В чем заключалась сущность политики просвещенного абсолютизма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем заключалась сущность политики просвещенного абсолютизма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Идеи новой политики были заложены ещё знаменитыми общественными деятелями, философами эпохи Просвещения, однако истинным родоначальником считается король Пруссии Фридрих II. Хотя одновременно с Пруссией эти же процессы начались и в Австро-Венгерской империи, именной прусский монарх является первым, кто начал проводить в середине XVII века кардинальные на тот период реформы. Концом эпохи считает кровопролитная буржуазная революция во Франции 1789 года.

Просвещенный абсолютизм — особенности, сущность и итоги политики

  1. Реформирование с заботой и пользой для государства и населения;
  2. Активная деятельность и участие в управлении государством монарха;
  3. Покровительство и развитие промышленности и торговли;
  4. Централизация власти, сохранение монархии;
  5. Ослабление влияния церкви;
  6. Ограничение деятельности цехов.
  1. Проведение рациональных прогрессивных преобразований, сохранив при этом основы абсолютизма;
  2. Устранение феодальных пережитков мирным путём;
  3. Ослабление влияние церкви;
  4. Поощрение и развитие торговли, образование.

Предпосылки эпохи просвещённого абсолютизма

Как и любое историческое явление этот период имеет свои истоки и предпосылки:

  1. В ряде европейских стран длительный период назревал кризис абсолютизма, причиной которого было стремительное развитие капитализма, а старые абсолютистские порядки это развитие сдерживало. Во Франции, например, противоречия достигли пика – и вылились в революцию;

  2. Эпоха Просвещения и её передовые идеи.

Эпоха Просвещения и её видные деятели сформулировали в своих учениях основные принципы, на которых впоследствии и базировалась политика просвещённого абсолютизма: теория Монтескьё о разделение властей, теория общественного договора Гоббса, теория прав и свобод Локка. Многие из них

Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах

Государство

Правитель

Реформы

Пруссия

Фридрих II

  • Запрещён сгон крестьянского населения с их земельных наделов;
  • Ограничение монополии цехов;
  • Упразднение таможни;
  • Запрет на экспорт ряда сырья и импорт многих изделий и продуктов;
  • Создание и поддержка мануфактур;
  • Введение обязательного начального образования;
  • Разрешена свобода вероисповедания;
  • Судебная реформа: равность суда;
  • Финансовая реформа.

Австро-Венгрия

Мария Терезия и её сын Иосиф II

  • Введение всеобщего налога для всех сословий;
  • Уничтожение крепостничества;
  • Ограничение влияния католической церкви, конфискация части церковных земель;
  • Введение обязательного начального образования. Образование стало более светским;
  • Строительство школ, университетов, библиотеки;
  • Поощрение развитие торговли: мануфактурное производство, развитие внутреннего рынка;
  • Судебная реформа;
  • Аграрная реформа;
  • Упразднена цензура;
  • Военная реформа.

Российская империя

Екатерина II

  • Были отменены монополии, запрещён вывоз хлеба за границу, снизилась цена на соль, отменены внутренние таможенные сборы;
  • Закон против взяточничества;
  • Принцип бессословного образования, создание учреждений образований;
  • Начали издаваться общественно-политические журналы;
  • Запрет на продажу крестьян для промышленных предприятий.

В результате политики просвещённого абсолютизма изменились взгляды на мир, общество, государство: если раньше люди руководствовались церковными правилами, то сейчас большую роль стало играть государство в регулировании множества сторон жизни людей, особенно это касается образование. Кроме того, во многих странах было упразднено крепостничество, были сделаны первые предпосылки к гражданскому обществу, однако всё равно в первую очередь отстаивались интересы дворян.

Что такое эпоха просвещенного абсолютизма: идеи, суть реформ

Изменения, которые постигли общество в результате реформ, были направлены не только на государственный строй, но и на развитие отдельной личности. Они охватывали область экономики, административные и судейские вопросы, образование, церковь, сословные отношения и быт низших слоев. Однако законы по-прежнему принимались монархом и его министрами. Основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма состояли в следующем:

Изначально характеристики просвещенного абсолютизма предполагали, что монарх имеет не только безраздельные права, но и обязанности перед народом, которым он правит. Эту философию с восторгом приняли наиболее просвещенные и передовые дворяне и государи.

Однако на деле, как только дело доходило до обязанностей и ограничений для монарших особ, все заигрывания с философами сразу прекращались. Роль «доброго короля» не устраивала правителей. Для них это было прежде всего стремление к абсолютной централизованной власти. Допускались некоторые уступки дворянству, купцам и низшим классам.

Примеры проведения реформ в европейских странах приведены в таблице

Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.

Новая политическая концепция, прежде всего, отвечала требованиям зарождающихся национальных государств и их буржуазии. Государствам нужны был грамотные люди, а еще нужно было создавать крупные армии и флот, что требовало развития производства.

Основные признаки:

  • совершенствование управления с помощью аппарата государственных чиновников;
  • уничтожение системы вассалитета, крупные феодалы становятся подданными монарха;
  • появление крупных армий с высокой ролью артиллерии;
  • возникновение прослойки капиталистов и зажиточных крестьян, заинтересованных в сильной власти короля;
  • защита внутреннего рынка от иностранных товаров пошлинами, исчезновение внутренних таможен, поддержка отечественных производителей.

С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.

Можно выделить ряд основных изменений:

  • Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
  • Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
  • Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
  • Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
  • Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
  • Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.

В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.

Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.

Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.

Сущность политики «просвещенного абсолютизма».

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма — политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
  • в Португалии — Помбал (1760—1777) при Иосифе Эмануиле
  • в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)
  • в Дании — Кристиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772)
  • в Швеции — Густав III (1771—1792)
  • в Бадене — Карл Фридрих
  • в Речи Посполитой — Станислав Понятовский (1764—1795)
  • в России — Екатерина II

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность просвещенного абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

490,Просвященный абсолютизм — описываем по пунктам

В России реализация политики просвещённого абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с оставшимся в силе разделением общества на «просвещенных дворян» и «непросвещенных крестьян» усилило социальные противоречия и негативно повлияло на монархический строй. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало усиление крепостного права и формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые монархами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности правителя. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не королями, а просвещённым дворянством и министрами.

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Современная историография отказалась от подобного подхода, считая, что восприятие Просвещения только как идеологии, готовившей Французскую революцию, существенно обедняет наши представления о данном феномене. Во-первых, при таком видении проблемы внимание концентрируется, прежде всего, на французском Просвещении, а деятельности просветителей в других странах придается второстепенное значение и их роль в истории своих народов недооценивается. Во-вторых, в таком случае значимыми оказываются лишь те аспекты Просвещения, которые позднее нашли отражение в политической культуре Французской революции, что существенно обедняет представления о просветительском наследии. И, наконец, сводя всё Просвещение только к философии, историки оставляют вне поля зрения те новые формы социального поведения, что появились в XVIII в., и происходившие тогда же перемены в культуре повседневности.

Хотя практически все европейские монархи XVIII в. так или иначе пытались проводить ту политику преобразований, которую мы сегодня определяем как просвещенный абсолютизм, философы-просветители относились к венценосным реформаторам далеко не одинаково: к кому-то — с неприязнью, к кому-то — равнодушно, к кому-то — с восхищением. В качестве же самой прилежной своей ученицы они славили… императрицу Всероссийскую Екатерину II, видя в ней воплощенный идеал просвещенного деспота.

Франция

1740—1748 гг. — Войны за Австрийское наследство.

Май 1749 г. — правительство отменило десятину — налог на доходы. Введение двадцатины (5 % с доходов).

Август 1749 г. — введен закон, ограничивший право духовенства приобретать недвижимость.

Декабрь 1751 г. — церковь добилась освобождения от двадцатины.

1754 г. — отставка Машо д’Арнувиля с должности генерального контролера финансов (отмена двадцатины).

Декабрь 1770 г. — подписание «дисциплинарного эдикта».

23 февраля 1771 г. — вышел эдикт о сокращении и реорганизации округа Парижского парламента / создание высших советов.

Вторая половина 1771 г. — преобразование провинциальных парламентов.

10 мая 1774 г. — смерть Людовика XV.

1774 г. — отставка Мопу, отмена его реформ.

Сентябрь 1774 г. — свободная торговля хлебом на всей территории Франции.

Зима—весна 1775 г. — резкий скачок цен на хлеб.

1775 г. — народные волнения («Мучная война»).

5 марта 1776 г. — эдикты о ликвидации цехов в промышленности и о замене дорожной барщины всесословным денежным налогом на земельных собственников.

12 мая 1776 г. — отставка Тюрго, отмена его реформ.

1775—1783 г. — Война за независимость североамериканских колоний Англии.

22 февраля 1787 г. — Собрание нотаблей в Версале и попытка проведения реформ Калонна.

8 апреля 1787 г. — отставка Калонна.

30 апреля 1787 г. — правительство возглавил Этьен Шарль Ломени де Бриенн.

17 июня 1787 г. — эдикт о провинциальных собраниях.

Ноябрь 1787 г. — правительство инициировало и провело закон о возвращении гражданских прав протестантам.

8 мая 1788 г. — приостановлена деятельность парламентов на неопределенное время, состав сокращен, часть полномочий передана новым окружным судам.

8 августа 1788 г. — отмена судебной реформы.

1 мая 1789 г. — назначено открытие Генеральных штатов.

25 августа 1789 г. — отставка Ломени де Бриенна.

Источники

  1. Хрестоматия. История России 6–11 классы. Часть 2. М., 2015.
  2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. М., 2000.
  3. Хрестоматия по новой истории. 1640—1870: пособие для учителя / под ред. В. Г. Сироткина. М., 1990.

Дополнительная литература

  1. Берго И. Б. Идейно-политический конфликт парламентов и абсолютизма в памфлетной войне вокруг судебной реформы Мопу (1970—1974) // Французский ежегодник 1984. М., 1986.
  2. Берго И. Б. Парламенты и политическая борьба во Франции накануне Великой французской революции // Новая и новейшая история. 1988. No 6.
  3. Берго И. Б. Парламентская оппозиция абсолютизму и попытки реформ в 1749—1776 годах // Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология. М., 1988.Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке. М., 2013.
  4. Воцелка К. История Австрии. М., 2007.История Нового времени: 1600—1799 годы. Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. А. В. Чудинова, П. Ю. Уварова, Д. Ю. Бовыкина. М., 2012.
  5. Каменский А. Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.
  6. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.
  7. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001.
  8. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999.
  9. Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003.
  10. Намазова А. С. Бельгия: исторический опыт. Традиции и современность. М., 2001.
  11. Намазова А. С. Брабантская революция 1787—1790 гг. в Австрийских Нидерландах // Новая и новейшая история. 2001. № 6.
  12. Намазова А. С. Бельгия: эволюция государственности в XVIII—XX вв. М., 2008. Новое время: книга для чтения по истории. М., 2007.
  13. Павленко Н. И. Екатерина Великая. М., 2000.
  14. Пименова Л. А. Дворянство накануне Великой французской революции. М., 1986.
  15. Пименова Л. А. Людовик XVI — французский король века Просвещения // Человек эпохи Просвещения. М., 1999.
  16. Пименова Л. А. Власть монарха абсолютна, но не произвольна: Людовик XVI и парламенты в 1774 г. // Французский ежегодник 2005. М., 2005.
  17. Пименова Л. А. Реформы и реформаторы во Франции в век Просвещения // Феномен реформ на Западе и Востоке Европы в начале Нового времени (XVI—XVIII вв.). СПб., 2013.
  18. Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979.
  19. Хаванова О. В. Нация, отечество, патриотизм в венгерской политической культуре: движение 1790 года. М., 2000.
  20. Хаванова О. В. Просвещенные монархи Екатерина II и Иосиф II: опыт сопоставления // Век Екатерины II: Россия и Балканы. М., 1999.
  21. Чудинов А. В. Старый порядок во Франции и его крушение. СПб., 2017.
  22. Чудинов А. В. Утопии века Просвещения. М., 2017.
  23. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007.
  24. Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

1. Берго И. Б. Идейно-политический конфликт парламентов и абсолютизма в памфлетной войне вокруг судебной реформы Мопу (1970—1974) // Французский ежегодник 1984. М., 1986.

2. Берго И. Б. Парламенты и политическая борьба во Франции накануне Великой французской революции // Новая и новейшая история. 1988. No 6.

3. Берго И. Б. Парламентская оппозиция абсолютизму и попытки реформ в 1749—1776 годах // Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология. М., 1988.Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке. М., 2013.

4. Воцелка К. История Австрии. М., 2007.История Нового времени: 1600—1799 годы. Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. А. В. Чудинова, П. Ю. Уварова, Д. Ю. Бовыкина. М., 2012.

5. Каменский А. Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

6. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

7. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001.

8. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999.

9. Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003.

10. Намазова А. С. Бельгия: исторический опыт. Традиции и современность. М., 2001.

11. Намазова А. С. Брабантская революция 1787—1790 гг. в Австрийских Нидерландах // Новая и новейшая история. 2001. № 6.

12. Намазова А. С. Бельгия: эволюция государственности в XVIII—XX вв. М., 2008. Новое время: книга для чтения по истории. М., 2007.

13. Павленко Н. И. Екатерина Великая. М., 2000.

14. Пименова Л. А. Дворянство накануне Великой французской революции. М., 1986.

15. Пименова Л. А. Людовик XVI — французский король века Просвещения // Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

16. Пименова Л. А. Власть монарха абсолютна, но не произвольна: Людовик XVI и парламенты в 1774 г. // Французский ежегодник 2005. М., 2005.

17. Пименова Л. А. Реформы и реформаторы во Франции в век Просвещения // Феномен реформ на Западе и Востоке Европы в начале Нового времени (XVI—XVIII вв.). СПб., 2013.

18. Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979.

19. Хаванова О. В. Нация, отечество, патриотизм в венгерской политической культуре: движение 1790 года. М., 2000.

20. Хаванова О. В. Просвещенные монархи Екатерина II и Иосиф II: опыт сопоставления // Век Екатерины II: Россия и Балканы. М., 1999.

21. Чудинов А. В. Старый порядок во Франции и его крушение. СПб., 2017.

22. Чудинов А. В. Утопии века Просвещения. М., 2017.

23. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007.

24. Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

  • Дуальность устройства мира. Практически все просветители были адептами деизма — философского течения, основным положением которого было то, что Бог создал мир, а затем самоустранился, послав все на «самотек». В результате в мире осталось две ключевые силы: сознание и материя. Вследствие влияния сознания [человека] на материю и рождается то устройство общество, которое сейчас [на момент XVIII века] и есть.
  • Общество глубоко погрязло в пороках, потому что оно невежественно. Государствами управляют люди, подверженные алчности, мздоимству, казнокрадству, лиходейству и прочим порокам. Именно поэтому в обществе множество недостатков: нищета, неравенство, насилие и пр.
  • Чтобы преодолеть такое общественное устройство достаточно, чтобы государство возглавил философ, мудрец. Этакий мудрец на троне, который, имея неограниченную власть, сможет устроить общества на началах разумности, рациональности и справедливости.
  • Все люди равны. Идея равенства почерпнута просветителями из Теории общественного договора. Однако, если Локк и Гоббс считали людей от природы злыми, то Жан-Жак Руссо, наоборот, настаивал на доброй сущности человека.
  • Рационализм. Общество должно быть устроено рационально, по закону. А в закона просвещенный монарх пропишет разумные основы существования государства и общества.
  • Отрицание греховности. Вопреки религиозной картине мира, просветители признавали, а не отрицали чувственную природу человека. Именно поэтому они признавали за человеком стремление к счастью и удовольствиям и к избеганию страданий.

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Причины идей и политики просвещенного абсолютизма кроются в их очевидной необходимости. Общество долгое время находилось в состоянии застоя, и его состояние требовало нововведений и реформ по изменениям. Также среди причин просвещенного абсолютизма мы можем выделить следующие:

  1. Стремление верховной власти и самих монархов продолжать активные модернизационные и глобализационные процессы в своих государствах. Это было бы невозможно без развития промышленной сферы, а также производства и торговли, что также нуждалось во введение совершенно новых идей и реформ;
  2. Руководство постепенно осознало необходимость в приведении в норму и порядок уже существующей системы управления. Она должна соответствовать «духу времени», социальным и экономическим процессам, которые происходят в наиболее развитых странах. Это поможет развивающимся странам и странам с низким уровнем взять пример и осознать необходимость практических изменений на своей территории и в некоторых отдельных сферах жизни людей;
  3. Острые проявления социальных противоречий, необходимость в принятии определенных мер, которые бы смягчили недовольства низов. Единственный путь – услышать народ, принять к сведению его требования и реализовать их на практике.

Просвещённый абсолютизм в Европе

  • Усиление абсолютной власти путём использования модернизированных формы управления, отказ от отживших систем власти.

  • Превращение дворянства в привилегированное сословие, предоставление ему максимума прав и свобод., ведь именно дворянство — опора царской власти.

  • Смягчение напряжённости в обществе при одновременном усилении власти помещиков над крестьянами.

  • Проведение политики « экономического либерализма», то есть развитие экономики путём проведения реформ сверху, развитие предпринимательства в стране.

  • Распространение знаний, развитие культуры.

  • Повышение международного авторитета государства.

Идеологическая основа Просвещения — идеи просветителей Запада (идеолог- Томас Гоббс), которые осуждали насилие, выступали за свободу, равенство, право на частную собственность. Они считали обязательным в стране принцип разделения властей, верховенство закона.

  • Во главе государства стоит « просвещённый», умный монарх, издающий справедливые законы, способствующие развитию общества. Именно такой монарх способен добиться идеала « общего блага», экономического , культурного процветания страны.

  • Модернизация страны, всех её сфер, так как для этого сложились в обществе объективные условия. Без этого невозможно дальнейшее эффективное развитие и торговли, и экономики в целом.

  • Проведение политических реформ, усовершенствование системы управления, которая шла бы в ногу со временем и в то же время способствовала укреплению абсолютной монархии.

  • Принятие мер, которые бы способствовали снижению социальной напряжённости в стране, предотвратили народные бунты и возмущения.

  • В политике как монарха, так и верхушки общества главное — слово, убеждение, а не грубое насилие.

  • Большое внимание — развитию культуры, особенно образованию, создание системы государственного образования для всех категорий населения.

  • ЕГЭ-2022. Русский язык. Задание № 1. Как выполнять задание № 1. РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • ЕГЭ-2022. Русский язык. Задание № 1. ИЗМЕНЕНИЯ.
  • Великая Отечественная война. Московская битва. Можайско-Малоярославская операция (10-30 октября 1941).
  • Великая Отечественная война. Московская битва. Вяземская операция (2-13 октября 1941).
  • Великая Отечественная война. Московская битва. Орловско-Брянская операция (30 сентября -23 октября 1941).
  • 2021-2022 учебный год. Пять тематических направлений сочинения по литературе в декабре. 11 классы.
  • ЕГЭ-2022. Русский язык. ИЗМЕНЕНИЯ. Структура заданий, баллы.
  • Русский язык. 7 класс. Орфограммы, изучаемые в 7 классе. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и прилагательных.
  • Русский язык. 7 класс. Отличие отглагольного прилагательного от причастия.
  • Русский язык. 7 класс. Орфограммы, изучаемые в 7 классе. Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Просвещенный абсолютизм: причины, ключевые идеи, реализация

Эпохой проведения просвещенного абсолютизма является XVIII век. Более четких границ такая политика не имеет. Основоположником ее создания стал Томас Гоббс. Изначально она была проникнута философией просвещения. Сущность идеи заключалась в укреплении центральной власти. Однако на основе сложившихся традиций государству, кроме прав, вменялись еще обязанности.

Это нашло свое отражение в некотором ограничении власти монарха. В Европе такая политика привела к совершению ряда реформ, которые создали условия для улучшения благосостоянии граждан.

В середине XVIII столетия философами было дано определение проводимым в Европе реформам. Теперь стало понятно, что их цели не преследовали корыстные интересы монарха. В основе замысла лежало процветание государства. Вот почему они были одобрены народом. Следует отметить, что не во всех странах их инициатором были короли и императоры. Иногда эту функцию брали на себя министры и просвещенные дворяне.

Реформы затрагивали ряд областей:

В отличие от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье,
Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.

Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства было слово «закон».
Новые законы должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство становилось правовым — «законной монархией», где все свершается по букве писанного закона. Законом и только им должна ограничиваться и свобода граждан. Последние наделены особыми правами, обязанностями и привилегиями, в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию.
Причем привилегии — это неотъемлемое свойство всякого сословия, занимающего в государстве свое, отведенное ему место.

Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх
— отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание, «общее благо».
Следить же за тем, чтобы законы не нарушались и с их помощью регулировать, регламентировать жизнь населения — одна из функций государства, осуществляемая при помощи аппарата управления. В нем, в свою очередь, как заметил еще Петр I, «есть душа гражданства». Еще одна функция государства — забота о воспитании подданных в духе законности, точного исполнения гражданских прав и обязанностей.

Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении — дело разумного, понимающего границы своей власти монарха.
Такова была государственная идея нового, правового, или «просвещенного», абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не сомневалась, ибо была убеждена, что Россия — часть Европы и, следовательно, у нее общая с
Европой судьба.

Стоит отметить, что Екатерина II окончательно отказалась от политики «просвещённого абсолютизма» после начала Великой Французской революции (1789-1799 гг.). Это произошло, однако, в самом конце её правления. Поэтому весь период её царствования можно условно разделить на «просвещённый абсолютизм» и реакционную политику.

Революция во Франция показала Екатерине II опасность идей просвещения для внутреннего состояния страны.

Была ужесточена цензура, закрылись вольные типографии. Издатель Н.И. Новиков, выступавший в журнале «Трутень» против крепостного права и обличавший всевластие помещиков, был заточён в Шлиссельбургскую крепость. Писатель А.Н. Радищев за своё сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь. Эти меры свидетельствовали об отказе Екатерины II под конец своего правления от политики «просвещённого абсолютизма».

В целом следует сказать, что политика «просвещённого абсолютизма» привела к усилению абсолютизма в центре и на местах, к окончательному оформлению сословного строя и к новым раннекапиталистическим элементам в экономике.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Томас Джефферсон

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е.

Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

3. Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.

4. Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).

Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения.

Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Исторические предпосылки абсолютизма. Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией (1640—1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

1.Сущность политики «просвещенного абсолютизма».

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия.

58236. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФАКТЫ, СРЕДСТВА И ОПЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 83.5 KB Они отражаются в учете бухгалтерскими записями по дебету и кредиту соответствующих счетов на основе первичной документации составляемой в момент совершения операций а если это по тем или иным причинам невозможно непосредственно после их окончания. 58238. Вирусы 209 KB Вопросы к зачету по разделу Молекулярный уровень живой природы Каждому варианту будет предложено 10 вопросов на каждый вопрос нужно дать ответ одним полным предложением Какие элементы входят в состав углеводов Запишите общую формулу углеводов. 58242. Носовые гласные 139.5 KB Носовые гласные составляют одну из особенностей французского вокализма. В образовании их принимают участие как ротовой резонатор, так и резонатор носовой полости. 58243. Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Уравнение движения 89.5 KB При движении любых тел их скорость может меняться, либо по модулю, либо по направлению, или одновременно и по модулю и по направлению. Движение может быть криволинейным и неравномерным, тогда скорость будет меняться и по модулю и по направлению. В это случае тело движется с ускорением.

В 1762 г. в результате государственного переворота на русский престол взошла Екатерина II. Ее царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма». По вопросу о политике « просвещенного абсолютизма» нет единой точки зрения. Одни историки полагают, что заигрывание с философами было своеобразным кокетством со стороны монархов, а не реальной политикой. Другие видят в этом определенную стадию развития абсолютной монархии, которая пыталась реформироваться с целью предотвращения надвигающихся буржуазных революций. По-разному определяют историки и хронологические рамки просвещенного абсолютизма. Наиболее общепринятой является точка зрения И.А.Федосова, который считает началом просвещенного абсолютизма в России 1762 г., а завершением — 1815 г. Просвещенный абсолютизм — явление общеевропейское. Эта политика имела широкое распространение в Пруссии, Швеции, Австрии, Франции. XVIII в. вошел в историю как век просвещения. Философия Просвещения разрабатывалась такими мыслителями, как А.Вольтер, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, И.Кант и т.д. Она базировалась на идеях рационализма, отражала веру в то, что человеческий разум способен постичь не только законы развития природы, но и общества. Идея прогресса, неуклонного движения по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку, пронизывала труды всех философов — просветителей. Торжество рационализма было связано с «обмирщением» духовной жизни. Просветители подвергли беспощадной критике церковь, которая держала прихожан в страхе и невежестве. Философы не отрицали Бога, а были лишь против идеи божественного предопределения. Их главной мыслью было то, что человек сам творец своей судьбы. Признание личной независимости и свободы индивида его естественными правами — основной тезис просветителей. Так появилась теория «естественных прав», суть которой в том, что человек рождается, чтобы быть свободным, иметь собственным и быть защищенным государством, его справедливыми законами. Отсюда вытекала критика старых феодальных порядков, нарушавших естественные права и свободы человека, а также обоснование необходимости демократических преобразований в обществе.

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *