Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто платит земельный налог арендатор или арендодатель». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2020 году кардинальных изменений в уплате земельного налога не предусмотрено, однако, стоит напомнить новшества 2018-19 годов:

1. Было снято ограничение для льготников на количество участков по каждому виду пользования (ранее льгота распространялась только на один участок по каждому виду).

2. Установлены льготы для горнодобывающих компаний и разработчики полезных ископаемых – ставка налога составляет 25% от суммы налога.

3. Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправляла либо не вручала уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами. Т.е. если, к примеру, налоговая не уведомила плательщика об уплате налога за 2017 год, то в таком случае налог за 2017 год может быть насчитан в 2018-20 годах.

4. Уточнен минимальный размер государственной арендной платы, так размер аренды не может быть менее размера замельного налога в размере:

  • для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
  • для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области;

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

Арендуем земельный пай: кто платит налог на землю?

При рассмотрении вопроса о том, что такое налог на землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату за землю осуществляют следующие физические и юридические лица, а также нерезиденты:

  • собственники земельных долей (паев);
  • собственники земельных участков;
  • арендаторы земельных участков госсобственности (в т.ч. постоянные).

От уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«единщики» при условии, что земельный участок используется в предпринимательских целях.

Освобождаются от налога на землю:

  • сельхохугодья зон зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля,
  • химически загрязненные сельхозугодия, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;
  • сельхозугодия, находящихся во временной консервации или в стадии освоения;
  • земли гос сортоиспытательных станций и питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
  • земли дорожного хозяйства дорог общего пользования;
  • земли сельхозяйпредприятий всех форм собственности, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
  • земли кладбищ, крематориев и колумбариев.
  • земли, на которых расположены дипломатические представительства.
  • земли, предоставленные для строительства и обслуживания культовых зданий

    Как было ранее до 2015 года

    Налоговый кодекс содержал в себе конкретные ставки и коэффициенты в зависимости от количества населения. вида земель и т.д. Как это выглядело: рассмотрим расчет суммы налога на примере. Земельный участок без оценки, площадью 150 кв.м, находился в столице. Налоговый кодекс предусматривал случаи значительного колебания численности населения. Но поскольку Киев всегда был и остается городом-миллионником, используем ставку 3,66 грн., применим коэффициент. Сумма налога составляла: 150 кв.м х 3,66 грн. х 3 = 1647 грн. Предположим, что аналогичный участок земли находился в Одессе. Учитывая, что город отнесен к числу курортных населенных пунктов, сумма налога будет увеличена в два раза в связи с применением коэффициента – 2.

    Как налог на землю расчитывается в 2020 году

    Установление как ставок земельного налога, так и нормативной денежной оценки передано к полномочиям местных советов. Местные советы обязаны ежегодно устанавливать как ставки налога на змелю, льгот по нему, так и нормативную денежную оценку землельных участков, находящихся на территориии населенных пунктов.

    Коэффициент индексации устанавливается ежегодно Госкомземом в зависимости от роста потребительских цен, при этом если рост потребительстких цен не превышает 100%, то коэффициент не пересчитывается. Напомним, что ранее коэффициент не пересчитывался при показателе не превышающем 110%.

    Следовательно, для расчета налога на землю необходимо знать:

    • нормативную денежную оценку земель
    • коэффициент индексации

    НКУ предусматривает льготы по уплате земельного налога и для физических, и для юридических лиц (ст.ст. 281, 282 НКУ).

    От уплаты налога на землю освобождаются следующие физические лица:

    • инвалиды І и ІІ групп;
    • лица, имеющие на воспитании 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
    • пенсионеры по возрасту;
    • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
    • лица – пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
    • лица и землепользователи, передавшие земельные участки (паи) в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы

    Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:

    • 2 га – для ведения индивидуального сельского хозяйства;
    • 0,01 га – для строительства личного гаража;
    • 0,12 га – дл ведения садоводства и т.д.

    Указанные ограничения не относятся к лицам, передавшим землю в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы.

      Освобождение от уплаты налога за земельный участок в рамках норм его площади – логичное и обоснованное решение законодателя. Во-первых, нормы установлены в пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 кв.м земли). Во-вторых, установление норм предотвращает злоупотребления со стороны налогоплательщиков. В истории законодательства имеются примеры, когда из-за пробелов освобождались от налогообложения объекты, которые активно использовали (в том числе, в предпринимательской деятельности) члены семьи льготника.

      НКУ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:

      • санаторно-курортные, лечебные учреждения организаций инвалидов;
      • организации инвалидов, предприятия таких организаций, при условии пребываняи в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.
      • базы олимпийской и паралимпийской подготовки

      Как видим с 2015 года перечень льготников значительно сузился.

      Аренда земельного участка: кто платит земельный налог?

      Своевременная уплата налога является одной из основных обязанностей владельцев и пользователей земельных участков (ст.ст. 91, 96 ЗКУ). Сумма налога уплачивается ежемесячно равными долями в течение 30 календарных дней после завершения налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ). Выбранный вариант предоставления отчетности (единожды в начале года либо ежемесячно) не будет влиять на порядок платежей. При ежемесячной подаче декларации срок для исполнения налогового обязательства будет таким же. Но, ради правоты, следует сказать, что установлен он нормами совсем других статей. Так пункт 57.1 НКУ предусматривает уплату суммы налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем​​ граничного срока представления налоговой декларации (то есть по истечении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным).

      Физическое лицо осуществляет плату за землю в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 НКУ). Отменена ответственность за неуплату налога в случае, если налоговая не отправила либо не вручила уведомление об оплате налога. Срок, за который насчитывается налог, ограничен тремя годами.

      Ставка земельного налога устанавливается местными советами:

      • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
      • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
      • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
      • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

      Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

      При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом.

      Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

      Начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления.

      Если в течение календарного года изменился собственник земельного участка, то оба лица уплачивают налог:

      • бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
      • новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.

      Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

      Кроме того, сумму налогового обязательства, в том числе и земельного налога, всегда можно узнать в налоговом органе по месту нахождения земельного участка.

      В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 НКУ).

      Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

      При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%.

      Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор.

      Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

      Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании.

      Самое частое нарушение собственников коммерческих площадей — это неуплата налогов. Обычно за это устанавливается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, уточнил Денис Зайцев, руководитель налоговой практики юридической фирмы BMS Law Firm. Он пояснил, что также начисляются пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования (хотя это и не мера ответственности, а мера обеспечения надлежащего исполнения обязательства). По прошествии определенного количества времени ставка становится 1/150, что жестче обычного кредитования.

      Есть также штраф в размере 40%, который применяется в том случае, если налоговому органу удастся доказать, что лицо умышленно не уплатило налог. «Более того, налоговый орган при достижении определенных финансовых показателей по неуплаченным налогам может передать информацию о выявленных нарушениях в правоохранительные органы. В этом случае будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Наказание по ч. 2 ст. 199 УК РФ — вплоть до лишения свободы на срок до шести лет», — заявил Зайцев.

      Санкции могут применить к арендатору, если он не выполняет обязательства перед арендодателем — например, пропускает сроки оплаты или портит имущество. Однако любой договор аренды предполагает наличие страхового депозита, как правило, равного двум−трем арендным платам. Чаще всего в случае нарушения собственник берет из него сумму, которую недополучил от арендатора, при этом последний все равно должен восполнить ее, уточнил директор департамента коммерческой недвижимости агентства Point Estate Роман Амелин. Он подчеркнул, что по окончании договора после подписания акта приема-передача помещения собственник возвращает страховой депозит арендатору — или в полном объеме, или за вычетом штрафов.

      Как правильно платить земельные налоги в Украине

      Эпидемия коронавируса и карантин существенно изменят рынок коммерческой аренды недвижимости. «Мы видим процессы, в рамках которых корпорации и небольшие компании отправляют сотрудников на удаленную работу. В дальнейшем перед топ-менеджерами и собственниками встанет вопрос, насколько можно использовать данный опыт в новой реальности. Мы увидим еще более значительное проникновение онлайн-сервисов, онлайн-магазинов, ресторанов, онлайн-обучения, онлайн-кинотеатров. Люди еще больше привыкнут и оценят эти сервисы, что в дальнейшем снизит спрос на сервисы в офлайн-режиме», — прогнозирует Никита Рябинин, управляющий партнер международной консалтинговой компании KRK Group.

      Дальнейшее снижение цен на нефть и экономические последствия от COVID-19 серьезно повлияют на экономику нашей страны в целом и курс рубля в частности, считает Рябинин. «Для инвесторов, рассматривающих возможность приобретения объектов недвижимости для последующий сдачи в аренду, я бы посоветовал запастись терпением и отслеживать новые предложения на рынке летом и осенью этого года, принимая во внимания глобальные изменения. Момент ожидания лучше всего пересидеть в валюте (может быть, даже лучше наличные в банковской ячейке). Правило кризиса cash is the king никто не отменял», — резюмировал эксперт.

      Обязанность арендатора оплачивать арендную плату вытекает из ст. 614 ГК РФ и соответствующего договора аренды.

      Конкретные условия оплаты арендной платы определяются договором аренды.

      Как правило, арендная плата состоит из непосредственно арендной платы, так и из переменной ее части в виде различных коммунальных и эксплуатационных платежей. Зачастую арендатор платит постоянную часть, но почему-то игнорирует оплату переменной части.

      Если обязанность по оплате арендной платы возникла, но арендатор не платит, представляется целесообразным следующий алгоритм действий.

      Если арендатор не платит аренду, просит подождать, дает обещания оплатить в кратчайшие сроки, как бы хорошо вы не относились к арендатору, не стоит терять время. Опыт жизни подсказывает, что в подавляющем большинстве случаев арендаторы продолжают пользоваться имуществом (помещениями), долг растет, а перспектива получения причитающихся денег уменьшается. Не секрет, что в настоящее время процент организаций, не имеющих в собственности хоть каких-либо активов, либо находящихся в предбанкротном состоянии довольно большой, а если вы не собственник торгового центра и ваш арендатор не крупная торговая сеть, то шанс встретить такую «пустышку» еще больше.

      При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

      1. инвалиды первой и второй группы;
      2. граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
      3. пенсионеры (по возрасту);
      4. ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
      5. пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

      Физическим лицом — предпринимателем несвоевременно представлены налоговые декларации по плате за землю: одна — по арендной плате, другая — по земельному налогу (последний срок представления — 20 февраля). Какие штрафные санкции будут применяться в таком случае?


      В соответствии с п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему органу доходов и сборов по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год.

      Согласно п. 287.3 ст. 287 указанного Кодекса налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

      При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (п. 287.6 ст. 287 Кодекса).

      Пунктом 120.1 ст. 120 Налогового кодекса установлено, что непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы налоговых деклараций (расчетов), влекут за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

      Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

      То есть повторным нарушением, за которое предусмотрен штраф в размере 1020 грн. согласно п. 120.1 ст. 120

      Налогового кодекса, является несвоевременное представление налоговой декларации (расчета) налогоплательщиком независимо от вида налога, за которое к такому плательщику в течение года уже применялся штраф за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации (расчета) и в период до одного года (до 365 или 366 дней — для високосного года) вынесено налоговое уведомление-решение.

      В соответствии со ст. 35 КоАП обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение, признается, в частности, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, или совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление.

      Статьей 39 КоАП установлено, что если лицо, подвергавшееся административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило новое административное правонарушение, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

      Таким образом, если физическое лицопредприниматель несвоевременно представило налоговые декларации по плате за землю: однупо арендной плате, а другуюпо земельному налогу по последнему сроку представления 20 февраля, то каждое непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года применялся штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

      То есть в этой ситуации к налогоплательщику будут применены штрафные санкции в размере1190 грн. (1020 грн. + 170 грн.).

      Земельный налог-2020. Кто, когда и сколько должен платить

      Если пенсионерка имеет неприватизированный земельный участок в садоводческом товариществе, должна ли она уплачивать за него земельный налог?


      Статьей 35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок, такая приватизация осуществляется без согласия других членов этого товарищества.

      Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования.

      Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих товариществ.

      Согласно ст. 116 Земельного кодекса граждане и юридические лица получают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках полномочий, определенных этим Кодексом.

      В соответствии со ст. 281 Налогового кодекса пенсионеры (по возрасту) освобождаются от уплаты налога, при этом такое освобождение распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках предельных норм, в частности для ведения садоводства — не более 0,12 га.

      Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 указанного Кодекса).

      В случае если земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по уплате земельного налога согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет уплачивается товариществом.

      Статьей 286 Налогового кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

      Согласно ст. 126 Земельного кодекса право собственности, пользования земельным участком оформляется в соответствии с Законом № 1952.

      Учитывая вышеизложенное, если собственником земли или пользователем земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, является садоводческое товарищество и его члены не оформили право на свой земельный участок, то такое товарищество и является плательщиком земельного налога в бюджет (включая земельные участки общего пользования).

      Кто должен уплачивать арендную плату при переходе права собственности на здание или сооружение от одного собственника к другому, если земельный участок под помещением находится в аренде государственной или коммунальной собственности?


      К лицу, приобретшему жилой дом, здание или сооружение, переходит право пользования земельным участком, на котором они расположены, без изменения его целевого назначения в размерах, установленных договором. Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право пользования той частью земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и частью земельного участка, необходимой для их обслуживания (ст. 120 Земельного кодекса).

      В соответствии со статьями 193 и 204 Земельного кодекса процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками устанавливает государственный земельный кадастр, который является единой государственной системой земельно-кадастровых работ, содержит совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристики, распределение среди собственников земли и землепользователей и ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

      Согласно абзацу третьему ст. 7 Закона № 161 к лицу, которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право на аренду этого земельного участка. Договором, предусматривающим обретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

      Вместе с тем ст. 34 этого Закона установлено, что в случае прекращения или расторжения договора аренды земли арендатор обязан вернуть арендодателю земельный участок на условиях, определенных договором.

      Передача объекта аренды арендатору осуществляется арендодателем в сроки и на условиях, определенных в договоре аренды земли, по акту приемки-передачи (ст. 17 указанного Закона).

      Таким образом, при переходе права собственности на здание или сооружение от одного собственника к другому за арендованный земельный участок государственной или коммунальной собственности под этим зданием арендатор уплачивает арендную плату за землю до тех пор, пока он не прекратит или не расторгнет договор аренды земли и не возвратит арендодателю (местному органу власти) земельный участок на условиях, определенных договором.

      Как должен уплачивать земельный налог собственник приусадебного участка, разместивший на этом участке объект торговли (магазин, киоск или павильон)?


      Статьей 38 Земельного кодекса установлено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

      Таким образом, при размещении на собственном приусадебном участке объекта торговли (малой архитектурной формы или другого здания, необходимого для осуществления торговли, гаража или другого здания) целевое назначение земельного участка изменяется, поскольку земельные участки относятся к другой категории земель.

      В соответствии с абзацем третьим п. 3.5 Порядка № 18/15/21/11 коэффициент функционального использования для земельных участков смешанного использования определяется как средневзвешенное (по площади) значение коэффициентов функционального использования отдельных частей земельного участка смешанного использования. Основанием для выделения частей земельного участка различного функционального использования являются исключительно утвержденные данные инвентаризации земельного участка и землеустройства.

      Согласно п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 этого Кодекса.

      В соответствии с п. 275.1 ст. 275 Налогового кодекса ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются от численности населения в населенном пункте. Пунктом 275.3 ст. 275 Налогового кодекса ставки налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из ставок налога, установленных п. 275.1 этой статьи, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не больше трехкратного размера этих ставок налога с учетом коэффициентов, установленных п. 275.2 этой статьи.

      Согласно п. 276.1 ст. 276 Налогового кодекса налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 этого Кодекса.

      Поэтому гражданин — собственник приусадебного участка, разместивший на указанном участке объект торговли (или переоборудовавший в объект торговли гараж или другое здание), например магазин, киоск или павильон, должен уплатить плату за землю по двум ставкам налога.

      За площадь под зданием (магазин, киоск или павильон) с учетом придомовой территории ставка налога рассчитывается согласно ст. 274 Налогового кодекса (1%), а за площадь, занятую жилым фондом, — в соответствии со ст. 274 с учетом п. 276.1 ст. 276 Кодекса (1% х 3%).

      Таким образом, лицо, разместившее на собственном приусадебном участке объект торговли, должно уплатить плату за землю по двум ставкам налога в соответствии с целевым (хозяйственным) использованием земельного участка.

      • «Щодо належного декларування податкових зобов’язань з акцизного податку», лист ДФС України від 20.02.2019 № 5580/7/99-99-15-03-03-17
      • «Щодо технічної можливості подання податкової декларації з податку на прибуток підприємств за 2018 рік за новою формою», лист ДФС України від 13.02.2019 № 4622/7/99-99-15-02-01-17
      • «Про набрання чинності наказом Міністерства фінансів України від 24.04.2017 № 451», лист ДФС України 19.06.2017 № 15789/7/99-99-15-03-03-17

      Все документы

      Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

      Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

      Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

      С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

      Должен ли арендатор платить за негативное воздействие на окружающую среду?

      Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.

      В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

      Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды. Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налого­обложении.

      Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

      При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

      По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

      Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

      Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

      • является составной частью арендной платы;
      • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

      Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

      Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

      Пример

      В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

      Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

      Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

      • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
      • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

      Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

      В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

      При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).

      Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

      более 30 онлайн-сервисов!

      Ставка — от 0.01%

      Срок — до 180 дней

      Сумма — до 20 000 грн.

      295 грн. у місяць

      Онлайн бухгалтерія

      для ФОП і малого бізнесу

      перші 30 днів безкоштовно!

      • Адвокаты
      • Юристы
      • Нотариусы
      • Суды
      • Прокуратуры
      • Налоговые инспекции
      • Государственные администрации
      • Пенсионные фонды
      • Полиция
      • Центры занятости
      • Винница
      • Днепр
      • Житомир
      • Запорожье
      • Ивано-Франковск
      • Киев
      • Кропивницкий
      • Луцк
      • Львов
      • Николаев
      • Одесса
      • Полтава
      • Ровно
      • Сумы
      • Тернополь
      • Ужгород
      • Харьков
      • Херсон
      • Хмельницкий
      • Черкассы
      • Чернигов
      • Винница
      • Днепр
      • Житомир
      • Запорожье
      • Ивано-Франковск
      • Киев
      • Кропивницкий
      • Луцк
      • Львов
      • Николаев
      • Одесса
      • Полтава
      • Ровно
      • Сумы
      • Тернополь
      • Харьков
      • Херсон
      • Хмельницкий
      • Черкассы
      • Чернигов

      Земельный налог по договору аренды

      По словам авторов законопроекта, сегодня в Украине существует теневой рынок аренды земель. И по оценкам экспертов он составляет 28% от общей площади сельскохозяйственных земель или около 12 млн га с 42 млн га с / х земель Украины. При этом в официальной аренде находится около 25 млн га с / х земель.

      В 2019 году объем теневой аренды с / х земель в Украине составлял от 19 до 69 млрд грн. При этом потери бюджетов всех уровней от недополучения налогов и других платежей составляют 6-22 млрд грн в год.

      Еще одна проблема — сокрытие некоторыми производителями реально полученных доходов от реализации собственной с / х продукции и избежания их налогообложения. По словам авторов идеи «налога на паи», значительное количество собственников земли не декларируют доходы, полученные от использования земли. Поэтому производители, которые платят налоги, оказываются в неравных условиях с «минимизаторами».

      По данным Держгеокадастру, земельные паи имеют около 7 млн ​​украинцев. Средний пай — 4 гектара (это почти 6 тыс. грн. налога за год за земельный пай). Около 4,5 млн владельцев паев является единоличниками. Это значит, что они обрабатывают пай самостоятельно. Остальные паи сдаются в аренду.

      Начиная с 2014 года количество единоличников растет. Владельцы отказываются сдавать землю в аренду и обрабатывают ее сами.

      Вместе с тем, единоличники, которые производят продукцию не только для собственных нужд, но и для реализации, уплачивают земельный налог, который устанавливает община в соответствии с нормативной денежной оценки (НГО). В среднем это 150-300 грн. за гектар. Если же единоличник имеет более 2 га собственной земли и реализует продукцию, то должен декларировать доходы и платить налог в 18% от дохода.

      Параллельно большие агропредприятия не платят «драконовские» налоги благодаря упрощенной четвертой группе налогообложения. Но налоги все равно будут большими, чем у единоличников благодаря большим масштабам предприятия.

      Экономист Киевской школы экономики Олег Нивьевский говорит, что этот законопроект приведет к вытеснению мелких фермеров с их земли крупными агрокомпаниями. Ведь крестьян заставят избавляться земли, содержать которую многим станет невыгодно.

      Если законопроект будет принят в текущей редакции, то он просто вытеснит единоличников. Кроме того, после того как вступит в действие закон о снятии моратория, многим будет лучше продать землю. Обрабатывать ее самостоятельно или просто содержать будет не выгодно.

      Ведь если вы имеете свой пай, но не обрабатываете его и не сдаете в аренду, то налог платить все равно нужно. Законопроект предусматривает необходимость уплаты поставленной налогового обязательства всеми собственниками, постоянными пользователями или арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения.

      Не платить налог могут только физические лица, являющиеся собственниками или постоянными пользователями земельных участков с сельскохозяйственными угодьями, размеры которых не превышают нормы бесплатной приватизации для ведения садоводства (до 0,12 гектара), строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара), для индивидуального дачного строительства (не более 0,10 гектара). А также для ведения личного крестьянского хозяйства, однако не более 0,5 гектара.

      Законопроектом установлена ​​формула, по которой рассчитывается налог. ППС = НПО × S × 0,05 × М / 12, где

      • ППС — заданный налоговое обязательство;
      • НПО — нормативная денежная оценка 1 га земельного участка:
      • для земельных участков, нормативная денежная оценка которых проведена, — нормативная денежная оценка 1 га соответствующего земельного участка;
      • для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена, — нормативная денежная оценка 1 га пашни по Автономной Республике Крым или по области;
      • S — площадь земельного участка, га;

      Новый стандарт по аренде и налог на имущество: кто платит

      В соответствии с градостроительным и земельным законодательством в некоторых случаях (госземли, строительство и др.) предоставление в аренду земельного участка осуществляется посредством проведения аукциона (конкурса), на котором продается право на заключение договора аренды. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку с определенным пакетом документов, оформление которого потребует денежных затрат.

      Налоговики не перестают предъявлять претензии к арендаторам земли и привлекать их к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса за неуплату в принципе или неполную уплату земельного налога. Зачастую это происходит в следующей ситуации: организация владеет на праве собственности зданием или его частью. Проверяющие предъявляют налоговые требования в отношении земельного участка под зданием. Правомерность требований зависит от того, какими правами обладает собственник недвижимости на земельный участок.

      При переходе права собственности на здание, строение, сооружение на чужом земельном участке к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).

      Если в собственность приобретено здание (его часть), вместе с ним к покупателю переходят и права на землю, какими обладал прежний собственник. То есть при смене собственника объекта земля под ним не должна «повиснуть» в воздухе. Это правило закреплено в п. 1 ст. 552, в ст. 652 Гражданского кодекса и в ст. 35 Земельного кодекса.

      Если на прежнего собственника здания (его части) был оформлен договор аренды земли, то новый собственник автоматически считается тоже арендатором соответствующего земельного участка. Соответственно земельный налог не уплачивается. В этом случае налоговики не вправе привлечь к ответственности арендатора земли по ст. 122 Налогового кодекса. Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 25 апреля 2007 г. N 03-05-06-02/38, от 20 июня 2006 г. N 03-06-02-04/89.

      Вопрос платы за землю неразрывно связан с арендой недвижимости: есть ли в арендной плате за объект недвижимости земельная составляющая?

      Гражданское законодательство предусматривает, что установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование им включает плату за пользование земельным участком (или его частью), на котором расположено здание, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 654 ГК РФ).

      Арендные платежи за землю пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Возможна ситуация, когда необходимо переоформить и зарегистрировать новый договор аренды того же земельного участка, например, в связи с утверждением его новых границ. С формально юридической точки зрения вносить арендную плату в период между расторжением и оформлением нового договора аренды земли арендатор не обязан. Но не исключено, что арендатор продолжает платить арендную плату. Встает вопрос, что ему делать с понесенными расходами и как их рассматривать с точки зрения налогообложения прибыли.

      В Письме Минфина России от 6 марта 2008 г. N 03-03-06/1/152 сделан вывод, что обязательным условием учета расходов в виде арендных платежей за арендуемый земельный участок является государственная регистрация такого договора. Следовательно, расходы в виде арендных платежей за земельный участок, договор аренды которого расторгнут, не учитываются при налогообложении прибыли начиная с даты расторжения договора. На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса такие расходы нельзя признать обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

      Если на примете есть земельный участок, который фирма желает наверняка арендовать, можно заключить предварительный договор аренды. Общий подход относительно правовой природы таких договоров и платежей и расходов по ним арбитражной практикой и специалистами финансового и налогового ведомств пока не выработан. Между тем в вопросах налогообложения наибольшую активность, разумеется, проявляют налоговики.

      Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 5 октября 2006 г. N 20-12/87641 специалисты пришли к выводу, что предварительный договор аренды не содержит основных признаков договора аренды, установленных Гражданским кодексом (передача арендодателем (собственником) арендатору имущества во временное владение и пользование за плату). Налоговики сочли, что такой договор не может считаться договором аренды, заключенным согласно российскому законодательству. Следовательно, затраты, осуществленные в соответствии с таким договором, нельзя учесть для целей налогообложения прибыли как арендные платежи за арендованное имущество.

      Расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, учитывают для целей налогообложения прибыли при условии заключения договора аренды. Но такие расходы не формируют первоначальную стоимость строящегося на этом земельном участке объекта основных средств (Письмо УФНС России по г. Москве от 7 июля 2008 г. N 20-12/064125.1 «О порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов на оплату стоимости права на заключение договора аренды земельного участка»).

      Автор: О. П. Гришина

      Арендодатель вправе переложить на арендатора уплату земельного налога (в виде компенсации сумм налога) по участку, которым владеет на праве собственности. Нужно ли возмещение земельного налога считать дополнительным доходом от реализации и включать в облагаемую базу по НДС?

      Если земля принадлежат арендодателю, то он вправе переложить на арендатора уплату земельного налога. При этом арендатор, конечно, не будет непосредственно осуществлять платеж в бюджет, поскольку плательщиком данного налога является владелец участка – арендодатель. Но условиями сделки на арендатора может быть возложена обязанность компенсировать арендодателю сумму уплаченного земельного налога. Между тем экономия на земельном налоге в подобной ситуации может обернуться для арендатора дополнительными расходами, в частности, в виде НДС, так как обозначенную сумму компенсации следует включить в налоговую базу по нему. Судьи категоричны – сумма возмещения земельного налога является дополнительным доходом от реализации, подлежащим налогообложению.

      Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.

      Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая в силу п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ[1] является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проще говоря, если лицо в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не указано как обладающее правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения на участок, такое лицо не признается плательщиком земельного налога (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

      Отметим: обязанность уплачивать земельный налог обусловлена лишь наличием одного из названных прав в отношении земельного участка и не зависит от применяемой его владельцем системы налогообложения (ОСНО, УСНО или ЕНВД). Это следует из п. 1 ст. 388 НК РФ, а также из Письма Минфина России от 02.09.2016 № 03-05-04-02/51336.

      С учетом сказанного логичен такой вывод: если организация пользуется земельным участком на основании договора аренды, то не является плательщиком земельного налога. Вместе с тем в договоре аренды можно предусмотреть компенсацию этого налога арендодателю, которая будет считаться составной частью арендной платы.

      Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

      При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

      По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.

      Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

      Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:

      • является составной частью арендной платы;
      • прямо связана с оплатой аренды земельного участка.

      Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.

      Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.

      В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.

      Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.

      Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

      • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
      • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

      Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

      В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).

      При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).

      Если арендодатель не перечислит указанную сумму, он будет оштрафован на основании ст. 122 НК РФ. Размер штрафа – 4 378 руб. (21 894 руб. х 20%).

      И это не считая пеней, исчисление которых производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 3, 4 ст. 75 НК РФ). В данном случае пени начнут исчисляться с 21.10.2016. День погашения налоговой задолженности не должен учитываться при ее расчете, что следует из Письма Минфина России от 05.06.2016 № 03-02-07/39318.

      Итак, Гражданский кодекс не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога по участку, являющемуся предметом аренды. Между тем сумма компенсации налога (если она имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду) может быть квалифицирована в качестве дополнительной платы по договору аренды. С точки зрения уплаты НДС обозначенная компенсация связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Следовательно, ее нужно учесть в базе при налогообложении. Такой вывод сделан в Определении ВС РФ № 305-КГ16-10312. Не учитывать его – рискованно.

      Что нужно знать о сдаче нежилого помещения в аренду в 2020 году

      Как же должны действовать арендодатели, которые решили все оформить по-честному? Прежде всего, напоминает Р. Титов, необходимо быть собственником квартиры или уполномоченным им лицом, так как в соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса РФ только они могут выступать наймодателями. На руках необходимо иметь документы, подтверждающие право собственности на квартиру. Уполномоченным лицом по нотариально заверенной доверенности может стать как юридическое, так и физическое лицо, которому хозяин жилища, не имея возможности или желания заниматься этими вопросами лично, предоставляет право заключать договор или уплачивать налоги.

      Нелишне напомнить, что уклонение наймодателя от уплаты налогов является нарушением закона. Государство вправе применять санкции к недобросовестным налогоплательщикам. В частности, ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредоставление налоговой декларации предусматривает штраф в размере от 5 до 30% от суммы налога, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки. А согласно ст. 122 Налогового кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40% от неуплаченной суммы налога.

      Арендодателем может являться только собственник имущества — физическое или юридическое лицо. С последними всё проще, поскольку предприятие или компания, сдающее свое имущество в аренду, является налогоплательщиком в силу закона с момента своей регистрации. Сдача в аренду имущества может быть одной из уставных деятельностей общества, или не являться таковой — налогообложение осуществляется по одной ставке налога на прибыль 20%, кроме того, если юридическое лицо является плательщиком налога на добавленную стоимость, ещё 18% НДС.

      Бывает хуже: собственник сдает квартиру «добропорядочному» одинокому арендатору, готовому заплатить за жилье вперёд за несколько месяцев, а тот на следующий же день сам становится «арендодателем» и поселяет в небольшой квартире 15-20 работяг, или начинает сдавать ее на условиях почасовой аренды!

      Предпринимателями в первом виде «упрощенка» фактически не применяется, так как при сдаче в аренду нежилого помещения ИП налогообложение в виде УСН 6% позволит уменьшить исчисленный налог на «личные» взносы в ПФР и ФСС. Для небольших арендных поступлений это может снизить платеж до нуля, в других случаях – сократить налоговую нагрузку.

      Для организаций и предпринимателей налогообложение сдачи в аренду недвижимости возможно в нескольких вариантах. В каждом – есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим, какие отчисления в бюджет ждут собственника недвижимости, и как выбрать оптимальный налоговый режим.

      Земельный пай является недвижимостью и на него необходимо оформить собственность. Тогда владелец участка получит возможность распоряжаться им свободно и извлекать прибыль. Как правило, распоряжение участком заключается в передаче его в аренду крупным землепользователям.

      Соответственно, сторонами в правоотношениях являются частный собственник территории и ее арендатор. Такая форма отношений означает необходимость заключения между сторонами договора об аренде. Следовательно, пользователь должен будет перечислять плату владельцу за обработку его территории.

      Таким образом, арендатор должен регулярно производить выплаты арендной платы за территорию, которую он использует. Данная процедура происходит в соответствии с положениями заключенного между сторонами договора. В нем отражается порядок выплаты и ее размер.

      При этом выплата может осуществляться в денежном эквиваленте или же в натуральном выражении, то есть в получении сельскохозяйственной продукции.

      Хотя в каждом случае могут быть свои нюансы, но общий порядок выплаты имущественного пая, а точнее, арендной платы за него, включает следующие этапы:

      1. Собрать необходимую сумму, в соответствии с условиями договора.
      2. Уведомить арендодателя о планируемом внесении платы.
      3. Передать средства оговоренным в договоре способом. Наиболее распространены два варианта: наличные средства (как правило, денежным переводом или лично) и переводы между банковскими картами.

      Кстати, про оформление договора переуступки права аренды земельного участка между физ. лицами написано в этой статье.

      Согласно положениям налогового законодательства, выплата по аренде участка, представляет собой доход. А нормы закона устанавливают обязанность граждан выплачивать налог со всех источников дохода. И такая обязанность распространяется на получение оплаты за использование обозначенных территорий.

      На них действует стандартная ставка в 13%, установленная для всех физических лиц. Перечислять налог следует по окончанию налогового периода, при получении вознаграждения от арендатора.

      При этом сложности возникают при натуральной оплате за территорию. А именно такая оплата практикуется наиболее часто. Как правило, владельцы участков получают оплату растительным маслом или зерном. Соответственно, в договоре необходимо предусмотреть фиксированную сумму оплаты, которая и будет облагаться налогом.

      Между тем, следует также предусмотреть и возможность отдавать оплату в натуральном выражении, эквивалентном размеру оплаты за земельный пай.

      Важно учитывать, что для физлиц предусмотрен свой порядок налогообложения. Это касается как непосредственных владельцев земельных участков, так и арендаторов.

      Земельный налог для физических лиц начисляется до 1 июля. При этом соответствующие налоговые уведомления направляются владельцам участков и земельных долей, а также постоянным землепользователям. Внести оплату нужно в течение 60 календарных дней от момента, когда гражданин получил уведомление от налоговой службы. Размер данной суммы можно узнать в местном налоговом органе.

      Для землевладельца, сдающего участок или его часть в аренду, предусмотрен отдельный порядок налогообложения, в силу того, что у него возник новый источник дохода. Размер налога с доходов физических лиц (НДФЛ) составляет 18%, плюс обычно нужно добавлять военный сбор в размере 1,5%.

      При этом, если землевладелец сдает земельный участок в аренду представителю или непосредственно субъекту хозяйствования, то он может не подавать декларацию по налогу на доходы. Если передача земли в аренду осуществляется в адрес другого физического лица, то в обязанности арендодателя входит самостоятельное проведение декларации его доходов, а также выплаты НДФЛ и военного сбора.

      Сдача земли в аренду может осуществляться каждым собственником земельного пая.

      Для этого требуется заключить с другой стороной договор, в котором будут указаны:

      • взаимные права;
      • обязанности;
      • арендная плата за земельный пай в 2018 году.

      Порядок оформления договора включает в себя его заключение.

      При разработке рекомендуется воспользоваться помощью профессионального юриста. Это позволит избежать проблем в последующем и освободит от множества хлопот.

      К документам, которые требуются для сдачи земли в аренду, относятся:

      • договор аренды;
      • гражданский паспорт гражданина, который будет его сдавать;
      • письменное согласие от супруга на сдачу;
      • документы, выступающие подтверждением прав собственности на участок;
      • кадастровый план территории.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *