Требования к пожарной сигнализации 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к пожарной сигнализации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как я вижу текущую ситуацию. Последние существенные нормативные изменения в нашей сфере были в 2010-2012 годах. При этом вскоре после этих изменений в комьюнити инженеров сформировалось мнение, что они довольно «рыхлые». Они допускают разные трактовки, содержат противоречия, не закрывают все области применения.

При этом стопка диктующих документов уже давно переросла «Москву-Сити», и постичь их суждено только избранному (ну или искусственному интеллекту от ВНИИПО, если такой когда-нибудь появится). Регуляторная гильотина немного срезала их, но на месте отрубленных голов выросло по три новых: ФЗ, ГОСТов, СП, ПП и пр.

Для заказчиков необходимость реализации всех этих требований выглядит как дополнительные затраты, поэтому в попытке экономии средств они часто стараются выполнить их в минимально необходимых объемах. Это приводит к тому, что пожаров не становится меньше, а это, в свою очередь, вызывает ужесточение требований со стороны МЧС.

Статистика по динамике пожаров, и правда, не очень обнадеживающая. В 2008 году её попробовали исправить с использованием методики «следите за руками» — изменили критерии, кого считать погибшим при пожаре (перестали считать погибшими при пожаре тех, кто не погиб на месте возгорания, а, например, скончался позже в больнице). В 2019 году, правда, вернулись к более справедливому сбору данных: «Погибшим на пожаре признается лицо, смерть которого наступила на месте пожара или умершее от его последствий в течение 30 последующих суток».

Но статистика — поле интереса небольшого числа людей, а вот про «Зимнюю вишню» слышали все. Всё это и показало низкую отдачу в исполнении противопожарного режима и условности контроля за его исполнением на местах.

Обратная сторона медали тоже есть. Даже добросовестный собственник не застрахован от карательной дубинки, спрятанной в обилии нормативки, вариативности в трактовках этих норм, ведущей к злоупотреблениям на местах.

Всё это вместе и привело к изменениям, о которых я рассказываю.

Легкий оффтоп о том, как я вижу ситуацию в прекрасной России Будущего.

Вообще нужно понять, а с какого такого у инвестора должна появиться мотивация вкладывать кровные средства в пожарную безопасность? Для этого приоткроем шторы и ладонью растворим слой морозного узора на окне в Европейский Союз.

А там и увидим, что такая мотивация появляется на рынке с приходом обязательного страхования и страховых компаний, работающих с рисками. Цель которых — не выписать штраф за просроченный огнетушитель или за неработоспособную систему оповещения, а увеличить владельцу регулярный страховой взнос на основании выявленных недостатков. Такой подход работает в обе стороны: если владелец вложился финансами в модернизацию систем, он получает меньший страховой взнос, так как риски стали ниже. А при возникновении происшествия оно не разоряет его, поэтому данный подход хорошо зарекомендовал себя как рыночный механизмам регулирования. Как пример, посмотрите, как изменилась жизнь автолюбителей с приходом ОСАГО.

Среди других положительных сторон: появление финансовых средств в данном секторе жизнедеятельности общества, развитие частных экспертиз, снижение коррупционных составляющих, снятие части обременения с госструктур, позволяющее им фокусироваться на других важных задачах, исходя из специфики их функций, подготовка профильных специалистов высокого класса с достойным уровнем дохода и пр. Ну а главное, это приводит к снижению числа человеческих и материальных потерь, повышению безопасности и комфорта граждан в своей стране.

Расстановка и число пожарных извещателей

Во-первых, в новых стандартах взят курс на гармонизацию отечественных и европейских норм. Основные пересечения происходят со стандартами Европейского союза (EN) и британскими национальными стандартами (BS). Акцент сделан на полезном заимствовании, повышению требований к отказоустойчивости системы, избавлению от избыточных требований.

Приведу конкретные примеры:

  1. Введены требования к наличию уровню доступа для пожарных приборов, благодаря которым осуществляется дифференциация функций управления для диспетчеров, эксплуатации и инженеров технического обслуживания. Данный функционал уже есть в европейских приборах благодаря EN 54-2. Некоторым же отечественным приборам нужна доработка или ставить приборы придётся только на пожарном посту, согласно п. 5.12 СП484.

  2. По новым правилам должна быть предусмотрена защита приборов от системной ошибки, если на прибор подключено более 512 пожарных извещателей (ПИ) или контролируемая ими площадь более 48 000 кв. м. Годнота в том, что определение системной ошибки раскрыто: неисправность прибора, вызванная полным или частичным отказом (сбоем) процессора(ов) или устройства хранения информации о конфигурации прибора.

    Отмечу, что на рынке встречается две основные разновидности выполнения этого требования: а) резервирование платы с контроллером (процессором) и устройствами хранения данных в приборе модульного типа и б) резервирование функций одного прибора другим (Master-Slave).

    Аналогичные требования изложены в п.13.7 EN54-2 и п.4.5.3.1 EN54-13. Они приводят к необходимости децентрализации и построению распределённых систем на контроллерах с ёмкостью до 512 устройств или к применению приборов большей ёмкости, но с защитой от системной ошибки.

    По моим наблюдениям, даже в проекты, где использовали титулованных вендоров, проектировщики редко закладывали резервный контроллер ввиду избыточности по текущим нормам и с точки зрения экономии бюджета. С 1 марта, соответственно, сэкономить уже не получится.

  3. В новом СП484 п.п.6.3 вводится понятие и требования к зоне контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Это сделано для того, чтобы сегментировать объекты защиты для повышения отказоустойчивости системы пожарообнаружения. В частности, в ЗКПС может включаться не более 32 пожарных извещателей в одном или смежных помещениях. При этом единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных датчиков, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС. Единичная неисправность включает в себя обрыв или короткое замыкание в шлейфе. Таким образом применять нужно кольцевой шлейф непосредственно внутри ЗКПС, а по границам ЗКПС ставить изоляторы КЗ. По данному пункту идёт прямое пересечение с Приложением С и п.12.5.2 EN54-2. Согласно этих требований мы приходим к кольцевой топологии шлейфов и к увеличению количества изоляторов КЗ (менее удобный путь) или к применению адресных устройств со встроенными изоляторам КЗ (более удобный путь).

Интересно, что в перечень зданий, которые должны быть обязательно оборудованы пожарной сигнализацией, попали частные жилые дома — см.п.6.2 Таблицы-1 СП486, где сказано: «Оборудуются автономными дымовыми пожарными извещателями независимо от площади». Напомню, что автономные ПИ не только обнаруживают признаки возгорания, но и имеют средства оповещения о сработке.

Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.

Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.

Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.

Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году

По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:

  • сертификация;
  • декларирование.

Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.

В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.

Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.

Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.

До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.

В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.

Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.

2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.

Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:

  • торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
  • для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
  • необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
  • запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
  • необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
  • согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.

Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.

О плановой проверке вы узнаете от пожарного инспектора не позднее чем за три рабочих дня.

О внеплановой проверке инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала.

О проверке по жалобе, сообщению о реконструкции здания, проверке исполнения ранее выданного предписания, пожарный инспектор сообщать не должен. Такая проверка будет для вас неожиданностью.

В компании должен быть назначен ответственный за выполнение правил противопожарной безопасности.

Правила противопожарной безопасности должны быть прописаны в Инструкции по охране труда или ином нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все работники.

В помещениях, где работает более 10 человек, на видном месте должен быть размещен план эвакуации. А также телефонный номер служб, куда звонить в случае пожара.

Нужно иметь автоматическую систему тушения пожаров либо огнетушители. Их количество и вид определены Постановлением Правительства РФ №390. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников офиса должна содержать информацию о правилах эксплуатации систем тушения.

Изменения внесены с 1 января 2021 года в Правила противопожарного режима ППР-2020, которые установлены постановлением Правительства РФ 1479 от 16.09.2020 г.

Все новшества нужно отразить в локальных документах компании. Их пожарный инспектор проверит в первую очередь.

  1. Дополните инструкции по пожарной безопасности информацией:
  • об обязанностях и действиях работников при блокировке путей эвакуации и открытии устройств, мешающих эвакуации при пожаре (например, двери);
  • о запрете перекрывать и захламлять пути доступа пожарных для борьбы с огнем и эвакуациии людей.
  • Если в вашем распоряжении есть подвальные и цокольные этажи, в них запрещено:
    • хранить продукцию, мебель, оборудование, иные предметы;
    • размещать мастерские, производственные цеха и т. п.
    • проводить детские и другие развлекательные мероприятия, если это не предусмотрено строительным проектом.
  • Проверьте размещение огнетушителей. Высота, на которую крепится огнетушитель не должна превышать 1,5 метра до верха его корпуса. Либо огнетушитель надо расположить на специальной подставке.
  • Чтобы проводить массовые мероприятия, нужно иметь достаточные для этого площади: не менее 1 метра на 1 человека.
  • Когда МЧС проводит учения, отрабатывать план эвакуации должны не только работники, но и посетители, оказавшиеся в компании.
  • Проводить мероприятия для детей в помещении где нет эвакуационного выхода либо он рассчитан на небольшое количество людей – строго запрещено.

    Новые правила Правила противопожарного режима корректируют особые требования для медицинских учреждений.

    Кровати для пациентов должны стоять на расстоянии друг от друга не менее 0,8 м. Сдвигать более двух кроватей нельзя. Центральный проход в палате – не менее 1,2 м. Больничные тумбочки, столы, стулья и прочую мебель следует расположить так, чтобы они не загораживали эвакуационный путь. Каждый сотрудник учреждения в течение рабочей смены обеспечивается средствами индивидуальной защиты для органов дыхания и зрения.

    Отдельные правила установлены для продавцов бытовой химии, пиротехники, средств для разведения костров.

    В данной сфере крайние значительные перемены в законодательной базе были введены в 2010-2012 годах. Совсем скоро после этого в инженерном сообществе возникло видение, что перемены слишком поверхностные. Они допускали различные трактовки, имели много противоречий, не затрагивали все сферы применения. Помимо изменения базовых стандартов возникло много новых ФЗ, документов и прочего, из-за чего проблем у проектировщиков, монтажников и заказчиков становилось все больше.

    Со стороны заказчика необходимость реализовать все эти требования сопряжена с дополнительными расходами, поэтому они стараются обычно реализовать их в минимально необходимых объемах, чтобы экономить средства. В результате пожаров не становится меньше, поэтому со стороны МЧС выставляются все более жесткие требования.

    Все эти факторы привели к тому, что в законодательстве необходимы были изменения, которые позволят улучшить положение.

    В СП 5.13130.2009 прописана ширина зоны защиты, обслуживаемой линейными ПИ, равная 9 метров. Наибольшая допустимая высота помещения допускается 21 метр, нет требования монтажа линейных ПИ в два яруса, когда они устанавливаются в зоне с высотой потолков более 12 метров. Не требуется подтверждать расчетом вероятность расположения линейных извещателей ниже 0,6 м от базовых перекрытий. В таком случае требуется, чтобы расстояние между оптическими осями приборов было не более 25% высоты монтажа оборудования от стен. Запрещен монтаж линейных дымовых извещателей на сэндвич-панели.

    Вне зависимости от класса ПИ и высоты обслуживаемой зоны радиус контроля составляет 6,27 м. Отверстия в трубах допускается размещать по треугольной либо квадратной решетке. При наращивании численности отверстий в трубах достигается существенное наращивание расстояния между устанавливаемыми излучателями.

    В п. 6.6.23 для ПИ класса А наибольшая разрешенная высота пространства прописана равной 30 м, для класса В – 18 м, для класса С – 12 м, В п. 6.6.23 указана возможность защиты ПИ высокостеллажных складских пространств до 40 м высотой, при этом они монтируются в два уровня. Это значительно расширило возможности использования аспирационных извещателей на фоне линейных ПИ.

    В СП5.13130.2009 прописаны расстояния для установки тепловых ПИ. Например, для точечных тепловых ПИ в пространствах высотой до 3,5 метров радиус действия составляет 3,55 м. На базе этих сведений при монтаже приборов по квадратной решетке наибольшее допустимое расстояние между ними будет равно 5,02 м, а расстояние до стены 2,51 м.

    Для помещений большей площади допускается расположение по треугольной решетке с определенными расстояниями между отдельными ПИ.

    В СП 5.13130.2009 прописано, что в пространствах высотой не более 3,5 метров наибольшее расстояние между ПИ составляет до 5 метров, а при радиусе зоны защиты ПИ до 3,55 м допускается монтаж приборов на отдалении до 7,1 м. Такое положение не касается многоточечных линейных тепловых ПИ, обеспечивающих защитную зону в формате совокупности зон контроля точечных приборов.

    Так же, как в BS 5839-1, в п. 6.6.36 прописано требование касательно наименьшего допустимого расстояния от ПИ до выступающих элементов конструкций строительного объекта либо инженерного оборудования, составляющее не менее двух высот указанных компонентов. Расстояние от прибора до вертикальных поверхностей и остальных элементов, выступающих от перекрытий на 0,25 м и сильнее, должно быть от 0,5 м. Расстояние до светильников, не выступающих за пределы поверхности, не регламентируется нормативами.

    В п. 6.6.37 четко прописано, что расстояние от прибора до объекта, который препятствует распространению потоков тепла и дыма в помещении измеряется по наименьшему пути от центра ПИ до самой близкой точки объекта контроля.

    Новые правила пожарной безопасности для магазинов торговых центров и рынков

    На данный момент, построение систем пожарной сигнализации можно глобально разделить на два типа:

    • централизованное – когда система имеет центральный (главный) блок управления ППКП и множество второстепенных блоков (контроллеры, расширители и т.п.), которые служат для подключения конечных устройств (датчики и т.п.).

    Для полного понимания данных изменений нужно ознакомится с новыми терминами:

    • единичная неисправность линий связи – единичное нарушение работоспособности одной из линий связи;
    • зона контроля пожарной сигнализации (ЗКПС) – территория или часть объекта, контролируемая пожарными извещателями, выделенная с целью определения места возникновения пожара, дальнейшего выполнения заданного алгоритма функционирования систем противопожарной защиты.

    Согласно пункта 5.4 «СПА должна быть спроектирована таким образом, чтобы в результате единичной неисправности линий связи был возможен отказ только одной из следующих функций:

    • автоматическое формирование сигнала управления не более чем для одной зоны защиты (пожаротушения, оповещения и т.п.);
    • ручное формирование сигнала управления не более чем для одной зоны защиты (пожаротушения, оповещения и т.п.).

    Таким образом, согласно новым правилам, проектировщик на этапе проектирования системы должен самостоятельно разделить объект на ЗКПС и отобразить это в проекте, так как в дальнейшем эта информация понадобиться в пусконаладке системы и её эксплуатации. Каким же образом происходит деления объекта на ЗКПС? На это даёт ответ новый свод правил в следующих пунктах:

    6.3.3. В отдельные ЗКПС должны быть выделены:

    • квартиры, гостиничные номера и иные помещения, которые находятся во временном или постоянном пользовании физическими или юридическими лицами;
    • лестничные клетки, кабельные и лифтовые шахты, шахты мусоропроводов, а также другие помещения или пространства, которые соединяют два и более этажей;
    • эвакуационные коридоры (коридоры безопасности), в которые предусмотрен выход из различных пожарных отсеков;
    • пространства за фальшпотолками;
    • пространства под фальшполами.

    Требование распространяется для случаев, когда контроль СПС данных помещений и пространств необходим в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

    Также согласно пункта 6.3.4. «ЗКПС должны одновременно удовлетворять следующим условиям:

    • площадь одной ЗКПС не должна превышать 2000 м2;
    • одна ЗКПС должна контролироваться не более чем 32 ИП;
    • одна ЗКПС должна включать в себя не более 5 смежных и изолированных помещений, расположенных на одном этаже объекта и в одном пожарном отсеке, при этом изолированные помещения должны иметь выход в общий коридор, холл, вестибюль и т.п., а их общая площадь не должна превышать 500 м2.

    Единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных ИП, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС.

    Выводы:

    Данные изменения существенно затронули принципы строения как адресных, так и безадресных СПС. Суммируя все вышеизложенное, можно графически отобразить принципы строения адресных и безадресных СПС.

    Согласно пункта 5.20 «Рекомендуется предусматривать запас по ёмкости ППКП и ППУ для подключения дополнительных устройств, который может быть задействован при производстве перепланировок или реконструкции. Если иное не определено заданием на проектирование, то запас должен составлять:

    • не менее 20%, если планировка и вид отделки определён;
    • не менее 100%, если не определена окончательная планировка помещений и возможно дополнительное оборудование помещений фальшполами и подвесными потолками.»

    Согласно данного пункта, чтобы сэкономить деньги Заказчика, нужно будет прописывать в ТЗ минимальный запас ёмкости ППКП и ППУ, так как в ином случае придётся предусматривать запас в 100%, например при проектировании торговых центров, где площади имеют свободную планировку.

    Более критичным в данном случае является пункт 5.7, согласно которому, все используемые при монтаже СПС аксессуары, например шкафы, баксы и т.п., должны иметь сертификацию производителя и иметь документ подтверждающий что конкретный прибор был протестирован в совместной работе с данным аксессуаром. То есть, для того чтобы защитить пожарный извещатель от механических повреждений, необходимо использовать только те аксессуары, которые производитель протестировал совместно с данным извещателем и указал про это в паспорте на извещатель.

    Согласно требованиям пункта 5.21 «СПА не должны выполнять функции, не связанные с противопожарной защитой, за исключением следующих функций, использующих общие исполнительные устройства:

    • трансляция музыкальных программ, рекламных и информационных объявлений, иных сообщений, связанных с гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями;
    • управление водоснабжением объекта;
    • управление естественным проветриванием здания;
    • управление общеобменной вентиляцией здания.

    Данные требования затрагивают все ППКП, которые ранее совмещали в себе функционал пожарной и охранной сигнализации. Согласно новым требованиям, ППКП уже не могут принимать сигналы от несертифицированных устройств, так как это может нарушать работу СПС. Однако выдача сигналов с пожарной централи никак не ограничена на смежные системы.

    Новые правила противопожарного режима 2021: что менять бизнесу

    Новый СП кардинально изменил правила строение СПС в жилых зданиях. Если вкратце, то теперь любое жилое здание вне зависимости от высоты должно быть оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации с соблюдением всех правил по размещению пожарных извещателей и алгоритмов принятия решения о пожаре, изменения по которым были изложены выше. Также в новом СП проектировщики получили ответы на ряд вопросов, которые ранее были спорными, например:

    • стоит ли дублировать шлейфовые извещатели автономными?

    Согласно пункту 6.2.14 «В случаях, когда нормативными документами по пожарной безопасности предписывается оснащение помещений автономными ИП, они могут быть заменены на автоматические ИП со встроенными звуковыми (речевыми) оповещателями.»

    • нужно ли устанавливать автономные пожарные извещатели в прихожих и кухнях?

    Согласно пункту 6.2.15 «При оборудовании жилых зданий СПС в прихожих квартир должны быть установлены автоматические пожарные извещатели, подключённые к приемно-контрольному прибору жилого здания. При отсутствии прихожих, пожарные извещатели должны быть установлены в радиусе не более 1 м от входной двери (в проекции на поверхность пола). В лифтовых холлах и в межквартирных коридорах должны быть установлены ручные и дымовые ИП.

    • стоит ли оборудовать одноквартирные жилые дома и квартиры студии автоматической ПС?

    На данный вопрос даёт ответ пункт 6.2.16 «Жилые помещения (комнаты), прихожие (при их наличии) и коридоры квартир следует оборудовать автономными дымовыми ИП вне зависимости от этажности здания, в том числе в одноквартирных и блокированных жилых домах.»

    Выводы:

    Данный раздел потерпел кардинальных изменений, благо создатели нового СП дали подробный перечень зданий и сооружений, которые подлежат оснащению адресными или безадресными АПС в зависимости от их функционального назначения, площади и высоты потолков. Данный перечень находится в приложении А СП 484.1311500.202, где Вы его и можете детально изучить, мы лишь подведём небольшой итог всех изменений. А итог следующий, что большинство объектов, в том числе и небольшой площади, теперь подлежат оборудованию адресными системами. Как мы понимаем это вызвано тем, что данные системы более надёжные и точные, позволяют определять точное место возникновения пожара, а значит дают возможность значительно быстрее его локализовать. Но тем не менее, также много объектов, в основном небольших площадей, могут быть оборудованы безадресной системой, но стоит учитывать тот факт, что данные требования лишь допускаю установку безадресной системы, окончательное решение принимает проектная организация на основе дополнительных данных про тот или иной объект.

    Хорошо известный СП 5.13130.2009 претерпел значительное количество изменений. Во-первых, он превратился в три документа:

    1. СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»;
    2. СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
    3. СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».

    При чтении СП 484 и 485 возникает впечатление, что проведена большая работа, но эта работа не доведена до конца, так как остается много пунктов, которые, зная любителей писать предписания, будут трактоваться исходя не из правил соблюдения максимальной безопасности объекта защиты, а из совсем других целей.

    Отмечу то, что мне показалось наиболее интересным.

    Пунктом 5.1 теперь обязывается разработать проектную и/или рабочую документацию на установки пожаротушения, однако ничего не сказано про доработку системы, вызванную, например, перепланировкой: нужно корректировать проект или будет достаточно исполнительной документации? Непонятно также, кто будет этот проект проверять: если в рамках строительства и реконструкции все ясно – экспертиза проектной документации, но как в остальных случаях, учитывая, что у МЧС такой функции нет? В очередной раз остается на откуп инспекторам.

    Пунктом 5.10 ограничено применение приборов из разных комплектов. Хорошая инициатива, но написано все очень аккуратно и неконкретно. Результат – столкновение мнений проектировщиков, экспертов и инспекторов. Например, сигнализатор потока жидкости известной американской компании и концевые выключатели положения запорной арматуры имеют стандартные выходы «сухой контакт», при этом пункт 5.10 предписывает обеспечить контроль целостности соединительных линий.

    Пунктом 6.1.4 для групп помещений 1–4.1 уменьшено расстояние между оросителями с 4 м до 3,5 м. И это очень существенное изменение норм, которое диктует переустройство почти всех систем АУПТ в масштабах страны. Напомню, что положения 123-ФЗ применяются обязательно для зданий «при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения» (ст. 1 123-ФЗ). А условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности выполняются, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности, или пожарный риск не превышает допустимых значений (ст. 6 123-ФЗ). Так что, задумываясь о капитальном ремонте здания, необходимо сразу прибавлять сумму на его переоснащение АУПТ.

    А еще очень удивляет, что более 10 лет нормативные расстояния между оросителями были одни, а сейчас почему то поменялись. Может, вода стала обладать иными свойствами, или пожарная нагрузка увеличилась, или жизнь и материальные ценности стали ценнее – непонятно.

    Пунктом 6.1.7 добавлены спринклерные воздушные АУПТ.

    Пунктом 6.1.15 вводится требование к ЗИП, так что собственнику сослаться на то, что спринклеры еще не приехали, не получится.

    Пунктом 6.1.17 рекомендуется, но не обязывается у диктующего оросителя установить кран для проверки интенсивности орошения и работы автоматики. Инспекторам большая помощь в деле проверки работоспособности системы, но «рекомендуется» вызовет очень много споров.

    Пунктом 6.1.18 должны быть предусмотрены технические средства для контроля в процессе технического обслуживания расхода диктующего оросителя, вот только нигде нет требований к частоте проверки этого расхода. Так как эта процедура потенциально опасная для отделки любого помещения, вряд ли собственник будет проявлять инициативу и проверять, если это напрямую не указано.

    В пункте 6.1.19 сказано, что для идентификации места пожара в качестве идентифицирующего устройства можно использовать ИП, СПЖ, оросители, видеокамеры, но при этом документ не содержит явных требований к локализации места пожара, тем более если есть АУПТ, то есть и АУПС, а значит, и локализация.

    Пунктом 6.1.21 обязывается в запорных устройствах обеспечить контроль обоих крайних состояний, хотя промежуточные положения не контролируются. Удивительно, что контроля одного нормального состояния «открыто» недостаточно. Здесь же указано, что запорные устройства на вводных трубопроводах к пожарным насосам должны быть нормально открыты. Вот только водоканал видит картину прямо наоборот и требует установить нормально закрытые электрозадвижки с пломбой для исключения незаконного разбора воды.

    Пунктом 6.2.11 добавлена возможность увеличения расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка до плоскости перекрытия за счет «соответствующих конструктивных решений» (эти решения – дополнительный металлический экран определенной площади над оросителем, но почему так прямо и не написать?) или «расчетов, подтверждающих, что при срабатывании спринклерного оросителя пожар не распространится за пределы площади его орошения при требуемой интенсивности орошения». Что же это за расчет и кто может гарантировать, что пожар не распространится за пределы площади орошения? Ведь все зависит не только от интенсивности орошения, но и от пожарной нагрузки.

    Пунктом 6.2.21 вводится обязательство установки оросителей на расстоянии до стен и перегородок в половину от расстояния между двумя ближайшими оросителями или ровно 1,2 м, если стены классом пожарной опасности К2, К3 или более горючие. Здесь же указано, что необходимо ставить оросители не чаще, чем каждые 1,5 м.

    Пунктом 6.3.14 обязывается устанавливать устройства пуска или ручные гидравлические запорные устройства включения дренчерных АУП на ближайшем участке пути эвакуации.

    Глава 6.4 «Установки пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ)» осталась без глобальных изменений. Несмотря на то что технология уже давно используется, сюда документы, по которым ведется проектирование, не попали.

    С 2021 ГОДА МЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

    С 1 марта 2021 года вступил в силу новый свод правил СП 484.1311500.2020 «Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».

    Вместе с СП 485 (автоматическое пожаротушение) и СП 486 (перечень объектов для установки пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения) документ заменил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

    С 1 марта 2021 года проектирование и монтаж СПА (систем пожарной автоматики) должны выполняться по нормам СП 484, 485, 486. Если система уже смонтирована по проектной документации, разработанной до 1 марта 2021 года, переделывать ее по новым нормативам не требуется.

    • СП 484. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты.
    • СП 485. Автоматические установки пожаротушения.
    • СП 486. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, где обязательно установить автоматическое пожаротушение и пожарную сигнализацию.

    С 1 марта 2021 года закон требует устанавливать пожарную сигнализацию в квартирах. Застройщикам необходимо учесть это при проектировании и строительстве зданий.

    Автоматическая пожарная сигнализация обязательна для всех жилых зданий, вне зависимости от этажности, количества квартир или наличия систем дымоудаления. Помимо квартир, извещатели пожарной сигнализации обязательны в эвакуационных коридорах.

    СП 484.1311500.2020 требует разделять объект на зоны контроля пожарной сигнализации. Под этим понятием подразумевают одно или несколько помещений, контролируемых пожарными извещателями.

    Требования к ЗКПС

    • Максимальная площадь — 2000 м².
    • Одну зону контролируют максимум 32 пожарных извещателя.
    • Одна зона может включать не более пяти помещений (смежных или изолированных) на одном этаже или в одном пожарном отсеке.
    • Изолированные помещения одной зоны должны иметь выход в общий коридор, вестибюль или холл.
    • Общая площадь изолированных помещений внутри одной зоны не должна превышать 500 м².
    Обязательно выделяются в отдельные ЗКПС
    Пространства под фальшполами Пространства за фальшпотолками
    Эвакуационные коридоры с выходом из разных пожарных отсеков Лестничные клетки, шахты лифтов, мусоропроводов, кабельные шахты*
    Квартиры, офисы, гостиничные номера

    *а также другие помещения и пространства, которые объединяют два и более этажей

    Извещатели пожарные ручные (ИПР) проектируются отдельными шлейфовыми соединениями (ШС). Неисправность в зоне контроля пожарной сигнализации не должна влиять одновременно на ручные и автоматические извещатели. Допустим отказ только одной функции: автоматического либо ручного формирования сигнала.

    Также единичная неисправность в одной зоне не должна влиять на работу пожарной сигнализации в других зонах контроля.

    Новые правила противопожарного режима 2021

    Чтобы понять какие изменения наступили для количества датчиков, применяемых на объекте, рассмотрим практические задачи размещения датчиков дыма в соответствие новым сводам правил СП 484.

    Своды правил не содержат требование «трех датчиков», поэтому следует предполагать, что цель, достигаемая идеей требования «трех датчиков» как-то спроецирована в новые требования, но имеет уже более формальную и понятную формулировку.

    • Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
    • Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
    • Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
    • Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
    • Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
    • Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
    • Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
    • Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
    • Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
    • Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
    • Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
    • При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.

    Пожарная сигнализация — в каждый жилой дом?

    • Теперь не каждый огнетушитель на время перезарядки можно заменить другим, требуется соответствие по параметрам.
    • Уточнены требования к зданиям и сооружениям производственного и складского назначения площадью более 500 кв. метров по наличию передвижных огнетушителей.
    • Из новых правил исчезло требование о наличии паспорта огнетушителя.
    • Уточнено требование по высоте размещения огнетушителей.
    • Покрывала для изоляции очага возгорания теперь необходимо проверять раз в год.
    • Не забудьте заменить журнал! Теперь учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
    • •празднён ряд требований к опломбировке огнетушителей.

    Согласно ст. 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований ПБ предусмотрен штраф:

    • Для граждан – от 2 до 3 тысяч рублей;
    • Для должностных лиц – 6-15 тысяч рублей; • ИП (без юр. лица) – 20-30 тыс. руб.;
    • Юридических лиц – 150-200 тысяч рублей. На предприятиях, работающих в условиях особого противопожарного режима, размер штрафа увеличивается. Для граждан – до 4 тыс. руб., должностных лиц – 15-30 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – 30-40 000 рублей, юр. лиц – от 200 до 400 тысяч рублей.

    Существующие типы проверок пожарной безопасности:

    1. Плановые. Производятся по заранее разработанному графику с учетом категории риска, присвоенной объекту. Руководитель организации предупреждается о приезде инспекторов на ревизию за три дня до визита.
    2. Документарные. Подразумевают инспекционную ревизию документации, связанной с пожарной безопасностью. О проведении проверки также предупреждают за три дня до прибытия сотрудников МЧС.
    3. Выездные. Могут включать в себя различные виды экспертиз, расследований и испытаний и длиться свыше 20 дней.
    4. Внеплановые. Мероприятие бывает инициировано по жалобе. Также существует контрольная и оперативная проверка. Организация уведомляется о визите инспектора за сутки до него.
    5. Повторные. Такие проверки проводятся в случае, если в процессе выездной, документарной, плановой или внеплановой инспекции были выявлены нарушения с выдачей предписаний к их устранению. Повторный выезд инспектора производится с целью проверки выполнения выданных ранее предписаний. Повторное выявление нарушений может караться штрафом, налагаемым на руководителя и организацию.

    В 2021 году плановые проверки МЧС производятся согласно ежегодно составляемому в декабре графику, представленному на местном сайте ведомства в регионе. С 2021 года объявлено о применении рискоориентированного подхода, означающего, что объекты с высокой степенью риска возникновения пожара будут проверяться чаще.

    Категории пожарного риска

    В 2021 году выделено шесть категорий риска, влияющих на частоту проведения проверок.

    Категория риска Интервал плановых проверок
    Чрезвычайно высокий раз в год
    Высокий раз в два года
    Значительный раз в три года
    Средний раз в пять лет
    Умеренный раз в шесть лет
    Низкий нет плановых проверок

    Для каждого объекта степень риска будет определяться в индивидуальном порядке. На категорию влияют следующие факторы:

    • наличие или отсутствие системы автоматической сигнализации;
    • были ли в прошлом пожары на объекте;
    • есть ли препятствия на путях эвакуации.

    Чтобы самостоятельно оценить категорию риска объекта эксплуатации, можно воспользоваться специальным калькулятором на интернет-портале МЧС России.

    В 2021 году МЧС внедряет дифференцированный подход к проверкам. Зоны риска и основные критерии их распределения сохраняться, но инспектор теперь вправе самостоятельно принимать решение о присвоении объекту той или иной зоны риска. Такой подход позволяет вносить коррективы в график проверок. При нарушении собственником объекта или его арендатором норм и правил пожарной безопасности контроль может быть усилен, а проверки будут проводиться чаще.

    Ранее категория риска присваивалась группе объектов. Теперь же ее устанавливают для каждого из них в индивидуальном порядке, в зависимости от того, насколько тяжелыми могут оказаться возможные последствия пожара и от того, насколько добросовестно будут исполнять свои функции лица, ответственные за пожарную безопасность. Приоритетными в связи с новым подходом станут работы, связанные с профилактикой пожаров.

    Пожарная безопасность будет контролироваться разными способами, включая осмотры, проводимые инспектором инкогнито под видом клиента или покупателя. Тайные визиты позволят оперативно выявлять наличие или отсутствие нарушений, в том числе и выявленных при предыдущих инспекциях.

    При проведении документарной или плановой инспекции проверяющие запрашивают множество документов, содержащих данные компании и бумаг, отражающих текущее состояние систем пожарной безопасности организации.

    Приблизительный перечень выглядит следующим образом:

    1. Документы на право распоряжения объектом.
    2. Свидетельство о государственной регистрации ИП или юридического лица.
    3. Свидетельство о записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
    4. Документ, подтверждающий полномочия законного представителя ( приказ о назначении, доверенность и т.д.).
    5. Устав компании или положение.
    6. Технический паспорт БТИ.
    7. Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.
    8. Юридический и фактический адрес организации, номера телефонов.
    9. Список структурных подразделений с указанием адресов их нахождения.
    10. Перечень арендаторов здания, занимающих помещения в нем.
    11. Договор на техническое обслуживание установок пожаротушения, систем автоматической пожарной сигнализации, средств оповещения о пожаре.
    12. Акт обследования целостности конструкций (действителен один год), протокол испытания наружных пожарных лестниц (действителен пять лет).
    13. Акты огнезащитной обработки горючих конструкций.
    14. Протокол испытания противопожарного водопровода (составляется два раза в год).
    15. Акт испытания пожарных гидрантов наружной сети водопровода на водоотдачу (акт составляется после проверк, проводимой весной и осенью).
    16. Протокол испытания целостности кровельных ограждений (действителен пять лет).
    17. Приказ об обучения персонала по программе ПТМ, удостоверения о прохождении обучения.
    18. Приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте.
    19. Журналы учета огнетушителей (с паспортами на огнетушители) и проводимых инструктажей.
    20. График очистки воздуховодов и систем вентиляции.
    21. Инструкция о мерах ПБ и иные распорядительные документы, касающиеся пожарной безопасности.
    22. Акт практической отработки плана эвакуации (составляется два раза в год при условии массового пребывании в здании более 50 человек).
    23. Для высотных задний – акт проверки молниезащиты и защиты от статического электричества.
    24. Декларация пожарной безопасности, лицензия на деятельность в области пожарной безопасности.
    25. Сертификаты пожарной безопасности на используемую продукцию (пожарные двери, шкафы, рукава, огнезащитные составы, огнетушители и т.п.).

    По завершении проверки документации инспектор осмотрит все этажи здания. Проверяться будет наличие эвакуационных планов, средств пожаротушения, предупреждения и связи. Во избежание штрафа должны быть исправны средства оповещения, дымоудаления, пожаротушения, пожарная автоматика и пожарные водопроводы. Эвакуационные выходы и проходы к ним должны быть свободны от мусора, старой мебели прочего. Кроме того, должна быть очищена от легковоспламеняющихся и пожароопасных предметов прилегающая к зданию территория.

    Пожарный техрегламент: разъяснения специалистов МЧС Пожарным разрешили брать деньги за работу Новые правила пожарной безопасности

    Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года

    Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года

    Раздел I

    Общие принципы обеспечения пожарной безопасности

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента

    1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

    2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

    1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

    2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

    3) разработке технической документации на объекты защиты.

    3. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий, сооружений, строений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается законодательством Российской Федерации.

    Статья 2. Основные понятия

    Михаил Шучев пояснил, что всего в организации должно храниться 88 видов документов по пожарной безопасности, не считая различных их подвидов. У группы компаний «Гермес» есть услуга «Папка руководителя» – это перечень документов, которые формируются для каждой конкретной компании.

    Эксперт рекомендует всем завести такую папку, так как она закрывает большинство вопросов по пожарной безопасности кроме объёмно-планировочных решений. В эту папку входят следующие позиции:

    • Приказы.

    Отметим, что ответственность за происшествия всегда несёт руководитель организации. Обязательными являются приказы о ночном пребывании, о вечернейпроверке помещений, об отключении электроприборов с соответствующей записью в журнал, о назначении ответственного за приобретение, хранение, обслуживание первичных средств пожаротушения.

    • Инструкции о мерах пожарной безопасности для посетителей и для работников.
    • Расчёт категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

    Изменения касаются складских и производственных помещений. Складом признаётся любое помещение, где что-либо складируется.

    • Комплект необходимых журналов.

    Михаил Шучев советует не поддаваться на спекуляции компаний, которые такими журналами торгуют. В действительности вам понадобятся несколько: журнал инструктажей по пожарной безопасности; осмотра помещений в конце дня, перед выходными и праздничными днями (если такого документа нет, виноват будет руководитель); учёта первичных средств пожаротушения (как обязательный отменён, но лучше иметь в наличии); журнал по техническому обслуживанию и перезарядке огнетушителей; журнал технического обслуживания средств противопожарной защиты. Распечатывайте их на бумаге А4 и храните в папках.

    • Исполнительная (рабочая) документация на системы автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения и дымоудаления.
    • Договоры с подрядными организациями, обслуживающими системы противопожарной защиты.

    Системы противопожарной защиты обслуживаются строго организациями, имеющими соответствующую лицензию.

    • Документы об обучении работников и руководителей.
    • Декларация о пожарной безопасности.

    Если за пожарную безопасность в вашей компании отвечает подрядная организация, вам нужно знать, как проконтролировать её работу. Михаил Шучев рассказал, что нужно делать:

    • разбираться в матчасти самому,
    • спрашивать, что делает подрядчик,
    • требовать, внимательно проверять договоры,
    • применять санкции.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *