Налог на валютные операции 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на валютные операции 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
- операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
- операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
- операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
- при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
- при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
-
Образовательная лицензия для ИП
233 0
Описанный выше обзор НЕ МОЖЕТ и НЕ ДОЛЖЕН рассматриваться как окончательное руководство к действию, т.к., окончательный вывод о правомерности каждой отдельно взятой ситуации может быть сделан ТОЛЬКО после комплексного изучения всех условий этой ситуации и имеющихся документов.
Толкования применимых норм, содержащихся в Письмах /Ответах /Разъяснениях ФНС РФ являются только МНЕНИЕМ этого органа и НЕ являются законом (источником права). Это означает, что суд в случае обжалования решения налогового органа, вынесенного в том числе с учетом таких разъяснений ФНС РФ, может отменить такое решение, истолковав нормы закона (в частности 173 ФЗ) иначе.
При этом, на практике налоговые органы активно руководствуются письмами ФНС РФ, суды первой и апелляционной инстанций чаще всего поддерживают позицию нижестоящих инстанций, а в ВС РФ имеется практика отмены/ изменения таких решений.
В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.
Эти меры включают:
- поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
- освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
- увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
- внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.
Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.
Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.
При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.
Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.
Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.
Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.
- первый сценарий
Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.
- второй сценарий
Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.
Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.
Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.
В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:
- начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
- с 1 января 2021 года – не более 30%;
- далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.
Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.
В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.
Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.
Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма
Экспорт
Импорт или кредитование
до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации свыше 6 млн руб. контракт для регистрации Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб. от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб. более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб. При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Ответ: если выполняется одновременно 2 условия:
1) договор заключен с нерезидентом
2) сумма денежных обязательств по договору не определена либо равна или больше 4000 БВ на дату заключения договора
Основание: п. 3 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Ответ: сумма договора в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли курсу, установленному Нацбанком на дату заключения договора.
Основание: п. 4 Инструкции от 12.02.2021 N 37
Ответ: «старые» договоры регистрировать нужно по общим правилам, действующим для новых валютных договоров. Т.е. необходимо смотреть, какое из вышеописанных событий наступит раньше — тогда и регистрировать. Например, по старому договору пришла оплата — срок регистрации 7 рабочих дней с даты оплаты; отгрузили/получили товар — зарегистрировать договор нужно до даты отгрузки (получения) товара.
Ответ: согласно пунктам 11 Инструкции 37 — нужно. В пункте 13 Инструкции 37 перечислено, по каким операциям нужно представлять информацию, причем не позднее 15го числа каждого месяца следующие сведения:
«13. Резидент по зарегистрированному валютному договору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца представляет в личном кабинете резидента следующую информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц:
Перевел деньги с иностранного кошелька – отчитайся!
Ответ: датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:
- Проект изменений в Налоговый кодекс: ИП не смогут работать на УСН 09.09.2021
- Расчет наличной валютой между резидентом и нерезидентом 03.09.2021
- Налог на доходы иностранных организаций по процентам по займам 02.09.2021
- Регулирование цен на строительные материалы 31.08.2021
- Налог на прибыль и зарплата сотрудников, работающих дистанционно за границей 31.08.2021
- Постановление МАРТ 55: регулируемые цены и тарифы 31.08.2021
- Новости законодательства 2021 (июнь-август) 21.08.2021
- ПВТ — о месте реализации услуг (площадки App Store, Google Play) 20.08.2021
- Материальная помощь на оздоровление к отпуску 20.08.2021
- Подоходный налог со страховых выплат по договорам добровольного страхования 04.08.2021
Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.
Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.
Иностранная валюта — это имущество (ст. 141 ГК РФ). На этом настаивает и Минфин (см., например, письмо от 20.02.2015 № 03-04-06/8370). А при продаже любого имущества физлица должны платить налог на доходы и самостоятельно отчитываться о полученной прибыли (ст. 228 НК РФ). Отчет подается по форме 3-НДФЛ в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным. Например, если продали валюту в 2020 году, то отчитаться нужно до 30.04.2021.
Куда и как правильно отчитаться, смотрите в разделе «Как отчитаться в налоговую».
А если сделка оказалась убыточной и дохода не было? Отчитаться все равно придется. В этом случае в 3-НДФЛ следует указать сумму дохода и сумму расхода. При этом налогооблагаемой базы для НДФЛ не будет, поэтому налог перечислять не нужно. Если же декларацию не сдать вовремя, налоговики начислят штраф.
Налоговый агент по НДФЛ — это организация или ИП, которые при выплате дохода физлицу обязаны удержать сумму налога и перечислить ее в бюджет, а по итогам года отчитаться о полученном физлицом доходе и уплаченном НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Чаще всего в качестве агента на бирже выступает брокер.
Но при осуществлении обменных операций с валютой брокер не является налоговым агентом. Об этом говорит Минфин в письме от 02.10.2014 № 03-04-06-49524. Соответственно, физлицу нужно отчитаться и заплатить налог самостоятельно.
Если брокерский счет открыт на иностранной площадке, брокер также не является налоговым агентом.
При подсчете НДФЛ, который нужно заплатить в бюджет, физлицо, оно же инвестор, вправе заявить налоговые вычеты. Какие именно, рассмотрим в следующем разделе.
Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2021 году
Артеменко В. И. в начале 2020 года купил 10 000 долларов на бирже по цене 65 руб. То есть вложил 650 000 руб. В 2024 году он выведет эти же 10 000 долларов, допустим, по цене 76 руб., то есть 760 000 руб. Сумма дохода составит 110 000 руб. Платить налог не нужно, так как с момента покупки до вывода средств пройдет более трех лет.
Возьмем те же условия примера, но предположим, что с момента покупки валюты прошло менее трех лет, т. е. продажа состоится, например, в 2021 году. Платить и декларировать налог в этом случае придется. Артеменко вправе заявить имущественный вычет по НДФЛ. Рассмотрим, какой из вычетов выгоднее использовать:
- При применении вычета в сумме 250 000 руб. сумма налога составит: (760 000 – 250 000) × 13% = 66 300 руб.
- При применении вычета в сумме затрат, связанных с покупкой валюты, налог составит: (760 000 – 650 000) × 13% = 14 300 руб.
ВНИМАНИЕ! В сумму затрат можно включить и другие расходы, связанные с покупкой валюты, например комиссию брокера.
Как видно из примера, вычет в размере расходов на покупку валюты применять в данном случае выгоднее.
В 2020 году Виктор Н. купил 1 000 долларов по цене 74 руб. (т. е. вложил 74 000 руб.), а продал в том же году за 75 руб. (т. е. сумма сделки составила 75 000 руб.) Срок владения — менее трех лет. Налога к уплате не будет, так как Виктор Н. заявил имущественный вычет в размере 250 000 руб. Но декларацию 3-НДФЛ за 2020 год подать все же придется.
Возьмем для расчета базовые условия примера #3. В 2020 году Виктор Н. продал автомобиль за 300 000 руб. При расчете налога вся сумма дохода, полученного за год, суммируется. То есть величина дохода составит 375 000 руб. (300 000 + 75 000). Виктор Н. вправе заявить имущественный вычет в размере 250 000 руб. В этом случае сумма налога составит: (375 000 – 250 000) × 13% = 16 250 руб.
Если же у Виктора Н. сохранились документы, подтверждающие покупку автомобиля, он сможет заявить вычет в сумме затрат на покупку валюты и на покупку автомобиля. Предположим, Виктор Н. купил автомобиль за 250 000 руб.; расходы на покупку валюты составили 74 000 руб. Тогда сумма налога к уплате составит: (300 000 + 75 000 – 250 000 – 74 000) × 13% = 6 630 руб.
Как видим, наличие подтверждающих документов на покупку автомобиля и валюты позволяет физлицу существенно снизить сумму НДФЛ к уплате (6 630 руб. вместо 16 250 руб.).
Игнат Р. в течение нескольких месяцев 2020 года покупал и продавал валюту:
Покупка
Продажа
Доход/убыток
1 000 долларов по 76 руб.
1 000 долларов по 74 руб.
–2 000 руб.
5 000 долларов по 77 руб.
5 000 долларов по 79 руб.
10 000 руб.
10 000 долларов по 78 руб.
10 000 долларов по 80 руб.
20 000 руб.
Итого: 1 241 000 руб.
1 269 000 руб.
28 000 руб.
Сумма дохода составила 28 000 руб. Игнат Р. заявил вычет в сумме затрат на приобретение валюты — 1 241 000 руб. Величина налога к уплате составила 3 640 руб. ((1 000 × 76 + 5 000 × 79 + 10 000 × 80 – 1000 × 74 + 5 000 × 77 – 10 0000 × 78) × 13% или (1 269 000 – 1 241 000) × 13%).
Не стоит путать имущественные вычеты при продаже валюты и вычеты при операциях с валютой на индивидуальном инвестиционном счете (далее — ИИС). Рассмотрим виды вычетов на ИИС и порядок расчета налога на валюту на бирже.
Валютный контроль 2021: что нужно знать
19.01.2021
Уважаемые клиенты!
Отменены льготы по купонным доходам, как по корпоративным облигациям, так и по гособлигациям….
1. Отменены льготы по купонным доходам, как по корпоративным облигациям, так и по гособлигациям. В 2021эти виды доходов будут полностью облагаться НДФЛ. Льготных купонов больше не будет (Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ).
Купонный доход по облигациям и дисконт, который фактически получен в 2021 году, будет полностью обложены НДФЛ. Причём независимо от того, что сами ценные бумаги могли быть приобретены ранее 2021 года. Главное, что факт выплаты дохода зафиксирован в 2021 году.
Доходы от погашения купона эмитентом включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.
Купонный доход по ОФЗ
до 2021
c 1 января 2021
0 %
13 % для резидентов РФ
30 % для нерезидентовКупонный доход и доход от погашения по корпоративным облигациям, выпущенные после 1 января 2017
до 2021
c 1 января 2021
0 % — если купон не превышает ключевую ставку больше, чем на 5%;
С 1 января 2021 весь купон
облагается налогом 13 %:35 % — налог на часть купона, которая превышает льготный лимит, если доходность купона больше ключевой ставки ЦБ РФ на 5 %.
13 % для резидентов РФ;
30 % для нерезидентов.0 % — на доход от погашения (дисконта) для облигаций, выпущенных с 1 января 2017 года.
С 1 января 2021 доход от погашения
(дисконта) облагается налогом 13 %:
13 % для резидентов РФ;
30 % для нерезидентов.Налог по корпоративным облигациям, выпущенным до 1 января 2017, не изменился — 13 % по купонам и доходам от погашения.
Пример:
Облигация российской компании номиналом 10000 руб. куплена по цене 101%, плюс был уплачен НКД 50 руб.
Затраты = 10 000 / 100 * 101 + 50 = 10 150 руб. Далее был выплачен купон размером 1000 руб.Через месяц облигация была продана по цене 105%, плюс при продаже был получен НКД 500 руб.
Доход = 10 000/100 * 105 + 500 = 11 000 руб.
Фактически от сделки купли-продажи получена следующая прибыль: 11 000 — 10 150 + 1000 = 1850 руб.
Налог, который подлежит удержанию, составляет 241 руб. (1850 * 13%)
2. Новая прогрессивная ставка налога – 15%
Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ (О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПРЕВЫШАЮЩИХ 5 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ЗА НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД) утверждено, что с 2021 года будет применяться повышенная ставка НДФЛ к доходам, которые суммарно превышают 5 млн руб. за налоговый период — календарный год.
Так, доходы налоговых резидентов РФ до 5 млн руб. в год будут облагаться налогом, как и прежде, по ставке 13%, а всё, что сверх данного рубежа, — по ставке 15%. Облагаться налогом по повышенной ставке будет только сумма, превышающая 5 млн руб.
Для граждан, которые являются налоговыми нерезидентами РФ, в том числе и для инвесторов-нерезидентов, останется ставка НДФЛ 30%.
Виды дохода
Ставка НДФЛ устанавливается не только в зависимости от величины дохода, но и от его вида. Согласно закону, в 2021–2022 г. установлен переходный период: налоговый агент при исчислении налога применяет прогрессивную налоговую ставку в 15% к каждой налоговой базе отдельно, хотя и вводится такое понятие как «совокупность налоговых баз».
Для налоговых резидентов РФ к ним относятся:
- дивиденды (ст. 275 НК РФ);
- доходы в виде выигрышей, полученные участниками азартных игр и участниками лотерей;
- доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (ст. 214.1 НК РФ);
- доходы по операциям репо, объектом которых являются ценные бумаги (ст. 214.3 НК РФ);
- доходы по операциям займа ценными бумагами (ст. 214.4 НК РФ);
- доходы, полученные участниками инвестиционного товарищества;
- доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемыми на ИИС (ст. 214.9 НК РФ);
- доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
- основная налогооблагаемая база.
Банк России разъяснил:
— является ли дипломатический паспорт документом, удостоверяющим личность, при совершении валютных операций;
— суммируются ли нарастающим итогом операции в рамках одной сделки с недвижимостью на сумму более 3 млн руб.;
— относятся ли к контролируемым операции с деньгами в рамках договора долевого участия на сумму более 3 млн руб.;
— рассматривать ли операцию по снятию/зачислению наличных денег на сумму более 600 тыс. руб. по счетам предпринимателей как операцию, подлежащую обязательному контролю.
С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).
С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.
Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.
На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.
С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.
Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).
Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.
С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.
Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.
Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Покупка валюты на бирже физическим лицом — налогообложение
SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.
SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.
К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.
SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.
^К началу страницы
Правила представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по зарубежным счетам (вкладам) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 (далее – Правила).
По всем счетам (вкладам), открытым в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется один отчет ., в составе которого:
- в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства, — количество листов № 2 и 3 отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов);
- в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются иные финансовые активы, — количество листов № 2, 4* и 5 отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов);
- в случае представления информации по счетам (вкладам), на которых учитываются денежные средства и иные финансовые активы, — количество листов № 2 – 5** отчета соответствует количеству таких счетов (вкладов).
Количество записей на листах № 3 и 4 отчета должно соответствовать количеству валют счета (вклада) либо количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов.
Количество листов № 6 отчета должно соответствовать количеству валют стоимостного выражения учитываемых финансовых активов.
*В листе № 4 отчета по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, указывается стоимостное выражение таких финансовых активов на начало и конец отчетного периода, а также стоимостное выражение таких финансовых активов, зачисленных и списанных на счет (вклад), со счета (клада в отчетом периоде в денежном эквиваленте в валюте финансового актива или валюте счета (вклада), по данным банка или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
**В листе № 5 отчета по счету (вкладу), на котором учитываются иные финансовые активы, указываются все виды иных финансовых активов, стоимостное выражение которых указано в листе (листах) № 4 отчета.
^К началу страницы
К валютным относятся операции, установленные п. 9 ч. 1 ст. 1 № 173-ФЗ от 10.12.2003.
По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Закон допускает проведение расчетов при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках в случаях, установленных частями 2 — 4 статьи 14 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.
Случаи, когда резидент вправе переводить и зачислять средства на свои счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлены ст. 12 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003.
Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляются во всех случаях без ограничений (Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У).
Будущее налогов на валютные операции На фоне сильных скачков стоимости рубля и ажиотажа среди населения на покупку и продажу валюты, правительство сильнее заинтересовалось механизмом уплаты налога при валютных операциях. На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину дополнительно проработать вопрос налогообложения продажи иностранной валюты, поскольку администрирование валютного налога сложно проводить. Среди причин подобного интереса было отмечено, что мера позволит снизить давление на рубль в кризисные моменты. Минфин же, в свою очередь, разъяснил, что «исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода». И граждане, обязаны самостоятельно следить за собственными налоговыми обязательствами.
НК РФ устанавливает: то, что является имуществом, следует определять по нормам ГК РФ;
- ст. 141 ГК РФ, в свою очередь, определяет: в том, что следует отнести к имуществу, выраженному валютными ценностями, надо руководствоваться нормами законодательства о валютном регулировании;
- и, наконец, п. 1 ст. 1 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ причисляет валюту к имуществу.
Таким образом, пройдя всю логическую цепочку, устанавливаем: операции физлиц по продаже валюты с выгодой должны облагаться НДФЛ. Следовательно, продавая валюту, физлицо приобретает обязанность отчитаться о такой продаже в ФНС и уплатить налог в случае получения дохода от операции. Данные выводы неоднократно подтверждал в своих письмах Минфин. В качестве примера укажем письмо от 20.02.2015 № 03-04-06/8370. Еще об этом читайте: «Введут ли налог на валютные операции?».
Важно
На фоне этого стали возникать предположения о том, что правительство собирается ввести налог на обмен валюты. Но глава Минфина Антон Силуанов опроверг эти слухи. «Никаких налогов на валютно-обменные операции граждан никто не собирался и вводить не будет, — заявил Силуанов. — Речь идет о том, что компании, которые работают на валютном рынке, на Forex, и имеют доходы от валютно-обменных операций, они эти доходы просто учитывают в составе общих доходов от работы компаний. На граждан никаких дополнительных налогов никто никогда не предполагал вводить и не будет».
Напомним, что практика налога на обмен валюты существовала в России с 1997 по 2003 год. Тогда работала комиссия в размере 1% с покупаемой суммы. Но от этой меры отказались, поскольку она не принесла ожидаемых поступлений в бюджет.
Тут действуют правила спекулятивной торговли: сначала на личные средства приобретается одна валюта, затем происходит обратная операция. Министерство финансов приравнивает получение прибыли на рынке «Форекс» к другим сделкам по продаже имущества. Соответственно, на него действуют те же правила, что и на обычные операции с недвижимостью или валютой.
Меру эту ввели только в 2021 году, так как большое количество граждан в связи с кризисом стало пытаться заработать на колебаниях курсов или успеть продать доллары по максимальной цене. Всего физические лица чаще всего преследовали три цели:
- накопление денег;
- получение спекулятивного дохода (если операции проводятся на биржах, например, «Форекс»);
- конвертирование средств для покупок на иностранных сайтах или при выезде за границу.
В условиях кризиса все чаще стали проводиться сделки, преследующие вторую цель – получение дохода, именно поэтому государственными органами было принято решение приравнять продажи валюты к реализации других видов имущества.
Внимание
НК РФ, где рассматриваются особенности определения налоговой базы при получении материальной выгоды, доходы, полученные физическим лицом при приобретении (продаже) иностранной валюты по курсу ниже (выше) официального, не упоминаются. В письме Минфина России от 24.12.2012 № 03-04-06/4-361 финансовое ведомство разъяснило, что курсовая разница, образующаяся вследствие отклонения валютного курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, носит характер материальной выгоды, но в перечень случаев, когда она облагается налогом на доходы, не входит (ст. 212 НК РФ)». Сначала – докажи Получается, если не прописать в декларации информацию о доходе от валютных операций, есть риск того, что придется заплатить штраф за неуплату налога? Не совсем.
Практическое применение «валютного» НДФЛ в 2016–2017 Несмотря на солидное теоретическое обоснование, на практике данная норма не работает. Во всяком случае, пока. Причин тому несколько:
- Нет конкретного понятного «простым резидентам» порядка учета валютообменных доходов при расчете облагаемой базы по НДФЛ. Вместе с тем большинство граждан не являются экспертами в НК РФ, чтобы правильно посчитать базу и налог по общим нормам (даже если им известно про необходимость считать налог при продаже валюты).
- У органов ФНС нет инструментов контроля за деятельностью граждан по купле-продаже валюты. В подавляющем большинстве случаев, если гражданин сам не пришел в ИФНС с декларацией, куда включен доход от валютных обменов, — то налоговикам узнать об этом неоткуда.
- С точки зрения применения НК РФ и приведенных выше заключений тоже остаются вопросы. Например, в ст.
Похожие записи: