Как получить информационное письмо из налоговой о применении УСН

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить информационное письмо из налоговой о применении УСН». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Необходимость получить от ИФНС подтверждение о подаче уведомления на УСН обычно возникает в двух случаях:

  1. Для себя, если у вас не сохранился экземпляр уведомления с отметкой инспекции или вы подавали только один экземпляр. Правда, подтверждением работы в рамках упрощённой системы может служить и декларация, принятая налоговиками. Однако в судебной практике есть иски о неправомерном применении упрощёнки, поданные ИФНС, несмотря на принятые годовые декларации. И хотя такие споры обычно решают в пользу налогоплательщиков, лучше не рисковать и получить именно информационное письмо.
  2. Для контрагентов или других заинтересованных лиц, которые хотят убедиться, что вы работаете на спецрежиме и не начисляете НДС. Иногда копии уведомления о переходе на упрощёнку с отметкой ИФНС им недостаточно. В этом случае надо запросить в инспекции информационное письмо.

Получаем уведомление о возможности применения УСН

Приказ ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@, которым утверждена форма № 26.2‑7, не описывает, как именно запросить письмо из инспекции, поэтому заявление налогоплательщика составляется в свободной форме.

В запросе надо указать регистрационные данные организации или ИП (полное название, коды, адрес) и просьбу подтвердить, что налогоплательщик подавал уведомление о переходе на УСН и сдавал декларации по этому режиму.

Ранее, до апреля 2010 года, «упрощенцам» в инспекции выдавался документ под названием «Уведомление о возможности применения УСН». Его форма была утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495. С 13.04.2010 данный приказ утратил силу, и на смену уведомлению о применении упрощенной системы налогообложения пришло информационное письмо.

Оформляем информационное письмо о применении УСН: пошаговая инструкция

Такую бумагу у вас могут затребовать ваши контрагенты для того, чтобы убедиться, что вы действительно применяете упрощенную систему налогообложения и имеете право не выставлять счета-фактуры или не выделять в них НДС. Вы не обязаны этого доказывать, но дабы не портить отношения с контрагентами, лучше пойти им навстречу и предоставить подтверждение.

Чтобы получить такое подтверждение, необходимо направить в свою ИФНС заявление в произвольной форме. В ответ из налоговой придет письмо по форме 26.2-7 о том, что вы действительно заявляли о переходе на упрощенный режим и сдаете отчеты по единому упрощенному налогу. Оригинал этого письма оставьте у себя, а контрагентам направляйте копии.

Подготовка такого письма может занять время, по закону у налоговиков есть на это 30 дней. Если подтверждение для контрагента нужно срочно, можно направить ему:

  • копию второго экземпляра заявления о применении УСН по форме 26.2-1 со штампом налоговой инспекции;
  • копию титульного листа декларации по упрощенному налогу со штампом налоговой инспекции о приеме.
  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Порядок и сроки представления налоговой декларации

Налоговая декларация предоставляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

  • Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Налогоплательщик — не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность по УСН
  • Налогоплательщик — не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право применять УСН

За налоговый период до 2021 года налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме.

Начиная с налогового периода за 2021 год налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@» (Зарегистрирован 20.01.2021 № 62152).

Действующим налоговым законодательством не предусмотрена обязанность упрощенца представлять своим контрагентам какие-либо подтверждения применения УСН. Поэтому требовать такие документы с упрощенца нельзя. Однако его можно попросить представить доказательства того, что он применяет спецрежим. Более того, некоторые упрощенцы сами вместе с комплектом документов, например, счетом или договором, представляют письмо о применении УСН для контрагента. Ведь представить такие документы проще, чем портить отношения со своими партнерами.

Упрощённая система налогообложения

Упрощенная система налогообложения, или как ее еще ласково называют «упрощенка», — выбор более 2 млн представителей малого бизнеса. Она позволяет оптимизировать налоговую нагрузку и минимизировать издержки на подготовку отчетности. Подходит как для ИП, так и для юридических лиц.

Этот спецрежим предполагает уплату единого налога, который заменяет собой сразу три налога основной системы:

Упрощенная система предполагает два варианта налогообложения. Если вы выбираете УСН «доходы», ваша налогооблагаемая база максимальна, зато процентная ставка минимальна — 6%. Если вы выбираете «доходы минус расходы», то у вас, наоборот, минимальна налогооблагаемая база (примерно равная прибыли), а процентная ставка максимальна — 15%. Сделать правильный выбор значит найти для своего предприятия баланс между величиной процента и объекта налогообложения, от которого он считается.

Региональные власти могут снизить налоговую ставку по УСН «доходы» до 1%, а по УСН «доходы минус расходы» до 5%. Так, в Москве ставка для использующих УСН «доходы минус расходы» снижена в полтора раза и составляет 10%, а в Санкт-Петербурге снижена в два раза и составляет 7%. В Свердловской области вновь зарегистрированные ИП в определенных сферах бизнеса на любом объекте налогообложения уплачивают лишь 1%.

Основной критерий выбора для владельца бизнеса — доля расходов. Если на них приходится больше 65% выручки, то есть смысл применять УСН «доходы минус расходы». Так поступают многие:

  • ритейлеры, у которых в цену товара заложено его приобретение;
  • предприятия общественного питания и производственные компании, у которых большие расходы на закупку материалов;
  • компании на этапе своего становления, когда не все отлажено в системе закупок и много трат на приобретение основных средств производства.

Им выгоднее уплачивать максимальный процент, но взятый с небольшой суммы, чем минимальный процент, но взятый с огромной суммы, которая включает в себя дорогостоящие расходы.

Если на расходы приходится меньше 65% от выручки, то выгоднее применять УСН «доходы». Так поступают многие предприятия из сферы услуг населению: салоны красоты, мастерские по бытовому ремонту, автосервисы, юридические конторы. Вычет расходов из доходов не дает им существенного уменьшения налогооблагаемой базы, поэтому у них в приоритете низкая процентная ставка.

На УСН обычно работают те, кто имеет дело с контрагентами на спецрежимах. Если вы будете часто поставлять товары или оказывать услуги предприятиям на ОСНО, то применение упрощенной системы будет вам только мешать заключать сделки. Все дело в НДС: на упрощенке вы этот налог не платите, а вот ваши контрагенты на основной системе платят и при любой закупке товара или заказе услуги у вас им придется терять на вычете входящего НДС. Поэтому на практике закрепилась тенденция: организации на ОСНО неохотно что-либо покупают или заказывают у поставщиков на спецрежимах.

Ограничен и размер бизнеса. Чтобы не утратить право на упрощенное налогообложение, необходимо укладываться в лимиты:

По умолчанию переход на УСН или смена налогооблагаемой базы возможны только с нового года, и подать заявление для этого необходимо не позднее 31 декабря предшествующего года. То есть отправляя заявление в течение 2021 года, вы сможете применять упрощенную систему или сменить налогооблагаемую базу только с 1 января 2022 года.

Для юрлиц, переходящих с ОСНО на УСН, срок подачи по факту ограничен тремя последними месяцами года, потому что им нужно указать доход за первые девять месяцев и остаточную стоимость основных средств производства на 1 октября.

Не привязаны к 31 декабря только две категории налогоплательщиков:

Самый быстрый и верный способ — отправить сканированную копию бумажного уведомления и сопутствующих документов (если они есть) через личный кабинет налогоплательщика или через вашего оператора электронного документооборота. Для этого вам потребуется усиленная квалифицированная подпись.

Также уведомление с приложенными документами можно передать своему инспектору лично в отделении или отправить заказным письмом по адресу своего отделения ФНС. При отправке почтой обязательно составьте опись документов и закажите уведомление о получении. Датой отправки уведомления считается день, в который вы передали заказное письмо в отделение почты, а не день получения письма налоговой службой.

Приведенная форма не является унифицированной. Согласно существующему законодательству таких форм для письма о применении УСН для контрагента вообще не существует. Есть формулировка «свободная форма» и ряд прилагающихся требований. Для того чтобы все их соблюсти, удобнее ориентироваться именно на приведенные бланки, так как они удобны, в них соблюдается деловой стиль изложения, упомянуты все детали.

Как известно, для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, предпринимателю достаточно обратиться в налоговую инспекцию по месту своего расположения. Отказать в переходе она никому не имеет права.

Для того чтобы запросить информацию о поданной заявке на переход, а также узнать, была ли предоставлены декларация от его имени, налогоплательщик (ИП, ООО, ОАО) может направить свой запрос в налоговую инспекцию. А она должна ответить ему, используя специально предусмотренную для этого форму 26.2-7 «Информационное письмо».

Именно оно является главным из приложений к письму о применении УСН для контрагента. Однако, для того чтобы его получить, организации или индивидуальному предпринимателю стоит самостоятельно создавать запрос в налоговую инспекцию.

Важно! Налогоплательщик не обязан запрашивать информационное письмо в налоговой инспекции. Однако для полноценного делового общения в некоторых случаях, это бывает необходимо.

Если налоговая инспекция отказывает обратившемуся юридическому лицу в предоставлении информации, то она нарушает положения 21 статьи Налогового кодекса. Информировать всех желающих о правах, обязанностях и других нюансах налогообложения – прямая обязанность ее работников. В том числе эти разъяснения могут быть оформлены в письменном виде, в данном случае – информационного письма о применяемой организацией системе налогообложения.

Что касается переписки с контрагентом, то здесь ситуация достаточно щепетильная. Некоторые организации довольствуются минимальным составом предоставленной документации, другие – более расширенным. Бывают такие участники хозяйственного оборота, которые формулируют запросы на не существующие в природе документы. Таким образом, у организации есть три пути взаимодействия с контрагентом, который предъявляет повышенные требования к основаниям для приложений к письму о применении УСН:

  • Прекратить сотрудничество.
  • Предоставить все бумаги, которые в своем запросе упомянул контрагент.
  • Договориться, убедив делового партнера уменьшить список требуемых документов до выполнимого.

Доступный для скачивания образец письма о применении УСН для контрагента можно найти в верхней части этой статьи.

Зачем подтверждать право на УСН

Уведомительный характер — отличительная черта перехода на УСН. Но это не значит, что следует получать уведомление в налоговой службе. Как раз наоборот: предусмотрено заполнение уведомления о переходе на УСН (форма 26.2-1) для ООО или ИП и направление его в ИФНС по месту регистрации. Ранее действовала отдельная форма уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от налоговиков, этот бланк служил ответом на заявление налогоплательщика. Но он утратил силу еще в 2002 году по приказу ФНС России № ММВ-7-3/182@. Теперь ждать от налоговой разрешения на использование упрощенки не нужно. После направления уведомления разрешается применять упрощенку с даты, указанной в заявлении.

Подтверждать право применять этот режим тоже нет нужды. Если вы не подходите по условиям, это выяснится после первой отчетности, и уж тогда придется отвечать за обман материально. У налоговой службы нет оснований запрещать или разрешать переходить на упрощенную систему, ее использование — решение налогоплательщика. Кроме того, уведомление о переходе на УСН формы 26.2-1 имеет характер рекомендации. Сообщить в ФНС о намерении использовать спецрежим разрешено и в произвольной форме, но удобнее воспользоваться готовой.

Перейти на упрощенку разрешается с начала нового календарного года — налогового периода. Если вы планируете использовать эту систему с 2022 г., успейте найти и заполнить бланк уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2022 года и направить в территориальный орган ФНС до 31.12.2021. При опоздании придется отложить переход на УСН на год. Статья 346.12 НК РФ запрещает применять режим фирмам и предпринимателям, которые нарушили срок извещения налоговиков об этом.

Рекомендуемая форма введена приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». По такой же форме подают уведомление вновь созданные фирмы и ИП. Они вправе сообщить в ФНС о применении УСН в срок до 30 дней с тех пор, как встанут на учет.

Впишите величину доходов, если переходите на УСН с другой системы. За 9 месяцев доход не должен превышать 112 500 000 рублей для права применять упрощенную систему в будущем периоде. На ИП это ограничение не распространяется.

Остаточная стоимость ОС организации на 01.10.2020 не превышает 150 000 000 рублей. Для ИП ограничения нет.

Независимо от времени подачи заявления на УСН: сразу при регистрации, в течение месяца после или с начала года — заполнять необходимо форму 26.2-1, утвержденную Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@. Это единая форма для всех ООО, но некоторые пункты будут заполняться по-разному, исходя из конкретной ситуации. Например, подавая уведомление на упрощенку вместе с документами на регистрацию общества с ограниченной ответственностью, поля ИНН, КПП, а также данные по выручке за 9 месяцев и остаточная стоимость основных средств, не заполняются.

Заявление на УСН состоит из одного листа и заполняется на компьютере (шрифт Courier New с высотой букв 18) или вручную черной пастой печатными заглавными буквами. В одной ячейке должна быть одна буква, цифра или символ. Никаких исправлений, иначе ФНС не примет документ.

Как правильно заполнить и отправить уведомление о переходе на УСН

Открытие расчетного счета

Как выбрать банк для открытия расчетного счета. Нужен ли счет в банке для ООО или ИП. Может ли ООО или ИП работать без расчетного счета.

Читать статью Как выбрать вид налогообложения

Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП. Как правильно выбрать режим налогообложения, чтобы сэкономить на налогах.

  1. Создайте документ одним из способов:
    • в разделе «Отчетность» или «Учет/Отчетность» (в зависимости от конфигурации) нажмите «Создать/Справки и заявления». В строке «Налоговая» кликните «Еще» и выберите форму «26.2-1 Уведомление о переходе на УСН»;
      • Как найти форму?

      Применять УСНО или нет – это решение, которое определяется только волей налогоплательщика. В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ возможность перейти на данный спецрежим не требует разрешения налогового органа и никак не связана с его мнением. Словом, налоговики не наделены полномочиями запрещать или разрешать налогоплательщику применять УСНО.

      К сведению:

      Возможность применения УСНО не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ (см. письма Минфина России от 29.12.2018 № 03-04-05/96589, от 14.09.2018 № 03-11-11/65819).

      О своем намерении перейти на УСНО с начала налогового периода (то есть с 1 января) или с начала деятельности налогоплательщики сообщают в ИФНС посредством подачи уведомления по форме 26.2-1, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

      Подчеркнем: данная форма носит рекомендательный характер (!), что следует из названного приказа. Безусловно, этот нюанс важен, поскольку указывает на возможность применения альтернативных вариантов уведомления ИФНС.

      В уведомлении будущий плательщик «упрощенного» налога в обязательном порядке указывает объект налогообложения, с которого он намерен платить налог, – «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов» («доходы минус расходы») (п. 1 ст. 346.13, ст. 346.14 НК РФ).

      При этом вновь зарегистрированные юридические лица и ИП обязаны подать в ИФНС уведомление по форме 26.2-1 в срок, установленный п. 2 ст. 346.13 НК РФ, – не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

      Для действующих налогоплательщиков п. 1 ст. 346.13 установлен иной срок – не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО. В этом случае помимо выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») необходимо указать остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСНО.

      Обратите внимание:

      В соответствии с пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и ИП, не уведомившие о переходе на УСНО в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять названный режим налогообложения. Как подчеркнуто в Постановлении АС СЗО от 22.04.2019 № Ф07-3501/2019 по делу № А26-9853/2018, в названной норме содержится императивное правило о запрете на применение специального режима в случае неуведомления о переходе на УСНО в установленные кодексом сроки.

      Итак, п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ установлено требование в установленный срок уведомлять налоговый орган о намерении налогоплательщика перейти на УСНО. А подпунктом 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ фактически установлен запрет на применение «упрощенки» налогоплательщиками, не выполнившими данное требование. То есть в одних нормах содержится требование (подчеркнем: именно требование, а не обязанность!), а в другой определена мера ответственности за невыполнение требования. Это необычная для Налогового кодекса конструкция, поскольку запрет, как правило, является следствием невыполнения налогоплательщиком обязанности, предусмотренной кодексом. В итоге названные нормы участники налоговых правоотношений толкуют по-разному (разумеется, каждый в свою пользу). К примеру, налогоплательщики считают, что декларация по УСНО (которая, отметим, подается спустя год после сроков, указанных в п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ) является приемлемой альтернативой уведомлению по форме 26.2-1. Причем правомерность такой позиции подтверждена высшими арбитрами.

      Споры по вопросу о правомерности применения УСНО в связи с неподачей налогоплательщиками уведомления начались давно. Верховный суд обобщил судебную практику и в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства[1] (далее – Обзор), указал следующее.

      Налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков – требовать представления налоговой отчетности, блокировать операции по счетам, если отчетность не представлена (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ). Поэтому если своим поведением в течение налогового периода инспекция фактически признала правомерность применения налогоплательщиком УСНО (в частности, не возражала против внесения им ежеквартальных авансовых платежей «упрощенного» налога и подачи декларации по нему), то она не вправе ссылаться на пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в обоснование изменения статуса налогоплательщика.

      Иными словами, Верховный суд считает, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о выборе УСНО, если ранее фактически признал обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.

      Руководствуясь обозначенной позицией Верховного суда, нижестоящие суды теперь признают незаконными действия налогового органа, выражающиеся в отказе признать за вновь созданными (зарегистрированными) налогоплательщиками право на применение УСНО с момента создания (регистрации), если в течение отчетных и налоговых периодов налоговый орган своим поведением фактически признавал правомерность применения ими УСНО (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 № 09АП-1921/2019 по делу № А40-168017/18, АС СКО от 18.04.2019 № Ф08-1856/2019 по делу № А53-26072/2018, АС ЦО от 05.03.2019 № Ф10-49/2019 по делу № А14-21446/2017). Хотя прежде в случае неподачи налогоплательщиками уведомления по форме 26.2-1 суды нередко вставали на сторону налогового органа (см., например, определения ВС РФ от 29.09.2017 № 309-КГ17-13365 по делу № А47-8188/2016 и от 26.10.2017 № 309-КГ17-15287 по делу № А50-29958/2016), указывая, что принятие налоговым органом деклараций по УСНО не может рассматриваться как подтверждение права на применение этой системы налогообложения.

      Отсутствие уведомления о переходе на УСНО при совершении налогоплательщиком иных действий, свидетельствующих о применении им данной системы налогообложения, не влечет запрета в ее применении и возникновения обязанностей по представлению налоговых деклараций по общей системе налогообложения.

      Правда, в этой правовой позиции буквально упоминается лишь одна категория «упрощенцев» (правовой статус – организация или ИП – в данном случае значения не имеет) – те, кто применяет УСНО с момента своего создания. Но есть и другая категория – те, кто перешел на УСНО с другого налогового режима. Действителен ли аналогичный подход в отношении них?

      Для ответа на поставленный вопрос обратимся к делу № А62-5153/2017 и вкратце поясним суть спорной ситуации.

      С 01.01.2006 компания применяла УСНО на основании уведомления, выданного налоговым органом 05.12.2005. Однако в период с 25.12.2007 по 24.06.2012 она не соответствовала требованиям, установленным п. 3 ст. 346.12 НК РФ, поскольку согласно данным ЕГРЮЛ единственным участником общества в указанный период являлось другое ООО с долей участия в уставном капитале 100 %. Поэтому компания утратила право на применение УСНО.

      В силу п. 7 ст. 346.13 НК РФ компания вправе была вновь перейти на УСНО не ранее 2013 года, уведомив о переходе на данный режим в порядке и в сроки, установленные п. 1 названной статьи. Но подобное уведомление компания, фактически перешедшая с ОСНО на «упрощенку», в ИФНС не подала. Это обстоятельство и послужило основанием для пересмотра контролерами налоговых обязательств компании (в рамках общей системы налогообложения) за проверяемый период 2013 – 2015 годов.

      Суды трех инстанций, руководствуясь положениями ст. 346.11, 346.12 и 346.13 НК РФ в совокупности, сочли правомерным решение налоговиков (см. Постановление АС ЦО от 06.12.2018 № Ф10-291/2018 по делу № А62-5153/2017). В обоснование арбитры привели следующие доводы:

      • компания не подавала уведомление о переходе на УСНО, следовательно, она была обязана применять общую систему налогообложения и исполнять обязанность по представлению налоговых деклараций, в том числе по НДС, налогам на прибыль и на имущество;

      • подача компанией деклараций по УСНО за 2013 – 2015 годы и принятие их налоговым органом не могут рассматриваться как подтверждение ее права на применение этой системы налогообложения, поскольку налоговый орган не вправе отказать в принятии поданной декларации.

      Не согласившись с решением кассационной инстанции, компания подала заявление в Верховный суд, приведя такие аргументы:

      • по итогам камеральных проверок деклараций по УСНО за 2013 и 2014 годы ИНФС не направила в адрес компании ни одного сообщения о ее несоответствии требованиям, предусмотренным законодательством для применения УСНО;

      • налоговики не сообщили (в порядке и сроки, установленные ст. 88 НК РФ) об отсутствии уведомления о переходе на УСНО;

      • никакие дополнительные сведения и документы у компании не запрашивались.

      По мнению компании, отсутствие выявленных инспекцией нарушений в части сдаваемой отчетности свидетельствует о выполнении обязанности по информированию налогового органа о переходе на УСНО и обоснованности ее применения в спорный период. Следовательно, в указанных обстоятельствах сам по себе факт отсутствия уведомления не может служить основанием для самостоятельного изменения инспекцией налогового режима в отсутствие воли заявителя.

      Судья Верховного суда (см. Определение от 29.05.2019 № 310-ЭС19-1705) счел этот довод заслуживающим внимания и передал дело № А62-5153/2017 для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. И что-то нам подсказывает, что окончательное решение по данному спору будет вынесено в пользу налогоплательщика. Согласитесь, основания для оптимизма имеются.

      Есть еще одна ситуация, в которой налоговики сначала отмалчиваются, а затем предъявляют претензии. Речь о смене объекта налогообложения при УСНО.

      Типичный спор был рассмотрен недавно АС МО (см. Постановление от 08.05.2019 № Ф05-4303/2019 по делу № А40-245402/2017).

      В 2011 году компания подала уведомление о применении УСНО с объектом налогообложения «доходы», однако за 2012 и последующие годы она представляла декларации, где был указан иной объект налогообложения – «доходы минус расходы». Налоговики спохватились лишь по итогам камеральной проверки декларации за 2015 год – доначислили «упрощенный» налог (около 3 млн руб.).

      Компания оспорила это доначисление. Она настаивала, что надлежаще уведомила налоговый орган (в декабре 2011 года) о смене объекта налогообложения (как того требуют п. 2 и 3 ст. 346.14 НК РФ). Но контролеры указывали на его отсутствие.

      Правда, как следует из материалов дела, компания и за 2011 год представила декларацию по УСНО с указанием в ней объекта налогообложения «доходы минус расходы». С учетом этого обстоятельства суды первой и апелляционной инстанции сочли неубедительным довод налогоплательщика о подаче уведомления об изменении объекта налогообложения. И, как следствие, отказали в удовлетворении требований о признании неправомерной суммы доначисленного «упрощенного» налога.

      Между тем кассация отменила решение нижестоящих судов. Какие доводы при этом она привела, вы, полагаем, уже догадались. Совершенно верно, доводы все те же.

      Налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, пп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).

      Поэтому если своим поведением в течение предыдущих налоговых периодах налоговый орган фактически признал правомерность применения компанией УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то у него нет никаких оснований для осуществления доначислений в отношении данной компании с применением иного объекта налогообложения.

      Иными словами, АС МО счел возможным применить при рассмотрении данного спора приведенную выше правовую позицию Президиума ВС РФ, изложенную в п. 1 Обзора (о чем, кстати, прямо сказано в судебном акте).

      Примечательно, что в том же Обзоре, но в другом пункте – п. 7 – указана более жесткая для «упрощенцев» правовая позиция по данному вопросу, суть которой заключается в следующем: выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, является обязательным для налогоплательщика и не может быть изменен после начала налогового периода. Но она, по мнению АС МО, в данной ситуации не применима. Очевидно, из-за противоречивых показаний участников спора относительно подачи (или неподачи) уведомления. Это во-первых. А во-вторых (и это более существенный момент в данном споре), из-за того, что налоговики на протяжении нескольких лет принимали отчеты «упрощенца» без каких-либо претензий.

      Вероятно, при других обстоятельствах итог спора относительно смены изначально выбранного объекта налогообложения при УСНО может оказаться другим. Это следует учитывать, тем более что Минфин по данному вопросу довольно категоричен.

      Обратите внимание:

      Минфин допускает возможность изменения первоначально выбранного объекта налогообложения по УСНО только до начала его применения. Об этом свидетельствуют разъяснения чиновников ведомства в письмах от 16.01.2015 № 03-11-06/2/813, от 14.10.2015 № 03-11-11/58878.

      Однако следует учесть риски, обусловленные Определением ВС РФ от 30.03.2018 № 304-КГ18-1727 по делу № А45-298/2017, в котором была рассмотрена следующая ситуация. В конце 2014 года компания представила в ИФНС уведомление о переходе с 01.01.2015 на УСНО с объектом налогообложения «доходы». Вместе с тем в марте 2016 года налогоплательщик представил в инспекцию декларацию за 2015 год, где заявил к уплате «упрощенный» налог, рассчитанный исходя из разницы между доходами и расходами.

      По результатам камеральной проверки контролеры указали на неправильное применение объекта налогообложения и доначислили «упрощенный» налог.

      Три судебные инстанции пришли к выводу, что представление компанией декларации по УСНО за 2015 год с отражением в ней объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» по существу является изменением ранее выбранного объекта налогообложения. А пунктом 2 ст. 346.14 НК РФ подобные действия запрещены.

      Организация с самого начала осуществления деятельности использовала упрощённую систему налогообложения, однако, забыла уведомить об этом инспекцию. Через два года налоговая обнаружила отсутствие данного заявления и заблокировала расчётный счёт. Основанием для того решения послужило непредставление отчётности по ОСНО, а также необоснованное использование «упрощёнки».

      Организация решила оспорить действия налоговой инспекции в суде.

      Позиция организации заключалась в том, что упрощённая система налогообложения использовалась с начала осуществления деятельности, вся необходимая отчётность предоставлялась в налоговые органы своевременно и не вызывала нареканий со стороны инспекторов. Уплата единого налога производилась регулярно. Таким образом, организация подтвердило своё право на применение УСН добросовестной сдачей деклараций и перечислению сумм налогов, а налоговая инспекция на протяжении двух лет принимала отчёты и платежи без нареканий.

      Так как отчёты от юридического лица поступали как от пользователя УСН, то обязанности по сдаче отчётности по ОСНО не было. Соответственно действия инспекторов по блокировке расчётного счёта незаконны.

      Важно! Уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, сокращенно УСН организациями или ИП в настоящий момент налоговыми органами не выдается. Однако при обращении налогоплательщиков в налоговые органы, они могут получить подтверждения того, что они находятся на упрощенной системе налогообложения. В настоящий момент такое уведомление выглядит как информационное письмо. В данном письме будет указана дата подачи заявления о начале применения упрощенной системы налогообложения организацией или индивидуальным предпринимателем.

      Уведомление о переходе на УСН: образец заполнения

      Для того чтобы получить информационное письмо о применении упрощенной системы налогообложения необходимо написать заявление в налоговый орган по месту регистрации организации или ИП. Заявление пишется в свободной форме. Письмо должно быть адресовано начальнику налогового органа, в который вы подаете это заявление. Его должность, фамилию, имя, отчество нужно будет уточнить в самой налоговой или на ее официальном сайте. Далее необходимо указать от кого это письмо, здесь указывается наименование организации, ее ИНН, ОГРН, адрес, телефон. Если есть номер исходящего письма, то его нужно указать, а также дату письма. Если заявление подает индивидуальный предприниматель, то он указывает свою фамилию, имя, отчество полностью, свой ИНН и ОГРН. Далее пишется слово «Заявление» и внизу текст письма. Текст письма может быть следующим: «Просим предоставить информационное письмо о применении в настоящий момент нашей организацией упрощенной системы налогообложения для предоставления заинтересованным лицам». Далее указывается должность сотрудника, его фамилия, инициалы, подпись и печать организации. Для индивидуального предпринимателя текст может быть следующим: «Прошу предоставить информационное письмо, о том, что я, как индивидуальный предприниматель, в настоящий момент применяю упрощенную систему налогообложения. Письмо необходимо для предоставления в банк (либо по месту требования)». Далее указывается его фамилия, инициалы, подпись и если есть печать.

      После этого заявление необходимо отнести в налоговый орган и зарегистрировать его. В течение 30 дней после регистрации данного письма налоговый орган обязан дать ответ. Ответ будет оформлен по форме 26.2-7 (Приказ ИФНС № ММВ-7-3/829@ от 02.11.2012 года).

      Вопрос. Может ли налоговый орган не предоставить информационное письмо по форме 26.2-7?

      Ответ. Налоговые органы обязаны отвечать на заявления налогоплательщиков. Если они не отреагировали на ваше заявление, это можно приравнять к бездействию сотрудников налогового органа и в таком случае можно обжаловать это бездействие. Такое право дает глава 19 Налогового Кодекса РФ. Для этого необходимо оформить жалобу в письменном виде в свободной форме, однако в ней необходимо указать определенную информацию, а именно:

      1 наименование органа или конкретного должностного лица, которому адресована жалоба
      2 суть обращения. Необходимо указать номер поданного ранее заявления, дату этого заявления, проблему по которой жалуетесь
      3 адрес фактического местонахождения организации – для отправки ответа
      4 Ф.И.О. заявителя, его подпись, печать
      5 Дата жалобы. От нее налоговики будут отсчитывать срок ответа

      В некоторых случаях в рассмотрении жалобы могут отказать. Причиной может быть нецензурная лексика, угрозы в адрес должностных лиц или невозможность проверить факт бездействия налоговиков и т.д. Жалоба подается в вышестоящий орган той налоговой инспекции, которая бездействовала.

      В настоящий момент унифицированной формы уведомления, обязательной к применению при переходе на УСН, нет. Организация или ИП могут использовать как рекомендованную ФНС РФ форму 26.2-1, так и собственноручно разработанную. Однако, во избежание возможных отказов на уровне местных инспекций, рекомендуем составлять и подавать уведомление о переходе на УСН по форме 26.2-1, рекомендованной Федеральной налоговой службой.

      Срок подачи уведомления напрямую зависит от того, по каким основаниям организация или ИП переходят на УСНО:

      • При первичной постановке на учет ООО или ИП уведомление нужно сдать либо одновременно с общим пакетом документов на регистрацию, либо в течение 30 дней после нее.

      Как было сказано выше, если бизнесмен забудет в тридцатидневный срок подать заявление для перехода на упрощенку, то он автоматически будет переведен на общий режим налогообложения, сменить который сможет только в следующем году.

      • Действующая организация или ИП при переходе с иной системы налогообложения или при открытии нового вида деятельности, в отношении которого планируется применение УСНО, должны подать заявление в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, с которого будет применяться упрощенка.

      Три образца уведомлений по УСН для ИП

      Подтверждение того, что исполнитель (подрядчик, продавец) применяет УСН скорее важно для него самого (от этого зависят уплачиваемые им налоги). Для заказчика (покупателя) вопрос о том, применяет его контрагент УСН или нет, влияет только на то, облагается цена договора НДС или нет. Обычно этот вопрос оговаривается на стадии заключения договора. Но иногда покупатели (заказчики) просят от контрагента подтверждение применяемого ими специального режима УСН.

      Рассмотрим возможные варианты такого подтверждения.

      Другим документом, подтверждающим применение налогоплательщиком УСН, является Форма N 26.2-7 «Информационное письмо», которая утверждена приложением N 7 к Приказу ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

      Чтобы получить Форму N 26.2-7 «Информационное письмо» налогоплательщик, применяющий УСН, должен отправить в свою налоговую инспекцию запрос в произвольной форме о подтверждении применения упрощенной системы налогообложения. В течение 30 дней налоговая инспекция выдаст (пришлёт) этот документ.

      До апреля 2010 года выдавалось уведомление о возможности применения УСН. Сейчас выдается только информационное письмо по Форме N 26.2-7.

      Упрощенная система налогообложения (УСН) — один из специальных налоговых режимов, предназначенный для малого бизнеса. Вместо НДС, налога на прибыль (или НДФЛ), налога на имущество уплачивается один налог. Регулируется НК РФ — Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения.

      [1]

      Сервис ФНС «Прозрачный бизнес» — открытый информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который ведет ФНС РФ и который содержит перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне.

      Юридическое лицо или предприниматель (ИП) сменить общую систему налогообложения (ОСНО) на упрощенную (УСН) может только с 01 января следующего года. Уведомление по форме КНД 1150001 нужно предоставить в налоговую службу не позднее 31 декабря. Но если 31 декабря приходится на выходной день, то сдать уведомление о применении УСН необходимо не позднее рабочего дня следующего года (пункт 1 статьи 346.13 НК РФ).

      Рассмотрим более подробно правила заполнения уведомления о переходе на УСН.

      При заполнении уведомления важно учесть следующие моменты:

      1. в верхней части бланка указываем ИНН и КПП налогоплательщика (у ИП нет КПП, поэтому в строке ставиться прочерк);
      2. в строчке Предоставляется в налоговый орган (код) — указываем код налогового органа, где зарегистрированы;
      3. в строчке Признак налогоплательщика (код) — указываем соответствующий код, выбрав из предлагаемого списка внизу бланка;
      4. в строчке переходит на упрощенную систему налогообложения указываем – соответствующий код выбрав из предлагаемых в нижней строке;
      5. в строке В качестве объекта налогообложения указываем – соответствующий код выбранного Вами налогообложения;
      6. Указываем год подачи уведомления и переходе на УСН – 2017;
      7. Полученный организацией (индивидуальным предпринимателем) доход за 9 месяцев 2017 года;
      8. Остаточную стоимость ОС на 01 октября (предприниматели в данной строчке ставят прочерки);
      9. Далее, указываем ФИО налогоплательщика, телефон и дату подачи уведомления.

      Уведомление о переходе на УСН для ООО в 2021 году

      Письмо о применении УСН для контрагента – важная часть деловой жизни предпринимателя. Таким образом он вправе сообщить деловому партнеру о причинах, по которым он не включает НДС в стоимость своей продукции или услуг.

      Трудность заключается в том, что каждый руководитель сам вправе выбирать форму налогообложения, переходить с одной на другую. А контрагенты, с которыми он работает, не всегда готовы к смене условий. Они могут быть не в курсе произошедших изменений в форме налогообложения той организации, с которой взаимодействуют, либо сотрудничество между сторонами только налаживается.

      По этим причинам письмо о применении УСН для контрагента является полезной бумагой для организации плодотворного делового общения.

      В Российской Федерации, помимо основного налогового режима, в рамках которого выплачивается НДС, существует ряд специальных режимов. К ним относят:

      • УСН. Расшифровывается как «упрощенная система налогообложения».
      • Единый сельскохозяйственный налог.
      • Патентная система налогообложения.
      • Единый налог на вмененный доход по определенным видам деятельности.
      • СН при выполнении соглашений о разделе продукции.

      Налоговый кодекс точно описывает каждый из них. Вместе с тем, там сказано, что «упрощенцы» НДС не выплачивают (статья 366.11).

      О том, что хозяйствующий субъект работает на упрощенке, ФНС в общем случае не обязана никого уведомлять. Однажды направив в налоговую инспекцию заявление на упрощенку (и убедившись, что его приняли), вы можете быть уверены в правомерности последующего применения упрощенки без каких-либо дополнительных условий со стороны ФНС.

      Однако в подтверждении статуса плательщика УСН могут быть заинтересованы различные сторонние лица, например:

      • контрагенты (желающие удостовериться в том, что их партнер — упрощенец и не платит НДС);
      • банки (при рассмотрении кредитной заявки);
      • инвесторы, партнеры (рассматривающие возможность слияния с бизнесом — который, в частности, не сможет применять УСН, если им будут владеть другие юрлица более чем на 25%).

      Таким образом, поводов для получения официального подтверждения о применении УСН хозяйствующим субъектом может быть предостаточно.

      УСН, равно как и вмененка и патент, являются добровольными режимами налогообложения и могут применяться ИП и организациями по своему усмотрению при соблюдении соответствующих условий.

      ОСНО является одним из самых сложных и экономически невыгодных для субъектов малого предпринимательства режимов налогообложения. В большинстве случаев он применяется, когда по численности сотрудников и денежным оборотам компания или ИП не может применять УСН или ЕНВД либо, в случае, когда налогоплательщик сотрудничает в основном с контрагентами, заинтересованными в зачете «входного» НДС.

      Если при регистрации ИП или организация забыли сдать уведомление на применение ЕНВД или УСН, перейти на спецрежим они смогут только в следующем году.

      Применение УСН осуществляется только после уведомления налогового органа об этом и регистрации указанного лица в качестве плательщика упрощенного налога. Без уведомления, на упрощенку перейти нельзя, как при первичной регистрации, так и при смене режима налогообложения.

      Если следовать букве закона, то заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с нового года надо подать в ту инспекцию, где действующий бизнесмен уже поставлен на налоговый учёт. Указание на это есть в п. 1 статьи 346.13 НК РФ.

      А вот в отношении того, можно ли подавать уведомление в ту же ИФНС, куда подаются документы на госрегистрацию, точно не сказано. Дело в том, что в крупных городах и некоторых регионах созданы специальные регистрирующие инспекции. Так, в Москве это 46-ая инспекция, в Питере — 15-ая. То есть, документы на регистрацию подают только в них, а на учёт ставят в ИФНС по прописке ИП или юрадресу ООО.

      На практике налоговики (та же самая 46-ая московская ИФНС) без проблем принимают заявление на УСН при подаче документов на регистрацию, но кое-где, как мы уже говорили, требуют обращаться по месту налогового учёта. В вашем конкретном случае вполне может оказаться, что инспекция, куда вы подаёте документы и которая ставит вас на налоговый учёт, будет одной и той же. Тогда и вопрос выбора ИФНС просто не возникает. Узнать код инспекции можно на сайте налоговой службы.

      Рекомендация сдать уведомление о переходе на упрощенку вместе с основным пакетом документов связана с исключением риска перевода на ОСНО, если предприниматель или ООО забыли подать указанный документ, что случается довольно часто. Отложение сдачи заявления «на потом» грозит ИП или компании необходимостью уплаты трех основных налогов ОСНО, а также сдачей полного пакета документов, включающего налоговую и бухгалтерскую отчетность.

      Чтобы предупредить возможный исход рекомендуется сдать уведомление 26.2-1 вместе со всеми документами, представляемыми на регистрацию.

      Подтвердить применение упрощенной системы налогообложения можно непосредственно в налоговом органе по месту учета, запросив у контролирующего органа соответствующий документ.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *