Аспирантура магистратура бакалавриат разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аспирантура магистратура бакалавриат разница». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Бакалавриат сам по себе является системой предоставления студенту полноценного высшего образования. Поступить на бакалавриат можно имея за плечами общее среднее образование либо среднее профессиональное.
Срок обучения стандартен – это четыре года, за период которых студенту предоставляется возможность получить общую фундаментальную базу знаний и навыков.
В качестве подведения итогов обучения на данном уровне студенты осуществляют защиту своей работы, позволяющей подтвердить полученный уровень знаний, после чего им выдают диплом соответствующего образца, в котором оговорена одна из квалификаций – прикладного бакалавра либо академического бакалавра.
Получение такого документа предоставляет возможность трудоустроиться по полученной профессии, либо далее обучаться в магистратуре.
Специалитет. Он в чем-то подобен бакалавриату, но его программа дает студенту больше практических навыков при ведении профессиональной деятельности. На специалитет также поступают, имея среднее профобразование либо среднее общее, вот только срок его получения более длительный – не четыре, а пять лет.
Окончив обучение, выпускник получит на руки диплом специалиста с квалификационной отметкой и указанием отрасли деятельности, например, «юрист – «правоохранительная деятельность» или экономист «экономическая безопасность».
На этом уровне существует несколько видов подготовки кадров, один из них аспирантура.
Аспирантура – это вид подготовки специалистов, которые впоследствии будут заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и преподаванием в высших учебных заведениях страны. В аспирантуре имеют возможность учиться специалисты и магистры, тут все зависит от выбранного направления деятельности, поскольку не все специальности имеют магистратуру и выпускники специалитета могут сразу поступать в аспирантуру.
Кроме практической деятельности аспирантам дают знания необходимые для ведения исследовательской и научной деятельности, педагогической деятельности. Аспирант сам осуществляет выбор желаемого направления, ищет интересующую его тему для написания диссертационной работы. Обучение в аспирантуре довольно длительное, как правило, до трех лет, а в заочной форме обучение – до четырех.
В дипломе будет проставлена отметка квалификационного уровня «преподаватель-исследователь» либо просто «Исследователь». Выпускник получает соответствующую научную степень – кандидата наук. Эта степень позволит ему впоследствии получить степень доктора наук, при условии создания определенных работ и проведения научной деятельности необходимого уровня.
Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.
Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.
Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год.
Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.
Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.
Уровни российского высшего образования
Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».
В специалитете учатся 5 лет, на некоторых направлениях – до 5,5 года. На заочных и очно-заочных отделениях срок обучения увеличивается на один год, но примерно половина программ только очные.
Порядок поступления в специалитет такой же, как и в бакалавриат: на базе 11 классов или СПО (среднего профобразования) + школьный аттестат. Вступительные экзамены – ЕГЭ и (или) внутренние испытания вузов. При поступлении в вузы конкурс в бакалавриат и специалитет проходит раздельно.
Следующий после бакалавриата уровень образования. Магистратура нужна, чтобы углубить полученные в бакалавриате знания по выбранному направлению, дополнить их практическими навыками и подготовить студентов к научной работе. Поэтому все специальности бакалавриата «дублируются» в магистратуре – их коды совпадают, за исключением шифра, обозначающего уровень образования. Например, в бакалавриате есть направление «Картография и геоинформатика» 05.03.03. В магистратуре ему соответствует одноименное, но с кодом 05.04.03 (вторая группа цифр – это указание на уровень высшего образования, в этом конкретном случае – магистратуру).
Учиться в магистратуре 2 года, на очно-заочных и заочных программах (их немного, и они есть не на всех направлениях) – на 3–6 месяцев дольше. Выпускники получают диплом с квалификацией «магистр».
В магистратуру поступают по экзаменам, которые вузы проводят сами. Есть университеты, которые заменяют тестирование по предметам, изученным в бакалавриате, конкурсом портфолио.
Поступить в магистратуру можно с высшим образованием любого уровня – после бакалавриата, специалитета или даже аспирантуры, если вдруг после занятий наукой захочется радикально изменить направление деятельности. При этом только для бакалавров, впервые поступающих на программу более высокого уровня, учеба будет бесплатной. Выпускники специалитета и аспиранты могут учиться в магистратуре платно. Но есть одно исключение – для тех, кто получил университетский диплом до 2010 года. До этого времени в документах об образовании им присваивали квалификацию «дипломированный специалист». Именно так сформулированная запись дает право претендовать на бесплатную учебу в магистратуре после специалитета или аспирантуры.
Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».
Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- образования;
- педагогической деятельности;
- практики;
- научно-исследовательской работы.
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
Исключение составили два ведущих вуза страны: МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. Они могут разрабатывать собственные образовательные программы, поскольку им изначально был присвоен особый статус научно-образовательных центров.
По принятии образовательных стандартов нового поколения система высшего образования была разделена на три ступени:
Специалитет являлся основной формой образования высшего уровня в РФ до сентября 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему, подписав соответствующую декларацию. Хотя форма специалитета успешно применяется некоторыми вузами страны до сих пор. Поступление на специалитет осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Обучение продолжается 5 лет (очная форма) или 6 лет (заочная форма). Выпускник дальше может поступить как в магистратуру (только на платной основе), так и сразу в аспирантуру. Эта форма образования считается достаточно престижной в России, но за рубежом найти работу с дипломом специалиста будет проблематично, поскольку там подобная форма не практикуется.
Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:
- магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
- магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
- магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
- в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
- по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.
Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.
Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности.
Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.
- Магистратура необходима тем обучающимся, которые хотят в дальнейшем получить более престижную работу, благодаря прохождению еще одной образовательной ступени. Однако в жизни такая схема работает преимущественно только в самых крупных российских городах. Чаще всего работодатель проверяет только наличие диплома, а не количество пройденных ступеней, особенно в тех направлениях, где нехватка кадров ощутима сильнее всего. Но жизнь не стоит на месте, все больше и больше становится молодых, успешных руководителей, которые требуют той же успешности, активности и глубокого знания профессии от своих работников. Поэтому магистратура приобретает все большую значимость;
- магистратура может полностью изменить всю жизнь человека. Если студент, получил статус бакалавра по одной специальности, понял вдруг, что она ему неинтересна, он может сдать экзамены в магистратуру по совершенно другому направлению;
- те, кто хочет связать дальнейшую жизнь с образованием и преподавательской деятельностью, обязательно должны получить диплом магистра. Только это позволит им преподавать в колледжах и техникумах.
Обучение в магистратуре может быть как платным, так и бесплатным. В последнее время наблюдается тенденция сокращения бюджетных мест в магистратуре для выпускников бакалавриата. Платное обучения стоит гораздо дороже, нежели обучение на первой ступени высшего образования. В связи с этим желающих переходить на вторую ступень не так уж и много.
Магистратура приобретает статус второго высшего образования только для тех, кто уже имеет статус специалиста или магистра. Если же поступление в магистратуру осуществляется после окончания бакалавриата, то она не рассматривается как второе высшее образование.
Магистратура – та форма обучения, над поступлением в которую нужно хорошо подумать и оценить свои силы. Кроме того, не стоит слишком радикально менять свою специальность, полученную ранее, поскольку обучение на этой ступени подразумевает наличие глубоких знаний по выбранной специальности.
Аспирантура – это такая ступень обучения, при которой невозможно не посещать занятия, прогуливать лекции. Целью окончания аспирантуры является написание кандидатской диссертации, над которой необходимо основательно потрудиться. Это целое проведенное исследование (или комплекс исследований), которое проводится практически самостоятельно, затем анализируется и становится основой для данной научной работы.
Аспирантура представляет собой форму подготовки преподавательских и научных кадров. Аспирантура может быть учреждена как в высшем учебном заведении, так и при научно-исследовательском институте.
Зачисление в аспирантуру происходит на конкурсной основе: претендентам на обучение необходимо успешно сдать вступительные экзамены. По окончании обучения аспирант получает диплом с присвоением квалификации, а после защиты диссертации ему присуждается ученая степень «кандидат наук».
В аспирантуру поступают после магистратуры, а защитившийся аспирант получает возможность:
- заниматься преподавательской работой;
- посвятить себя исследовательской деятельности;
- претендовать на дальнейшее обучение в докторантуре и получение высшей ученой степени доктора наук.
В процессе обучения аспирант должен самостоятельно написать диссертацию, подготовить и опубликовать несколько научных статей и сдать кандидатский минимум. Решение о присуждении ученой степени выносится диссертационным советом и Высшей аттестационной комиссией. Если аспирант закончит обучение без защиты диссертационной работы, то он получит только диплом о сдаче кандидатских экзаменов.
Студенты, успешно окончившие обучение в вузе и планирующие связать свою жизнь с наукой, часто задумываются о поступлении в аспирантуру. Поступать в аспирантуру могут лица, прошедшие обучение по программе специалитета или магистратуры.
Прием осуществляется на основании экзаменов, а обучение длится не менее 3 лет на очной форме и не менее 4 лет – на заочной. На вступительных экзаменах оценивается уровень компетенций будущего аспиранта, а также учитываются и другие его достижения (участие в научных конференциях, качество опубликованных статей, наличие изобретений).
История магистратуры в России берет свое начало в XVIII веке. За три столетия менялись не только структура, статус, но и был период, когда её вовсе закрывали. С 2011 года, после введения двухуровневой системы высшего образования, магистратура является второй и заключительной ступенью вузовского образования. Аспирантура – относительно новое явление. В нашей стране она появилась в 1925 году и стала первым этапом подготовки научно-педагогических кадров. С 2013 года аспирантуру считают третьим уровнем высшего образования, но уже послевузовским.
Чтобы не запутаться в понятиях, применяемых в образовательной иерархии, обратимся к словообразованию, где суффиксы -ант и -ент означают незаконченное действие:
-
абитуриент – поступающий в ВУЗ;
-
студент – обучающийся в высшей школе;
-
магистрант – студент магистратуры;
-
аспирант – слушатель аспирантуры.
Иными словами, все те, кто находится в процессе.
Учащиеся, освоившие программу обучения, написавшие и защитившие дипломную работу или диссертацию, получают квалификацию:
-
бакалавра;
-
специалиста;
-
магистра.
Это дипломированные специалисты, имеющие профессиональное образование и готовые к трудовой деятельности по своей специальности.
Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:
- те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
- те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
- те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.
Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.
Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.
Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.
Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.
Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.
Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.
Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.
Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.
Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).
Чем отличается магистратура аспирантура и бакалавриат
Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.
Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.
Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.
Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:
- Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
- Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.
Диплом бакалавра включает лишь общее направление.
Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.
Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:
- Программа современного специалитета.
- Программа магистратуры.
Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.
Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.
Аспирант после защиты диссертации может получить не только профессиональное образование, но и степень доцента, кандидата наук и звание доктора в разных сферах. В педагогической практике аспиранты после защиты квалификационной работы могут стать профессорами на кафедрах ВУЗа. Магистр имеет схожие преимущества:
- Выпускник также получает углублённые знания в области профильного образования.
- Магистр становится на шаг «умнее» и разборчивее в своей области изучения предмета.
- Магистратура ставит перед собой задачу дать практические навыки для студентов разных профилей – для специалистов и бакалавриата.
- Магистр также может работать педагогом в ВУЗе, но только в качестве старшего преподавателя или ассистента.
Учёба в аспирантуре длится не 2 года. В первые 3-5 лет студенты изучают минимум, который необходим для овладения степенью специализации в зависимости от формы и специальности по направлению профиля.
Оставшиеся 2-3 года аспирант занимается исследовательской деятельностью. Дополнительно он сдаёт кандидатские минимумы каждый год, а это – английский язык, философия и история.
Предметы могут отличаться, всё зависит от профиля студента.
Также участники образовательного процесса должны проходить ежегодную аттестацию по философии и предмету специальности. Эти отличия и есть между магистратурой и аспирантурой. Магистр не сдаёт никаких профилей, лишь сдаёт сессии и пишет магистерскую, которая не отличается от диплома бакалавра.
Чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры. Квалификация бакалавра получается за 4 года, котируется как высшая профессиональная подготовка, сопровождается дипломом государственного образца, дает право осваивать параллельно несколько специальностей.
Бакалавриат предполагает получение профиля — уровня подготовки, который выходит за рамки специализации. Поэтому будущий бакалавр может параллельно осваивать смежные специальности в рамках выбранного профиля. Плюс он котируется в международной системе.
Специалитет — классическая программа обучения, занимает 5−5,5 лет, предполагает освоение узкой выбранной специальности. Престиж такой подготовки распространяется на работодателей России, стран СНГ, но не на Европу, США, Канаду, Азию. Диплом специалиста за рубежом надо подтверждать. Россиянам он дает право поступать сразу в аспирантуру, бакалавру надо сначала стать магистром.
Параллельное освоение смежных специальностей не доступно. По окончании курса специалист выбирает между магистром, аспирантом и работой. Магистратура для него является уже вторым образованием.
Что лучше: специалитет, бакалавриат или магистратура?
Как отличаются специалитет с магистратурой и что это бакалавру дает? Магистр — второй уровень профессиональной подготовки, предполагает теоретическую базу и научно-исследовательскую практику. Обучение:
- длится от 2 лет;
- заканчивается защитой магистерской диссертации;
- степень магистра котируется, понятна работодателям РФ, Европы, США.
Часто магистрами становятся для получения более высокой должности или преодоления «карьерного потолка» — она дает право занимать руководящие должности.
Теперь вы знаете, что выше магистратура или специалитет. Другое дело, что студент бакалавриата остается свободным в выборе модели подготовки.
- Классическая (привычная) тактика — окончание бакалавриата (4 года) плюс 1−1,5 года специалитета. Всего занимает 5−6 лет. Дает преимущества на отечественном трудовом рынке, но для зарубежного нанимателя имеет значение только диплом бакалавра.
- Новая система — бакалавриат + магистратура — двухуровневая профильная подготовка, определяющая более высокое качество держателя диплома магистра. Длится 6−7 лет, дает преимущества при трудоустройстве.
Ключевой плюс специалиста — «узость» квалификации: человек получает знания по максимуму по выбранной специальности. Он может продолжать обучение — поступить на аспирантуру, если ему интересна научная/педагогическая деятельность. Для некоторых отечественных работодателей (хотя болонская система действует 20 лет, стереотип полностью себя не изжил) степень специалиста более привлекательна и авторитетна.
Чем отличается бакалавриат от специалитета? Основным отличием данных форм является длительность обучения. Также довольно важным аспектом является аспирантура. Бакалавриат не подразумевает возможностей поступления туда, в отличие от специалитета. Немаловажным фактором для тех, кто смотрит на более широкие перспективы, является распространение за рубежом.
Средний срок обучения — 4 года. Однако в некоторых вузах (а иногда в конкретных случаях – например, после получения младшего специалиста) длительность может быть изменена в меньшую или большую сторону.
После окончания имеется возможность поступления в магистратуру. Однако можно и сразу устраиваться на работу в заведения, требующие высшего образования. Бакалавр при желании способен защитить кандидатскую.
Но это довольно трудно сделать без прохождения аспирантуры. В нее берут по окончании магистратуры.
Аспирантура и бакалавриат в чем разница
Магистратура – это система по выпуску профессионалов высокого уровня в ВУЗах. При прохождении подготовки студенты должны проработать по методикам и программам обучения, также имеют возможность выбрать дисциплины из области специализации для более углубленного изучения их.
Рекомендуем прочесть: Фз о въезде и выезде иностранных граждан
Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.
Система высшего образования в большинстве европейских стран в соответствии с Болонским процессом имеет два уровня подготовки специалистов, осваивающих обязательные образовательные программы.
Первый уровень подготовки – бакалаврат. Диплом бакалавра дает право продолжить образование по общим программам второго уровня и получить квалификацию специалиста. По специальным программам вузы готовят магистров.
Аспирантура является следующей образовательной ступенью.
Магистратура – система подготовки профессионалов высокого уровня в высших учебных заведениях, работающих по обязательным программам обучения студентов с правом выбора общего направления образования и углубленного изучения отдельных дисциплин по специальности.
Магистратура является второй ступенью высшего образования, куда реально поступить только после окончания базовой ступени. Таким образом, вопрос о том, что сначала бакалавриат или магистратура, отпадает сам собой.
Учеба в магистратуре длится два года, в течение которых студенты получают более углубленные и профилирующие теоретически знания по выбранной специализации, которые позволят заняться в дальнейшем преподавательской или научной деятельностью, решением сложных задач.
Таким образом, в магистратуре готовят профессионалов для работы в аналитических и исследовательских центрах, крупных компаниях.
Специалитет. Это единственная форма за рамками Болонской системы, существующая уже давно, но с 2011 года число пророгамм специалитета существенно ограничилась в связи с переходом на болонскую систему. Является первой ступенью высшего образования, можно поступать имея среднее общее образование и средне специальное. Срок обучения 5 лет, по итогам защищается дипломная работа.
Бакалавриат. Первая ступень высшего образования в рамках Болонского процесса. Условия поступления как и у специалитета. Срок обучения 4-5 лет. По итогам защищается выпуская квалификационная работа(бакалаврская работа).
Отличается от специалитета возможно меньшим сроком обучения, парадигмой обучения: компетентностный подход(много часов на самостоятельное обучение и тд.). Не дает возможности поступить сразу в аспирантуру.
Многие почему-то считают его неполным высшим, но это не так.
На территории Российской федерации присутствует всего лишь два ученых звания – доцент и профессор, при этом не стоит их путать с аналогичными должностями. Рассмотрим варианты с акцентом на педагогическую деятельность.
Чтобы получить звание доцента, вы обязаны отработать несколько лет в аналогичной должности или других профессорско-педагогических направлениях на 0,25 ставке. Как это выглядит на практике?
- Вы непрерывно отрабатываете в ВУЗе как минимум пять лет, причем два из них на должности доцента на 0,25 ставки.
- При этом вы становитесь обладателем ряда публикаций (к примеру, более 20) и учебных и учебно-методических изданий.
- Помимо этого, вы читаете курс лекций на высоком профессиональном квалификационном уровне.
Имея все это, вы вправе обратиться через кафедру, факультет, ученый совет ВУЗа в высшую аттестационную комиссию и Министерство науки и высшего образования с заявлением на присуждение ученого звания доцента. Как только вы его получите, сможете претендовать непосредственно на должность доцента или профессора.
Вопрос-ответ
Можно ли занять должность доцента или профессора, не имея ученой степени кандидата или доктора наук?
Раньше подобные прецеденты были, однако в сегодняшних реалиях это большая редкость и уже становится практически невозможным.
Всегда ли должность ассистента и старшего преподавателя ценится значительно ниже по квалификации, чем должность доцента?
Нет. Если ВУЗ приглашает профессионалов из бизнеса, различных министерств и ведомств, то научных регалий у них нет и быть не может. Они не занимались научными исследованиями, но при этом хороши как специалисты. Ничего удивительного, если вам встретится директор предприятия, который работает на должности ассистента.
Двухуровневое высшее профессиональное образование появилось в России в 2011 г. после присоединения к Болонскому процессу в 2003 г. Цель процесса — сформировать единое европейское образовательное пространство, дать дополнительные возможности для участия вузов в европейских проектах и академических обменах. Болонская система включает в себя три ступени — бакалавр, магистр, доктор наук.
В советское и некоторое постсоветское время студенты учились в специалитете.
Специалитет — это уровень квалификации высшего образования, который даёт право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Но специалитет — это не международный формат. Для образования и работы за границей нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра, если только это не диплом специалиста топового вуза. Диплом российского бакалавра за рубежом эквивалентен bachelor’s degree, диплом магистра — master’s degree. Диплом специалитета в России приравнивается к диплому магистра, но за границей он, вероятно, будет засчитан как диплом бакалавра.
Диплом специалистов, получивших образование в топовых вузах, которые включены в международные рейтинги университетов, не теряет ценности и признаётся зарубежными работодателями и университетами.
Теперь в России на государственном уровне приняты обе системы обучения: Болонская (бакалавриат и магистратура) и специалитет.
- Бакалавриат. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени бакалавра составляет четыре года.
- Магистратура. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени магистра составляет два года на базе бакалавриата.
- Специалитет. Нормативный срок обучения не менее 5 лет, сохранился лишь по некоторым специальностям, перечень которых утверждён Правительством РФ.Некоторые специальности могут требовать большего срока обучения — например, медицинские.
- Во время обучения в бакалавриате отучиться 1–2 года в российском вузе → перевестись в университет за рубежом (с потерей 1–2 курсов).
Сразу после окончания школы поступить в бакалавриат нельзя: для европейского образования стандартный срок обучения в школе — 12–13 лет, и в российском аттестате о среднем образовании зафиксировано недостаточное количество часов. - Поступить на магистерские программы после бакалавриата и специалитета.
Это наиболее популярный и выгодный формат для россиян. Европейский бакалавриат имеет общий характер, а в российских вузах студенты уже на первых курсах изучают профильные предметы и получают неплохую подготовку. Кроме того, для магистров и аспирантов предусмотрено больше стипендий, компенсирующих расходы на образование в странах Европы, чем для бакалавров. - Перейти в докторантуру и получать степень доктора наук после магистратуры. Докторантура соответствует нашей аспирантуре и длится от 2 до 6 лет.
Куда поступать: что лучше — специалист или бакалавр
Правом на обучение в аспирантуре обладают все студенты, имеющие дипломы специалистов или магистров и получившие, при этом, рекомендации от кафедры, а также от своих научных руководителей. Перед выпуском, аспирант защищает диссертацию кандидата наук, после чего он может продолжить научную работу. Сроки обучения аспирантов, в зависимости от формы обучения – 3-5 лет.
Интересное: Едв Ветеранам Труда В Нижегородской Области
Магистратура – система подготовки в вузах специалистов наивысшего уровня. Во время подготовки, такие специалисты работают по обязательным программам обучения, имея право выбора общего образовательного направления и углубленного изучения отдельных дисциплин из сферы специализации.
Специалитет. Это единственная форма за рамками Болонской системы, существующая уже давно, но с 2011 года число пророгамм специалитета существенно ограничилась в связи с переходом на болонскую систему. Является первой ступенью высшего образования, можно поступать имея среднее общее образование и средне специальное. Срок обучения 5 лет, по итогам защищается дипломная работа.
Бакалавриат. Первая ступень высшего образования в рамках Болонского процесса. Условия поступления как и у специалитета. Срок обучения 4-5 лет. По итогам защищается выпуская квалификационная работа(бакалаврская работа).
Отличается от специалитета возможно меньшим сроком обучения, парадигмой обучения: компетентностный подход(много часов на самостоятельное обучение и тд.). Не дает возможности поступить сразу в аспирантуру.
Многие почему-то считают его неполным высшим, но это не так.
Наконец, третья ступень. В законе написано «подготовка кадров высшей квалификации», в более понятном варианте это называется обучением в аспирантуре (скорее всего, докторантура туда же относится, не знаю). Что же интересного может предложить аспирантура? Вы можете написать и защитить диссертацию и стать кандидатом наук.
На самом деле это нужно очень мало кому. Лучше немного напишу про аспирантура и магистратура отличия, отличий очень немало, но писать о том, где есть лекции и сессии, а где нет мне не хочется, как мне кажется, Вам это не интересно. Интереснее другой момент, обучаясь в аспирантуре можно преподавать студентам в том ВУЗе, где Вы учитесь.
Не в техникуме и после обучения, а параллельно с обучением, как мне кажется, это и есть основное в вопросе аспирантура и магистратура отличия. Причем если Вы будете учиться, писать диссертацию, преподавать и участвовать в научных конференциях, то сможете получать совсем неплохую заработную плату.
Что такое специалитет, объяснять нет никакой необходимости. Эта система существует в нашей стране со времен Советского Союза. После окончания школы абитуриент поступает в ВУЗ, где учится, как правило, пять лет.
В медицинских университетах срок учебы составлял (и составляет) 6 лет, однако в конце обучения в любом случае присваивается звание «специалист».
При этом после специалитета возможно продолжить обучение в аспирантуре, чтобы получить степень кандидата наук.
- Более высокая котировка в глазах работодателей на рынке труда;
- Получение полноценной специализированной подготовки по выбранному направлению, то есть «готовый специалист»;
- Поступать в аспирантуру можно сразу после окончания пятилетнего обучения и присвоения статуса «специалист».
- Получение диплома европейского образца;
- Право на поступление на уровень магистратуры не только на территории РФ, и в любой выбранной европейской стране;
- Возможность сменить ВУЗ или даже специальность после обучения, если вдруг сделанный выбор будущей профессии оказался не по душе.
Интересное: Изменение минимального размера оплаты труда в 2020 году