Учет гсм в бюджетном учреждении в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет гсм в бюджетном учреждении в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.
Если же обратиться к приказу Минтранса № 368, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.
Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.
Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.
Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.
Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2021 году
Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.
Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.
В статье кратко описаны общий порядок работы с подсистемой Учет ГСМ и возможности подсистемы, позволяющие повысить эффективность учета ГСМ в учреждении за счет сокращения времени оформления и обработки документов учета ГСМ и минимизации ошибок в рутинных операциях ввода данных. Полная информация о подсистеме Учет ГСМ, методике учета ГСМ, приведена в разделе «Учет ГСМ» методической поддержки редакции 2 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ТС).
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (ред. 2) предусмотрено оформление путевых листов на транспортные средства различных видов.
Помимо транспортных средств в учреждениях также могут использоваться различные агрегаты, расходующие горюче-смазочные материалы, — бензиновые косы и косилки, мотопилы, мотопомпы, бензогенераторы и прочее оборудование. Поэтому в программе также предусмотрено оформление учетных листов на агрегаты, потребляющие ГСМ.
В программе производится таксировка путевых листов и учетных листов на агрегаты и списание ГСМ в соответствии с нормативами.
Расчет нормативного и фактического расходов по путевому листу (учетному листу агрегата) может быть произведен по нескольким видам ГСМ, например для газо-дизельного оборудования, по нескольким маршрутам или режимам работы с различными условиями эксплуатации транспортного средства или агрегата, влияющими на расход ГСМ.
Для каждого транспортного средства, агрегата можно создать настройки, соответствующие типичным условиям эксплуатации, которые будут подставляться при таксировке и при необходимости могут быть скорректированы, если маршрут или режим работы, отличаются от типового.
Проанализировать данные о расчетных значениях нормативного и фактического расходов, экономии, перерасходе по видам ГСМ, основным средствам — транспортным средствам/агрегатам, сотрудникам — водителям/операторам, эксплуатирующим основное средство, можно в различных отчетах.
Эта работа ведется в подсистеме Учет ГСМ.
Работа в подсистеме основана на следующих принципах:
- настройка типового заполнения путевых листов и учетных листов агрегатов для каждого транспортного средства (указываются постоянный водитель, сопровождающие, прицеп и т.п.);
- быстрый выбор адресов в маршрутах и заданиях водителю из списка часто посещаемых объектов для транспортного средства при подготовке путевых листов;
- заполнение данных об остатках горючего и показаний спидометра (одометра) по данным предыдущего путевого листа;
- использование данных о горючем и пробеге из путевого листа при расчете нормативного расхода ГСМ;
- расчет нормативного расхода ГСМ в три клика:
заполнение исходных данных по настройкам типичного использования транспортных средств;
расчет нормативного расхода ГСМ по нормам и поправкам для нескольких видов ГСМ и маршрутов;
заполнение списка списываемой номенклатуры ГСМ по настройкам отражения списания в учете; - автоматический расчет остатков ГСМ для расчета фактического расхода ГСМ.
Перед тем как работать с подсистемой, рекомендуется выполнить ее настройку, что обеспечит в дальнейшем существенное сокращение временных затрат на подготовку и обработку документов учета ГСМ.
В первую очередь следует заполнить справочник Виды ГСМ (раздел Администрирование, группа команд Учет ГСМ), затем ввести нормы расхода ГСМ, поправочные коэффициенты и значения в соответствующие справочники, а также настроить режим округления результатов расчета нормативного и фактического расхода ГСМ (раздел Нормативно-справочная информация, группа команд Учет ГСМ).
Нормы расхода задаются для каждого вида ГСМ на 100 км пробега и в зависимости от типа нормы могут иметь основной параметр расчета (например, «время простоя (ч)» или «объем транспортной работы (т-км)») и его значение по умолчанию. Нормы расхода позволяют указать сезонность применения (день и месяц начала, день и месяц окончания действия). Для нормы расхода смазочных материалов и специальных жидкостей указывается вид горючего и значение расхода при расходе 100 единиц горючего.
Нормы для агрегатов имеют основной параметр расчета, в качестве которого могут быть:
- продолжительность работы (ч);
- объем работы (единицы настраиваются);
- показания счетчика.
Поправочные коэффициенты отражают поправку в большую или меньшую сторону в процентах (например, + 5%). Поправочные значения отражают поправку в большую или меньшую сторону в единицах измерения ГСМ (например, + 1 л).
Перед выездом транспорта (до начала работы агрегата) оформляются путевые листы (учетные листы агрегатов). Оформление путевых листов и учетных листов агрегатов выполняется специализированными документами программы или вручную, путем заполнения бланка.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (ред. 2) предусмотрено формирование путевых листов по унифицированным формам № 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Для каждой формы в программе применяется одноименный документ, далее — документ Путевой лист.
Для оформления первичных учетных документов, характеризующих работу агрегата, применяется документ Рабочий лист агрегата. Форма первичного документа разработана на основании формы № 17 «Рабочий лист агрегата» (код по ОКУД 6002210). Для оформления первичных учетных документов, характеризующих механизированные работы тракторов, комбайнов и самоходных машин, в программе применяется документ Учетный лист тракториста-машиниста (форма № 411-АПК). Форма первичного документа разработана на основании формы № 411-АПК «Учетный лист тракториста-машиниста».
Для открытия списка соответствующих документов можно воспользоваться командами Журнал путевых листов и Журнал учетных листов агрегатов в группе команд Учет ГСМ раздела Материальные запасы.
Следует отметить, что перечень унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденный приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, не содержит форм путевых листов, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, а также форм № 411-АПК, № 17, поэтому учреждение вправе разработать и утвердить в Учетной политике формы путевых листов и учетных листов агрегатов при условии, что они будут содержать обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Путевые листы, формируемые в программе, отвечают данным требованиям. Также к любому документу можно добавить внешнюю печатную форму в рамках типового функционала (в разделе Администрирование следует вызвать команду Печатные формы, отчеты и обработки, а затем убедиться, что включен флажок Дополнительные отчеты и обработки и перейти по одноименной ссылке для детальной настройки).
Для формирования печатных форм путевых листов следует заполнить:
- данные водителя (реквизиты водительского удостоверения и прочие) — в справочнике Сотрудники;
- данные транспортного средства (государственный регистрационный знак, гаражный номер и прочие) — на закладке Для транспортных средствзакладки Индивидуальные характеристики элемента справочника Основные средства, НМА, НПА;
- данные о лицензионных карточках и маршрутах в соответствующих справочниках — группа команд Учет ГСМ в разделе Администрирование.
Для быстрого заполнения документов предусмотрена специальная настройка. Настройка «привязана» к основному средству и типу учетного документа (доступна для добавления и заполнения в панели навигации формы элемента справочника Основные средства, НМА, НПА). Данная настройка позволяет упростить заполнение:
- большинства реквизитов путевых листов (например, закрепить за автомобилем определенного водителя);
- показаний спидометра (одометра) по данным предыдущего путевого листа или его таксировки;
- остатков горючего по данным предыдущего путевого листа или его таксировки;
- адресов маршрутов и заданий — выбором из списка частых адресов в путевом листе;
- видов горючего — будет автоматически заполняться в новом путевом листе, если не определен режим заполнения по предыдущим документам.
Для расчета расхода и списания ГСМ в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакция 2, применяются документы таксировкиТаксировка путевого листа и Таксировка учетного листа агрегата (список документов доступен в группе команд Учет ГСМ раздела Материальные запасы).
После возвращения ТС из рейса или завершения работы агрегата создается документ таксировки. В нем вводятся данные о первичном документе, работе транспортного средства (агрегата) из путевого (учетного) листа, производится расчет нормативного и фактического расхода ГСМ, формируется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) и Справка-расчет расхода ГСМ. При проведении документа производится списание ГСМ — формируются бухгалтерские записи по бухгалтерскому и налоговому учету. Каждому путевому листу (учетному листу агрегата) должен соответствовать один документ таксировки, учитывающий все условия эксплуатации и работы транспортного средства (агрегата).
Документы таксировки могут быть заполнены автоматически — на основании соответствующего документа Путевой лист, Рабочий лист агрегата, Учетный лист тракториста-машиниста (форма № 411-АПК). Также в них можно ввести данные вручную, по первичным документам.
В случае если списание ГСМ необходимо выполнять в конце установленного договором расчетного периода после получения документов от поставщика топлива, в документах таксировки путевых листов можно не заполнять таблицу Списываемые материалы на закладке Списание ГСМ, а создать сводный документ таксировки и заполнить его за период. Сводный документ таксировки объединит результаты расчета по всем путевым листам (учетным листам) за период.
Если путевые листы оформляются на типографских бланках, то данные путевого листа указываются в документах таксировки вручную на закладке Данные путевого листа.
Подсистема позволяет формировать следующие отчеты:
- Движение ГСМ в агрегатах и машинах — отражает по каждому агрегату остатки ГСМ на начало и конец периода, а также поступление и выбытие ГСМ за период;
- Движение ГСМ в транспортных средствах — отражает по каждому транспортному средству пробег и остатки ГСМ на начало и конец периода, а также пробег, поступление и выбытие ГСМ за период;
- Журнал учета движения путевых листов (ф. №8) — формируется журнал учета по форме 0345008, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78;
- Журнал учета движения рабочих листов агрегатов — формируется журнал учета для агрегатов и машин по форме, аналогичной форме 0345008;
- Отчет по топливным картам — представляет сведения по заправкам топливными картами для сверки с данными поставщика ГСМ;
- Расход ГСМ по основным средствам и сотрудникам — представляет сведения о нормативном и фактическом расходе ГСМ, а также об экономии или перерасходе ГСМ, сгруппированные по основным средствам и сотрудникам.
Отчеты доступны в группе Учет ГСМ панели отчетов Отчеты по материальным запасам раздела Материальные запасы.
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.
Время оформления | Срок действия | |
---|---|---|
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня | До начала первого рейса | На один день |
Рейс превышает продолжительность смены | До начала рейса | На срок, соответствующий длительности рейса или На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день |
Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.
Учет ГСМ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.
В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».
Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:
- по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».
Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.
Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Юлия Волгина, редактор-эксперт объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант», подготовила обзор ключевых новостей августа для бухгалтера бюджетной сферы. Усиление проверки доходов чиновников, использование лекарств пациента в стационаре, счет-фактура с факсимиле – эти и другие темы – в новом выпуске.
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.
Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
- работа в зимний период — 5-20%;
- эксплуатация в горной местности — 5-20%;
- дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
- передвижение в городских зонах — 5-35%;
- необходимость частых технологических остановок — 10%;
- необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
- для обкатки нового авто — до 10%;
- по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).
Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Распоряжение № АМ-23-р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.
Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51-р.
Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23-р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23-р предписывают:
-
Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03-2609);
-
Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).
Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02-10-010/55111).
Если Распоряжением № АМ-23-р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива? В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).
Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные документы служат основанием для принятия факта хозяйственной жизни к учету.
Основным первичным документом в целях учета работы служебного автотранспорта и списания ГСМ является путевой лист. К учету принимаются путевые листы, оформленные надлежащим образом.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152). Согласно данному документу к обязательным реквизитам путевого листа относятся следующие:
Обязательный реквизит |
Пояснения |
---|---|
Наименование и номер путевого листа |
В наименовании отражается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист грузового автомобиля и т. п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации |
Сведения о сроке действия путевого листа |
Такие сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован |
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства |
Отражаются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица |
Сведения о транспортном средстве |
В качестве таких сведений указываются: – тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; – государственный регистрационный знак транспортного средства; – показания одометра (полные км пробега) при выезде транспорта из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); |
– дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку; – дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ) |
|
Сведения о водителе |
Отражаются Ф. И. О. водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя |
Помимо перечисленных реквизитов, на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
В настоящее время унифицированных форм путевых листов, обязательных для применения государственными (муниципальными) учреждениями, не установлено. Исходя из этого в целях определения объемов израсходованных ГСМ, подлежащих списанию, указанные учреждения вправе:
-
воспользоваться формами путевых листов (ф. 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление № 78) (Письмо Минфина РФ от 03.10.2012 № 02-06-10/4066);
-
применять самостоятельно разработанные формы путевых листов, при условии включения в них обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152 (Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов»). Причем применение таких форм учреждениям целесообразно закрепить в учетной политике.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом. Выдача путевых листов подлежит регистрации в соответствующем журнале. Должностное лицо, ответственное за выдачу путевых листов, обязано оформить «путевку» до выдачи ее водителю и зарегистрировать выданный документ в журнале.
Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
В случае утраты или порчи путевого листа дубликат выдается только после проведения проверки обстоятельств пропажи (порчи), установления виновных лиц и принятия к ним соответствующих мер ответственности.
Отражение операций по списанию ГСМ в бухгалтерском учете
Для отражения поступивших ГСМ в бухгалтерском учете предназначен счет 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы» (п. 117, 118 Инструкции № 157н).
Расходы автономного учреждения на приобретение ГСМ отражаются:
-
по коду вида расходов (КВР) 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» – в случае приобретения горюче-смазочных материалов в соответствии с закупкой, осуществляемой учреждением (уполномоченным на то работником учреждения) как юридическим лицом;
-
о КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» – в случае осуществления работником учреждения, находящимся в служебной командировке, расходов на приобретение ГСМ с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.
Указанные коды видов расходов применяются в увязке:
-
со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (применяется в 2018 году);
-
с подстатьей 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (применяется с 2019 года).
В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н списание ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Учреждение выбирает один их методов списания и закрепляет его в учетной политике. Причем применение выбранного метода должно осуществляться в течение финансового года непрерывно.
Списание ГСМ в пределах установленных норм отражается в бухгалтерском учете автономного учреждения следующей корреспонденцией счетов (п. 37 Инструкции № 183н):
Дебет счета 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 60 272, 0 109 70 272, 0 109 80 272)
Кредит счета 0 105 33 000 «Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения»
Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.
Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.
Списание ГСМ: нормы расхода, оформление и отражение в учете
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
- вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
- конкретной марки авто;
- его пробега;
- срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
- базового расхода ГСМ;
- некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
где:
- Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
- Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
- S – километраж, пройденный данным авто;
- К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.
Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.
По счету 105.01 помимо медикаментов учитывайте все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.
В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2020 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение — по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.
Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.
Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.
По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.
Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.
Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.
При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».
Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.
Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.
Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.
На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.
Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).
Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.
В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные — коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.
Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.
Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).
Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.
В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.
Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:
- N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
- R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
- I — программное обеспечение и базы данных;
- D — иные объекты интеллектуальной собственности.
Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.
Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.
На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.
Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:
- 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.
В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.
Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).
Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.
Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.
В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.
Задаваться философским вопросом типа «а для чего вообще нужны какие-то там нормы расхода и списания ГСМ?» мы не будем – нужны, и точка. Главное – не запутаться с применением этих норм. Следует обратить внимание, что назначение нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.
Бухучет приобретенных ГСМ зависит от способа их приобретения.
Если ГСМ приобретены за наличные, сделайте проводки:
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50
— выданы деньги под отчет на приобретение ГСМ;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71
— оприходованы ГСМ на основании авансового отчета, предоставленного водителем;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
— отражен НДС по приобретенным ГСМ;
ДЕБЕТ 68, Субсчет расчеты по НДС КРЕДИТ 19
— принят к вычету «входной» НДС по ГСМ.
Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ. Если топливо в договоре не упоминается, то применяют различные подходы. Когда бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки.
Если бак практически полон, то сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации. Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков.
В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ – это налогооблагаемые доходы (подп. 8 ст. 250 НК РФ).
Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 данной статьи.
Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется. При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под. 16 ст. 270 НК РФ).
При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен. Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин.
Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной. При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.
Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах. По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору.
Самый распространенный вариант отражения такой передачи – это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.
Другой вариант – товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор – в роли заемщика. Оба варианта вполне законны, и бухгалтеру остается выбрать тот, что наиболее удобен в конкретной ситуации.
Форма путевого листа как документа учета утверждена Постановлением Госкомстата России № 78 от 28.11.1997. Отдельные бланки предусмотрены для легкового транспорта, автобусов, грузовых машин и пр. Эти формы обязательны лишь для профессиональных перевозчиков. Непрофильные организации могут разработать свой бланк и отразить его в учетной политике компании как дополнительное приложение с образцом. Минфин России указал на это еще в письме от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214. Для каждой машины оформляется отдельный путевой лист. Максимальный срок его действия – один месяц. В документе следует прописать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для конкретного транспортного средства. Важно помнить, что это первичный документ, он обосновывает факт эксплуатации автотранспорта, поэтому должен быть максимально подробным.
Учет ГСМ, как и другие участки бухгалтерского учета, предполагает наличие отчетных форм, которые позволят контролировать объемы закупаемого топлива, сравнивать расходы с показателями счетчиков и пр. Непрофильные организации не обязаны составлять какие-то определенные своды, но когда машин на предприятии больше двух, будет проще учитывать затраты, если вести внутреннюю отчетность. Стоит отметить, что выбранные формы отчетности, сроки их оформления и ответственных лиц должен утвердить руководитель отдельным приказом.
Обратите внимание
С развитием технологий активно стало применяться GPS-отслеживание движения. Согласно письму Минфина от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354, распечатку с данными о маршруте допускается использовать для подтверждения расходов на топливо.
Первая из полезных отчетных форм – отчет о движении ГСМ. Составляет его сотрудник, материально ответственный за выдачу топлива, на основании первичных документов: ведомости учета возврата талонов, карточки учета расхода ГСМ, товарно-транспортных накладных, актов, требований и пр. Этим отчетом завершается работа с первичными документами, в нем должны найти отражение Ф. И. О. сотрудника, получающего топливо, виды топлива с указанием единиц измерения, цель выдачи. Важно отметить остаток на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие ГСМ. Основной отчет может сопровождаться приложениями, например, это могут быть приходно-расходные документы. Все бумаги заверяются ответственным лицом. На основе этого отчета бухгалтерия производит расчеты, в том числе и для фискальных органов по налогу на прибыль, и составляет необходимую документацию.
В ведомости учета выдачи ГСМ должно быть отражено все выданное сотрудникам предприятия горючее. Бухгалтерия выписывает ГСМ только после того, как водитель предъявит путевой лист или иной документ – конкретный порядок должен быть установлен в учетной политике. Топливо указывается в литрах, а масла – в килограммах. Итоговое количество ГСМ суммируется в конце ведомости. Кроме того, в документе указываются: наименование и марка топлива, сведения о ТС, такие как марка, модель и регистрационный номер, сведения о водителе, а именно: его Ф. И. О. и табельный номер, дата выдачи ГСМ. Водитель и сотрудник, ответственный за выдачу горючего, обязательно должны проверить все данные и заверить ведомость. Одновременно с заполнением ведомости материально ответственный работник должен расписаться в путевом листе. В ведомость вносятся также данные о горючем, которое необходимо во время ремонта и техобслуживания транспортного средства. Основанием для записей будут накладные и лимитно-заборные карты.
Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты
Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.
Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть |
Количество месяцев и срок действия зимних надбавок |
Предельная величина зимних надбавок, не более, % |
Москва |
5 01.11–31.03 |
10 |
Белгородская область |
4 15.11–15.03 |
7 |
Брянская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Владимирская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Воронежская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Ивановская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Калужская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Костромская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Курская область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Липецкая область |
5 01.11–31.03 |
10 |
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.
Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:
- работа в горной местности (от 5 до 20%);
- эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
- движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
- эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
- использование кондиционера (до 10%).
Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Чтобы построить достоверный бюджет затрат на ГСМ, нам понадобятся:
1. Данные о количестве и марках автомобилей, для которых будут закупаться ГСМ.
Планировать закупку ГСМ будем только для тех автомобилей, которые будут эксплуатироваться в планируемом периоде.
2. Данные об индивидуальных характеристиках указанных автомобилей:
• государственный номер транспортного средства;
• год выпуска;
• объем двигателя;
• расход бензина или дизельного топлива на 100 км пути.
Расход бензина и дизельного топлива — ключевые параметры для планирования ГСМ. Они как раз и зависят от вышеупомянутых характеристик автомобиля.
Кроме того, расход топлива зависит от скорости движения автомобиля. Например, расход топлива для УАЗ 2206 при скорости 60 км/ч составляет 9 л/100 км пути, а при скорости 80 км/ч — 11,2 л/100 км пути. Поэтому чтобы определиться, какой норматив брать для расчетов, необходимо знать условия, в которых будет эксплуатироваться каждый отдельно взятый автомобиль (будут это поездки в пределах города, междугородние поездки, др.).
3. Данные о пробеге автомобилей за соответствующий период прошлого года.
При составлении бюджета на следующий год исходим из того, что предшествующий период по количеству и длительности поездок идентичен планируемому. Если на предприятии планируется использовать имеющийся транспорт более интенсивно, то планируемые показатели следует пересмотреть в сторону увеличения.
Теперь рассмотрим порядок заполнения в Еxcel таблицы для составления Бюджета расходов на закупку ГСМ для заправки автомобилей (табл. 1, фрагмент бюджета).
На предприятии ООО «Олимп-Инвест-Груп», для которого мы и будем составлять бюджет, эксплуатируются автомобили, работающие как на бензине, так и на дизельном топливе (ДТ). Поэтому в расчетных таблицах мы предусмотрели возможность планировать отдельно разные виды топлива.
ГСМ применяются не только для обслуживания автомобилей, но и для заправки инструмента, используемого в хозяйственной деятельности предприятия (триммеры, мотокосы, рубительные машины и пр).
О. В. Цветаева,
эксперт
Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 8, 2021.
- Составляем Бюджет налогов и сборов
- Разрабатываем бюджет маркетинга для компании-дистрибьютора
- Формируем платежный календарь
-
14:00 — 17:00
Бухгалтерский учет купленных горюче-смазочных материалов будет зависеть от того, каким способом их приобретали:
Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ Покупка ГСМ по топливным картам и талонам Отражение денежных средства, перечисленных за карты/талоны, в качестве выданного аванса 60, субсчет «авансы выданные» 51 Принятие к вычету НДС с выданного аванса 68, субсчет «расчеты по НДС» 76 Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам (на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей). 10 60 Отражение НДС по ГСМ 19 60 Принятие к вычету НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19 Восстановление НДС, принятого к вычету с перечисленного аванса 76 68, субсчет «расчеты по НДС» Покупка ГСМ за наличные Выдача денег под отчет на покупку ГСМ 71 50 Оприходование ГСМ на основании авансового отчета от водителя 10 71 Отражение НДС по приобретенным ГСМ 19 71 Принятие к вычету «входного» НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19 Стоимость израсходованных за месяц горюче-смазочных материалов рассчитывается по путевым листам или отчетам систем контроля пробега и расхода ГСМ. Списание производится на затраты на последнее число месяца:
Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ Включение стоимости ГСМ в затраты (только при наличии счета-фактуры продавца) 20 (26, 44) 10 При покупке авто в баке обычно остается определенное количество бензина. Если объем бензина указан в договоре купли-продажи, ГСМ можно оприходовать, если нет – имеются варианты:
- когда бензина в баке совсем мало, его не учитывают, и бухгалтер отмечает поступление и списание бензина с момента первой заправки;
- если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение (это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 (26, 44) и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91) либо выявить излишки (они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы).
Похожие записи: