Профстандарты для воспитателя ДОУ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарты для воспитателя ДОУ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональная переподготовка

Педагогика и методика дошкольного образования

от 5 156 руб Подробнее

Повышение квалификации

Педагогика и методика дошкольного образования

от 1 781 руб Подробнее

Профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки

Младший воспитатель

от 3 843 руб Подробнее

Повышение квалификации

ФГОС в дошкольном образовании

от 1 500 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Менеджмент в дошкольной образовательной организации

от 4 593 руб Подробнее

Повышение квалификации

Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС

от 1 781 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

от 5 156 руб Подробнее

01.10.2019

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет.

К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  • Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования,
    какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  • Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
  • Характеристика функций
    В этой части профстандарта педагога ДОУ
    функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
    Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
    («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
    квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
    единого квалификационного справочника, утвержденного
    Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
  • Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
  • Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
  • В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,
    подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
    способом упорядочения работы дошкольных
    образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
    деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
    работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
    время…

    С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

    Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

    Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

    К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

    Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

    Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

    Профстандарты для педагогов в 2020 году

    Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

    Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

    Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

    Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

    С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

    Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

    Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

    Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

    Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

    Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

    Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

    Положение о структурных подразделениях;

    Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

    Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

    Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

    Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

    Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

    Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

    Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

    Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

    Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

    Основы действия профстандартов регулируются следующими нормативными актами:

    1. Принятым в мае 2015 года Федеральным законом №122. Именно он внёс положения по профстандартам в трудовое и образовательное законодательство. Так, в Трудовой кодекс внесли статью 195.3, которая установила порядок их использования организациями-работодателями.
    2. Постановлением Правительства №23, которое было принято в 2013 году. Оно описывает общие параметры создания и действия профстандартов.
    3. Утверждённым в июне 2016 года Постановлением Правительства №584. В нём описано их действие в государственном секторе: организациях государственной/муниципальной форм собственности и частных компаниях, управляемых государством.

    Внимание! Аспекты использования положений этих документов на практике разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

    В 2017 году был принят профстандарт 01.005 для специалиста в области воспитания. Он включает четыре части с разбором основных должностных параметров.

    В начальной части документа дана информация общего плана: цель профессии и её классификация по ОКЗ и ОКВЭД.

    Во втором разделе указаны 6 функций, выполняемых специалистом в области воспитательной работы, и 18 их элементов. К примеру, функция по воспитательной работе с обучающимися включает:

    • планирование воспитательной деятельности;
    • её организацию;
    • организационно-воспитательное обеспечение.

    Как для функций, так и для элементов даны коды и уровни сложности.

    В третьем разделе дано более полное описание обязанностей специалиста, а также его квалификационных параметров.

    Для каждой функции указаны:

    • специалисты, подготовленные к её выполнению;
    • их опыт и образование;
    • особые требования;
    • информация вспомогательного характера.

    Так, для функции по воспитательной работе с обучающимися даны следующие сведения:

    • специалисты – воспитатель/старший воспитатель;
    • образование – высшее/среднее педагогического профиля;
    • трудовой опыт – от двух лет;
    • особые требования – отсутствие ограничений на занятия педагогической деятельностью и регулярное прохождение медицинских осмотров и обследований.

    Отдельно даны коды и названия сотрудников, подходящих для выполнения функции, по ОКЗ, ОКПДТР, ОКСО.

    Для каждого элемента функции указаны:

    • трудовые действия, выполняемые специалистом;
    • нужные для него знания и умения;
    • информация вспомогательного характера.

    Можно ли уволить помощника воспитателя по причине его несоответствия требованиям, изложенным в профстандарте?

    В настоящее время такая возможность отсутствует. У руководства организации-работодателя имеются три варианта действий:

    • переименовать должность с использованием статей 72, 74 ТК;
    • попросить помощника воспитателя перейти на другую работу по статье 72.1 ТК;
    • рекомендовать помощнику воспитателя пройти дополнительное обучение.

    Внимание! Если специалист согласен на дополнительное обучение, а оно здесь носит добровольный характер, то вопрос о том, кто будет его оплачивать, решается на договорной основе.

    Когда работодатель обязан применять профстандарты?

    Они обязательны, когда:

    1. Нанимателем является организация из бюджетного сектора или частная компания, более чем на 50% принадлежащая государству.
    2. Для специалиста в нормативной форме установлены требования по квалификации.
    3. Для определённой профессии законодательством даны права на льготы/компенсации или для неё установлены ограничения (ст. 57 ТК).

    В иных случаях профстандарты внедряются на добровольной основе.

    Какие документы меняются под влиянием профстандартов?

    В первую очередь перемены касаются должностных инструкций. В них меняются описания обязанностей и квалификационные требования. Также могут меняться и трудовые договора, когда в них вносят изменения по трудовым функциям, выполняемым сотрудниками. В обязательном порядке меняют внутренние документы, описывающие процессы приёма на работу: указывается, что трудоустройство происходит с использованием соответствующих профстандартов.

    Работодатель может сразу использовать положения профстандартов для управления персоналом?

    Предварительно следует официально утвердить переход кадрового делопроизводства на систему должностных стандартов. Для этого следует издать отдельное распоряжение, утвердить регламент, регулирующий процессы перехода и внести изменения в соответствующие положения документов по персоналу.

    Показатель

    Оценка

    Трудовые действия

    Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

    Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

    Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

    Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

    Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

    Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

    Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

    Формирование психологической готовности к школьному обучению

    Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в т. ч. ограниченными) возможностями здоровья

    Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т. ч. обеспечение игрового времени и пространства

    Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

    Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

    Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

    Необходимые умения

    Профстандарт помощника воспитателя

    Профстандарт – первый документ, который регламентирует трудовые функции няни. Раньше конкретных требований к кандидатам на эту должность не было. Профстандарт вводит два условия допуска к работе. И требование к образованию и обучению.

    Нормативный документ

    Профстандарт «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)» утвержден приказом Минтруда от 05.12.2018 № 769н

    Первое условие допуска няни к работе – при поступлении на работу пройти обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры. Поэтому важно, чтобы работник был физически и психически здоров.

    Второе условие допуска к работе – чтобы не было судимости. К деятельности по присмотру и уходу за детьми не допускаются лица, которые имеют или имели судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством.

    У няни должно быть среднее общее образование. Если кандидат на вакансию приходит к вам с документом об окончании девяти классов, он не соответствует профстандарту.

    Теперь стало обязательным, чтобы няня прошла профессиональное обучение объемом не менее 144 академических часов.

    Работников будут учить не только функционалу, который дан в профстандарте, но и основам педагогики и возрастной психологии. Няня также обязана уметь оказывать первую помощь детям.

    1января 2020 года

    профстандарт няни будет обязателен к исполнению

    Профессиональное обучение няни смогут получить во всех регионах. Обратитесь в орган управления образованием в вашем регионе, чтобы узнать, в каких институтах повышения квалификации организованы курсы для нянь.

    Профессиональную подготовку няни смогут проходить очно и дистанционно. По окончанию обучения работники получают документ о профессиональном обучении.

    Он поможет им не только при работе в детском саду, но и при найме в семью.

    Сейчас няни могут пройти переподготовку дистанционно в Институте новых технологий в образовании.

    Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

    Дети младенческого возраста – это самая трудоемкая группа. Сейчас мало детских садов, в которых есть группы для детей этого возраста, но в рамках национального проекта «Демография» планируется увеличить их количество. Если в вашем детском саду есть такая группа, проверьте, соответствует ли няня требованиям профстандарта, если нет – отправьте на обучение.

    Чтобы работник ДОУ мог выполнять рассмотренные функции, необходимо проводить анализ компетенций. Причём как в отношении действующих сотрудников, так и принимаемых на работу.

    Определяя уровень квалификации воспитателя, необходимо учитывать виды должностей педагогических работников, так как требования к старшему и младшему педагогическому составу различаются.

    По общему требованию каждый воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». При этом стаж работы не имеет значения.

    В компетенции воспитателя акцент делается на обладании знаний и умений, необходимых для выполнения педагогических задач. Согласно требованиям ФГОС, педагог должен иметь опрятный внешний вид, грамотную устную и письменную речь, быть эрудированным, общительным и доброжелательным.

    Также воспитатель должен знать:

    • Требования действующего законодательства в сфере образования, ФГОС дошкольного обучения.
    • Принципы построения и работы педагогических систем.
    • Методы воспитательной работы.
    • Специфику физического и психологического развития дошкольников.
    • Актуальные тенденции развития дошкольного образования.

    Стоит также обратить внимание на особенности трудоустройства. По закону воспитателем не могут стать лица с судебным ограничением деятельности, судимостью, определенными заболеваниями и т.д.

    Таким образом рассмотренный профессиональный стандарт является эффективным инструментом по совершенствованию трудовых отношений. Несмотря на внедрение стандартов, ЕТКС не утратил свою силу – им также необходимо руководствоваться при разработке локальной документации и управлении кадровой политикой.

    Стоит заметить, что на момент написания статьи для младшего воспитателя не принято отдельного стандарта. Формируя трудовую функцию данного работника, стоит ориентироваться на профстандарт «Педагог» и ЕТКС. Принимая во внимание иерархический статус данной должности, целесообразно предусмотреть выполнение меньших обязанностей по сравнению со старшими категориями.

    1.1. Настоящая должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с Профстандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования)», утвержденного приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013г с изменениями от 5 августа 2016г, Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г №1155 в редакции 21 января 2019 года, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
    1.2. Данная должностная инструкция воспитателя ДОУ по профстандарту регламентирует основные трудовые функции, должностные обязанности воспитателя детского сада, права и ответственность педагога, а также его взаимоотношения и связи по должности в дошкольном образовательном учреждении.
    1.3. Воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации.
    1.4. На должность воспитателя дошкольного образовательного учреждения принимается лицо:

    • имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы;
    • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
    • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

    1.5. Воспитатель находится в непосредственном подчинении у старшего воспитателя.
    1.6. Воспитатель осуществляет трудовую деятельность в детском саду согласно должностной инструкции, разработанной с учетом профстандарта, Конституции Российской Федерации, решениям органов управления образования всех уровней, касающимся организации образовательной деятельности детей, Уставу и Правилам внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, трудовому договору.
    1.7. В своей профессиональной деятельности воспитатель ДОУ руководствуется:

    • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством просвещения РФ № 373 от 31.07.2020г;
    • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
    • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
    • иными законодательными актами Российской Федерации в сфере дошкольного образования;
    • локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
    • Коллективным договором;
    • приказами и распоряжениями заведующего детским садом;
    • правилами и нормами безопасности труда, охраны труда, пожарной и электробезопасности;
    • инструкцией по охране труда для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

    1.8. Воспитатель должен знать:

    Воспитатель имеет следующие должностные обязанности:
    3.1. В рамках трудовой функции образования:

    • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
    • планирование и проведение учебных занятий;
    • формирование универсальных учебных действий;
    • формирование мотивации к обучению.

    3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:

    • реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
    • проектирование и реализация воспитательных программ;
    • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
    • проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
    • создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни дошкольной образовательной организации;
    • развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у воспитанников ДОУ культуры здорового и безопасного образа жизни;
    • формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
    • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
    • осуществление образовательной деятельности детей, обеспечивая выполнение образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и годовым планом дошкольного образовательного учреждения.

    3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:

    • выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем ребенка, связанных с особенностями их развития;
    • применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
    • освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
    • взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
    • разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
    • освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
    • развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни.

    3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования:

    5.1. Воспитатель несет персональную ответственность:

    • за жизнь и здоровье воспитанников детского сада во время образовательной деятельности, присмотра в помещениях, на площадке, на прогулке и экскурсиях, выходе и выезде с детьми за пределы дошкольного образовательного учреждения;
    • за нарушение прав и свобод воспитанников;
    • за неоказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации дошкольного образовательного учреждения несчастного случая;
    • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в детском саду.

    5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции воспитателя ДОУ, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего, в том числе за не использование предоставленных ему прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.
    5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
    5.4. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм организации образовательной деятельности и режима в группе воспитанников воспитатель несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
    5.5. За умышленное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
    5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
    6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, с учетом участия в обязательных плановых мероприятиях и самостоятельного планирования работы, на которую не установлены нормы выработки.
    6.2. Выступает на совещаниях, педагогических советах и семинарах, методических объединениях и других мероприятиях по вопросам образовательной деятельности.
    6.3. Информирует заведующего ДОУ, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности и организации условий деятельности, соответствующих нормам охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы воспитателя.
    6.4. Заменяет временно отсутствующего воспитателя детского сада на основании почасовой оплаты и в соответствии с тарификацией.
    6.5. Получает от администрации дошкольного образовательного учреждения материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
    6.6. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими работниками, помощником воспитателя и персоналом кухни дошкольного образовательного учреждения.
    6.7. Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации основной образовательной программы, стратегии и тактики образовательной деятельности, оказывает методическую и консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим).
    6.8. Информирует заведующего (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) – об аварийных ситуациях в работе систем электроснабжения и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

    7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
    7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
    7.3. Факт ознакомления воспитателя с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего детским садом, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
    7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

    Материал для воспитателей -«Профессиональный стандарт педагога ДОУ»

    Рассматриваемый стандарт применяется в следующих случаях:

    • в процессе оформления на работу соискателей на вакантную должность воспитателя;
    • при разработке управленческой политики в отношении персонала;
    • с процессе формирования аттестационной системы и обучающих программ, направленных на повышение квалификации основного педагогического состава;
    • при составлении трудовых договоров, а также должностных инструкций и алгоритма оплаты труда.

    Цель педагогической деятельности на этом уровне — максимально подготовить детей к периоду обучения в школе, социализировать их, научить коллективной работе и совместному отдыху, а также обеспечить контроль за детьми дошкольного возраста на период отсутствия работающих родителей.

    Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

    1. Общие сведения о стандарте В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
    2. Функциональная карта Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
    3. воспитания;
    4. развития.
    5. Характеристика функций В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
    6. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

    В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2020 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Профессия «педагог-воспитатель» подразумевает разделение на два уровня квалификации: пятый и шестой. Обе эти категории имеют определенный набор трудовых функций, в частности:

    • осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательных программ;
    • выполнять общепедагогическую, обучающую функцию;
    • реализовывать мероприятия и методики по социализации и адаптации детей в коллективе;
    • следить за здоровьем и самочувствием детей;
    • прививать им базовые нормы поведения, самообслуживания, коллективного взаимодействия.

    Должностные обязанности работников дошкольных образовательных учреждений определяются с учетом особенностей организации труда и управления, прав, ответственности и компетентности воспитателей. В основной перечень должностных обязанностей педагога-воспитателя включены:

    • обязательное среднепрофессиональное или высшее образование;
    • владение полным комплексом развивающих программ, ориентированных на дошкольников;
    • планирование и проведение тематических занятий;
    • владение дополнительными методиками обучения и воспитания;
    • лояльность и ровное отношение ко всем детям;
    • умение организовать и занять детей во внеурочное время, внимательность к каждому;
    • умение грамотно сформировать правильные нравственные ориентиры у детей;
    • коллективная и индивидуальная работа с классом.

    Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную структуру, установленную для всех профстандартов, занесенных в реестр Министерства Труда Российской Федерации.

    Документ состоит из четырех разделов, первые три из которых содержат информацию о профессии, требованиях к ней и обязанностях, которые она подразумевает.

    В последнем разделе имеются справочные сведения о разработчиках стандарта.

    Выглядит структура профессионального стандарта воспитателя дошкольного учреждения следующим образом:

    1. Общее описание;
    2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
    3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
    4. Сведения об организациях, которые занимались создание данного документа.

    Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

    Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения

    • государственные учреждения и организации;
    • открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);
    • страховые организации;
    • негосударственные пенсионных фонды;
    • акционерные инвестиционные фонды;
    • управляющие компании паевые инвестиционные фонды;
    • иные экономические субъекте, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций) или проведенные через онлайн кассы;
    • государственные внебюджетные фонды.

    Важно отметить, что отдельного профстандарта для заместителя директора нет. Это связано с тем, что подобная должность во многом повторяет те же функции и обязанности, что и у главы компании. Однако в ряде стандартов имеется упоминание о заместителях. Так, с августа 2020г. стандарты, которые являются актуальными для заместителей руководителей, представляют собой следующий перечень:

    • Профстандарт № 558 «Специалист в сфере закупок»;
    • № 559 «Специалист по управлению персоналом»;
    • № 149 «Менеджер по информационным технологиям»;
    • № 31 «Специалист по техконтролю качества продукции»;
    • № 802 «Специалист по управлению качеством в авиастроении» и № 704 «Специалист по управлению поставками в авиастроении»;
    • № 581 «Руководитель организации, осуществляющей деятельность в сфере спорта».

    Профстандарты директоров предприятий регламентируют деятельность как управленцев, так и их замов. Для бюджетных учреждений они являются обязательными к использованию.

    Все стандарты, подходящие для заместителей директора, основаны на едином шаблоне, что предполагает их одинаковую структуру:

    1. Общие данные.
      Предполагается описание направления трудовой деятельности, а также возможные должности, исходя из видов экономических отраслей, регламентируемых нормативом.
    2. Функции работников.
      Подразумевается общий список функциональных обязанностей сотрудника, при этом также обозначается уровень квалификации для конкретной должности. Зачастую используются 5-8 квалификационные уровни.
    3. Подробное описание функциональных обязанностей работника.
      В данном разделе фиксируются требования к образованию и опыту. Так, для заместителя директора необходимо высшее образование (бакалавр), а также опыт работы, в среднем, 3-5 лет. Также обозначаются требуемые навыки и знания.
    4. Данные об учреждениях, занимавшихся разработкой документа.

    Для того, как начал использоваться профстандарт, работу сотрудников ДОУ регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Но этот документ фиксировал только основные положения деятельности воспитателей и педагогов, что не соответствует современной ситуации.

    На данный момент регуляцией работы сотрудников детских садов занимаются два основных документа:

    • Профстандарт, утвержденный Министерством труда Российской Федерации.
    • ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт, который утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

    При всей внешней схожести оба этих документа выполняют различные функции. Для выявления разницы необходимо дать понятие профессионального стандарта воспитателя. Он создан для непосредственной регуляции работы кадров, а ФГОС занимается регулированием деятельности образовательной ситуации, в данном случае – детского сада.

    Профстандарт утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ №544Н от 8 октября 2013 года. 5.08.2016 года в него были внесены изменения, корректирующие требования к уровню образования и обучения преподавательского состава ДОУ.

    Современный профессиональный стандарт педагога воспитателя включает в себя описание профильной деятельности работника и его компетенций. В них включаются знания и умения, необходимые каждому педагогу для выполнения своих должностных обязанностей.

    В профстандарте содержатся описания основных рабочих функций педагогов ДОУ и требования к их обучению и уровню образования.

    Для выполнения своей работы педагог должен обладать следующими знаниями:

    • Базовые знания в области прав детей, законов об образовании и ФГОС, касающегося дошкольного обучения.
    • Принципы работы основных образовательных систем, их история и применение на практике.
    • Основы методики обучения и воспитательной работы.
    • Тонкости работы с детьми дошкольного возраста.
    • Базовые психологические подходы к дошкольному воспитанию и образованию.
    • Изучение классики педагогической науки, касающейся обучения детей в детских садах.
    • Психология и физиология развития ребенка раннего и среднего возраста.
    • Основные тенденции в современной педагогической науке в сфере дошкольного образования.

    10.01.2017 года Министерство труда Российской Федерации приняло приказ №10Н, которым утвердил профстандарт «Специалист в области воспитания». Необходимо учесть, то должность воспитателя и старшего воспитателя не подпадает под действие этого документа, профессиональный стандарт социального воспитателя входит.

    С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

    Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

    Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

    2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

    Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

    Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

    работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

    Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

    В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

    При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

    Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

    Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

    Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

    Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

    Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

    Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *