Федеральный бюджет на 2021 год составлен с дефицитом в сумме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный бюджет на 2021 год составлен с дефицитом в сумме». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Часть бюджета засекречена, часть поделена между министерствами и ведомствами. Больше всего достанется Министерству финансов — почти 7 триллионов рублей. В его компетенции — самые разные расходы, от регулирования финансовых рынков до развития пенсионной системы. На последнее заложено 2,24 триллиона рублей. Минобороны получит 1,87 триллиона, МВД — 1,04 триллиона, Минздрав — и того меньше, 500,28 миллиарда рублей (но не стоит забывать, что дополнительно к этой сумме в здравоохранение будут вкладываться регионы). На управление делами президента потратят 166,63 миллиарда рублей, еще 13 миллиардов заберет себе Госдума.

Дефицит федерального бюджета России в 2021 году составит 2,75 трлн руб

По понятным причинам к здравоохранению приковано особое внимание. Всего на него в 2021 году планируется потратить 1,2 триллиона рублей. Деньги получит не только Минздрав (хотя на него приходится половина всей суммы), но и другие министерства и ведомства. Например, существующая Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения получит 3,52 миллиарда.

Министерство здравоохранения получит больше, чем хотели выделить изначально: 500,28 миллиарда вместо 420,76. Но меньше, чем закладывали на него в 2020 году (503,09 миллиарда). Часть денег пойдет на развитие образования, фундаментальные исследования и общегосударственные вопросы. Непосредственно на здравоохранение заложено 449,67 миллиарда рублей — эти деньги распределят между разными видами медпомощи. Например, на стационарную медицинскую помощь планируется потратить 48,56 миллиарда рублей, а на амбулаторную — 184,09. На скорую медицинскую помощь заложено 5,2 миллиарда — эти деньги потратят на авиаперевозку пациентов и медиков.

Законопроект о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

При формировании документа Правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных Президентом России.

Согласно проекту, доходы бюджета будут устойчиво расти и в 2021 году составят 18,77 трлн рублей, в 2022 году – 20,64 трлн рублей, в 2023 году – 22,26 трлн рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 трлн рублей, в 2022 году – 21,88 трлн рублей, в 2023 году – 23,67 трлн рублей. При этом на реализацию национальных проектов в 2021 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2022 году – 2,62 трлн рублей, в 2023 году – 2,79 трлн рублей.

Дефицит бюджета в 2021 году будет равен 2,75 трлн рублей, в 2022 году – 1,25 трлн рублей, в 2023 году – 1,41 трлн рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%.

Прогнозный объём ВВП в 2021 году составит 115,53 трлн рублей, в 2022 году – 124,22 трлн рублей, в 2023 году – 132,82 трлн рублей.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Бюджетный пакет внесён в Госдуму в электронном виде.

Работа Правительства:

  • Федеральный бюджет

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

Сумма доходов федеральной казны в будущем году – 18,8 триллионов рублей. Планируемые расходы заметно выше – 21,52 триллиона рублей.

Дефицит казны – 2,75 триллиона рублей. Это 12,8% всех расходов. Государство сможет заработать только 7 из 8 рублей, которые планирует потратить.

Большую часть денег на финансирование этого дефицита государство найдёт внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном это будут заимствования в виде гособлигаций. Также 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния.

Ещё немного денег будет получено за счёт внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов.

Самое интересное всегда – то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке – это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год – это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

По прогнозам доходы федерального бюджета вырастут и составят (рублей):
— в 2021 году — 18,77 трлн;реклама
— в 2022 году — 20,64 трлн;
— в 2023 году — 22,25 трлн;

При утверждении бюджета на 2020 год, доходы Федерального бюджета на 2021-й прогнозировали на уровне 21,89 трлн рублей, что на 3,1 трлн меньше, чем реально запланированные в законопроекте о бюджете на 2021 год.

По бюджетному прогнозу российская экономика будет восстанавливаться после шока кризисного 2020 года и будет прирасттать:
— в 2021 году — на 3,3 %;
— в 2022 году — на 3,4 %;
— в 2023 году — на 3% %;
реклама
Прогноз по ВВП: в 2021 году объём валового внутреннего продукта составит 115,33 трлн. рублей, в 2022 году вырастет до 124,22 трлн рублей, в 2023 году — до 132,92 трлн. рублей.

Планируемый ВВП на 2021 год в законопроекте почти на 5 трлн. меньше, чем прогнозируемый (при утверждении Бюджете на 2020 и прогнозируемые 2021 и 2022 — 120 687 млрд. рублей).

Совфед одобрил дефицитный бюджет России на 2021–2023 годы

Проект госбюджета предполагает рациональное решение антикризисных задач и реализацию долгосрочных национальных интересов. Экономическая политика направлена на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации. Вместе с этим она предполагает также и меры бюджетной консолидации на фоне ожидаемого падения доходов.

2021 год станет переломным моментом для российской экономики – доходы вряд ли станут такими, какие были до кризиса, а расходы будут только увеличиваться. В дальнейшем предполагается осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов: нужно учитывать, что в трудные времена важен не объем финансовых поступлений, а их эффективность. Собственно говоря, по этой причине и был подготовлен дефицитный проект.

Как это понимать? Дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит означает противоположное явление – когда доходы превышают расходы. В рамках одной семьи профицит выглядит очень замечательно: есть возможность потратить деньги в свое удовольствие или отложить на трудные времена. Что же касается бюджета целого государства, то это явление уже перестает быть столь привлекательным. В идеале, должен быть соблюден баланс, т.е. доход приблизительно равен расходу.

Основным источником финансирования бюджета в 2021 году являются государственные заимствования. Большую часть денег на финансирование дефицита государство найдет внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном, это будут заимствования в виде государственных облигаций. Около 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния. Незначительная по государственным меркам сумма может появиться за счет внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов. Так решили в правительстве. Согласно подсчетам, общий долг вырастет до 28,4 трлн. рублей к 2023 г.

Стоит отметить, что, несмотря на дефицитный план бюджета, размер российского государственного долга сохраняется на некритичном уровне и по-прежнему остается одним из наименее высоких в мире.

Согласно главному экономическому документу страны, доходы от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составят 6 триллионов руб. В общем объеме доходов поступления с продажи и переработки нефтегазовых продуктов займут 31,9%. Цена нефти марки Urals в 2021 г. прогнозируется на уровне $45,3 за баррель и $46,6–47,5 в 2022-2023 гг. Все доходы сверх предполагаемого уровня направят в государственный резервный фонд.

Подписан закон о федеральном бюджете на 2021 год

Главный финансовый документ России на 2021 год базируется на объеме ВВП 115 533 млрд руб. и инфляции не более 3,7%.


С учетом указанных значений основные бюджетные показатели выглядят так:

  • доходы – 18,77 трлн руб.;
  • расходы – 21,52 трлн руб.;
  • дефицит – 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП или 12,8% от суммы расходов);
  • экономический рост – 3,3%.

Большую часть средств (около 2,74 трлн руб.) на финансирование дефицита бюджета планируется получить в 2021 году внутри страны – посредством заимствований в виде облигаций. Необходимый остаток суммы – за счет Фонда национального благосостояния России и внешних заимствований (в виде иностранных кредитов и размещения ОФЗ).

Валютный курс на 2021 год прогнозируется 72,4 руб./1 долл., на 2022 и 2023 годы – 73,1 и 73,8 рублей соответственно. Несмотря на тенденцию к умеренному ослаблению курса в долгосрочной перспективе, власти говорят о сохранении стабильности национальной валюты в реальном эффективном выражении. Это должно поддерживать конкурентоспособность экономики страны и способствовать наращиванию объемов несырьевого экспорта.

В 2021 году нефтегазовые доходы останутся основным источником пополнения бюджета и принесут 6 трлн руб. или 31,9% общего объема (почти каждый третий рубль). В целом до 2023 года прогнозируется повышение их доли к общему объему ВВП до 5,6% (на фоне 4,8% в 2020 году). Например, отмена льгот по экспортной пошлине и налогу на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли принесет дополнительно не менее 200 млрд руб.

Среднегодовая цена барреля нефти марки Urals заложена в бюджете на уровне 45,3 долл. Но все расчеты в документе базируются на цене 43,3 долл. Дополнительные доходы, полученные от разницы, будут направлены в Фонд национального благосостояния.

Средняя стоимость барреля российской нефти в 2019 г. составляла 63,8 долл., в сентябре 2020 г. – 41,8 долл.

Общая структура федерального бюджета
4,285
2007 7,781 5,987
2008 9,276 7,571
2009 7,338 9,660
2010 8,305 10,118
2011 11,368 10,926
2012 12,856 12,895
2013 13,020 13,343
2014 14,497 14,832
2015 13,659 15,620
2016 13,460 16,427
2017 15,089 16,420
2018 19,455 16,709
2019 20,189 18,214
Общая структура консолидированного бюджета
8,375
2007 13,368 11,379
2008 16,169 14,157
2009 13,600 16,048
2010 16,032 17,617
2011 20,855 19,995
2012 23,435 23,175
2013 24,443 25,291
2014 26,766 27,612
2015 26,922 29,742
2016 27,747 30,889
2017 31,047 32,396
2018 37,320 34,285
2019 39,498 37,382

В связи с необходимостью большего экономического развития и жесткой конкуренцией в мире многие страны увеличивают расходные части своих бюджетов, создавая тем самым бюджетный дефицит. Рассмотрим подробнее рейтинг по уровням бюджета. Также отметим, что:

  • Самую верхнюю строчку рейтинга занимают Соединенные Штаты Америки, государственный бюджет которых составляет примерно 3,422 триллиона долларов (дефицитный). При этом оборонная его часть на текущий календарный год была увеличена до 716 миллиардов долларов (это 16 процентов от общего госбюджета), что почти в 16 раз превышает аналогичную расходную часть в составе госбюджета Российской Федерации. Отметим также, что госдолг США уже практически перевалил за 22 трлн. долларов — . Постоянное возрастание обронбюджета штатов не способствует уменьшению госдолга, а только больше разгоняет его. По оценкам экспертов ближайшие 10 лет госдолг будет нарастать еще большими темпами, при этом дефицит госбюджета будет расти.
  • Вторую строчку рейтинга занимает Китайская Народная Республика, госбюджет которой составляет почти 2,95 триллиона долларов. При этом его военная часть составляет примерно около 230 млрд. долларов. При этом правительство Китая неоднократно указывало на негативное отношение к принимаемому на 2021 год оборонбюджету США, так как среди статей его расходов упоминаются действия, направленные против КНР.
  • Российская Федерация в этом рейтинге находится всего лишь на 15 месте (с бюджетом 0,304 трлн. долларов).

Рекомендуем прочесть: Как узнать изменил ли муж с точностью до 100 тест

График: Таблица.

: Позиция в рейтинге Государство Размер бюджета, трлн. долларов 1 США 3,422 2 Китай 2,948 3 Германия 1,334 4 Франция 1,252 5 Великобритания 1,066 6 Япония 0,933 7 Италия 0,845 8 Бразилия 0,616 9 Канада 0,55 10 Австралия 0,445 11 Испания 0,428 12 Южная Корея 0,420 13 Индия 0,364 14 Нидерланды 0,335 15 Россия 0,304 16 Мексика 0,291 17 Турция 0,275 18 Саудовская Аравия 0,255 19 Швеция 0,249 20 Бельгия 0,248 21 Аргентина 0,224 22 Норвегия 0,214 23 Швейцария 0,198 24 Австрия 0,174 25 Индонезия 0,173 26 Дания 0,172 27 Израиль 0,137 28 Финляндия 0,131 29 ОАЭ 0,123 30 Польша 0,095 31 Тайланд 0,093 32 Южная Африка 0,093 33 Тайвань 0,093 34 Греция 0,092 35 Португалия 0,09 36 Колумбия 0,085 37 Чехия 0,085 38 Филипины 0,084 39 Ирландия 0,083 40 Малайзия 0,080 41 Ирак 0,078 42 Иран 0,077 43 Чили 0,073 44 Кувейт 0,066 45 Румыния 0,064 46 Вьетнам 0,064 47 Гонконг 0,060 48 Новая Зеландия 0,059 49 Венгрия 0,057 50 Сингапур 0,053 51 Катар 0,053 52 Алжир 0,052 53 Нигерия 0,052 54 Перу 0,051 55 Бангладеш 0,049 56 Пакистан 0,046 57 Украина 0,039 58 Египет 0,037 59 Ливия 0,037 60 Казахстан 0,036 61 Словакия 0,036 62 Марокко 0,036 63 Оман 0,034 64 Эквадор 0,032 65 Ангола 0,028 66 Люксембург 0,027 67 Беларусь 0,027 68 Узбекистан 0,026 69 Хорватия 0,023 70 Кения 0,023 71 Уругвай 0,02 72 Болгария 0,02 73 Словения 0,02 74 Судан 0,018 75 Шри Ланка 0,016 76 Сербия 0,016 77 Литва 0,016 78 Азербайджан 0,015 79 Боливия 0,015 80 Исландия 0,014 81 Латвия 0,014 82 Танзания 0,013 83 Тунис 0,013 84 Эстония 0,012 85 Кипр 0,011 86 Парагвай 0,011 87 Туркменистан 0,01 88 Непал 0,01 89 Йемен 0,01 90 Афганистан 0,01 91 Камбоджия 0,009 92 Грузия 0,009 93 Сенегал 0,009 94 Намибия 0,009 95 Уганда 0,009 96 Мальта 0,008 97 Зимбабве 0,008 98 Албания 0,008 99 Монголия 0,008 100 Армения 0,008 Топ-10. Военные бюджеты стран мира на 2021 год: Позиция в рейтинге Государство Размер оборонного бюджета, млрд.

долларов 1 США 716 2 Китай 230 3 Индия 62 4 Великобритания 58 5 Саудовская Аравия 56 6 Франция 53 7 Россия 46 8 Япония 45 9 Германия 44 10 Южная Корея 39 График: Данные представлены на основе открытых источников: министерства финансов соответствующих стран, официальные государственные СМИ.

Бюджет 2021–2023: главные цифры

Статья расходов 2019 (трлн руб.) 2018 (трлн руб.) 2017 (трлн руб.) 2016 (трлн руб.) 2015 (трлн руб.)
Общегосударственные вопросы 1,364 1,257 1,162 1,096 1,118
Национальная оборона 2,997 2,827 2,852 3,775 3,181
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,083 1,972 1,918 1,899 1,966
Национальная экономика 2,827 2,402 2,46 2,302 2,324
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,282 0,149 0,12 0,072 0,144
Охрана окружающей среды 0,198 0,116 0,092 0,063 0,05
Образование 0,827 0,723 0,615 0,598 0,611
Культура, кинематография 0,122 0,095 0,09 0,087 0,09
Здравоохранение 0,713 0,537 0,44 0,506 0,516
Социальная политика 4,883 4,582 4,992 4,589 4,265
Физическая культура и спорт 0,081 0,064 0,096 0,06 0,073
Средства массовой информации 0,104 0,089 0,083 0,077 0,082
Обслуживание государственного и муниципального долга 0,731 0,806 0,709 0,621 0,519
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы России 1,003 1,096 0,791 0,672 0,682

Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.Профицит впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:

    Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.Расходная часть – 18 триллионов рублей.

Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.Профицит – это увеличение объемов ФНБ.

По прогнозам Минфина, в начале следующего года его объем достигнет 3,818 триллионов.

Основной источник накоплений при профиците – выручка от экспорта энергоносителей.Валютный курс и инфляцияРазработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% – ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период.

У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.Национальные проектыВсесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин.

Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн.

рублей, из которых:

    на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;на здравоохранение – 698 млрд.;на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;на экологию – 278 млрд.

Доходная частьСоставители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

    НДС – 3558,7;таможенные поступления – 1837,2;акцизные
Год Дефицит(-) / Профицит(+) (трлн руб.) Ненефтегазовый дефицит (трлн руб.)
2006 2,251 -0,963
2007 1,990 -0,907
2008 2,012 -2,377
2009 -2,449 -5,342
2010 -1,585 -5,415
2011 0,861 -4,781
2012 0,260 -6,193
2013 -0,848 -7,382
2014 -0,846 -8,279
2015 -2,820 -8,682
2016 -3,142 -7,986
2017 -1,349 -7,321
2018 3,036 -5,982
2019 2,115 -5,809
Год Нефтегазовые доходы (трлн руб.) Ненефтегазовые доходы (трлн руб.) Нефтегазовые доходы (% от доходов) Ненефтегазовые доходы (% от доходов)
2006 2,944 7,682 27,71 72,29
2007 2,897 10,471 21,67 78,33
2008 4,389 11,780 27,14 72,86
2009 2,984 10,616 21,94 78,06
2010 3,831 12,201 23,90 76,10
2011 5,642 15,214 27,05 72,95
2012 6,453 16,982 27,54 72,46
2013 6,534 17,909 26,73 73,27
2014 7,434 19,332 27,77 72,23
2015 5,863 21,059 21,78 78,22
2016 4,844 22,903 17,46 82,54
2017 5,972 25,075 19,24 80,76
2018 9,018 28,303 24,16 75,84
2019 7,924 31,573 20,06 79,94

Подробная структура ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета (2015-2019)

Статья доходов 2019 (трлн руб.) 2018 (трлн руб.) 2017 (трлн руб.) 2016 (трлн руб.) 2015 (трлн руб.)
НДС 7,095 6,017 5,138 4,571 4,234
Акцизы 1,792 1,59 1,521 1,356 1,068
Налог на прибыль 4,543 4,1 3,29 2,77 2,6
Налог на доходы физических лиц 3,956 3,654 3,252 3,019 2,808
Ввозные пошлины 0,717 0,673 0,589 0,564 0,565
Страховые взносы на обязательное социальное страхование 8,167 7,477 6,784 6,326 5,636
Прочие 5,302 4,792 4,501 4,732 4,149
  • Производство
  • Армия и Флот
  • Авиация
  • Судостроение и судоходство
  • Фотофакты
  • Транспорт и логистика
  • Экспорт
  • Новые и модернизированные предприятия агропрома
  • Новые заводы и цеха
  • Энергетика и ТЭК
  • все блоги

Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика

Бюджет на 2020 год принимался ещё до пандемии, так что в течение года пришлось вносить коррективы. Большую роль сыграло и колебание цен на нефть, которое наблюдалось в первой половине года. Предполагалось, что доходы бюджета составят 20,38 триллионов рублей, а расходы — 19,5 триллионов. Как и до этого, наблюдался профицит бюджета — предполагаемые доходы превышали предполагаемые расходы.

Пожалуй, это одна из главных черт федерального бюджета — попытка тратить меньше, чем зарабатывается. В этом году ситуация изменилась.

Предполагается, что доходы бюджета составят 18,8 триллионов рублей, расходы — 21,5 триллионов. Впервые с 2017 года бюджет дефицитный уже на этапе его формирования. Прошлые отчёты и прогнозы говорили о том, что в ближайшие годы доходы будут расти примерно на триллион рублей в год, однако из-за пандемии они только сократились. При этом очевидно, что “резать” расходы сейчас не получится — дело и в государственных программах, и в необходимости восстанавливать экономику после пандемии. Так что вполне вероятно, что в ближайшие 2-3 года расходы будут превышать доходы.

638,9 миллиардов рублей направят на восстановление экономики от пандемии. Поддержка будет заключаться в сохранении рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях, часть денег пойдёт на кредиты организациям.

12,6 миллиардов рублей направлено на субсидирование льготных ипотек (6,5% годовых), в дальнейшем эта сумма должна увеличиться в два раза и стать постоянной статьёй расходов федерального бюджета. На реализацию национальных проектов направят 2,25 триллионов рублей.

Также отмечается, что в 2021 году будет выделено 2,717 триллионов рублей на межбюджетные трансферы, что позволит регионам планировать свой бюджет уже сейчас. Это довольно большие деньги, учитывая то, что в 2019 году эта статья расходов обошлась лишь в триллион рублей. По всей видимости, пандемия вскрыла проблемы многих регионов (в том числе и проблемы с здравоохранением).

Помимо принятия бюджета на следующий год, депутаты обрисовали примерное положение в течение следующих двух лет.

Согласно прогнозам, в 2022 году доходы бюджета составят 20,6 триллионов рублей, в 2023 — 22,3 триллиона. Конечно, сейчас очень тяжело делать прогнозы.

Надежды депутатов можно объяснить повышением цен на нефть после окончания пандемии и ростом экономической деятельности в России. Пока что нет оснований считать, что всё так и будет. Конечно, если про пандемию все забудут уже в середине 2021 года, то вполне реально, что доходы в 2022 году будут выше, чем в 2021. При этом точные цифры называть бесполезно — слишком мало вводных для хоть каких-то адекватных подсчётов. Тем не менее депутаты даже с такими хорошими прогнозами принимают как данность то, что дефицит неизбежен.

Госдума одобрила проект бюджета на три года

  • Консолидация бюджета на выходе из пандемии: мировая практика.
  • Текущее состояние бюджетной политики в России
  • Нацпроекты: изменения 2020 года и будущие планы.
  • Послание президента: новые направления поддержки населения и регионов.
  • Как повлияют на экономический рост дополнительные расходы?

Уровень расходов, возросших на период пандемии и кризиса, будет постепенно снижаться. Определение срока, в который это должно произойти, – один из главных вызовов для фискальной политики всех стран мира на ближайшие годы.

Государственные расходы всех стран в мире – как развитых, так и развивающихся – в 2020 году выросли на фоне борьбы с пандемией COVID-19 и сопутствующим экономическим кризисом. В развитых странах на борьбу с пандемией потратили около 17% от ВВП, в странах со средним доходом эта цифра составила 4% от ВВП, а в наименее развитых странах – 1.6% от ВВП. Объемы дополнительных расходов представлены без учета государственных гарантий, льготных кредитов, но с учетом налоговых льгот.

Постоянные расходы на социальную политику и здравоохранение остаются на прежнем уровне, на ЖКХ, образование и экологию – сокращаются. Дефицит бюджета будет восполняться за счет размещения гособлигаций. Условия для бюджетной консолидации в целом благоприятны.

Федеральный закон 380-ФЗ был принят в 2019 году, в марте 2020 года в него были внесены изменения на фоне объявления пандемии COVID-19. В конце 2020 года был утвержден федеральный закон 385-ФЗ о федеральном бюджете на 2021-2023 годы.

Текущий федеральный закон 385-ФЗ предполагает номинальное увеличение расходной части бюджета на 2021 и 2023 годы, но некоторое сокращение в 2022 году по сравнению с более ранними планами.

Уровень исполнения расходов на нацпроекты в целом не высок. Сохраняется тенденция к образованию перекосов в расходовании средств в сторону последних отчетных месяцев.

В целях соответствия указу президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», подписанному в июле 2020 года, паспорта национальных проектов должны были быть обновлены. Первоначально предполагалось, что переутверждение паспортов произойдет до 30 октября 2020 года, затем срок был сдвинут на 1 апреля 2021 года. На момент написания отчета обновленные паспорта не появились в открытых источниках информации, однако на «Едином портале бюджетной системы Российской Федерации» можно найти обновленные сведения о финансовом обеспечении нацпроектов. Также заметно, что названия некоторых нацпроектов слегка видоизменились, а также в список добавилась комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года». К объемам финансового обеспечения в переутвержденных паспортах возникает серьезный вопрос относительно объемов за прошедшие периоды – 2019 и 2020 год. По данным Минфина РФ за 2019 год было исполнено около 1,6 трлн расходов на нацпроекты, в 2020 году – 2,15 трлн рублей, что не соответствует выделенным объемам на 2019 и 2020 год в соответствии с обновленными паспортами.

План на 2020 год (№ 380-ФЗ) Измененный план Исполнение на 01.01.2021
Итого по национальным проектам (программам)
и «Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»
1 998 453.0 2 206 698.2 2 149 112.6
Национальный проект «Демография» 613 709.5 703 815.1 689 635.6
Национальный проект «Здравоохранение» 312 468.8 307 601.4 295 747.0
Национальный проект «Образование» 127 872.9 133 040.2 114 956.4
Национальный проект «Жилье и городская среда» 106 525.4 169 213.3 168 660.1
Национальный проект «Экология» 76 661.5 64 641.8 63 097.1
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 104 274.1 157 693.5 155 719.3
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» 6 900.0 4 110.7 4 058.1
Национальный проект «Наука» 47 049.9 40 650.8 40 333.6
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» 124 205.6 88 994.0 86 318.5
Национальный проект «Культура» 17 163.7 16 079.0 15 830.4
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 49 857.0 63 688.9 61 693.7
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» 74 548.9 72 192.7 70 426.7
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 337 215.7 384 976.8 382 636.0

Источник: Минфин РФ.

В 2020 году сохранялась проблема неравномерности расходования средств. Такая неравномерность с перекосом расходований в сторону последних месяцев года вообще в целом свойственна бюджетным расходам, однако для некоторых нацпроектов масштабы перекоса значительно превышают привычные. Например, в 2020 году 47% расходов на НП «Цифровая экономика» были исполнены за декабрь (около 41,5 млрд рублей). Аналогично за декабрь 2020 года были исполнены 34% расходов на НП «Экология» 20% расходов на НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги», 20% расходов по нацпроекту «Образование», 29% расходов по НП «Международная кооперация и экспорт», 30% по Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Отметим, что масштаб перекоса наблюдался и в предыдущие годы, он не связан с экономическим кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Подобное расходование средств в последний момент ставит под сомнение качество исполнения расходов.

Исполнение за первый квартал 2021 года также неравномерно – например, исполнена крайне невысокая доля запланированных расходов по нацпроектам «Образование», «Экология», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт».

Январский дефицит бюджета РФ оценили почти в 186 млрд рублей

2020 2021
Наименование национального
(федерального) проекта
План Исполнение за год % исполнения План Исполнение на 01.04.2021 % исполнения
ВСЕГО: 2206 698.2 2 149 112.6 97.39% 2 285 233.3 384 510.8 16.8%
Национальный проект «Демография» 703 815.1 689 635.6 97.99% 758 019.2 170 681.8 22.5%
Национальный проект «Здравоохранение» 307 601.4 295 747.0 96.15% 254 682.3 64 250.4 25.2%
Национальный проект «Образование» 133 040.2 114 956.4 86.41% 152 265.5 10 325.2 6.8%
Национальный проект «Жилье и городская среда» 169 213.3 168 660.1 99.67% 132 736.2 36 474.8 27.5%
Национальный проект «Экология» 64 641.8 63 097.1 97.61% 81 624.4 6 320.6 7.7%
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 157 693.5 155 719.3 98.75% 279 016.5 31 514.8 11.3%
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» 4 110.7 4 058.1 98.72% 4 978.9 594.1 11.9%
Национальный проект «Наука» 40 650.8 40 333.6 99.22% 99 987.6 18 107.9 18.1%
Национальный проект «Цифровая экономика» 88 994.0 86 318.5 96.99% 157 235.3 10 193.7 6.5%
Национальный проект «Культура» 16 079.0 15 830.4 98.45% 22 887.5 3 854.0 16.8%
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 63 688.9 61 693.7 96.87% 57 673.6 4 258.8 7.4%
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» 72 192.7 70 426.7 97.55% 97 815.1 5 334.8 5.5%
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) 384 976.8 382 636.0 99.39% 186 311.1 22 599.7 12.1%

Запланированы дополнительные социальные расходы на выплаты семьям с детьми и инфраструктурные кредиты регионам.

В послании Федеральному собранию в 2021 году президент объявил о введении ряда мер поддержки для семей с детьми, включая выплаты для семей с детьми школьного возраста, неполных семей с детьми, нуждающихся беременных женщин. Кроме того, глава государства поручил Федеральному собранию подготовить целостную систему мер поддержки для семей с детьми.

По оценке министра финансов Антона Силуанова, объем дополнительных расходов на реализацию озвученных мер составит 400 млрд рублей за два года.

Можно прогнозировать, что в рамках системы мер по поддержке семей с детьми дополнительные социальные расходы станут постоянными. По нашей оптимистичной оценке, ежегодные дополнительные 200 млрд руб. социальных расходов принесут дополнительно не более 0,025 п.п. экономического роста в 2021 и в 2022 годах.

Следует отметить, что повышение социальных расходов направлено, в первую очередь, не на ускорение темпов экономического роста, а на сокращение социального неравенства, которое, в частности, вызвано стагнацией реальных доходов российских домохозяйств на фоне общей стагнации экономики.

В рамках послания президента также был поднят вопрос о финансовой устойчивости регионов. Для регионов, уровень задолженности которых превышает 25% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, предусмотрены бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года – с тем, чтобы снизить уровень задолженности до 25% от доходов.

Под этот критерий на 1 апреля 2021 года попадало больше половины российских регионов (53 из 85 субъектов РФ), при этом лишь несколько из них перешли в эту категорию после начала пандемии COVID-19.

“Недостачу”, включая образующийся после изъятия нефтегазовых сверхдоходов “бумажный дефицит”, планируется покрывать в основном за счет внутренних займов. Чистое привлечение (доходы от размещения минус расходы на обслуживание долга) в бюджет от этого источника закладывается в 2,9 трлн рублей в 2021 году. В 2022 году – 2,1 трлн, а в 2023 году – 2,4 трлн рублей.

На финансирование дефицита за счет ФНБ в 2021 году заложено в проект бюджета 91 млрд рублей. Объем фонда должен составить на конец 2021 года 12,487 трлн рублей, 2022 года — 12,638 трлн, а 2023 года — 13,474 трлн рублей.

Поступление в резервы дополнительных доходов от нефти и газа происходит с лагом. В 2022 году на них будет покупаться валюта, в которой хранятся средства ФНБ. А уже в 2023 году все приобретенное за год зачислится в фонд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *