О защите конкуренции на рынке финансовых услуг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Верховный суд разрешил гражданам подавать иски на завышенные цены
В целях обеспечения единства практики применения судами антимонопольного законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.
Общие положения
1. Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее — антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции, Закон), иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и отнесены к сфере применения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 2, статья 3 Закона о защите конкуренции).
Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (часть 1 статьи 8); равенство прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 19); свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34); не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34); определяет необходимость создания условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан (статья 751).
К положениям Гражданского кодекса, которые образуют основу антимонопольного законодательства, относятся в том числе положения о признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (пункт 1 статьи 1); о добросовестности действий участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке (пункты 3 и 4 статьи 1, пункт 1 статьи 10).
При рассмотрении споров, связанных с применением антимонопольного законодательства, судам необходимо исходить из того, что названные конституционные нормы и положения Гражданского кодекса обусловливают цели, принципы и сферу применения антимонопольного законодательства (статьи 1, 3 Закона) и в связи с этим должны учитываться при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.
2. Обратить внимание судов на то, что наличие в законах, имеющих цели, предмет и сферу действия, отличные от целей, предмета и сферы действия Закона о защите конкуренции, отдельных положений, которые направлены на обеспечение конкуренции, либо положений, соблюдение которых находится в сфере полномочий по контролю за соблюдением антимонопольных требований, не означает, что соответствующий нормативный правовой акт как таковой относится к законодательству, регулирующему отношения в сфере защиты конкуренции.
В частности, Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) имеет более широкий предмет регулирования, чем Закон о защите конкуренции, однако в части тех норм, которые направлены на обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации посредством установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности, развития торговой деятельности с учетом антимонопольных требований в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, может быть отнесен к актам антимонопольного законодательства (части 2 и 3 статьи 1 Закона о торговле).
Финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», как ясно из его названия, защищает конкуренцию. Он призван исключать или ограничивать возможность воздействия каждого субъекта хозяйствования на рыночное обращение товаров или услуг. Следовательно, существует потенциальная угроза со стороны неких сил, стремящихся злонамеренными действиями установить для себя привилегии, обеспечивающие доминирование в хозяйственно-экономическом пространстве РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» № 135-ФЗ
Пунктом первым этой статьи запрещаются антиконкурентные соглашения, называемые также картельными, заключённые в интересах субъекта с целью достижения им монопольного положения, а также перечисляются возможные ситуации, характеризующие подобный сговор:
- Участники согласовано установили и осуществляют поддержание цен, тарифов, надбавок, наценок;
- Повышают цены, снижают или поддерживают их;
- Разделили рынок по любому принципу (территории, объёму продаж, закупки, ассортименту и т. д.);
- С целью ценового манипулирования сокращают или прекращают оказание услуг или товарное производство;
- Выборочно отказывают в заключении договоров некоторым заказчикам.
Кроме этого, в статье 11 перечислены запреты с некоторыми допустимыми исключениями, перечисленными в статье 12, в частности:
- Нельзя устанавливать цену перепродажи кроме максимальной;
- Нельзя запрещать посреднику перепродавать товар конкурирующим структурам, кроме случаев реализации его под брендом производителя;
- Запрещены любые соглашения на рынке электроэнергии с целью ценового манипулирования.
Также запрещено:
- Навязывать контрагенту невыгодные ему договорные условия или требования, не относящиеся к его предмету (передать активы, средства или права на них, приобрести ненужные товары и т. п.);
- Устанавливать необоснованные тарифы или цены;
- Препятствовать доступу на рынок другим лицам или уходу с него;
В главе 7 рассматриваемого закона, перечислены виды соглашений о совместной деятельности, на возможное получение согласия антимонопольного органа. На них не распространяется действие статьи 11.
Стремиться к доминирующему положению и занимать его Закон 135-ФЗ не запрещает, в отличие от злоупотребления им.
Под злоупотреблением доминирующим положением понимается деяние, совершаемое с целью ограничения, недопущения или устранения конкуренции. А также ущемление интересов других участников рынка, имеющее для них неблагоприятные материальные последствия или составляющие угрозу.
Список запрещённых деяний (действий или бездействий), предусмотренных статьей 10 135-ФЗ:
- Прекращение или уменьшение товарного предложения или производства с целью повышения на него цены;
- Необоснованный выборочный отказ в установлении договорных отношений с некоторыми контрагентами;
- Необоснованное различие расценок на один и тот же продукт;
- То же в отношении финансовых услуг;
- Дискриминационные условия (за исключением случаев, оговоренных российским антимонопольным законодательством);
- Препятствование входу на рынок или уходу с него любого из участников;
- Нарушение законного порядка ценообразования;
- Ценовое манипулирование на рынках электроэнергии.
Исключения, установленные для некоторых запретов, перечислены в статье 13 Федерального закона «О защите конкуренции».
В этой статье, очень важной, даются определения основных категорий, используемых в тексте Закона «О защите конкуренции». Из неё читатель узнает, что подразумевается под тем или иным юридическим термином. Эта статья четвёртая по счёту (из 54-х), и пропускать её не следует – иначе возможны неправильные трактовки.
Особо важными представляются определения недобросовестной конкуренции, то есть любых действий, направленных на получение преференций и конфликтующих с российским законодательством (см. по тексту) и монополистической деятельности как вида злоупотребления.
Закупки, осуществляемые государственными заказчиками, регулируются законами 44-ФЗ «О контрактной системе…» и 223-ФЗ «О закупках…».
Практика их применений вызывает споры юристов и даёт основания в некоторых случаях говорить об имеющем место ограничении конкуренции. О причинах противоречий можно судить по назначению этих актов и их принципах функционирования.
Закон № 44-ФЗ применяется в случаях контрактной закупки государственными и муниципальными органами власти, унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.
Его восьмая статья гарантирует обеспечение добросовестной конкуренции и равных для всех участников тендеров условий, а в случае нарушения этого принципа виновным может грозить уголовное преследование по ст. 178 УК РФ. Однако субъекты предпринимательской деятельности, чьё участие в конкурсах было по каким-либо причинам отвергнуто, настаивают на том, что они столкнулись с нарушением Закона 135-ФЗ в части именно ограничения конкуренции.
В качестве причин уменьшения количества участников-претендентов организаторы торгов называют:
- Жёсткие временные рамки исполнения заказа;
- Требования к закупаемому товару в виде конкретной марки или крайне узкого спектра технических характеристик (указанных в тех. задании);
- Необходимость допусков, лицензий и разрешений для проведения отдельных видов работ;
- Другие варианты.
