Входит ли таджикистан в еаэс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Входит ли таджикистан в еаэс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Власти Таджикистана долгое время отрицали наличие в стране новой коронавирусной инфекции, и даже было запрещено говорить о Covid-19. Что вам известно о масштабах заболеваемости и борьбе с ковидом в республике? Как решается вопрос с вакцинацией населения?

Действительно, власти Таджикистана до конца апреля 2020 года не признавали существование случаев заражения коронавирусной инфекцией. Это связано с несколькими факторами. В первую очередь, Республика Таджикистан столкнулась, как и многие страны мира, с нехваткой тест-систем. Однако в конце апреля после доклада ВОЗ власти зарегистрировали первые случаи заболевания Covid-19. С поста министра здравоохранения как раз накануне визита делегации ВОЗ был уволен Насим Олимзода. В том же месяце в Таджикистане фиксировали большое количество случаев лёгочной пневмонии. Вторым важным фактором стало отрицание властями существования вируса, в стране продолжали проводить массовые праздники, такие как Новруз, и не ограничивали социальную активность.

Национальную экономику продвигает синтез субстанций: носители ценных знаний, идей и ресурсный потенциал региона — природный, промышленный, инновационный. По вашей оценке, какие имеются ресурсы у Таджикистана для диверсификации её экономики?

Потенциал роста экономики можно видеть в развитии малого и среднего бизнеса, в создании для него комфортной среды. Драйвером экономики мог бы стать туристический сектор. Даже в текущих современных условиях Таджикистан с туристической целью ежегодно посещают более 50 тыс. человек. Развитие экотуризма, альпинизма или горнолыжных курортов могло бы помочь республике выйти из сложной экономической ситуации.

^К началу страницы

С 1 июля 2010 года в составе Белоруссии, Казахстана и России начал работу Таможенный союз.

18 ноября 2011 года президентами Казахстана, России и Белоруссии была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству (ЕЭП). 1 января 2012 года вступило в силу 17 межгосударственных соглашений, создающих правовую основу для формирования ЕЭП. Была сформирована Евразийская экономическая комиссия, заменившая упразднённую Комиссию Таможенного союза.

19 марта 2012 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС / Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о подписании к 1 января 2015 года всеобъемлющего договора о формировании Евразийского экономического союза.

29 мая 2014 года в Астане Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу 1 января 2015.

Перспективы развития ЕАЭС, в первую очередь, определяются географическим расположением на сухопутных маршрутах доставки грузов из Китая и других азиатских стран в Европу. Глобальный китайский проект «Один пояс и один путь» обещает выгодные контракты на транзитных автомобильных перевозках, а в перспективе — железнодорожных.

Всего около 50 стран в Азии, Европе, Африке и Латинской америке сегодня проявляют интерес к участию в ЕАЭС и желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом в разных сферах внешнеэкономической деятельности.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Наиболее важным событием 2020 года в Таджикистане являются президентские выборы, на которых победу одержал действующий Президент Эмомали Рахмон. Эти выборы, по сути, должны были определить политический расклад в стране на последующие семь лет, то есть на следующий президентский срок. Также, в 2020 году был определён и порядок транзита власти, так как Рустами Эмомали сын действующего президента, де-факто принял на себя статус его основного преемника.

После избрания Рустама Эмомали Председателем Национального Совета (Маджлиси Милли), этот вопрос выглядит уже решённым. Во всяком случае, большинство экспертов и обозревателей сегодня считают, что личность основного политического преемника уже определена.

Таким образом, в новый 2021 год (и следующее десятилетие) Таджикистан вступает в состоянии, когда основные политические фракции достигли определённого компромисса и согласия относительно будущего политического расклада, распределения полномочий и ресурсов между собой.

Как правило, такой компромисс является определённым гарантом политической стабильности, как в верхнем эшелоне власти, так и в административной системе в целом. Конечно, это не исключает возможного обострения конкуренции за ресурсы и власть между различными номенклатурными фракциями. Однако, скорее всего, конкуренция между фракциями будет вестись в определённых границах, не ставя под угрозу имеющиеся договорённости по транзиту власти.

Это предполагает, что в наступающем году не стоит ожидать каких-либо серьёзных изменений в кадровой политике правительства. Большая часть кадровых перестановок уже была произведена вскоре после окончания президентских выборов в октябре-ноябре 2020. Как правило, в феврале-марте может последовать новая серия кадровых назначений меньшего масштаба, но и в этом случае, речь будет идти скорее о перестановке кадров внутри системы.

Скорее всего, в условиях кризиса следует ожидать некоторое ускорение процесса сближения и слияния административного аппарата, и крупных частных монополий, занимающих привилегированное положение в экономике страны. Данное явление наблюдается в стране на протяжении, как минимум, последних двадцати лет.

В таджикском контексте, это означает, что ведущие политики и лидеры номенклатурных групп становятся собственниками или основными акционерами крупных коммерческих компаний, занимающих монопольное положение в различных отраслях таджикской экономики.

Скорее всего, в наступающем году в ситуациях в сфере экономики продолжит оставаться крайне сложной. В основном, конечно, всё будет зависеть от развития ситуации на глобальном уровне. Главные вопросы – как долго продолжится пандемия Ковид-19, и связанный с ней экономический кризис, падение спроса на сырьё, спад производства, и так далее.

Для Таджикистана ключевое значение имеет состояние российского рынка труда. Если он не восстановится в следующем году, то таджикскую экономику и социальную сферу ожидают тяжёлые времена.

Однако, даже при наилучшем раскладе, карантин (социальная изоляция) в крупных российских городах, судя по всему, в том или ином виде, продолжится, по крайней мере до середины весны – начала лета. Это означает, что и восстановление таджикской экономики и доходов бюджета будет отложено на конец года. По мнению специалистов ЕБРР, возвращаться на прошлогодние показатели ВВП Таджикистан будет довольно долго, и лишь в 2022-м удастся достичь прежних 7,4%.

Резкое падение социальных показателей уровня жизни населения – снижение доходов, рост затрат на коммунальные услуги, образование – характерно сегодня для всех стран, охваченных пандемией. Однако, для стран с сырьевой экономикой, к которым относится и Таджикистан, социальные последствия действующего кризиса оказались особенно тяжёлыми. В частности, в Таджикистане наблюдаются следующие тенденции, которые, без сомнения, будут иметь место и в следующем году:

Во-первых, падение уровня жизни населения, обусловленное как общим экономическим кризисом, так и снижением доходов от трудовой миграции. В частности, по данным опроса ВБ в Таджикистане, с начала пандемии коронавируса 41% таджикских семей были вынуждены сократить потребление продуктов питания, а 20% — не смогли позволить себе медицинскую помощь.

Как уже упоминалось выше, трудовая миграция играет особую роль для Таджикистана. Сегодня можно сказать, что пандемия ускорила продвижение по двум направлением, определявших развитие феномена трудовой миграции в последнее десятилетие, а именно:

Во-первых, это тренд на легализацию трудовой миграции в Российской Федерации, где заняты большинство таджикских мигрантов. Несмотря на то, что он начался уже более десяти лет назад, таджикская миграция, вплоть до последнего времени, носила в основном сезонный характер – то есть, большинство мигрантов оставляла свои семьи дома, поддерживая их за счёт регулярных денежных переводов.

Из вышеизложенного, можно сделать следующие несколько выводов:

Первое, вне сомнения, следующий год, с точки зрения экономики и финансов, будет, как минимум, не менее трудным для Таджикистана, чем 2020. Судя по тому, как развивается ситуация с пандемией, даже при самом оптимистичном сценарии, восстановление экономики страны начнётся не ранее первой половины 2021.

Второе, наиболее опасным для страны, является сокращение среднего класса, рост числа бедных и так называемая «социальная маргинализация» значительной части населения. Как показывает опыт других стран, в перспективе это создаёт социальную базу для радикальных и экстремистских групп, таких как ИГИЛ или Хизби -Тахрир.

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.
  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Таджикистану придётся решить – пойдёт он в ЕАЭС или нет

– Таджикистан географически изолирован и имеет слабую транспортную сеть, что делает страну зависимой от соседних стран,

– Банковский сектор характеризуется высоким уровнем неработающих кредитов и низкой рентабельностью. Именно это стало причиной недоверия к финансовой системе РТ, которое проявляется в высоком уровне долларизации и отсутствии источников долгосрочного кредитования в национальной валюте.

– Высокое налогообложение. Согласно отчету «Уплата налогов», подготовленному PwC и Группой Всемирного банка, общая ставка налогов и взносов в Таджикистане по состоянию на 2018 год составляла 67,3% от дохода.

Это выше, чем в странах ЕАЭС, где данный показатель варьируется от 22,6% в Армении до 53,3% в Беларуси. Высокая налоговая нагрузка сдерживает процесс создания новых предприятий и расширения деятельности существующих. Высокий уровень бедности и слабое профессиональное развитие рабочей силы создают препятствия для формирования среднего класса, который мог бы стать движущей силой частного предпринимательства.

Конечно, «в случае с Кыргызстаном положительные эффекты от вступления в Союз были зафиксированы не сразу. В первые полтора года членства страны в ЕАЭС, было отмечено снижение взаимной торговли, что было вызвано переносом пограничных пунктов, постепенным согласованием с партнерами по Союзу периодов перехода на таможенное регулирование согласно Таможенному кодексу ЕАЭС в отношении некоторых особо чувствительных для экономики страны товарных групп», – отмечается в отчете.

– Торговая интеграция

Внешнеторговые отношения у Таджикистана и так в значительной степени приходятся на страны ЕАЭС. Индекс значимости взаимной торговли с ними составил в 2019 году 39%. Это выше показателей, чем у многих действующих членов Союза.

«Высокий уровень торговой интеграции с государствами ЕАЭС (в большей степени – с Россией и Казахстаном) является одной из основных предпосылок вступления Таджикистана в Союз», – отмечают авторы отчета.

– Финансовая поддержка

В целях адаптации нормативно-правовой среды и таможенной инфраструктуры к нормам и стандартам ЕАЭС, Таджикистан, вероятно, сможет рассчитывать на финансовую поддержку. Так, Кыргызстан в рамках процесса присоединения к ЕАЭС в 2014 году, получил помощь от России в размере $200 млн. на техническое оснащение пунктов пропуска на границах с третьими странами.

В качестве примера приводятся истории успеха Кыргызстана и Армении после их вступления в интеграционный союз.

Вступление Таджикистана в ЕАЭС приведет к появлению готового рынка сбыта таджикских товаров, например, России.

Международный центр торговли (МЦТ) на основе данных ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), оценивает нереализованный экспортный потенциал РТ в размере $347,6 млн. При этом рынком с наибольшими перспективами для таджикского экспорта в страны ЕАЭС является Россия, исходя из разницы между фактически экспортируемыми и потенциальными объемами.

По данным МЦТ, для реализации полного экспортного потенциала, Таджикистан может увеличить объем поставок в страны ЕАЭС на $71,5 млн., в том числе примерно на $41 млн. в Россию (в первую очередь, за счет алюминия — $18 млн.) и на $15 млн. в Казахстан (за счет портландцемента — $8 млн.).

Таджикистан может производить также такие товары, как холодильное и морозильное оборудование, алюминиевые прутки и профили, керамические изделия, изделия из цемента, бетона или искусственного камня, зимнюю одежду, деревянные изделия, продукты питания, консервы и молочную продукцию.

«Страны Союза особенно заинтересованы в совместных проектах с Таджикистаном в агропромышленном комплексе и создании необходимой логистики поставок на фоне продовольственных антисанкций и необходимости решения задач по обеспечению продовольственной безопасности ЕАЭС», – говорится в отчете.

Безработица и поиск работы, конечно, актуальная тема для Таджикистана, особенно в 2020 году, в период пандемии.

«Таджикистан более всего выиграет от присоединения к единому рынку труда Союза. Это обусловлено главным образом, быстро увеличивающейся численностью населения Таджикистана при недостатке рабочих мест.

Занятость в неаграрных секторах растет крайне медленно или вовсе стагнирует. В настоящий момент в сельском хозяйстве занято 61% рабочей силы. Для сравнения: в Казахстане и Кыргызстане — 13% и 20% соответственно.

Другим фактором станет сохраняющаяся неблагоприятная демографическая ситуация в России, которая стимулирует спрос на труд мигрантов», – отмечают аналитики ЕАБР.

Они указывают на то, что отсутствие преференций для мигрантов из Таджикистана на территории стран ЕАЭС может негативно влиять на настроения в обществе, повышая риски социальной напряженности.

Учитывая, что уровень бедности в Таджикистане все еще остается высоким, а создание новых рабочих мест происходит медленнее, чем рост трудовой силы, проблема обеспечения наиболее благоприятных условий для таджикских граждан, работающих в странах ЕАЭС, представляется достаточно острой.

В этом контексте вступление в Союз поможет решить вопрос неравного положения мигрантов на едином рынке труда.

Эксперты ЕАБР подчеркивают, что ключевым драйвером развития Таджикистана в случае возможной интеграции с ЕАЭС будут преимущества, связанные с его участием в едином рынке труда. Ярким примером эффективности единого евразийского рынка труда является Кыргызстан.

Вступление в Союз в 2015 году за счет режима наибольшего благоприятствования трудовым мигрантам, позволило увеличить их количество и, несмотря на произошедший в том году кризис, значительно нарастить объем денежных переводов по итогам последних 5 лет. Таджикистан же, напротив, до сих пор не смог восстановиться до уровня 2014 года.

В случае присоединения республики к ЕАЭС, согласно оценкам ЕАБР, можно ожидать роста не только денежных переводов, но и увеличения заработной платы мигрантов в среднем, на 10–30%. Все эти изменения в течение 5 лет после присоединения к Союзу, обеспечат дополнительный накопленный приток денежных поступлений в страну в размере $1,3–$1,5 млрд.

Каждое государство имеет представительства в институтах Евразийского экономического союза. Полноправное членство дает правительству государства-члена одно место в Высшем совете Евразийского экономического союза и Евразийском межправительственном совете. Все основные решения принимаются консенсусом, хотя решения, принимаемые Евразийской комиссией, требуют квалифицированного большинства голосов. Голоса в комиссии взвешиваются так, чтобы каждая страна имела по 3 голоса. Председательство в Высшем совете Евразийского экономического союза поочередно меняется между каждым из государств-членов, что позволяет каждому государству в течение одного года помогать определять повестку дня ЕАЭС.

Национальные правительства назначают по 3 члена в Евразийскую комиссию (по согласованию с главами всех государств ЕАЭС), по 2 члена в Евразийский суд (по согласованию с другими членами) и Евразийский банк развития . Таким образом, представительство призвано не допустить того, чтобы более крупные государства имели больший вес в переговорах.

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Одной из важнейших задач экономического развития Таджикистана является поиск клиентов для своей продукции, расширение рынков сбыта. Когда бизнес получит доступ к покупателям из ЕАЭС, он начнет развивать производственные мощности на территории республики.

Здесь должен сработать эффект от масштаба. Если предприниматели будут уверены в платежеспособном спросе, они охотно будут наращивать объемы производства. А это дополнительные рабочие места и возможность снизить затраты.

У скептиков есть опасения, что товары из стран ЕАЭС придут в большом количестве в Таджикистан и потеснят местную продукцию. Кроме того, Таджикистан потеряет на сокращении таможенных сборов.

Однако на это есть железные аргументы: пока компании республики ориентируются только на внутренний рынок, качество их продукции не будет расти, и рано или поздно ее все равно вытеснят более востребованные товары из-за рубежа.

Что касается таможенных поступлений, то их компенсирует рост прибыли, а также налогооблагаемой базы. Бизнес Таджикистана станет богаче и сможет взять на себя часть расходов по развитию страны.

Дело в том, что в экономике все процессы взаимосвязаны, и потери на одном участке могут быть с лихвой компенсированы более важными приобретениями на другом.

Опыт Кыргызстана показал, что свободное перемещение рабочей силы в рамках единого экономического пространства не только реально, но и выгодно. В настоящий момент кыргызстанцы беспрепятственно трудоустраиваются в России без патентов, квот, экзаменов и дополнительных разрешительных документов.

Чтобы в этом убедиться, достаточно поговорить с любым недавно приехавшим в Россию гражданином Кыргызстана.

Примечательно, что многие кыргызстанцы стали работать на территории РФ на более высокооплачиваемых должностях.

Кроме того, когда говорят о снижении барьеров в рамках ЕАЭС, обычно подразумевают поток мигрантов из Кыргызстана, Беларуси, Армении, Казахстана в Россию. Однако не менее важным условием интеграции являются возможности для перемещения российских специалистов в союзные государства.

Для Таджикистана это означает, что его граждане, которые имеют вид на жительство в России, смогут легко вернуться в республику, чтобы поработать в специальных проектах.

А пока Душанбе выдвинул России условия – расширить в РФ права трудовых мигрантов. В Таджикистане понимают, что проблемы мигрантов сильнее всего беспокоят активную часть населения. Если удастся их преодолеть, не вступая в союз, то республика выиграет время для более глубокого изучения перспектив того или иного решения.

В XXI веке процесс захвата маленьких и слабых государств трансформировался из военных операций в постепенное лишение суверенитета посредством экономического контроля.

В настоящий момент на наших глазах возникает новый мировой порядок, евразийское пространство играет в нем большую роль. Оно будет либо объектом чужих интересов, либо субъектом своей собственной политики. Если евразийская общность не сможет создать свой экономический и политический макрорегион, то будет буквально растащена на части центрами, формирующимися за ее пределами. На континенте могут возникнуть новые границы.

Исторический опыт Таджикистана прекрасно иллюстрирует издержки разобщенности и территориального разделения. Но у республики есть законная возможность избежать в будущем известных ей проблем.

Однако не все видят ситуацию именно так. Бытует мнение, что новый порядок будет благоприятен для независимых государств, выстраивающих многовекторную политику. В определенных условиях эта позиция может быть выигрышной. Но она сложна тем, что лидеры таких государств подвергаются давлению с разных сторон.

ЕАБР раскрыл плюсы и минусы вступления Таджикистана в Евразийский союз

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

  • Россия (с 2010 года);
  • Казахстан (с 2010 года);
  • Белоруссия (с 2010 года);
  • Армения (с 2015 года);
  • Киргизия (с 2015 года).

Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.

Положительные результаты, достигнутые в рамках соглашений, придаются огласке реже, чем новости о подписанных вновь договорах или о разногласиях. Но нельзя не заметить, что в пределах таможенной территории достигнуто упрощение оборота продукции, оказана реальная поддержка экономическим субъектам Союза.

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Будет вам и экспорт, и работа. Таджикистану предлагают скорее вступить в ЕАЭС

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

Официально объединение начало формироваться в 1995 году, когда Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь заключили соглашение. Основной задачей представленного договора стало регулирование экономических отношений между странами, а также обеспечение здоровой конкуренции.

Через год, в 1996, были подписаны нормативно правовые акты об учреждении о Таможенного союза и Единого экономического пространства. Участниками стали такие страны, как:

  1. Россия
  2. Белоруссия
  3. Казахстан
  4. Киргизия
  5. Таджикистан
  6. Узбекистан (только с 2006 года)

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического общества. В состав общества вошли Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан.

Первые разговоры о создании ЕАЭС были замечены на неформальном саммите, который состоялся 16 августа 2006 года. Буквально через год предложение о создании Таможенного союза было одобрено. Был собран полный пакет документов, для подписания соглашения между странами. Стоит заметить, что также был утвержден дальнейший план действий по созданию и работе таможенного объединения.

С 1 января 2010 года правила таможенного союза официально начали функционировать в следующих государствах: Белоруссия, Россия, Казахстан. Страны начали использовать единые таможенные тарифы, упорядочили льготную систему.

В 2012 году был подписан договор, начавший формирование правового фундамента Евразийского экономического союза.

В 2015 году был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (ЕЭАС), после которого вошедшие в него страны стали более плотно сотрудничать.

В сообщество вошло 5 государств. Каждое обязано выполнять устав, который прописан в договоре ЕЭС. Все страны являются полноправными членами общества, поэтому каждая имеет привилегии и обязанности членства. В состав Евразийского экономического союза входят следующие государства:

  • Российская Федерация (дата вступления — 1.01.2015)
  • Армения (дата вступления — 2.01.2015)
  • Киргизия (дата вступления — 12.08.2015)
  • Казахстан (дата вступления — 1.01.2015)
  • Белоруссия (дата вступления — 1.o1.2015)

Есть ряд стран, с которыми ведутся переговоры о вступлении в ЕЭС. Из них можно выделить следующие государства: Египет, Китай, Индия, Израиль, Монголия, Таиланд.

Также есть государства, которые являются прецедентами для входа в ЕАЭС . Это — Сирия и Тунис.

Союз ЕАЭС, страны которого имеют определенные цели, всеми силами пытается воплотить их в жизнь, именно поэтому следуют всем прописанным правилам. Главными целями объединения являются:

  1. Всеобъемлющая модернизация, затрагивающая все стороны экономической жизни.
  2. Повышение здоровой конкурентоспособности.
  3. Обеспечение условий для стабильного развития экономики государств-членов.

ЕЭС выделяет перечень перспектив для дальнейшего развития союза:

  1. Экономическая интеграция ЕАЭС, АСЕАН и ШОС.
  2. Создание большого экономического партнёрства в Евразии.
  3. Реализация “четырех свобод”: устранение барьеров, мешающих передвижению товара, создание единого рынка энергоресурсов и единой транспортной территории, систематизация аграрной промышленности.

Муки выбора: почему Таджикистан не спешит вступать в ЕАЭС и чем это грозит

Для слаженной работы организации необходим орган, который регулирует все действия. Таким является постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ранее — Таможенного союза и Единого экономического пространства).

Союз ЕАЭС, страны которого могут принимать косвенное участие в жизни объединения, создал зону свободной торговли. Это — Вьетнам, Сербия, Сингапур и Иран.

Конечно, члены объединения должны не только выполнять поставленные обязательства, страны, входящие в ЕАЭС, имеют некоторые льготы и привилегии. Вот преимущества, которые выдвигают ЕАЭС на мировую арену:

  1. Новый рынок сбыта. Страны получают возможность продавать свою продукцию на территории партнеров. К примеру, те государства, у которых нет выхода к морю, спокойно могут осуществлять продажи с помощью партнерской программы.
  2. Взаимное укрепление экономической сферы. Страны всеми совместными силами, вводя новые правила и, выдвигая действенные решения, укрепляют экономические отношения.
  3. Уверенность, поддержка и статус. Странам комфортнее действовать, осознавая, что они входят в крупную организацию ЕАЭС.
  4. Поддержка малого бизнеса. Довольно трудно развиваться начинающим компаниям без помощи государства. Страны-партнеры ЕАЭС смогут поддержать малый бизнес, обеспечив его необходимыми товарами.
  5. Развитие и поиск новых идей. Страны, входящие в таможенное сообщество, все время развиваются, ищут новые способы построения грамотной экономической системы.

В объединении ЕАЭС, страны-участники которого обязаны соблюдать определенный устав, существует система налогообложения. К примеру, при импорте товара на территориию России следует выплачивать косвенный налог юридическим лицам и ИП (индивидуальным предпринимателям). Косвенный налог необходимо выплачивать налоговой службе.

Стоит сказать, что сумма налога на товар рассчитывается по НДС. Заплатить налог необходимо не позднее 20 числа того месяца, когда был ввезен товар.

Есть ряд товаров, которые не подлежат налогообложению:

  1. Продукция, не подлежащая налоговому облачению при ввозе на территорию Российской Федерации.
  2. Товары, которые ввозят физические лица, не предусматривающие предпринимательскую деятельность.
  3. Продукция, которая ввозится на территорию РФ с территории страны-члены ЕАЭС при участии одного юридического лица.

В работе союза есть некоторые противоречия, которые многим до сих пор непонятны.

  1. Общность — географическое положение. Переговоры о создании единого сообщества были ещё во время СССР. Но Евразийский экономический союз был основан только в 2015 году, когда страны объединяло лишь географическое положение, а общих интересов у них не было.
  2. Лидерство каждой страны. ЕЭС должен был строиться на равноправии каждого государство, однако, лидирующую позицию на данный момент занимает Россия, из-за чего происходят конфликты и кризисные положения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *