Нюансы работы с ресурсоснабжающей компанией
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы работы с ресурсоснабжающей компанией». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Смотрите видеозапись онлайн-семинара, чтобы узнать:
- Какая ответственность грозит УО за непередачу сведений в РСО при переходе собственников на прямые договоры.
- О новом порядке учёта показаний ИПУ.
- Есть ли необходимость заключать договор на сбор показаний ИПУ.
- Могут ли дома с ИТП переходить на прямые договоры.
- Какие изменения необходимо внести в договор управления при переходе на прямые договоры.
- Какие нюансы следует учесть УО при заключении собственниками прямого договора с регоператором по обращению с ТКО.
- Какая ответственность предусмотрена за размещение рекламы на платёжных документах.
Стоит ли заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями?
Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:
«Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов.»
Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:
«Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.»
Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:
«Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными.»
Теги: ЖКХ, обязательства, сделки, права потребителей, тарифы ЖКХ, Анна Слобожанинова, Виктория Аптекина, Никита Скорняков
Источник: ГАРАНТ.РУ
Тонкий момент в этом деле заключается в том, что счета о квартплате законно могут выставляться только членам ТСЖ или собственникам, которые заключили договор на обслуживание с управляющей компанией, а также жильцам муниципальных квартир. Если собственник квартиры или помещения не хочет платить через управляющую компанию, он обязан заключить договор на поставку ресурсов напрямую с поставщиком и оплачивать либо по счетчикам, либо по среднему потреблению. Это и есть прямой договор с ресусроснабжающими компаниями. В этом случае УК будет платить за дом на меньше: из обще суммы вычитается то, что жилец оплатил напрямую.
С принятием закона о договорах с РСО любое частное лицо – собственник квартиры может заключить договор на поставку ресурсов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Для этого необходимо обратиться туда с заявлением и заключить договор, потом предъявить данный документ в УК. Договор заключается по правилам ресурсоснабжающей организации и при наличии технической возможности.
Скорее всего, на практике возникнут серьезные проблемы. Например, из-за наличия счетчиков. Счетчики на воду обычно есть, и по ним можно платить. Но теплосчетчики – очень большая редкость, и разговор об оплате отопления по отдельному договору бессмыслен.
Написать комментарий
16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.07.2013 N 614, от 25.02.2014 N 136, от 25.12.2015 N 1434, от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232, от 22.05.2019 N 637, от 13.07.2019 N 897, от 29.06.2020 N 950, от 21.12.2020 N 2184)
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
2. Установить, что:
подпункты «в», «г» и «е» пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354;
Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
4. Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 6-месячный срок утвердить примерные договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальных услуг соответствующего вида.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 февраля 2012 г. N 124
В соответствии с № 209-ФЗ, РСО являются поставщиками информации для ГИС ЖКХ.
Раскрытие информации, подлежащей ежемесячной выгрузке в ГИС ЖКХ за Вас!
Показания приборов учета
Начисления за оказанные услуги
Сведения об оплатах коммунальных услуг, совершенных в пользу РСО
Данные об объеме предоставленных ресурсов и др.
Есть ли выгода заключать прямой договор с РСО?
Оставьте свои контактные данные, наш менеджер-консультант свяжется с вами
Прямые договоры нивелируют посредника, коим является управляющая компания, поэтому теперь собственники имеют право получать ресурсы непосредственно от РСО. И этот момент приводит к вопросам. Например, нужно ли менять договор управления МКД?
Дело в том, что раньше передавать показания должна была УК. И сейчас эта обязанность не нивелировалась. Но предоставлять услуги коммунальные может и непосредственно ресурсоснабжающая компания.
Условия, касающиеся предоставления услуг, включали во все договоры управления. Так, если общим собранием жильцов будет принято решение о переходе на прямые договоры, то, как быть с этим условием в договоре с УК?
Министерство отмечает, что если было принято решение на общем собрании перейти на прямые договоры, то это предстает основанием для преобразования условий в договоре управления многоквартирным домом. Отдельное постановление о поправках не нужно.
Давайте разберемся, так ли положителен переход на прямые договоры с РСО для собственников либо нет? В данный момент считается, что имеются причины, которые данный переход делают нецелесообразным.
Первая причина – это не выгодно. Когда Государственной Думой вносились изменения, касающиеся разрешения перехода на прямые договоры, то она обосновывала это заботой интересов РСО. Якобы, УК получают деньги, при этом не перечисляют денежные средства РСО, вследствие чего формируется большая задолженность, а это уже мешает работать организации, которая поставляет ресурсы.
Но это не так. РСО и раньше имела право отказаться от услуг УК и перейти на прямые договоры с владельцами недвижимости. Однако по какой-то причине этого не делала, соответственно, это ей не выгодно.
Но и собственникам переход на прямые договоры не выгоден. За коммунальные услуги перечисляет денежные средства УК. Если будут вопросы от собственников, то все они будут задаваться управляющей компании. А когда будут проблемы с РСО, а это неизбежно, по каждой услуге придется разбираться самостоятельно именно с РСО.
Вторая причина – не понятно, кто несет ответственность за качество поставляемых услуг. Раньше суд соглашался с тем, что УК должна нести ответственность.
Даже в ситуациях, когда качество страдало по вине РСО. Но в настоящий момент переход на прямые договоры разрешили, но ответственности для ресурсоснабжающей компании не установили.
Поэтому при переходе собственники рискуют нажить немало проблем.
Третья причина – нельзя использовать Правила коммунальных услуг. Поясним. В этом документе четко оговорены условия перерасчета за ЖКХ при отсутствии собственника в квартире, уменьшение квартплаты вследствие поставки некачественной услуги, порядок проведения поверок прибора учета и пр.
Фактически это постановление нельзя применять к прямым договорам с РСО. Их можно использовать только в отношении договоров поставки воды, электричества, но не к документу оказания коммунальных услуг. Безусловно, это можно назвать «буквоедством». Но ведь никто не запрещает РСО отказать в пересчете, ссылаясь на то, что Постановление использовать нельзя. А это еще один риск для собственников.
Как итог: пока Правительство РФ не внесет требуемые изменения и поправки в нормативные акты, лучше на прямые договоры не переходить. Слишком много дополнительных рисков для собственников недвижимости.
О порядке перехода собственников жилых помещений в МКД на прямые договора с РСО
Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году возможно заключить по следующим направлениями предоставляемых услуг:
- поставка воды (горячей и холодной);
- искусственный обогрев жилых и нежилых помещений – отопление;
- утилизация и вывоз твердого мусора;
- отвод жидких коммунальных отходов и воды;
Новый закон №59/ФЗ, с дополнениями от 03 апреля 2020 года должен помочь в борьбе с задолженностями перед РСО.
Штрафные действия в отношении УО в силе. Причина – неверно начисленные суммы в квитанциях на оплату. Результат – штраф на имя директора управляющей организации в размере половины неверно указанной цифры.
Прямые договора с РСО, их плюсы и минусы:
- РСО и обычные люди станут более «защищенными».
- Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
- Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.
Разбираясь в вопросах, стоит ли переходить к прямым договорам, надо понимать разницу между двумя понятиями «коммунальный ресурс» и «услуга».
К первому термину относится:
- подаваемая в дома вода (горячая и холодная);
- тепловая и электрическая энергия;
- газ природного происхождения, в т. ч. баллонный;
- доставка твердого топлива для печей.
Жилищно-коммунальная услуга – это работы, проводимые для сохранности имущества, принадлежащего МКД. Действия, направленные на поддержание и восстановления здания в пределах санитарно-гигиенических норм. К этим объектам относятся все хозяйственные постройки и коммуникации.
Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2020 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.
До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2020 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.
Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих…»:
- контролировать уровень предоставляемых услуг;
- способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
- осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
- давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.
Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.
Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:
- расчет стоимости обслуживания;
- распределение суммы по списку жильцов;
- выставление счетов;
- контроль за своевременной оплатой;
- заключение договором с поставщиком услуг.
Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.
В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.
Минусы прямых контрактов с РСО:
- Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
- Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
- Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.
Работа с должниками кропотлива и трудоемка:
- ведение учета плательщиков и неплательщиков;
- своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
- контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.
Нюансы перехода на прямые соглашения с РСО
При работе с лицами, имеющие задолженность, на управляющей компании остается лишь предоставление доступа к совместному имуществу МКД, где сосредоточены развилки коммуникаций.
Еще положительный момент для УК – снижение объемов поступающих средств дает возможность сменить систему налогообложения, переведя ее на упрощенный вариант – это позволяет экономить деньги за счет уменьшения работы. Декларация подается один раз в год и сумма при этом станет значительно меньше.
Выставляя счета за услуги, РСК несет ответственность за их достоверность. Ошибки в расчетах чреваты наложением 50% штрафа от указанной суммы на директора ресурсоснабжающей организации.
Потребитель, выявив ошибку в квитанции, должен написать заявление в РСО. Если официального ответа не последовало, можно обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или направить заявление в судебную инстанцию.
Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Минстрой разработал проект о передаче сетей ресурсоснабжающим организациям
Собственники помещений в многоквартирных домах получили право на общем собрании принять решение о заключении прямого договора с РСО только после вступления в силу 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). До этого расчёты непосредственно с поставщиками ресурсов были законны только в тех домах, где прямые отношения жителей МКД с поставщиком ресурсов сложились «исторически».
Прямые отношения собственников и РСО, сложившиеся до 30 июня 2015 года, были признаны действующими Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ до истечения их срока или до момента отказа от них одной из сторон.
Поэтому управляющие организации, получившие в управление многоквартирные дома с такими давними прямыми договорами, не считают обязательным исполнять требования п. п. 4, 5 ПП РФ № 124 о направлении в РСО оферты на заключение договора на предоставление коммунальных услуг жителям МКД.
УО забывают о том, что, согласно п. 18 ст. 12 № 176-ФЗ, при смене способа управления домом или УО, собственники обязаны на ОСС выразить согласие на продолжение фактически сложившихся прямых договорных отношений с РСО. Если это условие не было исполнено, такой договор, признанный ранее, согласно № 176-ФЗ, действующим, считается расторгнутым при смене УО.
Разберём такую ситуации на примере судебной практики, в которой суды решали спор о необходимости УО заключить договоры с поставщиком коммунальных ресурсов не в пользу первых.
Существует три основных способа перехода потребителей коммунальных услуг на прямые договоры с РСО:
- По решению общего собрания собственников помещений в МКД, принятого простым большинством голосов в соответствии сч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ.
- По решению РСО согласно ст. 157.2 ЖК РФ. Такое решение возможно в случае, если управляющая организация или ТСЖ имеет задолженность перед ресурсниками в размере двух среднемесячных оплат за поставленные ресурсы.
- Исторически сложившиеся отношения. Например, дом всегда работал на прямых договорах или собственники уже давно приняли решение о переходе на прямые договоры, а после этого сменилась управляющая организация или форма управления. В этом случае, если собственники помещений на общем собрании подтвердят, что они хотят оставаться на прямых договорах, они продолжают по ним работать и с новой УО или формой управления.
На первый взгляд этот список кажется исчерпывающим. Однако есть исключение, которое касается новостроек. Согласно ст. 161 ЖК РФ до выбора в новостройке способа управления, застройщик может самостоятельно назначить управляющую организацию и заключить с ней договор управления. Появляется вопрос: как должна работать временная управляющая организация – по общей схеме или по прямым договорам.
Существует два разных мнения на этот счёт. Так, Минстрой РФ в своём письме от 10.03.2019 № 8127-ОО/04, отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения застройщиком прямых договоров, единолично от своего имени.
Противоположная позиция отражена в ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ. В статье сказано, что МКД с момента сдачи в эксплуатацию считается домом с невыбранным способом управления, поэтому работает по прямым договорам. А с момента подписания актов приёма-передачи помещений такие прямые договоры возникают и у будущих собственников.
Елена Шерешовец напомнила участникам онлайн-семинара, что вторая точка зрения основана на прямой норме закона, а письма Минстроя РФ носят рекомендательный характер и не являются нормативно-правовыми актами. Эксперт советует придерживаться позиции, отражённой в ЖК РФ.
На сегодняшний день у управляющих многоквартирными домами и поставщиков коммунальных ресурсов нет чёткого понимания, кто считается исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах. Эксперт призвала разобраться в этом с точки зрения того, между кем заключены договорные отношения.
Если у жителя МКД заключён прямой договор с РСО, такие отношения подчиняются правилам постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В ч. 2 документа указано, что прямой договор заключается между потребителем и исполнителем коммунальной услуги. Соответственно при прямом договоре РСО – собственник помещения в МКД исполнителем услуги будет считаться РСО (ст. 157.2 ЖК РФ) и именно эта организация обязана выполнять все указания ПП РФ № 354.
Однако это касается только отношений с потребителями. Существуют также отношения между РСО и УО – двумя юридическими лицами. Между ними есть договорные отношения, которые подчиняются постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. В п. 2 постановления указано, что исполнителем КУ считается лицо, которое обслуживает инженерные системы в многоквартирном доме. Это управляющая организация, поэтому обязанности, указанные в ПП РФ № 124, выполнять должна она.
Подведём итог: в отношениях потребитель – РСО при заключённом прямом договоре исполнителем коммунальной услуги будет являться РСО, а в отношениях между УО и РСО исполнителем считается управляющая организация.
Подобные выводы судов можно найти в решениях и по другим подобным делам. В деле № А04-6048/2016 управляющая организация, с 2009 года обслуживавшая многоквартирные дома, в 2015 году на основании решений ОСС заключила с собственниками договоры управления.
На тех же ОСС собственники подтвердили сохранение прямых договоров с РСО в соответствии с требованиями ч.ч. 17, 18 ст. 12 № 176-ФЗ. Поэтому УО действительно не была обязана заключать договор с РСО на покупку коммунальных ресурсов для индивидуального потребления.
О договорах с ресурсоснабжающими организациями
Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.
Критерий | Преимущества | Недостатки |
Рисковые факторы |
Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую | Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами |
Распределение средств |
Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами | Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения |
Удобство оплаты |
Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством | Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям |
Дополнительные трудности |
Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными | В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения |
Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е. когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру. Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.
Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.
Еще один аргумент, которым РСО объясняют использование выгодных им отраслевых правил – это договор с управляющей компанией. В нем может быть прописан порядок расчетов, которые противоречит новому закону — это характерная примета для договоров, заключенных до 2014 года, комментирует Сергеев. Этим пользуются некоторые ресурсоснабжающие организации, чтобы насчитать больше. Но публичные договоры не могут противоречить актам Правительства, а значит, спорные условия просто перестают действовать, когда акты вступают в силу. С новыми договорами проще: об их условиях можно спорить, перед тем как подписать документ. Со старыми договорами сложнее.
Сергеев рассказывает, как определить, не переплачивает ли управляющая компания:
- Сначала нужно изучить порядок расчета в договорах ресурсоснабжения и проверить, соответствует ли он нормам № 124.
- Проверить платежно-расчетные документы (счета, счета-фактуры), особенно за те периоды, когда домовой прибор учета не работал. Это нужно, чтобы понять, как затраты считает РСО.
- Рассчитать сумму, которая подлежит оплате, может сама управляющая компания, ведь она выставляет счета собственникам квартир и обладает всей нужной информацией.
Если обнаружены переплаты, здесь можно пойти двумя путями, рассказывает Сергеев. Можно перечислять РСО завышенные суммы, а затем потребовать в суде переплату (неосновательное обогащение), а также проценты за пользование деньгами. Второй способ, по словам Сергеева, — оплачивать ресурс по своим данным и дождаться иска от РСО, которая захочет взыскать “недоплаченное”. А в суде заявлять, что требования безосновательны, потому что доначисления противоречат закону.
Если из-под крана вместо холодной воды течет теплая или электричество отключили на значительный срок (в том числе из-за ремонта или профилактики) – это повод требовать перерасчета или вовсе отказаться от оплаты услуг. Об этом говорит ст. 98 правил № 354, которые также устанавливают требования к качеству коммунальных услуг.
Если услуга некачественная, управляющей компании очень важно это правильно зафиксировать, чтобы получить подтверждение самого факта нарушения и его периода. Как это сделать, рассказывает юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев. Получив жалобу жителя, управляющая компания должна оперативно провести проверку и составить акт. При проведении проверки Сергеев советует учитывать некоторые нюансы: «Например, давление и температуру в системах холодного или горячего водоснабжения надо измерять в часы пик: с 7:00 до 9:00 или с 19:00 до 22:00». Чтобы подтвердить, что некачественный ресурс поставляет именно ресурсоснабжающая организация, Сергеев предлагает проводить замеры не только в помещениях, но и на границе балансовой принадлежности сетей.
По результатам замеров составляется акт. Если участник проверки на нее не пришел или отказался его подписывать, документ должны подписать другие участники и не менее двух незаинтересованных лиц. Это не могут быть сотрудники управляющей компании, предупреждает Сергеев. Пригласить можно муниципальных чиновников или сотрудников инженерной службы. МОЭК с этой целью направлял уведомления в управы районов или местные ГУ ИС, делится Сергеев. По его словам, в акте важно отразить данные незаинтересованных лиц (к примеру, реквизиты паспорта или номер удостоверения).
Кроме того, нужно точно определить период нарушения качества. О том, что исполнитель возобновил подачу качественного ресурса, могут свидетельствовать:
- запись об этом в журнале регистрации;
- сообщение потребителя в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя;
- показания общедомового или индивидуального прибора учета.
Если период не совсем ясен, нужно провести повторную проверку. Сергеев также советует в любом случае составлять акт о том, что коммунальные услуги опять оказываются качественно. После окончания процедуры можно обратиться в ресурсоснабжающую организацию за перерасчетом. РСО должна отразить это в корректировочных счетах-фактурах и первичной документации, обращает внимание Сергеев.
Как перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями
Управляющие компании нередко нарушают правила актирования недостатков коммунальных услуг. РСО обычно не посылают своих сотрудников для участия в проверке, а УК не может самостоятельно соблюсти процедуру. Однако некачественную услугу обязательно надо задокументировать, перед тем как оплатить ее “со скидкой”, иначе РСО через суд потребует оставшуюся сумму. А суд встанет на ее сторону, потому что нарушение договора не доказано согласно правилам № 354.
Безвыходная ситуация? Вовсе нет, обнадеживает Сергеев. Ведь закон не запрещает защитить свое право иным способом. Его предлагает п. 2 ст. 542 Гражданского кодекса, который позволяет абоненту отказаться от оплаты некачественной энергии. С учетом показаний приборов учета, а также факта использования данных показаний РСО – суд может принять решение и без установленных документов, говорит Сергеев.
«Отказаться от оплаты некачественной энергии» — значит, не платить вообще ничего, уточняет Сергеев. С другой стороны, если энергия все-таки пригодилась, РСО вправе потребовать неосновательное обогащение – по сути, «компенсацию» за ее использование. Но от юридической формулировки этой суммы, по сути, зависит судьба иска в суде. РСО должна заявить ко взысканию именно неосновательное обогащение (не основанное на договоре). Если она потребует долг по договору – УК может защищаться тем, что она в принципе отказывается оплачивать услугу согласно п. 2 ст. 542 ГК, подсказывает Сергеев. В этом случае суд откажет, а РСО вынуждена будет подать другой иск. Второй вариант – оплатить некачествественный ресурс в полном размере и, наоборот, взыскать неосновательное обогащение с РСО.
Есть еще одно обязательное условие для того, чтобы УК снизили плату за коммунальный ресурс – нужно доказать, что она уже «симметрично» пересчитала плату конечным потребителям. «Это есть во всех судебных актах без исключения,» — подчеркивает Сергеев.
Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.
Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:
- расчет стоимости обслуживания;
- распределение суммы по списку жильцов;
- выставление счетов;
- контроль за своевременной оплатой;
- заключение договором с поставщиком услуг.
Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.
В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.
Минусы прямых контрактов с РСО:
- Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
- Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
- Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.
Работа с должниками кропотлива и трудоемка:
- ведение учета плательщиков и неплательщиков;
- своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
- контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.
Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.
Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.
Причины жалоб на работу РС могут быть:
- некачественно поставляемые услуги;
- перебои в подаче воды, свете, газа;
- неправомерно завышенные платежи за обслуживание РСК.
Направлять претензию в жилищную инспекцию можно в индивидуальном порядке и коллективно. Для этого следует собрать пакет документов, подтверждающий факт нарушения. Обращаться в ГЖИ необходимо после того, как официальное письмо на имя руководства РСК было проигнорированы, о чем есть бумажное доказательство.
Проживающие в городских квартирах лица привыкли к тому, что у них есть все блага цивилизации – свет, вода, газ, тепло. Достаточно вовремя платить, и все будет. Только вот мало кто задумывается, как все это достается.
Здесь нужно благодарить управляющую компанию, которая выстроила прочное взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией. Но если про первую компанию так или иначе что-то известно, то про вторую люди не особо знают.
Большинство из пользующихся означенными благами даже не знают, что существуют такие организации. И опрометчиво полагают, что поставками их занимается управляющая организация. Увы и ах, она только посредник между жильцами и ресурсоснабжающей компанией.
Если говорить коротко, рассматриваемые нами компании являются одновременно и производителями ресурса, и его поставщиками. Вот вам несколько примеров подобных фирм:
- Вода, вытекающая из наших кранов, является заслугой водоканала. Именно эта организация направляет живительную влагу по трубам в наши квартиры.
- За тепло в наших жилищах в холодное время отвечают несколько организаций. При стандартном варианте, когда тепло подается за городской счет, в ответе городские теплосети. Но есть еще дома с индивидуальным обеспечением тепла, они тепло получают от своих котельных.
- Электроэнергией полис питает гидроэлектростанция. В зависимости от размера поселения и количества проживающего в нем населения их может быть несколько.
- Газом же квартиры горожан обеспечивает газовая служба города. Правда, у нее имеется достойный соперник на этой ниве – электросети. Все дело в том, что немало горожан для приготовления пищи и отопления жилища используют электричество.
Также к таким компаниям принято относить организации, предлагающие услуги по транспортировке и обслуживанию всех вышеперечисленных ресурсов.
Кроме вышеперечисленных услуг, РО предлагают еще следующие:
- Уничтожение грызунов и насекомых.
- Вывоз ТБО.
- Предоставляют доступ к коллективным телеантеннам.
- Занимаются освещением дворовой площади.
Теперь вы знаете, какие компании можно назвать ресурсоснабжающими. За их услуги нужно платить по установленным тарифам. Их устанавливают государственные структуры в зависимости от среднего заработка по региону.
Многих интересует следующий вопрос: а может ли РСО стать исполнителем коммунальных услуг, говоря проще, управляющей компанией. Ведь это, по мнению жильцов, способствовало бы тому, что плата снизилась бы, да и услуги предоставлялись бы без перебоев.
Но, увы, по закону такое невозможно, так как существует законодательное ограничение. Согласно ему, деятельность РСО ограничена только одним видом. Поэтому подобные организации не могут управлять жилым зданием, так как направление деятельности УК многогранно.
Но вот жители домов могут оформить прямые расчеты с ними путем заключения прямых договоров на предоставление услуг. Это может произойти в следующих случаях:
- Собственники не выбрали способ управления.
- Жильцы расторгли контракт с предыдущей УК. А с новым еще не заключили. В этот период, возможно, РСО могут стать исполнителями коммунальных услуг.
Об этом более подробно сказано в правительственном постановлении номер 354.
Это возможно в следующих случаях:
- Если пользователь является собственником частного жилья.
- Жильцы многоквартирных домов выбирают способ непосредственного управления. Обычно такой способ выбирается жильцами дома с небольшим количеством квартир – до 16.
- Если пользователи владельцы нежилых помещений в многоквартирниках.
- В период, когда жильцы дома еще не выбрали УК.
- УК, ТСЖ задолжало за представленные услуги РСО более чем за три месяца.
При заключении прямых договоров для жильцов дома имеются свои преимущества:
- Не расходуются средства на бюрократический аппарат УК.
- Нет коллективной ответственности. Каждый платит сам за себя.
- Фирмы по обслуживанию жилья могут привлекаться для работ краткосрочными договорами. Это позволяет существенно экономить общедомовые средства.
К сожалению, имеются и существенные недостатки прямых контрактов:
- Эффективность управления домом снижается. И чем больше квартир и жильцов, тем она ниже. Ведь для принятия решения по важным для всего дома вопросам необходимо будет общее собрание. Во-первых, не все собственники квартир могут прийти на него, во-вторых, не всегда собрание приходит к общему решению удовлетворяющей всех.
- Для капитального ремонта дома нельзя воспользоваться средствами фонда содействия реформированию ЖКХ.
Прямые договоры не всегда привлекательны для РСО. Ведь за ошибку в начислении коммуналки на компанию, проводившую расчеты, накладываются штрафные санкции в размере половины начисленной суммы. Плюс им придется заняться не свойственным им делом.
ЖКХ РФ. Новые документы. Быстрый поиск по номеру.
Гражданин-потребитель, как правило, в правоотношениях выступает слабозащищённой стороной. Именно поэтому с целью установления баланса интересов было разработано законодательство о защите прав потребителей. Одной из сфер, где правовому положению потребителей уделено особое внимание, является сфера предоставления жилищно-коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация как исполнитель коммунальных услуг.
Сейчас все также является актуальным вопрос, уполномочена ли УК выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, если с РСО не был заключен отдельный письменный договор. Ранее ответ на него не вызывал сомнений конечно — да , однако, ситуация кардинально изменилась со вступлением в силу с сентября года Правил оказания коммунальных услуг. Здесь уже появились варианты ответов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:.
Для ресурсоснабжающих организаций
Минстрой указывает, что ресурсоснабжающая организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов отведение сточных бытовых вод. Сделан вывод, что Правилами , утв. Постановлением Правительства РФ от В этой связи, в указанный период ресурсоснабжающая организация становится исполнителем коммунальной услуги и в силу подп. Ресурсоснабжающая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги, должна взимать в том числе плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды. ФАС России напоминает, что для рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и применением регулируемых тарифов установлена специальная процедура.
Проживающие в городских квартирах лица привыкли к тому, что у них есть все блага цивилизации — свет, вода, газ, тепло. Достаточно вовремя платить, и все будет. Только вот мало кто задумывается, как все это достается. Здесь нужно благодарить управляющую компанию, которая выстроила прочное взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация — это юридическое лицо, деятельность которого связана с оказанием, доставкой и продажей коммунальных ресурсов.
Взаимодействие между РСО и потребителями происходит по правилам, регламентированным в правовом поле Российской Федерации.
Ведение хозяйственных дел в многоквартирных жилых домах (МКД) является прерогативой управляющих компаний (УК) или товариществ собственников жилья (ТСЖ). Но для полноценной организации быта жильцов подобным объединениям требуется помощь поставщиков коммунальных услуг. Они обеспечивают поставку ресурсов — воды, газа, электричества, тепла — к жилому помещению потребителей.
При этом договора на предоставление коммунальных услуг заключают представители жильцов МКД — УК и ТСЖ. Поэтому ресурсоснабжающие организации по отношению к потребителям являются подрядчиками, или контрагентами.
Юридически границы ответственности с ресурсоснабжающими организациями обозначены в федеральном законе № 176 от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ», в котором обозначено, что ответственность за неверное начисление коммунальных платежей возлагается на исполнителя. При нарушении порядка начислений ответственность выражается в выплате 50 % от суммы финансовых недочетов.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то на нее и выписывается штраф. Потребители должны направить обращение в письменном виде компании-исполнителю, в котором потребовать произвести перерасчет стоимости фактически предоставленных услуг.
Если реакции на заявление не последует, необходимо жаловаться в Роспотребнадзор. Разбирательство можно также инициировать путем обращения в прокуратуру или в суд.
Все блага цивилизации, которыми пользуются жители многоквартирных домов, будь то электричество, тепло или горячее и холодное водоснабжение, являются ресурсом, предоставляемыми специальными организациями.
Такие организации именуются ресурсоснабжающими (РСО). Ресурсоснабжающая организация — что или кто это? Существуют четкие правила, по которым происходит расчет и взаимодействие между потребителями (собственниками или иными пользователями) и РСО.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:
Между организациями не выстроены прочные правовые отношения. Взаимоотношения РСО с УК определяют заключенные соглашения.
Работа между поставщиками и исполнителем ведётся по договорам, которые соответствуют требованиям законодательства: Закона о правах потребителя, Постановления Правительства РФ от 14.02.
2012 N 124, письма Минстроя РФ № 45097-АЧ. Основные моменты и нормы указывают в прилагаемых документах.
Виды договоров:
- на поставку;
- на оказание услуг;
- договор подряда.
На основании соглашения РСО имеет право:
- при неисправности общедомовых счётчиков выставить счёт УК по отраслевым нормам (в 20 раз больше);
- расторгнуть соглашение с УК при долге более чем за 3 месяца, это не относится к общедомовым нуждам;
- при росте задолженности УК по оплате взыскать долг через суд.
В обязанности УК входит:
- подписание договоров с РСО;
- контроль качества услуг;
- постоянное бесперебойное обеспечение ресурсами;
- сбор средств и регулярная оплата полученных услуг.
Между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией может существовать множество видов договоров. Это обусловлено тем, что осуществляют организации разные услуги, а это значит, что и договора могут отличаться друг от друга.
Самый распространенный договор между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией – договор поставки. Его заключают, к примеру, на поставку тепловой энергии, электроэнергии и т.д.
Договор имеет стандартный вид и соответствует Гражданскому кодексу. В договоре поставке рассказывается о правах и обязанностях сторон, о сроках и количестве поставки, раскрывается вопрос об оплате и ответственности за неисполнение пунктов договора.
Без воды и водоснабжения жизнь в многоквартирном доме практически невозможна. Множественные жильцы ежедневно готовят, стирают, убирают свои жилища, и все это делается в непосредственном контакте с водой.
Но если бы каждый жилец самостоятельно заключал договор водоснабжения и водоотведения с управляющей компанией с соответствующим поставщиком ресурсов – тратилась бы уйма времени на оплату услуги в очереди, на поиск должников и так далее.
Управляющая компания самостоятельно взимает с жильцов плату за водоснабжение, вычисляет должников и переводит денежные средства на счет водоканала.
Ресурсоснабжающие организации – это юр. лица/ИП, чья деятельность напрямую связана с предоставлением, транспортировкой и продажей конкретного коммунального ресурса.
К ресурсоснабжающим нужно отнести компании, отвечающие за:
- предоставление потребителям электрической энергии;
- подачу потребителям питьевой воды и ее отвод (канализацию);
- газоснабжение;
- предоставление тепловой энергии. Сюда же можно отнести и организации, предоставляющие твердое топливо.
Помимо этого, если речь идет о транспортировке или обслуживании того или иного ресурса, за это также отвечают РСО.
Дополнительно организации могут оказывать услуги следующего характера:
- по уничтожению грызунов (насекомых);
- по вывозу накопленного потребителями мусора (ТБО);
- по организации предоставления доступа к коллективным телеантеннам;
- по организации освещения придомовой территории многоквартирных домов.
Указанное говорит о том, что каждый коммунальный ресурс, в котором нуждаются граждане, транспортируется и поставляется РСО непосредственно к жилым домам и к каждой квартире.
Как сделать перерасчет ЖКХ, если я не живу в квартире?