В тех случаях, когда вероятные подрядчики обращались в ФАС с жалобами на ограничение конкуренции, решения чаще всего выносились в их пользу. Проблема эта действительно очень сложна и характеризуется многими юридическими нюансами.
Наиболее распространёнными являются следующие конфликтные ситуации:
- Потенциальный претендент получает незаконный отказ в приёме заявки на участие в конкурсе;
- С победителем конкурса не заключается контракт на поставку;
- Исполнитель отказывается от взятых на себя контрактных обязательств;
- Нарушаются законные требования информационного обеспечения процедуры закупки: предложения об участии в тендере не публикуются в установленный срок в ЕИСТ (единой информационной системе торгов).
Хозяйствующие субъекты на рынке финансовых услуг
Законодательство о конкуренции на товарных рынках появилось в нашей стране почти одновременно с началом рыночных реформ. Но специальный Федеральный закон о защите и регулировании конкуренции в финансовой сфере вступил в силу только в конце 1999 г.
К этому моменту монополизация финансовых рынков значительно усилилась, на многих из них постепенно сложилась олигополия. Олигополия характеризуется тем, что покупателей на рынке обслуживает небольшое число хозяйствующих субъектов. Если на рынке присутствует всего несколько господствующих субъектов, то каждый из них может воздействовать на рыночную цену, получать за счет этого более высокие прибыли и ущемлять интересы других участников рыночных отношений.
Типичным примером усиления монополистических тенденций в финансовой сфере является банковский сектор. Вот лишь несколько статистических данных. На долю пяти крупнейших банков приходится более 40% суммарных активов. Сберегательному банку России, в котором государство имеет контрольный пакет акций, принадлежит свыше 80% рынка вкладов населения. Частные коммерческие банки занимают всего 15% рынка банковских услуг.
Конкуренция — экономическая борьба между фирмами за лучшие условия купли-продажи и производства. |
Конкуренция — один из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и ее звеньев.
Задачи конкуренции в экономике:
-
определение рыночной цены произведенной продукции;
-
уравнивание линейки цен, которые предприятия выставляют индивидуально;
-
контроль перетекания финансов из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.
В России экономическую борьбу регулирует ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Главное положение этого закона — запрет на образование монополий.
Конкурентоспособность — это относительная и обобщенная характеристика товара, которая выражает его выгодные отличия от товара-конкурента. |
Конкурентоспособность — это сравнительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара определяется тремя группами параметров:
-
техническими;
-
экономическими;
-
социально-организационными.
Технические параметры — назначение товара, его принадлежность к определенному виду продукции. Это также характеристики, которые отражают технико-конструкторские решения (стандарты, нормы, правила, законодательные акты) и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления выше цены продажи. Покупатель тратит средства не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, цена потребления которого минимальна за весь срок его службы.
Социально-организационные параметры — учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Конкурентоспособность товара во многом определяется конкурентоспособностью самого предприятия, однако между этими понятиями есть различия.
Конкурентоспособность фирмы — это характеристика, которая выражает отличия развития этой фирмы от развития конкурирующих фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. |
Выделяют шесть основных функций конкуренции:
-
Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж.
Конкуренция на рынке определяет величину спроса для продукции каждой фирмы и устанавливает оптимальный объем производства.
-
Аллокационная. В конкурентной среде проще достичь успеха тем предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам.
-
Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Инженеры не останавливаются в разработках и стремятся каждый год вносить изменения в существующие технологии.
-
Адаптационная. Умение предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают.
-
Распределительная. Рынок — это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают, есть ли смысл продолжать вкладывать свои ресурсы в проекты или настало время осваивать новые горизонты. Так, из малодоходных отраслей, где уже есть достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.
-
Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке и стать монополистом.
Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную саморегулируемую систему. А совокупность конкурентных отраслей создает более или менее успешную рыночную экономику. Именно поэтому конкуренцию называют мотором рыночной экономики.
Позитивные черты конкуренции |
Негативные черты конкуренции |
---|---|
Способствует снижению затрат для потребителей. |
Постоянное разорение многих товаропроизводителей. |
Создает возможность выбора ассортимента товаров/услуг для потребителя. |
Возможно использование нечестных методов борьбы (продажи по демпинговым ценам, подкуп работников, шантаж). Честные методы предусматривают расширение ассортимента, повышение качества, послепродажное обслуживание. |
Ограничивает возможность монополизации, препятствует возникновению монополий, которые могут поднимать цены, снижать качество, пользуясь единоличным положением на рынке. |
Высокие затраты на рекламу, которые ложатся на потребителей. Если есть конкуренты, нужно выделять товар/услугу из множества альтернатив. |
Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Например, создаются новые товары, изменяются тарифы. Конкуренты также стремятся не уступать друг другу, чтобы не потерять потенциальных покупателей и пользователей. |
Чрезмерная эксплуатация ресурсов. Возможные экологические нарушения. |
Улучшение качества продукции за счет внедрения технических достижений в производство. Конкуренты стремятся привлечь покупателей/пользователей именно к себе. |
— |
Мы узнали, какие функции выполняет конкуренция в экономике. Теперь дадим характеристику современным видам конкуренции.
Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.
Естественные монополии имеют в своей собственности трудно воспроизводимые элементы производства (нефть) или целые отрасли инфраструктуры (железные дороги). Часто государство выступает в роли такого монополиста при реализации некоторых видов деятельности или при продаже определенных товаров.
Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод. Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.
-
Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объеме производства.
-
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, которые входят в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведенная ими продукция реализуется через единую контору.
-
Трест — это единое акционерное общество, которое господствует в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.
-
Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Может сложиться обратная ситуация: когда на рынке есть только один покупатель и множество продавцов. В этом случае решающую роль при ценообразовании будет выполнять покупатель. В качестве последнего может выступать и государство. Такая ситуация на рынке называется монопсонией.
Для России вопрос поддержки конкуренции имеет особый смысл. В течение долгих десятилетий наша страна активно использовала преимущества крупного производства, его специализации и концентрации. Вся промышленность находилась в руках предприятий-монополистов.
И с переходом к рыночной экономике потребовалось создать новую правовую основу, которая смогла бы поддержать зарождающийся малый и средний бизнес. Первым таким документом стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который приняли 22 марта 1991 года. В связи с активным развитием рынка банковских услуг, 4 июня 1999 года был утвержден еще один правовой акт — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
В 2006 году оба нормативных акта заменил Федеральный Закон «О защите конкуренции». Проведение антимонопольной политики закреплено и в Конституции РФ. В статье 34 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Контроль за выполнением положений закона выполняет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также его территориальные подразделения.
Чтобы деятельность предприятия была признана угрожающей свободной конкуренции, доля его продукции должна составить на рынке товаров и услуг 65%. Но бывают и исключения: наложить санкции антимонопольный комитет может уже при доле в 35%, если компания препятствует входу в отрасль новых фирм и диктует конкурентам свои условия.
Вводная часть………………………………………………………………………………….………2
Различие отношений на рынке финансовых услуг и на товарных рынках….….2
Доминирующее положение………………………………………………………..3
Соглашения на рынке финансовых услуг……………………………………..….4
Создание объединений финансовых организаций……………………………….4
Нормативные акты государственных органов…………………………….…..…5
Недобросовестная конкуренция……………………………………………………6
Государственный контроль за концентрацией капитала…………………..…….6
Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на
рынке финансовых услуг…………………………………………………………..7
Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых
услуг………………………………………………………………………….……..8
список используемой литературы…………………………………………………8
С
татья 10 Гражданского Кодекса содержит запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Но в силу особенностей разных видов рынков требуется специфический подход в регулировании каждого из них. В этих целях принимаются законы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.
1. Чем отличены отношения на рынках финансовых услуг от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают. На рынке товаров обращаются продукты деятельности, предназначенные для продажи или обмена, в том числе работы, услуги. Объектом отношений на рынке финансовых услуг являются финансовые услуги. Они представляют собой деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств. К финансовым услугам относятся банковские услуги, страховые услуги, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Во-вторых, спецификой субъекта. На товарном рынке участниками выступают хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Участником на рынке финансовых услуг являются финансовые организации. По сравнению с участниками товарного рынка они обладают специальной правоспособностью. Свою деятельность финансовая организация осуществляет на основании лицензии. К этим организациям относятся банки, страховые организации, лизинговые компании, кредитные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке ценных бумаг.
Исходя из описанных особенностей необходимо существование различных законов, регулирующих конкуренцию на этих рынках. Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” не могут соотноситься как общий и особенный, но некоторые признаки этого можно выделить. В обоих актах сохранен одинаковый подход к определениям конкуренции, рынка, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” копирует некоторые положения закона “О конкуренции ”. В определении группы лиц и аффилированных лиц он отсылает к законодательству РФ, а закон “О конкуренции” такие определения содержит.
На мой взгляд, в сфере предоставления финансовых услуг можно применять норму закона ”О конкуренции” о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления (ст. 9).
В остальных случаях закон “ О конкуренции ” может регулировать отношения по защите конкуренции на рынке финансовых услуг только в тех случаях, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Например, если банк приобретает пакет акций предприятия, доля которого на рынке составляет больше 35 процентов.
2. В соответствии с законом “ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” Министерство по антимонопольной политике (МАП) приобрело полномочия в финансовой сфере. Так МАП определяет доминирующее положение на рынке финансовых услуг.
Доминирующее положение определяется как объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими организациями) на рынке финансовых услуг, дающей ей (им) возможность оказывать влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретно доля финансовой организации на рынке не указывается, определен только порядок ее определения и органы которые его определяют.
Методика определения доминирующего положения разрабатывается МАП по каждому рынку в отдельности совместно с ФКЦБ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов.
Доля отдельной организации на рынке определяется как отношение суммы ее оборота к общей сумме оборота финансовых организаций. Доля рассчитывается по каждому виду финансовых услуг и в установленных границах рынка.
Само доминирующее положение не является предосудительным, но злоупотребление им запрещено.
3.Соглашения. Закон различает два вида соглашений: 1) между финансовыми организациями; 2) между финансовыми организациями с одной стороны и государственными органами с другой.
Установлены соглашения, которые разрешены и которые запрещены. Статья 6 запрещает соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Критерий оценки противоправности соглашения тот же что и в законе “О конкуренции ”.
Впрочем, из выступления Андрея Кашеварова все–таки можно было сделать вывод о том, почему момент для развития конкуренции настал именно сейчас. По его словам, доля подконтрольных государству банков в различных сегментах бизнеса достигла 64–66%. Госбанки имеют широкий доступ к дешевым финансовым ресурсам бюджета и таким образом не оставляют шансов в конкурентной борьбе своим частным собратьям. Более того, государство еще и обеспечивает «своим» банкам доступ к лучшим заемщикам, устанавливая для остальных различные ограничения при кредитовании госкомпаний.
Самый правдоподобный ответ на вопрос, почему Банк России решил сконцентрироваться на развитии конкуренции именно сейчас, заключается в том, что прежде на финансовом рынке было слишком много недобросовестных игроков и до завершения расчистки рынка от них создавать условия для конкуренции было бессмысленно. Ведь участники рынка, нарушающие правила, имеют заведомо непреодолимое конкурентное преимущество перед теми, кто правила соблюдает. Однако за последние годы с рынка были удалены многие недобросовестные участники. К примеру, число банков в стране сократилось за 10 лет более чем вдвое, а число страховых компаний почти уполовинилось всего за 4 года (см. диаграммы).
«Мы хотим в течение ближайших 5 лет прийти к такому состоянию финансового сектора, когда банкротство даже одного банка будет чрезвычайной ситуацией», — заявил Сергей Швецов в ходе конгресса.
Он же высказал мнение, что переход банков на санацию в ФКБС как раз выполняет одну из функций конкурентной среды — «созидательное разрушение». В классическом варианте это означает, что слабые игроки теряют долю на рынке или вовсе уходят с него, а их долю делят между собой сильные. При санации слабые игроки остаются на рынке, санатор сохраняет непрерывность их системно значимого бизнеса. Но при этом разрушается акционерная стоимость таких банков — их прежние собственники, проиграв в конкурентной борьбе, теряют свои вложения. С другой стороны, формируя в банковском секторе новых игроков, которые появляются на остатках неудачливых кредитных организаций, ЦБ РФ тем самым способствует появлению у лидеров банковского рынка новых сильных конкурентов с хорошим корпоративным управлением и достаточной капитализацией, полагает Сергей Швецов. Это обстоятельство, по его мнению, усилит конкуренцию и компенсирует тот недостаток санации, что сильные игроки не получают долю слабых.
Федеральный закон «О защите конкуренции» 135-ФЗ (последняя редакция)
Конечной целью развития конкуренции, разумеется, должно стать повышение качества финансовых услуг и снижение либо сдерживание роста их стоимости. В аналитическом докладе ЦБ РФ, который, кстати, характеризует часть сегментов российского финансового рынка как олигополию с конкурентным окружением, перечислены меры, которые регулятор собирается предпринять для достижения этой цели.
Среди них — создание так называемых маркетплейсов, то есть электронных площадок для дистанционной продажи финансовых услуг и регистрации сделок. Дистанционный доступ отнимает у крупных структур такое преимущество, как разветвленная филиальная сеть. Прототип маркетплейса, созданный при участии Банка России, регулятор представил на конгрессе. Сергей Швецов лично разместил с его помощью виртуальный миллион рублей на депозите. ЦБ РФ рассчитывает, что реальная эксплуатация маркетплейса начнется в 2019 году и в первые 3 года его работы пользователями этой площадки станут десятки миллионов человек.
В числе других мер, перечисленных в докладе, — противодействие установлению заградительных тарифов, препятствующих переводу средств между клиентами разных банков, а также установление запрета на использование в рекламе финансовых услуг информации о госучастии в капитале субъекта, оказывающего такие услуги.
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Закон о конкуренции направлен на достижение следующих целей:
- обеспечение единства экономического пространства;
- создание условий свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности;
- защита конкуренции и достижение эффективного функционирования товарных рынков.
Основная задача закона состоит в пресечении любых действий хозяйствующих субъектов, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству РФ и обычаям делового оборота.
Основной мотив закона — это соблюдение требований добропорядочности, разумности и справедливости в гражданско-правовых отношениях, а также предотвращение действий, причиняющих убытки или вред деловой репутации различным хозяйствующим субъектам.
Закон о конкуренции 135-ФЗ от 26.07.2006 регулирует следующие сферы:
- В области действия любых хозяйствующих субъектов на предмет наличия недобросовестной конкуренции.
- В монополистической деятельности на анализ применения доминирующего положения.
- В области действий органов власти при создании ими актов, соглашений, направленных на установление цен, тарифов и доступа к товарным рынкам.
- В области заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а также контрактов органов власти с финансовыми организациями в части наличия положений, не допускающих конкуренцию.
- В сфере осуществления госзакупок на предмет наличия преимущественных положений отдельных участников, нарушения порядка определения победителя торгов и др.
Рассмотрим подробнее как применяется закон о конкуренции в сфере закупок.
Федеральный закон 135-ФЗ содержит отдельную главу, посвященную антимонопольным требованиям при осуществлении заказов. Ст. 17 содержит запрет на осуществление следующих действий:
- Регулирование заказчиками деятельности поставщиков, заключение соглашений, приводящих к ограничению конкуренции.
- Создание преимущественных условий для каких-либо участников, в том числе путем доступа к информации о еще неопубликованных планируемых заказах, о заявках иных участников, о наименовании участников аукциона и др.
- Нарушение порядка определения победителя закупки.
- Участие организаторов торгов (заказчиков и их работников) в процедуре торгов.
- Создание единого лота, содержащего технологически и функционально не связанные товары, работы, услуги.
В случае выявления данных действий любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о признании закупки недействительной, в том числе заключенного по результатам торгов контракта. Выявленное нарушение влечет за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии со статьей 7.30, 14.32 КоАП РФ.
Согласованные действия поставщика и заказчика приводят к ущемлению интересов иных участников и нарушению порядка определения победителя. Согласно Постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 26.09.2017 № Ф09-5237/17 по делу № А71-15165/2016, выявлено, что заказчик нарушил порядок регистрации заявок, присвоив первый порядковый номер не той заявке: платежное поручение по обеспечительному платежу выдано позже, чем зарегистрирована заявка. Также доказан факт о направлении документации участнику до публикации ее в Единой информационной системе, что создает преимущественные условия.
Неверные оценки поданных заявок на участие в конкурсе повлекли за собой неправильное определение победителей. Данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.12.2015 № Ф02-6487/2015 по делу № А33-228/2015.
Необъективный характер описания объекта закупки ведет к необоснованному ограничению числа участников заказа. Согласно Постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.10.2015 № Ф04-24753/2015 по делу № А67-336/2015, выявлено, что установленные заказчиком характеристики являлись противоречивыми в связи с тем, что требования к материалам, установленные в техническом задании, не совпадали с требованиями, указанными в ГОСТах и в ведомости объемов работ.
Антимонопольное законодательство. Обеспечение защиты конкуренции
Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.
Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.
В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.
Так, под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для введения в оборот путем продажи или иным способом. Товаром могут быть не только вещи, но и интеллектуальная собственность, имущественные права.
Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, когда самостоятельные их действия не позволяют ни одному из них занять доминирующее положение на рынке.
Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.
Обратите внимание! В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.
Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.
Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.
Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.
Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.
Закон № 135-ФЗ действует:
- во времени;
- в пространстве;
- по кругу лиц;
- по регулируемым отношениям (объектам регулирования).
Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу. Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.
Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.
К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:
- коммерческие и некоммерческие организации;
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
- органы государственной власти.
Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.
Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст. 15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.
Важно! Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия.
Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения. Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция. Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.
Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией. В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.
Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу. Так, порядок проведения торгов, запроса котировок цен и предложений установлен ФЗ «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ, «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закон «О закупках товаров, работ, услуг …» от 18.07.2011 № 223-ФЗ и т. д. Тем не менее к этим отношениям предъявляются дополнительные антимонопольные требования, изложенные в гл. 4 закона № 135-ФЗ.
Вывод! Таким образом, закон № 135-ФЗ регулирует, ограничивает, запрещает те или иные действия, способные привести к недобросовестной конкуренции, последствиями которой являются нанесение ущерба, ущемление интересов или банкротство контрагентов.
На стадии конкурсного производства, как правило, открываются торги и происходит продажа имущества должника.
С наступлением этого момента, а именно после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, в соответствии с п. 1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ любая передача имущества должника третьим лицам (продажа, переход во временное владение и пользование) может осуществляться только в порядке, установленном гл. VII закона № 127-ФЗ (постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2013 по делу № А50-12480/2012).
Важно! В процедуре конкурсного производства законодательство о защите конкуренции применять запрещено. Антимонопольная служба не вправе выдавать предписания в отношении должника и влиять на реализацию имущества.
***
Основным законом всоставе антимонопольного законодательства считается закон о защите конкуренции, который содержит в себе базовые понятия и требования к деятельности всех участников всех рынков.
Антимонопольный орган, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, возбуждает и рассматривает дела, анализирует рыночные процессы, выдает предписания и разрешения на предоставление преференций.
Во время процедуры банкротства, а именно на стадии конкурсного производства, антимонопольный орган не вправе вмешаться в организацию торгов имущества должника.
Вводная часть………………………………………………………………………………….………2
Различие отношений на рынке финансовых услуг и на товарных рынках….….2
Доминирующее положение………………………………………………………..3
Соглашения на рынке финансовых услуг……………………………………..….4
Создание объединений финансовых организаций……………………………….4
Нормативные акты государственных органов…………………………….…..…5
Недобросовестная конкуренция……………………………………………………6
Государственный контроль за концентрацией капитала…………………..…….6
Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на
рынке финансовых услуг…………………………………………………………..7
Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых
услуг………………………………………………………………………….……..8
список используемой литературы…………………………………………………8
С
татья 10 Гражданского Кодекса содержит запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Но в силу особенностей разных видов рынков требуется специфический подход в регулировании каждого из них. В этих целях принимаются законы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.
1. Чем отличены отношения на рынках финансовых услуг от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают. На рынке товаров обращаются продукты деятельности, предназначенные для продажи или обмена, в том числе работы, услуги. Объектом отношений на рынке финансовых услуг являются финансовые услуги. Они представляют собой деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств. К финансовым услугам относятся банковские услуги, страховые услуги, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Во-вторых, спецификой субъекта. На товарном рынке участниками выступают хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Участником на рынке финансовых услуг являются финансовые организации. По сравнению с участниками товарного рынка они обладают специальной правоспособностью. Свою деятельность финансовая организация осуществляет на основании лицензии. К этим организациям относятся банки, страховые организации, лизинговые компании, кредитные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке ценных бумаг.
Исходя из описанных особенностей необходимо существование различных законов, регулирующих конкуренцию на этих рынках. Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” не могут соотноситься как общий и особенный, но некоторые признаки этого можно выделить. В обоих актах сохранен одинаковый подход к определениям конкуренции, рынка, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” копирует некоторые положения закона “О конкуренции ”. В определении группы лиц и аффилированных лиц он отсылает к законодательству РФ, а закон “О конкуренции” такие определения содержит.
На мой взгляд, в сфере предоставления финансовых услуг можно применять норму закона ”О конкуренции” о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления (ст. 9).
В остальных случаях закон “ О конкуренции ” может регулировать отношения по защите конкуренции на рынке финансовых услуг только в тех случаях, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Например, если банк приобретает пакет акций предприятия, доля которого на рынке составляет больше 35 процентов.
2. В соответствии с законом “ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” Министерство по антимонопольной политике (МАП) приобрело полномочия в финансовой сфере. Так МАП определяет доминирующее положение на рынке финансовых услуг.
Доминирующее положение определяется как объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими организациями) на рынке финансовых услуг, дающей ей (им) возможность оказывать влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретно доля финансовой организации на рынке не указывается, определен только порядок ее определения и органы которые его определяют.
Методика определения доминирующего положения разрабатывается МАП по каждому рынку в отдельности совместно с ФКЦБ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов.
О Федеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
Вводная часть………………………………………………………………………………….………2
Различие отношений на рынке финансовых услуг и на товарных рынках….….2
Доминирующее положение………………………………………………………..3
Соглашения на рынке финансовых услуг……………………………………..….4
Создание объединений финансовых организаций……………………………….4
Нормативные акты государственных органов…………………………….…..…5
Недобросовестная конкуренция……………………………………………………6
Государственный контроль за концентрацией капитала…………………..…….6
Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на
рынке финансовых услуг…………………………………………………………..7
Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых
услуг………………………………………………………………………….……..8
список используемой литературы…………………………………………………8
С |
татья 10 Гражданского Кодекса содержит запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Но в силу особенностей разных видов рынков требуется специфический подход в регулировании каждого из них. В этих целях принимаются законы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.
1. Чем отличены отношения на рынках финансовых услуг от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают. На рынке товаров обращаются продукты деятельности, предназначенные для продажи или обмена, в том числе работы, услуги. Объектом отношений на рынке финансовых услуг являются финансовые услуги. Они представляют собой деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств. К финансовым услугам относятся банковские услуги, страховые услуги, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Во-вторых, спецификой субъекта. На товарном рынке участниками выступают хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Участником на рынке финансовых услуг являются финансовые организации. По сравнению с участниками товарного рынка они обладают специальной правоспособностью. Свою деятельность финансовая организация осуществляет на основании лицензии. К этим организациям относятся банки, страховые организации, лизинговые компании, кредитные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке ценных бумаг.
Исходя из описанных особенностей необходимо существование различных законов, регулирующих конкуренцию на этих рынках. Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” не могут соотноситься как общий и особенный, но некоторые признаки этого можно выделить. В обоих актах сохранен одинаковый подход к определениям конкуренции, рынка, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” копирует некоторые положения закона “О конкуренции ”. В определении группы лиц и аффилированных лиц он отсылает к законодательству РФ, а закон “О конкуренции” такие определения содержит.
На мой взгляд, в сфере предоставления финансовых услуг можно применять норму закона ”О конкуренции” о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления (ст. 9).
В остальных случаях закон “ О конкуренции ” может регулировать отношения по защите конкуренции на рынке финансовых услуг только в тех случаях, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Например, если банк приобретает пакет акций предприятия, доля которого на рынке составляет больше 35 процентов.
2. В соответствии с законом “ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” Министерство по антимонопольной политике (МАП) приобрело полномочия в финансовой сфере. Так МАП определяет доминирующее положение на рынке финансовых услуг.
Доминирующее положение определяется как объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими организациями) на рынке финансовых услуг, дающей ей (им) возможность оказывать влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретно доля финансовой организации на рынке не указывается, определен только порядок ее определения и органы которые его определяют.
Методика определения доминирующего положения разрабатывается МАП по каждому рынку в отдельности совместно с ФКЦБ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов.
Доля отдельной организации на рынке определяется как отношение суммы ее оборота к общей сумме оборота финансовых организаций. Доля рассчитывается по каждому виду финансовых услуг и в установленных границах рынка.
Само доминирующее положение не является предосудительным, но злоупотребление им запре��ено.
3.Соглашения. Закон различает два вида соглашений: 1) между финансовыми организациями; 2) между финансовыми организациями с одной стороны и государственными органами с другой.
Установлены соглашения, которые разрешены и которые запрещены. Статья 6 запрещает соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Критерий оценки противоправности соглашения тот же что и в законе “О конкуренции ”.
В этой статье, очень важной, даются определения основных категорий, используемых в тексте Закона «О защите конкуренции». Из неё читатель узнает, что подразумевается под тем или иным юридическим термином. Эта статья четвёртая по счёту (из 54-х), и пропускать её не следует – иначе возможны неправильные трактовки.
Особо важными представляются определения недобросовестной конкуренции, то есть любых действий, направленных на получение преференций и конфликтующих с российским законодательством (см. по тексту) и монополистической деятельности как вида злоупотребления.
В данной статье введено определение группы лиц, то есть совокупности участников, объединённых общими деловыми интересами, но формально пытающихся выглядеть независимыми конкурентами. При этом для признания нарушения антимонопольного законодательства, их количество должно составлять более половины от общего числа голосующих акций уставного капитала хозяйственного товарищества.
Возможные ситуации перечислены в первой части 9-й статьи «Закона о защите конкуренции»:
- Лицо представляет собой единоличный исполнительный орган субъекта экономической деятельности;
- Лицо имеет возможность давать обязательные для исполнения указания руководству субъекта хоздеятельности;
- Более половины количества коллегиального исполнительного органа и совета директоров представлены одними и теми же людьми;
- Лицо предложило (назначило) более половины состава исполнительного органа хозяйственного общества;
- Родственники в исполнительном органе (любой степени родства) составляют более половины численности;
- Имеют место все возможные обстоятельства, указанные выше в любых комбинациях по каждому из признаков;
На действие или бездействие групп лиц действуют запреты, предусмотренные Законом № 135-ФЗ.
Пунктом первым этой статьи запрещаются антиконкурентные соглашения, называемые также картельными, заключённые в интересах субъекта с целью достижения им монопольного положения, а также перечисляются возможные ситуации, характеризующие подобный сговор:
- Участники согласовано установили и осуществляют поддержание цен, тарифов, надбавок, наценок;
- Повышают цены, снижают или поддерживают их;
- Разделили рынок по любому принципу (территории, объёму продаж, закупки, ассортименту и т. д.);
- С целью ценового манипулирования сокращают или прекращают оказание услуг или товарное производство;
- Выборочно отказывают в заключении договоров некоторым заказчикам.
Кроме этого, в статье 11 перечислены запреты с некоторыми допустимыми исключениями, перечисленными в статье 12, в частности:
- Нельзя устанавливать цену перепродажи кроме максимальной;
- Нельзя запрещать посреднику перепродавать товар конкурирующим структурам, кроме случаев реализации его под брендом производителя;
- Запрещены любые соглашения на рынке электроэнергии с целью ценового манипулирования.
Также запрещено:
- Навязывать контрагенту невыгодные ему договорные условия или требования, не относящиеся к его предмету (передать активы, средства или права на них, приобрести ненужные товары и т. п.);
- Устанавливать необоснованные тарифы или цены;
- Препятствовать доступу на рынок другим лицам или уходу с него;
В главе 7 рассматриваемого закона, перечислены виды соглашений о совместной деятельности, на возможное получение согласия антимонопольного органа. На них не распространяется действие статьи 11.
Стремиться к доминирующему положению и занимать его Закон 135-ФЗ не запрещает, в отличие от злоупотребления им.
Под злоупотреблением доминирующим положением понимается деяние, совершаемое с целью ограничения, недопущения или устранения конкуренции. А также ущемление интересов других участников рынка, имеющее для них неблагоприятные материальные последствия или составляющие угрозу.
Список запрещённых деяний (действий или бездействий), предусмотренных статьей 10 135-ФЗ:
- Прекращение или уменьшение товарного предложения или производства с целью повышения на него цены;
- Необоснованный выборочный отказ в установлении договорных отношений с некоторыми контрагентами;
- Необоснованное различие расценок на один и тот же продукт;
- То же в отношении финансовых услуг;
- Дискриминационные условия (за исключением случаев, оговоренных российским антимонопольным законодательством);
- Препятствование входу на рынок или уходу с него любого из участников;
- Нарушение законного порядка ценообразования;
- Ценовое манипулирование на рынках электроэнергии.
Исключения, установленные для некоторых запретов, перечислены в статье 13 Федерального закона «О защите конкуренции».
Антимонопольная деятельность на рынке банковских услуг
Статья 17 указанного закона посвящена пресечению возможных злоупотреблений в ходе торгов, на которые выставлены товары, услуги, ценные бумаги и прочие активы. В частности, имеются в виду координированные запросы котировок (иначе называемые сговором), в результате которых может быть ограничена объективно существующая конкуренция.
Возможные сценарии реализации подобного правонарушения перечислены в ст. 17.1:
- Организаторы торгов вместе с неким их участником, стремящимся к получению незаконных преимуществ, создают условия, при которых станет возможно искажение информации о котировках и спросе;
- Будет осуществлён выборочный доступ к сведениям, представляющим особый интерес;
- Нарушены правила определения победителя тендера и получения необходимой для участников информации;
- В торгах принимают участие представители их организаторов;
- Незаконно ограничивается состав участников путём создания избирательно неблагоприятных условий допуска к торгам;
- В составе лотов присутствуют работы, товары и услуги, не связанные по функциональным или технологическим признакам с непосредственным предметом торгов.
Выявление подобных нарушений даёт суду основания по иску антимонопольного органа признать недействительными сами торги и заключённые по их итогам сделки.
Закупки, осуществляемые государственными заказчиками, регулируются законами 44-ФЗ «О контрактной системе…» и 223-ФЗ «О закупках…».
Практика их применений вызывает споры юристов и даёт основания в некоторых случаях говорить об имеющем место ограничении конкуренции. О причинах противоречий можно судить по назначению этих актов и их принципах функционирования.
Закон № 44-ФЗ применяется в случаях контрактной закупки государственными и муниципальными органами власти, унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.
Его восьмая статья гарантирует обеспечение добросовестной конкуренции и равных для всех участников тендеров условий, а в случае нарушения этого принципа виновным может грозить уголовное преследование по ст. 178 УК РФ. Однако субъекты предпринимательской деятельности, чьё участие в конкурсах было по каким-либо причинам отвергнуто, настаивают на том, что они столкнулись с нарушением Закона 135-ФЗ в части именно ограничения конкуренции.
В качестве причин уменьшения количества участников-претендентов организаторы торгов называют:
- Жёсткие временные рамки исполнения заказа;
- Требования к закупаемому товару в виде конкретной марки или крайне узкого спектра технических характеристик (указанных в тех. задании);
- Необходимость допусков, лицензий и разрешений для проведения отдельных видов работ;
- Другие варианты.
В тех случаях, когда вероятные подрядчики обращались в ФАС с жалобами на ограничение конкуренции, решения чаще всего выносились в их пользу. Проблема эта действительно очень сложна и характеризуется многими юридическими нюансами.
Наиболее распространёнными являются следующие конфликтные ситуации:
- Потенциальный претендент получает незаконный отказ в приёме заявки на участие в конкурсе;
- С победителем конкурса не заключается контракт на поставку;
- Исполнитель отказывается от взятых на себя контрактных обязательств;
- Нарушаются законные требования информационного обеспечения процедуры закупки: предложения об участии в тендере не публикуются в установленный срок в ЕИСТ (единой информационной системе торгов).
В указанных законах 223-ФЗ, 44-ФЗ и 135-ФЗ приведены санкции, предусмотренные за их нарушение. Если деяния субъектов не подпадают под действие уголовного права, они рассматриваются в административном порядке на основании КоАП РФ. В случае доказанной вины предусмотрены штрафы, выраженные крупными суммами или процентами дохода, полученного в результате монопольной деятельности. А также может последовать принудительное деление коммерческой структуры на независимые фирмы (в случае грубого неоднократного злоупотребления доминирующим положением на рынке). Санкции применяются как к юридическим, так и физическим лицам, в том числе руководителям предприятий и организаций.
Конкуренция как экономическая категория. Конкуренция (лат. «concurrere» — сталкиваться, сбегаться) представляет собой особого рода экономические отношения (соперничество, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
Монополия (греч. «monopolia» — продаю один) — экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего (приобретающего) товар, на который не имеется близких заменителей’. В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной («чистой») монополией^.
В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии. Данные типы рынков получили наименование «несовершенной» конкуренции (олигополия, монополистическая конкуренция)^.
В российском законодательстве отсутствует общее определение понятия «монополия». Термин «монополия» упоминается в нормативных актах применительно к наименованию особых субъектов, подвергающихся правовому регулированию, в частности к государственным и естественным монополиям.
Следует обратить внимание, что для права наиболее важное значение имеет нормативное регулирование именно определенного исключительного (привилегированного) положения субъектов рынка, которое дает субъекту особые преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими субъектами. Особый же статус субъекта рынка (как монополиста) является производным от упомянутого исключительного положения (и, следовательно, вторичным).
Антимонопольное законодательство использует правовую категорию, общий правовой режим «доминирующее положение» для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции). Доминирующее положение в определенных сферах экономической деятельности также может дополнительно регулироваться посредством установления специальных правовых режимов (например, режимов естественной и государственной монополии).
В зависимости от степени вмешательства государства в установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынках и иных специальных режимов следует различать следующие основные виды монополий, имеющие правовое значение:
- создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;
- образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;
- возникающие в результате обладания исключительными правами.
Указанные виды монополий также можно классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии либо не допускают, либо существенно ограничивают конкуренцию со стороны других хозяйствующих субъектов на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: «закрытые», «легальные», «юридические» монополии. К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав.
Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействию спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства. Соответственно, государство устанавливает правовой режим недопустимости ограничения конкуренции.
Монополии обладателей исключительных прав могут сочетаться как с «рыночными» монополиями, так и с монополиями, непосредственно регулируемыми государством.
Монополии первого вида — монополии, непосредственно регулируемые государством. Они создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Эти монополии защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Их можно назвать государственными монополиями в широком смысле. Существует две разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные и естественные монополии.
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определенных товаров (наркотических средств и т д.). Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.
Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, определенные из них то вводятся, то упраздняются.
Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами, в частности федеральными законами «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и др.
ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Следует отметить, что в ранее действовавшем Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» монополистическая деятельность определялась как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (п. 9 ст. 4 указанного Закона). Впоследствии монополистическая деятельность субъектов предпринимательства и неправомерная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления были разделены, поскольку правонарушения указанных органов, направленные на ограничение конкуренции, по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью, так как они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, и не рассматриваются в качестве субъектов монопольного (доминирующего) положения на рынке.
Монополистическая деятельность является правонарушением, т. е. противоправным, виновным действием (бездействием) хозяйствующих субъектов (группы лиц), причиняющим вред и влекущим применение мер юридической ответственности.
Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства (т. е. нормами конституционного, гражданского, административного и уголовного права). Бездействие является противоправным, если лицом добровольно не исполняется обязанность, возложенная на него нормой антимонопольного законодательства.
Монополистическая деятельность нарушает как публичные интересы, так и права и интересы отдельных лиц (конкурентов, потребителей). Прежде всего данное правонарушение посягает на публичный порядок в сфере конкуренции, т. е. приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В Законе о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17 ст. 4).
Конкретные случаи таких негативных последствий, как недопущение, ограничение или устранение конкуренции, устанавливаются антимонопольными и судебными органами в соответствии с федеральными законами. Общественная опасность монополистической деятельности состоит прежде всего в нарушении правил ведения конкурентной борьбы («правил игры»).
Мополистическая деятельность нарушает интересы отдельных лиц: права предпринимателей и потребителей на рынке. Указанным лицом может быть причинен вред в виде убытков и нанесен ущерб деловой репутации (ст. 15, 16 ГК РФ).
При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. Часто они могут вообще отсутствовать. В связи с этим в общем определении монополистической деятельности не содержится указание на убытки как последствия данного правонарушения. Например, в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции говорится об ущемлении интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Данные правонарушения по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью. Как уже упоминалось, последняя понимается как деятельность именно хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции.
В отличие от хозяйствующих субъектов, которые могут выступать субъектами монопольного (доминирующего) положения на рынке, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы и организации, исполняющие функции указанных органов, этого права лишены, так как их деятельность по осуществлению публичной власти не является экономической и предпринимательской. Они не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, поэтому закон не упоминает их при определении этих понятий.
Тем не менее противоправное поведение органов и организаций публичной власти, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют указанную власть в целях неправомерного получения или создания различных привилегий и преимуществ (в том числе для отдельных субъектов предпринимательства), нарушающих права и законные интересы предпринимателей на рынке.
Правонарушения органов публичной власти закон подразделяет на индивидуальные акты и действия; соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.
Индивидуальные акты и действия. В антимонопольном законодательстве они именуются актами и действиями (бездействием) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и осуществления таких действий) (ст. 15 Закона о защите конкуренции).
Рассматриваемые правонарушения подразделяются на две группы: 1) неправомерные акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке; 2) акты и действия по неправомерному приобретению избыточных властных полномочий.
Акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке, — это принятие актов и совершение действий (бездействие) указанными органами и организациями, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и приводят к следующим ситуациям: к ограничению самостоятельности субъектов предпринимательства, созданию дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий деятельности отдельных субъектов предпринимательства.
Антимонопольное законодательство содержит примерный перечень подобных неправомерных актов и действий. В частности, подлежат запрету:
- введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
- предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
- предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, предусмотренного законом (ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции).
Законодательство содержит ряд положений, устанавливающих недопустимость неправомерных запретов и введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, ограничений на создание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, недопустимость установления запретов на перемещение товаров из одного региона в другой установлена Конституцией РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ). Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в ЕГРЮЛ допускается только в случаях, предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц (п. 5 ст. 51 ГК РФ).
Ограничения и запреты, вводимые актами государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являются неправомерными.
Федеральный закон о защите конкуренции под №135 был принят Госдумой РФ 8 июля 2006 года. Одобрен законодательный проект был спустя 8 дней того же года. Последние поправки в ФЗ 135 вносились в июле 2021 года.
ФЗ 135 был принят для:
- Предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции на территории РФ.
- Для избежания наложения ограничений и устранения конкуренции со стороны органов государственной власти.
Основными целями Федерального Закона № 135 являются:
- обеспечение одного экономического пространства;
- предоставления свободного перемещения товаров по территории РФ;
- защита конкуренции;
- создание благоприятных условий для проведения хозяйственной деятельности.
Действие ФЗ 135 распространяется на виды отношений, возникающих в процессе защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности.
Федеральный закон о защите конкуренции содержит 10 глав и 54 статьи. Последние изменения в антимонопольный закон были внесены 29 июля 2021 года. Поправки были внесены в следующие статьи закона:
Статья 10
В ст 10 идет речь о наложенном запрете на злоупотребление хозяйствующих субъектов. Предпринимателям запрещается:
- установление и поддержание низкой цены на предоставление монопольной услуги;
- изъятие товара из обращения для умышленного повышения его стоимости;
- навязывание партнеру условий контракта, не относящихся к положениям контракта;
- приостановление производства товара в момент повышенного на него потребительского спроса. Законодательством разрешается снимать с производства продукцию, но только при наличии веских на то оснований;
- отказывать покупателю в заключении долгосрочного договора на поставку определенной продукции;
- устанавливать различные цены на один и тот же товар;
- создание на рынке дискриминационных условий;
- препятствовать доступу экономических агентов на товарный рынок.
В ст 10 была изменена 8 часть. Она была изложена в новой редакции. Согласно новым изменениям, правительство РФ устанавливает правила недискриминационного доступа к услугам подключения и поставкам теплоэнергии.
Статья 17
В положениях ст 17 Закона №135 описываются антимонопольные требования к установке цен на товары, к проведению торгов и к поступившим рыночным предложениям.
При проведении торгов, процедур по корректировке цен и других мероприятий запрещается:
- заключение умышленных договоренностей между сторонами, участвующими в проведении торгов;
- создание для запросившей стороны особенных условий при корректировке цен и проведении торгов;
- несоблюдение порядка в момент проведения торгов, установке цен и запроса предложений;
- участие организаторов или их работников в проведении торгов, корректировке цен и запросе предложений.
При внесении последних изменений в ФЗ 135, поправки были внесены в пункт 8 части 1 статьи 17.1. В него была добавлена информация о наличии прав на инженерное имущество у лиц, обладающих статусом единой теплоснабжающей организации.
Ниже будут рассмотрены статьи ФЗ 135, в которые не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения:
Статья 4
В ст 4 Закона о недобросовестной конкуренции перечислены основные понятия, употребляемые в ФЗ 135. Главными из них являются:
- товар — экономический объект, созданный с целью дальнейшей продажи, обмена или внедрения его в товарооборот;
- конкуренция — соперничество между двумя хозяйствующими субъектами, в процессе которого каждому из них запрещается прямо или косвенно влиять на общие условия обращения продукции в обороте;
- потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее ту или иную продукцию;
- соглашение — составленная в письменной форме договоренность между сторонами рыночных отношений.
Статья 14
Ст 14 ФЗ 135 утратила свою силу. На сегодняшний день действуют только статьи с 14.1 по 14.8. В них описываются виды запретов на конкуренцию. К ним относятся запрет на недобросовестную конкуренцию путем:
- дискредитации;
- введения оппонента в заблуждение;
- незаконного сравнения;
- связанную с присвоением чужого имени и прав на интеллектуальную собственность;
- получения необходимой информации незаконным путем.
Согласно положениям ст 14.1 лицам, ведущим недобросовестную конкуренцию путем обмана своих конкурентов и потребителей, грозит ответственность.
Статья 15
В положениях ст 15 обозначены запреты, наложенные на лица государственной и муниципальной власти, занимающиеся деятельностью, ведущей к образованию конкуренции на экономическом рынке. К списку запретов относятся:
- наложение запретов на внедрения определенных категорий товаров;
- необоснованное препятствие деятельности хозяйствующих субъектов;
- наложение ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ;
- создание ограничений для потребителей при выборе товаров;
- дача указаний о выполнении первостепенных поставок для вип-клиентов;
- умышленное создание дискриминационных условий.
Также запрещается наделять сотрудников органов государственной власти полномочиями, которые помогут им развивать недобросовестную конкуренцию на действующем хозяйственном рынке.
Статья 18
В ст 18 ФЗ 135 перечислены особенности подписания контрактов с финансовыми предприятиями. К ним относятся:
- Возможность подписания соглашения только на основании итогов проведения открытых торгов.
- Органы государственного или местного самоуправления вправе назначить оценку финансовой платежеспособности и устойчивости организации-претендента.
- Соглашение заключается сроком на 5 лет.
- Изменения и дополнения в него могут быть внесены только при наличии взаимного согласия сторон сделки.
В случае, если один из участников договора нарушит его положения, то он в судебном порядке будет признан недействительным.
Статья 25
В положениях ст 25 ФЗ 135 обозначена информация об обязанности предоставления данных в антимонопольный орган. Категории лиц, которые обязаны предоставлять соответствующую информацию:
- Коммерческие и некоммерческие предприятия.
- Органы государственной власти и местного самоуправления.
- Физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели.
- Внебюджетные фонды, находящиеся под наблюдением государства.
- Федеральные органы и другие.
П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.
Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.
Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.
Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.
В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.
Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.
В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.
Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.
Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.
Закон № 135-ФЗ действует:
- во времени;
- в пространстве;
- по кругу лиц;
- по регулируемым отношениям (объектам регулирования).
Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу. Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.
Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.
Общие юридические вопросы
Прежде чем перепечатывать образец, конечно необходимо хорошо проверить изложенные в нем пункты кодексов. В настоящем они вполне могут потерять актуальность. Сохраненные деньги всегда желанны. Качественный шаблон укрепит в преодолении проблем при изготовлении официального документа. Это откроет способ сэкономить на найме специалиста.
Согласно нормам действующего российского законодательства, конкуренцией признается соперничество хозяйствующих между собой субъектов, при котором определенными самостоятельными действиями каждого из них ограничивается или полностью исключается возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать воздействие на общие условия товарооборота на товарном рынке соответствующего уровня.
Конкуренция строго регламентируется законодательством. Существует ряд правовых документов, регулирующих отношения и деятельность в этой сфере, важнейшим из которых является Федеральный закон о защите конкуренции.
Закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.