Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные нарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные нарушения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 Уголовного Кодекса РФ).

Такая ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, а также смерть одного или более человек.

Санитарно — эпидемиологические правила затрагивают различные сферы деятельности человека, а потому регламентированы специальными нормативными актами. В связи с этим ответственность лица по данной норме закона может наступить только при установлении нарушения им конкретного санитарно-эпидемиологического правила, предусмотренного специальным нормативным актом. Действия либо бездействие лица должны носить неосторожный характер, то есть это может быть небрежность или легкомыслие по отношению к возможным последствиям.

Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы от противоправных действий либо бездействия лица наступили последствия в виде массового заболевания или отравления людей, либо возникла реальная угроза наступления таких последствий.

Ответственность несет только то лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению тех или иных санитарно-эпидемиологических правил.

В зависимости от тяжести наступивших последствий уголовный закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятиста тысяч до двух миллионов рублей, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, ограничения свободы на срок до четырех лет, принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Прокурор отдела
государственных обвинителей Е.В. Демитрович

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 236 УК, состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий – физическое лицо, вменяемое, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет (ч. 2 ст. 20 УК). Что касается специального субъекта, это может быть должностное лицо, в чьи обязанности входит соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. То есть к субъектам могут относится не только заболевшие, которые стали источником распространения инфекции, но и иные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Субъективная сторона преступления представляет собой прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям: то есть лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит их, хотя должно было и могло.

Объектом преступления является здоровье населения. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением установленных санитарно-эпидемиологических правил, которое может выражаться в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий и т.п.), а также в бездействии (непроведение обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; неосуществление ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.).

До изменения ст. 236 УК имела материальный состав (преступление считалось оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей)). После внесения в статью поправок ее состав изменился – стал формальным: теперь преступление считается оконченным с момента создания угрозы массового заболевания или отравления.
Кроме того, следует понимать, как разграничивать уголовную ответственность по ч. 2 ст. 236 УК и административную – по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает лишь в случаях, когда действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с тем что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК. Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью (одного человека или нескольких), содеянное полностью охватывается составом данного правонарушения при отсутствии признаков преступления по ч. 1 ст. 236 УК (не установлено наличия массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы таких последствий).

Разграничение ответственности за нарушение карантина

  • Отзывы
  • Форум
  • Все материалы

Государство осуществляет функции по:

  • профилактике заболеваний;
  • разработке санитарно-эпидемиологических норм и надзору по их соблюдению;
  • лицензированию опасных для человека видов деятельности;
  • проведению социально-гигиенического мониторинга;
  • контролю продукции на соответствие нормативам;
  • осуществлению научной деятельности по улучшению благополучия окружающей среды;
  • гигиеническому воспитанию и обучению населения здоровому образу жизни;

В случае нарушения санитарных норм и правил государство вправе применять к виновному лицу меры воздействия с целью устранения допущенных нарушений и недопущения их повторения в будущем. Выявлением нарушений санитарных норм занимаются сотрудники Роспотребнадзора.

Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.

Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.

В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.

Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.

Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:

  • эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
  • к питьевой воде;
  • к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.

При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.

Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.

Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.

Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.

Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.

Уголовное право, исполнение наказания — Прокуратура Иркутской области

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

1 апреля президент России Владимир Путин подписал закон о штрафах за нарушение карантина. Поправки были внесены в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Согласно им, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей, нарушитель заплатит штраф в размере от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Также возможно лишение свободы на срок до двух лет. Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, а срок лишения свободы может быть от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, могут лишить свободы на срок от пяти до семи лет.

Нарушитель карантина может быть привлечен к ответственности и по КоАП. 1 апреля Владимир Путин также утвердил поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил. Согласно им, штрафы для граждан составляют от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для предпринимателей — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей (или приостановление деятельности на срок до 90 суток), для юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Самоизоляция — это режим, при котором человек должен находиться дома и избегать контакта с другими людьми. На сегодняшний день он введен в большинстве регионов России.

В отличие от карантина, при режиме самоизоляции человеку можно выйти из квартиры в исключительных случаях. Каждый регион сам определяет причины, по которым жителям можно находиться вне дома, а также регламент таких выходов. Обычно это обращение за экстренной медицинской помощью, поход за продуктами или лекарствами в ближайшую точку продажи, выгул собаки около дома и посещение работы в случае, если это действительно необходимо. При этом пожилым и людям с хроническими заболеваниями покидать квартиру не рекомендуется даже в этих случаях.

Субъектам РФ были предоставлены полномочия решать, какой вводить режим для борьбы с коронавирусом. Они же самостоятельно определяют конкретный набор профилактических мер. Более того, региональные власти могут принимать дополнительные обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности15. Такой подход можно признать логичным, так как на огромной территории с разной плотностью населения нельзя «всех грести под одну гребенку».

За невыполнение региональных правил поведения при режиме повышенной готовности ответственность может наступить по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ16. Ею предусмотрено предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан – ​от 1000 до 30 000 руб.;
  • должностных лиц – ​от 10 000 до 50 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей – ​от 30 000 до 50 000 руб.;
  • юридических лиц – ​от 100 000 до 300 000 руб.

Подобное правонарушение также является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения и составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ)17.

Протоколы по статье вправе составлять должностные лица18:

  • указанные в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р (например, полицейские или росгвардейцы);
  • органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом региона19.

Дела по названной статье тоже рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кстати, если был причинен вред здоровью человека или имуществу, то нарушителей накажут по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Ответственность в этом случае ужесточается (штрафы увеличиваются, возможна дисквалификация или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Как отметил Верховный Суд РФ в вопросе 21 Обзора № 3, если при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком правонарушении суд установит, что действия (бездействие) лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, они должны быть переквалифицированы. Работодателям это на руку, поскольку наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является менее суровым, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Интересно, что в практике встречаются дела, когда суды считают переквалификацию в подобной ситуации невозможной.

Судебная практика

Индивидуальный предприниматель не закрыла магазин по продаже семян, несмотря на запрет работы объектов розничной торговли с 28.03.2020 по 30.04.2020 (п. 1.3 постановления Правительства Саратовской области от 26.03.2020 № 208-П). Участковый составил протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП. Судья Энгельсского районного суда Саратовской области признала ИП виновной и назначила штраф в размере 50 000 рублей. Решением судьи Саратовского областного суда размер штрафа снижен до 25 000 рублей.

ИП подала жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Дело в том, что временный запрет розничной торговли был указан в региональном постановлении о режиме повышенной готовности. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 20.61 КоАП РФ. А ИП привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, т.е. за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Но ссылок на нормы, которые были нарушены или не выполнены ИП, ни в протоколе, ни в судебных актах не было.

В протоколе была ссылка на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5, где высшим должностным лицам субъектов РФ предписано:

  • обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками коронавируса;
  • вводить ограничительные мероприятия с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития.

Но в названном постановлении напрямую не содержалось положений о приостановлении деятельности объектов розничной торговли.

Как отметил суд, составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства. Поэтому переквалификация действий индивидуального предпринимателя невозможна.

Как мы говорили выше, суд может пойти навстречу и ограничиться предупреждением или снизить размер штрафа.

Связанный материал Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства № 04 / 2019

Образец ходатайства в ГИТ о замене административного штрафа предупреждением см. в статье «Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства» в № 4’ 2019

Судебная практика

Минтранс Новосибирской области составил на транспортную фирму протокол о том, что в нарушение постановления губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 № 43 отсутствовали журнал замера температуры тела приезжающих водителей, СИЗ у водителей и стенды с информацией о распространении коронавирусной инфекции. Постановлением Калининского районного суда города Новосибирска от 23.06.2020 руководитель обособленного подразделения был признан виновным в совершении правонарушения и оштрафован на 20 000 руб. Он подал жалобу в Новосибирский областной суд. Тот заменил штраф предупреждением, учитывая:

  • отсутствие негативных последствий от нарушения,
  • привлечение руководителя к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения впервые (решение Новосибирского областного суда от 19.08.2020 по делу № 7а-300/2020).

Валентин Л. 16.07.2021, 09:49

Можем ли мы от работников, возвращающихся из отпуска, для выхода на работу требовать представить результаты ПЦР-тестирования? Отпуск может быть как за границей, так и на территории России (в том же регионе, где расположен работодатель)?

  • Свежие
  • Посещаемые

В соответствии со ст.55 Закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена гл.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил не являются налоговыми платежами, а потому, по нашему мнению, должны отражаться в бухгалтерском учете организаций следующим образом:

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму начисленных штрафов;

дебет счета 76 кредит счета 51 «Расчетные счета» — на сумму перечисленных штрафов.

Для целей налогообложения прибыли административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил на учитываются: в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ).

Под санитарно-эпидемиологическими правилами понимаются нормативные акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, обеспечивающие безопасность для здоровья человека и среды его обитания.

Преступлением признается нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

За совершение такого преступления предусмотрены различные виды наказаний:

— штраф от 500 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев;

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет;

— ограничение свободы на срок до двух лет;

— принудительные работы на срок до двух лет;

— лишение свободы на срок до двух лет.

Более строгое наказание наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Верховным Судом РФ высказана позиция о возможности привлечения к ответственности по ст. 236 УК РФ граждан, инфицированных COVID-19 или контактировавших с ними.

Так, если инфицированный или контактировавший с ним гражданин, обязанный в силу вынесенного постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и ограничения, умышленно их не выполняет (например, зная о заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции), то при наступлении общественно опасных последствий в причинной связи с допущенными нарушениями санитарно-эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность по указанной статье УК РФ. Если вследствие таких нарушений создана реальная угроза массового заболевания людей, ответственность наступает по ч. 1 ст. 236 УК РФ.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ статья 55 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 55 настоящего Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Усилена административная ответственность за нарушения во время эпидемий

– У нас на работе есть коллега, которая постоянно приходит на работу с простудой и переносит ее на ногах. А если у нее не простуда? Можно ли как-то заставить ее сидеть дома и не заражать нас? Может, есть какие-то законы, которые заставят ее не приходить, пока не вылечится?

– Профилактике заражений инфекциями сейчас уделяется много внимания, в том числе с законодательной точки зрения и при осуществлении регулирования процесса осуществления трудовой деятельности людьми в тех случаях, когда им необходимо фактическое физическое присутствие на рабочем месте.

  • Предусмотрено ли наказание по закону
    • В каких случаях и какая ответственность наступает
  • ❗ Ответственность для работодателя, если его сотрудник заразил своих коллег
  • Как обезопасить себя от ответственности за заражение других?
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

До пандемии коронавирусной инфекции такого тщательного внимания профилактике инфекционных заболеваний не уделялось. Поэтому и ответственность к людям, которые, являясь носителями и болеющими разными инфекционными заболеваниями (например, ветрянкой или коревой краснухой), практически не применялась. Как показывает статистика, активное использование статьи 6.3 Кодекса об административной ответственности (КоАП) и статьи 236 Уголовного кодекса (УК) о нарушении санитарно-эпидемиологических правил началось только с апреля 2020 года, а до этого момента на заражение людей инфекционными заболеваниями особого внимания не обращалось. Исключение составляли резонансные случаи, например, если речь идет о заражении инфекционными заболеваниями большого числа людей – наиболее яркие примеры, поступающие из СМИ – заражение кишечными инфекциями в школьных или дошкольных коллективах.

В настоящее время наказание за нарушение правил охраны здоровья окружающих (а только под таким углом может рассматриваться появление человека на рабочем месте в момент, когда он является больным или носителем, но уже знает о своем носительстве) осуществляется только на основании указанных выше статьи КоАП и статьи УК.

Для того чтобы не подвергаться применению мер ответственности за заражение других людей какой-либо инфекцией, необходимо тщательным образом соблюдать простые правила:

  • не появляться на рабочем месте, если есть признаки начала заболевания: так удастся сократить число контактов на работе и избежать потом применения еще и дисциплинарных взысканий от работодателя, если он найдет повод для применения таких взысканий;
  • сократить число контактов с посторонними людьми, которых можно заразить;
  • принять все необходимые меры для того, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь как можно скорее.

Глава 25 УК, в которой содержится комментируемая статья, включает совершенно разные преступные деяния. В предыдущей редакции УК такого обобщения не было, составы относились к главе, охватывающей преступления против общественного порядка, безопасности. Новый объект: общественное здоровье введён в уголовное право кодексом 1996 года.

Общая черта всех составов – неопределённое количество возможных жертв. Связующим звеном также является:

  • особенность охраняемого объекта: общественное здоровье и нравственность;
  • способы совершения;
  • характер используемых предметов и область применения.

Ещё одна общая черта – отсылочные нормы.

Объективная сторона деяния становится понятной только после обращения к иным нормативным актам. Для правильной квалификации требуется изучение специального законодательства, регулирующего соответствующую отрасль.

За что могут оштрафовать жителей многоквартирных домов

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.

Вид ответственности Описание
Дисциплинарная Подлежат лица, исполняющие свои обязанности по трудовому договору с работодателем. Ответственность закрепляется должностными инструкциями. Выявляются нарушения в ходе административно-производственного контроля руководством.
Административная Подлежат все категории субъектов — граждане, ИП, юрлица и должностные лица. Ответственность установлена КоАП РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов.
Уголовная Подлежат все вышеперечисленные субъекты. Ответственность установлена Уголовным кодексом РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов, гражданами.
Гражданско-правовая Установлена статьей 57 ФЗ №52 за вред, причиненный личности или имуществу, вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред в соответствующем порядке может быть возмещен.

Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.

Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:

  • 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
  • 5 – требования к питьевой воде;
  • 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
  • 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
  • 35 – обращение с отходами производства и потребления.

Имеется также несколько специализированных составов, которые тоже относятся к рассматриваемой теме:

  • 24 – курение табака;
  • 26 – курение в зоне действия знака о его запрете;
  • 5 – сокрытие информации о качестве воздуха, воды и состоянии радиации;
  • 42 – нарушение режима водоохранной зоны (н-р, стоянка ТС в водоохранной зоне), деятельность на территории санитарной зоны источников питьевого водоснабжения.

Основной статьей в рассмотренной главе, касаемой именно санитарно-эпидемиологических правил является 6.3 КоАП.

За нарушение законодательства в рассматриваемой нами области установлен не такой широкий спектр санкций. Предполагается назначение таких видов наказаний, как:

  • Предупреждение;
  • Административный штраф;
  • Приостановление деятельности ИП или юрлица.

Размеры штрафов варьируются в зависимости от статуса субъекта, привлекаемого к административной ответственности, от 100 рублей при привлечении гражданина, и до 1 миллиона рублей при привлечении организации в виде юридического лица по различным статьям КоАП, рассмотренным нами выше.

При назначении наказания должностными лицами, принимающими решение о привлечении к ответственности, учитываются различные моменты и факторы, такие как:

  • общественная опасность правонарушения (нескошенная трава у забора частного дома или загрязнение водоема сточными водами предприятия);
  • субъект привлечения (значительно строже наказывается должностные и юридические лица);
  • наступившие в результате правонарушения последствия (незначительное отравление гражданина в ресторане или массовое отравление граждан населенного пункта в результате сброса предприятием химических отходов в водозабор);
  • повторность правонарушения (нередко за совершение правонарушений впервые субъекту выносится предупреждение).

В случае выявления факта совершения правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушения санитарных норм, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, возбуждается административное дело.

Фиксируются все обстоятельства нарушения (составляется осмотр места происшествия), при необходимости отбираются объяснения у пострадавших, правонарушителя, лиц, возможно являющимися свидетелями.

Изымаются документы. Лицо, совершившее правонарушение, может быть отстранено от работы, доставлено в орган, осуществляющий надзор и контроль для составления протокола, может быть приостановлена деятельность объекта.

После проведения всех необходимых мероприятий, материал административного дела направляется на рассмотрение уполномоченному статьей 23 КоАП РФ лицу.

Рассмотрев административный материал, должностное лицо выносит постановление о назначении административного наказания. В нашем случае в виде штрафа.

По рассматриваемым нами составам правонарушений решение о наложение штрафа принимается в соответствии со статьей 23.13 в основном органы Роспотребнадзора (иногда, например, по ст. 6.24 – курение, решение может принято сотрудниками ОВД – полиции).

Отдельно эксперты выделили дела о нарушении Правил дорожного движения. Всего в первом полугодии 2021 г. наказанию за такие правонарушения подверглись 441 213 человек, а за прошлый аналогичный период – 477 771 человек.

При этом существенно увеличилось количество дел по нарушениям, связанным с превышением установленной скорости движения, – почти в 2,3 раза.

Как отметила Нарине Айрапетян, анализ качественного состава видов наказаний по делам об административных правонарушениях показывает, что «приоритетным» в данном отношении является наказание в виде штрафа – 70%. «По сравнению с предыдущим отчетным периодом количество случаев назначения штрафов увеличилось на 13,59% в процентном отношении. Распространенность назначения наказания в виде административного штрафа связана, прежде всего, с его эффективностью», – указала она.

Речь идет о Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, в большей степени о нормах, предусмотренных главами 3 и 4 данного Закона.

Согласно ст. 29 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе:

  • по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина),

  • осуществлению производственного контроля,

  • мер в отношении больных инфекционными заболеваниями,

  • проведению медицинских осмотров,

  • профилактических прививок,

  • гигиенического воспитания и обучения граждан.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица СЭС имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания

  • об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

  • о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов

  • о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

  • о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

  • о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Что касается Правил и гигиенических нормативов здесь ситуация обстоит сложнее. На территории РФ действует бесчисленное количество таких правил и времени на их изучение требуется достаточно много.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.”

Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования установлено Руководством Р 1.1.002-96″ (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 14.05.1996). Нас интересует раздет 3 Руководства Он содержит перечень документов, касающихся Эпидемиологии.

Сейчас в него включены следующие документы:

Наименование

Документ или орган, утвердивший санитарные требования

Административное наказание по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение Закона и Правил грозит в том случае, если нарушение вышеуказанного законодательства допущено:

  1. В период режима чрезвычайной ситуации

  2. При возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих

  3. В период карантина

  4. За невыполнение законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Постановлением Правительства России от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Частью 1 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделены полномочиями по вынесению мотивированного постановления о:

  • госпитализации для обследования

  • об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания

  • проведении обязательного медицинского осмотра

  • госпитализации

  • изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» всем гражданам, возвращающимся из-за границы, предписано самоизолироваться на две недели. При уклонении гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, он может быть принудительно госпитализирован по решению суда.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», правом на подачу административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию в недобровольном порядке наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители.

Глава VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в следующих случаях:

  • организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
  • был доказан факт несоблюдения установленных санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
  • были выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
  • выявлены недостатки в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
  • не выполнены или выполнены с нарушениями условия организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.

Это лишь обобщенные условия применения административного наказания, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.

Например, при организации питания учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (место расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

За одно и то же правонарушение, попадающее под раздел административной ответственности, могут быть назначены различные виды наказания.

Вид наказания определяется статьей №3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и, в зависимости от тяжести нарушения, причин и последствий, может подразделяться на:

  • Вынесение официального предупреждения – как правило, применяется при незначительном правонарушении, допущенном по неосторожности, без злого умысла или при совершении нарушения в первый раз в единичном случае.
  • Применение штрафных санкций. Размер штрафа варьируется в зависимости от обстоятельств:
    • для граждан Российской Федерации размер штрафа, в зависимости от совершенного правонарушения, может составлять от 100 и до 500 рублей;
    • для лиц, совершивших правонарушение в период исполнения должностных обязанностей (если правонарушение является следствием профессиональной деятельности), размер штрафа составляет от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
    • для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, размер штрафа составляет от 500 до 1000 рублей, может быть заменен приостановкой деятельности на 90 дней;
    • для установленным образом зарегистрированных юридических лиц штраф накладывается в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф может быть заменен на меру по приостановлению деятельности предприятия сроком до трех месяцев.
  • Конфискация или изъятие предмета, послужившего причиной правонарушения. К примеру, загрязняющего атмосферу строительного инструмента, если иными способами добиться сознательности от его владельца невозможно.
  • Отстранение от права (специального права) на осуществление определенного вида деятельности.
  • Применение административного ареста – наиболее жесткий, но и наиболее действенный метод, может применяться как основное наказание или как следствие невыполнения условий основного наказания, например, за длительную неуплату штрафа по административному правонарушению.
  • Депортация за пределы Российской Федерации – применима только к гражданам-нерезидентам России, иностранным подданным, туристам и т. д.
  • Дисквалификация.

Дисциплинарной ответственности подвергаются действующие сотрудники организаций по ходатайству (представлению) главного врача, его заместителя, председателя санитарно-эпидемиологической комиссии или иного органа контроля, выявившего нарушение.

Под дисциплинарной ответственностью понимается наложение на сотрудников внутриведомственных взысканий: выговор, строгий выговор, лишение премии и др. вплоть до отстранения от должности (увольнения по несоблюдению условий трудового договора) включительно.

Условия необходимости применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации наступают при выявлении нарушений в сфере санитарного состояния, которые могут повлечь или уже повлекли тяжкие последствия в виде:

  • массового отравления людей;
  • тяжелых экономических последствий (порча продуктов питания в результате несоблюдения условий хранения);
  • тяжелой болезни, явившейся следствием отравления;
  • смерти человека, причиненной в том числе и по неосторожности в результате нарушения санитарно-эпидемиологических норм или создания предпосылок к таким нарушениям, а также не принятия действенных и своевременных мер по противодействию (устранению и недопущению) ставших известными нарушений.

Экономической ответственности подвергаются организации и предприятия, допустившие нарушения законодательства, выразившиеся в:

  • создании условий загрязнения окружающей среды в результате профессиональной деятельности организации;
  • сознательное (несознательное) производство или реализация населению продукции и товаров, потребление которых повлекло массовые отравления или заболевания.

После установления факта вины предприятия оно выплачивает компенсации пострадавшим лицам, возмещает ущерб (оплачивает лечение).

За счет собственного экономического фонда проводит комплекс противоэпидемиологических мероприятий, направленных на устранение последствий нарушения и предотвращение дальнейшего распространения инфекций.

Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.

В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:

  1. Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
  2. Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.

Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.

Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

Определение 1

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения зависит от соблюдения санитарных норм и правил (СанПиН). В случае их умышленного или нечаянного нарушения и установления вины лица, совершившего противоправное деяние, предусматривается привлечение к ответственности, которая может быть не только административной, но ещё дисциплинарной или уголовной.

Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.

Виды административных правонарушений

Это могут быть в первую очередь штрафы:

  • от 100 до 500 руб. для физических лиц;
  • от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.

Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.

Главный санитарный врач РФ

За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:

  • Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
  • Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
  • Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
  • Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
  • Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
  • Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
  • Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
  • Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
  • Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.

Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.

При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:

  • сайтом государственных услуг;
  • кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»;
  • терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.

Федеральные законы дополняют КоАП РФ и УК РФ схожими нормами об ответственности за распространение недостоверной (ложной) информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения (примечания к ст. 207.1 УК РФ, к ст. 13.15. КоАП РФ).

2.1. Поправки предусматривают установление частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ административной ответственности для юридических лиц за распространение недостоверной информации, выразившееся в:

  • распространении в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;
  • распространении в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной общественно значимой информации, если это повлекло смерть или причинение вреда здоровью или имуществу человека, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Административная санкция для юридических лиц

зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью, имуществу, нарушения общественного порядка и безопасности

При отсутствии последствий – ч. 10.1

При наличии последствий – ч. 10.2

При повторном нарушении – ч. 11[10]

штраф в размере от 1 500 000 до 3 000 000 рублей с возможной конфискацией предмета нарушения.

штраф в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей с возможной конфискацией предмета нарушения.

штраф в размере от 5 000 000 до 10 000 000 рублей.

Ответственность по данной статье предусмотрена только для юридических лиц и может наступить за публичное размещение (в том числе, в соцсетях или на сайте компании) информации об эпидемиологической ситуации или принимаемых в связи с ней мерах, которые заведомо недостоверны (например, о комендантском часе или продуктовой панике, когда, в действительности, такие обстоятельства отсутствуют).

2.2. Сообразно введённым в КоАП РФ новым нормам УК РФ дополнен статьями об уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации, выразившееся:

  • в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств (ст. 207.1 УК РФ);
  • в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшем по неосторожности причинение вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 207.2 УК РФ), смерть или иные тяжкие последствия (ч. 2 т. 207.2 УК РФ).

В отличие от КоАП РФ, диспозиция норм УК РФ не включает указания на размещение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях. Таким образом, уголовная ответственность может наступить при любом публичном обращении к третьим лицам, вне зависимости от формы такого обращения, которое содержит заведомо ложную ситуацию об эпидемиологической ситуации или принимаемых мерах.

КоАП РФ дополнен статьёй 20.6.1 – об ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (за исключением рассмотренных выше случаев, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ).

Полномочие введения чрезвычайной ситуации предоставлено Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ Правительству Российской Федерации.

Административная санкция

зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или имуществу

При отсутствии последствий

При наличии последствий[11] или повторном нарушении

— для юридических лиц – штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей;

— для предпринимателей – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей;

— для должностных лиц – штраф в размере от 10 000 до 50 000 рублей;

— для граждан – штраф в размере от 1 000 до 30 000 рублей.

— для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

— для граждан – штраф в размере от 15 000 до 50 000 рублей.

Ответственность по данной статье предусмотрена для случаев, не подпадающих под действие ст. 6.3 КоАП РФ, – например, при нарушениях правил, установленных властью региона (например, Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ о введении режима повышенной готовности).

✅ на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Допускается ли привлечение учащихся школ для мытья окон или замене электрических ламп?

✅ запрещается

Источниками заражения пищи стафилококками могут явиться:

✅ люди с гнойничковыми поражениями кожи, готовящие пищу и больные ангиной, ларингитом, бронхитом, принимающие участие в кулинарной обработке продуктов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *