Юридическая ответственность за правонарушения в сфере охраны здоровья граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическая ответственность за правонарушения в сфере охраны здоровья граждан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Эпидемией называется массовое распространение острозаразного инфекционного заболевания (холеры, чумы, оспы, тифа, бруцеллеза и др).

2. С целью предотвращения эпидемии и борьбы с ней установлены специальные правила контроля за водоснабжением, качеством продовольствия, уничтожение утечек инфекции, проведения массовых прививок и тому подобное. Нарушение этих правил образует объективную сторону преступления. Обязательным признаком состава преступления является распространение или реальная угроза распространения заразного заболевания, произошло в результате нарушения противоэпидемических правил.

3. Нарушение правил борьбы с эпидемиями совершается неосторожно. Умышленное совершение такого деяния квалифицируется как диверсия по ст. 113 УК.

4. Ответственность за нарушение противоэпидемических правил наступает с шестнадцати лет.

Об основах охраны здоровья

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

5.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

6. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 519-ФЗ)

7. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих медицинскую деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 160-ФЗ)

8. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории свободного порта Владивосток, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О свободном порте Владивосток». (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

9. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях инновационных научно-технологических центров, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи Вы вправе выбирать поликлинику или больницу, а также врача с учетом его согласия. При выборе врача и медицинской организации Вы имеете право в доступной для Вас форме получить информацию о медицинской организации и о ее деятельности, также о врачах, об уровне их образования и квалификации. Пациент вправе требовать замены лечащего врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель отделения или медицинской организации должен содействовать выбору пациентом другого врача.

Федеральный закон и принятые в его исполнение подзаконные акты предлагают пациенту занимать более активную позицию при решении вопросов охраны собственного здоровья, детально регламентируя требования к информированию пациентов о правах и обязанностях, о состоянии здоровья, о факторах влияющих на здоровье, предоставлению иной информации, необходимой пациенту, чтобы стать полноправным участником процесса оказания медицинской помощи. Один из инструментов реализации этого права — информированное добровольное согласие, которое является необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства.

Информированное добровольное согласие — это осознанное личное согласие пациента или его представителя на медицинское вмешательство, данное на основе полной и всесторонней информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах. Эта информация должна быть сообщена Вам лечащим врачом или иным медицинским работником в доступной для понимания форме, то есть процесс информирования должен производиться таким образом, чтобы у несведущего человека появилась определенная компетентность относительно состояния его здоровья, и тех манипуляций, которые планируют по отношению к нему выполнить медицинские работники, показаниях и противопоказаниях к лечению. Это особенно важно, если предстоит оперативное вмешательство. При выборе поликлиники для оказания первичной медико-санитарной помощи на срок такого выбора Вы также даете согласие на определенные виды медицинского вмешательства, перечень которых установлен Минздравсоцразвития России. Полученное согласие подписывается пациентом или его представителем и включается в медицинскую документацию.

Информация о состоянии здоровья не может быть Вам предоставлена против Вашей воли.

В процессе оказания медицинской помощи и в последующем Вы вправе непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние Вашего здоровья, получать документы, их копии и выписки из медицинских документов, в том числе для консультации у других специалистов.

Российские пациенты пользуются этим правом редко. Не только врач, но и пациент вправе решать, что ему требуется консилиум или консультация специалиста. Но это право имеет и определенные ограничения. Например, если нет возможности созвать консилиум или отсутствует соответствующий врач-специалист, Вам будет отказано в этом праве. Одним из вариантов реализации этого права является использование «второго мнения». В этом случае пациенту или его представителю необходимо запросить соответствующие медицинское документы (или их копии) и обратиться за консультацией к другому врачу.

Застрахованные по обязательному медицинскому страхованию лица вправе обратиться в свою страховую медицинскую организацию, которая организует очную экспертизу качества лечения, экспертную оценку полученных пациентом рекомендаций.

Вы вправе отказаться от медицинского вмешательства, причем такой отказ может быть как полным, так и частичным: Вы правомочны отказаться от лечения или не согласиться с каким-то конкретным предложением врача, но продолжить у него лечиться, отказаться от предложенных манипуляций или методов лечения. При отказе от медицинского вмешательства Вам в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в медицинской документации.

В ряде жестко определенных Федеральным законом случаев медицинское вмешательство может производиться без согласия пациента, например, когда это необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, или по решению суда в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Заболевания сопровождаются болезненными проявлениями, которые мешают человеку жить полноценной жизнью. Острые и хронические боли доставляют пациенту массу неприятностей. Поэтому, несмотря на то, что медицина считает своей первичной целью лечение заболевания, сохранение и продление жизни, законодательство установило данное право пациента. Этому праву следует обязанность медицинского персонала доступными способами и средствами облегчать боль. Недопустимо применение болезненных методов диагностики или лечения без должного обезболивания.

Уголовная ответственность медицинских работников

Здоровый человек ест то, что ему нравится. Заболев, люди активно принимают лекарственные средства и забывают о таком надежном и постоянно действующем лечебном средстве, как диетическое питание. Правильно подобранная диета больного имеет большое значение не только для восстановления происходящих во время болезни потерь в организме и для поддержания сил, но и как действенное лечебное средство. Современной наукой установлено, что при любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а в ряде случаев имеет решающее влияние на течение и исход болезни. Режим питания и приемы обработки пищевых продуктов во многом зависят от характера заболевания, его стадии, особенностей нарушения обмена веществ. Рекомендованная лечащим врачом диета является существенной частью общего лечения при всех без исключения заболеваниях. Без соблюдения диеты даже самое активное лечение не может быть эффективным. Поэтому оказание медицинской помощи в условиях стационара включает организацию лечебного питания пациентов.

В соответствии с Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О радиационной безопасности населения» указанное право реализуется посредством создания в медицинских организациях условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, то есть тех, при которых внешние факторы не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека. Пациентам необходимо знать, что существует достаточно обширный перечень санитарных нормам и правил, призванных обезопасить его от различного рода негативных последствий нарушения санитарно-гигиенических требований, таких как внутрибольничные инфекции, послеоперационные осложнения, вызванные нарушениями гигиены со стороны медицинского персонала, осложнения после различного рода манипуляций, выполненных с нарушением требований. Выполнение санитарных норм и правил при оказании медицинской помощи контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Сведения о факте обращения за оказанием медицинской помощи, состоянии здоровья больного и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании пациента и его лечении, составляют врачебную тайну. Медицинские организации обязаны создать систему организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну. Медицинские работники не вправе без Вашего согласия разглашать сведения о пациенте, которые стали им известными в связи с выполнением профессиональных обязанностей, кроме установленных законом случаев.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый человек имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается не только охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, но и оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

При этом каждый человек имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госу­дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в т. ч. в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с граж­данами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Постановлением Правительства РФ № 546 от 01.09.2005. «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражда­нам на территории РФ».

Международная практика выработала следующие принципы подхода к правам пациентов и реализации этих прав:

  • основополагающая ценность жизни (право на жизнь — основополагающее);
  • тесная взаимосвязь физического и духовного здоровья;
  • обеспечение безопасности жизни и здоровья;
  • психическая и физическая целостность человека;
  • уважение достоинства человека;
  • неприкосновенность человека и его личной жизни;
  • индивидуальность и выбор;
  • признание пациента в качестве равноправного участника при принятии решения о медицинском вмешательстве;
  • регулирование прав и обязанностей пациента, условий ограничения его прав в целях здоровья и интересов самого пациента и других лиц;
  • регулирование прав пациента механизмами их обеспечения и защиты;
  • утверждение принципа взаимного доверия во взаимоотношениях пациента и медицинского работника;
  • оперативное и объективное рассмотрение фактов нарушения прав пациентов и ответственности за наруше­ние прав;
  • контроль и независимая экспертиза качества медицинской и лекарственной помощи.

В России в настоящее время права пациентов реализуются самими пациентами, достигшими 15-летнего возраста (больные наркоманией — 16-летнего возраста), а в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, или лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их родителями или иными законными представителями. Ответственность за реализацию прав пациентов, не достигших 15-летнего возраста или признанных судом недееспособными и не имеющих законных представителей, возлагается на администрацию учреждения здравоохранения или социального обслуживания, где они находятся, или которое оказывает им помощь.

Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья…», пациент имеет право на:

  • выбор врача и выбор медицинской организации. Это же положение находим в пунктах 4 и 5 ст. 16 Ф3 № 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страхова­нии в РФ»;
  • профилактику, диагностику, лече­ние, медицинскую реабилитацию;
  • получение консультаций врачей-специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Действительно, люди имеют право выбирать врача, там, где имеется такая возможность, и нередко склонны обращаться за консультациями к специалистам, имеющим ученые степени и звания, или к более опытным врачам, равно как к спе­циалистам с более высоким социальным статусом. Но иногда при таких консультациях роль и возможности лечащего врача явно занижаются, в первую очередь, недоверчивым отношением пациента к своему врачу. Комплекс объективных диагностических данных, собранных лечащим врачом, игнорируется, что может негативно сказываться на дальнейших взаимоотношениях «врач-больной». Консультант, пренебрегающий данными и мнением лечащего врача консультируемого пациента, тем более пренебрежительно относящегося к коллегам из-за собственных экономических или социальных соображений, совершает серьезную деонтологическую ошибку, способную принести больному существенный вред.

Профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредных влияний на зд��ровье человека факторов среды его обитания.

Административная ответственность медицинских работников

Медицинские работники, выполняя свои трудовые обязанности, должны подчиняться правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными актами, трудовым договором.

Основные обязанности работника установлены в ст. 21 ТК РФ: добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей, возложенных на работника трудовым договором; соблюдение правил внутреннего трудового распорядка; соблюдение трудовой дисциплины; соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда и др.

Законом об основах охраны здоровья установлены ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе принимать от компаний, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий подарки и денежные средства, заключать с указанными компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий, выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера и т. п.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат такой ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностными лицами понимаются лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Нарушение порядка оказания медицинской помощи.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и предоставляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проектом федерального закона № 1093620-6 предусмотрено введение в КоАП РФ ст. 6.34, в силу которой нарушение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в части несоблюдения установленных ими обязательных требований повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., а на само учреждение – в размере от 100 000 до 300 000 руб.

При этом если такое деяние приведет к причинению вреда жизни или здоровью граждан либо создаст угрозу причинения вреда, на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 200 000 до 400 000 руб. (или будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Проект федерального закона № 1093620-6 предусматривает административную ответственность за нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинской экспертизы, за исключением экспертизы качества оказания медицинской помощи, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Согласно вводимой в КоАП РФ ст. 6.35 нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных в соответствии с законодательством РФ порядков проведения медицинской экспертизы, кроме экспертизы качества оказания медицинской помощи, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11.32 КоАП РФ, повлечет наложение на должностных лиц учреждения здравоохранения административного штрафа в сумме от 2 000 до 3 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Напомним, что в силу ст. 58 Федерального закона № 323-ФЗ медицинской экспертизой является проводимое в предусмотренном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинской экспертизы:

  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза;
  • военно-врачебная экспертиза;
  • судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
  • экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
  • экспертиза качества медицинской помощи.

Порядок проведения указанных видов экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет наступление юридически значимых последствий (ст. 65 Федерального закона № 323-ФЗ).

Видами медицинского освидетельствования являются:

  • освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
  • психиатрическое освидетельствование;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
  • иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством РФ.

Отметим, что административная ответственность за нарушение предусмотренного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров определена ст. 11.32 КоАП РФ.

Обязанности пациентов и права врачей: тонкости

Проектом федерального закона № 1093620-6 предусматривается введение административной ответственности за следующие нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья (ст. 6.37 КоАП РФ).

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Совершение данного нарушения повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 40 000 руб.

2. Взимание платы за оказание медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, участвующей в реализации данной программы, и медицинскими работниками такой организации. Это действие приведет к наложению на должностных лиц административного штрафа в сумме от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 30 000 до 40 000 руб.

3. Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 6.32 КоАП РФ. Данное деяние повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

4. Нарушение права гражданина на выбор в установленном законодательством РФ порядке врача и медицинской организации, получение информации о состоянии его здоровья. Указанное нарушение повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в сумме от 2 000 до 3 000 руб., а на учреждение – в сумме от 20 000 до 30 000 руб.

Напомним, что права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья определены гл. 4 Федерального закона № 323-ФЗ.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, предоставляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на ведение медицинской деятельности, осуществляются в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н (далее – Порядок № 1175н).

В соответствии с п. 30 и 34 указанного порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании первичной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе льготным категориям граждан, осуществляются исходя из тяжести и характера заболевания пациента или единолично лечащим врачом в случае типичного течения заболевания либо по согласованию с врачебной комиссией при нетипичном течении заболевания, при наличии осложнений основного заболевания и (или) сопутствующих заболеваний, а также в других случаях.

При этом в силу п. 6.1 Порядка № 1175н медицинским работникам запрещается выписывать рецепты:

  • на лекарственные препараты при отсутствии медицинских показаний;
  • на лекарственные препараты, не зарегистрированные на территории РФ;
  • на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях;
  • на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов для лечения наркомании.

Согласно вводимой в КоАП РФ ст. 6.37 нарушение медицинским работником порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, приведет к наложению административного штрафа в размере от 5 000 до 20 000 руб.

Новой ст. 6.38 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил надлежащей клинической практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, вводится ответственность за нарушение правил надлежащей лабораторной практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при проведении доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения. Санкции за данное деяние аналогичны санкциям за нарушение правил надлежащей клинической практики при проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.

2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

3. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается МО в объеме и порядке, установленных законодательством РФ.

4. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность медицинских работников

Различают моральную и юридическую ответственность.

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения, предусмотренных нормами права. Виды юридической ответственности:

  • Дисциплинарная
  • Административная
  • Материальная
  • Гражданско-правовая
  • Уголовная

Моральная ответственность

Моральная ответственность

наступает при нарушении медицинскими работниками моральных и нравственных норм и основанных на них принципов и правил поведения в ходе выполнения гражданского и профессионального долга, то есть моральная ответственность наступает при нарушении медицинскими работниками принципов этики и деонтологии.

Медицинская этика

– это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Медицинская деонтология

– это выполнение этических норм медработниками в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей.

Отличие между этими понятиями заключается в том, что медицинская этика – это расширенное понятие, охватывающее широкий круг вопросов, которое не несёт специфики определённых видов медицинской деятельности.

Медицинская деонтология является

составной частью медицинской этики и имеет свою специфику (деонтология педиатра, невропатолога, гинеколога).

Правовой основой оценки профессионально-нравственных качеств медицинских работников являются такие международные документы, как «Всеобщая декларация прав человека» (1948г.), «Декларация прав ребёнка» (1959г.) и основанная на ней «Конвенция ООН о правах ребёнка» (1989г.), Женевская декларация (1949г.), «Международный кодекс медицинской этики» (1949г.), «Конвенция о правах и достоинствах человека в связи с применением достижений биологии и медицины» (1996 г.), которые подробно излагают нормы профессиональной медицинской морали.

Невозможность охвата государственным регулированием значительных сфер медицинской деятельности обуславливает высокую роль кодексов профессиональной этики.

Нарушение норм медицинской этики приводит, как правило, к возникновению моральной ответственности, которая может выражаться в личных переживаниях медицинского работника, связанных с совершением им неподобающего поступка, а также в осуждении его коллегами и обществом.

В некоторых случаях моральный поступок служит основанием для возникновения юридической ответственности, например, дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность наступает при совершении работником дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. Замечание;
  2. Выговор;
  3. Увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершённого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Согласно (ст. 193 ТК РФ) до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт — отсутствие письменного объяснения.

Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учёта мнения представительного органа работников и не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка.

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание, которое объявляется в приказе по учреждению и доводится до сведения работника под расписку. В случае отказа работника подписать указанный приказ, составляется соответствующий акт.

Работник имеет право обжаловать наложенное взыскание в государственных инспекциях труда, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. В то же время закон даёт право работодателю в срок до одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания снять его с работника, как по собственной инициативе, так и по просьбе самого работника.

Увольнение работника в период его пребывания в ежегодном отпуске по инициативе администрации допускается только в случае полной ликвидации организации.

Право решения о применении взыскания принадлежит работодателю, который может воздержаться от наложения дисциплинарной ответственности на работника, совершившего проступок, и ограничиться устным замечанием, беседой и т.п.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

3. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области

Система обязательных для всего общества норм (правила поведения), установленные государством, называется правом.

Система законодательства строится по основным видам общественных отношений, отраслям, государственной, хозяйственной и социально-культурной деятельности.

Совокупность взаимосвязанных законов и иных актов, регулирующую ту или иную сферу жизнедеятельности, называется отраслью законодательства:

1) Гражданское законодательство;

2) Трудовое законодательство;

3) Законодательство о браке и семье;

4) Законодательство о здравоохранении и т.д.

Гражданская ответственность в сфере здравоохранения может носить как общий, так и персонифицированный характер, т.е. за действия, нарушающие права граждан, может быть привлечено к ответственности и учреждение здравоохранения в целом, как причинитель какого-либо вреда, и конкретный медицинский работник. Уголовная ответственность персонифицирована субъектом — медицинским работником, который и привлекается к данному виду ответственности.

Гражданская ответственность наступает за нарушение требований Законов РФ («Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О лекарственных средствах» и т. д.) договорных требований между пациентом-потребителем медицинских услуг и лечебно-профилактическим учреждением в соответствии с Гражданским Кодексом (ГК) РФ и требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей», предполагающими оказание гражданам медицинских услуг соответствующего стандартам качества и безопасных для здоровья и жизни.

Гражданская ответственность для медицинского персонала может наступить:

  1. при неосторожном причинении легкого вреда здоровью (ст. 1064 ГК РФ);
  2. при причинении вреда здоровью любой тяжести в условиях крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ);
  3. при причинении вреда здоровью ненадлежащим исполнением медицинской услуги (ст. 737, 739, 503, 783 ГК РФ). Вред здоровью в этих случаях подлежит возмещению независимо от вины причинителя (ст. 1095 ГК РФ) и от того, состоял ли пациент (истец) в договорных отношениях с ЛПУ (ответчиком);
  4. при причинении вреда здоровью вследствие недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге (ст. 732 ГК РФ). Вред здоровью в этих случаях подлежит возмещению независимо от вины причинителя (ст. 1095 ГК РФ) и от того, состоял ли пациент (истец) в договорных отношениях с ЛПУ (ответчиком);

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, договорных требований (программа ОМС, ДМС, платные услуги и др.) наступает в соответствии с ГК РФ и требованиями ст. 4, 7, 14 (имущественная ответственность за причиненный вред) и ст. 15 (компенсация морального вреда) Закона РФ «О защите прав потребителей», предполагающих оказание услуг соответствующего стандартам качества и безопасных для здоровья и жизни.

Невиновное причинение вреда здоровью больного может произойти при следующих обстоятельствах (в скобках дана ссылка на соответствующие ст. ГК РФ и ст. Общей части УК РФ, характеризующие обстоятельства, исключающие преступность деяния и невиновные действия):

  1. при причинении вреда в результате несчастного случая как непрогнозируемого медицинского исхода (ст. 1064 п. 2 ГК РФ; ст. 28 п. 1 УК РФ);
  2. при причинении вреда в результате несчастного случая как объективно непреодолимого исхода (ст. 1064 п. 2 ГК РФ, ст. 28 п. 2 УК РФ);
  3. при причинении вреда в результате грубой неосторожности самого пациента (ст. 1083 п. 2 ГК РФ);
  4. при причинении вреда здоровью в условиях обоснованного правомерного риска (ст. 1064 п. 3 ГК РФ; ст. 41 п. 2 УК РФ);
  5. при причинении вреда здоровью в условиях крайней необходимости (ст. 1067 ч. 2 ГК РФ; ст. 39 п. 2 УК РФ);
  6. при причинении вреда здоровью при наличии умысла потерпевшего (ст. 1083 п. 1 ГКРФ).

Глава IV. Права граждан в сфере охраны здоровья

Статья 16. Право граждан Донецкой Народной Республики на охрану здоровья

  1. Граждане Донецкой Народной Республики обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающейсреды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению качественной и доступной медицинской и медико-социальной помощи.
  2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежностей к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 19. Право граждан на медико-социальную помощь

Для возникновения гражданско – правовой ответственности необходимо наличие причинно – следственной связи между правонарушением и причиненным вредом. При решении вопроса о причинении вреда здоровью данная связь устанавливается по результатам судебно – медицинской экспертизы и в том случае, если она будет согласовываться с другими доказательствами по делу.

«Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»

Трудовое право предусматривает два вида ответственности: дисциплинарная и материальная. Дисциплинарная наступает за нарушение трудовой дисциплины. Наказать дисциплинарно могут за:

  • ненадлежащее ведение медицинской карты;
  • опоздание;
  • прогул;
  • неисполнение распоряжений главного врача и т. д.

Трудовым кодексом РФ предусматриваются следующие виды ответственности медработников:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Полная материальная ответственность наступает в случае умышленного причинения вреда оборудованию, имуществу работодателя или пациентов под воздействием алкоголя, наркотиков, иных веществ или в результате преступления, установленного судом. Величина определяется размером причиненного ущерба, но не может быть больше среднемесячного заработка.

Работа в медицине связана с разными вредными и опасными производственными факторами, в зоне особого внимания медицинского специалиста находится соблюдение правил охраны труда. За нарушение последует наказание: дисциплинарное, административное (величина штрафа варьируется от 2000 до 40 000 руб., возможна дисквалификация) и даже уголовное (лишение свободы и запрет заниматься профессиональной деятельностью). Все зависит от степени вреда, нанесенного правонарушением. Уголовная ответственность медработников возникает и при причинении вреда здоровью граждан, если этот вред был вызван пренебрежительным отношением к нормам охраны труда при проведении медпроцедур.

Внешним контролирующим органом в данной сфере выступает Служба по вопросам труда, действующая на основании Положения. Ее инспекторы и другие должностные лица имеют право:

  • проводить плановые, внеплановые проверки;
  • расследовать в составе комиссии несчастные случаи;
  • составлять административные протоколы и передавать их на рассмотрение суда;
  • направлять в правоохранительные органы материалы, свидетельствующие об уголовных проступках либо преступлениях.

За нарушение законодательных норм, невыполнение предписаний инспекторов труда сотрудники и работодатели могут быть привлечены к разным видам ответственности:

  • дисциплинарной (выговор, увольнение);
  • гражданско-правовой (возмещение ущерба);
  • административной (штраф);
  • уголовной.

Уплата взыскания или отбывание наказания не освобождает от устранения выявленных недочетов в назначенные инспектором сроки. Кроме выплаты компенсации за причинение вреда здоровью сотрудника вследствие несчастного случая или профессиональной болезни, виновный полностью возмещает ущерб другим лицам, если их интересы пострадали из-за невыполнения субъектом своих обязанностей.

Несоблюдение требований закона, утвержденных инструкций, регламентов, нормативов на предприятиях, при отсутствии состава уголовного правонарушения, влечет за собой административное взыскание по ч.5, 6 ст.41 КОАП.

Суммы штрафов за нарушение норм об охране труда составляют:

  • для работников – от 68 до 170 ₴;
  • для индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 340 до 680 ₴.

Ч.6 ст.41. Взыскание за несообщение в Государственную службу о несчастном происшествии на производстве назначается в пределах от 340 до 850 ₴.

Если работодатель или наемный сотрудник не выполнил своих обязанностей по обеспечению надлежащих условий работы, соблюдению техники безопасности, что привело к тяжелым последствиям, его действия или бездействия могут быть квалифицированы по ст.172 УК (грубое нарушение закона о труде) и/или по ст.367 УК (служебная халатность).

Ст.172. Санкции за грубое нарушение трудового законодательства:

  • 36 000 – 51 000 ₴ с запретом занимать должности/вести деятельность до 3 лет;
  • исправительные работы длительностью до 2 лет.

Часть 2 применяется при наличии квалифицирующих обстоятельств:

  • правонарушение совершено повторно;
  • потерпевший – несовершеннолетний, беременная женщина, одинокий родитель/опекун малолетнего ребенка или ребенка с инвалидностью
  • 51 000 – 85 000 грн. и запрет занимать должности, вести деятельность до 5 лет;
  • до 2 лет исправительных работ;
  • до 6 месяцев ареста.

Ст.367 УК. Ненадлежащее выполнение, невыполнение должностным лицом обязанностей по охране труда, что причинило существенный вред интересам общества, юридических лиц, охраняемым правам граждан:

  • 34 000 – 68 000 грн.;
  • до 2 лет исправительных работ;
  • до 3 лет ограничения свободы и запрет занимать должности до 3 лет.

Ч.2. За те же деяния, повлекшие тяжкие последствия на сумму более 250 не облагаемых налогом минимальных доходов (х 50% прожиточного минимума для трудоспособных граждан) предусмотрено наказание в виде

  • тюремного заключения от 2 до 5 лет и запретом занимать должности до 3 лет;
  • дополнительно может быть начислен штраф 4 250 – 12 750 грн.

Если Вы являетесь индивидуальным предпринимателем, учредителем или директором компании, и нуждаетесь в юридическом сопровождении по вопросам охраны труда, обратитесь в адвокатам по бизнесу юридической компании «Турий и Партнеры». Наши специалисты помогут:

  • подготовиться к проверке Государственной службы;
  • правильно оформить документацию (коллективные договора, инструкции, планы мероприятий, журналы о проведении обучения сотрудников и т.д.);
  • избежать административной или уголовной ответственности в спорных ситуациях;
  • взыскать компенсацию с лица, по вине которого возник несчастный случай;
  • защитить интересы клиента при взаимодействии с уполномоченными органами;
  • обжаловать протокол об административном нарушении;
  • добиться желаемого результата в суде.

Получить предварительную консультацию юриста, обсудить условия сотрудничества и назначить встречу можно по телефону, указанному на сайте.

Экологическое право. Охрана окружающей среды

  • Ответственность за незаконное присвоение лицом найденного или чужого имущества, случайно оказавшегося у него
  • Ответственность за незаконное обогащение
  • Ответственность за злоупотребление полномочиями должностным лицомди юрического лица частного права независимо от организационно-правовой формы

Если уголовное наказание наступает за совершение преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, то административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Понятие административного правонарушения содержится в ч.1 ст.2.1. КоАП РФ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности.

  • Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.6.16. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа с конфискацией или приостановления деятельности.

  • Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (ст.6.28. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа.

  • Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст.6.29. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в виде штрафа. Ответственность применяется в отношении медицинского работника (ч.1), руководителя медицинской организации (ч.2), индивидуального предпринимателя, занимающегося медицинской деятельностью (ч.3).

  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.6.30.КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде назначения административного штрафа.

  • Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов (ст.6.31КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде предупреждения или назначения административного штрафа.

  • Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст.6.32. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье применяется в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. В целях статьи 6.32. КоАП РФ под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами. Ответственность наступает в виде штрафа.

  • в отношении медицинских работников по составу правонарушения ст. 6.29 КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
  • в отношении должностных лиц медицинской организации по всем составам, кроме 6.29. КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
  • в отношении медицинской организации по всем составам, кроме 6.29.КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ.

Составы административных правонарушений, предусмотренные главой 6 КоАП РФ – это далеко не полный перечень оснований для административной ответственности должностных лиц медицинской организации и медицинской организации как юридического лица.

Административная ответственность в отношении должностных лиц медицинской организации, а также медицинской организации как юридического лица также может наступать по отдельным статьям раздела 14 КоАП РФ, например, по ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»; ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Привлечь к ответу медицинского работника можно за нарушение различных правовых норм. В первую очередь ответственность медработников в сфере охраны здоровья устанавливает Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Нормативный акт содержит 14 глав и свыше ста статей и определяет, за что и какую ответственность несет медработник. Отвечать придется за неправомерные действия или невыполнение должностных обязанностей, в результате чего произошел:

  • несчастный случай;
  • врачебная ошибка;
  • умышленный случай причинения вреда здоровью пациента.

В любом случае этот вид ответственности связан с непосредственным выполнением работником своих должностных обязанностей.

Формой ответственности за административные правонарушения являются предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц, с возможной конфискацией предметов административного правонарушения (в отношении двух последних упомянутых лиц), дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет для должностных лиц, а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Хочется отметить, что начиная с 1 января 2014 года к медицинским работникам за совершение некоторых правонарушений, установленных КоАП РФ, может быть применено такое административное наказание как дисквалификация.

Чтобы понять, за какие именно проступки возникает ответственность медработников учреждений, достаточно заглянуть в статьи 6.1 – 6.8, 6.16, 6.28 – 6.30 КоАП РФ, в которых перечислены виды административных правонарушений работниками здравоохранения:

  • неинформирование о возможных разносчиках заболеваний, таких как венерические болезни, ВИЧ и другие;
  • нелегальное занятие народными способами врачевания;
  • незаконный оборот, хранение и перевозка наркотических средств и растений, их содержащих;
  • несоблюдение норм обращения медизделий и т. д.

Профессиональная ответственность медработников возникает за оказание услуг, не отвечающих требованиям законодательства (ст. 14.4 КоАП). Установленные КоАП наказания по степени тяжести распределяются следующим образом:

  1. Предупреждение.
  2. Штраф.
  3. Изъятие (с возмещением стоимости) или конфискация (без возмещения стоимости) предмета нарушения.
  4. Лишение права на занятие мед. деятельностью или права занимать определенные должности.
  5. Арест.
  6. Дисквалификация.

Предупреждение — это наиболее легкая степень ответственности, штрафы медработников — наиболее часто встречающийся административный вид наказания. Размер штрафа определяется в судебном порядке, но не может быть ниже 500 руб. Арест и дисквалификация — крайние меры воздействия.

Стандартная дисциплинарная ответственность – это не противоречащая закону реакция, выдаваемая на нарушение закона и прав в области трудовой деятельности. Проявляется она в определенных санкциях, применяемых к нарушителю. Они назначаются на основе установленных на официальном уровне требований.

Как и остальные сотрудники, медработники время от времени нарушают дисциплину. Многие из них в силу особенностей квалифицируются, как обычные дисциплинарные преступления. Нарушения такого плана представляют собой полное неисполнение или некачественное выполнение сотрудником положенных ему по должности обязанностей.

Уголовно-правовая ответственность медработников наступает, если причинен вред здоровью пациента. Основные преступления медработников — это:

  • несоблюдение стандартов, правил и нарушение порядков оказания медицинской помощи, приведших к ущербу для здоровья пациента;
  • неоказание своевременной помощи больному;
  • участие в нелегальном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
  • ведение противозаконной медицинской деятельности и т. д.

Ответственность медработников за причинение вреда здоровью граждан предусматривается статьями 109, 111, 112, 115, 118, 120 — 125, 153, 228 УК РФ и влечет различные способы наказания: от штрафа (от 5000 руб.) до лишения свободы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *