Отпуск для муниципальных служащих закон
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отпуск для муниципальных служащих закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ежегодный основной оплачиваемый дополнительный отпуск муниципального служащего составляет 30 календарных дней. Такая продолжительность отпуска установлена Законом о муниципальной службе в РФ и применяется ко всем без исключения муниципальным служащим.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.
Муниципальному служащему предоставляются следующие дополнительные оплачиваемые отпуска:
- за выслугу лет;
- за ненормированный рабочий день (если служащему установлен такой режим работы);
- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если таковые имеются);
- за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;
- в случаях, установленных законами субъекта РФ.
Остановимся на каждом из этих видов отпусков отдельно.
Федеральным законодателем установлена максимальная продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет – 10 календарных дней. Конкретный порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов РФ. Приведем выдержки из некоторых региональных законов.
Наименование и норма документа |
Порядок предоставления отпуска |
---|---|
Пункт 5 ст. 28 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее – Закон № 50) |
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год муниципальной службы |
Пункт 2 ст. 15 Закона г. Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53‑8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 53‑8) |
Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день |
Пункт 4 ст. 20 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99‑З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (да- |
Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью: 1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день; 2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет – 3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет – 4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более – |
Если в законе субъекта РФ либо нормативном акте муниципалитета не прописан порядок определения продолжительности оплачиваемого отпуска за выслугу лет, то следует применять правила, установленные п. 5 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в РФ[2], поскольку посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих обеспечивается взаимо-
связь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (п. 5 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ, п. 5 ст. 7 Закона о государственной гражданской службе в РФ). В соответствии с этим законом продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет составляет:
- при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;
- при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
- при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;
- при стаже муниципальной службы 15 лет и более – 10 календарных дней.
Отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется только тем муниципальным служащим, которым установлен такой режим работы. Продолжительность отпуска определена федеральным законодателем и составляет три календарных дня. Право на такой отпуск возникает у муниципального служащего обычно независимо от продолжительности службы в условиях ненормированного дня.
В соответствии со ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.
Законами субъектов РФ муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные гарантии, например возможность разделения отпуска на части по желанию работника. Приведем выдержки из региональных законов.
Наименование и норма документа |
Порядок предоставления отпуска |
---|---|
Пункт 6 ст. 28 Закона № 50 |
По желанию муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней |
Пункт 3 ст. 15 Закона № 53‑8 |
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней |
Статья 21. Отпуск муниципального служащего
В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
Однако нужно помнить, что замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, осуществляется в особом порядке (ст. 117 ТК РФ, Письмо Минтруда РФ от 27.06.2017 № 14‑2/ООГ-5299):
- не допускается замена денежной компенсацией минимально установленной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (7 календарных дней);
- замена дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего минимально установленную продолжительность такого отпуска (7 календарных дней), возможна при условии, если это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором, а также на основании письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.
Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков:
- беременным женщинам;
- работникам в возрасте до 18 лет.
Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.
Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.
Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.
Важно! Кроме основного, муниципальным работникам предоставляются и дополнительные отпуска.
К ним относят отпуск за ненормированный день, равный 3 дням, отпуск за вредные условия труда (применяется очень редко), за труд в условиях Крайнего Севера. Помимо этого муниципальные служащие могут брать дополнительный отдых за выслугу лет.
Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2021 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:
Стаж службы, лет | Дополнительный отпуск, календарных дней |
1-5 | 1 |
5-10 | 5 |
10-15 | 7 |
Более 15 | 10 |
Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.
Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.
Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.
Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.
Об отпусках муниципальных служащих
Иванов И.И. является муниципальным служащим. Ему предоставили ежегодный отпуск, продолжительностью 14 дней, с 1 марта 2021 г. Ежемесячно Иванову начисляются следующие суммы: оклад – 16 000 рублей, надбавка – 3 000 рублей, поощрение – 5 000 рублей. За предыдущий год до отпуска Иванову также были выплачены премии в размере 20 000 рублей и материальная помощь – 4 000 рублей.
Рассчитаем среднее денежное довольствие:
16 000 + 3 000 + 5 000 + (20 000 + 4 000)/12 = 26 000 рублей
Отпускные составят:
26 000 / 29,3 х 14 = 12 423,21 рублей
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее — граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
2. Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее — избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее — лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Комментарий к статье 1
1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Комментарий к статье 2
1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 3
Расчет отпуска муниципального служащего в 2021 году
1. Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
2. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Комментарий к статье 6
1. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
2. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Комментарий к статье 7
1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Комментарий к статье 8
Рассмотрим особенности расчета отпуска на конкретном примере. К примеру, Петров П.П. работал муниципальным служащим десять лет при ненормированном графике работы. Общее число дней отдыха рассчитывается следующим образом:
- 30 дней основного отпуска;
- 3 дня за ненормированный график;
- 5 дней за общую выслугу лет на должности.
Общее количество дней отпуска составляет 38 дней.
Сентябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
На уровне законодательной базы определение «муниципальный служащий» не имеет точных расшифровок. Под данным понятием подразумевается выполнение стратегических задач государства. Работу государственного (муниципального) служащего регулируют различные нормы, законы и конституционного права.
К муниципальным служащим относятся:
- чины региональных субъектов;
- чины федеральной службы.
Нередко специалисты предлагают иначе классифицировать понятие муниципального служащего. Они выделяют служащих, работающих в судебных, исполнительных и муниципальных производств власти.
Ежегодный отдых государственного служащего состоит из двух частей:
- главный;
- добавочный, на особых условиях.
Количество дней главного оплачиваемого отдыха — 30. Но к этому времени может быть добавлено некоторое добавочное количество дней при определённых условиях, которые рассмотрим дальше.
Добавочные дни отпуска могут предоставляться сотруднику по следующим причинам:
- за ненормированный рабочий день;
- при труде на Крайнем Севере и подобных ему местностях;
- служба в особых условиях;
- стаж работы на данной должности.
За работу без нормированного графика предоставляется не менее 3 суток дополнительного отдыха в год. Труд в особо опасных условиях даёт право на использование не меньше 7 суток дополнительно к главному отпуску.
Ранее за выслугу лет отдых предоставлялся из следующего расчёта — 1 сутки за каждый год службы. С 2019 года расчёт выглядит как представлено в таблице:
Время работы на должности (в годах) | Кол-во отпускных дней |
---|---|
До 5 | 1 |
От 5 до 10 | 5 |
От 10 до 15 | 7 |
От 15 | 10 |
За труд на Крайнем Севере государственному работнику положено 24 дня отдыха, помимо главного отпуска и оплачиваемый проезд. А за труд в приравненный к подобному положено 16 дополнительных суток.
При расчёте дней отдыха для государственного, сумма дней главного отпуска и добавочного (за стаж) не может быть больше 45 суток.
Добавочные дни отпуска предоставляется сотрудникам, которые трудятся на государственном посту более 1 года. Максимальным сроком отдыха может быть 10 суток. Это ограничение регламентируется законом No79-ФЗ от 27 июля 2004 года.
При этом, определяя стаж государственного, в расчёт может входить лишь тот период, когда сотрудник трудился в гос. органах. Все расчёты ведутся на основании трудовой книжке сотрудника. Если он прерывался, то эти периоды не берутся в качестве основания предоставления дополнительных дней отдыха.
- По истечению полугода госслужбы у работника возникает право для использования запланированного отдыха по закону. По договору между работодателем и сотрудником он может быть предоставлен и ранее этого срока.
- Предоставление отдыха осуществляется на основании специального плана. Он в обязательном порядке должен быть утверждён.
- Наниматель обязан уведомить сотрудника о начале отпуска не ранее, чем за 14 суток до его начала. Уведомление осуществляется в письменном виде и обязательно закрепляется подписью служащего.
- Отдых может быть перенесён на другой период времени по инициативе нанимателя, работника или при определённых ситуациях, независящих от сторон.
- Неиспользованные дни могут быть перенесены на срок, не установленный графиком.
Муниципальная служба
Чтобы понять, сколько дней включает в себя отпуск госслужащего, можно рассмотреть пример.
«Петров П. А. работал на должности госслужащего в течение 10 лет. Ему был введён ненормированный день работы. Петрову П. А. положен отдых по плану в 30 суток. Кроме этого, он может рассчитывать на надбавочные дни за особый график в количестве 3 суток. Также за стаж будет приплюсовано 5 суток. При подсчёте отпуск государственного без нормированного графика и с 10-летним стажем составит 38 суток.»
Перед началом отпуска, всем работникам необходимо выдать отпускное пособие. Для простых сотрудников оплата должна производиться не позже 3 рабочих дней до начала отдуха. Для государственных служащих закон предусматривает иные требования:
выдача отпускных должна производиться за 10 дней до начала отпуска.
Кроме этого, имеет разницу и алгоритм расчёта отпускного пособия.
Помимо денежного вознаграждения за основной отпуск при расчёте учитывается материальная помощь и премии. Но данные надбавки учитываются не в полном размере, а всего в 1/12 части от суммы. Порядок расчёта выплат за основной отпуск производится на общих основаниях, то есть из расчёта средней годовой оплаты.
Например, Петров П. А. работает на госслужбе. Ему положен ежегодный отпуск, длительность которого составляет 14 дней. Данному сотруднику были начислены следующие суммы:
- оклад 16 тысяч рублей;
- надбавочная часть в 3 тысячи рублей;
- поощряющая часть — 5 тысяч рублей;
- премии — 20 тысяч рублей (за весь год);
- материальная помощь — 4 тысячи рублей.
(20000+4000)/12+16000+5000+3000=26000 рублей.
26000/29,3Х14 дней= 12423,12 рублей.
Итак, за 14 отпускных дней Петров П. А. получит 12423,21 рублей.
Кроме обычных наемных работников, существуют еще несколько категорий работников. Одна из них – муниципальные служащие. Это такие же наемные работники, которые:
- Трудятся в органах местного самоуправления, то есть находятся на муниципальной службе. Служащими могут быть только те граждане, которым исполнилось 18 лет
- Вознаграждение за свой труд на должности такие работники получают из местного бюджета
- Служащие выполняют свои функции в интересах работы местного самоуправления
Понятие муниципального служащего дает статья 10 закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года (редакция от 27.12.2021 года). В статье 8 закона поименованы группы должностей муниципальных служащих.
Отпуска служащих за выслугу лет в настоящее время отражаются в пункте 4 статьи 21 закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года. Последняя редакция закона – от 27.12.2021 года.
Согласно пункту 4, дополнительный отпуск предоставляется сотруднику каждый год и не может превышать 10 календарных дней. При этом существует зависимость стажа работы и количества дней дополнительного отпуска.
Продолжительность стажа | Длительность отпуска по выслуге лет |
До 5 лет | 1 день |
От 5 до 10 лет | 5 дней |
От 10 до 15 лет | 7 дней |
Более 15 лет | 10 дней |
Как видим, для того, чтобы получить 10 дополнительных дней отдыха, необходимо отработать не менее 15 лет.
ВАЖНО! При определении стажа для предоставления отпуска за выслугу лет, учитывается только тот промежуток времени, когда работник трудился в государственных организациях. Если стаж прерывался, то такие периоды не берутся в расчет при определении продолжительности дополнительного отпуска |
Еще один нюанс – общая продолжительность основного и отпуска за выслугу лет не должна превышать 45 дней.
Отпуск для муниципального служащего
Такая выплата является стимулирующей. Её можно получить в соответствии с условиями коллективного договора и местного законодательства. Такая выплата доступна не для каждого служащего, а только тем, кто подходит под определенные критерии:
- Время работы в конкретной организации должно быть не менее 12 месяцев. Обычно устанавливаются рамки 1-5 лет
- За время работы служащий не должен подвергаться дисциплинарным взысканиям
- Иногда законодательством устанавливаются ограничения на выплату пособий. У тех, кто хочет получить единовременную выплату таких ограничений быть не должно
Следует помнить, что выплата производится за 3 дня до начала отпуска.
Если служащий не стал использовать право на единовременную выплату перед отпуском, то получить ее необходимо до начала нового года. Это связано с тем, что выплата не переносится на другой год.
Величина выплаты определяется непосредственно в организации и может вычисляться как процент от оклада, либо (что бывает реже) как коэффициент, в зависимости от того, сколько времени служащий работает в организации.
Кроме ежегодных и дополнительных отпусков бывают отпуска по случаю наступления неприятных событий. Например, при болезни или смерти родственника. Такой отпуск обычно требуется неожиданно и в этом случае сотрудник имеет право получить социальное пособие.
Фактически такая выплата тоже является стимулирующей. Её кардинальное отличие от единовременной выплаты в том, что предоставление такой поддержки не зависит от стажа работы и может быть выплачена даже если служащий понес дисциплинарную ответственность.
Для выплаты пособия нужно предоставить работодателю документы, которые подтвердили бы наступление события, а значит, и то, что причина, по которой выплачивается пособие – уважительная.
Вопрос 1
Можно ли присвоить классный чин муниципальному служащему, если он находится в декретном отпуске?
Если во время нахождения служащего в декрете подходит время для присвоения классного чина, то можно это делать на законных основаниях. Исключение составляют лишь случаи наличия неснятого взыскания по дисциплине или если служащий несет уголовную ответственность.
Вопрос 2
Может ли руководство перенести отпуск служащего по своей инициативе?
Перенос отпуска по инициативе руководителя организации допускается в крайних случаях:
- При возникновении форс – мажорных ситуаций в стране или городе
- Специальное распоряжение на государственном уровне
При этом руководство должно иметь на руках документы, подтверждающие наличие вышеуказанных обстоятельств, уведомить служащего в письменном виде под роспись.
Ошибка
Служащий написал заявление на отпуск, а в последний перед отпуском день – заявление на увольнение. Бухгалтер рассчитал отпускные, но не перечислил единовременное пособие к отпуску. Поскольку такая выплата является гарантированной, то отменить её невозможно. В связи с этим бухгалтер должен провести доначисления такого пособия и выплатить его сотруднику.
Муниципальные служащие – отдельная категория работников. У них более длительный период нахождения в отпуске по сравнению с работниками коммерческой сферы. Кроме того таким сотрудникам полагается большее количество выплат как к отпуску, так и помимо него. В общем случае расчет отпускных производится по общей схеме с учетом некоторых нюансов.
Отпуск гражданского служащего состоит из двух частей:
- основного
- дополнительного
И тот, и другой — оплачиваемые. Согласно ст. 21 ТК РФ, основной отдых муниципальных служащих составляет 30 дней. Но при определенных условиях это время может быть увеличено.
О дополнительных отпусках муниципальных служащих расскажем подробнее.
Правило следующее:
- дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет ранее предоставлялся в количестве 1 дня за каждый отработанный год. С 2016 г. введены новые правила: за стаж до 5 лет положен 1 день, от 5 до 10 – 5 дней, от 10 до15 – 7 дней. Если человек отработал свыше 15 лет – 10 дней;
- за ненормированную работу работнику добавляют 3 выходных дня;
- за труд во вредных условиях – как минимум 7 дней;
- за работу на Крайнем Севере – 24 дня;
- за работу в приравненных к Крайнему Северу регионах положено 16 отпускных дней.
Из этих составляющих формируется окончательная длительность ежегодного оплачиваемого времени отдыха. Пересчет таких дней нужно делать ежегодно, так как их количество может меняться. К примеру, увеличиться может дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы.
Но при этом стоит учесть, что для государственных работников при суммировании основного отдыха и отпуска за выслугу лет количество выходных дней не должно быть более 45.
Отпуск муниципального служащего: примеры расчета отпуска и начисления выплаты
В государственных учреждениях выслуга лет является обязательным показателем. Он показывает количество накопленного стажа с государственной структуре. Разрыв трудовых отношений обнуляет выслугу лет, если это не связано с переводом из одного государственного предприятия в другое.
В соответствии с отработанным стажем муниципальным служащим полагается отдых продолжительностью:
- 1 день — служба продолжалась от 1 года до 5 лет;
- 5 суток — непрерывный стаж равен 5-10 годам;
- 7 дней — срок службы равен от 10-15 лет;
- 10 суток — стаж сотрудника более 15 лет.
Изменения года затронули и дополнительный отпуск за выслугу лет, он уменьшился с 15 дней до 10. Госслужащие, не успевшие воспользоваться отдыхом или его частью, могут взять его до окончания 2019 года.
Важным нюансом предоставления дополнительных отпускных дней, является вероятность их оформления только в случае наделения сотрудника правом на очередной оплачиваемый отпуск в текущем году. Отзыв на работу служащего допускается только при наличии его согласия.
Изменения норм законодательства по сокращению длительности отпускного времени муниципальным служащим — важное изменение, не ограничившие сильно их возможности.
Раньше чиновники высших звеньев претендовали на более продолжительный отдых, сейчас его период зависит от выработанного стажа и наличия ненормированного труда.
Базовым законом, который устанавливает правила для отдыха сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. В статье 115 определена стандартная продолжительность ежегодного отдыха — 28 календарных дней. Для отдельных групп сотрудников федеральными законами установлена специальная продолжительность.
Продолжительность отдыха государственных служащих этого уровня урегулирована Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Количество дней отпуска муниципального служащего в 2020 году складывается из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть является общей для всех и не зависит от стажа и специфики работы, а вот дополнительные дни определяются индивидуально. У разных работников, даже в одном и том же органе власти, продолжительность отдыха различна.
Это время отдыха, правом на которое обладают все местные служащие, независимо от условий и стажа их работы. Основные правила урегулированы п. 3 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ. Стандартная продолжительность для муниципалов составляет 30 календарных дней.
Дополнительный отпуск
Дополнительные нерабочие оплачиваемые периоды — это время отдыха, которое предоставляется сверх основного срока и при наличии особых условий. Возможность получить дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы предусмотрена Федеральным законом № 25-ФЗ. Он предоставляется при:
- ненормированном характере работы муниципального служащего;
- работе во вредных или опасных условиях;
- работе в районах Крайнего Севера.
Если сотрудник наработал на местной службе определенный стаж, он претендует на дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет, с 2020 года его длительность не превышает 10 календарных дней. Но порядок его расчета, условия предоставления регулируются законодательством субъекта Российской Федерации, где трудится гражданин.
Как рассчитать продолжительность
Общегодовая продолжительность времени отдыха работника складывается из суммы продолжительностей основного и всех дополнительных нерабочих периодов. Базовая, основная, продолжительность ежегодного отдыха всегда одинакова — 30 дней.
А вот сколько дней дополнительный отпуск у муниципальных служащих за выслугу лет, зависит от законодательства субъекта РФ, в котором трудится гражданин. Например, в Москве один день дается за каждый год службы — это правило предусмотрено п. 5 ст. 28 Закона г. Москвы № 50 от 22.10.2008. В Санкт-Петербурге один день предоставляется за полных три года службы, как это установлено п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 53-8 от 15.02.2000.
Продолжительность дополнительного отпуска муниципальных служащих в 2020 году составляет:
Кому | Сколько |
---|---|
Для сотрудников, работающих во вредных и опасных условиях | Не менее 7 дней |
За ненормированный рабочий день |
Не менее 3 дней |
Гражданам, работающим на Крайнем Севере | 24 дня |
Подписанные Президентом федеральные законы
Оплачиваемое нерабочее время работникам предоставляется по общим правилам, которые установлены Трудовым кодексом РФ. До начала календарного периода формируется график, где устанавливается очередность отдыха сотрудников.
В некоторых образованиях порядок временного оплачиваемого освобождения от работы предполагает, что за две недели до запланированного отдыха сотрудник дополнительно пишет заявление, а работодатель издает распоряжение на отпуск муниципального служащего. Только после этого работник вправе отдохнуть.
Допустимо разбить нерабочий период на несколько частей, хотя бы одна из которых составляет не менее 14 календарных дней. Неизрасходованные дни не переносятся с одного года на другой и не накапливаются. Если в году сотрудник не смог оставить работу, ему выплачивается соответствующая компенсация. Работодатель не вправе не отпустить сотрудника два или более раз подряд.
Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.
Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.
Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.
Общегодовая продолжительность времени отдыха работника складывается из суммы продолжительностей основного и всех дополнительных нерабочих периодов. Базовая, основная, продолжительность ежегодного отдыха всегда одинакова — 30 дней. А вот сколько дней дополнительный отпуск у муниципальных служащих за выслугу лет, зависит от законодательства субъекта РФ, в котором трудится гражданин. Например, в Москве один день дается за каждый год службы — это правило предусмотрено п. 5 ст. 28 Закона г. Москвы № 50 от 22.10.2008. В Санкт-Петербурге один день предоставляется за полных три года службы, как это установлено п. 2 ст. 15 Закона Санкт-Петербурга № 53-8 от 15.02.2000.
В 2021 году основной отпуск муниципального служащего равен 30 дней. Этот отпуск является ежегодным и оплачиваемым. За весь период отдыха сотруднику начисляют и выплачивают отпускные, исходя из его средней зарплаты. Все время отсутствия за работником сохраняется рабочее место. До недавнего времени продолжительность такого отпуска зависела от должности служащего. На сегодняшний день 30-дневный отдых предоставляется абсолютно всем категориям таких сотрудников. Кроме того, такая продолжительность отдыха равна количеству дней отдыха госслужащих (
Оплачиваемое нерабочее время работникам предоставляется по общим правилам, которые установлены Трудовым кодексом РФ. До начала календарного периода формируется график, где устанавливается очередность отдыха сотрудников.
В некоторых образованиях порядок временного оплачиваемого освобождения от работы предполагает, что за две недели до запланированного отдыха сотрудник дополнительно пишет заявление, а работодатель издает распоряжение на отпуск муниципального служащего. Только после этого работник вправе отдохнуть.
Допустимо разбить нерабочий период на несколько частей, хотя бы одна из которых составляет не менее 14 календарных дней. Неизрасходованные дни не переносятся с одного года на другой и не накапливаются. Если в году сотрудник не смог оставить работу, ему выплачивается соответствующая компенсация. Работодатель не вправе не отпустить сотрудника два или более раз подряд.
Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2021 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:
Стаж службы, лет | Дополнительный отпуск, календарных дней |
1-5 | 1 |
5-10 | 5 |
10-15 | 7 |
Более 15 | 10 |
Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.
Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.
Правило следующее:
- дополнительный отпуск муниципальным служащим за выслугу лет ранее предоставлялся в количестве 1 дня за каждый отработанный год. С 2021 г. введены новые правила: за стаж до 5 лет положен 1 день, от 5 до 10 – 5 дней, от 10 до15 – 7 дней. Если человек отработал свыше 15 лет – 10 дней;
- за ненормированную работу работнику добавляют 3 выходных дня;
- за труд во вредных условиях – как минимум 7 дней;
- за работу на Крайнем Севере – 24 дня;
- за работу в приравненных к Крайнему Северу регионах положено 16 отпускных дней.
Из этих составляющих формируется окончательная длительность ежегодного оплачиваемого времени отдыха. Пересчет таких дней нужно делать ежегодно, так как их количество может меняться. К примеру, увеличиться может дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы.
Но при этом стоит учесть, что для государственных работников при суммировании основного отдыха и отпуска за выслугу лет количество выходных дней не должно быть более 45.
Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.
Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.
Базовым законом, который устанавливает правила для отдыха сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. В статье 115 определена стандартная продолжительность ежегодного отдыха — 28 календарных дней. Для отдельных групп сотрудников федеральными законами установлена специальная продолжительность.
Продолжительность отдыха государственных служащих этого уровня урегулирована Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Количество дней отпуска муниципального служащего в 2019 году складывается из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть является общей для всех и не зависит от стажа и специфики работы, а вот дополнительные дни определяются индивидуально. У разных работников, даже в одном и том же органе власти, продолжительность отдыха различна.
Все работающие граждане могут рассчитывать на предоставление отпускных периодов. Отпуска – это социальная гарантия для всех наемных лиц, ее предоставление – ответственность нанимателя.
В соответствии с Трудовым кодексом все работники имеют право на ежегодное получение:
- Оплачиваемого отдыха.
- Отпускных периодов за свой счет.
Гражданская служба подразумевает наличие обоих видов. Но неоплачиваемые не являются обязательными к предоставлению и выдаются только по требованию сотрудника, поэтому имеют большую вариативность оформления. Оплачиваемые периоды тоже делятся на несколько:
- Основной ежегодный отдых.
- Дополнительный.
Дополнительный отпуск муниципальным служащим предоставляется по двум категориям:
- За выслугу лет.
- За ненормированный рабочий день.
Отпуск государственного служащего формируется сразу из нескольких основных показателей и носит крайне индивидуальный характер. На его продолжительность влияет:
- Отработанное количество лет в данной организации.
- График труда чиновника.
Работая в сходных условиях, каждый сотрудник имеет свои показатели длительности ежегодного отдыха.