Оформление муниципальной земли в собственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление муниципальной земли в собственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Земельный кодекс Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления дают следующее определение муниципальных земель – это земли, закрепленные на праве муниципальной собственности за определенным регионом страны и используемые исключительно для удовлетворения потребностей данного региона, в частности местных жителей (землевладельцев).

В России действует специальная система управления международного образца, применимая к данной категории земельного фонда. Принцип действия такой системы основан на делегировании гражданами конкретного региона права управления муниципальным земельным фондом избранным представителям. Именно поэтому полномочия на разрешение передачи муниципальных земель в собственность частным лицам принадлежат местной администрации.

Всем желающим получить в собственность свой земельный объект необходимо обратиться с заявлением установленного образца и приложенными документами в органы местного самоуправления. Обычная практика передачи муниципальных земель состоит в передаче земельных объектов по праву аренды. Однако, теперь земельное законодательство предоставляет возможность оформления земельного участка в собственность по преимущественному праву.

Порядок передачи муниципальных земель в собственность включает несколько способов оформления:

  • Бесплатно льготным категориям граждан;
  • Путем приватизации (передачи в собственность) земельного объекта;
  • На основании сделки купли-продажи, заключенной с местными органами самоуправления;
  • Путем приобретения участка земли на открытых торгах;
  • На основании решения суда (если администрация отказывает в передаче земельного объекта добросовестному арендатору).

Главными документами, на основании которых осуществляется передача земельного объекта являются межевой план и кадастровый план земельного участка.

При передаче земельного участка наследникам, если гражданин пользуется им на праве бессрочного владения, требуется продление договора аренды с гражданином, принимающим участок от своего родственника. Только после заключения нового договора и принятия участка в пользование появляется возможность обращения с заявлением о передаче объекта в собственность.

У земли не может не быть собственника, и в нашей стране таким собственником, чаще всего является государство и муниципалитет. Для такой земли, находящейся в аренде, Земельный Кодекс России, а также федеральные законы и акты предусматривают возможность быть оформленной в частную собственность с полными правами распоряжения и пользования (продать, передать в аренду, в подарок, передать по наследству) таким участком. Но для этого право собственности должно быть оформлено в соответствии с установленной законом процедурой.

Прежде чем вести речь об оформлении собственности, будущему владельцу, как минимум, неплохо знать те характеристики, которые являются основополагающими для земельного участка.

В соответствие с требованиями ЗКодекса России (учитывая все изменения и дополнения), можно выделить несколько этапов, которыми характеризуется оформление земельного участка муниципального значения в собственность.

Такими этапами определяют:

  • Установление границ участка

Если границы участка ещене определены, то первые ваши действия, логично, что начать оформление права на него стоит с установления его координат — именно так называется межевание.

Действия по межеванию входят в обязанности ЦЕУКИКЗ (центр единого учета, кадастра и картографии земли). Специалисты, которых вызывают заблаговременно (кадастровые инженеры), имеют право по оформлению соответствующей технической документации.

Проводятся подготовительные работы, устанавливается их стоимость, после происходит оформление технического проекта.

Далее необходимо уведомить всех заинтересованных лиц и вынести границы земли в натуре (установить так называемые межевые знаки) и составляют межевой план. Подписывается межевой акт — и сформированный пакет необходимых документов выдается заказчику.

  • Кадастровый учет

Учитывая, что разграничение государственной собственности на землю является одним из основных принципов Земельного кодекса Российской Федерации, нормативная правовая база по вопросам регулирования земельных отношений предусматривает проведение разграничения собственности на землю с тем, чтобы каждый земельный участок нашел своего публичного собственника (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Без проведения разграничения собственности на землю трудно создать механизм управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в соответствии с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. Та, существующая на сегодня обстановка, когда объектом недвижимости управляет и распоряжается один публичный собственник, а земельным участком, на котором этот объект недвижимости расположен – другой публичный собственник, создает неудобства как для органов государственной власти и местного самоуправления, так и для хозяйствующих субъектов.

Таким образом, развернувшийся с середины 2002 года процесс разграничения государственной собственности является по своей сути завершением раздела государственного имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, который начался в начале 90-х годов.

Основными целями разграничения государственной собственности на землю являются полное осуществление своих полномочий органами государственной власти и местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в сфере землепользования, и создание условий для хозяйствующих субъектов, позволяющих обеспечить целостность управления и распоряжения имущественным комплексом.

Основными критериями разграничения государственной собственности на землю являются:

  • необходимость в земельных участках публичных образований для реализации ими своих полномочий, установленных действующим законодательством;

  • наличие материальных и технических ресурсов у публичных образований, необходимых для управления и поддержания земельных участков в надлежащем состоянии.

В соответствии с вышеуказанными критериями, федеральным законом определено, что в собственность публичных образований могут быть отнесены земли и земельные участки.

При этом, земли могут быть зарегистрированы на праве собственности муниципальных образований в безусловном порядке, на основании федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации.

Право собственности муниципальных образований на земельные участки возникает на определенных условиях, и, как правило, определяется тем, в чьей собственности находятся объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке, или какому юридическому лицу предоставлен земельный участок.

Разграничение земель по уровням собственности необходимо рассматривать не как самоцель и конечный результат, а как начало большой и кропотливой работы по налаживанию эффективного управления муниципальной земельной собственностью.

Для муниципальных служащих, занимающихся вопросами формирования земельной собственности, наиболее важным является вопрос о порядке подачи документов и перечне документов, которые прилагаются к заявлению о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» было предусмотрено, что с заявлениями о кадастровом учете земельного участка вправе обратиться определенные законом лица (заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

С заявлениями о постановке на учет земельных участков вправе обратиться как собственники таких участков, так и любые другие уполномоченные лица. С заявлениями об учете изменений, об учете адресов правообладателей земельных участков вправе обратиться только собственники таких участков, а с заявлениями об учете изменений, об учете адресов правообладателей земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, — лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Заявителями об учете частей земельных участков имеют право выступить собственники этих участков или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие участки.

Заявление о кадастровом учете и необходимые для этого документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет земельного участка указанные заявление с документами могут быть представлены в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Подлинность подписи заявителя или его представителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, когда заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично. В случае представления заявления с документами в электронном виде оно должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или его представителя. Подлинность такой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.

При личном представлении заявления и необходимых для кадастрового учета документов орган кадастрового учета в этот же день выдает заявителю или его представителю расписку в получении таких документов с указанием их перечня и даты подачи. В случае почтового отправления заявления и документов расписка об их получении высылается органом кадастрового учета в течение рабочего дня, следующего за днем получения, по указанному в заявлении почтовому адресу с уведомлением о вручении. Что касается порядка подтверждения получения органом кадастрового учета представленных в форме электронных документов заявления и необходимых для кадастрового учета материалов, то он устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Все копии документов должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке. Следует заметить, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя дополнительные документы, не установленные законом.

При постановке на учет земельного участка вместе с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах основания для освобождения от уплаты указанной пошлины;

  • межевой план. Межевой план представляется вместо описания земельного участка. Форма межевого плана в настоящее время не утверждена. Предполагается, что она будет разработана на основе описания земельного участка, дополненного сведениями о согласовании границ смежными землепользователями и иной информацией. В настоящее время до вступления в силу приказа Минюста России «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» в соответствии с письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъектам Российской Федерации от 04.03.2008 № ВК/0878 для постановки на кадастровый учет принимается Описание земельного участка, оформленное в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденными приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 (Приложение 4).

При учете части земельного участка представляются:

  • межевой план;

  • копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой участок в пользу заявителя. Но если в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности заявителя на соответствующий земельный участок, то представлять копию указанного документа не требуется.

При учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка необх��димо представить его межевой план.

Проведение кадастровых работ, выполняемых за счет средств местного бюджета должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд». Этим законом предусматривается, что в зависимости от суммы контракта договоры могут заключаться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона;

  • путем проведения запросов котировок;

  • путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если стоимость работ не превышает сумму, установленную Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, в порядке, установленном пунктом 14 статьи 55 вышеназванного федерального закона. С 22 июля 2007 года в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 20.06.2007 № 1843-у эта сумма составляет 100 тыс. рублей.

Из практики рекомендуется осуществлять размещение заказа на проведение кадастровых работ путем проведения конкурсов, так как это позволяет заказчику выбрать наиболее квалифицированную подрядную организацию.

При подготовке конкурсной документации, особое внимание необходимо уделять контракту (приложение 5) и техническому заданию (приложение 6), так как они являются основными документами, определяющим состав и сроки проведения работ.

После заключения контрактов необходимо осуществлять регулярный контроль за ходом кадастровых работ. При представлении подрядчиком проекта границ земельных участком рекомендуется внимательно проверять представленные материалы, уделяя особое внимание следующим вопросам:

  • соответствие описания местоположения земельного участка на проекте границ земельного участка со свидетельством о регистрации права собственности на объект недвижимости и техническим паспортом;

  • соответствие границ сформированного земельного участка с данными, указанными в исходном кадастровом плане;

  • правильность указания разрешенного использования и категории земель.

После согласования описания границ земельного участка и утверждения проекта его границ подрядчик формирует землеустроительное дело, подготавливает описание границ земельного участка (до введения в действие межевого плана земельного участка), согласовывает описание у заказчика и представляет документы в земельно-кадастровую палату для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.

По итогам работы заказчику представляется кадастровый паспорт земельного участка и документы, определенные техническим заданием.

Как получить земельный участок почти бесплатно. Четыре реальных способа

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципальных образований на земельные участки определен вышеназванными федеральными нормативными правовыми актами и включает в себя:

  1. Заявление о государственной регистрации права. Если регистрация права собственности осуществляется на том основании, что на данном земельном участке находится объект недвижимости, зарегистрированный на праве собственности муниципального образования, в заявление необходимо указать номер регистрации данного объекта недвижимости (Приложения 7-9).

  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок:

    1. Копия акта органа государственной власти или местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания. Как правило, таким документом является распорядительный акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка на том или ином праве.

    2. Иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления, муниципальному унитарному предприятию, либо некоммерческой организации, созданной органами местного самоуправлении и их предшественниками. В качестве иных документов, регистраторы обычно требуют договор аренды земельного участка. Если договор аренды заключен на срок более одного года, он должен быть зарегистрирован.

  3. Кадастровый план (паспорт) земельного участка, разделы В1–В2 (как минимум). Если на регистрацию представляется кадастровый план земельного участка, в строке 17 «Цель предоставления выписки» должно быть указано «по запросу», либо «для государственной регистрации прав». Формой кадастрового паспорта земельного участка сведения о цели предоставления земельного участка не предусмотрено.

  4. В случае, если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу местного самоуправления, муниципальному унитарному предприятию, либо некоммерческой организации, созданной органами местного самоуправлении, предоставление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП. Например, если земельный участок предоставлен муниципальному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и данное право зарегистрировано регистрационной службой.

  5. Правоустанавливающие документы на объект недвижимости и кадастровый план (паспорт) земельного участка, подтверждающий нахождение данного объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, в случае, если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию. Как правило, таким документом является свидетельство о регистрации права собственности муниципального образования на объект недвижимости. Предоставление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.

  6. Документ об оплате государственной пошлины. Размер пошлины для государственной регистрации права муниципальной собственности на землю в настоящее время составляет 100 рублей.

  7. Документ, подтверждающий полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления, организации (как правило, доверенность).

  8. Документ, удостоверяющий личность представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления.

  9. Иные документы, в случаях, установленных федеральными законами. Например, для государственной регистрации права собственности муниципальных образований на земельные участки по основаниям, предусмотренным федеральными законами, кроме вышеуказанных документов предоставляется выписка из федерального закона, подтверждающего основания возникновения права собственности муниципального образования на земельный участок.

При получении документов о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, рекомендуется провести их проверку на предмет наличия технических ошибок в свидетельстве о регистрации.

Необходимо проверить соответствие данных в кадастровом плане (паспорте) земельного участка и в свидетельстве о регистрации права, в том числе: площадь земельного участка, единицы изменения площади земельного участка, разрешенное использование, местоположение земельного участка, категория земель.

В случае обнаружения технических ошибок необходимо обратиться в регистрационную службу об их исправлении.

Необходимо отметить, что однозначной позиции по вопросу необходимости подготовки ненормативного акта публичного органа власти о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность и регистрации права общей долевой собственности на земельные участки под многоквартирными домами нет. Даже судами принимаются различные решения по этому вопросу. Представляется, что законодатель должен сформулировать эту норму более четко или определить порядок реализации данной нормы на практике, применительно ко всем возможным случаям, однозначно разделив понятия юридического и фактического учета. Существуют две точки зрения по данному вопросу.

При проведении работ по определению границ земельных участков под многоквартирными домами рекомендуется руководствоваться:

  1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 № 105 (в ред. от 21.08.2000 № 615) «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений».

  2. Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».

  3. Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 19.07.2001 № 297 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах на территории Хабаровского края и Методических рекомендаций по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах на территории Хабаровского края».

Нормативные акты, указанные в п.2 и 3 были разработаны в соответствии с Федеральным законом от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», который в настоящее время утратил силу. Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит понятий «кондоминиум», «нормативного размер земельного участка» и особых положений о порядке определения границ земельных участков под многоквартирными домами. В соответствии с ч.1. ст. 36 Жилищного кодекса РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. С учетом этого и смены понятий в федеральном законодательстве, можно полагать, что и после вступления в силу Жилищного кодекса РФ границы земельного участка под многоквартирным домом должны определяться на основании ранее предусмотренного порядка определения границ.

Рекомендуется обратить внимание на следующее:

1. Установление границ землепользований производится с учетом генеральных планов поселений, документации по планировке территории и иной градостроительной документации.

2. Границы отведенных земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, не подлежат пересмотру. (п.2 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 № 105 (в ред. от 21.08.2000 № 615).

3. Нормативный размер земельного участка, передаваемого безвозмездно в общую долевую собственность определяется в зависимости от:

  • площади объектов недвижимости, находящихся на данном земельном участке;

  • территории, необходимой для обслуживания объектов недвижимости с учетом градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями, иных норм и правил;

  • наличия прав смежных собственников, землепользователей и землевладельцев.

4. Если фактическая площадь земельного участка меньше нормативной и увеличение площади за счет смежных земельных участков невозможно, в совместную долевую собственность передается фактически занимаемый земельный участок.

5. Приобретение земельного участка, превышающего площадь, определенную в соответствии с установленным порядком невозможно, поскольку Жилищный кодекс РФ этого не предусматривает, в отличие от ранее действовавшего законодательства (п.2.ст.11 закона № 72-ФЗ).

6. Территории общего пользования (проезды, детские площадки, массивы зеленых насаждений и т.п.) подлежат передаче в общую долевую собственность или в аренду при условии установлении соответствующих ограничений.

7. Финансирование работ по формированию земельных участков осуществляется за счет собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законодательством.

Необходимость установления ограничений в использовании земельных участков обусловлена требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими федеральными нормативными правовыми актами.

Ограничения (обременения) на земельные участки под многоквартирными домами устанавливаются исходя из:

  • фактической площади территорий общего пользования (проездов, детских площадок, придомовых массивов зеленых насаждений, физкультурных и хозяйственных площадок и т.п.);

  • ширины охранной (санитарно-защитной) зоны, установленной в соответствии с санитарными нормами и возможности беспрепятственного обслуживания этих объектов.

Если при формировании земельного участка возникает необходимость установления ограничений (обременений), в отношении объектов недвижимости возведенных после 01.03. 2005, для введения их необходимо соответствующее решение общего собрания собственников помещений, принятое двумя третями голосов.

К объектам, которые могут находиться в границах земельных участков под многоквартирными домами и которые требуют установление защитных зон, а соответственно и установление ограничений, относятся:

  • линии связи, радиотехнические объекты в том числе: воздушные, подземно-кабельные, радиорелейные линии связи, воздушные подземно-кабельные линии радиофикации, необслуживаемые усилительные и регенерационные пункты;

  • водопроводные сети и сооружения, в том числе: водопроводы, насосные станции;

  • тепловые сети;

  • электрические сети и сооружения, в том числе: трансформаторные пункты, воздушные, подземные кабельные электрические сети;

  • газовые сети и сооружения в том числе: газопроводы (наземные и подземные), газорегуляторные пункты и установки, резервуарные установки (наземные и подземные), газонаполнительные станции и пункты, групповые баллонные установки.

Границы охранных зон электрических сетей устанавливаются в соответствии с «Правилами охраны электрических сетей до 1000 вольт», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 11.09.72 № 667.

Согласно правилам для охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) устанавливаются охранные зоны в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекции крайних проводов на поверхность земли на 2 метра с каждой стороны. Для подземных кабельных линий охранная зона устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отходящими от крайних кабелей на 1 метр с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами – на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр, в сторону проезжей части улицы.

Границы охранных зон линий и сооружений связи устанавливаются в соответствии с «Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578.

Данным нормативным актом определено, что в населенных пунктах охранные зоны устанавливаются только для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи в виде участков земли, определенных замкнутой линией, отстоящей от цента установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы обвалования не менее чем на 3 метра и от контуров заземления не менее, чем на 2 метра.

Охранные зоны для подземных кабельных и наземных воздушных линий устанавливаются только вне границ населенных пунктов.

Охранные зоны систем газоснабжения определены:

  1. «Правилами охраны систем газоснабжения», утвержденными Минтопэнерго России 24.09.1993 и зарегистрированными Минюстом Росси 24.09.1992 № 93.

  2. СНиП П-89-80, СНиП П.07.01-86, СНиП 2.04.08-87, СНиП П -06-75. ( в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» носят рекомендательный характер).

  3. Правилами безопасности в газовом хозяйстве (ПБ 12-245-98), утвержденными Госгортехнадзором России от 30.11.98 № 71.

  4. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

Согласно вышеназванным документам для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:

а) вдоль трасс наружных газопроводов в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;

б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода – в идее территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров – с противоположной стороны;

в) вдоль трасс наружных газопроводов на вечно мерзлых грунтах независимо от материала труб — в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 10 метров с каждой стороны газопровода;

г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов — в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;

д) для прочих объектов газоснабжения — в виде участка земной поверхности, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 15 метров от границ объекта.

Границы охранных зон объектов водоснабжения определены СанПиНом 2.1.4. 1110-02 «О введение в действие санитарных правил и норм «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 № 10.

Оформление муниципальной земли в собственность

В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

На начальной стадии процесса оформления следует подготовить всю важную информацию по участку земли, уточнив категорию земли и разрешенную форму использования.

Данные действия осуществимы, при условии обращения в адрес территориального отделения Росреестра, с параллельной подачей заявления и оплатой государственной пошлины за услугу.

Если данный земельный участок поставлен на учет в Госкадастр, то получение сведений по статусу земли реально осуществить в режиме «онлайн» в рамках официального сайта Росреестра, располагая адресом объекта или его кадастровым номером. Для этого используется «Публичная кадастровая карта» или же сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Оформление права собственности по земельному участку представляется в двух формах:

  • На земельный участок под частным жилым домом или же иным зданием/объектом с незавершенным строительством, при условии отсутствия землеотводных документов по данному участку земли;
  • На участок земли, по которому уже есть в наличии первичные документы землеотводного характера (оформление при таких обстоятельствах проводится по упрощенной системе).

Сразу предупреждаю: Даже если собственники дома имеют право оформить участок бесплатно, часто они сталкиваются с различными трудностями. На моем практике 2 самые частые из них: 1) Не всегда получается найти правоустанавливающий документ на участок. 2) Администрация отказывает предоставить участок бесплатно и предложит его выкупить. Отказ не всегда правомерен, поэтому придется отстаивать свои права в суде. Но обо всем по порядку.

Как оформить земельный участок рядом с домом в Крыму?

У собственников дома должен быть на руках какой-либо документ на участок, который доказывает факт его образования и подтверждает право пользования. Это может быть: свидетельство/договор/государственный акт о предоставлении участка на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, договор на право застройки и т.п. Можно удостоверенную копию/дубликат документа.

Необязательно, чтобы участок по правоустанавливающему документу был выдан только на имя текущих собственников дома. Главное, найти этот документ.

Я расположил решения администрации по мере их популярности: 1) Администрация отказывает в бесплатном предоставлении участка и предлагает его выкупить. 2) Администрация отказывает в бесплатном предоставлении участка без права выкупа. 3) Администрация принимает положительное решение. В описании каждого решения я расписал что стоит делать дальше.

  1. Администрация отказывает в бесплатном предоставлении участка и предлагает его выкупить.

    В такой ситуации нужно разобраться — правомерен ли отказ. Довольно часто администрация интерпретирует закон по-своему, не учитывает судебную практику или просто не хочет видеть законные основания для бесплатного предоставления участка. Опишу самые распространенные случаи по таким отказам.

    Нет правоустанавливающего документа на участок. Администрация может посчитать, что если предоставление участка документально не никак подтверждено, собственники дома не имеют право получить его бесплатно. Собственники могут выкупать участок будут без проведения торгов, потому что имеют право преимущественной покупки — пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. Но есть п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ – собственник дома может оформить участок под домом бесплатно, которым фактически пользуется. Главное, чтобы дом был оформлен в собственность до 30 октября 2001 года.

    Дом был реконструирован. Тот же п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ — собственник дома получил его в наследство после 30 октября 2001 года, но наследодатель оформил дом в свою собственность дома до 30 октября 2001 года, наследник может оформить участок бесплатно.

    Бывает такое, что наследодатель реконструировал дом, тем самым увеличил его площадь. Но не успел или не захотел реконструкцию документально оформить. В итоге, после смерти наследодателя наследник получил дом в собственность с большей площадью.

    При таком случае администрация считает, что раз дом реконструирован, участок нельзя предоставлять бесплатно. Дом ведь изменился. Наследнику придется обращаться в суд и доказывать, что реконструкция дома была произведена до 30 октября 2001 года, но не была сразу документально оформлена. Это один и тот же объект, просто он был изменен.

    Часть дома выделена в натуре. Например, дом был оформлен в долевую собственность до 30 октября 2001 года. Но после этой даны один из собственников выделил в натуре часть дома и зарегистрировал право. В этом случае администрация считает, что раз право собственности на часть дома оформлена после 30 октября 2001 года, бесплатно выдавать участок нельзя. Но суды считают по-другому – право на выдел не ставится в зависимость от права бесплатного предоставления участка.

    Инструкция по обращению в суд описана ниже — перейти.

  2. Администрация отказывает в бесплатном предоставлении участка без права выкупа.

    Такие случаи расписаны в ст. 39.16 ЗК РФ. Чаще всего по трём причинам:

    • Участок находится в нескольких территориальных зонах.
    • Участок пересекают красные линии застройки.
    • Участок находится в территориальной зоне, в которой нельзя строить дома.

    Все эти ситуации бывают из-за того, что во время постройки дома и оформления его в собственность действовали одни законы, а сейчас другие – появились новые или ужесточились старые. Каждую ситуацию здесь нужно отдельно рассматривать. В общем, разбираться по отказу нужно индивидуально, обязательно с юристом.

  3. Администрация принимает положительное решение и составляет распоряжение о предварительном согласовании предоставления участка в собственность бесплатно.

    Это самый редкий случай, поэтому не буду сильно акцентировать на этом внимание. Напишу кратко что делать дальше:

    • Собственники дома забирают данное распоряжение, которое будет на диске и на бумаге. После проводят межевание участка. Данную услугу оказывают кадастровые инженеры. В итоге, на руки дадут межевой план участка в электронном виде на диске.
    • Собственники идут в МФЦ или Рег.палату, чтобы поставить участок на кадастровый учет. При себе нужно иметь правоподтверждающий документ на дом, паспорта и межевой план участка на диске. Распоряжение администрации подавать не нужно, вся информация по ней будет в межевом плане.

      Услуга бесплатна, срок – 7 рабочих дней. В конце дадут письменное уведомление о постановке участка на кадастровый учет. Участку будет присвоен кадастровый номер.

    • После постановки на учет нужно снова обращаться в администрацию и подать заявление о предоставлении участка в собственность бесплатно. При себе нужно иметь правоподтверждающий документ на дом, паспорта и прежнее распоряжение о предварительном согласовании.

      Администрация в течение месяца оформит распоряжение о бесплатном предоставлении участка, которые собственники дома должны подписать и забрать.

    • Осталось только зарегистрировать право собственности на участок по данному распоряжению – ссылка на инструкцию.

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.

Получить земельный участок в собственность можно после аренды. В данной ситуации граждан обладает первоочередным правом относительно продления соглашения об аренде и выкупа участка. Сотрудники исполнительных органов занимаются формированием списка собственников, которые владеют отдельной долей в местности. Это относится к наделам, которые не востребованы. Затем потребуется вывесить данный список по адресу, по которому располагается общий земельный надел. Кроме того, указанная информация подлежит отражению на официальном портале администрации муниципалитета. В законе установлен срок, на протяжении которого сведения должны находиться в общем доступе. Он равен 90 дням. По прошествии указанного периода потребуется созвать собрание граждан, которые являются владельцами остальных частей надела с/х назначения. На нем решается дальнейшая судьба такого участка.

ВАЖНО !!! Если на протяжении месячного срока с момента созыва собрания не появится гражданин, который обладает правомочиями собственности на долю, она переводится в число невостребованных. При этом, со дня публикации сведений должно пройти не более 4 месяцев.

Затем сотрудники уполномоченных органов муниципалитета обращаются в судебную инстанцию для того, чтобы перевести указанных надел в собственность конкретного образования. Перечень формируется при использовании оснований, что перечислены выше. В ходе оживания сбора владельцев, у каждого из них есть возможность написать заявление, в котором указать на свое желание стать собственником этой территории. Закон №101 указывает на то, если кто-то из граждан выступит с таким заявлением, то земля не может относится к числу невостребованных.

Оформление земли в собственность в 2021 году

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

В 2018 году вступил в силу ФЗ №218, гласящий «О государственной регистрации недвижимости» и внес определенные изменения в процедуру. Согласно его основным положениям, владельцы наделов обязаны зарегистрироваться в Государственном кадастре.

Если повременить с оформлением, потом подтвердить свое владение может уже не получиться. В любом случае, это точно будет дороже и сложнее.

Во время правления советской власти вся территория считалась государственной. Для избежания запустения ее передавали в пожизненное наследуемое владение или бессрочное пользование. Распоряжение, постановление муниципального органа или выписка из хозяйственной книги являются главными подтверждающими документами. Тем, у кого они есть, разрешается проходить регистрацию в упрощенном формате – по специальной амнистии. Она распространяется на те наделы, что выделялись до октября 2001 года включительно.

Если есть необходимая документация, пусть даже зарегистрированная много лет назад, государство соглашается с тем, что вы являетесь настоящим владельцем и разрешает пройти процедуру оформления в ускоренном порядке. Однако далеко не всегда удается урегулировать земельные споры быстро. В некоторых случаях людей ожидает серия многолетних судебных тяжб.

При удачном раскладе алгоритм получения недвижимости выглядит следующим образом:

  • Вы приходите в Росреестр (желательно выбирать отделения, относящиеся к вашему району).

  • Заполняете заявление, которое на месте выдает сотрудник.

  • Передаете пакет документов (список представлен выше).

  • Оплачиваете госпошлину.

После выполнения перечисленных действий остается дождаться, когда ваш запрос будет обработан и прийти за выпиской в указанный день.

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Не думайте, что Росреестр – единственный способ урегулировать вопрос. Вы также можете обратиться в Многофункциональный центр, однако предварительно придется дополнить имеющийся пакет документации декларациями на постройки, которые находятся на земельном наделе.

Что делать дальше:

  • Внесите госпошлину в кассе.

  • Заполните заявление, выданное сотрудником организации.

  • Получите справку-расписку.

Дождитесь, когда подтверждающее свидетельство будет готово, и придите за ним в назначенный день.

Когда на руках есть все подтверждающие справки и документы, зарегистрировать свое право на владение наделом не составляет труда. Однако так бывает далеко не всегда.

Дело в том, что после распада Советского Союза началась активная раздача паев в общее пользование. Но подобная практика была в новинку: раньше все угодья были национализированы, поэтому строгого порядка регистрации не существовало. Отголоски неорганизованности и непродуманности особенно слышны сегодня, когда многие владельцы сталкиваются с проблемами при оформлении по новым правилам учета.

Ниже вашему вниманию предлагается подборка инструкций, как поступать в нетипичных ситуациях. Например, когда отсутствует нужная документация или бывший владелец земли умер, а его родственникам предстоит отстаивать свое право на наследство.

В две тысячи первом в силу вступили поправки в земельное законодательство. Если покупка надела проходила раньше, а оформить документы собственника вы так и не успели, то прежде чем обращаться в Многофункциональный центр, придется подать заявление на создание кадастрового паспорта. Это можно сделать в отделении соответствующей службы – просто заполните бланк-заявку, оплатите госпошлину и услуги сотрудника.

Важно: процедуру разрешается проводить только на тех участках, где ранее уже было оформлено межевание.

Срок выпуска паспорта – десять рабочих дней. Однако в некоторых регионах это время может быть увеличено ввиду загруженности регистраторов.

В соответствии с новым Земельным законодательством граждане РФ вправе оформлять право собственности даже на те участки, что сданы (как срочно, так и бессрочно). А если территория выделялась еще в Советском Союзе и использовалась под жилищное строительство, все регистрационные процедуры можно провести на безвозмездной основе.

В каких случаях позволено воспользоваться преимуществом:

  • Если вы возвели дачный дом и стали его владельцем. Сюда же относят гаражи, бани и хозпостройки.

  • Когда строительство было введено в эксплуатацию.

  • При зачислении в члены садоводческого или огородческого кооператива.

До конца 2020 года данная процедура реализуется безвозмездно, поэтому следует поторопиться.

К категории льготников, имеющих право получить надел бесплатно, относятся:

  • ветераны и участники ВОВ.

  • лица, признанные инвалидами.

  • сироты.

  • семьи с тремя детьми и больше.

  • сотрудники внутренних дел со стажем от пятнадцати лет.

Молодые специалисты, связанные с сельским хозяйством, тоже могут претендовать на льготы.

B 2018 гoдy вcтyпaют в cилy pяд измeнeний, кoтopыe кacaютcя пpoцeдypы oфopмлeния зeмeльнoгo нaдeлa в coбcтвeннocть. Пo нoвым cтaндapтaм, влaдeльцы caдoвыx и дaчныx yчacткoм, кoтopыe пoлyчили cвoи нaдeлы в дoлгocpoчнoe или бeccpoчнoe пoльзoвaниe, дoлжны пpoйти peгиcтpaцию в Гocyдapcтвeннoм кaдacтpe. Чтoбы пoлyчить пpaвo coбcтвeннocти, нeoбxoдимo зaпpocить выпиcкy из EГPН. Пpaвилa пpoцeдypы и нopмaтивнaя бaзa пpeдcтaвлeны в 3aкoнe № 218-Ф3 «O гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции нeдвижимocти».

Apeндoвaннaя зeмля мoжeт быть пepeдaнa в чacтнyю coбcтвeннocть нa ocнoвaнии Ф3 № 178-Ф3 «O пpивaтизaции гocyдapcтвeннoгo и мyниципaльнoгo имyщecтвa» oт 21.12.2001 гoдa (c yчeтoм пoпpaвoк и дoпoлнeний 2017 гoдa). Пo зaкoнy, дoгoвop apeнды нe являeтcя пpeпятcтвиeм выкyпa зeмли.

Как бесплатно оформить земельный участок в собственность

Cтaндapтный cпиcoк дoкyмeнтoв включaeт:

🖍 зaявлeниe нa пoлyчeниe пpaвa coбcтвeннocти;

🖍 кaдacтpoвый пacпopт oбъeктa;

🖍 opигинaл и кoпия пacпopтa влaдeльцa;

🖍 дoкyмeнт, кoтopый пoдтвepждaeт фaкт пpиoбpeтeния зeмли.

B зaвиcимocти oт cпocoбa пoлyчeния нeдвижимocти, выдeляют нecкoлькo дoкyмeнтoв, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвo влaдeния yчacткoм:

🖍 дoгoвop кyпли-пpoдaжи;

🖍 cвидeтeльcтвo o вcтyплeнии в нacлeдcтвo;

🖍 aкт o пpивaтизaции;

🖍 дapcтвeннaя и дpyгиe.

  1. Oбpaтитecь в oтдeлeниe Pocpeecтpa вaшeгo paйoнa
  2. 3aпoлнитe зaявлeниe, кoтopoe вaм выдaдyт
  3. Пoдaйтe зaявлeниe вмecтe c нeoбxoдимыми дoкyмeнтaми
  4. Oплaтитe гocпoшлинy
  5. 3aбepитe выпиcкy в yкaзaнный coтpyдникoм дeнь

Пo зaкoнy y нacлeдникoв ecть 6 мecяцeв, чтoбы oфopмить пpaвo coбcтвeннocти нa зeмeльный yчacтoк. B пepвyю oчepeдь, нeoбxoдимo нaпиcaть зaявлeниe y нoтapиyca o пpинятии нacлeдcтвa. Пpиняв зaявлeниe, юpиcт выдacт cпиcoк дoкyмeнтoв, кoтopыe нyжнo coбpaть:

🖋 в кaдacтpoвoй пaлaтe — выпиcкy из зeмeльнoгo кaдacтpa, пacпopт yчacткa c yкaзaннoй pынoчнoй cтoимocтью, cпpaвкy пpo нeдвижимocть нa yчacткe, выпиcкy для вcтyплeниe в пpaвa нacлeдникa, дoкyмeнт фopмы EГPП №3 нa нacлeдoдaтeля;

🖋 в пacпopтнoм cтoлe — cпpaвкy c мecтa peгиcтpaции, дoкyмeнт, кoтopый пoдтвepждaeт cтeпeнь poдcтвa c нacлeдoдaтeлeм;

🖋 y нoтapиyca — зaвepeннoe зaвeщaниe.

Cпиcoк нecтaндapтныx cитyaций пpи нacлeдoвaнии и дoпoлнитeльныe дoкyмeнты, кoтopыe мoгyт пoнaдoбитьcя:

🖋 нacлeдoдaтeль пoлyчил зeмлю тaкжe в нacлeдcтвo — выпиcкa из нaлoгoвoй;

🖋 нeдвижимocть вxoдит в cocтaв дaчнoгo кooпepaтивa — ycтaв кooпepaтивa — дoкyмeнт из EГPЮЛ, кoтopый мoжнo пoлyчить тeppитopиaльнo в нaлoгoвoй;

Пocлe cбopa и пoдaчи пaкeтa дoкyмeнтoв нeoбxoдимo выждaть ycтaнoвлeнный пepиoд — 6 мecяцeв — и нaчaть гocpeгиcтpaцию пpaвa coбcтвeннocти. Пpoцeдypa пpoвoдитcя в oтдeлeнии Pocpeecтpa, cпиcoк дoкyмeнтoв нa гocpeгиcтpaцию включaeт:

🖋 пacпopт нacлeдникa;

🖋 cвидeтeльcтвo o cмepти нacлeдoдaтeля;

🖋 юpидичecки зaвepeннoe cвидeтeльcтвo o нacлeдoвaнии;

🖋 кaдacтpoвый пacпopт;

🖋 квитaнцию oб oплaтe гocпoшлины.

B 2001 гoдy были внeceны пoпpaвки в зeмeльнoe зaкoнoдaтeльcтвo. Ecли вы пpиoбpeли зeмлю paньшe и oднoвpeмeннo нe oфopмили cвoи пpaвa в кaчecтвe coбcтвeнникa, дo oбpaщeния в Pocpeecтp и MФЦ нeoбxoдимo пoлyчить кaдacтpoвый пacпopт. Для этoгo пoдaйтe зaявлeниe и oплaтитe ycлyги coтpyдникa кaдacтpoвoй cлyжбы. Пpoцeдypa дocтyпнa нa yчacткax c мeжeвaниeм. Пepиoд oфopмлeния пacпopтa — 10 paбoчиx днeй, нo в pядe peгиoнoв, из-зa зaгpyжeннocти peгиcтpaтopoв, cpoк oжидaния yвeличивaeтcя и oгoвapивaeтcя индивидyaльнo.

Meжeвaниe — фикcиpoвaниe гpaниц yчacткa нopмaтивнo-пpaвoвым aктoм. Пpoцeдypa иcключaeт cпopы c coceдями и нeoбxoдимa для peгиcтpaции пpaвa coбcтвeннocти нa зeмeльный yчacтoк. Ecли нa вaшeм yчacткe нe былo пpoвeдeнo мeжeвaниe, зaкaжитe ycлyгy в любoй кoмпaнии, кoтopaя выпoлняeт зeмлeycтpoитeльныe paбoты. Чтoбы cocтaвить мeжeвoй плaн, кoмпaния:

📌 coбepeт и пpoaнaлизиpyeт гeoдeзичecкиe дaнныe и кapты мecтнocти;

📌 cocтaвит плaн yчacткa;

📌 oтмeтит нa плaнe кoммyникaции и дpyгиe oбъeкты;

📌 oфopмит мeжeвoй плaн coглacнo ycтaнoвлeнным нopмaм.

Чтoбы зaвepшить пpoцeдypy мeжeвaния, пepeдaйтe в Кaдacтpoвyю пaлaтy плaн, кoпию пacпopтa, дoкyмeнт пoдтвepждaющий пpaвo влaдeния и oплaтитe ycлyгy пocтaнoвки нa yчeт.

Нa пpaктикe мeжeвaниe и пoлyчeниe кaдacтpoвoгo пacпopтa зaнимaeт oкoлo 6 мecяцeв.

ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

Ecли cвидeтeльcтвo кyпли-пpoдaжи, o вcтyплeнии в нacлeдcтвo, дapcтвeннaя или дpyгoй пpaвoycтaнaвливaющий дoкyмeнт был yтepян или oфopмлeн c oшибкaми, пepeд peгиcтpaциeй eгo нyжнo вoccтaнoвить. Плaн дeйcтвий зaвиcит oт cитyaции:

📌 opигинaлы дoкyмeнтoв yтepяны — oбpaтитьcя в Гocopгaны для пoлyчeния дyбликaтa;

📌 oшибки и нeтoчнocти в дoгoвope кyпли-пpoдaжи — cвязaтьcя c пpoдaвцoм и пepeзaключить cдeлкy, coблюдaя ycтaнoвлeнныe пpaвилa и зaкoны;

📌 зeмля oфopмлeнa в coбcтвeннocть пo ycтapeвшим пpaвилaм, из дoкyмeнтoв в нaличии тoлькo члeнcкaя книжкa — пoдaть иcк в cyд и yзaкoнить cдeлкy в cyдeбнoм пopядкe;

📌 yчacтoк пoлyчeн в coбcтвeннocть кaк чacть caдoвoдчecкoгo oбщecтвa — пpoвecти oбщyю пpивaтизaцию и выдeлить cвoю нeдвижимocть.

Baжнo! Пpи пoкyпкe зeмли пoлyчитe y пpoдaвцa cпpaвкy o тoм, чтo нa нeдвижимocти нeт oбpeмeнeния (тeppитopия нe являeтcя зaлoгoвым имyщecтвoм в кpeдитнoй cдeлкe). B пpoтивнoм cлyчae, ecли yчacтoк выcтyпaeт в кaчecтвe зaлoгa, cдeлкa бeз paзpeшeния зaлoгoдepжaтeля мoжeт быть пpизнaнa нeдeйcтвитeльнoй. Нeoбxoдимaя инфopмaция нaxoдитcя в cвoбoднoм дocтyпe в eдинoм peecтpe пpaв.

С вступлением в силу поправок в земельное законодательство применяются новые правила оформления участков, полученных до 30.10.2001 года в безвозмездном порядке. После этой даты бесплатно наделы выделяются только льготным категориям населения, для остальных получение в собственность осуществляется путем выкупа.

Доказать получение до указанной даты и оформить землю бесплатно можно следующими документами:

  • протоколом собрания членов товарищества о принятии гражданина в свой состав и выделения ему надела в пользование;
  • актом органа местного самоуправления о выделение садовому товариществу земли;
  • выполненный кадастровым инженером кадастровый паспорт.

Если нет перечисленных документов необходимо обратиться с исковым заявлением в суд по месту расположения участка и требованием обязать к предоставлению участка в собственность местную администрацию.

Подтвердить свои права на надел можно, доказав, что:

Предоставить земельные участки для ИЖС, садоводства и огородничества, ведения ЛПХ бесплатно, можно:

  • многодетным семьям (с тремя и более несовершеннолетними детьми) на условиях, определенных местными законодательными актами;
  • постоянно проживающим и работающим специалистам на муниципальной территории (в соответствии с утвержденным региональным списком должностей). К таким относятся педагоги, медики, работники культуры и сельского хозяйства, которым участок земли выделяется под ИЖС или ЛПХ в пользование. При условии использования его по назначению через 5 лет им предоставлена возможность оформить в собственность бесплатно;
  • инвалидам и семьям с ребенком-инвалидом. Федеральное законодательство позволяет этой категории получить надел под ИЖС или ЛПХ без торгов на льготных условиях. Региональные власти наделены правом предоставлять им участки бесплатно;
  • Героям СССР, России, Труда и кавалерам ордена Трудовой Славы.
  • иным категориям, установленные на уровне региональных законодательных актов.

Если на арендованном участке под ИЖС имеется в наличии жилой дом, то его владелец имеет право на упрощенную процедуру выкупа земли и без проведения торгов. Тогда нужно только подписать договор и заплатить указанную сумму.

Земли под строительство частных домовладений, как правило, выделяются муниципалитетом по договору аренды. Тогда оформить участок в собственность возможно только при окончании работ и согласовании готового строения с органом местного самоуправления. Для чего потребуется:

  • оформить и подписать акт о выполненных работах;
  • произвести кадастровые работы с проведением межевания, установлением границ участка и согласованием их с собственниками соседних наделов;
  • получить межевой план;
  • представить документы на землю и дом в местный орган власти.

В результате гражданин сможет оформить право собственность строение и земельный участок, обратившись в Росреестр или МФЦ.

Порядок оформления земли в муниципальную собственность осуществляется следующим образом:

  1. Исполнительные органы власти составляют список владельцев долей, которые могут считаться невостребованными;
  2. Список вывешивается по адресу нахождения общего земельного надела и на сайте городской администрации;
  3. Через 90 дней после опубликования списков созывается собрание владельцев долей сельскохозяйственного надела, чтобы решить судьбу невостребованных земель;
  4. На собрании принимается решение об использовании невостребованных долей;
  5. Если в течение 30-ти дней после созыва собрания, но не позднее, чем через 4 месяца после вывешивания списков, владельцы неиспользуемых долей не объявляются, городские власти признают такие доли невостребованными;
  6. Городские органы власти обращаются в суд с требованием перевести невостребованные доли в муниципальную собственность.

Список неиспользуемых земель составляется по основаниям, приведённым выше. Во время ожидания созыва собрания (90 дней) владельцы неиспользуемых земель могут обратиться с письменным заявлением о желании продолжить хозяйствование на своих долях.

Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона № 101, обращение владельцев долей с заявлением может стать основанием для исключения таких долей из списка невостребованных земель.

Собрание дольщиков инициируется земельным департаментом местного муниципалитета путём подачи извещения через средства массовой информации, включённые в региональный список СМИ для официальных объявлений.

На собрании избирается председатель, после чего происходит зачтение списка невостребованных долей, составленного администрацией города. Если на собрании присутствуют собственники долей, которые могут быть признаны неиспользуемыми, такие собственники могут подать председателю собрания письменное заявление о желании оставить доли во владении.

Вместе с заявлением владельцы должны предъявить следующие документы:

  • Выписка из единого реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на долю;
  • Кадастровый документ;
  • Гражданский паспорт;
  • Нотариальная доверенность (при действии через представителя).

Как правило, присутствия владельцев невостребованных долей на собрании достаточно, чтобы принадлежащие им доли были исключены из списка невостребованных земель, за исключением случаев, когда участки были использованы с нарушениями правил природопользования, приводящими к обеднению почвы.

После рассмотрения заявлений собрание дольщиков принимает одно из следующих решений:

  1. Признать все земли из списка востребованными;
  2. Утвердить список неиспользуемых долей;
  3. Утвердить список неиспользуемых долей частично.

Решение принимается простым большинством голосов. В первом и во втором случае копия протокола собрания направляется в земельный департамент местной администрации, который инициирует обращение в судебные органы.

Суд признаёт невостребованные земли муниципальной собственностью по итогам рассмотрения протокола собрания дольщиков и заявлений собственников невостребованных земель.

Участвовать в судебных прениях или оспорить принятое решение суда могут не только собственники долей, но и их наследники по закону или по завещанию.

Оформляем в собственность земельный участок под частным или дачным домом

Желающим приобрести муниципальный или государственный земельный участок, следует знать в какие органы обращаться, если она государственная – в администрацию. Принадлежит местным общинам – в органы местного самоуправления, расположена в Крыму – совет министров Крыма.

Для начала, нужно написать заявление на покупку земли. Чтобы оно было правильным, следует прописать в нем точный адрес участка, для каких целей он покупается, площадь и размеры. Обязательно указать, что с оплатой аванса согласен.

Также необходимо провести кадастровые работы и поставить земельный участок на кадастровый учет. Желательно заранее проверить в органах Росреестра к какой категории земель относится интересующий надел, можно ли ее изменить при необходимости.

В газетах и сети интернет: на сайтах муниципального района, на общероссийской торговой площадке — не меньше, чем за месяц до проведения торгов, появляется объявление об аукционе.

Это мероприятие позволяет приобрести земельные участки гораздо дешевле, чем на рынке. Однако, если надел без кадастрового номера, торги не состоятся, так как продаваемый участок должен быть полностью готов к использованию.

Заявки на участие прекращают принимать за 5 дней до аукциона, отказаться от его проведения можно за 15 дней. Организатор должен разместить информацию там же, где и давал объявление о его проведении, а также лично проинформировать участников об отмене мероприятия в течение 3-х дней.

Существует три вида:

  • закрытые;
  • открытые;
  • электронные (новый формат, набирающий все большую популярность).

Для РФ наиболее приемлемыми являются открытые, когда любой желающий может их посетить. В этом случае, на них привлекаются: пресса, строительные компании, градостроительные и архитектурные организации. Если мероприятие организовывается другой организацией, присутствие на нем наблюдателя из муниципалитета обязательно.

После названия лота и его характеристик начинаются торги. Обычно окончательная стоимость на 1-2% выше первоначально объявленной цены.

Аукционист (человек ведущий торги) – смотрит, кто из участников согласен предложить большую цену, и оглашает ее всем остальным. Если после трехкратного повторения сумма остается такой же, значит участок считается проданным. Владельцем становится тот, кто предложит последнюю, наибольшую цену.

Однако формат может быть и другим. В рамках закона, организаторы торгов могут вносить различные изменения в процесс аукциона на землю. Точную информацию о правилах проведения обычно узнают из информационных бюллетеней.

По многочисленным свидетельствам лиц чьи документы оформлялись через МФЦ и в отделениях Росреестра, заявленный срок регистрации соблюдается. Напрямую оформление занимает до семи рабочих дней, через МФЦ – на пару суток дольше. Учитывая объём информации, который приходится перепроверять, такие темпы можно считать приемлемыми.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *