Штрафы которые уплачиваются за нарушение бюджетного кодекса РФ это
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы которые уплачиваются за нарушение бюджетного кодекса РФ это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них
1. Что является нарушением бюджетного законодательства
Таким нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:
1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;
5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;
6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.
Исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:
1) нецелевое использование бюджетных средств;
2) неправомерное использование бюджетных средств;
3) неэффективное использование бюджетных средств;
4) принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);
5) нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);
6) невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);
7) нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ);
8) нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении (ст. 15.15.7 КоАП РФ).
1.1. Какие действия учреждения признаются неправомерным использованием бюджетных средств
К неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (Письмо Минфина России от 25.04.2017 N 02-09-08/24851).
Федеральное казначейство определяет неправомерное использование бюджетных средств как оплату денежных обязательств с нарушением (Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19.12.2017):
· бюджетного законодательства РФ и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных средств);
· законодательства РФ, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении бюджета по расходам;
· документов, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, и государственных (муниципальных) контрактов).
Неправомерным использованием бюджетных средств, исходя из практики контролирующих органов, признается:
· расходование средств субсидии на госзадание на цели, не связанные с выполнением государственного задания (Представление Счетной палаты РФ от 30.09.2016 N ПР 09-230/09-02);
· оплата невыполненных работ (неоказанных услуг) (Представление Счетной палаты РФ от 17.12.2015 N ПР 09-264/09-04);
· не перечисление в доход бюджета бюджетных средств, а использование на текущие расходы (Представление Счетной палаты РФ от 29.12.2014 N ПР 14-370/14-03);
Статьей 15.15.3 КоАП РФ (в редакции до внесения Федеральным законом № 118-ФЗ изменений)предусматривалась административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Вместе с тем в правоприменительной практике возникают разночтения при установлении фактов, влекущих административную ответственность, предусмотренную данной статьей, поскольку органы государственного (муниципального) финансового контроля рассматривают в качестве субъектов нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов только участников бюджетного процесса, которым предоставлены трансферты.
Федеральным законом № 118-ФЗпредусматривается дифференциация административной ответственности в отношении участников бюджетного процесса, предоставивших межбюджетные трансферты, и участников бюджетного процесса, получивших такие трансферты. Например, нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, правил (порядка, условий) их предоставления (расходования) повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно новой редакции ст. 15.15.4 КоАП РФ нарушение главным распорядителями (получателями) бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, государственным (муниципальным) учреждением или унитарным предприятием (в части переданных ему в установленной порядке полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности) порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка их предоставления, решения о подготовке и реализации или о предоставлении бюджетных инвестиций повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Также вносятся изменения в ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. В редакции, предусмотренной Федеральным законом № 118-ФЗ,нарушение главными распорядителями (получателями) бюджетных средств, предоставляющими субсидии на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий, решения об их предоставлении повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н. Главные распорядители средств бюджета утверждают данный порядок согласно законодательству РФ, в том числе с учетом указанных требований.
Исходя из п. 3, 6 названных требований составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в предусмотренном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем данного органа.
Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения. В смете дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы этого учреждения.
Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с законодательством, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).
Необходимо отметить, что на практике встречаются случаи привлечения должностных лиц казенных учреждений к административной ответственности по ст. 15.15.7 за непредставление в орган Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, в течение установленного срока. По нашему мнению, такие действия неправомерны.
Пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н (далее –Порядок № 98н), установлены сроки представления в органы Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702). Согласно данной норме названные сведения представляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания в течение шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора в целях постановки на учет указанного бюджетного обязательства.
При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства. Кроме того, ответственность за нарушение сроков представления указанных сведений Порядком № 98н не предусмотрена.
С учетом изложенного нарушение Порядка № 98н, в том числе непредставление получателем средств федерального бюджета – федеральным казенным учреждением в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания сведений об обязательстве в течение установленного п. 2.1 Порядка № 98н срока, не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств, ответственность за которые установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ.
С целью устранения данного факта изменения, внесенные Федеральным законом № 118-ФЗ в ст. 15.15.7 КоАП РФ, устанавливают административную ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.
Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
В статье 15.15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств. Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.
Однако в силу ст. 166.1 БК РФ доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств является бюджетным полномочием Федерального казначейства.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.
Кроме того, при осуществлении полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета Правительством РФ устанавливаются сроки завершения расчетов по неисполненным обязательствам отчетного года по государственным контрактам и сроки отзыва неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, доведенные получателям на оплату указанных контрактов. Но ответственность за нарушение указанных сроков законодательством РФ не установлена.
Поэтому Федеральным законом № 118-ФЗ предполагается установить в ст. 15.15.11 КоАП РФ административную ответственность за несвоевременное распределение (несвоевременный отзыв) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
Согласно новой редакции ст. 15.15.11 несвоевременное распределение (отзыв) или доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.
Исходя из положений ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Напомним, что порядок составления и направления представлений регламентируется:
-
для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля – положениями Бюджетного кодекса;
-
для органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля – положениями федеральных законов от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Действующая до внесения изменений редакция ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривала административную ответственность исключительно за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля. Согласно изменениям ч. 20 ст. 19.5 теперь распространяется и на случаи невыполнения предписаний иных, указанных выше органов.
Невыполнение учреждением выданного ему задания теперь является отдельным правонарушением (раньше аналогичные деяния квалифицировались по ст. 15.15.5 КоАП РФ). За данный проступок, совершенный впервые, предусмотрены довольно мягкие меры ответственности (предупреждение или штраф до 1 000 руб.), а вот санкции за повторное нарушение будут такими же, как по ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций тоже введено в КоАП РФ Федеральным законом № 118‑ФЗ – эта норма имеет отношение к тем автономным учреждениям, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Цель санкции, установленной п. 1 ст. 15.15.4 КоАП РФ, в том, чтобы заказчики не затягивали с началом реализации бюджетных инвестиций. По мнению законодателей, штрафы за подобные деяния нужны для усиления исполнительской дисциплины получателей бюджетных средств (в том числе бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, которым переданы полномочия госзаказчика).
Как и за невыполнение задания, ответственность здесь предусмотрена только для должностных лиц. Но штрафы за несоблюдение порядка осуществления бюджетных инвестиций выше, нежели те, что установлены за нарушение условий их предоставления (20 000 – 50 000 руб. вместо 10 000 – 30 000 руб.). Иными словами, наказание за затягивание сроков реализации бюджетных инвестиций будет строже, чем за проступки, совершенные в процессе их реализации.
В свою очередь, ответственность за несоблюдение условий предоставления бюджетных ассигнований (бюджетных инвестиций и субсидий) остались прежними. При этом действие норм ст. 15.15.5 КоАП РФ распространяется на все виды субсидий –на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, на иные цели, на выполнение задания (в части, не касающейся недостижения его показателей).
Процедура привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.4, 15.15.5 и 15.15.5‑1 КоАП РФ одинакова. Нарушения, как правило, обнаруживаются в ходе выездной проверки учреждения. Выявлять их и составлять соответствующие протоколы могут:
- должностные лица Федерального казначейства, в том числе руководители (их заместители) его территориальных органов (ст. 23.7, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);
- должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7.1, п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);
- должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные осуществлять муниципальный финансовый контроль (п. 7 ст. 28.3 КоАП РФ);
- инспектора Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
В то же время рассмотрение дел об административных правонарушениях по названным выше статьям отнесено к компетенции:
- Федерального казначейства и его территориальных органов (ст. 23.7 КоАП РФ);
- органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий) (ст. 23.7.1 КоАП РФ);
- судов – если дело о таком нарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ либо органа муниципального финансового контроля (п. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Памятка: Ответственность за нарушения бюджетного законодательства
Из всего сказанного следует, что в части использования средств, выделенных из бюджета, автономные учреждения подвергаются двум видам контроля – со стороны административных органов и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя. Яркий пример тому – случай невыполнения государственного (муниципального) задания. В отношении учреждения, допустившего подобный проступок, станут применяться два способа финансового воздействия: возврат остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением показателей задания (инициирует орган-учредитель), и административный штраф (выставляет контролирующий орган).
Аналогичным образом складывается ситуация и в отношении соблюдения условий предоставления субсидий. Как пояснил Минфин в Письме от 28.04.2016 № 02‑10‑06/24775, возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение штрафа на нарушителя указанных условий имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются. Необходимость возврата субсидий при нарушении условий их предоставления направлена прежде всего на стимулирование добросовестного исполнения получателями условий предоставления средств из бюджета и обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Обязанность вернуть субсидию нацелена на восстановление права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, и такая обязанность ответственностью не является. Ответственность же наступает на основании ст. 15.15.5 КоАП РФ – за противоправные действия (бездействие) виновного лица.
Рассмотрим в качестве примеров несколько судебных разбирательств, предметом которых стало наложение штрафа на должностных лиц автономного учреждения, а иногда и на само АУ.
Первый случай – привлечение к административной ответственности руководителя учреждения за невыполнение госзадания (нарушение, выявленное в 2015 году, квалифицировано по ст. 15.15.5 КоАП РФ). Должностное лицо было оштрафовано на 30 000 руб., не согласилось с решением административного органа и обратилось в суд. Однако суды трех инстанций посчитали наложенное наказание законным. Обстоятельства дела изложены в Постановлении ВС РФ от 13.02.2017 № 18‑АД17-2.
Учреждение получило госзадание на 2014 год, в которое в том числе была включена услуга по обеспечению специализированными продуктами детского питания детей первых шести месяцев жизни из малоимущих семей, а также установлены объемы оказания обозначенной услуги. В силу соглашения о предоставлении субсидии госзадание считалось выполненным, если фактический объем оказанных услуг составляет не менее 85 % планового. Вместе с тем в отчете о выполнении задания указывалось, что названная услуга предоставлена в объеме 11,3 %. Административный орган, выявив невыполнение госзадания в данной части, расценил это как нарушение условий предоставления субсидии (ст. 15.15.5 КоАП РФ).
Доводы должностного лица учреждения (выполнение задания в указанной части было поставлено в зависимость от внешних факторов) остались без внимания, поскольку судьи установили, что руководитель АУ, будучи осведомленным о неисполнении показателей задания по упомянутой услуге, в IV квартале 2014 года не обращался к учредителю для корректировки задания. То есть мер по предотвращению нарушения должностное лицо не приняло.
Второй пример – штрафы за нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций, наложенные и на должностное лицо, и на автономное учреждение (постановления Московского городского суда от 11.05.2017 № 4а-1652/2017 и № 4а-1653/2017). Суд поддержал решение административного органа: в силу ст. 15.15.4 КоАП РФ должностное лицо правомерно оштрафовано на 10 000 руб., а АУ – на 1 658 819,6 руб. (2 % суммы полученной бюджетной инвестиции). Выводы суда таковы. Автономное образовательное учреждение высшего образования неудовлетворительно осуществляло переданные учредителем полномочия государственного заказчика по строительству общежития, не соблюдая условия соглашения о передаче полномочий госзаказчика (в частности, не согласовывало свои действия с профильным департаментом органа-учредителя). Учреждение не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. А должностное лицо (заместитель проректора по экономике, хозяйству и строительству) ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, закрепленные в трудовом договоре и должностной инструкции.
Наконец, третий случай касается несоблюдения условий предоставления субсидий (а точнее, субсидии на иные цели). Штраф в размере 30 000 руб. тоже был выставлен должностному лицу – директору автономного учреждения культуры (см. Решение Московского городского суда от 30.11.2016 по делу № 7‑12751/2016). Директор учреждения принял решение оплатить подрядчику услуги до фактического исполнения договора в полном объеме, что стало нарушением одного из условий выделения целевой субсидии (соглашение о ее предоставлении предусматривало, что платежи по договору, производимые за счет данных средств, осуществляются по факту оказания услуг на основании акта их сдачи-приемки). Указанное деяние и образует состав административного правонарушения, установленного п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Какие выводы можно сделать после анализа действующих норм КоАП РФ и судебных решений?
1. Должностным лицам автономных учреждений следует четко соблюдать условия, на которых выдана субсидия (бюджетная инвестиция). В частности, внимание нужно обращать на сроки, в которые должны быть совершены те или иные действия (начало освоения средств, момент оплаты подрядчикам выполненных ими работ и пр.), указание точного наименования мероприятия во всех связанных с ним документах, необходимость согласования действий учреждения с органом-учредителем.
2. Невыполнение государственного (муниципального) задания теперь является отдельным правонарушением. Чтобы не попасть под штрафы по ст. 15.15.5‑1 КоАП РФ, работникам АУ необходимо на протяжении текущего года отслеживать объемы и качество предоставления услуг (выполнения работ), показатели по которым включены в задание. Если же возникли предпосылки для невыполнения установленных показателей, необходимо обратиться к учредителю с предложением внести изменения в задание на текущий год.
3. Возврат средств в объеме, эквивалентном выявленному нарушению, предусмотрен во всех случаях несоблюдения условий предоставления субсидий (как правило, данный пункт прописывается в соглашении о предоставлении той или иной субсидии). Это не считается двойным наказанием. А значит, при неблагоприятном развитии событий у автономного учреждения может возникнуть не только административная ответственность (штрафы выставят должностному и юридическому лицу), но и обязанность вернуть часть средств в бюджет надлежащего уровня.
Г. Зайцева, эксперт журнала
«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9, сентябрь, 2017 год.
Комментируемая статья посвящена нормативам, по которым и иные суммы принудительного изъятия зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ.
Необходимо учитывать, что положение абзаца третьего подпункта 6.1 пункта 1 статьи 46 БК РФ, устанавливающего, что штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, вступает в силу с 15.11.2015 (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 68-ФЗ).
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 БК РФ.
Судебная практика.
В Апелляционном определении Свердловского областного суда от 15.04.2014 по делу N 33-4927/2014 суд удовлетворил требования прокурора к обществу о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства, указав при этом, что по смыслу пункта 6 статьи 46 БК РФ данной специальной нормой права предусмотрено взыскание денежных сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в муниципальный бюджет.
В Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 16.01.2014 по делу N 33-229/2014 суд удовлетворил требования прокурора муниципального района о взыскании с гражданина в пользу муниципального образования суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде незаконной рубкой леса. Судом дано толкование о том, что норма, закрепленная в пункте 6 статьи 46 БК РФ, является специальной по отношению к норме подпункта 4 пункта 1 статьи 46 БК РФ, соответственно, при наличии конкуренции правовых норм имеет приоритет в применении.
Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них
1. К бюджетным правоотношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007), от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
2. Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)
1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.
2. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в статье 1 настоящего Кодекса, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств; (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007), от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости); (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
единства кассы. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», а также случаев, предусмотренных абзацами девятым, десятым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», а также случаев, предусмотренных частями восьмой — десятой статьи 62 настоящего Кодекса, — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
лицензионных сборов — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
таможенных пошлин и таможенных сборов — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))
Абзац десятый. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 62-ФЗ)
Штрафы за нарушения бюджетного законодательства.
1. Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения: (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
цена и дата закупки.
3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
2. Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
3. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
4. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
ГК РФ (часть I)
ТК РФ
НК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
Земельный кодекс
Жилищный кодекс
КоАП РФ
ГрК РФ
НК РФ (часть II)
ТК ЕАЕС
ГПК РФ
КАС РФ
УПК РФ
УК РФ
Семейный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Бюджетный кодекс
ТК ТС
Лесной кодекс
ГК РФ (часть IV)
ГК РФ (часть III)
АПК РФ
УИК РФ
Применение административных мер наказаний для нарушителей порядка распределения и расходования средств из бюджета направлено на:
- получение воспитательного эффекта;
- профилактику повторных случаев правонарушений;
- обеспечение правильности действий бюджетных распорядителей и получателей ресурсов;
- защиту интересов имущественного характера обеих сторон правоотношений.
По ст. 285.1 УК РФ при нецелевом расходовании выделенных бюджетом средств форма наказания зависит от суммы потраченных не по назначению денег:
- При расходе крупной суммы штраф назначается от 100 до 300 тыс. рублей. Альтернативные варианты – штраф в сумме заработка за 1 или 2 года, привлечение к принудительным работам в течение 1-2 лет, арест до 6 месяцев, дополненный лишением права претендовать на отдельные должности.
- При расходе особо крупной суммы штраф достигает размера 200-500 тыс. рублей, вместо него может быть назначена сумма, равная зарплате за период до 3 лет. Альтернативные варианты – принудительные работы на протяжении 5 лет или лишение свободы сроком до 5 лет.
СПРАВОЧНО! Крупный размер финансового нарушения — от 1,5 млн. рублей, особо крупный размер правонарушения – если размер ущерба достиг отметки 7,5 млн. рублей.
Аналогичные размеры штрафов предусматривает ст. 285.2 в отношении нецелевого расхода средств, выделяемых негосударственным внебюджетным фондам.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41
«О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017)
«О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфе
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 (ред. от 31.10.2017)
«О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство»
-
Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной с
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)
Бюджетный кодекс Российской Федерации
Для Граждан:
- Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
- Общайтесь с юристами в чате.
- Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
- Получайте полезный контент.
Для Юристов:
- Общайтесь с авторами вопросов в чате.
- Дополнительный заработок.
- Отвечайте на вопросы на форуме.
- Ведите собственную страницу.
- Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.
Перечень нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение мер принуждения, указанных в БК, не является исчерпывающим. Помимо Кодекса они могут содержаться в федеральных законах. Нарушение бюджетного законодательства является основанием для привлечения виновного к административной ответственности при наличии признаков административных правонарушений, содержащихся в ст. ст. 7.29, 15.14, 15.15, 15.16, 19.7 КоАП РФ. Нарушение бюджетного законодательства при наличии состава преступления является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. ст. 285.1, 285.2 УК.
Вместе с тем Кодекс поясняет, какие деяния вообще считаются нарушениями бюджетного законодательства — это неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка:
- составления проектов бюджетов;
- рассмотрения проектов бюджетов;
- утверждения бюджетов;
- исполнения бюджетов;
- контроля за исполнением бюджетов.
В БК отсутствует понятие бюджетного правонарушения. На наш взгляд, под бюджетным правонарушением для удобства правоприменения целесообразно было бы понимать только те деяния, которые описаны в самом БК РФ и которые не образуют составов административных правонарушений или преступлений. В то время как понятие «нарушение бюджетного законодательства» гораздо более широкое, охватывающее помимо бюджетных правонарушений и административные правонарушения, и преступления.
Перечень мер, названный в БК РФ, не является исчерпывающим (может изменяться), вот они:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- изъятие процентов (платы) за пользование бюджетными средствами;
- выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования;
- сокращение или прекращение форм финансовой помощи из соответствующего бюджета.
В БК РФ фактически нет «своего» штрафа: в каждой статье БК, описывающей тот или иной вид бюджетного правонарушения, в случае упоминания штрафа всегда делается ссылка на КоАП РФ.
Соответственно, размеры штрафов, взыскиваемых за бюджетные правонарушения, устанавливаются не БК РФ, а КоАП РФ. Кроме того, при наличии признаков преступления в совершенном бюджетном правонарушении, возможно применение таких уголовно-правовых санкций как штраф, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и лишение свободы.
Здесь, когда мы упоминаем КоАП или УК РФ, имеются в виду составы административных правонарушений и преступлений, названные в предыдущем параграфе.
1. Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета:
— списывают в бесспорном порядке суммы: а) бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек; б) процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; в) суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
— взыскивают в бесспорном порядке пени за: а) несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, б) просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, — в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
2. Министерство финансов РФ:
- вводит в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, блокировку расходов;
- отменяет блокировку расходов федерального бюджета;
- применяет иные санкции, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:
- принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
- выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств;
- привлекают к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов приостанавливают в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, в порядке, установленном
Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.
Нарушения бюджетного законодательства — это в соответствии с формулировкой БК РФ основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Перечень оснований не является исчерпывающим. Помимо Кодекса данный перечень может изменяться федеральными законами.
Особенности статей 289 — 306 БК, в которых описаны составы бюджетных правонарушений:
- эти статьи довольно часто отсылают правоприменителя к КоАП и УК РФ;
- в них никогда прямо не указывается субъект правонарушения.
Кроме того, в БК РФ не урегулированы такие традиционные для юридической ответственности институты, как «вина» и «обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность». Отсутствуют процессуальные нормы, регулирующие порядок привлечения к ответственности, за исключением статей 284 и 284.1, посвященных полномочиям различных органов в области применения мер принуждения.
Описание составов правонарушений в ряде случаев отсутствует, то есть диспозиция статьи повторяет ее заголовок, а затем следует санкция статьи. Учитывая это обстоятельство, далее мы не во всех случаях можем дать четкое описание объективной стороны нарушения бюджетного законодательства. В таких случаях названия правонарушений снабжены коротким комментарием.
1. Нецелевое использование бюджетных средств.
Выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения.
Условия указываются в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов. Они могут быть указаны в ином правовом основании получения бюджетных средств.
Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов установлена соответственно статьями 285.1 и 285.2 УК РФ.
2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата. Помимо этого предусмотрена административная ответственность получателя бюджетных средств за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ.
3. Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. Кроме того, ст. 15.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность получателя бюджетных средств за аналогичное правонарушение.
4. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
Предусмотрено три формы указанного бюджетного правонарушения:
- неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
- несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
5. Несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом.
Выражается в несоответствии сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом.
6. Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.
Выражается в финансировании расходов, не включенных в бюджетную роспись.
7. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов.
Ответственным лицом по данной категории нарушений является главный распорядитель бюджетных средств, потому что в соответствии с БК именно он распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
8. Предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.
Выражается в предоставлении бюджетных кредитов с нарушением порядка, установленного БК (см.: ст. ст. 93.2, 93.3 Кодекса).
9. Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка.
Выражается в предоставлении бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного БК (см.: ст. ст. 79, 80 Кодекса).
10. Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка.
Порядок предоставления государственных или муниципальных гарантий закреплен в ст. ст. 110.2, 115, 115.1, 115.2, 116, 117 БК РФ.
11. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка.
Прямое отношение к закупкам имеют ст. ст. 72, 73 БК РФ, а также Федеральные законы от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
12. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление.
Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допуска��тся, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства определяется в качестве обязанности субъекта, который нарушил бюджетное законодательство, претерпеть лишения властного характера со стороны государства, что отражается использованием санкций в его адрес.
Неисполнение (ненадлежащее исполнение) порядка формирования и рассмотрения проектов бюджетов, как и ненадлежащее утверждение бюджетов, исполнение и контроль исполнения бюджетов, которые устанавливает БК РФ, представляет собой нарушение бюджетного законодательства нашего государства. Подобные действия могут повлечь использование мер принуждения для нарушителей (ст. 281 Бюджетного Кодекса РФ).
В число оснований бюджетной ответственности в праве включено бюджетное правонарушение. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ предусмотрена статьей 283 БК РФ. Она включает список оснований, которые предполагают использование мер принуждения за нарушенное бюджетное законодательство. Это может быть неисполнение законов (решений) о бюджете; нецелевое применение средств бюджета; отказ перечислять бюджетные средства в адрес получателей этих средств; не в полной мере перечисленные бюджетные средства их получателям; несвоевременный перевод средств бюджета в адрес получателей; несвоевременное зачисление данных средств на счета получателей; несвоевременное предоставление сведений и отчетов, которые связаны с исполнением бюджета.
В соответствии с характером и степенью вреда для общества в адрес лиц, которые нарушили бюджетное законодательство, могут использоваться несколько мер (статья 282 БК РФ).
- Предупреждение, касающееся ненадлежащего исполнения бюджетного процесса, используемое в случае непредставления или несвоевременного представления одного из отчетов и прочих сведений, которые требуются для составления проекта бюджета, его исполнения и контроля; несвоевременного доведения уведомлений о бюджетном ассигновании и лимите обязательств до получателя бюджетных средств; несоответствия бюджетной росписи и расходов, которые утверждены бюджетом; отсутствия соответствия между уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимите обязательств бюджетной росписи; финансирования издержек сверх утвержденного лимита; предоставления бюджетного кредита с нарушением соответствующего порядка; предоставления гарантий со стороны государства или муниципалитета с нарушением установленного порядка; проведения закупок государством или муниципалитетом с нарушением установленного порядка; нарушения запрета на размещение средств бюджета на одном из банковских депозитов или их передачи в доверительное управление; несвоевременных платежей по подтвержденным обязательствам бюджета.
КоАП РФ отдельно рассматривает предупреждение как основное административное наказание.
- Блокировка расходов в качестве меры предусматривает невозможность применения выделенных бюджетных средств (используется на любой стадии исполнения бюджета).
Если взять во внимание постановление Правительства РФ, принятое в апреле 2004 года (№ 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации»), то Минфином России осуществляется блокирование расходов и отменяется блокировка расходов федерального бюджета, а также используются прочие санкции, которые предусмотрены бюджетным законодательством государства.
- Изъятие средств бюджета в качестве предупредительной меры. Она предусмотрена за нецелевое применение средств бюджета; несоблюдение обязательного зачисления бюджетных доходов; финансирование расхода, который превысил лимиты бюджетных обязательств; нарушенный запрет по размещению средств бюджета на банковском депозите (передачу средств в доверительное управление); предоставление инвестиций из бюджета с нарушением определенного порядка; предоставление кредитов бюджета с нарушением соответствующих условий; невозврат (несвоевременный возврат) средств бюджета, которые были получены на возвратной основе; отсутствие соответствия между уведомлениями о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.
- Приостановка операций на счетах кредитной организации. Эта мера состоит в том, что уполномоченный орган имеет право приостановить любую текущую операцию организации (учреждения), которая использует денежные средства из федерального бюджета.
- Взыскание штрафа, которое осуществляется по законодательству об административных правонарушениях. Мера состоит в том, что происходит взимание с лиц, которые допустили нарушение бюджетного законодательства, денежной суммы в качестве наказания за допущенные нарушения.
- Взыскание начисленных пени. В число мер принуждения, которые применяются в отношении нарушителей бюджетного законодательства, относится в этом случае правовая конструкция «взыскание начисленных пени».
Пеня в качестве меры принуждения используется в бюджетном праве в дополнение к основным мерам наказания. Ее могут применить за невозврат (несвоевременный возврат) средств бюджета, которые были получены на возвратной основе, несвоевременное перечисление или полное неперечисление процентов за использование бюджетных средств и др.
К другим мерам, которые рассматривает статья 282 БК РФ, относятся меры принуждения, которые предусматривает законодательство о бюджете.
В общем регулирование процесса привлечения к финансовой ответственности происходит на подзаконном уровне. В число нормативных актов входят приказы Минфина России.
Административная ответственность может наступать за соответствующие нарушения бюджетного законодательства, которые включают признаки одного из административных правонарушений.
КоАП РФ закрепляет несколько составов нарушений в бюджетном законодательстве: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; нарушенные сроки возврата средств, получение которых обусловлено возвратной основой; нарушенные сроки оплаты за использование бюджетных средств.
Функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере осуществляются Росфиннадзором, который занимается рассмотрением дел об административных правонарушениях. Это касается любых получателей средств федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов.
Иногда наступает уголовная ответственность, которая предусмотрена за определенные нарушения бюджетного законодательства. УК РФ призван устанавливать ответственность, наступающую за нецелевое применение средств из бюджета, внебюджетных фондов государства.
В число мер уголовной ответственности в этой сфере необходимо включить все нарушения бюджетного законодательства, которые включают признаки преступлений. Может быть наложен арест, штраф, лишение свободы определенных лиц, лишение права занимать определенную должность, вести соответствующую деятельность.
К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушения бюджетного законодательства. В бюджетном кодексе РФ предпринята попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства.
Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.
Бюджетный кодекс РФ содержит такое понятие, как нарушение бюджетного законодательства, под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В ст. 283 БК РФ дается подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения:
За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа;
- начисление пеней (ст. 282 БК РФ).
Правом применения указанных мер наделены федеральные органы исполнительной власти (ст. 284 БК РФ). В частности, руководители органов исполнительной власти и их территориальных органов имеют право:
- списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек;
- списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
- взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
- списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.
Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:
- принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
- выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- привлекают к административной ответственности.
О правовом основании внесения изменений в бюджетную смету казенного учреждения
ВЗЫСКАНИЯ, ШТРАФЫ | КБК |
---|---|
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 116, 118, п. 2 ст. 119, ст. 119.1, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, ст. 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1 НК РФ | 182 1 16 03010 01 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 129.2 НК РФ | 182 1 16 03020 02 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП РФ | 182 1 16 03030 01 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт | 182 1 16 06000 01 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций | 182 1 16 31000 01 6000 140 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также законодательства РФ и в области экспортного контроля | 182 1 16 05000 01 0000 140 |
Внесены изменения в ст. 15.15.6 КоАП РФ, регламентирующую санкции за нарушение порядка представления бюджетной отчетности.
До вступления в силу Закона № 118-ФЗ должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований несли административную ответственность в виде штрафа (в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.), если они не предоставляли, задерживали, фальсифицировали бюджетную отчетность или иные сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.
Согласно новым нормам аналогичные штрафы будут применяться также за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.
Статья 15.15.3 КоАП РФ в новой редакции состоит уже из трех частей, регламентирующих ответственность за нарушение не только условий, но и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
Разделена ответственность за нарушения, допущенные главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) и финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета.
В случае нарушения ГРБС порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов должностное лицо штрафуется в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалифицируется на срок от 1 года до 2 лет.
Аналогичное наказание грозит финансовому органу, главному распорядителю (распорядителю) или получателю средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, за нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов,
А если ГРБС нарушит порядок и (или) условия предоставления межбюджетных субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, то это грозит должностному лицу административным штрафом в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет.
Коррективы в ст. 15.15.4 КоАП РФ усиливают ответственность за нарушение ГРБС, получателем бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юрлицам, порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка предоставления бюджетных инвестиций либо неисполнение ими решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решения о предоставлении бюджетных инвестиций. Если до вступления в силу Закона № 118-ФЗ за данное нарушение должностное лицо могло быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 2 лет или оштрафовано на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб., то сейчас сумма штрафа выросла – минимальная – 20 тыс. руб., максимальная – 50 тыс. руб.
Причины изменений, внесенных в ст. 15.15.3 – 15.15.5 КоАП РФ, указаны в пояснительной записке к соответствующему законопроекту № 1112269-6. Сообщается, что порядок подготовки и осуществления капитальных вложений, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы предполагал исключительно дисциплинарную ответственность главных распорядителей за своевременность реализации инвестиционных проектов.
Одной из причин несвоевременности реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов капитального строительства (ОКС) являлось нарушение исполнительской дисциплины по обеспечению принятия нормативных правовых актов (решений) об осуществлении капвложений в объекты государственной собственности РФ, согласование которых с заинтересованными органами исполнительной власти продолжается в финансовом году, в течение которого должны производиться расходы, связанные с организацией строительства (реконструкции) ОКС.
Наряду с этим, сроки реализации инвестпроектов нарушались в результате позднего принятия получателями средств федерального бюджета обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных средств: заключение госконтрактов на проектирование и строительство, заключение соглашений о предоставлении субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.
В результате значительный объем расходов федерального бюджета с учетом длительности процедур определения подрядчиков проектных и строительных работ приходился на конец года, что приводило к образованию дебиторской задолженности по оплаченным авансам, а также к неиспользованию бюджетных ассигнований на осуществление капвложений и незавершению строительства.
За нарушение бюджетного законодательства также предусмотрена и уголовная ответственность, которая нашла свое отражение в двух статьях УК РФ:
- 1. нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
- 2. нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ).
Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер — сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1 млн. 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7 млн. 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.
Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.
Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.
Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости.
Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления — участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.
Ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов предусмотрено ст. 285.2 УК РФ.
Согласно БК РФ государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан: на социальное обеспечение по возрасту; на социальное обеспечение по болезни; в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; социальное обеспечение медицинской помощи. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ (ст. 147 БК РФ).
Основным объектом преступления при нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов являются интересы нормальной деятельности публичных управленческих аппаратов данных фондов. Однако, имея в виду цели деятельности государственных внебюджетных фондов и направления финансирования за счет принадлежащих им средств, правомерно считать, что нецелевое расходование этих средств нарушает и другие государственные и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств — использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Бюджетное финансирование носит строго целевой характер. Формами бюджетного финансирования могут быть дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств получателями бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Под получателями бюджетных средств понимается бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам; оплату товаров работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Следующей группой нарушений, которую целесообразно выделить при изучении оснований для применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства, являются нарушения зачисления и перечисления доходов бюджетов.
Субъектом таких нарушений является кредитная организация, выступающая в качестве налогового агента. В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Аналогично Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П было установлено, что обязанность юридического лица по уплате налога считается исполненной со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета налогоплательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет по учету доходов бюджета. Точно так же с момента списания со счета плательщика в бюджет иных (неналоговых) доходов бюджета они должны быть зачислены на единый счет по учету доходов бюджетов, открытый Федеральному казначейству для учета и распределения между бюджетами различных уровней.
Процедура зачисления и перечисления доходов бюджета распадается на два этапа, за первый из которых отвечает банк, в котором открыт счет плательщика дохода бюджета, а за второй — банк, в котором открыт счет по учету доходов бюджетов Федерального казначейства, т.е. Банк России. Банк — платежный агент — обязан своевременно перечислить списанный со счета плательщика доход бюджета в банк, в котором открыт счет по учету доходов бюджета (это, как правило, учреждение Банка России), а последний обязан своевременно зачислить поступившую сумму на счет по учету доходов бюджета.
Статья 304 БК РФ содержит санкции за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов. Нарушений по несвоевременности зачисления доходов бюджетов БК РФ не предусмотрено.
Еще одна группа нарушений бюджетного законодательства включает нарушения, связанные с предоставлением средств бюджетов на возвратной основе, т.е. с бюджетным кредитованием.
Нарушения возможны, во-первых, со стороны получателя кредита при его использовании и возврате и, во-вторых, со стороны государственных органов и должностных лиц, предоставляющих кредит.
БК РФ предусмотрены в качестве нарушений бюджетного законодательства невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ), и неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291 БК РФ).
При предоставлении бюджетных средств отношения сторон переходят границы бюджетного процесса, так как получатель кредита — это не участник бюджетных правоотношений (ст. ст. 6, 76, 77 БК РФ). Кроме того, отношения сторон при предоставлении бюджетного кредита оформляются путем заключения гражданско-правового договора. Видимо, по этой причине в списке оснований для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства в ст. 283 БК РФ невозврат кредитов и неперечисление платы за кредит отсутствуют.
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, являются одними из немногих видов нарушений бюджетного законодательства, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность.
К бюджетным средствам, полученным на возвратной основе, относится бюджетный кредит, полученный юридическим лицом (в том числе налоговый кредит, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств). При этом бюджетный кредит является единственной формой государственного финансирования. К другим формам относятся, например, субсидии. Получатели бюджетного кредита (процентного или беспроцентного) обязаны вернуть бюджетный кредит в установленные сроки.
В соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ нарушение получателем бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Согласно БК РФ санкции за невозврат либо несвоевременный возврат применяются только в отношении руководителя получателя бюджетных средств, в то время как КоАП РФ установлены санкции как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц.
Нарушение по несоблюдению сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами в соответствии со ст. 15.16 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Так же как и при невозврате кредитов, в соответствии с БК РФ административные санкции за неперечисление платы за пользование бюджетными средствами применяются только в отношении руководителя получателя бюджетных средств, в то время как КоАП РФ установлены санкции как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц.
Помимо административной санкции, за неперечисление платы за пользование бюджетными средствами применяется такая мера правовосстановительного (компенсационного) характера, как изъятие в бесспорном порядке самой платы за пользование бюджетными средствами.
В БК РФ не указано, к физическому или юридическому лицу применяются изъятие в бесспорном порядке процентов и взыскание пени, однако в существующей практике данные меры применяются к лицу, которое получило средства бюджета на возмездной основе.