Кто сдает отчет о целевом использовании полученных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто сдает отчет о целевом использовании полученных средств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?

Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:

  • № 1 — бухгалтерский баланс;
  • № 2 — отчет о прибыли и убытках;
  • № 3 — отчет об изменениях капитала;
  • № 4 — отчет о движении денежных средств;
  • № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
  • № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.

Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.

ВАЖНО! При составлении отчетности за 2020 год учитывайте, что формы бухотчетности, в т.ч. формы 6, изменились. Ключевые отличия: отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.

Отчет о целевом использовании средств — как заполнять

Организация обязана уведомить налоговую о полученных целевых средства[. Также придется проинформировать налоговиков и об осуществленных расходах полученных денег. Для этого, когда юридическое лицо заполняет годовую декларацию по налогу на прибыль, нужно заполнить и лист №7.

Кроме отчета перед налоговой, организация обязана предоставить отчет целевого использования и тому, от кого получила грант.

Специальных форм отчетов об использовании гранта нет, можно использовать произвольную форму по договоренности между сторонами. Периодичность предоставления информации об использовании средств может быть любой.

Как можно использовать оставшиеся целевые средства? Закон предлагает два варианта – вернуть обратно тому, от кого средства были получены, либо использовать в следующем периоде.

В том случае, если целевые средства остались не израсходованы, а организация не хочет возвращать остатки, необходимо согласовать этот вопрос с инвестором и обосновать необходимость в этих средствах.

Организация-инвестор, выдавшая грант, может позволить грантополучателю оставить не потраченные остатки на своих счетах. В этой ситуации эти средства необходимо отнести на внереализационные доходы и заплатить с этих сумм налог на прибыль организаций. Эта норма вызвана тем, что остатки будут использованы не на те цели, на которые они были выданы изначально.
Тот, кто выдал грант, вправе потребовать возврата оставшейся суммы. В этом случае грантополучатель обязан ее вернуть.

Обычно обязательные приложения сдают вместе с балансом и отчетом о финрезультатах.

Сдать в налоговую (или орган Росстата) отчетность в приложениями нужно в течение 3-х месяцев с завершения отчетного года.

То есть, отчетность за 2020 год, включая приложения к бухгалтерскому балансу, надо представить уполномоченным органам не позже 31.03.2021.

Отчет о целевом использовании средств

Этот отчет:

  • детализирует данные о том, как и за счет чего менялись в отчетном периоде собственные средства компании;
  • дает представление о структуре этих средств и (что интересно инвесторам) о том, какой у компании потенциал по выполнению обязательств перед собственниками и инвесторами.

Отчет оформлен в виде таблицы. В ней по столбцам приведены составляющие капитала организации – уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль, собственные акции, выкупленные у акционеров.

По строкам таблицы указаны остаток капитала на отчетную дату и его изменение за отчетный период в разрезе операций: получение прибыли, переоценка имущества, выплата дивидендов и т. п.

Описания строк в отчете достаточно ясные, поэтому отдельная построчная расшифровка не нужна. Приведем только некоторые нюансы.

В Раздел 1 вносят информацию об оборотах и сальдо по счетам учета капитала: 80, 82, 83, 84. В отчете фигурируют данные за 3 года (как и в балансе). Сведения за 2018 и 2019 годы нужно переносить из прошлых отчетов.

В отчете о капитале (так же, как и в других) нужно соблюдать принцип сопоставимости данных. То есть, если менялась учетная политика в части отражаемых в отчете данных – все изменения в учет нужно было вносить ретроспективно. Чтобы данные за все 3 года, включаемые в отчет, были сопоставимы.

Раздел 2 посвящен корректировкам, которые могли быть выполнены по счету нераспределенной прибыли (84). Если таковых в году не было – раздел будет пустым.

В разделе 3 отражают данные о чистых активах компании.

Напомним, что формулы расчета чистых активов одинаковы для ООО и акционерных обществ.

Электронная отчетность в государственные органы характеризуется тем, что:

  • обеспечивает прием-передачу отчетной документации в виде файлов, заверенных ЭЦП;
  • приравнивается к бумажной отчетности юридически;
  • позволяет автоматизировать формально-логический контроль (ФЛК), т.е. проверку соотношения показателей в различных частях отчета;
  • предполагает автоматическое получение подтверждения о приеме от государственного органа.

К числу неоспоримых преимуществ электронной отчетности относятся:

  • оперативность доставки документов и получения уведомлений об их приеме либо иной реакции со стороны государственного органа;
  • оперативность подготовки документации, в т.ч. проверки ее на ошибки с помощью средств ФЛК;
  • возможность быстрой корректировки уже сданных документов;
  • отсутствие расходов на ведение учета и организацию хранения отчетов, которые характерны для бумажного документооборота.

Данный материал предназначен для организаций, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенной форме и имеют право представлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В методике содержатся подробная инструкция и рекомендации по заполнению упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (КНД 0710096).

Машиночитаемые формы полной и упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе для реорганизованных и ликвидированных организаций, рекомендованы письмом ФНС РФ от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@.

Все организации, вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН) и формы собственности, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность один раз в год. Исключение — ситуации, когда организация зарегистрирована, реорганизована или ликвидирована посреди года.

Отчетность придется составлять чаще, если того требует закон, учредительные документы или решение собственника организации (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Вместо годовой она может стать ежеквартальной или ежемесячной. Составляют ее нарастающим итогом.

Индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ):

— на общей системе налогообложения (ОСНО), если заполняют книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП (утв. приказами Минфина РФ от 13.08.2002 N 86н и ФНС РФ от 13.08.2002 N БГ-3-04/430);

— на упрощенной системе налогообложения (УСН), если заполняют книгу учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН (утв. Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н);

— при применении патентной системы налогообложения (ПСН), если ведут книгу учета доходов ИП, применяющего ПСН (утв. Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н).

Инструкция: готовим отчет о целевом использовании полученных средств

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, согласно Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2012, N ПЗ-3/2015, N ПЗ-3/2016 и п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, вправе применять:

— субъекты малого предпринимательства;

— компании — участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ (проект «Сколково»);

— некоммерческие организации, которые не поименованы в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Указанные организации вправе формировать бухгалтерскую отчетность как по упрощенной форме, так и в общеустановленном порядке.

Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике организации (письмо Минфина РФ от 11.02.2016 N 07-01-10/7297).

Согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2015, N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» предоставлена возможность использования сокращенного плана счетов, разработанного на основании типового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.

Указанные организации вправе самостоятельно принять решение об использовании сокращенного плана счетов. Перечень выбранных счетов нужно закрепить в учетной политике.

В минимальном варианте Минфин предлагает задействовать следующие счета для ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде:

Для организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, обязательными для заполнения являются следующие формы отчетности:

— «Бухгалтерский баланс» (форма по ОКУД 0710001);

— «Отчет о финансовых результатах» (форма по ОКУД 0710002);

Приложения к отчетности, такие как «Отчет об изменениях капитала» (форма по ОКУД 0710004) и «Отчет о движении денежных средств» (форма по ОКУД 0710005), заполнять не обязательно (п. 17 Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2015).

Вопрос включения указанных приложений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организация решает самостоятельно, исходя из необходимости приведения в отчетности дополнительных показателей, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При этом в указанные отчеты могут включаться показатели только по группам статей без их детализации по статьям (п. 18.1 Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2015).

Как заполнить Отчет о целевом использовании полученных средств

В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?
Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:

  • № 1 — бухгалтерский баланс;
  • № 2 — отчет о прибыли и убытках;
  • № 3 — отчет об изменениях капитала;
  • № 4 — отчет о движении денежных средств;
  • № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
  • № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.

Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.

ВАЖНО! При составлении отчетности за 2021 год учитывайте, что формы бухотчетности, в т.ч. формы 6, изменились. Ключевые отличия: отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.

Изначально взыскание штрафа грозит тем предприятиям, которые в процессе своей деятельности средства целевого назначения использовали, как нецелевые.

Согласно ст.1 №126 НК РФ к ответственности за неподачу пакета документов об отчете по бухгалтерскому балансу или подачи его в неполном составе привлекаются все предприятия, обязанные выполнять данные действия, в том числе и НКО.

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

Если вы применяете УСН, узнайте в КонсультантПлюс, какие формы бухотчетности помимо формы 6 вам нужно сдать в ИФНС. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.

Кроме отчета о целевом использовании некоммерческие организации представляют в Минюст отчетность по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72.

Формы отчета разные в зависимости от вида организации: отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов, сведения о персональном составе руководящих органов некоммерческой организации, отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Религиозные организации представляют отчет о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.

А.С. Юхневич-Лелива, налоговый консультант

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера. Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов. Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Приложения к бухгалтерскому балансу: примеры за 2020 год

Отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.

Источники:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
  • Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В каждую графу документа необходимо вносить соответствующие данные:

  1. В 1-й графе указывается переходящий остаток из прошедшего периода, берется эта сумма по счету Кт 86, также сюда необходимо указать доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности.
  2. Во 2-й графе необходимо построчно указать вложения за весь период, к которым имеют отношения:
  • Вступительные взносы, которые уплачивает в обязательном порядке новый участник общества;
  • Членские, оплачивающиеся также в обязательном порядке каждым существующим членом товарищества, в среднем единожды в год;
  • Целевые – предназначенные в обязательном порядке для решения определенных задач;
  • Добровольные, которые могут вносить любые лица, в том числе и юридические в качестве спонсорства или пожертвования.

Изначально взыскание штрафа грозит тем предприятиям, которые в процессе своей деятельности средства целевого назначения использовали, как нецелевые.

Согласно ст.1 №126 НК РФ к ответственности за неподачу пакета документов об отчете по бухгалтерскому балансу или подачи его в неполном составе привлекаются все предприятия, обязанные выполнять данные действия, в том числе и НКО.

На размер штрафных санкций повлияет размер поданного пакета, при неполном перечне документации, за каждый отсутствующий бланк взимается штраф в размере 200 рублей.

Коды определенных строк обязаны указываться в определенной графе. Стоит отметить, что коды нужны в основном для того, чтобы статистические органы могли объединять информацию, изложенную в разнотипных балансах в одно целое. Коды являются обязательными к заполнению, когда составляемый баланс надлежит передать в государственные исполнительные структуры с дальнейшим использованием информации по ним.

В ситуации, когда бухгалтерский баланс составляется за квартал или другой отчетный период, для того, чтобы его рассматривали на внутренних заседаниях с целью введения в курс по состоянию дел или анализа проводимой компанией деятельности, строки кодов заполнять необязательно, так как они не несут в этом случае никаких функций.

Кодировка строк выполняется только в случае предоставления данной отчетной документации в государственные структуры и не является обязанностью для внутреннего составления отчетных балансов. Так как бухгалтерская отчетность подается на рассмотрение в налоговые органы всего раз в год, то кодировка касается только годовых балансов.

Главной особенностью бухучёта в жилтовариществе при упрощённой системе налогначисления является необходимость перераспределения доходов и расходов с целью расчёта налоговой базы.

Расходы могут быть связаны:

  1. С осуществлением уставной деятельности.
  2. С реализацией целевых программ по смете.
  3. С ведением предпринимательской деятельности.

Накладные траты следует отображать на отдельных субсчётах 26-02 и 26-03 и распределять между уставной и хозяйственной деятельностью.

При учёте доходов товарищества на УСН важно исключить из числа доходной части налоговой базы следующие поступления:

  • Взносы владельцев помещений на капитальный и текущий ремонт вне зависимости от членства в ТСЖ.
  • Субсидии из бюджета.
  • Вступительные и членские взносы.
  • Спонсорская помощь.
  • Безвозмездно полученное движимое имущество.

ВАЖНО! Движимое имущество и оборудование, относящееся к ТСЖ, не подлежит налогообложению при упрощённой системе.

Бухгалтерия должна сдавать следующие виды отчётов:

  1. Налоговый основной.
  2. О целевом расходовании средств.
  3. Ревизионный.
  4. Балансовый.

Балансовый отчёт является внутренним документом товарищества и предназначается для оценки финансовой деятельности структуры и планирования сметы на будущий год. Налоговый отчёт выполняется ежеквартально и содержит информацию о текущих доходах и расходах организации, а ревизионный составляется членами ревизионной комиссии для представления общему собранию и правлению.

Основной отчёт в налоговую службу должен быть предоставлен до начала апреля каждого года, текущие отчёты необходимо отсылать в налоговый орган не позднее 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.

Сроки и периодичность сдачи ревизионного и балансового отчётов зависят от положений устава, но не должны происходить реже, чем раз в году (п. 3 ст. 150 ЖК РФ).

Энциклопедия решений. Отчет о целевом использовании средств

Включает в себя четыре раздела. Каждый из них заполняется обязательно. Структурную организацию стоит рассмотреть поближе.

  • 1-я часть называется «Входящим Сальдо» Она показывает, какими средствами из вышеуказанных источников обладает компания на начало этого налогового периода, а также какой суммой располагала на конец предыдущего периода.
  • 2-я часть указывает «Поступившие средства». Название говорит само за себя, здесь отображаем все финансовые поступления компании.
  • 3-я часть именуется «Использованными средствами». Она не только отражает, сколько было потрачено, но и цели, на которые пошли затраты. Список целей начинается проведением целевых видов мероприятий, вроде благотворительных акций, и заканчивается расходами на удержание управленческого аппарата.
  • 4-я часть «Сальдо в конце года». Данным разделом отображают те средства, которые компания в данном отчетном периоде не использовала. То есть которые остались на счетах.

Все НКО, как правило, должны отчитываться перед госорганами об использовании выделенных денежных средств.. Однако, некоторые из этих организаций могут составлять отчёт по упрощённой схеме. В этом случае используется сокращённый бланк отчета. Для всех остальных организаций используется полный бланк.

Из названия отчёта очевидно, что речь в нем идёт о том, на что конкретно были затрачены денежные средства.. Таким образом, отчёт должен содержать информацию о имеющихся на начало периода и полученных в его течении денежных средствах в результате предоставления утверждённых смет и финансовых планов, а так же должны содержаться структурированные сведения о их использовании по указанным в вышеупомянутых документах пунктам.

Учётная политика – это способ ведения бухгалтерского документооборота в жилтовариществе. Формирование учётной политики ТСЖ осуществляется главным бухгалтером, согласно п. 4 разд. 2 приказа Минфина № 106н.

Учётная политика жилищной структуры при упрощённой системе сбора налогов должна включать в себя следующие разделы:

  • Рабочий план субсчетов и основных счетов.
  • Формы основной документации.
  • Правила инвентаризации активов и пассивов.
  • Методы оценки активов и пассивов.
  • Порядок документооборота и метод обработки сведений.
  • Способы контроля над хозяйственной деятельностью.

План счетов товарищества при УСН предполагает внесение прибыли от хозяйственной деятельности в целевые средства с целью не учитывать данную прибыль как доход. Для этого нужен отдельный учёт основных средств, позволяющий относить поступления к целевым взносам, поэтому к счету 01, обозначающему основные средства, нужно открыть субсчета 01-2 и 01-3.

ВАЖНО! Все основные активы товарищества при УСН отражаются на балансе по их изначальной стоимости, так как жилищная структура не производит продукцию в рамках уставной и хозяйственной деятельности.

Износ основных материальных активов при УСН отражаются на внебалансовом счёте 010. Нематериальные активы при УСН принято учитывать при помощи счёта 04.

Важно учитывать, что при упрощённом способе налогоначисления бухгалтер в ТСЖ должен осуществлять фиксацию текущих расходов и доходов на отдельных счетах, в противном случае все поступления будут учтены в качестве доходной части. Целевые поступления необходимо отражать на кредите счёта 86, а расходы – на счёте 96

На упращенке субсчета, посредством которых проводятся отдельные операции, необходимо отражать в учётных книгах при помощи проводок на основании плана счетов, утверждённого приказом № 94н

Целевые поступления необходимо отражать на кредите счёта 86, а расходы – на счёте 96. На упращенке субсчета, посредством которых проводятся отдельные операции, необходимо отражать в учётных книгах при помощи проводок на основании плана счетов, утверждённого приказом № 94н.

Для отчётности НКО об использовании денег используется унифицированная форма по ОКУД 0710006. Она представлена в упомянутом выше приказе Минфина. Представляет собой двухстраничный документ. На первом листе располагаются данные о полученных и израсходованных средствах. Они представляются в виде таблицы, где построчно указываются суммы из разных направлений деятельности (на разные нужды).

На втором листе расшифровываются отдельные строки. Например, если на первом листе у автора документа были указаны поступления в строке 6250 «Прочие», на второй странице необходимо раскрыть, какой источник денег имеется в виду.

Форма 6 достаточно проста для заполнения: все строки подписаны, а объём документа весьма невелик.

Годовая отчетность НКО: отражение целевых средств в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0

В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?
Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:

  • № 1 — бухгалтерский баланс;
  • № 2 — отчет о прибыли и убытках;
  • № 3 — отчет об изменениях капитала;
  • № 4 — отчет о движении денежных средств;
  • № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
  • № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.

Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.

ВАЖНО! При составлении отчетности за 2021 год учитывайте, что формы бухотчетности, в т.ч. формы 6, изменились. Ключевые отличия: отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя. ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2. О других изменениях см. здесь.

(pdf)
Об изменениях согласно приказу от 19.04.2019 № 61н:
• бухгалтерский баланс дополнен новой строкой «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» и строками об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).

• изменения вносятся в формы: отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств, упрощенная отчетность.

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

Если вы применяете УСН, узнайте в КонсультантПлюс, какие формы бухотчетности помимо формы 6 вам нужно сдать в ИФНС. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.

Форма № 6 демонстрирует поступление денег и структуру их расходования в некоммерческих организациях. Код по ОКУД 0710006, бланк заполняется по строго регламентированным нормам и правилам. Также в этом бухгалтерском регистре указываются неиспользованные в течение отчетного периода деньги. Этот документ является одним из приложений к итоговому годовому балансу учреждения и предоставляется в следующие уполномоченные инстанции:

  • территориальные налоговые инспекции;
  • органы статистики;
  • заинтересованным третьим лицам для раскрытия информации о движении произведенных взносов и выделенных денег.

Бланк утвержден приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, порядок заполнения регулируется ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ и письмом Минфина России от 29.12.2015 № 07-01-06/77013. Форму № 6 или отчет о целевом использовании ежегодно предоставляют абсолютно все некоммерческие организации (п. 2 ст. 14 ФЗ № 402 от 06.12.2011) независимо от системы ведения бухгалтерского учета или режима налогообложения (общего или специального). Те учреждения, которые отмечены в ч. 4 ст. 6 402-ФЗ, вправе применять упрощенную форму № 6.

ВАЖНО!

Отчетность сдается в течение трехмесячного периода после окончания отчетного года.

Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:

  • полная, приведенная в приложении № 2.1;
  • упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.

Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.

Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Бланк упрощенной формы 6 можно скачать в КонсультантПлюс. Для этого достаточно получить пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.

Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
  • организаций госсектора;
  • политических партий;
  • объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
  • структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.

Отчет о целевом использовании полученных средств

Отчет структурирован по обычной схеме: остаток на начало + поступление – расход = остаток на конец. Начинают заполнять форму со строки под кодом 6100, в которой отражают входящий остаток средств, соответствующий их размеру на конец предшествующего периода.

Далее расположен блок позиций, отражающих все виды поступлений с разграничением по отдельным потокам. Например, в строке 6210 указывают сумму вступительных взносов, в строке 6215 – членских взносов, а в строке 6220 – целевые сборы. Имущественные взносы и пожертвования на добровольной основе кодируются шифром 6230, для сумм прибыли, если предприятие ведет деятельность, приносящую доход, существует строка 6240, а не попадающие в перечисленные потоки поступления считаются прочими (например, дополнительные сборы на покрытие убытков садоводческого товарищества) и аккумулируются в строке 6250. Итоговая позиция под кодом 6200 фиксирует сумму заполненных в «приходном» разделе строк.

Использование средств в форме отчета о целевом использовании средств также распределяется по отдельным позициям в соответствующем блоке с кодами с 6310 по 6320. В свою очередь, расходы в этом разделе группируются по затратам:

• на проведение целевых мероприятий – срока 6310 с расшифровкой по строкам:

  • 6311 (благотворительность и социальные проекты);
  • 6312 и 6313 (проведение конференций и иных мероприятий);

Садоводческое товарищество СНТ «Белый ключ» функционирует со штатом работников, который составляют председатель, бухгалтер, электрик. Сезонные работы по обслуживанию системы водоснабжения производят наемные работники – сварщик и слесарь. Деятельность товарищества осуществляется в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов. Показатели деятельности СНТ «Белый ключ» за 2018 и 2021 годы представлены в таблице:

Показатели в руб. 2019г. 2018г.
Остаток средств на начало года 22 000 52 000
Поступления, в том числе: 1 430 000 1 900 000
Вступительные взносы 10 000 100 000
Членские взносы 900 000 990 000
Целевые сборы:
— на обустройство центральной дороги 280 000 500 000
— на возведение световых опор 80 000 260 000
Доход от сдачи помещения в аренду ООО «Лео» 160 000 50 000
Использование поступивших средств в деятельности СНТ «Белый ключ» 1 446 000 1 930 000
— оплата труда штатных и наемных работников с учетом страховых отчислений 380 000 320 000
— оплата поездки председателя на семинар 36 000
— ремонт дороги 280 000 260 000
— проведение мероприятия «Праздник урожая» 70 000 80 000
— приобретение оборудования для реконструкции системы электроснабжения и его установка 120 000 140 000
— ремонт здания правления СНТ 100 000
— оплата аренды электрооборудования 100 000 200 000
— возведение площадки для сбора мусора 150 000
— вывоз мусора 110 000 120 000
— ремонт водовода 80 000 200 000
— оплата коммунальных услуг 270 000 360 000
Остаток средств на конец года 6000 22 000

В отчете о целевом использовании средств остаток на начало 2019 года в строке 6100 должен соответствовать остатку на конец 2021г. (стр.6400).

  1. Подготовить отчет
  2. Сформировать файл
  3. Протестировать на ошибки
  4. Распечатать отчет
  5. Отправить через интернет!

отчета о целевом использовании средств (Форма Ф-6)
Форма отчета о целевом использовании средств утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в редакции Приказа Минфина России от 06.03.2018 № 41н).

Что нового в этой форме с 27 мая 2020 года: в таблицу бухформы Ф-6 добавлен столбец «Примечание», в котором необходимо прописывать номер Примечания к отдельной строке отчета.

Отчитываемся об использовании средств правильно

По итогам года любая организация, которой за это время поступили денежные средства в виде дополнительных выплат, будь то членские взносы или добровольные пожертвования, а также другие источники материальных поступлений, обязана отчитаться об их использовании. Сам по себе отчет имеет четко регламентированную и законодательно утвержденную форму №6 (ОКУД 0710006). В документе также отражаются те средства, которые компания не использовала в течение отчетного периода. Стоит подробнее остановиться на том, как именно заполняются все разделы этого документа.

Учётная политика – это способ ведения бухгалтерского документооборота в жилтовариществе. Формирование учётной политики ТСЖ осуществляется главным бухгалтером, согласно п. 4 разд. 2 приказа Минфина № 106н .

Учётная политика жилищной структуры при упрощённой системе сбора налогов должна включать в себя следующие разделы:

  • Рабочий план субсчетов и основных счетов.
  • Формы основной документации.
  • Правила инвентаризации активов и пассивов.
  • Методы оценки активов и пассивов.
  • Порядок документооборота и метод обработки сведений.
  • Способы контроля над хозяйственной деятельностью.

План счетов товарищества при УСН предполагает внесение прибыли от хозяйственной деятельности в целевые средства с целью не учитывать данную прибыль как доход. Для этого нужен отдельный учёт основных средств, позволяющий относить поступления к целевым взносам

, поэтому к счету 01, обозначающему основные средства, нужно открыть субсчета 01-2 и 01-3.

ВАЖНО!

Все основные активы товарищества при УСН отражаются на балансе по их изначальной стоимости, так как жилищная структура не производит продукцию в рамках уставной и хозяйственной деятельности.

Износ основных материальных активов при УСН отражаются на внебалансовом счёте 010. Нематериальные активы при УСН принято учитывать при помощи счёта 04.

Важно учитывать, что при упрощённом способе налогоначисления бухгалтер в ТСЖ должен осуществлять фиксацию текущих расходов и доходов на отдельных счетах, в противном случае все поступления будут учтены в качестве доходной части.

Целевые поступления необходимо отражать на кредите счёта 86, а расходы – на счёте 96.

На упращенке субсчета, посредством которых проводятся отдельные операции, необходимо отражать в учётных книгах при помощи проводок на основании плана счетов, утверждённого приказом № 94н .

  • полная, приведенная в приложении № 2.1;
  • упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.

Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.

Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
  • организаций госсектора;
  • политических партий;
  • объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
  • структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.

Независимо от того, на каком из бланков сформирован отчет, его экземпляр, подлежащий направлению в органы Росстата , должен иметь закодированные специальными цифровыми шифрами строки. Эти шифры для полной формы отчета содержит приложение № 4 к приказу № 66н, а в упрощенном его варианте код для строки должен выбираться по показателю с наибольшим удельным весом в укрупненном показателе, показываемом по этой строке (п. 5 приказа № 66н).

Какую отчетность готовят НКО. Некоммерческий не значит неподотчетный

Происходит заполнение документа, начиная с данных, характеризующих предприятие. Затем вносятся данные по разделам, а именно: остатки с прошлого года, новые поступления, расходы, связанные с данным типом средств, в том числе и целевое использование бюджетных средств. Проводятся подсчеты по всем разделам и заполняется графа, содержащая результатные данные.

Надо отметить, что бывают ситуации, когда сумма расходов превышает сумму, которая была получена. В этом случае результатные данные, как и все отрицательные показатели, записываются в круглых скобках, что говорит о минусовой сумме. Такая ситуация не может остаться не прокомментированной, и по ней вносят разъяснения, которыми описывают причины ее возникновения и способы с нею справиться.

Составленный документ заверяется подписью главного бухгалтера, лица, которое осуществляет управление данной организацией, а также ставится дата составления. Отчет вносится в общий пакет документов и предоставляется к рассмотрению.

Итак, отчет о целевом использовании средств, являясь самостоятельным документом, все же относится к бухгалтерскому балансу, так как дает определенные пояснения по его статьям. Подается он в составе общегодовой бухгалтерской отчетности, а составляется на основании исследуемого отчетного периода и того, который предшествовал ему.

Под упрощённым способом налогообложения понимается метод ведения бухгалтерии в ТСЖ, при котором налоговая база определяется как разность доходов и расходов, а налоговая ставка равна 15 процентам. Учёт только доходной части при ставке 6 процентов как способ подсчёта налога при УСН в жилищных организациях не применяется.

Жилищные товарищества, перешедшие на упрощённую систему расчёта налогов, должны отчитываться о годовых доходах и расходах, подавая налоговую декларацию до конца марта года, следующего за отчётным, согласно пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ .

Отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.

Форма 6 подается в пакете общих документов по годовой отчетности. Предъявляют ее предприятия, которые относятся к некоммерческим. Утвержден данный документ 66-м Приказом от Министерства Финансов. Подать форму необходимо вместе с остальными отчетными документами не позже, чем через три месяца после окончания налогового периода, за который документация составляется.

Бланк для составления отчетности классифицируется по ОКУД 0710006. Министерство финансов на своих официальных ресурсах позволяет скачать форму, а затем заполнить ее рукописным или машинным методом.

Форма, предлагаемая Минфином, является необязательной и может быть скорректирована с учетом потребностей предприятия. Например, в нее могут добавить некоторые разделы, если в них есть необходимость.

Отчет о целевом использовании полученных средств являет собой систематизированные данные о том, какие средства получались по членским или добровольным взносам, а также остатки этих средств на счетах на ту дату, которая именуется отчетной. Причем данные показывают не только за тот период, который описывается, но и за предыдущий, что позволяет рассмотреть детальнее динамику использования средств, их количества, а также остатков по сравнению с прошлым периодом.

Стоит отметить, что данный отчет также показывает, какие средства поступили из бюджетных источников. Например, как помощь от государства. Показывают не только остатки по каждому из направлений на начало и окончание периода, но и процессы поступления и расходования в течение его.

Также надо указать, что данный отчет служит некоторым дополнением к балансу как пояснительная его часть. Некоторые структуры в законном порядке могут составлять упрощенный вариант этого документа.

Итак, можно сделать вывод, что отчетная форма №6 используется в том случае, когда у предприятия есть поступления из добровольных, членских, вступительных источников, а также от предпринимательской деятельности и даже продажи некоторого имущества. Такие поступления, а также их использование необходимо отразить не только в балансе, но и в данной форме отчетности как определенное пояснение к статьям баланса. Также данный отчет показывает, куда, как и сколько тратится этих средств.

Состав документа включает в себя четыре раздела. Каждый из них заполняется обязательно. Структурную организацию стоит рассмотреть поближе.

  • 1-я часть называется «Входящим Сальдо» Она показывает, какими средствами из вышеуказанных источников обладает компания на начало этого налогового периода, а также какой суммой располагала на конец предыдущего периода.
  • 2-я часть указывает «Поступившие средства». Название говорит само за себя, здесь отображаем все финансовые поступления компании.
  • 3-я часть именуется «Использованными средствами». Она не только отражает, сколько было потрачено, но и цели, на которые пошли затраты. Список целей начинается проведением целевых видов мероприятий, вроде благотворительных акций, и заканчивается расходами на удержание управленческого аппарата.
  • 4-я часть «Сальдо в конце года». Данным разделом отображают те средства, которые компания в данном отчетном периоде не использовала. То есть которые остались на счетах.

Ошибки в КС Отчета о целевом использовании средств у НКО в 1С

Происходит заполнение документа, начиная с данных, характеризующих предприятие. Затем вносятся данные по разделам, а именно: остатки с прошлого года, новые поступления, расходы, связанные с данным типом средств, в том числе и целевое использование бюджетных средств. Проводятся подсчеты по всем разделам и заполняется графа, содержащая результатные данные.

Надо отметить, что бывают ситуации, когда сумма расходов превышает сумму, которая была получена. В этом случае результатные данные, как и все отрицательные показатели, записываются в круглых скобках, что говорит о минусовой сумме. Такая ситуация не может остаться не прокомментированной, и по ней вносят разъяснения, которыми описывают причины ее возникновения и способы с нею справиться.

Составленный документ заверяется подписью главного бухгалтера, лица, которое осуществляет управление данной организацией, а также ставится дата составления. Отчет вносится в общий пакет документов и предоставляется к рассмотрению.

Отчет о целевом использовании средств, который сдается по форме № 6, подается как в федеральные органы государства, а именно Федеральную налоговую службу, государственную статистику, так и прошению других заинтересованных лиц, представителей целевых средств. Рассмотрим регламент подачи и заполнения отчета о целевом использовании полученных бюджетных средств.

Отчет о целевом использовании средств – один из составляющих элементов бухгалтерской отчетности, который обязаны сдавать:

  • организации, которые получают финансирование из госбюджетов разных уровней;
  • общественные организации и объединения: кооперативы и другие некоммерческие организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому имеют поступления целевой направленности;
  • прочие некоммерческие организации, если это прописано в их учетной политике.

Основная задача отчета по форме № 6 раскрыть информацию:

  • о наличии средств на начало отчетного периода;
  • о размерах и источниках поступлений за этот период;
  • расшифровать суммы израсходованных средств за этот период;
  • о наличии доступного остатка средств на конец отчетного периода.

Под упрощённым способом налогообложения понимается метод ведения бухгалтерии в ТСЖ, при котором налоговая база определяется как разность доходов и расходов, а налоговая ставка равна 15 процентам. Учёт только доходной части при ставке 6 процентов как способ подсчёта налога при УСН в жилищных организациях не применяется.

Жилищные товарищества, перешедшие на упрощённую систему расчёта налогов, должны отчитываться о годовых доходах и расходах, подавая налоговую декларацию до конца марта года, следующего за отчётным, согласно пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ.

Жилтоварищество уплачивает налог при упрощённой системе раз в году, но подавать отчёты необходимо каждые три месяца, начиная с начала календарного года, при этом производя авансовые платежи по нарастающей системе.

Отчётность направляется в отделение налоговой службы бухгалтерскими работниками ТСЖ или членами правления.

16 мая 2018 года официальный сайт публикации нормативных документов опубликовал приказ Минфин России от 06.03.2018 № 41н (далее – Приказ № 41н), который внёс существенные изменения в состав основных форм бухгалтерской отчётности предприятий. Рассказываем, что именно изменилось и когда начинают действовать новые правила.

На 2018 год главные формы бухгалтерской отчетности организаций утверждены одноимённым приказом Министерства финансов России от 2 июля 2010 года № 66н (далее – Приказ № 66н).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *