Требования к обучающим организациям по повышению квалификации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к обучающим организациям по повышению квалификации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Разъяснения и советы
Что такое повышение квалификации
Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.
Есть три основные формы курсов повышения квалификации:
-
Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.
-
Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.
-
Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.
Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.
Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.
После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.
Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.
По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:
-
медицинские работники и фармацевты;
-
сотрудники органов внутренних дел;
-
госслужащие;
-
адвокаты и судьи;
-
аудиторы;
-
бухгалтеры;
-
педагоги;
-
водители городского и железнодорожного транспорта;
-
пилоты.
Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.
Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.
Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.
Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:
-
Краткосрочные — длятся 72 часа, после чего слушатель получает удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.
-
Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов, выдается свидетельство о долгосрочном повышении квалификации.
-
Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме. Слушателю также выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.
После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.
Приложение: на 25 л.
Директор департамента | Н.М. Золотарева |
Именно работодатель определяет необходимость дополнительного профессионального образования работника. Это связано с оплатой курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки.
Трудовым законодательством и нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность компенсации, если работник только по своей инициативе, без согласования с работодателем прошел обучение.
Направляя работников на курсы повышения квалификации, работодателю нужно:
- Издать приказ о направлении сотрудника на обучение.
- Заключить договор с обучающей организацией.
Важно: обучающая организация должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной подготовки может проходить без отрыва или с отрывом от работы.
Если работодатель направляет работника на дополнительное профессиональное обучение с отрывом от работы, за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ). Работники при обучении в другом городе получают возмещение командировочных расходов (ст. 168 ТК РФ):
- на проезд;
- на наем жилого помещения;
- дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
- иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.
Что бухгалтеру и кадровику нужно знать о повышении квалификации
В этом случае подойдут онлайн-курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки. Это современный способ оказания образовательных услуг, который экономит и время работника, и деньги работодателя. Получать актуальные знания, обучаясь онлайн, можно и на рабочем месте, и в любое удобное время.
Период прохождения курсов с отрывом от производства надо обозначить в табеле учета использования рабочего времени ф. 0504421.
В Приказе от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета» нет буквенного кода, обозначающего обучение на курсах повышения квалификации. Но учреждение вправе ввести дополнительный код к применяемым условным обозначениям и закрепить его в учетной политике:
- например, буквенным кодом ПК можно обозначать в табеле отсутствие работника, обучающегося на курсах.
В принципе может, но если результаты аттестации, которую проводит работодатель, покажут, что квалификация работника недостаточна, трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Прекращение работником учебы на курсах без уважительной причины можно расценить как прогул.
Курсы повышения квалификации разработаны для специалистов, имеющих определенный опыт трудовой деятельности и диплом о законченном высшем или средне-специальном образовании. Обучение, как правило, необходимо проходить не реже одного раза в 5 лет, но никто не запрещает сотруднику получать новые знания на семинарах, вебинарах, мастер-классах, конференциях и т.п. несколько раз в год.
Обучение работников: документирование и спорные вопросы
В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем. Означает ли это, что вся профессиональная подготовка должна быть для работника бесплатной? Можно ли требовать с работодателя денежные средства на нее? Ответы на эти вопросы мы находим в законодательстве.
Фрагмент документа
Часть 4 ст. 196 «Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации» Трудового кодекса РФ
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Итак, работодатель обязан проводить за свой счет профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если:
- это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
- обучение предусмотрено требованиями нормативных правовых актов РФ1.
Таких случаев достаточно много, например, работодатель должен оплачивать обучение следующих категорий сотрудников:
- медицинские и фармацевтические работники2;
- педагогические работники3;
- работники, осуществляющие госзакупки4.
Но специалистов и руководителей в сфере делопроизводства и архивного дела среди категорий таких работников нет!
Однако обязанности по профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников могут быть возложены на работодателя еще и условиями коллективного или трудовых договоров.
См. статью «Профессиональный стандарт “Специалист по формированию электронного архива”» журнала № 7’ 2019
Связанный материал Проект профстандарта «Хранитель (главный) архивных фондов, архивист» № 08 / 2019
См. статью «Проект профстандарта “Хранитель (главный) архивных фондов, архивист”» журнала № 8’ 2019
Связанный материал Как изменить обязанности работника № 11 / 2017
См. статью «Как изменить обязанности работника» журнала № 11’ 2017: какие корректировки обязанностей работодатель может сделать без согласования с работником, а для каких оно необходимо; как документально оформить изменение должностной инструкции
Для начала давайте вспомним, что профстандарты становятся обязательными с 1 января 2020 года только для определенной группы организаций5:
- государственные внебюджетные фонды РФ;
- государственные или муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
- государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Один из основных вопросов, который возник у этих работодателей в связи с введением профстандартов, – что делать с теми работниками, кто им не соответствует? Например, должен ли работодатель оплачивать получение высшего образования специалисту по профессиональной уборке6 или руководителю подразделения по документационному обеспечению управления (департамента, управления, службы, отдела)7? Считаем, что нет. Обязанность обучать сотрудников до уровня требований профессионального стандарта у работодателя отсутствует. Такой ответ следует из толкования процитированной нами ч. 4 ст. 196 ТК РФ. Рассмотрим изложенные в этой норме критерии:
- закон или иной нормативный правовой акт требует от работодателя проводить обучение (обратите внимание: именно обучение). Профстандарты относятся к нормативным правовым актам, ведь они утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России. Но содержат лишь указание на наличие у сотрудника определенного уровня подготовки, без прямого указания работодателю провести обучение сотрудника.
- без обучения невозможно выполнение трудовой функции – также не относится к нашему случаю.
Мы не можем отстранить от работы такого работника. Ведь ст. 76 ТК РФ содержит закрытый перечень ситуаций, когда это возможно. Ни одна из них не подходит к «несоответствию уровня образования работника требованиям профессионального стандарта».
Не предусмотрел законодатель и возможности расторжения трудового договора. А наиболее близкое основание увольнения (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, – п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) требует проведения дополнительного мероприятия – аттестации, т.е. оценки соответствия квалификации работника относительно его трудовой функции. Причем наличие или отсутствие образования в этом случае только один из многих возможных критериев. Раз мы не можем ни отстранить работника от выполнениям им обязанностей, ни прервать трудовой договор на том основании, что сотрудник не соответствует закрепленным в стандартах квалификационным требованиям, значит, он может продолжать работать на прежнем месте и в прежней должности.
Таким образом, работодатель, с одной стороны, не должен платить за обучение работника, не соответствующего профстандарту, но, с другой стороны, не может требовать от такого работника пройти соответствующее обучение. Следовательно, обеим сторонам может быть выгодно, если между ними будет заключен договор, согласно которому организация оплатит обучение взамен на обязательство сотрудника отработать определенное время в компании.
- Свежие
- Посещаемые
г.Москва, Дмитровское шоссе 71Б
БЦ «Seven One», оф. 202
г. Москва, ул. Бутлерова 17
БЦ «Нео Гео», оф. 5054
Если речь идет о профессиональной подготовке, реализуемой, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273, по программам профессиональной подготовки, переподготовки или повышении квалификации, то необходимость их прохождения для работников определяется на усмотрение работодателя (ст. 196 ТК РФ). В то же время обучение и переподготовка персонала организации становится обязательной мерой, если оно является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ).
Еще одна форма обязательной подготовки работников осуществляется в сфере охраны труда (ст. 212 ТК РФ). Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 предусматривает следующие ее виды:
- инструктаж (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой);
- подготовка работников рабочих профессий безопасным методам и приемам проведения работ (при наличии вредных или опасных условий труда предусмотрена стажировка и сдача экзаменов);
- специальные занятия по охране труда руководителей и специалистов.
Законодательство не предусматривает иных обязательных видов подготовки помимо выше перечисленных. Тем не менее на практике внутреннее обучение персонала в организации проводится повсеместно. В одних предприятиях оно ограничивается введением в должность и передачей дел, а в других разработана целая система обучения персонала в организации. Компании, избравшие второй путь, очевидно достигают гораздо большей эффективности как на управленческом, так и на экономическом уровнях. Это объясняется тем, что система учебы на предприятии решает задачи, соответствующие основным аспектам развития сотрудника:
- адаптации и знакомству с компанией;
- профессиональному росту и реализации;
- мотивации.
Рассмотрим, какие методы задействует корпоративное обучение персонала организации на каждом из этих уровней.
Итак, чем быстрее принятый на работу человек адаптируется к новой рабочей среде и корпоративной этике, тем быстрее он продемонстрирует ожидаемые от него результаты. Помимо традиционной практики наставничества, для этой цели все чаще используются электронные методы (презентации, пособия, корпоративные соцсети). После успешного прохождения адаптации для развития сотрудников компании основным становится поддержание их мотивации, а также совершенствование их профессиональных, коммуникативных, управленческих и прочих специфических навыков. Формы обучения персонала в организации следующие.
- На рабочем месте посредством следующих методов:
- ротация;
- делегирование;
- метод усложняющихся заданий;
- работа в проектных группах.
- Вне рабочего места с помощью таких методов:
- лекции;
- деловые игры;
- семинары;
- моделирование;
- самостоятельная подготовка;
- тренинги.
Указанные методы не только работают на развитие тех или иных навыков, но и укрепляют лояльность сотрудников к компании за счет предоставления возможности профессионального роста.
Начальным этапом организации процесса обучения персонала является постановка целей. Цели обучения персонала в организации должны быть четко сформулированы не только для самого работодателя, но и для сотрудников. От того, насколько хорошо работник представляет себе цель, будет зависеть уровень его мотивации и успешности изучения материала. Кроме того, цели определяют общую концепцию подготовки кадров и выбор конкретных методик. Далее следует осуществить оценку потребности в развитии, которая позволит ответить на ключевые вопросы: кого учить и чему учить. На основании этого проводится комплекс подготовительных мероприятий, включающий в себя выбор образовательных программ и поставщиков данного вида услуг. Затем осуществляется сам образовательный процесс с последующей проверкой полученных знаний. Завершающим этапом является оценка эффективности проделанной работы. Вся процедура должна быть закреплена в таком локальном нормативном акте, как положение об обучении персонала в организации (скачать его можно в конце статьи).
Если вопрос учить или не учить не стоит, когда речь идет об обязательных видах подготовки кадров, то в случае корпоративного развития он возникает неизбежно. Немалую роль в принятии работодателем соответствующего решения играет финансовый аспект. Получение качественных образовательных услуг в рамках единой системы развития сотрудников, работающей на долгосрочную перспективу, не может стоить дешево. Таким образом, затраты на обучение персонала в организации должны планироваться соотносимо с прибылью и фондом заработной платы в расчете на одного сотрудника. При этом в ряде случаев законодательством предусмотрена возможность освобождения от обложения НДФЛ суммы оплаты предприятием образовательных услуг. В соответствии с п. 21 Налогового кодекса РФ, речь идет о подготовке по основным и дополнительным образовательным программам в российских компаниях, осуществляющих образовательную деятельность, либо иностранных, имеющих право на ведение образовательной деятельности.
Обучение персонала в организации
Помимо обучающих курсов, вам поможет подтянуть свои знания и стажировка в хорошей компании. Такой способ тоже имеет ряд весомых плюсов.
1. Простота доступа
Большинство компаний заинтересовано в выращивании профессиональных рабочих кадров. В связи с этим стажеры имеют возможность на бесплатной основе пройти обучение и получить ценный опыт. Стоит отметить, что зачастую компании не оплачивают их труд, но зато сокращают продолжительность рабочего дня.
2. Получение реального опыта
Прохождение стажировки позволяет получить опыт работы с реальными проектами, а не только теоретические знания. Вы сможете ознакомиться с внутренней кухней вашей профессиональной области. Например, в нашей компании мы на постоянной основе предлагаем стажерам расширить свои знания и включаем их в работу над проектами наших клиентов.
3. Возможность трудоустройства
Не стоит забывать и о том, что стажеры, которые хорошо проявили свои профессиональные качества во время работы, имеют перспективу быть зачисленными в штат компании. Таким образом, вам даже не придется ходить на другие собеседования.
✔ Если вы хотите получить и развить новые навыки или усовершенствовать уже имеющиеся, то более логичным выбором станут курсы повышения квалификации.
✔ Если же вам захотелось полностью сменить сферу своей деятельности, то лучше рассмотрите вариант со стажировками.
Независимо от того, какой выбор вы сделаете, внимательно читайте отзывы о компаниях. Хорошо изучите рынок и организацию, чтобы не стать стажером, перекладывающим бумажки без перспектив на развитие, и не связаться с дилетантами. Цените себя и свое время!
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧУО ДПО «Учебный Центр «Стимул»
_____________ Р.Н Хуснутдинов
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Частным учреждением-организацией
дополнительного профессионального образования
«Учебный центр «Стимул»
1 .Общие положения
1.1. Настоящее ПОЛОЖЕНИЕ разработано с целью оптимизации деятельности по организации курсов Повышения квалификации в частном учреждении — организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Стимул» (далее – Учебный центр).
1.2. ПОЛОЖЕНИЕ определяет порядок организации курсов повышения квалификации, виды работ, контрольные сроки исполнения учебной программы, формы и порядок контроля успеваемости, самостоятельной работы слушателей, ответственность должностных лиц, требования к документации.
1.3. В настоящем ПОЛОЖЕНИИ используются следующие понятия:
Повышение квалификации – обновление знаний и совершенствование навыков специалистов, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.
Функцию Администратора курсов повышения квалификации – лица, осуществляющего функцию администрирования в рамках своих должностных обязанностей выполняет зам. директора Учебного центра по организации учебной работы.
Деятельность по организации курсов повышения квалификации – система целенаправленных и контролируемых процессов и действий, осуществляемых Учебным центром, который обеспечивает оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию в соответствии с нормативными требованиями.
Слушатель курсов повышения квалификации — лицо, зачисленное на обучение приказом директора учебного центра (руководителя учреждения), обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров.
1.4. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».
2.Порядок деятельности по организации курсов повышения квалификации:
2.1.Деятельность по организации курсов повышения квалификации организует и координирует Администрация (директор и зам.директора) Учебного центра.
2.2. Зам.директора (Администратор) составляет график проведения курсов повышения квалификации в Учебно-методическом центре, контролирует его выполнение. График составляется с учетом поступивших заявлений от слушателей и организаций г.Ульяновска и Ульяновской области.
2.3 В случае, если группа не была сформирована из-за недостаточного количества заявлений слушателей и оформленных Договор на обучение, Учебный центр незамедлительно информирует об этом граждан и учреждения, подавших заявки на обучение о переносе даты начала обучения.
2.4. Ответственность за своевременную явку на курсы повышения квалификации лежит на стороне, направляющей слушателя на курсы, а так же на самом слушателе.
2.5. Администрация Учебного центра проводит подготовку учебно-методической документации (учебного плана, учебно-методического плана, программы повышения квалификации) в соответствии с утвержденной дополнительной профессиональной программой. К разработке учебно-методической документации могут привлекаться преподаватели курсов, а также, по согласованию, представители заказчиков, специалисты организаций и предприятий, органов исполнительной и законодательной власти.
2.6. Организация курсов повышения квалификации включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1. Подготовительный этап начинается с разработки проекта учебного плана, учебной программы и расписания курсов повышения квалификации по программам повышения квалификации. До начала обучения зам. директора по организации учебной работы (администратор курсов повышения квалификации) предоставляет директору на утверждение следующую информацию:
— учебный план;
— расписание курсов повышения квалификации;
— список группы.
На подготовительном этапе производится:
— формирование группы слушателей (прием заявок по прилагаемой форме, подготовка списка группы);
— подготовка расписания;
— подбор преподавательского состава курсов повышения квалификации;
— подготовка и тиражирование учебно-методических и организационных материалов.
Законодательство не обязывает работодателя издавать приказ о направлении работников на обучение, однако рекомендуем это делать в целях бухгалтерского и кадрового учета, а также повышения дисциплины работников (пример 4).
С приказом ознакамливаем работника и передаем копию в бухгалтерию. Также приказ будет основанием для внесения информации в табель учета рабочего времени.
Требования к обучающим организациям по повышению квалификации
- Высшее образование
- Госуправление и регламентация
- Допобразование
- Дополнительное профобразование
- Международное сотрудничество
- Обучающиеся и родители/представители
- Общее образование
- Общие положения
- Прием, перевод, отчисление
- Профобразование
- Система образования
- Сотрудники организации
- Спецкатегории программ и учащихся
- Среднее профобразование
- Статус организации
- Экономика и финансы
1. Согласно ст. 21 ТК работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение своей квалификации.
Стороной, которая должна обеспечить это право, является работодатель.
2. Постановлением Минтруда России от 12 января 2001 г. N 4 утв. Методические рекомендации по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала. Эти Методические рекомендации помогают работодателю организовать профессиональное развитие персонала.
Региональная программа содействия организациям в профессиональном развитии персонала — это целенаправленное и систематическое воздействие на работника в течение всей его трудовой деятельности в организации в целях максимального использования его трудового потенциала как в интересах самого работника, так и в интересах организации. Она представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на формирование благоприятных условий для профессионального развития персонала в организациях, повышение инвестиционной привлекательности организаций, а также на социальную поддержку высвобождаемых работников.
Разработка и реализация программы как комплексного документа предполагают консолидацию усилий работодателей, объединений профсоюзов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Программы могут быть долгосрочными и краткосрочными. В условиях нестабильности экономики целесообразно ориентироваться на разработку краткосрочных программ (2 — 3 года) с ежегодной их корректировкой и учетом итогов реализации программных мероприятий за прошедший год.
При разработке программы следует придерживаться ряда важнейших принципов:
комплексного подхода к решению проблем профессионального развития персонала и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения и смягчению напряженности на рынке труда в регионе, где расположены организации, а также привлечению всех заинтересованных органов к ее разработке и реализации;
приоритета активных действий в управлении персоналом и его профессиональном развитии, а также политике на рынке труда (создание и сохранение рабочих мест, прием на работу незанятого населения и безработных граждан, улучшение условий и оплаты труда работников, совершенствование кадрового потенциала организаций, содействие занятости высвобождаемых работников и др.);
четкого разграничения сфер ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, объединений профсоюзов и территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения за разработку и реализацию программы;
эффективного использования всех средств, в том числе финансовых, направляемых на разработку и реализацию программы, и минимизации всех затрат.
Приоритеты программы определяются исходя из прогноза социально-экономического развития отраслей экономики, а также государственной политики в области подготовки кадров для рыночной экономики.
Рекомендуемая структура региональной программы содействия организациям в профессиональном развитии персонала: 1) анализ ситуации в профессионально-квалификационном аспекте; 2) прогноз потребности в квалифицированной рабочей силе; 3) ключевые проблемы в сфере профессионального обучения и развития персонала; 4) определение целей и задач программы; 5) разработка основных направлений программных действий; 6) разработка основных мероприятий программы; 7) ресурсное обеспечение программы; 8) оценка ожидаемой эффективности реализации программы.
3. В ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено содействие работодателей в обеспечении занятости населения на основе:
соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;
реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 87-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 207-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
-
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О несостоятельности (банкротстве)»
-
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О негосударственных пенсионных фондах»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 315-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»
-
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 304-ФЗ
«О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О муниципальной службе в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)
«О банках и банковской деятельности»
-
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
- Типы обучения сотрудников
- Цели и задачи повышения квалификации персонала
- Кого обучать
- Отличия повышения квалификации от профессиональной подготовки
- Формы повышения квалификации
- Методы повышения квалификации персонала
- Методы обучения на рабочем месте
- Методы внешнего повышения квалификации
- Курсы повышения квалификации персонала
- Как происходит повышение квалификации: основные ступени процесса
- Куда направить сотрудника для повышения квалификации
- Если сотрудник проходит повышение в другом регионе
- Документы, подтверждающие прохождение обучения
- Акт оказания услуг
- Оформление прохождения обучения работодателем
- Процесс переподготовки: зачем нужен и как происходит
- Заключение
Любая уважающая себя компания, которая занимается любым видом деятельности, среди основных вопросов всегда рассматривает повышение квалификации персонала. Чтобы не терять своих позиций на рынке, компании нужен персонал высокой квалификации.
Именно об этом и пойдет сегодняшний разговор.
- Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте;
- Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно;
- Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства;
- Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.
- Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен;
- Тьюторство – вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания;
- Стротеллинг – молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации;
- Шэдуинг – суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
- Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений;
- Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
- Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
- Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы;
- Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения;
- Кейс-стади – этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
- Деловая игра – суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся;
- Баскет — метод – основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса. Если метод будет выбран ошибочно, эффективность обучения просто сведется к нулю.
XI. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации)
Данный процесс делится на несколько важных ступеней. Проанализируем их подробнее.
Ступень 1. Расчет потребности в повышении квалификации.
Для начала нужно определить, какова потребность в обучении персонала в конкретной компании. Ее определяют на нескольких уровнях.
На уровне всей компании в целом эта потребность будет зависеть от следующих моментов:
- Планируется ли модернизировать оборудование;
- Будут ли в производство введены новые технологии;
- Планируется ли выпуск продукции нового типа;
- На сколько планируется увеличить количество рабочих мест.
Если говорить об уровне структурных подразделений компании, то проводить повышение квалификации нужно, если:
- Работники часто нарушают технологию производства;
- Имеют место производственные травмы;
- Значительно увеличился объем брака.
Что касается отдельных сотрудников, здесь все зависит также от нескольких факторов:
- Насколько сам сотрудник готов и хочет повышать свой профессиональный уровень;
- Каковы результаты аттестации;
- Насколько человек хочет продвигаться по карьерной лестнице.
Проанализировав все эти нюансы, руководство компании принимает решение о повышении квалификации своих сотрудников.
Следующей ступенью будет выбор методов повышения квалификации.
Ступень 2. Выбор метода.
Когда планируется обучение сотрудников, нужно определить с помощью каких методов оно будет происходить. О самых распространенных методиках мы уже говорили ранее, повторяться не будем. Отметим только, что российские компании все больше внедряют методику наставничества.
Ступень 3. Разработка бюджета.
Как только потребность в повышении квалификации будет проанализирована, составляют бюджет. Он обязательно фиксируется документально.
Статьями расходов в этом случае будут: расходы по оплате обучения, оплата услуг учебного центра и так далее.
Наименее затратным вариантом для компании являются дистанционные курсы.
Ступень 4. Выбор преподавателя.
Прежде чем выбрать тренера, нужно ознакомиться с опытом его работы. Также стоит изучить документы, которые подтвердят его квалификацию и уровень образования.
Кроме этого, не стоит пренебрегать отзывами других людей. Кто расскажет о преподавателе лучше, чем те, кто был его учеником?
Ступень 5. Процесс разработки программы обучения.
Если процесс обучения планируется производить внутри компании, нужно разработать и утвердить программу повышения квалификации. Для этого рекомендуется воспользоваться консультациями специалистов со стороны, так как не всегда нужные профессионалы находятся в самой компании.
Если планируется прибегнуть к услугам Центра по обучению, будут предложены готовые программы, вам останется только выбрать подходящую.
Ступень 6. Процесс реализации выбранной методики.
В зависимости от того, какой метод повышения квалификации был выбран, принимают решение по его реализации.
Способов реализации несколько:
- Организовать повышение квалификации в самой организации силами своих специалистов;
- Проводить обучение персонала в учебном центре;
- Проводить обучение в офисе компании, привлекая тренера со стороны.
Отметим сразу, что сложнее всего реализовать первый вариант. Существенной экономии средств здесь не получится, а вот вложить деньги, а ожидаемого результата не получить – возможность существует. Поэтому прежде чем принять такое решение, нужно взвесить все тщательно.
Ступень 7. Анализ повышения квалификации.
После того как обучение будет окончено, нужно проверить уровень знаний тех сотрудников, которые проходили обучение. Как это правильно сделать поговорим далее.
Нужно создать квалификационную комиссию, назначить дату ее заседания и оповестить заинтересованных лиц. В назначенный день комиссия проверяет знания, полученные сотрудником.
Если он отвечает на вопросы комиссии уверенно, демонстрирует знания, полученные во время прохождения курсов, комиссия принимает решение о признании результатов обучения.
Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:
- Институты (региональные, отраслевые и так далее);
- Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
- Школы и центры повышения квалификации.
Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.
Но это требование не распространяется на:
- Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
- Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.
Пример повышения квалификации персонала.
Большой учебный центр по повышению квалификации действует в компании «Евросеть». Здесь проводят обучение и переподготовку служащих, для того чтобы повысить объемы продаж, чтобы сотрудники соответствовали меняющимся условиям работы.
Если обучение проходит в другой местности, то поездка сотрудника должна оформляться в виде служебной командировки.
В этой ситуации должен быть оформлен следующий ряд документации:
- Приказ с подписью руководителя о том, что сотрудник направлен в командировку;
- Служебное задание;
- Удостоверение о командировке;
- Бланк отчета о выполнении служебного задания.
Вся документация должна быть оформлена на утвержденных типовых бланках.
Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Такое определение дано в п. 14 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее «Закон 273-ФЗ»).
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (п. 5 ст. 76 Закона 273-ФЗ).
Согласно ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В некоторых случаях работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, например:
- сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
- медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)
- государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)
- педагогические работники (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
- работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»)
- водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако в некоторых случаях организация повышения квалификации своих работников — прямая обязанность работодателя, этого требуют федеральные законы. Назовем нормы некоторых из них. Повышать квалификацию должны:
— сотрудники органов внутренних дел (Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
— медицинские и фармацевтические работники (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
— государственные гражданские служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
— педагогические работники (Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
— работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
— водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Для такого повышения профессионализма сотрудника работодатель может организовать обучение. Обычно для этого пользуются услугами образовательных учреждений по повышению квалификации.
К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:
— академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
— институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
— курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
Документ о квалификации подтверждает:
— повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);
— присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
На основании п. 28 Типового положения образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров;
— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
— диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1 000 часов.