Страховая сумма ОСАГО 2021 при ДТП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая сумма ОСАГО 2021 при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.
Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.
Максимальная сумма возмещения ОСАГО при ДТП
Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений.
Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД. Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу. На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.
Таким образом, для безответственных водителей стоимость ОСАГО будет выше.
В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:
- 4 и менее – 1,0;
- 5-9 – 1,86;
- 10 и более – 3,0.
Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.
Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.
Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.
Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.
Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.
Штрафные санкции за отсутствие техосмотра будут применяться с марта 2022 г.
В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.
Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:
- Виновник находился в алкогольном опьянении;
- Он скрылся с места происшествия;
- Не вписан в полис;
- У него не было водительских прав.
Все они незаконные и оспариваются в суде.
Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО
Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат. Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде. Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.
Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.
Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.
Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.
С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.
Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.
Начиная с 2021 года введены новые бланки полисов с дополнительными мерами защиты.
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Выплаты по ОСАГО при ДТП в 2021 году
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Когда в результате столкновения, застрахованный водитель наносит ущерб автомобилю другого гражданина, это считается прямым страховым случаем. Здесь компания-страховщик обязана возместить причинённый своим клиентом ущерб в размере до 400 тысяч рублей. Для оформления такого крупного автомобильного происшествия обязательно должен вызываться инспектор ГИБДД. Он составляет все документы, необходимые для получения выплаты у страховщика.
При незначительном ущербе водители двух столкнувшихся авто вправе оформить ДТП в упрощённом режиме, без обращения к работникам автоинспекции. В этом случае верхний лимит выплат не может превышать 100 тыс. рублей. При этом неважно, каков ущерб был причинён в реальности. Исключение действует для водителей Москвы и Санкт-Петербурга, которые смогут получить по Европротоколу выплаты до 400 тыс. руб.
Часто бывает, что нанесённый в аварии вред значительно больше установленного законом лимита. Например, при полной гибели автотранспорта или причинении ему очень серьёзных повреждений. При превышении реально нанесённого ущерба, пострадавший вправе взыскать с виновника ДТП недостающую сумму в судебном порядке. Для этого вниманию судьи предоставляется соответствующая доказательная база:
- Договор купли-продажи, с указанной ценой машины.
- Заключение независимого эксперта о характере повреждений и цене их устранения.
- Чеки со станции техобслуживания и т.д.
После рассмотрения предъявленных доказательств, судья выносит постановление о взыскании с виновника аварии недостающих для покрытия расходов средств.
Когда в результате аварии получили травмы люди, то максимальная величина выплат увеличивается до 500 тысяч рублей. Это максимально возможный размер, но на деле сумма определяется, исходя из степени нанесённого вреда здоровью.
Законодательство выделяет три степени полученных травм:
- Лёгкие, сопровождающиеся незначительным вредом здоровью.
- Средние – более серьёзные травмы, но не представляющие опасности для жизни.
- Тяжёлые, представляющие непосредственную угрозу жизни потерпевшего.
Устанавливают степень тяжести повреждений специалисты-медики, после проведения подробного обследования пациента. На основании их заключений и назначается та или иная сумма компенсационных выплат. При получении потерпевшим, попавшим в аварию, инвалидности, лимит выплат зависит от её группы:
- I гр. и для детей-инвалидов – до 500 тысяч.
- II гр. – до 350 тысяч.
- III гр. – до 250 тысяч.
Страховая фирма обязана компенсировать ущерб здоровью даже при незначительных травмах: выбитый зуб, ушиб, растяжение связок. Для этого следует пройти медосмотр и документально зафиксировать полученные в ДТП повреждения.
В таблице даны предельные величины выплат по ОСАГО, при различных видах травм:
Вид травмы | Максимальная компенсация (тыс. руб.) |
Сотрясение мозга | 25 |
Перелом носа | 50 |
Повреждение органов зрения | 50 |
Косметические повреждения лица | 200 |
Потеря зубов | 100 |
Повреждение спинного мозга | 375 |
Повреждение сердца, артерий и вен | 150 |
Перелом одного ребра | 10 |
Удаление лёгкого | 300 |
Повреждение почки | 150 |
Перелом руки | 100 |
Повреждение органов ЖКТ | 200 |
Повреждение органов репродуктивной системы | 200 |
Ампутация конечности | 250 |
Ожоги II-IV | 200 |
При наступлении нескольких из перечисленных в таблице последствий, максимальный размер компенсаций не сможет превысить 500 тыс. руб. К примеру, пострадавшему в ДТП человеку ампутировали ногу (250 т.р.), удалили лёгкое (300 т.р.), и вставили выбитые передние зубы (100 т.р.). Несмотря на то, что компенсационная сумма равна 650 тысячам, к выплате подлежит лишь 500 тысяч. Остальные денежные средства потерпевший вправе взыскать с виновника аварии в судебном порядке.
Когда в результате автомобильной аварии имеются жертвы, то верхний лимит выплат равен также 500 тысячам рублей. Из них 475 тыс. – страховые выплаты собственно за гибель человека, а 25 тысяч – компенсация расходов на ритуальные услуги. Чтобы получить выплаты на погребение, родственники, или иные лица, занимавшиеся похоронами, должны предоставить страховщику чеки и квитанции понесённых расходов.
Самостоятельное оформление ДТП, без привлечения инспектора ДПС, допускается при незначительных повреждениях. Их размер не должен превышать 100 тыс. руб., и максимальная сумма компенсации, соответственно, также не может быть больше этой величины. Исключение сделано только для жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Они вправе оформлять по европротоколу и более серьёзные аварии, с нанесённым ущербом до 400 тысяч. Это сделано из-за большого количества автотранспорта на улицах этих столичных мегаполисов, чтобы не создавать лишних пробок в ожидании прибытия автоинспектора.
Случаются ситуации, когда в совершённой аварии виноваты оба шофёра. Например, при выяснении обстоятельств ДТП, установлено, что один из них выехал под красный сигнал светофора, а другой ехал с превышением скоростного режима. Порядок выплат здесь регламентируется ст.12 ФЗ №40: оба автовладельца получают компенсации в определённых пропорциях:
- При равной степени вины – по 50% от нанесённого вреда.
- При разной степени – в пропорциях, установленных судом.
Так, суд может определить, что один из водителей виноват в причинении травмы другому на 80%. На остальные 20% вина лежит на шофёре, получившем ранения. Это произойдёт, если первый нарушитель мчался с превышением скорости, а пострадавший не был пристёгнут ремнями безопасности.
С 2017 года было принято положение о «натуральной компенсации», когда повреждения ТС устраняются на СТО за счётстраховщика. На деле, работа зачастую производится некачественно, с нарушением технических норм, используя б/у детали. Чтобы установить нарушения потребуется провести независимую экспертизу качества произведённого ремонта. Если эксперт установит нарушения, автовладелец вправе потребовать от страховщика устранения недочётов за его счёт.
Для получения компенсационной выплаты, водитель должен подать страховщику следующий комплект документации:
- Заявление о выплате компенсации.
- Паспорт застрахованного лица.
- Права водителя.
- Действующий полис автогражданки.
- Справка из ГИБД по Ф-№154.
- Протокол о нарушении КоАП.
- Извещение страховщику о произошедшем ДТП.
- Техпаспорт попавшего в аварию автомобиля.
- Заключение независимого эксперта (при наличии).
В законе, регулирующем вопросы обязательного автострахования, обозначены максимальные размеры выплат, которые могут получить потерпевшие в дорожном происшествии. Согласно нормативному документу разработана следующая градация:
- Нанесение имущественного вреда. Данный исход события предусматривает возмещение по ОСАГО в сумме до 400 тыс. рублей на каждого пострадавшего;
- Нанесение вреда жизни и здоровью. При травмах и увечьях различной степени тяжести максимальная сумма достигает 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего;
- Летальный исход. Смерть пострадавшего предусматривает выплату 475 тыс. рублей выгодоприобретателю из числа лиц, установленных законом, и 25 тыс. рублей — организатору погребения.
Если ДТП оформлено по системе Европротокола, то компенсация по возмещению максимум составляет 100 тыс. рублей. С 1 октября 2019 года максимальная сумма страхового возмещения может быть увеличена до 400 тысяч рублей при соблюдении одновременно двух условий:
- Участники аварии единогласны в отношении обстоятельств ДТП и не имеют разногласий о характере и перечне видимых повреждений ТС.
- Фиксация информации об аварии произведена её участниками с помощью мобильного спецприложения «ДТП.Европротокол».
Выплаты по ОСАГО — сумма покрытия и сроки выплат в 2021 году
Одно из основных условий получения возмещения — это полный пакет документов, который включает:
- заверенную нотариально копию документа, удостоверяющего личность;
- заявление на компенсацию ущерба;
- извещение о ДТП с указанием всех обстоятельств аварии и подписями обеих сторон в комплекте с договором;
- протокол об административном правонарушении (АП), постановление по делу об АП или определение об отказе в возбуждении дела по таковому (для ДТП, оформленных с вызовом сотрудников ГИБДД, не по Европротоколу);
- документы, свидетельствующие о праве собственности на ТС;
- по необходимости: доверенность на того, кто в момент аварии был за рулем;
- счет для перечисления перевода выплаты. Если выгодоприобретатель — лицо, не достигшее совершеннолетия, то нужно разрешение органов социальной защиты;
- иные документы, предусмотренные Правилами ОСАГО.
Полный перечень документов может отличаться в конкретном страховом случае, определяется Правилами страхования или уточняется у консультанта компании-страховщика.
Условия страхования автовладельцев в 2021 году изменятся. Водители должны следить за поправками, чтобы всегда оставаться в курсе и подготовиться к любым переменам.
Одним из самых удобных и долгожданных новшеств прошлого года стал е-ОСАГО. Это электронный страховой полис, который можно получить максимально быстро через интернет. Он не отличается по стоимости и подлинности от бумажного варианта, но действовать начинает через 3 дня после отправки заявки.
В этом году появились следующие важные нововведения:
- Как известно, базовый тариф устанавливается государством, а вот итоговую стоимость ОСАГО в 2021 году могут регулировать страховые компании. Теперь коэффициент, а соответственно и цена страховки будут повышаться при нарушении ПДД: проезд на красный свет, превышение скорости, движение по встречной полосе, вождение в нетрезвом виде. Страховщики узнают о данных нарушениях из базы ГИБДД.
- Вместо обычной диагностической карты, которую недобросовестные водители могут купить в интернете, теперь нужно предоставить бланк техосмотра, проведенного в автосервисах, одобренных ГИБДД и РСА. Их список стоит узнать заранее. Такое новшество появилось в марте 2021 года. Новые правила гласят, что сотрудники ГИБДД должны вносить все технические особенности авто в базу и даже прикладывать его фотографию.
- С осени 2020 года заработало удобное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Если вы попали в аварию, отправить заявку страховщику можно через интернет, используя приложение. Но есть требование — «помощник» должен быть у обоих водителей (если это ДТП с участием 2 машин), а также не должно быть претензий друг к другу. В этом случае можно быстро зарегистрировать происшествие в режиме онлайн. Чем больше подробностей и фото вы приложите, тем больше будет размер компенсации.
Нужно помнить, что ограничения, связанные с пандемией, касающиеся прохождения техосмотра, теперь сняты. Если вы еще не получили свежую диагностическую карту и не прошли техосмотр, самое время заняться этим. Отсутствие карты — нарушение. В случае ДТП страховая компания имеет право отказать в выплате компенсации.
В плане списка бумаг для оформления страхового полиса никаких изменений не произошло и не предполагается.
Чтобы оформить страховой полис, нужно подготовить следующие документы:
- Паспорт страхователя и владельца авто с пропиской. Если страхователь и автовладелец — одно лицо, это нужно указать в заявлении.
- ПТС или СТС автомобиля. При заполнении заявки онлайн нужно указать серию и номер документа.
- Диагностическая карта. Она представляет собой обычный лист бумаги, где прописывают все технические особенности автомобиля. Это обязательное условие для машин старше 4 лет.
- Водительские права как автовладельца, так и всех водителей, которые будут допущены до вождения конкретного авто. Это не касается открытой страховки ОСАГО. Она значительно дороже, но предполагает допуск любого человека с правами к вождению ТС.
Если вы оформляете страховку в офисе компании, бумаги нужно принести с собой. При покупке полиса через интернет практически все страховщики допускают просто точное указание данных, сканы отсылать необязательно.
При оформлении через интернет вы обязательно указываете номера СТС или ПТС, номер и период действия диагностической карты, свои паспортные данные, номера и серии прав. Внимательно проверяйте информацию перед тем, как отправить заявление. Если в нем будет ошибка, придется отправлять заявку на внесение изменений и прикладывать сканы соответствующих документов. Даже опечатка может привести к проблемам: штрафу или отказу страховой компании выплачивать компенсацию в случае ДТП.
Если вы оформили страховой полис и попали в аварию, где повредили чужое имущество или нанесли вред здоровью, страховщик оценит ущерб и предоставит пострадавшей стороне компенсацию в размере до 400 000 рублей (если был нанесен вред здоровью другого человека, то до 500 000 рублей). В этом плане изменений в 2021 году не предвидится.
После ДТП страховая выплата поступает к пострадавшему в течение 20 дней, не считая выходные и праздники. При аварии полагается выплата в следующих случаях:
- Водитель сбил пешехода или попал в ДТП, которое привело к смерти человека. Если пострадавший умер, полагается выплата по страховке в размере 475 000 рублей лицам по решению суда и еще 25 000 рублей компании, занимающейся погребением.
- Водитель нанес травмы и различные повреждения другому человека. В этом случае будет учитываться тяжесть состояния пострадавшего, стоимость его лечения, включая медикаменты и специальные средства передвижения. Максимальная сумма выплат составляет полмиллиона рублей на каждого потерпевшего.
- Автовладелец повредил чужое имущество. В этом случае выплата не будет выше 400 000 рублей с учетом нанесенных повреждений.
Если вы попадали в аварию по своей вине, то со следующего года при пересчете коэффициентов цена ОСАГО 2021 для вас возрастет.
С 2019 года считается законным показывать полис страхования в электронном виде. Инспектор ГИБДД не должен штрафовать за это, однако случаи, когда штрафы все же выписывались, бывают. Не все сотрудники знают о том, что в закон была внесена поправка, допускающая предъявление электронного документа.
Даже если в вашем городе нет проблем с предъявлением электронного ОСАГО, рекомендуется все-таки иметь в машине распечатку. В дороге может пропасть интернет или сесть батарея. В этом случае очень пригодится бумажный вариант ОСАГО.
Распечатать документ можно на любом принтере. Цветная копия необязательна. Распечатанный черно-белый полис имеет такую же силу, как и цветной, приобретенный в офисе компании.
Быстрее всего компенсация выплачивается при упрощенном оформлении через свою страховую компанию. Это занимает в среднем 8-10 дней. При серьезном ДТП процедура может затянуться, особенно если речь идет о больших суммах.
Если страховая компания откладывает выплату более чем на 20 дней, то должна выплатить штраф в пользу пострадавшего. Деньги, взысканные через суд, могут быть получены пострадавшим спустя несколько месяцев после аварии.
На данный момент в Украине действуют следующие лимиты для страхового возмещения по внутреннему договору ОСАГО:
Сумма, грн |
Вид ущерба |
130 000 |
за имущество |
260 000 |
если нанесен вред здоровью (в том числе, когда это приводит к летальному исходу) |
Обратите внимание, что данные суммы являются максимальными и могут быть ориентиром, когда ДТП фиксирует полиция, а виновника дорожной аварии определяет суд.
В таком случае страховая компания в течение 10 дней с момента поступления заявления о ДПТ осматривает ТС и рассчитывает выплату страхового возмещения по специальной формуле, принимая во внимание ряд параметров:
- во сколько обойдутся ремонтные работы;
- цену запчастей и материалов, которые необходимы для ремонта;
- коэффициент физического износа авто;
- год выпуска, марку и модель ТС, его рыночную стоимость;
- число ТС, пострадавших в ДТП;
- сумму, потраченную на эвакуацию ТС.
Износ НЕ насчитывают для легкового транспорта, выпущенного в СНГ и бывшего в использовании не более 5 лет, и машин, выпущенных в любых других странах с аналогичным показателем не больше 7 лет. Впрочем, износ учтут несмотря на «возраст» автомобиля, если вы использовали транспортное средство как авто специального назначения (например – для перевозки пассажиров). Также его включат в расчеты в том случае, если транспортное средство эксплуатируется в интенсивном режиме (пробег в два раза больше чем нормативный), составные части кузова авто были отремонтированы или наблюдается сквозная коррозия деталей кузова.
Стоит отметить, что если в ДТП было 1-5 участников, то максимально возможная выплата по ОСАГО составит 650 тысяч грн. для каждого пострадавшего. Если же автомобилей больше, то эта сумма распределяется пропорционально – чья машина больше повреждена, тому больше и платят.
При небольшом дорожно-транспортном происшествии и незначительных повреждениях ТС, его участники могут воспользоваться европротоколом (соответствующий бланк страховая компания выдает во время заключения договора ОСАГО). Здесь важно, чтобы были соблюдены следующие условия:
- у обоих участников ДТП оказался полис ОСАГО;
- участники ДТП не находились под воздействием алкоголя и/или наркотиков;
- в результате ДТП никто не получил физических травм.
Если по обоюдному согласию вы решаете оформлять европротокол, то граничная сумма страховой выплаты по ОСАГО составит 50 тыс. грн. Поэтому тут важно точно понимать, во сколько может обойтись ремонт транспортного средства. Когда объективно видно, что ущерб превышает лимит, вызывайте Нацполицию и фиксируйте происшествие.
Все, что превышает рассчитанную страховой компанией сумму возмещения, виновник аварии оплачивает пострадавшей стороне самостоятельно, в том числе размер франшизы (если она была указана в полисе). Именно потому часто вместе с ОСАГО собственники ТС оформляют договор добровольного страхования гражданской ответственности (ДГО) — он увеличивает лимиты и помогает избежать дополнительных расходов, особенно при крупном ущербе.
В законе об ОСАГО описаны случаи, когда выплату по полису автогражданки компания производит, а также обстоятельства, при которых отказывает страхователю.
Выплата по страховке при ДТП положена при ущербе, нанесенном имуществу, жизни и здоровью пострадавшей стороны.
Условия, которые участники дорожной аварии должны выполнить обязательно, чтобы было выплачено страховое возмещение:
- сообщить о ДТП в страховую компанию в течение трех рабочих дней с момента дорожного происшествия — письменно в виде заявления;
- если сообщить в СК сразу не удалось, участник ДТП должен иметь документы, подтверждающие уважительную причину, по которой так произошло;
- дождаться приезда работников соответствующего подразделения Нацполиции и оформления ДТП, если водители решили не использовать европротокол;
- не перемещать ТС и другое имущество до осмотра места аварии сотрудником страховой компании, если вызван аварийный комиссар.
Обратите внимание: аварийный комиссар выезжает на место ДТП, если нанесен ущерб здоровью и жизни, а также в случае крупного дорожного происшествия, в том числе при участии более двух ТС. В остальных дорожных авариях для СК достаточно фотофиксации. Сделайте четкие фото (общие и детальные в местах повреждения) и отправьте их на горячую линию, затем получите подтверждение от оператора — качество и количество фото СК устраивает. Тогда аварийный комиссар не понадобится.
В соответствии с законом об ОСАГО выплата виновнику ДТП не предусмотрена, соответственно, страховая компания компенсирует ущерб только пострадавшей стороне при соблюдении ею предписанных законодательством условий.
В то же время, если в ДТП оказались, к примеру, два авто и оба водителя виноваты в аварии, то каждому из них положено 50% от нанесенного ущерба.
Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
Если речь идет о возмещении ущерба, нанесенного здоровью или жизни, то компенсация производится лишь тогда, когда пострадавшие граждане не могут получить выплату по страховке ОСАГО, а именно в ситуациях:
- Банкротство страховой компании, в которой застрахован человек, причинивший вред.
- Досрочно прекращен срок действия лицензии компании страховщика.
- Не установлено лицо, по чьей вине произошла дорожная авария.
- У виновного в ДТП нет договора ОСАГО.
Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:
- ДТП;
- угона машины;
- повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
- намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
- пожара;
- стихийного бедствия.
Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:
- За выплатой может обратиться и виновник аварии.
- Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.
Компенсация ущерба включает в себя следующие составляющие:
- ремонт имущества или приобретение нового транспортного средства, если пострадавшее не подлежит восстановлению;
- погребение;
- лечение;
- приобретение лекарственных препаратов;
- возмещение ущерба в связи с временной нетрудоспособностью;
- возмещение затрат на эвакуацию машины и другое.
Рассчитать стоимость выплат при ДТП может как сама страховая компания, так и независимый эксперт.
В 2021 году оценка ущерба по ОСАГО происходит по следующим параметрам:
- регион, в котором произошла авария;
- дата происшествия;
- технические характеристики транспортного средства;
- марка машины и её комплектация;
- износ автомобиля и его составляющих;
- дефекты, которые имели место до аварии.
Страховая сумма на возмещение ущерба имуществу включает в себя:
- стоимость услуг по ремонту;
- стоимость запасных частей и материалов.
Максимальная сумма, выплачиваемая при причинении вреда здоровью потерпевшего или его гибели, составляет 500 тыс. рублей. При этом не имеет значения, кем был пострадавший – пешеходом, водителем или пассажиром. Если в аварии погибли люди, выплата распределяется следующим образом: 25 тыс. рублей идет на погребение, оставшаяся сумма переводится родственникам погибшего.
Страхование автомобиля в 2021 году
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Выплаты по страховке пассажирам в результате автокатастрофы включают в себя следующие составляющие:
- оплату лечения, включая покупку медицинских препаратов, протезирование, реабилитацию;
- оплату сиделки, если требуется дополнительный уход;
- покупку продуктов питания, если врач в ходе лечения назначил диету;
- компенсацию утраченного заработка.
Все затраты потерпевший должен подтвердить документами. Рекомендуется фиксировать срок передачи документов страховой компании и оставлять себе их копии. Также потерпевшему необходимо предоставить документы по ДТП (справку, протокол, постановления), справку о зарплате и заявление. Установлен срок – 5 дней с момента аварии. Однако при наличии уважительных причин (например, нахождение в больнице после ДТП) срок может быть продлен.
Компенсация утраченного заработка рассматривается как дополнительные расходы и вычисляется как разница между заработной платой, которая могла быть получена потерпевшим за период нетрудоспособности, и стоимостью лечения. Если зарплата выше, делается доплата. Например, за период нетрудоспособности пострадавший должен был получить доход в размере 45 000 рублей, страховые выплаты на лечение составили 17 500 руб. Значит 27 500 руб. страховщик должен дополнительно выплатить человеку в качестве компенсации за утраченный заработок.
Страховая выплата рассчитывается исходя из заключения экспертизы. При несогласии с результатами, которые дала СК, страхователь может провести независимую экспертизу и обратиться в суд. Последовательность действий:
- Потребовать заключение у страховщика.
По “Закону об ОСАГО” страхователь вправе требовать результаты экспертизы, проведенной страховой компанией.
- Провести независимую экспертизу.
Следует провести независимую экспертизу, которая докажет, что выплаченной компенсации не хватает на полноценный ремонт.
- Обратиться в суд.
Размер выплаты пострадавшим рассчитываются исходя из степени вреда и суммы, необходимой на лечение (максимум 500 000 рублей).
Степень повреждения | Размер выплаты по ОСАГО | Сумма выплаты (руб) |
Ребенок-инвалид | 100% | 500 000 |
Инвалидность I степени | 100% | 500 000 |
Инвалидность II степени | 70% | 350 000 |
Инвалидность III степени | 50% | 250 000 |
Расчет ущерба по ОСАГО: определяем размер страховой выплаты
При гибели одного или нескольких участников аварии выплаты начисляются в соответствии с законом. Члены семьи погибшего получают по 475 тысяч рублей. Помимо этого страховая компания выделят дополнительно 25 тысяч рублей на покрытие услуг организации, занимающейся похоронами. Если погибших несколько, выплаты получают все семьи, утратившие кормильца.
Особое место занимает Европротокол, который позволяет владельцам машин получить компенсации без вызова сотрудников ГИБДД. Однако простота оформления влияет на сумму выплат, которые могут получить участники аварии.
На основании последних поправок можно сделать вывод о том, что размер компенсации составляет 100 тысяч рублей. Лишь при возникновении ДТП в Москве или Санкт-Петербурге компенсация может быть увеличена до 400 000.
Владельцы машин должны прийти к обоюдному согласию при решении вопросов по урегулированию возникшей ситуации.
Иногда при возникновении аварии виновниками могут быть оба участника дорожно-транспортного происшествия. Данное заключение выносится сотрудниками ГИБДД, а также на основании проведенной независимой экспертизы. При установлении данного факта максимальная сумма выплат делится поровну между виновниками происшествия.
Если максимальная выплата по ОСАГО составляла 400 тысяч, каждый из водителей может претендовать на получение 200 тысяч рублей. В случае с Европротоколом между владельцами транспортных средств будет разделена сумма в размере 100 000 руб.
Отдельный вопрос касается того, как правильно оформить заявку на получение денежных средств при аварии. В рассматриваемой ситуации для понимания особенностей всей процедуры стоит разобрать отдельные этапы. Чтобы получить деньги для компенсации ремонта или на восстановление здоровья, водителю потребуется выполнить несколько основных этапов:
- Для начала следует сообщить о факте совершённого ДТП.
- При подаче заявления необходимо предоставить пакет документов, перечень которых прописан в договоре и законе о страховании.
- После этого будет произведена оценка причиненного ущерба для имущества или здоровья граждан.
- В случае соответствия всем требованиям водитель получит компенсацию, размер которой ограничен максимальной выплатой по ОСАГО.
После возникновения случая аварии владелец машины собирает необходимую документацию, а затем подаёт заявление. Страховщик при этом может назначить независимую экспертизу для выявления фактического ущерба и оценки обстоятельств возникновения страхового случая. Для этого от компании назначается эксперт, который в установленном порядке проведет акт оценки состояния автомобиля и здоровья участников аварии.
До проведения экспертизы водителю запрещается делать ремонт машины, поскольку это не позволит страховой компании оценить ущерб.
Страховые выплаты по ОСАГО при ДТП в 2021 году
- Документ, удостоверяющий личность участника происшествия.
- Технический паспорт на зарегистрированный автомобиль
- Водительское удостоверение.
- Свидетельство, подтверждающее факт регистрации машины.
- Справка, подтверждающая факт совершения ДТП.
- Извещение о случившейся аварии, подписанное виновником ДТП.
Новые правила вступили в силу для базовых ставок (БС). Показатели бонус-малус (BMI) стали более благоприятными для водителей, а городской коэффициент снизился. Молодых водителей ждут плохие новости: тарифы CVS изменились.
Тарифный коридор, установленный Центральным банком РФ в 2021 году, стал шире, поэтому конечная цена ОСАГО зависит от страховщика. Цена тарифа не изменится без увеличения страховых тарифов. В настоящее время базовая ставка зависит от возраста и стажа водителя, городского коэффициента, бонус-малуса и мощности двигателя.
Стоимость базовой ставки для автомобилей категории «В» в рублях:
- Юридические лица — 1646 — 3493.
- Гражданские лица и индивидуальные предприниматели — 2 471 — 5 436.
- Водители такси варьируются от 2877 до 9619.
Ряд случаев, когда выплаты по обязательствам не производятся:
- Если в договоре указано ограниченное количество людей, а водитель не был застрахован на момент аварии.
- Мы имеем дело с разрушением природы.
- В результате аварии ущерб имуществу или здоровью был нанесен не автомобилем, а незастрахованным грузом.
- Пострадавшая сторона требует возмещения упущенной выгоды.
- Сумма компенсации выше максимальной суммы, установленной в договоре страхования.
- Ущерб был нанесен в ходе учебной, спортивной или экспериментальной деятельности, во время погрузочно-разгрузочных работ или на территории организации.
Сумма, подлежащая выплате по полису ответственности, составляет:
- в случае причинения вреда имуществу 400 000р
- в случае причинения вреда здоровью и жизни 500 000.
«Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить потерпевшим вред, причиненный в результате каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования), составляет: a) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего — 500 тыс. рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, — 400 тыс. руб. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, — 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)».
(Статья 7 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).
Вы можете самостоятельно рассчитать цену полиса по формуле:
TB x KT x PBM x KVS x KC x KP x KM x KCR x KN = цена ОСАГО
Оказывается, легко рассчитать страхование ответственности вручную, если знать все значения. Вы можете ввести свои данные на нашем сайте в разделе калькуляторов экспресс-расчета стоимости ответственности, сайт выдает результат немедленно
Ниже приводится стенограмма:
- ТБ — базовый тариф (базовая ставка)
- КТ — территориальный коэффициент ОСАГО
- Бонус малус — коэффициент бонуса малус
- ELC — коэффициент возраста и стажа работы
- КО — ограничение количества водителей
- КС — коэффициент сезонности
- CP — периоды страхования
- КМ — коэффициент эффективности ОСАГО
- CRC — наличие прицепа
- SC — уровень нарушений