Сроки проведения обязательного аудита в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки проведения обязательного аудита в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17, оф. 103

  • Повышенные критерии обязательного аудита в 2021 году нанесут урон бизнесу. Доходы значительно понизятся. Многие компании, попавшие под лимиты освобождения, не будут заключать договоры на проведение проверок.

    Большинство клиентов аудиторских компаний составляли организации с такими доходами и стоимостью активов, которые соответствовали критериям для обязательной проверки. В связи с увеличением лимитов, количество таких заказчиков резко сократиться.

    Небольшие фирмы могут закрыться, высококлассные специалисты останутся без работы. Сделав подарок малому бизнесу, законодатели не подумали о нескольких десятках тысяч аттестованных аудиторов, чьи доходы могут резко упасть.

    Отсутствие аудиторского заключения.
    Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

    Непредоставление аудиторского заключения.
    Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических – от 3000 до 5000 рублей.

    Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

    • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
    • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
    В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

    • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
    • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

    С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

    В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.

    Обязательный аудит — критерии 2021

    Вторую новость об аудите на фоне первой мало кто заметил. Правительство РФ своим распоряжением №3709-р в последний день 2020 года утвердило документ, согласно которому аудиторская деятельность в стране будет развиваться вплоть до 2024 года. Концепция имеет благую цель, она призвана формировать и поддерживать доверие делового сообщества к аудиту. Что касается контроля правомерности действий аудиторов и качества услуг, здесь в фокусе международные стандарты.

    В чем подвох? Прежде всего, в необходимости реализации ряда мер, которые поспособствуют достижению цели Концепции. Речь идет о введении понятия общественно значимых организаций (обычных и финансовых), пересмотре сфер обязательного аудита отчетности, дифференциации аудиторских компаний с учетом общественной значимости информации о проверяемых лицах, а также о повышении требований к поставщикам аудиторских услуг.

    Не секрет, что о вовлеченности аудиторов в антиотмывочную систему в правительственных кругах говорят давно. Концепция, похоже, позволит эту вовлеченность повысить, причем существенно. Она предусматривает и возможность вовлечения в аудит главных бухгалтеров через членство в профильных СРО. Для таких специалистов будет установлена ответственность за сокрытие сведений о схемах оптимизации налогообложения в компаниях.

    Также активно обсуждается необходимость усиления ответственности налогоплательщиков за предоставление недостоверных сведений в финансовой, бухгалтерской отчетности, уклонение от обязательных проверок. Можно предположить, что увеличение штрафов не за горами.

    Концепция предусматривает и усиление ответственности аудиторов, от совершенствования института признания заключений ложными до введения административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере профессиональной деятельности.

    Все та же Концепция предусматривает создание единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС. Реализация соответствующих мер (подписание соглашений, устранение барьеров для доступа на национальные рынки) запланирована на 2021-2022 годы.

    Что это значит для аудируемых лиц? Выбор поставщиков услуг заметно уменьшится. И, учитывая ориентацию на международные стандарты, безусловно положительное заключение будет сложнее получить.

    Для самих аудиторов такие перемены тоже будут значимыми. Прежде всего стоит отметить почти неизбежный передел рынка.

    Каким на фоне упомянутых изменений будет обязательный аудит 2021-2024 годов, покажет время. Пока остается лишь наблюдать за реализацией Концепции и развитием сотрудничества поставщиков услуг с государством.

    Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

    Общие правила проведения аудитов в России:

    • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
    • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
    • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
    • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

    Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

    Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

    • акционерные общества любой формы;
    • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
    • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
    • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
    • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
    • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
    • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

    Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

    Какие изменения в обязательном аудите с 2021 года

    Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

    Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

    Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

    • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
    • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
    • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
    • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

    Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

    Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

    Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

    1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
    2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
    3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
    4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

    Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

    Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

    За нарушение этого требования наступает ответственность:

    • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
    • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
    • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

    Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.


    По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.

    • Если ваша организация обязана проводить аудит, вы должны выбрать аудиторскую фирму и заключить с ней договор на проведение обязательной проверки.
    • С января 2021 года пороги доходов и величины активов в целях проведения обязательного аудита сильно увеличили, поэтому многие представители малого и среднего бизнеса автоматически от него освободились.
    Актуально на

    09.09.2021 ОАО «Витебскоблавтотранс» приглашает на работу и проводит обучение водителей общественного транспорта 31.08.2021 Установлен временный маршрут автобуса № 114 30.08.2021 С 1 сентября витебские школьники снова смогут бесплатно ездить в городском общественном транспорте 28.08.2021 4 сентября с 12.00 до 21.00 в связи с проведением автофестиваля «Gimkhana – 2021» будет закрыто движение всех видов автотранспорта по проспекту Победы от Московского проспекта до проспекта Строителей в обе стороны 26.08.2021 Внимание! Закрытие движения транспорта 28-29 августа!

    • Новости
      • Официальный Сайт Президента Республики Беларусь
      • Официальный сайт Витебского облисполкома
      • Каталог ресурсов государственных органов
      • Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
      • Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
      • Интернет-портал «Молодежь Беларуси»
      • Информация о либерализации экономической деятельности
      • БРСМ в Витебске
      • Витебское областное управление МЧС РБ
      • Национальное агентство по туризму
      • Фонд ”Витебскоблимущество“
      • Сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
      • Коммунальное унитарное производственное предприятие «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство»
      • Совет Республики
      • Министерство по налогам и сборам
      • ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
      • РУП «Национальный центр электронных услуг»
      • Проверка контрагентов

      Аудит меняется: хорошо это или плохо?

      ЗАО подлежит обязательному аудиту, если его сфера деятельности относится к кредитованию. В этот список входят следующие организации:

      • страховые компании;
      • общества взаимного страхования;
      • внебюджетные государственные фонды по социальным выплатам;
      • товарные или фондовые биржи;
      • инвестиционные фонды;
      • другие виды акционерных обществ, деятельность которых направлена на получение добровольных отчислений для юридических лиц.

      Обязательно ли проводить аудит ЗАО, которые не входят в вышеуказанный список? Если финансовый оборот акционерного общества за год, предшествующий отчетному периоду, составляет больше 50 000 000 р., такая проверка необходима. К этой же категории относятся ЗАО с объемом активов бухгалтерского баланса, составляющим более 20 000 000 р.

      Да. При этом все АО, вне зависимости от вида, объема прибыли, количества акционеров и других факторов, в т.ч. субъекты малого предпринимательства должны проходить процедуру обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37). Каждое акционерное общество должно ежегодно предоставлять независимое аудиторское заключение в налоговые органы. Федеральные законы, которые регламентируют данное правило:

      • АО обязаны привлекать для проведения аудита независимую аудиторскую организацию в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. В этом же Федеральном законе регулируется, что утверждение аудиторской организации происходит путем общего собрания акционеров, а решение по размеру оплаты аудиторских услуг принимается советом директоров АО (п. 2 ст. 86);
      • кроме того, АО подлежат проведению обязательного аудита согласно п. 5 ст. 67.1 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
      • ч. 1 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. с 01.01.2021) требует проведение обязательного аудита отчетности в случаях, установленных федеральными законами.

      На основании финансового (бухгалтерского) аудита аудиторское заключение для акционерного общества составляет и выдает именно аудиторская организация, а не частный аудитор. При этом аудиторская компания может предоставлять услуги АО только в том случае, если она имеет членство в СРО. С 2020 года Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) — это единственная СРО аудиторов, которой удалось выполнить требования законодательства. А значит, аудиторская компания, проводящая проверку АО, должна быть членом этой СРО.

      ——————————

      1 Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового. Он не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

      Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

      Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден

      Сегодня при проверке аудиторы следуют нормам российского законодательства, включая Федеральный закон об аудите, стандарты аудита (МСА), введенные Минфином в 2019 году, а также стандарты саморегулируемых организаций аудиторов. Они предусматривают соблюдение требований качества при выполнении заданий и проектов, которое невозможно без высокого уровня квалификации аудиторов.

      Обязательный аудит проводят, в частности, аудиторские организации, внесенные в реестр СРО аудиторов и успешно прошедшие внешний контроль.

      Напоминаем, что с начала 2020 года (с отчетности за 2019 год) аудиторское заключение вместе с балансом подается в электронном виде в налоговую службу, ставшую оператором Государственного информационного ресурса (ГИР БО), либо в течение десяти дней от даты полученного заключения (см. статью 18 Закона № 402-ФЗ о бухучете), но крайняя дата – 31 декабря года, идущего за отчетным.

      В ГИР БО и, соответственно, в налоговую службу свои годовые отчеты не передают религиозные и бюджетные организации, организации, чьи отчеты содержат данные по гостайне, ЦБ РФ. Ликвидируемые и реорганизуемые компании не сдают конечную бухотчетность (поправки статьи 1 Закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Теперь нет требования сдавать в службу статистики бухгалтерский баланс с приложениями, оно отменено.

      Информация об итоге проведенной обязательной проверки находится в открытом для любых пользователей Едином федеральном реестре. Она передается в него заказчиком по аудиту за 3 рабочих дня с даты получения официального документа – аудиторского заключения, и это обязательно (статья 7.1 Закона № 129-ФЗ о госрегистрации юрлиц, статья 5 Закона № 307-ФЗ об аудите).

      Рассмотрим, чем сегодня грозит непредставление аудиторского заключения в ИФНС в нужные сроки, т.е. в течение десяти дней, но до 31 декабря, следующего за отчетным годом.

      Поправки в КоАП РФ (проект 02/04/05-20/00102447) могут принести дополнительные финансовые потери для организаций, подлежащих обязательному аудиту. Планируется и рассматривается повышение наказания до 700 000 рублей, если компания не сдаст или сдаст не вовремя свою отчетность и (или) аудиторское заключение.

      Размер штрафа будет зависеть от того, насколько организацией нарушен срок сдачи:

      1. на 10 дней: 5000 – 10 000 рублей;
      2. 10 – 30 дней: в пределах 30 000 рублей;
      3. более 30 дней: 300 000 – 500 000 рублей.

      Если представили подлежащую аудиту отчетность, а она не соответствует той, что приложена к аудиторскому заключению, или вообще отчетность/АЗ не сдали, то можно потерять 500 000 – 700 000 рублей.

      Обращаем внимание, что способ исправления искажений в сданной в ИФНС отчетности согласно поправкам Закона от 26.07.2019 № 247-ФЗ – это подача в 10-дневный срок после дня исправления или утверждения скорректированной бухгалтерской отчетности (пп. 4 ст. 1 Закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ).

      Подпадаете под обязательный аудит и хотите избежать растущих санкций – проведите аудит своей отчетности до ее утверждения собственником, чтобы можно было внести изменения и «уточниться» в налоговую.

      Утвержденная годовая отчетность исправлениям не подлежит (Закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ изм. в п. 9 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

      В 2020 году действия положений Законов об ООО и об АО о сроках годовых собраний приостановлено до 31 декабря 2020 года и введены такие временные рамки: не позднее 30 сентября 2020 года (см.Федеральный закон от 07.04.2020 № 115).

      Если организации по каким-то критериям должны были, но не провели обязательный аудит их отчетности за 2019 год, они еще могут к годовому собранию иметь корректную отчетность и сдать в ГИР БО немодифицированное заключение.

      Также читайте: Еще есть время исправить свою бухгалтерскую отчетность или Во всем есть свои «плюсы».

      Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в обязанность проведения аудита некоторых фондов НКО. Какие фонды освобождены от аудита в условиях пандемии коронавируса?

      Какие фонды являются социально ориентированными? Прежде всего это фонды, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также осуществляющие определенные виды деятельности.

      Таких видов деятельности – 18 (ст.31.1 Закона №7-ФЗ). Среди них:

      социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

      деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан;

      благотворительная деятельность, а также волонтерство.

      Такие фонды могут не проводить аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Исключение составляют случаи, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор до 1 мая 2020 г. уже начали исполнение договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда.

      Аудит осуществляется в отношении и коммерческих, и некоммерческих организаций. Однако проверка НКО отличается рядом особенностей. Связано это со спецификой деятельности субъекта. Работа НКО не подразумевает извлечения прибыли. Как правило, такие организации преследуют в своей деятельности различные социальные цели.

      Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:

      • Установление направлений расходования.
      • Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
      • Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
      • Правильность налогообложения.
      • Соответствие действий НКО Уставу.
      • Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.

      Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *