Принципы валютного регулирования и валютного контроля это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы валютного регулирования и валютного контроля это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Валютный контроль необходим для того, чтобы проверить законность операций, которые проводят участники внешнеэкономической деятельности. Такой контроль позволяет предотвратить нелегальный отток денежных средств из России.

Для осуществления валютного контроля используется целая система мероприятий, в которую вовлечены как обслуживающие банки, так и Банк России.

Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ

Перечень операций, в отношении которых проводится валютный контроль, прописан в Законе №173-ФЗ.

Обозначим их.

1 группа операций – между резидентами и нерезидентами.

Эта группа операций осуществляется без каких-либо ограничений. Валюта операций – валюта РФ и иностранная валюта.

Несколько слов о том, кто является резидентом, а кто нерезидентом.

Ведь в «валютном» Законе свое понятие «резидент» и «нерезидент».

К резидентам относятся:

  • компании, которые зарегистрированы по российским законам, а также их зарубежные филиалы, представительства и иные подразделения;

Исключение составляют международные компании, которые созданы РФ.

  • дипломатические представительства, консульства РФ, находящиеся за рубежом;
  • «физики» – это граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании ВНЖ.

В свою очередь, к нерезидентам относятся:

  • компании, которые зарегистрированы по законам соответствующего иностранного государства, а также их российские филиалы, представительства и иные подразделения;
  • дипломатические представительства, консульства иностранных государств, находящиеся на территории РФ;
  • «физики» – это не граждане РФ, а также иностранцы, которые не проживают в России на основании ВНЖ.

Операции между резидентами и нерезидентами включают в себя:

  • валютные операции, которые проводятся по внешнеторговым контрактам;
  • операции по ценным бумагам;
  • предоставление и возврат кредитов и займов;
  • инвестиционные операции;

Например, приобретение недвижимого имущества.

  • операции, не связанные с внешнеторговыми сделками.

Например, доверительное управление имуществом, договоры уступки права требования.

Отметим, что львиную долю операций, которые подлежат валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.

2 группа операций – операции между нерезидентами на территории России в рублях.

3 группа операций – переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами.

Переводы – это внутренние операции, при которых резидент переводит деньги на свои зарубежные счета.

По общему правилу, операции резидентов между собой в иностранной валюте запрещены.

Например, две российские компании-резиденты не могут заключать между собой сделки по покупке или отчуждению иностранной валюты, а также валютных ценностей. Но из общего правила есть исключения (п. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

Важно! Понятие «отчуждение» здесь равносильно переходу права собственности на валютные ценности. А, например, такие операции, как передача в залог векселей в иностранной валюте, не относятся к запрещенной (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.02.2020 № 305-ЭС19-14066, № 305-ЭС19-14065).

Также к числу «исключительных» операций относятся получение и гашение кредитов и займов, посреднические операции, выплата зарплаты сотрудникам зарубежных филиалов и представительств, а также зарубежные командировки. Разрешены операции между «физиками» по переводу денег в зарубежные банки в сумме не более 5 000 долларов США в течение одного опердня в банке.

Валютный контроль – многоступенчатая процедура.

В систему осуществления валютного контроля вовлечены Правительство РФ, Центральный банк России, налоговики, таможенники и обслуживающие банки, а также участники рынка ценных бумаг.

Контроль проходит по определенной цепочке – от низшего звена к высшему.

Например, сначала контроль за операциями клиента осуществляют банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, в «валютном» Законе они именуются «агенты валютного контроля».

Зафиксировав нарушение валютного законодательства, банки передают такие сведения в Центробанк России, который именуется как «орган валютного контроля». В свою очередь, Центробанк передает сведения о нарушениях налоговикам, которые, также являясь органами валютного контроля, вправе штрафовать участников внешнеэкономической деятельности.

Правительство выступает как базис в этой иерархии. Его роль сводится к установлению правил игры на валютном рынке, то есть к разработке законодательства в части валютного регулирования.

Как проводится валютный контроль?

Валютный контроль начинается с низшего звена – с агентов валютного контроля.

Заметим, что этот банкет за счет самих клиентов. Расценки за услуги валютного контроля у разных банков отличаются. Некоторые банки включают комиссию за услуги валютного контроля в общий тариф, некоторые берут сверху от 0,10 до 0,20 %.

При проведении валютного контроля банки руководствуются Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Например, при заключении внешнеторгового контракта между резидентом и нерезидентом, у российской компании возникает обязанность осуществить так называемую постановку на учет в обслуживающем банке. Правда для этого сумма экспортного контракта должна быть больше 6 млн рублей, а импортного – 3 млн. рублей. Для этого резиденту нужно представить в банк пакет документов в определенный срок. В противном случае банк может отказать компании в проведении валютной операции.

В России в 2003 году был принят федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Это основной законный акт, в котором отражаются принципы регулирования сделок с валютой на территории РФ. К основным принципам относятся:

  • Приоритет экономических мер — контроль над операциями осуществляется с целью стабилизации экономики РФ.
  • Полное исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов.
  • Единый характер внешней и внутренней политики страны.
  • Единый характер валютного регулирования и контроля.
  • Обеспечение государством соблюдение прав резидентов и нерезидентов при совершении ими операций с расчетом в валюте.

Несмотря на отказ некоторых передовых государств от применения данного инструмента, валютный контроль нередко спасает экономику страны от краха. С другой стороны, усиление контроля часто приводит к образованию теневых и «черных» рынков на территории отдельного государства.

В указанном федеральном законе отражается исчерпывающий список операций, подпадающих под государственное регулирование. В их числе:

  • Сделки между резидентами и нерезидентами.
  • Операции с внутренними и внешними ценными бумагами.
  • Сделки, совершаемые в национальной валюте РФ и иностранными денежными знаками.

Обязательному контролю подлежат операции резидентов в иностранной валюте, а также переводы в российских рублях в пользу нерезидентов. При этом нерезиденты осуществляют переводы в валюте без лимитов по сумме и ограничений прочих видов.

Список документов для подтверждения законности сделки бывает разным. Количество бумаг, как правило, зависит от вида сделки. Бумаги банк запрашивает от клиента, который, в свою очередь, обязан их предоставить в установленные сроки.

В соответствии со ст. 23 173-ФЗ, органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать у компаний документы в срок, не менее 7 рабочих дней. Отсчет точного срока ведется с момента получения компанией запроса.

Организации, индивидуальные предприниматели, физические лица должны соблюдать законодательные предписания по соблюдению норм валютного контроля. В большинстве случаев участники рынка нарушают сроки предоставления отчетности (если речь идет о «чистых» участниках рынка). В соответствии со ст. 15.25 КоАП, несоблюдение сроков предоставления отчетности влечет следующие виды административной ответственности:

Что такое валютный контроль в банке

Термин «валюта» (от итал. — стоимость) в юридической литературе используется для обозначения как национальной денежной единицы, так и денежных знаков иностранных государств. Однако на практике понятие валюты в основном применяется для определения иностранных денежных единиц.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютой Российской Федерации являются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средний па банковских счетах и в банковских вкладах.

Валютные операции — это особый вид финансовых операций, состоящих в купле-продаже и других сделках с валютными ценностями, валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, осуществляемых по поручению резидентов и нерезидентов либо по инициативе самого банка.

Валютные операции призваны способствовать движению ссудного капитала и обслуживать мировую торговлю. К основным видам валютных операций относятся:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Феде-рации.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций:

  • связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и коми-тентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  • с внешними ценными бумагами, выпушенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  • связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации, и некоторых других операций, установленных законодательством.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Исходя из того, что резиденты являются основными (и наибо-лее многочисленными) участниками валютных правоотношений, их права и обязанности выделяются законодательством в отдельный правовой институт. При этом регулируются права и обязанности как резидентов — физических лиц, так и резидентов — юридических лиц, осуществляющих валютные операции. В эти права и обязанности включены право на открытие банковского счета (вклада), проведение расчетов, исполнение обязательств по зачислению иностранной валюты.

Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Фе-дерации.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, от-крытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.

При осуществлении валютных операций физические лица — резиденты производят расчеты через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций:

  • передача физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Расчеты также могут производиться физическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов. Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов. Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов устанавливается Центральным банком Российской Федерации. При этом может предусматриваться установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете Банка России, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Полномочия по контролю в основном возлагались на Министерство финансов, Государственный банк, а также на специально создаваемые органы. Так, после Октябрьской революции 1917 г. было образовано Особое Валютное Совещание, которому в обязательном порядке предоставлялись сведения о совершаемых валютных операциях. Затем функции контроля операций с валютными ценностями вновь передавались Министерству финансов, а в 1993 г. была образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ликвидирована в 2000 г.).

Валютный контроль является частью государственного контроля и осуществляется с целью обеспечения законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации возложен в соответствии с законодательством на Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного надзора.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессио-нальные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

В пределах своих полномочий федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль валютных операций резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Валютное регулирование и валютный контроль

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).

Валютное законодательство представляется, как уже было отмечено, как комплексная отрасль, которая содержит нормы разнообразных отраслей права. Прежде всего, валютное законодательство формируется из норм финансового, гражданского и административного права. То есть, другими словами, заключает в себе публичные и частные области правового регулирования.

Именно поэтому при интерпретации и использовании норм валютного законодательства допустимы разночтения, которые контролируются принципами, утвержденными Законом о валютном регулировании.

Статья 3 данного Закона содержит в себе существенные принципы валютного регулирования и валютного контроля.

О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации

Указанный принцип закреплен законодательством. Это, безусловно, значимое направление правового творчества государства в момент процесса, когда происходит отказ от преобладания влияния администрации на валютные отношения и переход к рыночным инструментам, которые их регулируют.

Частью 3 статьей 80 Конституции установлено, что центральный ориентир внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ. Президент при своем определении опирается на Конституцию и федеральные законы. Он адресует к Федеральному Собранию России каждый год письма о положении в стране, об стержневых течениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции).

Замечание 1

Важно отметить, что принятый Закон о валютном регулировании разработали с целью проведения в жизнь постановлений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу». В нем обозначилась необходимость отступления от административных мер воздействия в сфере валютного регулирования к экономическим.

Данный принцип устанавливает юридически оформленную возросшую экономическую независимость России, а также смену административных предписаний и запретов, которые не приносят эффекта на регулятивный способ воздействия на валютные отношения.

Основой для подобного принципа выступает вышеназванный. То есть, он следует из правовой направленности валютного регулировки и валютного контроля, и, безусловно, подтверждает ориентир государственных валютных политических понижений уровня начальственного регулирования валютных операций.

Именно данным принципом отражена общая либерализация нынешнего российского валютного законодательства.

Результат анализа валютного законодательства помогает прийти к выводу о том, что в Российской Федерации:

  • касаемо валютных операций между резидентами и нерезидентами функционирует принцип «разрешается все, что не запрещается»;
  • применительно валютных операций между резидентами – «запрещается все, что не разрешается»;
  • касаемо валютных операций между нерезидентами – «разрешается то, что прямо предписывается».

Органы валютного регулирования следят за соблюдением подобных принципов.

Экономические, политические причины и законодательство обуславливают и закрепляют присутствие государства в лице осведомленных органов в области валютных операций резидентов и нерезидентов.

Согласно данному принципу, участие государства в валютных операциях, прямым участником которых оно не выступает, ограничивается. Подобная установка отвечает либерализации российской экономики и следует из конституционных гарантий экономических прав и свобод человека и гражданина.

Пример 1

Так, например, в статье 8 Конституции установлена гарантия свободного перемещения финансовых средств и свобода деятельности в экономической среде.

Частью 1 статьей 17 Основного закона России утверждается извещение о том, что в России права и свободы человека и гражданина признаны и гарантированы соответственно всеобщим узнанным принципам, а также нормам международного права и Конституции. Каждый человек обладает неотъемлемыми правами и свободами, которые зафиксированы за ним от рождения. Это прописано в части 2 статье 17 Конституции.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции, все обладают равными полномочиями перед законом и судом. В части 2 статьи 19 Основного Закона Российской Федерации дается гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина. Важным моментом здесь является независимость от половой принадлежности, либо расового распределения, национального происхождения, языкового барьера, обладания имуществом либо должностных положений. Также не имеет значения к какому общественному объединению принадлежит лицо. Помимо этого данной статьей наложен запрет на всякие формы, которые могут ограничивать права граждан касаемо признаков их социального статуса, расовой принадлежности, национальности, языка либо религии.

Любой человек обладает правом на свободу использования собственных способностей и имущества для предпринимательской и прочей экономической деятельности, которая не обременена запретом по закону. Все это прописано в части 1 статье 34 Конституции. Также в дано части, но статье 35 Конституции установлено обладание правом имущества в собственности, владение, пользование и распоряжение им как самостоятельно, так и вместе с другими лицами.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации выражена в пункте 3 мотивировочной части его Постановления от 14.05.2003 № 8-П «Дело о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа». Она указывает на то, что права, которые указаны в ее части 1 статье 34 и части 2 статьи 35, отмечаются в РФ как существенные и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. Их, в свою очередь, реализуют граждане и их объединения на основании общих правовых принципов юридического равенства, неприкосновенности имущества и независимости договора, элиминирующих всякое вмешательство государства в исполнение этих прав.

В статье 55 Конституции указан факт прав и свобод граждан, а также ограничение подобных свобод. Ограничить их может только федеральный закон, при том, что мера ограничения устанавливается также данным законом. Мера определяется для того, чтобы защитить основные принципы конституционного строя. Защита налагается также и на нравственность, здоровья, права и интересы других лиц по закону. Данный закон не только обеспечивает защиты всему вышесказанному, но и обеспечивает оборону и безопасность государства.

Названное конституционное положение развивается с помощью примененного валютного регулирования только для того, чтобы были достигнуты общие и специальные цели. Подобные цели находят свою трактовку и утверждение в преамбуле и 6 статьи Закона о валютном регулировании.

Этот принцип есть дополнение принципа об исключении неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Законодатель занимается предписанием государству обеспечения защиты прав и экономических интересов участников валютных операций. При этом, он выводит государство из естественного «ежедневного» нахождения в области валютных отношений частных субъектов. Таким образом, государственная деятельность по валютному регулированию должна обеспечивать права и экономические интересы резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

Преамбулой Закона о валютном регулировании предопределена цель валютного законодательства. Это, главным образом, обеспечение осуществления единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и устойчивости внутреннего валютного рынка России. Упомянутые цели правового регулирования отвечают кругу интересов подавляющего большинства участников валютных операций.

Вывод 1

Это дает возможность сделать вывод о том, что цели валютного регулирования, которые заявлены Законом о валютном регулировании, совпадают с интересами резидентов и нерезидентов в момент реализации валютных операций.

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов в момент осуществления валютных операций полагается на следующие конституционные гарантии защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:

  • право частной собственности находится под охраной закона. Никого нельзя лишать своего имущества. Лишь суд способен на это. Принудительно забрать имущество для государства можно только в том случае, если существует условие предварительного и равноценного возмещения. Это прописано в частях 1 и 3 статьи 35 Конституции РФ;
  • существует гарантия на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Всякий обладает правом защиты своих прав и свобод различными способами, которые находятся не под запретом закона. Это прописано в статье 45 Конституции РФ;
  • гарантия на судебную защиту его права и свобод предоставляется каждому. Можно обжаловать в суде какие-либо решения, бездействия представителей государственной власти, а также представителей местного самоуправления и других должностных лиц. Подобная информация упоминается в статье 46 Конституции РФ.
Вывод 2

Таким образом, часть 3 статья 62 Конституции Российской Федерации дает возможность пользоваться всеми перечисленными конституционными правами. Также, согласно данной статье, иностранные граждане и лица без гражданства в России обладают правами и исполняют обязанности наряду с гражданами РФ, помимо ситуаций, которые устанавливаются федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как субъекты валютного права, все граждане России, коллективные и территориальные субъекты обладают между собой равной и полной по объему финансовой правоспособностью. Для иностранных субъектов российским валютным законодательством могут быть установлены отдельные ограничения для защиты финансового суверенитета государства.

Отдельные ограничения:

  • предъявление наиболее строгих условий аккредитации филиалов кредитных организаций иных стран;
  • введение ограничений на участие капитала иных стран в уставном фонде банков Российской Федерации;
  • определение особого порядка лицензирования валютных операций, участия нерезидентов в налоговых отношениях и т.д.

Финансово-правовой статус внутренних и иностранных субъектов подобным образом соотносится во многих странах, в особенности с развитой экономической деятельностью и стабильной национальной валютой.

Замечание 2

Важно отметить, что государство обеспечивает равную защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при помощи установленной статьи 23 Закона о валютном регулировании ответственности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Субъекты валютных операций обладают правом обжалования неправомерных действий органов и агентов валютного контроля в общепринятом порядке.

Как видно, принципы, которые закреплены в Законе о валютном регулировании, подтверждают склонность законодателя применить валютное регулирование и валютный контроль в качестве сложных элементов системы, которая регулирует национальную экономику.

Принципами валютного регулирования и валютного контроля раскрываются важные моменты, когда интерпретируются и используются акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования. В подобном правовой ориентировке нуждаются органы валютного регулирования и прочие субъекты нормотворчества. Также не остаются в стороне и правоприменительные органы, особенно на момент рассмотрения дел, обладающими связью с юридическими коллизиями – разногласиями либо противоречиями между некоторыми нормативными правовыми актами, которые регулируют валютные отношения.

Основные принципы валютного регулирования

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Что представляет собой валютный контроль в РФ

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

При валютном регулировании используются те же методы, что и при государственном финансовом контроле:

  1. Обследование.
  2. Наблюдение.
  3. Анализ.
  4. Проверка.
  5. Ревизия.

Основные принципы валютного контроля направлены на следующие действия:

  • Развивать и поощрять внешние торговые отношения юридических и физических лиц, предоставлять им различные льготы;
  • Исключить факт необоснованного вмешательства органов государственной власти в сделки с иностранной валютой между резидентами и нерезидентами;
  • Объединить внешнюю и внутреннюю валютную политику государства;
  • Объединить систему валютного регулирования и контроля;
  • Обеспечить защиту прав и интересов каждого резидента и нерезидента при проведении операций с валютой.
Субъекты Объекты
Резиденты:
• Физические лица, имеющие российское гражданство;
• Граждане, имеющие вид на жительство в России;
• Предприятия, зарегистрированные на территории России;
• Дипломатические представительства и консульства РФ.
Валюта РФ:
• банкноты и монеты Центробанка;
• средства на банковских счетах.
Нерезиденты:
• Физ. лица, которые не являются гражданами России и переехали на ПМЖ за границу;
• Юридические лица и ИП, зарегистрированные за границей;
• Дипломатические представительства зарубежных государств.
Внутренние и внешние ценные бумаги.
Внутренними являются эмиссионные и другие ценные бумаги, номинированные в рублях, и чей выпуск зарегистрирован в РФ.
К внешним относятся все остальные ценные бумаги, не попадающие в категорию внутренних ценных бумаг
Иностранная валюта:
• Монеты, банкноты, казначейские билеты иностранного государства;
• Денежные средства на иностранных банковских счетах.
Валютные ценности. Сюда входят иностранная валюта и внешние ценные бумаги

До 2018 года в законе было указано, что лицо, проживающее в другом государстве более года, утрачивает статус резидента. Внесение последних изменений в Федеральный закон, установило, что резидентом государства является любой гражданин.

В целях валютного контроля исполняющие органы вправе требовать следующий список обязательных документов:

  1. Паспорта обоих сторон сделки.
  2. Свидетельство о государственной регистрации.
  3. Свидетельство о постановке на налоговый учет.
  4. Таможенные декларации и документы, обосновывающие перемещение валюты, внутренних и внешних бумаг через границу.
  5. Контракты, доверенности, коносаменты, счета-фактуры и другая документация, указывающая на заключение сделки и исполнение обязательств по ней.
  6. Паспорт сделки.
  7. В некоторых случаях нужны документы, подтверждающие покупку недвижимости (право собственности).

Паспорт сделки – важный документ таможенно-банковского контроля. При его отсутствии сделка может быть признана нелегальной. Форма паспорта сделки одинаковая как при импорте товаров, так и при экспорте, но по каждому договору ввоза/вывоза оформляется отдельный паспорт сделки.

Валютный контроль – целый механизм регулирования валютных правоотношений. Его нарушение влечёт за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Штрафные санкции за несоблюдение валютного законодательства накладывает Федеральная налоговая служба. Таможня может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций. К самым распространённым правонарушениям относятся ситуации, когда:

  • не соблюдаются сроки предоставления документации – штраф до 50 тысяч рублей;
  • предоставляются ложные данные – штраф до 30 000 рублей;
  • не соблюдаются сроки зачисления валюты на счёт – штраф до 100% от суммы, которая не была зачислена на банковский счёт;
  • не выполняются обязанности по возврату в Россию денег, выплаченных нерезидентами – штраф до 100% от невозвращённой суммы.

Предприниматели, уклоняющиеся от репатриации (возврата) из-за рубежа иностранной валюты, могут быть привлечены к уголовной ответственности (статья 193 Уголовного Кодекса РФ). Если по договору резидент должен был получить определённую сумму, но она так и не попала на расчётный счёт, судебным органом выносится приговор в соответствии с размером отсутствующих денежных средств:

Денежная сумма (в рублях) Штраф (в рублях) Лишение свободы
Свыше 9 миллионов От 200 тысяч до 500 тысяч До трёх лет или до четырёх, если в сговоре подозревается группа лиц
Свыше 45 миллионов До 1 миллиона До пяти лет

[Закон о валютном регулировании] [Глава 1]

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное регулирование может быть выражено в денежных переводах из одной страны в другую, оттока денежного капитала и запрете свободной торговли иностранной валюты. Определяющее значение в валютном регулировании играет бивалютная корзина, то есть курс национальной валюты относительно двух валют – американского доллара и евро.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим систему регулирования валютных операций со стороны специальных органов валютного контроля, является закон о валютном регулировании.

Валютное регулирование определяется следующими элементами:

  • установленный порядок проведения валютных сделок;
  • совокупность условий формирования валютного резерва государства и валютного капитала хозяйствующих субъектов;
  • валютный контроль.

К основным принципам валютного регулирования можно отнести:

  • государственная защита прав и экономических интересов субъектов хозяйствования, осуществляющих валютные сделки;
  • приоритет экономических мероприятий в области валютного регулирования;
  • неразрывность внешней и внутренней политики и системы валютного регулирования;
  • исключение бездоказательного вмешательства специальных органов валютного контроля в валютные сделки резидентов и нерезидентов.

Государственное валютное регулирование рассматривает следующий круг валютных сделок:

  • финансовые сделки, связанные с международным движением капитала;
  • финансовые сделки, связанные с развитием международных отношений;
  • финансовые сделки по купле-продаже золота и других финансовых инструментов.

Таким образом, валютное регулирование является неотъемлемой частью валютной политики любого государства, определяющее развитие национальной экономики. Валютная политика также определяет конкретные направления валютного регулирования.

К использованию такого действенного метода, как валютный контроль, прибегали многие страны, переживающие не лучшие свои периоды. Экономический кризис – основной фактор, играющий решающую роль в назначении подобных мер. Например, проведение валютного контроля было практически единственным возможным решением в послевоенные годы. К тому же с его помощью властям удавалось успешно защищать финансовую самостоятельность государства, не рискуя денежной системой. Этот метод позволял добиться стабильной экономики путём укрепления национального курса и включения иностранных валют.

Следует выделить и основополагающие принципы, благодаря которым на территории России осуществляется валютный контроль:

  • Реализация политики валютного регулирования напрямую зависит от расставленных экономических приоритетов.
  • Максимально исключено вмешательство государственных органов в валютные операции как резидентов, так и нерезидентов.
  • Политика России на международной арене и экономический план внутри государства взаимосвязаны, направлены на достижение единства целей.
  • Системы валютного контроля и регулирования дополняют друг друга как многофункциональный механизм.
  • Верховенство права и гарантированное обеспечение РФ экономических интересов и защиты прав всех участников проводимых операций с валютой, в том числе резидентов и нерезидентов.

С тех пор как произошёл распад СССР, систематизация регулирования валютной сферы претерпела массу перемен. При могущественном Советском союзе определяющим фактором было наличие единой государственной монополии. Поэтому ничего удивительного в том, что все права на проведение операционных действий с валютой, в том числе и сам факт владения ею, были только у государства. Ни один платёж или поступление не проходило мимо валютного плана республик. Как и любую другую державную собственность, валюту продавали или покупали у граждан и организаций по официальному установленному курсу, фиксированному Госбанком СССР. К тому же оборот иностранного капитала и ценностей внутри Союза вне государственного контроля преследовался законом. Ответственностью за совершение этого экономического преступления определялись меры по Уголовному кодексу.

После перехода страны к новому этапу развития рыночных отношений в России изменения произошли и в области регулирования валюты. Например, власти предприняли множественные попытки отстранения административных методов. Между тем отойти от них полностью до сих пор не удалось.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Закон о валютном регулировании и валютном контроле (Закон РФ № 3615-1) — Закон РФ № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Определяет:

а) принципы осуществления валютных операций в РФ;
б) полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля;
в) права и обязанности юридических лиц и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
г) ответственность за нарушение валютного законодательства.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование – регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Валютное регулирование осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительных органов, косвенное – с использованием экономических, в частности валютно-кредитных методов воздействия на поведение агентов рынка.

В России сформирован институциональный аспект валютной системы и национальные органы управления и регулирования. Руководство валютной политикой осуществляет президент, правительство, Государственная Дума. Они принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, который выдает валютные лицензии, осуществляет контроль за валютными операциями.

Банк России осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах и с помощью различных нормативных документов. Валютное регулирование осуществляют также Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и другие учреждения. Конкретные исполнители валютного регулирования – уполномоченные коммерческие банки, имеющие сеть обменных пунктов для осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты на рубли с гражданами.

Валютное законодательство России регулирует операции в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.). Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютная система незавершенная, но она продвигается по пути вхождения в мировое сообщество. Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие лицензий, разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств перед государством и продажи инвалюты на внутреннем валютном рынке;
  • проверка полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органы валютного контроля – ЦБ, Правительство, ФТС. Агенты валютного контроля – уполномоченные банки, таможенные органы. Резиденты и нерезиденты обязаны:

1) вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям;

2) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию по валютным операциям.

Функции и полномочия таможенных органов РФ при осуществлении валютного контроля определяются ФТС в пределах компетенции таможенных органов и оговорены в ТК.

Либерализация внешнеторгового режима предусматривает самостоятельность действий субъектов рыночных отношений при государственном контроле за их поведением при осуществлении поставок на внешний рынок. Основной задачей контроля государства является прежде всего своевременный возврат валютной выручки в Россию. Законодательные и нормативные акты, положенные в основу действий Центрального банка и ГТК, приняты в основном в период 1991 – 1995 гг. Основными из них являются:

1. Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в настоящее время ФЗ 2004 г.

2. Указ Президента от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД».

3. Закон РФ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

4. Инструкция ЦБ РФ от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.

Законами определены принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, использования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Законами регламентированы общие понятия и правила: валютные ценности, валюта РФ и иностранная валюта, валютные операции, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки и т.д. В законодательных актах и инструкциях отражен порядок обязательной продажи предприятиями части валютной выручки и формирования валютного фонда РФ.

Принятие указанных документов явилось первым реальным шагом по пути создания механизма контроля за репатриацией (возврат на родину) валютной выручки предприятиями-экспортерами. Схема контроля сложна, так как должна связать в единую цепочку всех субъектов сделки: «экспортер – таможня – банк». Введена контрольная документация, которая дает возможность проследить прохождение товаров через границу, а затем поступление валютной выручки в Россию. Банки при этом выполняют роль агентов валютного контроля.

Экспортный контроль государства, кроме того, обеспечивает пресечение деятельности недобросовестных предприятий- экспортеров, торговая практика которых приводит к введению в странах-импортерах антидемпинговых или иных ограничительных мер в отношении российских товаров.

Порядок осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров оговорен Инструкцией ЦБ РФ от 12.10.1993 и ГТК РФ от 12.10.1993.

В соответствии с «Инструкцией …» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Выполнение указанного положения осуществляется системой мер, регламентирующих действия экспортеров, органов и агентов валютного контроля, а именно:

1. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется паспорт сделки (ПС), подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный счет в который должна поступать вся валютная выручка от импортера-нерезидента от экспорта товара по контракту.

2. С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:

а) соответствие сведений условиям контракта;

б) зачисление выручки от экспорта на транзитный счет в Банк, куда представлен ПС.

3. С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на обслуживание (контроль за поступлением валютной выручки). Основанием для отказа в подписании ПС для Банка являются условия:

  • несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
  • несоответствие валютных операций контракта требованиям действующего законодательства РФ;
  • оформление ПС с нарушением требований;
  • наличие в контракте условий, являющихся основанием для зачисления валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту;
  • отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ.

Таможенное оформление экспортных товаров производится в следующем порядке:

1) до предоставления товаров таможенным органам экспортер получает ксерокопию ПС (оригинал хранится в Банке);

2) таможенные органы принимают товары к таможенному оформлению только при предъявлении, наряду с обязательными документами, ксерокопий ПС и ГТД;

3) таможенные органы сверяют соответствие всех данных в документах: ПС, ГТД и др., всех подписей, печатей;

4) при соответствии всех документов, лицо таможенного органа подписывает копию ПС, ГТД и ставит личную номерную печать;

5) копия ГТД с подписью и личной печатью должностного лица передается экспортеру; 6) экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров представляет в Банк копию ГТД;

7) ФТС на основании ГТД составляет учетную карточку (УК), которая является основанием для ожидаемого поступления валютной выручки;

8) банк в соответствии с разработанной системой прохождения документов осуществляет контроль за поступлением валютной выручки.

ФТС РФ как орган валютного контроля, а также иные таможенные органы при осуществлении им функций агентов валютного контроля имеют право:

  • не производить выпуск товаров в случаях предоставления ПС, оформленного с нарушением требований инструкции;
  • запрашивать у экспортеров и Банков документы и информацию об осуществлении ими валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу товаров;
  • выполнять другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с законодательством.

Соответствующие разделы инструкции предусматривают ответственность Банков, экспортеров за нарушение указанных в документе требований.

Банком России и ГТК от 26.07.1995 утверждена Инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары». Выход Инструкции является логическим продолжением проводимой работы по созданию в стране комплексной системы валютного контроля.

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт», по которым:

  • расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;
  • хотя бы часть платежей будет выполнятся в иностранной валюте;
  • независимо от даты заключения сделки, если таможенное оформление товаров осуществляется после 1 января 1996г.

Действие Инструкции не распространяется на сделки, по которым:

  • расчеты осуществляются в валюте РФ;
  • не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (так называемые «товарообменные», «бартерные» и др.);
  • таможенное оформление товаров на территории РФ по контракту завершено до 1 января 1996 г.;
  • импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием РФ;
  • осуществляется ввоз товаров из государств-участников СНГ.

С введением в действие инструкции по валютному контролю при экспорте и импорте расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов (по ввозу и вывозу товаров) осуществляются только через счета резидентов. Расчеты по сделкам, по которым оформлен ПС, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие ПС. Паспорт сделки – базовый документ валютного контроля, оформленный импортером (экспортером) в Банке и содержащий сведения о контракте по установленной форме.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки и выполнившие перевод инвалюты из России за приобретенные товары, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна уплаченной сумме или возвратить средства (в течение 90 дней). При невыполнении указанных требований импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере перечисленной инвалюты. Штраф производится в рублях по курсу к иностранной валюте.

Кроме ПС по каждой импортной сделке оформляется «Досье по импортной сделке» и «Карточка платежа». Досье – это подборка документов по контролю за обоснованностью платежей в инвалюте за импортные товары. Досье формируется Банком. Карточка платежа – документ, фиксирующий движение денежных средств.

Основные положения инструкции, обеспечивающие валютный контроль при импорте товаров:

1) импортер обязан обеспечить ввоз в РФ товаров, эквивалентных по стоимости уплаченным денежным средствам, или возврат средств при непоставке товара. Оплата производится только Банком импортера;

2) по каждому контракту оформляется ПС (только один) и подписывается уполномоченным Банком;

3) при предоставлении в Банк ПС импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за:

а) полное соответствие сведений в ПС и условий контракта;

б) поступление в РФ товаров в полном объеме и сроки, не превышающие 90 дней;

4) банк проверяет документы и подписывает ПС;

5) с подписанием ПС Банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и берет на себя обязательства по валютному контролю.

Большая роль в реализации функций валютного контроля принадлежит таможенным органам.

Таможенное оформление:

1. Декларант представляет в таможенный орган экземпляр ГТД, ПС, заверенный Банком импортера.

2. Банк после проверки всех документов исполняет оплату ввезенной партии товаров.

3. Между банками и ФТС установлена информационная связь.

4. По мере подписания ПС, но не реже одного раза в 10 календарных дней, Банк импортера направляет в ФТС электронные копии подписанных ПС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *