет – «11», главы крестьянского (фермерского) хозяйства – «12», физлица – «13», ИП производящего выплаты физлицам – «14».

      Кредитные и почтовые организации, в свою очередь, в случае принятия платежа в бюджет от «иных лиц», должны указывать соответствующие реквизиты.

      Напомним, что со следующего года у налогоплательщиков появилось право платить налоги не только самостоятельно, но и с помощью других лиц (подп. «а» п. 6 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

      Ситуации бывают разные, однако чаще всего необходимость внести налоговый платеж за организацию возникает при блокировке ее расчетных счетов. В этом случае учредитель или директор могут быть заинтересованы в погашении задолженности по налогам предприятия из личных средств путем перечисления нужной суммы с банковской карты. Еще одна причина, по которой может понадобиться уплатить налоги за организацию, – проблемы с банком. Так, если у банка отзывалась лицензия в тот момент, когда операции по счетам определенных юрлиц были приостановлены, данные юрлица фактически лишились возможности открытия новых расчетных счетов в других банках. Поэтому единственный шанс не усугублять ситуацию – оплатить налоги со счета иного лица (учредителя или директора).

      Налоговые обязательства в России могут доставить немало хлопот населению. Сегодня нам предстоит выяснить, может ли происходить оплата налогов за другое физическое лицо или организацию в РФ. Если да, то как именно происходит данный процесс? Многие граждане пользуются банковскими картами для оплаты налоговых задолженностей. Что для этого необходимо? Ответы на все эти вопросы помогут разобраться с налогами физических лиц. Разобраться в теме намного проще, чем кажется.

      Раньше Налоговый кодекс страны запрещал третьим лицам совершать налоговые платежи за налогоплательщиков. Но последние изменения, вступившие в силу в конце 2016 года, немного скорректировали законодательство.

      С 30.11.2016 граждане могут производить оплату налогов за других лиц и ИП. По установленному законодательству теперь любой человек может перечислить страховые взносы в ПФР за компанию или предпринимателя (с 1.01.2017), а также оплатить почти любой сбор или налог. Исключение составляют взносы за страховку от несчастных случаев. Их третьи лица производить не могут.

      Отсюда следует, что оплата налогов за другое физическое лицо имеет место. Данное право облегчает жизнь многим налогоплательщикам. Теперь за них смогут оплачивать налоги близкие и родственники.

      Например, нюансы заполнения платежного поручения. Без данной особенности не получится правильно перечислить денежные средства за другого налогоплательщика.

      Планируется оплата налогов? Платежное поручение, если верить рекомендациям экспертов, должно заполняться следующим образом:

      1. Нужно соблюдать все общепринятые правила заполнения платежных поручений.
      2. Информация о плательщике — это данные того, кто непосредственно вносит денежные средства в казну государства. ИНН, КПП и раздел «Плательщик» — это поля, в которых гражданин указывает данные о себе.
      3. В назначении платежа прописывается, в чью пользу вносят деньги.

      Пожалуй, это все особенности заполнения платежного поручения. Назначение платежа должно содержать в себе данные о том, в чью пользу перечисляют деньги. А именно:

      • Ф. И. О. гражданина, за которого оплачивают налог;
      • ИНН налогоплательщика;
      • КПП (для организаций).

      Пока что платежные поручения не имеют никаких отдельных полей, в которых можно было бы указать, что оплата налога производится не за себя, а за третье лицо. Не исключено, что в скором времени платежки переделают для более комфортного заполнения в изучаемой ситуации.

      [1]

      Теперь немного о том, что может потребоваться для перечисления налогов и сборов за других людей. В целом данная операция мало чем отличается от обычного выполнения налоговых обязательств перед государством.

      [2]

      Тем не менее, чтобы без проблем произвести платеж, необходимо собрать следующую информацию:

      • реквизиты для оплаты налогов (они указываются в платежке для оплаты);
      • ИНН плательщика;
      • Ф. И. О. гражданина, решившего оплатить налог за другое лицо;
      • ИНН того, за кого производится платеж;
      • сумма платежа;
      • Ф. И. О. налогоплательщика, чей налог будет оплачен.

      Как правило, никаких трудностей данный процесс не приносит. Налог считается оплаченным после того, как гражданин принесет платежку для перечисления денег в казну государства в банк. Иначе говоря, с момента поступления денежных средств на счет и после предъявления оплаченной квитанции.

      А как можно произвести платеж? Оплата налогов за других граждан ничем в целом не отличается от перечисления денежных средств «за себя». Поэтому населению предлагается довольно много способов произведения платежей.

      • лично в банке;
      • в налоговой при помощи терминала оплаты;
      • банковской картой;
      • при помощи электронных кошельков;
      • через интернет.

      В рамках налогового учета выплата налога за другое лицо также будет считаться предоставлением займа. На займы НДС начисляться не будет на основании пункта 2 статьи 146 НК РФ, пункта 3 статьи 39 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС №ЕД-4-3/7896 от 29 апреля 2013 года.

      Выданный заем не будет учтен в структуре расходов и доходов компании на основании пункта 12 статьи 270 НК РФ, пункта 1 статьи 251 НК РФ. Следовательно, не будет начисляться налог на прибыль.

      Поправки в НК РФ выгодны как государству, так и налогоплательщику. Рассмотрим основные выгоды:

      • Предупреждение нарушения сроков пополнения бюджета. Иногда компания не может исполнить свои обязательства в срок. С учетом поправок у нее предоставляется право передать обязанность по уплате другим лицам. Следовательно, не образуется никакой задолженности. Бюджет страны пополняется своевременно.
      • У налогоплательщика не образуется долга. Следовательно, не появляются также штрафы и пени.
      • Третьему лицу теперь не нужно собирать пакет документов, которые подтверждают, что выплачиваемые средства принадлежат именно налогоплательщику.

      [1]

      Нововведение призвано усовершенствовать систему выплаты налогов. Оно же сокращает количество задолженностей. Однако у поправки есть некоторые минусы. В частности, банки, принимающие средства, сталкиваются с повышенной нагрузкой при обработке платежей.

      Возможность уплаты за третьих лиц была реализована с целью совершенствования условий для своевременного покрытия долгов по налогам. Такая необходимость обычно возникает при этих обстоятельствах:

      [2]

      • Уплата за одну из фирм холдинга.
      • Уплата долга учредителем или контрагентом.

      Возможность уплаты за третьих лиц позволяет не переводить средства с одного счета на другой.

      Ст.

      53.2 ГК РФ вводит понятие аффилированности юрлиц. В ст.

      4 Закона о конкуренции объясняется, что аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

      Так, если в каких-то обстоятельствах одно юрлицо может влиять на другое, например, в результате отношений собственности, то они считаются аффилированными.

      В ст. 67.

      3 ГК РФ дается определение «дочки»: «Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом». В этой же статье уточняется, что дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного товарищества или общества.

      Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 оговаривает случаи, в результате которых собственники могут предъявить генеральному директору претензии. В документе прямо указывается, что они могут предъявить претензии в том случае, если возникли не просто хозяйственные, но и налоговые проблемы.

      Предполагается, что, если гендиректор действовал недобросовестно или неразумно, собственники имеют право предъявить к нему претензии на предмет компенсации понесенного материального ущерба. Постановление дает определение недобросовестному поведению директора и неразумному поведению директора.

      Так, недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

      1) действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юрлица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юрлицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

      Лицо, за которое уплачивают налоги, не учитывает расходы на уплату налогов, ведь фактически такие расходы отсутствуют.

      А вот плательщик может признать расходы на уплату налогов, сборов и страховых взносов в размере, фактически уплаченном при погашении задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом, то есть важным условием является наличие задолженности.

      А вот если мы просто попросили какую-то компанию уплатить за нас налоги без наличия задолженности и эта компания уплатила налоги, то может возникнуть налоговый спор.

      Один хорошо знакомый нам бухгалтер рассказал занимательную историю по поводу уплаты налогов третьими лицами. Ситуация такова, что у директора есть множество юридических лиц, которыми фактически управляет он сам. Более того, у него есть статус индивидуального предпринимателя.

      Раньше, если требовалось заплатить налоговые сборы, ему приходилось через нашего бухгалтера выводить средства с одной фирмы, а далее вносить их на расчетный счет другой организации. Затем они благополучно платили все начисленные им налоги. Теперь же ему не требуется проводить никаких сложных операций.

      Он просто поручает нашему бухгалтеру проводить платежи, скажет от ООО «Яблочко» в пользу ООО «ГрунтПластИнвест» и в назначении платежа прописать что-то похожее на «Налог на доходы физических лиц с зарплаты за май 2017 года за Общество с ограниченной ответственностью «ГрунтПластИнвест»». В общем-то все, проблемы решены.

      Или же бывает другой случай, когда директор сам переводит деньги в счет оплаты налоговых начислений со своих личных средств (не со счета ИП). Такой вариант тоже возможен. «Государству выгодно, когда налоги платятся вовремя и штрафы начисляются большие за ошибки» – шутит наше контактное лицо.

      Собственно, поэтому ФНС стала более лояльна к подобным действиям. Кстати, раньше в статье 45 НК РФ еще до всех изменений, уплата налогов третьими лицами была категорически запрещена.

      Если обратиться к информации, поступившей от ФНС России от 20 декабря 2016 года, то становится понятным, что плательщиком налогов в нашем случае становится все-таки не лицо, фактически производящее уплату, а сам налоговый агент, на которого возложена такая обязанность. Для того, чтобы корректно оформить платежное поручение необходимо соблюсти следующие указания:

      • ИНН плательщика, то есть лица, чья обязанность по уплате налогов исполняется;
      • КПП плательщика;
      • “Плательщик”. Здесь указывается информация о лице, которое вносит деньги в счет уплаты налога (для юридических лиц – это наименование организации, для физических лиц – ФИО);
      • «Назначение платежа». Указывается ИНН и КПП (для физлиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак “//”;
      • «Статус плательщика». Здесь указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджет исполняется. Для юрлица статус “01”, для ИП – “09”, нотариуса, занимающийся частной практикой – “10”, адвоката, учредившего адвокатский кабинет – “11”, главы крестьянского (фермерского) хозяйства – “12”, физлица – “13”, ИП производящего выплаты физлицам – “14”.

      Соблюдение вышеуказанных требований должно стать гарантией того, что платеж будет учтен ФНС и необходимости возвращать или уточнять платеж не придется.

      Более детально с предписаниями Налоговой по данному вопросу пользователи «облачной программы 1С» могут ознакомиться на сайте.

      Выяснилось, что не все платежи и взносы третьих лицам можно уплатить за основного плательщика. По факту такая возможно сохраняется за всеми теми налогами, которые находятся в ведомстве ФНС.

      К ним относятся: НДС, НДФЛ, Налог на прибыль, Водный налог, на добычу полезных ископаемых, госпошлины, ЕСХН, единый налог на УСН, налог на ПСН, ЕНВД, страховые взносы, Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог, Земельный налог, Налог на имущество физических лиц, Торговый сбор. Кажется, мы никого не пропустили.

      …ее обратная сторона. Да, и касаемо нашей темы это утверждение также применимо. Если поразмыслить над этим вопросом, то остается твердое ощущение того, что регулярные платы третьими лица налогов, начисляемых компании, могут вызвать некоторые подозрения со стороны ФНС.

      Основной причиной подозрений может стать явная «взаимозависимость» между предприятиями, что в теории может стать поводом для очередной налоговой проверки.

      Инспекторы ФНС, скорее всего, заходят уточнить, почему вроде бы самостоятельная фирма, у которой предполагаются хотя бы «средние» обороты по региону не в состоянии выполнить свои налоговые обязательства? Более того, на сегодняшний день мы имеем дело с «не обкатанной» методикой, к которой прибегают пока только в крайних случаях.

      Юридические лица и ФНС пока не успели «набить шишки» в этом деле, следовательно, пока остается высокая вероятность того, что платежи могут уйти «не туда». Все-таки все новшества у нас воспринимаются с опаской и прорабатываются с трудом, но это скорее наша национальная черта и от этого, к сожалению, пока никуда не деться.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *