2021 г приобретение права на использ програм продукта в автоном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2021 г приобретение права на использ програм продукта в автоном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:

  • на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» – права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);

  • на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» – права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;

  • на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» – права пользования на программное обеспечение и базы данных;

  • на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» – права пользования иными нематериальными активами.

В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;

  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.

Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).

Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА

Дата публикации 30.12.2020

Смотрите также

Вопрос аудитору

В казенном учреждении на счете 01.32 учитываются неисключительные права на программное обеспечение ViPNet, Касперский, СБиС, MsOffice. На каком счете организовать учет перечисленных НМА с 01.01.2021 (проводки при поднятии на баланс с забаланса)?

С 1 января 2021 года вступает в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — СГФ «Нематериальные активы»).

Согласно п. 333 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н) в редакции, действующей до 01.01.2021, неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, учитываются на счете 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н). Они относятся на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н (далее — Приказ № 198н) с 1 января 2021 г. неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые за балансом на счете 01, должны числиться на балансе на счете 111 6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных».

Письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 доведены методические рекомендации по применению СГФ «Нематериальные активы» (далее — Методические рекомендации). В части 11 Методических рекомендаций содержатся положения по первому применению стандарта и переходные положения. В отличие от переходных положений ранее внедренных стандартов, согласно которым поднятие на баланс объектов, соответствующих критериям актива, отражалось в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», поднятие на баланс прав пользования нематериальными активами осуществляется в 2021 г.

Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГФ «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2021 г. по результатам инвентаризации.

Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 0 401 50 000, срок полезного использования которых на 1 января 2021 г. составляет менее 12 мес., относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГФ «Нематериальные активы». Такие расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГФ «Нематериальные активы» (часть 11 Методических рекомендаций).

Таким образом, если на 01.01.2021 на счете 401 50 учитывается НМА со сроком полезного использования меньше года, соответствующий остаток по счету 401 50 следует списать на финансовый результат операциями 2021 г. Сумма и необходимость списания определяются по результатам инвентаризации и закрепляются в решении комиссии по поступлению и выбытию активов.

С 1 января 2021 г. неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности больше не учитываются на забалансовом счете 01. Следовательно, одновременно со списанием остатка по счету 401 50 необходимо списать соответствующий объект с забалансового счета 01 независимо от того, что срок действия лицензии еще не истек.

Если срок полезного использования неисключительного права на результаты интеллектуальной деятельности больше года, расходы будущих периодов формируют стоимость объекта учета — прав пользования НМА. Амортизацию следует начислять из оставшегося срока полезного использования. На бессрочные лицензии амортизация не начисляется (п. 26 СГФ «Нематериальные активы»).

Таким образом, если срок полезного использования неисключительного права меньше года, делаются записи:

уменьшение забалансового счета 01;

Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 401 50 226 — отнесены на финансовый результат текущего года расходы на приобретение неисключительных прав.

В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:

  • на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
  • на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
  • на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
  • на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.

В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.

Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Название подстатьи 352 КОСГУ — «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

На данный код КОСГУ относят операции по принятию к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования. Это права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности.

В новой редакции порядка применения КОСГУ уточнено, что подстатья 352 не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий. То есть оплачивать права пользования с применением этой статьи не нужно. Разберемся тогда, как и для чего ее применять.

К примеру, мы покупаем антивирусную программу с установленным сроком использования — 2 года. Покупку отразить по подстатье 352 КОСГУ нельзя. Как и ранее, приобретение программ в пользование мы сейчас отражаем по подстатье 226 КОСГУ. А вот далее нужно поставить программу на учет, т. к. срок ее использования установлен и он больше года. Также по объектам с определенным сроком пользования нужно начислять амортизацию.

Тут применяем новые подстатьи 352 и 452 КОСГУ:

  • Дебет Х 111 6I 352 Кредит Х 302 26 73Х — отражена покупка программы, если не было других вложений в формирование ее стоимости;
  • Дебет Х 106 3I 352 Кредит Х 302 26 73Х — отражена покупка программы, если формируется стоимость вложений в нее на счете 106;
  • Дебет Х 111 6I 352 Кредит Х 106 3I 352 — принята к учету программа;
  • Дебет Х 401 20 226 (Х 109 ХХ 226) Кредит Х 104 6I 452 — начисление амортизации ежемесячно в течение двух лет (если стоимость больше 100 000 руб.) или единовременное начисление амортизации (при стоимости до 100 000 руб. включительно);
  • Дебет Х 104 6I 452 Кредит Х 111 6I 452 — по истечении двух лет прекращено право пользования программой.

Название подстатьи 353 КОСГУ — «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования».

На данный код КОСГУ относят операции по принятию к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования.

В новой редакции порядка применения КОСГУ также уточнено, что подстатья 353 не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий. Разберемся, как и для чего ее применять.

При поступлении неисключительных прав, к примеру, лицензии на программный продукт, мы проверяем, установлен ли срок использования. Бывает, что этот срок согласно договору не установлен. Тогда наша профильная комиссия по поступлению и выбытию активов проверяет, можем ли мы установить такой срок. При определении срока полезного использования учитываются факторы:

  • срок действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и период контроля над активом;
  • ожидаемый срок использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получать экономические выгоды;
  • типичный жизненный цикл для актива и публичная информация об оценках сроков полезной службы аналогичных активов, которые используются аналогичным образом;
  • технологические, технические и другие типы устаревания.

Если с учетом этих факторов срок полезного использования объекта можно установить, то он устанавливается. Тогда неисключительные права переходят в группу объектов с определенным сроком полезного использования.

Если же срок полезного использования установить нельзя, то неисключительные права отражаются как права с неопределенным сроком полезного использования. Амортизация по таким объектам не начисляется.

К примеру, при покупке программных продуктов с неопределенным сроком полезного использования в учете отражаются записи:

  • Дебет Х 111 6I 353 Кредит Х 302 26 73Х — отражена покупка программы, если не было других вложений в формирование ее стоимости;
  • Дебет Х 106 3I 353 Кредит Х 302 26 73Х — отражена покупка программы, если формируется стоимость вложений на счете 106;
  • Дебет Х 111 6I 353 Кредит Х 106 3I 353 — принята к учету программа.

Закупки корпоративных заказчиков

Номер извещения

ГП117434

Уникальный номер закупки

066/ГНП сеть/16.05.2021/ОЗКэ

58.29.50.000

Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение

62.0

Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий

Отсутствуют

Документация лота

Нет прикрепленных документов

  • Пошаговая инструкция
  • Особенности учета затрат на неисключительные права
    • Нормативное регулирование
    • Срок действия неисключительных прав
    • Аналитика к счету учета затрат на ПО
  • Отражение в учете затрат на приобретение программного обеспечения
    • Проводки по документу
    • Учет неисключительного права
  • Списание расходов будущих периодов
    • Проводки по документу
    • Контроль
    • Документальное оформление

КОСГУ 352 и 353 в 2021 году: применяем правильно

В этом случае оформляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 0 401 20 226 (0 109 Х02 226) Кредит 0 302 26 73Х3 — отражены расходы на приобретение ПО;

Увеличение забалансового счета 01 — отражено поступление ПО;

Дебет 0 302 26 83Х4 Кредит 0 201 11 610 (у казенного учреждения — 1 304 05 226), одновременно увеличение забалансового счета 18 к счету 201 11 — погашена кредиторская задолженность перед поставщиком;

Уменьшение забалансового счета 01 — по истечении срока действия лицензии отражено списание нематериального актива, полученного в пользование.

В России существуют разные виды господдержки:

  • Финансовая: субсидии, гранты, льготы.

  • Имущественная: предоставление прав на пользование государственным имуществом на льготных условиях.

  • Информационная: создание федеральных и региональных информационных систем.

  • Консультационная: профессиональные консультации в виде обучающих курсов о создании и ведении бизнеса.

  • Образовательная: подготовка и переподготовка сотрудников.

В каждом регионе предусмотрены свои программы поддержки и выплаты из региональных фондов.

Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателям в виде программ субсидирования. Это выделение денежных средств в виде субсидий и различных грантов для бизнеса.

В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Чтобы получить представление о мерах поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса в регионах, рекомендуем ознакомиться с сайтом Минэкономразвития РФ.

Цель расходования грантов и некоторых видов субсидий обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Нельзя тратить средства по своему усмотрению. На какие задачи разрешается тратить деньги:

  • Приобретение оборудования или его модернизацию.

  • Аренда или ремонт недвижимости для ведения бизнеса. Не более 20% от полученных денег. Надо заключить договор для подтверждения расходов.

  • Оплата необходимого для ведения бизнеса ПО, получение лицензий, патентов.

  • Закупка сырья, расходных материалов. Не более 20% полученных денег.

За все потраченные деньги потребуется отчитаться, поэтому важно сохранять подтверждающие платежные документы.

Субсидия выдается на конкурсной основе для уже работающих молодых предпринимателей, которые хотели бы расширить свой бизнес. Ее размер составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Здесь также потребуется бизнес-план, где описывается, что есть на сегодня и что будет после вложения денег.

Конкурсный отбор проводится по показателям: создание рабочих мест, увеличение ЗП сотрудникам, рост выручки и производительности труда, характеристики приобретаемого оборудования.

Государство готово взять на себя до 50% предполагаемых расходов. Важно наличие собственных сбережений для инвестирования в проект. Неизрасходованный остаток начисленной суммы или нецелевое использование финансов необходимо будет вернуть в госбюджет.

  • На лизинг оборудования. Субсидия на уплату до 70% первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. Назначается также по конкурсному отбору.

  • На возмещение ставок по кредитам. Компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на поддержку и развитие деятельности.

  • На участие в выставках. Компенсация до 50% затрат. Выставка в России – до 350 тыс. рублей, выставка за рубежом – до 700 тыс. рублей.

  • На рекламу в размере до 300 тыс. руб, но не деньгами, а товарами или услугами на рекламную компанию вашей деятельности. Предположим, если вы хотите сделать сайт, или вам надо вести инстаграм.

  • На транспортировку товаров за рубеж, сертификацию продукции, получение патентов и свидетельств – до 3 млн рублей.

Проблемы распоряжения исключительным правом в отношении программы для ЭВМ

Обстоятельства для отказа:

  • Неправильный выбор направления ведения бизнеса. Государство не поддерживает производство алкоголя и табачных изделий, банковскую сферу, области страхования.

  • Повторная подача заявления на субсидию. Вероятность отказа 80%.

  • Неграмотный бизнес-план. Недостаточно подробное рассмотрение доходов и расходов, отсутствие необходимых расчетов, слишком продолжительный срок окупаемости, нет описания экономической и социальной значимости.

  • Завышенный объем необходимого финансирования.

  • Отсутствие описания направления расходования средств. Важно показать, на что будут израсходованы деньги. Без этого госорганы не смогут контролировать целевое расходование денег.

Данным видом финансирования могут воспользоваться и те, кто приступает к регистрации бизнеса, и те, кто занимается коммерческой деятельностью не более двух лет. Гранты индивидуальным предпринимателям распределяются по итогам конкурсов. Чаще всего их получают инновационные предприятия, проекты с высокой социальной значимостью, производство и агропромышленный сектор, торговля.

Объем финансирования зависит от бюджета региона. Для подтверждения своих претензий на получение гранта надо доказать принадлежность своей компании к категории МСП и соответствовать всем перечисленным ранее условиям.

Выплатой грантов обычно занимаются Фонд содействия инновациям и Фонды поддержки предпринимательства, которые действуют в каждом регионе страны. Всю актуальную информацию можно узнать на сайтах фондов.

Наиболее популярной и востребованной программой поддержки от Фонда содействия инновациям является программа УМНИК. В ее рамках молодые разработчики и исследователи от 18 до 30 лет могут получить финансирование на реализацию своих научно-исследовательских проектов. Проекты должны быть коммерчески ориентированы.

В некоторых случаях индивидуальным предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование в десятки миллионов рублей. Для этого предусмотрены микрозаймы размером от 100 тысяч до 5 миллионов рублей. Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по льготной ставке.

Назначение полученных средств как всегда целевое. При сумме до 300 тысяч рублей банк требует залог в виде движимого или недвижимого имущества, либо поручительство. При сумме выше требуются оба вида гарантии.

Гарантийную поддержку при получении банковских кредитов предпринимателям оказывает МСП Банк. Организация помогает получить субъекту МСП кредит при недостаточном залоге и берет на себя роль поручителя.

Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

  • исключительные права;
  • права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.

Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).

Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

  • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
  • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

Право Счет учета Пример
Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

1) аналитические коды группы синтетического счета:

  • 20 – особо ценное движимое имущество;

  • 30 – иное движимое имущество;

  • 90 – имущество в концессии;

2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • I «Программное обеспечение и базы данных»;

  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.

Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:

1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В пункте 93 Инструкции № 157н уточнено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключены счета

Введены счета

0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»;

0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества»;

0 104 39 000 «Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества»

0 104 0N 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

0 104 0R 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок»;

0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных»;

0 104 0D 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности»

Согласно дополнениям, внесенным в п. 151.1 Инструкции № 157н, на счете 0 111 00 000 «Права пользования активами» также осуществляется учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в силу СГС «Нематериальные активы».

Напомним, до 2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами балансового учета (затраты на их приобретение относятся на расходы текущего финансового года или на расходы будущих периодов, учет таких объектов осуществляется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»).

Пункт 151.2 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что права пользования нематериальными активами учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 60 «Права пользования нематериальными активами» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

  • N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

  • R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

  • I «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;

  • D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Учет прав на программные продукты

1 марта 2021 – заканчивается эксперимент по маркировке упакованной воды.

Хорошая новость для пользователей ПО от Штрих-М. Все товарные группы, которые отслеживаются через систему Честный Знак поддерживаются на 100%.

*для полной поддержки работы с маркировкой лекарственных препаратов, может потребоваться дополнительная настройка товароучетной программы.

В данном случае организация в соответствии с лицензионным договором получает только неисключительное право на использование программы для ЭВМ (п. 37 ПБУ 14/2007). НМА, полученные в пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного лицензионным договором (п. 39 ПБУ 14/2007). Для учета НМА, полученных в пользование, организация может ввести в свой рабочий план счетов, например, забалансовый счет 017 «Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионному договору» (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

  • На финансовый результат текущего финансового года.
    При этом, в бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов могут использоваться при формировании себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
  • На расходы будущих периодов.

Порядок отнесения расходов по приобретению программных продуктов (ключей защиты) на расходы текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) или на расходы будущих периодов зависит от порядка предоставления поставщиком первичной документации.

Компания, работающая на ОСНО, в июле 2020 приобрела исключительные права на программное обеспечение для организации кадрового делопроизводства стоимостью 300 000 руб. Регистрация перехода права на программное обеспечение, постановка на учет оформлена в июле 2020, при этом уплачена госпошлина в сумме 7500 руб. Срок действия исключительного права – 60 месяцев. В налоговом и бухучете амортизация по НМА начисляется линейным способом.

В налоговом учете такие затраты на ПО списывают ежемесячно равными долями в течение всего времени использования, т.е. периода действия лицензии. Если СПИ не означен в договоре, п. 4 ст. 1235 ГК РФ считает его заключенным на 5 лет, т. е. затраты компания распределяет исходя из этого периода, устанавливая его самостоятельно. В бухучете списывать затраты по приобретению неисключительных прав на ПО можно, как и в налоговом — равными долями или одномоментно. Обычно компании практикуют ведение БУ и НУ, равномерно распределяя расходы на весь период действия лицензии.

По окончании СПИ (60 мес.) стоимость ПО будет учтена в расходах полностью. Если фирма захочет продлить действие исключительного права, то ПО не нужно списывать в бухучете, а продолжать учитывать с нулевой остаточной стоимостью. Сумму уплаченной в связи с этим госпошлины бухгалтеру придется отнести на текущие затраты.

Порядок отражения программных продуктов зависит от типа государственного (муниципального) учреждения и от вида прав. Рассмотрим ситуацию, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают неисключительные права на программный продукт.

Дебет 62.02 Кредит 62.01 — на сумму зачтенной предоплаты, полученной от лицензиата по лицензионному договору; Дебет 62.01 Кредит 91.01 — на сумму ежемесячно признаваемого внереализационного дохода; Дебет 91.02 Кредит 68.02 — на сумму начисленного НДС с ежемесячного дохода.

Поскольку передача прав на товарные знаки не является основным видом деятельности организации, то сумму периодического лицензионного платежа, начисленного по условиям договора, организация будет ежемесячно признавать в составе внереализационных доходов. Датой получения внереализационного дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями договора или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Через два этих действия вы получаете возможность обладать юридически значимым активом, который ваша компании может продавать как полностью, так и по лицензионной схеме, получаете возможность защиты (ну, скажем скорее более уверенной позиции защиты и значимые аргументы для судебной системы) разработки компании в случае кражи ПО или несанкционированного использования третьей стороной.

  • или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
  • или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
  • или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).

Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.

  • по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);
  • по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и аналогичные (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).

При принятом решении начислять амортизацию на приобретенное программное обеспечение срок эксплуатации определяется по технической документации и соотносится со стандартами ст. 258 НК РФ. Это правило закреплено для налогового учета, в бухгалтерском учете амортизацию можно не начислять, если неизвестен срок эксплуатации объекта НМА.

Как правило, по лицензионному договору на программное обеспечение и базы данных предоставляется простая (неисключительная) лицензия, заключающаяся в предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).

Согласно п. 9 Порядка № 209н на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ относятся операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, в частности:

Пунктом 51.1.1.2 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее — Порядок № 132), прямо предусмотрено отражение расходов по осуществлению командировочных и иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) учреждений по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Данный принцип с внесением изменений в порядок применения бюджетной классификации не изменился.

Следовательно, программы, которые установлены на компьютере, например, windows, Office и др. аналогичные программы без которых компьютер не сможет работать полноценно учтите в стоимости компьютера. Т.е. расходы на приобретение указанных программ, без которых вычислительная техника не может осуществлять свои функции, следует рассматривать как расходы на приведение объекта основных средств в состояние, пригодное к использованию. Поэтому необходимые для работы компьютера программы включаются в его первоначальную стоимость. А по забалансовому счету сделайте дополнительную проводку по стоимости 1 программа – 1 рубль. Такие программы как антивирус и другие аналогичные программы, которые получены учреждением в пользование, следует учитывать на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости указанной в договоре. Порядок передачи компьютерных программ подведомственным структурам установите локальным актом по учреждению.

Бывает, что в лицензионном договоре нет информации о сроке действия. Тогда организация вправе сама установить срок эксплуатации ПО, это должно быть указано в учетной политике. Рекомендуется, согласно информационному письму фирмы «1С», срок использования программных продуктов этой фирмы устанавливать величиной в 2 года.

Вопреки привычному выражению «купить 1С Бухгалтерия 8.3», пользователь приобретает по лицензии не само программное обеспечение, а право на использование результатов интеллектуальной деятельности. Обычно это право является неисключительным. В российском бухгалтерском учете, согласно Положению ПБУ 14/2007, такое право не признается нематериальным активом.

Все бухгалтеры так или иначе сталкиваются с охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности. Простейший пример – программы для ЭВМ, в т.ч. бухгалтерские программы (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Передаются права использования таких программ путем заключения лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ).

Лицензионный договор может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав (п. 1 ст. 1236 ГК РФ). В последнем случае идет речь о простой (неисключительной) лицензии, когда передается не право собственности на результат интеллектуальной деятельности, а лишь право использования такого результата.

Электронная программа – итог интеллектуального труда, который может быть разработан собственными силами или приобретен у производителя либо дилера. Покупая программное обеспечение, компания приобретает исключительные или неисключительные права на ее применение. Этот аспект и влияет на то, как должен осуществляться учет ПО. По лицензионному договору на пользование ПО фирма получает неисключительные права (лицензию), а по договору отчуждения исключительных прав – то самое исключительное право на использование ПО.

Сегодня невозможно найти компанию, не применяющую в работе какое-либо программное обеспечение – от специализированных производственных и учетных программ до средств защиты и сервисов представления отчетности. О том, как отразить в учете программное обеспечение (ПО), пойдет речь в нашей публикации.

Правительство России распоряжением №218-р от 6 февраля 2020 г. утвердило план перехода федеральных органов исполнительной власти к выдаче разрешений в электронном виде. Соответствующий документ опубликован на правительственном портале.

План предусматривает ускоренный переход 15 министерств и ведомств на оформление разрешительных документов по 47 наиболее востребованным гражданами и представителями бизнеса госуслугам в срок до 31 декабря 2021 г.

По информации документа, возможность получать электронные разрешения без необходимости очного посещения ведомства затронет крупнейшую категорию граждан России — водителей. МВД обеспечит доступ к данным о наличии действующего водительского удостоверения, предоставит цифровую услугу при необходимости его продления или изменения ФИО. В электронном виде можно будет подать заявление о сдаче экзамена в автошколе.

Ведомство также оповестит организации о лишении водительских прав и автоматически аннулирует водительское удостоверение при наличии у водителя медицинских противопоказаний. Также будет доступно электронное разрешение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства и свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Ответственным за мониторинг и контроль реализации плана назначено Минкомсвязи. Запуск сервиса предоставления госуслуг в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг состоится до 25 декабря 2021 г.

«На прошлой неделе мы утвердили план мероприятий по переходу до 2021 года к выдаче различного вида разрешений в электронном виде. Это касается 47 видов таких документов, в том числе регистрации мотоциклов, автомобилей и прицепов к ним, учета дронов, приема уведомлений о начале работы бизнес-проектов по отдельным направлениям деятельности, блока разрешений по ввозу и регистрации лекарственных средств, лицензий для частных детективов и ЧОПов, аккредитаций медицинских и фармацевтических специалистов», — отметил премьер-министр России Михаил Мишустин в рамках совещания с вице-премьерами.

По словам премьер-министра, переход на электронные государственные разрешения позволит «серьезно сократить сроки получения разрешений, по ряду позиций – в два-три раза, а где-то – и до одного рабочего дня».

План мероприятий по переходу федеральной исполнительной власти к выдаче разрешений в электронном виде определяет несколько этапов. Так, до 30 июня 2020 г. Минэк должно разработать и внести в Госдуму на рассмотрение федеральный закон об основах разрешительной деятельности в России. Предполагается, что в нем будут прописаны критерии государственных функций по выдаче разрешений, закреплены нормы ведения разрешительного реестра, а также нормы, запрещающие требовать разрешения на виды деятельности вне реестра объектов разрешительной деятельности.

До конца сентября 2021 г. Минэку также предстоит разработать проект постановление Правительства по ведению единого реестра объектов разрешительной деятельности. В этот проект будет включено определение уполномоченного на ведение реестра органа исполнительной власти и определен порядка его ведения.

Министерства, которые займутся выдачей электронных разрешений, в том числе Минкомсвязи, МВД, Минздрав, Росаккредитация, Россвязь, Росстандарт, ФАС, ФСБ, ФНС с участием Федеральной нотариальной палаты, обязаны в срок до 31 марта 2020 г. рассмотреть вопросы разработки новых и доработки существующих видов сведений единого электронного сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

План перехода федеральной исполнительной власти к выдаче электронных разрешений включает список мероприятий для каждого упомянутого министерства России с определением дедлайнов по каждому мероприятию. Так, внесение изменений в большую часть существующих нормативных ведомственных документов по аттестации и выдаче разрешений предполагается завершить в сентябре-октябре 2020 г.

Модернизацию и запуск ведомственных информационных систем с возможностью выдачи электронных разрешений предполагается провести до ноября 2020 г. Запуск опытной эксплуатации с возможностью предоставления государственной услуги в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг предполагается провести в срок до 30 сентября 2021 г.

Аргументация принадлежности затрат на покупку ПО к 226 коду приведена в тексте Письма Минфина от 18 марта 2021 г., зарегистрированного под № 02-07-10/15362. В разъяснениях уточнено, что при определении счетов учета необходимо руководствоваться Инструкцией № 157н. Она подразумевает отнесение нематериальных активов в виде программного обеспечения на забалансовый счет 01. Стоимость в учете отражается равной сумме вознаграждения, которое прописано в договоре. Правило касается и программ, полученных на праве неисключительного пользования.

Аналогичный порядок финансовое ведомство предлагает применять и в отношении затрат организации на адаптацию, модификацию и иные работы по усовершенствованию программного продукта (письма Минфина РФ от 18.03.2021 № 03-03-06/1/11743, от 18.03.2021 № 03-03-06/1/8161, от 13.02.2021 № 03-03-06/2/19). Эти расходы, по мнению Минфина РФ, необходимо признавать также равномерно в течение срока использования усовершенствованной программы.
В бухучете статья 352 используется с КВР по закупкам для НИОКР, в рамках гособоронзаказа, в сфере информационных технологий, в целях капитальных ремонтов и прочих.
Сегодня невозможно найти компанию, не применяющую в работе какое-либо программное обеспечение – от специализированных производственных и учетных программ до средств защиты и сервисов представления отчетности.
Программные продукты могут приобретаться учреждением или создаваться непосредственно для учреждения. Для начала отметим некоторые правовые особенности приобретения и создания программного обеспечения.

В данном случае организация в соответствии с лицензионным договором получает только неисключительное право на использование программы для ЭВМ (п. 37 ПБУ 14/2021). НМА, полученные в пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного лицензионным договором (п. 39 ПБУ 14/2021). Для учета НМА, полученных в пользование, организация может ввести в свой рабочий план счетов, например, забалансовый счет 017 «Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионному договору» (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2021), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2021 N 106н).

  • На финансовый результат текущего финансового года.
    При этом, в бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов могут использоваться при формировании себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
  • На расходы будущих периодов.

Порядок отнесения расходов по приобретению программных продуктов (ключей защиты) на расходы текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) или на расходы будущих периодов зависит от порядка предоставления поставщиком первичной документации.

Компания, работающая на ОСНО, в июле 2021 приобрела исключительные права на программное обеспечение для организации кадрового делопроизводства стоимостью 300 000 руб. Регистрация перехода права на программное обеспечение, постановка на учет оформлена в июле 2021, при этом уплачена госпошлина в сумме 7500 руб. Срок действия исключительного права – 60 месяцев. В налоговом и бухучете амортизация по НМА начисляется линейным способом.

В налоговом учете такие затраты на ПО списывают ежемесячно равными долями в течение всего времени использования, т.е. периода действия лицензии. Если СПИ не означен в договоре, п. 4 ст. 1235 ГК РФ считает его заключенным на 5 лет, т. е. затраты компания распределяет исходя из этого периода, устанавливая его самостоятельно. В бухучете списывать затраты по приобретению неисключительных прав на ПО можно, как и в налоговом — равными долями или одномоментно. Обычно компании практикуют ведение БУ и НУ, равномерно распределяя расходы на весь период действия лицензии.

По окончании СПИ (60 мес.) стоимость ПО будет учтена в расходах полностью. Если фирма захочет продлить действие исключительного права, то ПО не нужно списывать в бухучете, а продолжать учитывать с нулевой остаточной стоимостью. Сумму уплаченной в связи с этим госпошлины бухгалтеру придется отнести на текущие затраты.

Чтобы решить, надо ли включать в стоимость компьютера стоимость отдельно приобретенной операционной системы, нужно определить, в какой момент он готов к использованию. Ведь актив принимается к учету в качестве ОС при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использовани

Порядок учета затрат, понесенных после признания ПО, российскими нормативными актами по бухучету не урегулирован. Как правило, если программа принята к учету, используется и одновременно подвергается адаптации своими программистами или с помощью привлеченной сторонней организации, то затраты на адаптацию списываются в расходы. В то же время если затраты для вашей организации очень существенны, то их можно признать расходами будущих периодов и отражать на счете 97. Ведь они обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодо Такой подход вытекает из общего порядка отражения существенных затрат, связанных с внеоборотными активами. Так, согласно МСФО (IAS) 38 затраты, понесенные после признания НМА, могут быть капитализированы, если они непосредственно связаны с конкретным

Расходы на обновление и доработку лицензионных программ тоже нужно списывать по частям, если результаты доработок будут использоваться в течение срока использования Расходы по технической поддержке также учитываются в течение срока действия лицензи

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (ст. 1270 ГК РФ).

Программа льготных автокредитов со скидкой до 375 000 ₽ продлена до 2023 года

Через два этих действия вы получаете возможность обладать юридически значимым активом, который ваша компании может продавать как полностью, так и по лицензионной схеме, получаете возможность защиты (ну, скажем скорее более уверенной позиции защиты и значимые аргументы для судебной системы) разработки компании в случае кражи ПО или несанкционированного использования третьей стороной.

  • или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
  • или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
  • или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2021 N 03-03-06/1/596).

В бухгалтерском учете доход от предоставления нематериального актива в пользование организация-лицензиар отражает в составе доходов от обычных видов деятельности. Если предоставление нематериальных активов в пользование не является одним из видов деятельности организации (п.п. 5,7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), то в составе прочих доходов.

Поскольку лицензиар остается обладателем исключительного права на нематериальный актив, то с баланса он его не списывает. По этой причине лицензиар продолжает начислять амортизацию по нематериальным активам, предоставленным в пользование (п. 38 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Амортизация отражается в составе расходов по обычным видам деятельности, если предоставление прав использования НМА является одним из видов деятельности организации-лицензиара. Если выручка от передачи НМА учитывается в составе прочих доходов (счет 91.01 «Прочие доходы»), то амортизация относится, соответственно, на счет 91.02 «Прочие расходы» (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности освобождаются от обложения НДС при наличии лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Освобождение от НДС применяется:

  • независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы (письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-15/44);
  • независимо от способа передачи (на материальном носителе или через интернет) результатов интеллектуальной деятельности (письмо Минфина РФ от 18.08.2008 № 03-07-07/79).

ООО «Андромеда» применяет общую систему налогообложения, ПБУ18/02, от уплаты НДС не освобождена, обладает исключительным правом на программное обеспечение «Туманность Андромеды», которое учтено в составе НМА. В октябре 2015 г. ООО «Андромеда» (лицензиар) заключило с ООО «Фрегат» (лицензиат) лицензионный договор, по условиям которого лицензиар предоставляет лицензиату право использования данного программного обеспечения на условиях простой (неисключительной) лицензии. Срок действия лицензии — 1 год. Вознаграждение за предоставленное право на использование программного обеспечения выплачивается лицензиару единовременно в день подписания договора и составляет 32 000 руб. (НДС не облагается на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Продажа лицензий на программные продукты является одним из основных видов деятельности ООО «Андромеда». Амортизация, начисленная в налоговом учете по программному обеспечению, учитывается в составе расходов, связанных с производством и реализацией. В бухгалтерском учете данный НМА не амортизируется как объект с неопределенным сроком полезного использования.

Полученное лицензиаром вознаграждение по лицензионному договору в форме фиксированного разового платежа относится ко всему периоду использования НМА получателем прав на него. Для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в Плане счетов предназначен счет 98 «Доходы будущих периодов».

Допустим, учитывая большую номенклатуру передаваемых неисключительных лицензий на программные продукты в рамках основного вида деятельности и руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, ООО «Андромеда» предусмотрело в своей учетной политике единовременное признание сумм разовых платежей в качестве текущих доходов.

Для целей исчисления налога на прибыль датой получения дохода от реализации следует признавать дату реализации имущественных прав независимо от момента поступления денег (п. 3 ст. 271 НК РФ).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» ред. 3.0 передача права на результат интеллектуальной деятельности регистрируется с помощью документа Реализация (акт, накладная) с видом операции Услуги. Документ доступен из раздела Покупки. Документ Реализация (акт, накладная) заполняется следующим образом (рис. 1):

  • в поле от указывается дата передачи права на использование программного обеспечения;
  • в поле Контрагент указывается лицензиат (выбирается из справочника Контрагенты);
  • в поле Договор указывается наименование лицензионного договора (выбирается из справочника договоров с контрагентом);
  • в поле Номенклатура указывается наименование передаваемой лицензии, которая выбирается из справочника Номенклатура (в форме элемента справочника в поле Вид номенклатуры должно быть выбрано значение Услуги);
  • заполняются поля Количество, Цена, Сумма передаваемых лицензий;
  • в поле % НДС должно быть выбрано значение Без НДС;
  • при заполнении поля Счета учета следует перейти по гиперссылке в одноименную форму и указать счет доходов, номенклатурную группу и счет расходов.

ООО «Андромеда», обладающая исключительным правом на товарный знак, учтенный в составе НМА, передала в июне 2015 года право пользования товарным знаком другой компании по лицензионному договору на три года. Для ООО «Андромеда» передача прав на использование товарного знака является разовой операцией. Договором предусмотрены периодические ежемесячные платежи в сумме 20 000 руб. (в том числе НДС 18 %). Амортизация, начисленная в бухгалтерском и налоговом учете по товарному знаку, учитывалась в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Данный товарный знак в течение срока действия лицензионного договора организацией-лицензиаром не будет использоваться для маркировки собственной продукции.

Поскольку передача прав на товарные знаки не является основным видом деятельности организации, то сумму периодического лицензионного платежа, начисленного по условиям договора, организация будет ежемесячно признавать в составе внереализационных доходов. Датой получения внереализационного дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями договора или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Если условиями договора предусмотрен разовый платеж, то он признается равномерно в течение срока действия договора (п. 2 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 22.09.2015 № 03-03-06/54220). Обращаем внимание, что для равномерного признания разовых платежей в программе с использованием счета 98 следует использовать документ Операция, введенная вручную.

Товарный знак не указан в перечне объектов интеллектуальной собственности, передача прав на использование которых не подлежит налогообложению НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому при предоставлении прав на использование товарного знака организация-лицензиар обязана начислить НДС.

Предоставление права использования товарного знака по лицензионному договору подлежит обязательной государственной регистрации (п. п. 2, 3, 6 ст. 1232, п. 2 ст. 1235, п. п. 1, 2 ст. 1490 ГК РФ). Расходы по уплате патентной пошлины за регистрацию лицензионного договора включаются в прочие расходы организации на дату регистрации договора.

При оформлении документа Реализация (акт, накладная) необходимо обратить внимание на заполнение поля Счета учета (рис. 4). Доход, получаемый от передачи товарного знака в пользование, будет отражаться по кредиту счета 91.01, связанные с этим доходом расходы (в том числе и начисляемая амортизация) — по дебету счета 91.02.

Важно! НДС на программное обеспечение с 2021 года

Один из распространенных примеров приобретения неисключительного права — покупка программы для ЭВМ или базы данных для собственных нужд организации. Приобретая софт, организация заключает с правообладателем лицензионный договор (соглашение, сублицензионный договор) на использование этого программного обеспечения. Если экземпляр программы приобретен по договору купли-продажи, то лицензионный договор с правообладателем может быть заключен в упрощенном порядке в виде договора присоединения («коробочная лицензия»).

Стоимость программного обеспечения в виде фиксированного платежа можно отнести к расходам будущих периодов согласно абз. 2 п. 39 ПБУ 14/2007. Срок использования программы устанавливается в лицензионном договоре. Если срок в договоре не установлен, то налогоплательщик может установить срок самостоятельно, закрепив это правило в своей учетной политике (письмо Минфина России от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8161). При списании расходов можно руководствоваться оценкой ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования данной программы (п. 3 ПБУ 21/2008).

Расходы в виде вознаграждения за право использования программы для ЭВМ по лицензионному договору организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). Признаются расходы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они понесены согласно условиям сделки. В случае если договор не содержит таких условий, и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно (п. 1 ст. 272 НК РФ). Ссылаясь на эту норму, Минфин считает, что расходы на приобретение программы для ЭВМ должны включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке (письмо от 31.08.2012 № 03-03-06/2/95):

  • если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;
  • если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

Аналогичный порядок признания расходов действует и в отношении затрат на последующую модификацию программы для ЭВМ (письмо Минфина РФ от 18.03.2014 № 03-03-06/1/11743).

Однако судьи в большинстве считают, что налогоплательщики вправе учесть спорные расходы единовременно, причем независимо от того, определен срок использования программного обеспечения в лицензионном договоре или нет (постановление ФАС Московского округа от 28.12.2010 № КА-А40/15824-10 по делу № А40-168732/09-127-1389, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2011 по делу № А27-9148/2010).

По лицензионному договору ООО «Андромеда» на условиях стопроцентной предоплаты приобретает компьютерную программу «1С:Управление торговлей 8» у организации ООО «Чистый Софт Центр». Стоимость программы 14 500,00 руб. (НДС не облагается на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Программа будет использована для повышения эффективности торговли. Поскольку срок использования программы в договоре не указан, ООО «Андромеда» установила срок использования данной программы, равный 3 годам.
Согласно абз. 1 пункту 39 ПБУ 14/2007 полученное организацией неисключительное право на использование программы для ЭВМ отражается на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного лицензионным договором. Эту операцию можно зарегистрировать с помощью документа Операция, введенная вручную (раздел Операции).

В плане счетов программы «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) забалансовый счет для отражения нематериальных активов, полученных в пользование по лицензионному договору, не предусмотрен. При необходимости пользователь может самостоятельно создавать дополнительные субсчета, забалансовые счета и разрезы аналитического учета. Для учета полученных неисключительных прав целесообразно создать отдельный забалансовый счет, например, 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионному договору», где предусмотреть аналитический учет:

  • по контрагентам — субконто Контрагенты;
  • по объектам НМА — субконто Нематериальные активы.

Порядок учета расходов на приобретение программного продукта отражается в документе Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 7).

ООО «Андромеда» (лицензиат) в рамках торговой деятельности заключила с лицензиаром-обладателем исключительных прав на компьютерную программу «Сатурн» лицензионный договор, согласно которому ООО «Андромеда» с целью дальнейшего распространения (по сублицензионному договору) приобретает неисключительные права (лицензии) на эту программу. Лицензионный договор, а также сублицензионный договор заключаются на срок, равный одному году.

Ежемесячное вознаграждение, подлежащее уплате лицензиару, зависит от количества распространенных лицензиатом лицензий. Вознаграждение, уплачиваемое лицензиару за одну лицензию, составляет 25 000 руб. (без НДС). Сублицензиат за каждую распространенную лицензию уплачивает лицензиату вознаграждение в размере 30 000 руб. (без НДС). Все выданные лицензиаром лицензии регистрируются в специальной информационной системе. Сублицензиат, получив предоплату от конечного пользователя за программное обеспечение, обращается к лицензиату за лицензией. Лицензиат получает у лицензиара регистрационный номер лицензии, привязанный к конечному пользователю, и расчетные документы. Затем лицензиат передает регистрационный номер лицензии и выставляет расчетные документы сублицензиату.

В пакет специальных мер поддержки вошли законодательные изменения в части централизации бухучета для бюджетной сферы (апрель 2022 г.), разработка нормативов долгосрочного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости (июнь 2022 г.), субсидирование расходов малого и среднего бизнеса на оплату облачных услуг (сентябрь 2021 г.).

К ноябрю 2021 г. Росстандарту поручено разработать предложения по обеспечению использованию российских аналогов иностранного ПО, в том числе, за счет новых стандартов проектирования объектов капстроительства для бюджетных нужд и использование отечественных средств проектирования и информационного моделирования строительства (BIM).

В сентябре 2021 г. начинается конкурсный отбор по субсидированию расходов на внедрение российского инженерного ПО для ОПК/ВПК (CAD/CAE/CAM/BIM). В ноябре 2021 г. Правительство рассмотрит предложения по внесению изменений в законодательство для внедрения специальных инвестконтрактов (СПИК) для в доработки и внедрения отдельными видами юрлиц конкурентоспособных отечественных ИТ-решений.

В декабре 2021 г. ожидается разработка федерального закона по защите авторских прав и противодействия использованию нелицензионного ПО, в том числе за счет принципов «Антипиратского меморандума».

В сентябре 2021 г. ожидается принятие постановления Правительства по обеспечению образовательных организаций общей и средней профподготовки онлайн-доступом к образовательным сервисам поставщиков цифрового образовательного контента.

Также в сентябре будут рассмотрены предложения по установлению на бессрочный период действующих исключений по неприменению лицензионных требований в отношении дистанционных образовательных программ и внесение изменений в федпроект «Кадры для цифровой экономики» в плане ввода механизма компенсации образовательным организациям расходов на повышение квалификации и дополнительное образование по «цифровым» специальностям. К февралю 2022 г. в рамках плана должна быть организована система получения дополнительной квалификации для студентов по ИТ-профилю в 100 вузах на «цифровых кафедрах».

К ноябрю 2021 г. ожидается появление стандартов по переходу образовательных школ на российское ПО, включая мессенджеры, почту, видеоконференцсвязь, офисный софт и операционные системы.

К декабрю 2021 г. Минпросвещения должно разработать программы обучения и повышения квалификации для педагогов по методикам и технологиям дистанционного и смешанного обучения.

В ноябре 2021 г. ожидается появление правовых нормативов по внедрению цифровых медицинских рецептов, дистанционной продаже лекарств и предоставлению гражданами доступа к своим цифровым медкартам поставщикам цифровых медицинских сервисов.

В этой части также запланировано изучение предложений по выделению в тарифах медуслуг расходов на ИТ, эксперимент с дистанционной постановкой диагнозов и доступ российским разработчикам ИИ к обезличенным данным и сведениям из медкарт.

К декабрю 2021 г. ожидается публикация постановления Правительства по внесению изменений в законы с внесением требований по предустановке российского ПО, с расширением класса таких программ. В ноябре также будет опубликовано отдельное постановление с требованиями по обязательной совместимости государственных инфосистем с отечественным ПО из единого реестра.

К декабрю 2021 г. президиум Правкомиссии по цифровому развитию и использованию ИТ рассмотрит список законодательных изменений с требованиями по включению в ведомственные программы цифровой трансформации указаний на поэтапную замену зарубежного офисного ПО. Завершение процесса запланировано на 2023 г.

В декабре 2021 г. ожидается одобрение Правительством нормативов по переходу госорганов и бюджетных организаций на единую госплатформу поддержки рабочих коммуникаций (почта, мессенджер, ВКС).

В октябре 2021 г. будет принято постановление по обеспечению учителей школ и врачей российскими планшетами на базе отечественной мобильной операционной системы. К декабрю 2021 г. будут представлены требования об обязательном использовании отечественных операционных систем в устройствах интернета вещей в регулируемых государством сферах.

В декабре 2021 г. Правкомиссия по цифровому развитию рассмотрит список требований по включению в ведомственные программы цифровой трансформации указаний по применению отечественных облачных сервисов и на отказ от создания без надлежащего обоснования инфраструктуры дата-центров за счет бюджетных средств, а также введение запрета на создание без надлежащего обоснования инфраструктуры ЦОД для нужд госорганов.

В октябре 2021 г. Правительство рассмотрит доклад профильных ведомств с предложениями по изменению законодательства в части предоставления земельных участков на строительство коммерческих дата-центров без торгов по кадастровой стоимости, а также по созданию условий для размещения государственных инфсистем в российских коммерческих дата-центрах и облачных сервисах.

В ноябре 2021 г. Правительство рассмотрит доклад с предложениями по изменению законов в части установления для дата-центров отдельного порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

В ноябре 2021 г. ожидается принятие федерального закона и постановления Правительства по изменению законов «в целях создания условий для формирования рынка больших данных для российских разработчиков ИТ-решений и вовлечение их в коммерческий оборот».

К декабрю 2021 г. российское законодательство будет подготовлено к созданию репозитория государственных дата-сетов «для использования российскими разработчиками ИИ-решений и урегулирования вопросов передачи деперсонифицированных данных». К этому времени в ведомственные программы цифровой трансформации должны быть внесены изменения, предусматривающие создание репозитория данных для российских разработчиков ИИ-решений и поддержке проектов по внедрению ИИ в сфере госуслуг, здравоохранения, образования, безопасности и других.

На декабрь 2021 г. запланирована доработка правовых актов в части введения обязательных требований по использованию отечественных решений в сфере интернета вещей в ЖКХ, пожарной и другой безопасности, а также создания гоинфосистем для мониторинга погоды, экологической ситуации, особо опасных и вредных производств, потребления коммунальных услуг бюджетными организациями на основе отечественных разработок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *