Подорожание топлива в 2021 году какого числа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подорожание топлива в 2021 году какого числа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Жители России бьют тревогу – 13 августа случилось историческое повышение цены на бензин – за литр в среднем в крупных городах нужно заплатить почти 46 рублей за АИ-92, а за АИ-95 и вовсе почти 51 рубль.

За тонну сейчас нужно заплатить 58456 и 59346 рублей за АИ-92 и АИ-95 соответственно – это действительно рекордная цена.

Оптовая же стоимость за 8 месяцев текущего года выросла на 15%, а розничная на 5%. Только за первую неделю августа средний рост цены на бензин составил тринадцать копеек.

Некоторые регионы отмечают скачок цены куда больше данных цифр – красноярские автомобилисты утверждают, что ощутимее всего цена прыгнула на аи-98 – подорожание составило около 1 рубля за август. За 8 месяцев текущего года цена увеличилась и вовсе на 6 рублей.

В Новосибирске отмечают неприятную тенденцию к удорожанию не только бензина, но и газа. При этом очевидцы отмечают, что такой скачок произошел за последние 2 недели.

Прогноз цен на бензин и дизельное топливо 2021-2030 год

Эксперты сейчас выделяют несколько важных причин, по вине которых могло произойти такое резкое повышение цены на топливо:

  • Пандемия спровоцировала большой спрос на энергоносители, повышение цен на сырье – баррель нефти сейчас стоит рекордные 76 долларов.
  • Банки установили завышенные показатели выпуска ценных бумаг.
  • Увеличился спрос на внутренний туризм, а, следовательно, и на топливо.
  • Началась посевная кампания, которая тоже требует больших топливных ресурсов.
  • Остановили производство несколько крупных нефтеперерабатывающих производств в связи с ремонтом.
  • Изменился курс доллара и ставки пошлин на вывоз нефти.
  • Необходимость пополнения федерального бюджета.

Скорее всего, повышение стоимости топлива не остановится, а будет только усугубляться. Вслед за ним ожидается и рост цен на продукты и товары первой необходимости. Особое опасение у экспертов вызывает послевыборный период, когда у правительства не будет стимула что-то предпринимать по урегулированию этого вопроса.

Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор. Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена. И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.

Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением. А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива. «В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.

16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге. При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр. «Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.

Есть еще одно последствие госрегулирования на рынке топлива. Сейчас оно напрямую касается лишь владельцев АЗС, но в отдаленной перспективе затронет и автомобилистов. «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас. Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой», — говорит собеседник.

По его мнению, это наносит удар «по частному независимому бизнесу» — частным АЗС и небольшим сетям, не включенным в вертикально интегрированные нефтяные компании. «Эта ситуация началась с 2014 года, а в заметную фазу переросла с 2018 года. Самое главное, что это все пытаются фиксить не нормальным дизайном рынка, то есть пересмотром правил игры, а новыми подпорками системы, которые только усугубляют ситуацию», — пояснил Баженов.

Речь идет о демпфирующем механизме, когда из бюджета выдаются демпферные субсидии для сектора нефтепереработки. «НПЗ входят в вертикально интегрированные компании, у которых присутствуют все сегменты — от нефтедобычи до розничных сетей. И получается так, что они терпят убытки в рознице, но перекрывают их за счет субсидий для НПЗ. Независимые операторы никаких субсидий не получают и находятся сейчас в крайне неблагоприятной ситуации», — пояснил аналитик НТС.

С его точки зрения, подобный демпфер — это дискриминационный механизм, который уже привел к тому, что «новых АЗС в России практически не строится».

И в отдаленной перспективе все это приведет к деградации этой сферы. «Очереди на АЗС, как в СССР, вряд ли вернутся. Все-таки у нас не растет такими темпами благосостояние и не увеличивается большими темпами автопарк. А вот локальные проблемы могут быть», — полагает Баженов. Коснутся они прежде всего провинций и отдаленных трасс с низким трафиком, куда сети АЗС крупных нефтяных компаний не заходят.

«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт. В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко». Отправляющимся в дальние поездки автомобилистам придется, как встарь, брать с собой канистры с запасом топлива.

Нередко покупатели топлива негативно настроены против итоговых продавцов бензина, считая их виновными в неприлично высоких ценах. На самом деле непосредственно владельцы сетей бензозаправок не «накручивают бешеные тысячи» прибыли, а лишь соблюдают закон. Уже до их торговых наценок стоимость топлива довольно высока.

На стоимость бензина влияет множество факторов:

  1. Первоначальная стоимость сырья.
  2. Особенности переработки в бензин.
  3. Дальности и сложности транспортировки.
  4. Текущие налоговые тарифы и размеры акцизов.
  5. Новые экологические стандарты, требующие обновления оборудования как на добыче и переработки, так и при организации продажи.

На протяжении многих лет стоимость топлива устойчиво демонстрировала повышение, несмотря на все большую выработку изначального сырья. Более того, при повышении стоимости нефти на мировом рынке, цена бензина для граждан РФ тоже увеличивалась.

Как было сказано выше, в случае падения мирового «черного золота» готовое топливо не снижалось в цене. Его стоимость оставалась на прежнем месте. Однако если впоследствии нефть начинала дорожать, то за ней быстро «подтягивались» наценки на бензин и дизель. Исходя из этого можно понять, что в течении последних лет динамика цен в рублях была положительной, но для конечных покупателей отрицательной, т.к. им с каждым разом приходилось платить все больше.

Первое, про что не стоит забывать, так это про спрос. В 2022 году от этого фактора будет сильно зависеть цена топлива. Характерный весенний скачок спроса может быть смазанным по причине дефицита средств у населения. В частности те, кто не использовал автомобиль в зимнее время из-за экономии, в кризисное время и весной могут отказаться от поездок. Изменения в местной и мировой экономике могут вынудить и регулярных пользователей автомобилей пересесть на общественный транспорт.

Будет ли подорожание бензина в 2021 году

Демпферный механизм был запущен в 2019 году как рыночная альтернатива существовавшим до этого прямым административным ограничениям розничных цен на горючее, напоминает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Он действительно за эти годы показал свою эффективность. Если внутренние цены топлива меньше экспортных, производителям полагается бюджетная компенсация за поставки по стране. Это экономически ограничивает стремление наращивать экспорт в ущерб таким поставкам. В случае же превышения внутренними ценами внешних, нефтяники, наоборот, увеличивают отчисления в казну. Данная практика сглаживает сильные колебания розничных цен, позволяя избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей.

В последние месяцы, при резком повышении мировых котировок энергоносителей, данный механизм действительно ограничил рост цен на АЗС. Однако, уверен аналитик, он не является панацеей, способной вовсе предотвратить подорожание. Оно вызвано и наращиванием экспорта, и повышенным весенне-летним спросом на бензин, и общей инфляцией. К 10 августа розничные цены бензина АИ-95 поднялись с начала года примерно на 6%: с 48 до 50,8 руб. за литр. По Аи-92 увеличение составило около 5%: с 43,7 руб. до 45,8.

Сдержать цены на заправках помогает временный запрет на биржевые продажи топлива не производителями, а также на покупки связанными с ними лицами, отмечает аналитик. Он также указал на эффективность ежеквартального повышения нормативов продажи бензина на бирже его производителями, о чем говорил замглавы Минэнерго: его повышение с 11% до 12% окажет сдерживающее воздействиие на рост розничных цен.

Кроме того, подтверждает Пётр Пушкарёв, взлет нефтяных цен приостановился. Осенью подойдет к концу традиционный автомобильный сезон, а через некоторое время и сельхозсезон. Выходят из ремонта ряд НПЗ. Поэтому вероятно, предполагает аналитик, что рост цен бензина за год будет выше общей потребительской инфляции, но все же не превысит 11-12%. По Аи-95 цены к концу года могут оказаться на уровне 53-54 руб. за 1 литр, по Аи-92 — 46-47 руб, прогнозирует он.

Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?

— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.

Итак, как вели себя ценники на бензин в первой половине текущего года:

  1. Повышение ставок топливных акцизов началось в январе 2021 года, когда произошел первый плановый скачок на 4% после внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Данное событие и спровоцировало увеличение розничной стоимости бензина.
  2. Согласно данным Росстата, весной средняя отпускная цена топлива АИ-92 равнялась уже 45,12 рубля, а АИ-95 — 48,75 рубля за 1 литр.
  3. В мае повышение достигло отметки 6,24%, если сравнивать с весенней ситуацией прошлого года, и 0,3% по отношению к апрелю 2021 года. Следовательно, темп роста стоимости горючего превысил границу годовой инфляции — 6,02%.
  4. Летом цена горючего увеличилась до 45,20 и 48,88 рубля соответственно. А дизель стал дешевле на 1 копейку (49,7 руб. за 1 литр).

Получается, что на текущий момент нефтеперерабатывающие заводы подняли стоимость бензина на 20-25% по сравнению с началом 2021 года.

Глава «Российского топливного союза» уверяет автомобилистов, что паниковать не нужно, т.к. заметного скачка стоимости горючего на автозаправочных станциях не предвидится. Если цены и поднимутся, то не выше уровня инфляции.

По прогнозу главного аналитика группы компаний «ТелеТрейд», до сентября АИ-95 не будет стоить больше 51 руб. за литр, а цена АИ-92 не превысит 47 руб. за литр.

В 2021-м бензин в России может достичь европейского уровня

Цены на топливо на бирже СПбМТСБ возобновили рост еще в конце прошлого года, что объясняется снижением предложения на внутреннем рынке (по данным исследований «Петромаркет»). Тренд на увеличение цен на бензин может укрепиться за счет повышения цен на нефть, которые выросли в начале года почти на 10%. Курс рубля к доллару при этом почти не укрепился. В результате экспорт бензина становится для нефтяных компаний еще более выгодным.

Как отмечал вице-премьер РФ Александр Новак на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, правительство не допустит роста цен на бензин и дизель выше инфляции. По словам Новака, демпфер позволяет сглаживать эффекты влияния мировых цен и сдержать рост цен на нефтепродукты на уровне не выше инфляции.

Главный экономист «Выгон консалтинг» Сергей Ежов, вспоминая лето-2020, отмечает, что тогда рост биржевых цен на 95-й бензин определялся быстрым восстановлением спроса после снятия карантина. При этом, экспортные цены на бензин тогда оставались низкими. По мере восстановления баланса спроса и предложения в июле прошлого года цены снизились на 20%.

Кроме того, в прошлом году работал эффект демпфера на топливо, по которому нефтяные компании заплатили в бюджет около 400 млрд рублей за весь год. В этом году, наоборот, компании получают демпфер из бюджета, компенсируя убытки при поставках на внутренний рынок. «Сейчас основная причина роста биржевых цен — высокие экспортные котировки. Также наложился фактор сезонных плановых ремонтов НПЗ, из-за чего дополнительно снизилось предложение», — поясняет Ежов.

«Спрос на бензин определяется продажами новых автомобилей и ситуацией в экономике. По сравнению с прошлым годом в первом квартале продажи легковых автомобилей упали. Но в даже с учетом роста в целом по году, объем продаж вряд ли превысит уровень 2019 года — 1,76 млн автомобилей. Это значительно ниже пиковых продаж в 2012 году — 2,8 млн автомобилей, и не создает предпосылок для роста спроса на автобензин по сравнению с допандемийным 2019-м. А с учетом вводов новых мощностей российская нефтеперерабатывающая промышленность полностью закрывает текущий спрос на бензины», — считает он.

Традиционно в этот период года биржевые цены на топливо растут по фундаментальным причинам — с приходом лета потребители активнее передвигаются и тратят больше топлива, это касается как домохозяйств, так и компаний. Но пандемия сделала рост и падение потребления более непредсказуемым, чем прежде, размышляет Максим Дьяченко, управляющий партнер компании ООО «Петролеум Трейдинг» (входит в число крупнейших топливных трейдеров РФ).

«Например, из-за закрытия границ прогнозируется рост внутреннего туризма, но никто не скажет — насколько вырастет в итоге потребление. Нефтяные компании, и их можно понять, ввиду текущей экономики производства не торопятся наращивать его объемы. Значит, если рост будет резким, то может возникать ажиотажный спрос и резкие скачки цен. Все же надеюсь, что лето будет спокойным, но мы рекомендуем покупателям формировать запасы топлива», — сказал он.

Отраслевой аналитик Виктор Костюков склонен называть текущий биржевой рост цен на бензины «мелкой зыбью» по сравнению с предыдущими периодами: «Статистика прошлых лет свидетельствует о том, что подобные подскоки (биржевых цен — ИФ) явление заурядное. Более того, «штормило» на бирже в прошлые годы не в пример нынешнему. Так, в мае 2019 года подскок достигал 15% (+7010 р/т), а в коронавирусном 2020 году — на 27%(+11180 р/т). Сейчас же всего 5%».

«Полагаю, что по мере завершения цикла весенних ремонтов НПЗ ситуация с ценами в июне разрядится, объем выпуска бензина в июне вырастет к маю на 10%, а демпфер продолжит удерживать рынок под контролем», — отметил Костюков.

Руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Анна Лишневецкая считает невысокой вероятность того, что бензин на бирже продолжит дорожать.

«На текущей неделе средний дневной объем продаж автобензина на СПбМТСБ с НПЗ начал снижаться, что говорит о спаде напряжения в оптовом сегменте. При сохранении на среднем за прошедшие дни мая значении стоимости автобензина в Европе и курса доллара к рублю существенный продолжительный рост оптовых цен на автобензин возможен только в ситуации дефицита продукта на внутреннем рынке. Сейчас риски возникновения дефицита на рынке автобензина можно оценить, как крайне низкие. Запасы на уровне 1,7 млн тонн, по нашим оценкам, более чем достаточны для того, чтобы не возникло недостатка продукта даже при растущем спросе на него в России. И даже в условиях весенних ремонтов НПЗ», — поясняет она.

По оценке Костюкова, спрос и потребление бензина в стране растет незначительными темпами. «За январь-апрель 2021 года на внутренний рынок выгружено чуть более 8 млн тонн, что на 10% выше, чем в коронавирусном 2020-м, и только на 2,3% превосходит этот показатель в не знавшем эпидемии 2019 году. Вероятно, 2-3%-ная динамика потребления бензина сохранится до конца текущего года. С такой динамикой нефтяные компании справятся без проблем», — считает Костюков.

Лишневецкая оценивает, что в первой декаде мая реализация автобензина на АЗС выросла на 1-3% относительно аналогичного периода мая «допандемийного» 2019 года. «Наблюдаемая динамика, скорее всего, рождает у участников розничного рынка ожидания и более интенсивного, чем в «допандемийный» период, сезонного роста спроса в конце мая-июне», — говорит она.

«Спрос на автобензин в мае 2021 года, по нашим оценкам, вырастет на 0,3-1,3% относительно мая 2019 года и на 30-32% относительно мая 2020 года. Скорее всего, потребность внутреннего рынка в автобензине так и будет двигаться по траектории 2019 года, превышая «допандемийный» уровень на 0,5-1%. Сохранение рисков заражения коронавирусной инфекцией и ограничения авиасообщения по отдельным направлениям станут причиной более высокой степени эксплуатации личного автомобильного транспорта на территории РФ», — добавляет представитель «Петромаркета».

Минэнерго логично поясняет «оживление спроса на биржевых торгах топливом, в первую очередь, сезонными и макроэкономическими рыночными факторами». В части сезонности в настоящее время наблюдается начало традиционного роста спроса на моторное топливо перед летним периодом начала сезонных отпусков. В то же время, внутренний топливный рынок в мае продолжает находиться под влиянием макроэкономических факторов глобальных рынков нефти и топлива, в частности, из-за растущих внешних котировок на нефть и нефтепродукты.

«За истекший период мая ежесуточное производство топлива составляет около 67 тыс. тонн/сутки по бензину Аи-92 и около 40 тыс. тонн/сутки по бензину Аи-95, что с запасом закрывает все потребности внутреннего рынка. В том числе сформированы достаточные запасы топлива. Согласно рекомендациям Минэнерго, нефтеперерабатывающие заводы успешно выполнили планы по их увеличению до уровня 1,7 млн тонн по бензину, что выше уровня запасов в прошлом и 2019 году», — сказал представитель Минэнерго.

Благодаря корректировке демпферного механизма, добавил он, с начала мая этого года поставки топлива на внутренний рынок выгодны для нефтяников, что гарантирует обеспеченность топливом потенциально растущий спрос на внутреннем рынке в преддверии массового сезона отпусков.

Минэнерго России подчеркивает, что наблюдающаяся волатильность оптовых цен на топливо не приведет к росту розничных цен на АЗС, который на текущий момент с начала года находится в пределах инфляции (+3%).

«Для обеспечения сдерживания цен как в розничном, так и в оптовом сегменте в 2021 году помимо корректировки «демпфера» принят ряд срочных и системных мер. Все это должно помочь участникам рынка лучше планировать свою деятельность, а также осуществлять предсказуемую ценовую политику», — отмечает Минэнерго.

В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы заявляют, что ФАС совместно с Минэнерго и правительством РФ еженедельно проводит совещания по стабилизации ситуации на топливном рынке страны. В целях стабилизации как розничных, так и оптовых цен на топливо был принят ряд мер (повышении нормативов биржевых продаж топлив, постановление о регулярности и равномерности биржевых торгов, осуществлена корректировка «демпфера»).

«В качестве резервной меры реагирования на ситуацию правительство РФ сохраняет за собой право на введение временного моратория на экспорт топлива за пределы РФ, такая мера может быть рассмотрена при появлении необходимости», — подчеркивают в ФАС и Минэнерго.

При изменениях трат на один из пунктов, которые формируют ценообразование, пропорционально меняется цена на топливо. К примеру, изменение величины налога на добывание сырья влечет за собой увеличение стоимости одного литра бензина.

В качестве обоснования следует напомнить о налоге на добычу, который закладывается непосредственно в оплату бензина рядовыми гражданами. Эта часть бюджета составляет около 50-60% общей суммы.

На заметку!

Таким образом, можно говорить о прямой зависимости между повышением ставок налогообложения предпринимателей и ростом цен на бензин и дизельное топливо.

Эксперты в сфере отечественной и мировой энергетики сообщают, что прогноз роста цен должен основываться на нескольких факторах:

  1. Добыча. Развитие технологий, преодоление сложностей по добыванию сырья требуют денежных вливаний.
  2. Оборудование. Выход из строя оборудования для добычи, переработки или транспортировки нефти может потребовать покупки нового.
  3. Рост налоговых ставок.

Дизтопливо долгое время было более дешевым заменителем бензина, что сказывалось на выборе автомобиля рядовым гражданином.

Последние изменения в новых законах и решениях правительства страны дают возможность сформировать прогноз цен на топливо в 2021 году. Среди причин изменения цен в большую сторону называют стремление государственных чиновников плотно внедрить на отечественный авторынок машины, работающие на экологически чистой энергии. Считается, что резкое увеличение стоимости топлива подтолкнет автомобилистов к выбору экологичных автомобилей.

Среди прогнозов звучат предположения об увеличении цены на дизтопливо вплоть до 55-60 руб. за 1 литр.

На заметку!

Изучая данные топливных рынков за прошедшие 2 десятилетия, можно говорить о глобальном росте цен. Бензин подорожал с 7 до 54 руб. Следует понимать, что стоимость может меняться, и многое зависит от области или края страны, компании-поставщика топлива.

Многие компании понимают, что покупателям необходимо доступное топливо. Благодаря этому появляются разнообразные акции, накопительные системы баллов, скидки на топливо для владельцев корпоративных карт и многое другое.

Эксперты дали прогноз по ценам на бензин в 2021 году

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
    • Сколько людей, столько и мнений, для экспертов в области топливной энергетики эта поговорка применима в полной мере. Среди аналитиков и работников этой сферы можно встретить множество мнений о факторах, которые оказывают наиболее серьезное влияние на цену бензина и дизельного топлива. Наиболее часто можно встретить следующие причины:

      • рост нефтяных цен на мировых биржах;
      • рост акцизов на бензин и дизельное топливо;
      • сезонный рост потребления топлива;
      • падение курса рубля на валютных биржах;
      • отсутствие конкуренции на рынке производства бензина;
      • картельный сговор.

      В Минэнерго назвали ошеломляюще высокую реальную цену на бензин

      Мировые цены на нефть в последнее время выросли почти в два раза за последний год. Отсюда можно было надеяться, что бюджет пополнится нефтедолларами, которые улучшат благосостояние страны, однако, этот фактор спровоцировал дополнительный рост цен. Связано это с падением рубля. Обычно, когда нефть дорожает, одновременно с этим устремляется вверх курс рубля, а когда падает стоимость «черного золота» за ним следует отечественная валюта.

      Введение санкций против крупных промышленных предприятий со стороны США и Евросоюза в первой половине этого года вызвало падение курса несмотря на рост нефти. В связи с этим возникла уникальная ситуация, когда производителям топлива стало выгоднее продавать его за рубежом чем внутри страны. С одной тонны топлива получалась выгода до 10 тыс. рублей. Поэтому в погоне за прибылью производители стремились направить как можно больше сырья на экспорт. Это вызвало уменьшение предложения в России, а соответственно рост цены бензина.

      Как известно из базового курса экономики, повышение спроса при отсутствии роста предложения вызывает повышение цен. Весной в нашей стране традиционно увеличивается потребление бензина и дизельного топлива. Это связано с началом посевной кампании по всей стране. Многие автомобилисты также начинают эксплуатировать автомобиль после зимней паузы. С таким ростом спроса производители бензина справиться не могут и поэтому пытаются получить сверхприбыль за счет роста цен.

      Большинство компаний, которые производят топливо в России контролируются государством, или имеют большую долю государственного участия. Фактически отрасль является государственной монополией. Частные компании, зачастую находятся в ущемленном положении. Главные компании не стремятся конкурировать друг с другом, повышая эффективность труда. Вместо этого, они старательно делят сферы влияния, обеспечивая себе максимальную прибыль.

      Это один из самых трудно доказуемых факторов. Антимонопольная служба регулярно выносит предупреждения и накладывает штрафные санкции для производителей топлива. Их постоянно подозревают в сговоре, однако, резонансных дел не было в истории России ни одного. Хотя синхронное повышение «ценника» другими логичными объяснениями назвать нельзя.

      Еженедельное повышение цен породило настоящую панику среди обычных автомобилистов. Многие из них в попытках сэкономить пытались запастись бензином или дизелем впрок. В интернете можно найти сообщения некоторых» экспертов», которые прогнозируют повышение цен до 100 рублей за литр АИ-95. Связывают эти прогнозы с ростом цен на нефть в два раза, однако, если проанализировать схему ценообразования можно заметить, что больше половины стоимости составляют различные налоги и сборы, нефть здесь не оказывает решающего значения.

      Но в основном встречаются прогнозы, предсказывающие повышение цен еще максимум до 10%. Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей. Этому могут способствовать меры, которые принимает в последнее время правительство и президент России.

      «Изменение розничных цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в течение 2021 года не превысит темпов инфляции», — горячо обещал в начале января текущего года заместитель Председателя Правительства России Александр Новак. Он отмечал, что в течение 2020 года рост цен на бензин АИ-92 не превысил 2%.

      Интересную динамику в 2021 году демонстрирует цена на пропан-бутан – за короткое время она достигла 28 рублей и продолжает увеличиваться почти каждую неделю.

      В начале 2021 года цена пропан-бутана на АЗС «Татнефть» составляла 25 рублей. Однако, в последние недели отмечен резкий рост цен:

      • 22 февраля 2021 — 25.50 рублей;
      • 27 февраля 2021 — 26 рублей;
      • 6 марта 2021 — 27 рублей;
      • 11 марта 2021 – 28 рублей

      Аналогичная ситуация — и на других заправках. Так, на АЗС «Ирбис» цена пропан-бутана в начале года составляла 22.99 рублей. Затем также отмечен резкий рост:

      • 22 февраля 2021 — 25.99 рублей;
      • 27 февраля 2021 — 26.99 рублей;
      • 6 марта 2021 — 27.99 рублей.

      Нам удалось получить комментарий обеих компаний по поводу резкого роста цен на пропан-бутан.

      «Цена на топливо рассчитывается в соответствии с порядком, установленным в Обществе, на основе цен ГСМ на оптовых рынках с учётом накладных расходов, а также действующих налогов. Цены формируются в зависимости от конкурентной среды в месте нахождения АЗС», — прокомментировали ситуацию представители АЗС «Татнефть».

      «К сожалению, на рынке наблюдается резкий рост стоимости оптовых цен, из-за которого мы вынуждены повышать цены на АЗС. Наша компания не занимается добычей и переработкой нефти и не может повлиять на этот процесс. С такой ситуацией сталкиваются заправочные станции по всей стране. По мере возможности и стабилизации цен на рынке мы будем снижать розничные цены», — рассказали нам в сети АЗС «Ирбис».

      Таким образом, обе компании объясняют резкое повышение прайсов на газ ростом оптовых цен пропан-бутана.

      В результате проведенного ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» 9 марта 2021 года мониторинга розничных цен по Приволжскому Федеральному округу выявлено, что уровень максимальных розничных цен на большинстве АЗС в Республике Татарстан выглядит следующим образом: сжиженный газ (пропан-бутан) – 26,20-27,50 рублей. Максимальная цена в ПФО – 30,90 руб., средняя цена по ПФО – 28,17 руб.

      Единственным видом топлива, цена на который в 2021 году пока практически не поменялась, является газ метан. По состоянию на март 2021 года метан в Татарстане стоит 19,02 руб. – на уровне 2020 года.

      В результате проведенного ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» 9 марта 2021 года мониторинга розничных цен по Приволжскому Федеральному округу выявлено, что уровень максимальных розничных цен на большинстве АЗС в Республике Татарстан выглядит следующим образом: сжатый газ (метан) – 19,00 руб. Максимальная цена в ПФО – 20,00 руб./м3, средняя цена по ПФО – 19,52 руб./м3.

      На фоне этих скачков цен владельцы частных АЗС начали массово жаловаться на рост оптовых цен, которые заставляют их работать в убыток. По мнению владельцев АЗС, повышать цены для клиентов им не позволяют, оптовые же цены при этом никто не контролирует.

      Так, на днях владельцы заправок в Набережных Челнах («НАИКОМ», «Ирбис», «ТрансНефтеПродукт» и др.) обратились за поддержкой к представителю бизнес-омбудсмена Татарстана Андрею Балте.

      «На отпускные цены ГСМ ввелось жесткое регулирование, а оптовые не регулируются. Таким образом, крупные оптовые компании выдавливают частный бизнес. А ведь многие компании огромную социальную нагрузку несут, значимые проекты реализуют, за ними стоят огромные коллективы», — пояснил Балта.

      Сейчас готовится обращение, которое будет направлено бизнес-омбудсмену, президенту Татарстана, в ФАС и другие инстанции.

      Вместе с тем, 10 марта 2021 года в Правительстве РФ состоялось совещание о ситуации на рынке нефтепродуктов. В ходе совещания была рассмотрена текущая ценовая ситуация на рынке бензина и дизельного топлива.

      Заместитель Председателя Правительства Александр Новак провёл совещание с участием представителей нефтегазовых компаний о ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

      В ходе совещания была рассмотрена текущая ситуация на внутреннем рынке основных нефтепродуктов в части поставок, а также их экономики. По итогам обсуждения участниками совещания было решено откорректировать заложенную в формуле действующего демпферного механизма цену внутреннего рынка на уровень фактических темпов роста розничных цен в 2019–2020 годах, а также использовать фактические темпы роста розничных цен для расчёта демпфера в будущие периоды.

      Это должно улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и создать условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции.

      Иными словами, нам вновь обещают рост цен, но опять якобы не выше годовой инфляции. Не снижение, не стабилизацию, а рост… Впрочем, опыт 2020 года показывает, что фактический рост цен на топливо, по крайней мере в Татарстане, превысил значения, заявленные Правительством РФ. Судя по всему, в этом году будет тоже самое – ожидать снижения цен на топливо не стоит…

      В России впервые за полгода снизились цены на бензин

      • Бензин дешевеет по 5 копеек в день — 07/09/2021
      • Цена метана на заправках с 1 сентября 2021 — 02/09/2021
      • Цены на заправках с 1 сентября 2021 года — 01/09/2021
      • Метан на заправках подорожал третий раз в 2021 году — 14/08/2021
      • Цены на заправках с 14 августа 2021 года — 14/08/2021
      • Цена метана на заправках 2021 — 10/03/2021
      • Почему на заправках дорожает пропан-бутан? — 09/03/2021
      • Цена пропан-бутана на АЗС в 2021 году бьёт рекорды [видео] — 07/03/2021
      • Трассы Татарстана закроют для грузовиков с 1 апреля 2021 — 02/03/2021
      • Транспортный налог 2021: перечень дорогих автомобилей [скачать] — 28/02/2021

      В начале сентября бензин подешевел впервые за последний год. По данным Росстата, за неделю с 30 августа по 6 сентября цены на бензин снизились на 0,31%, на дизельное топливо — на 0,14%. Бензин в среднем подешевел на 15 копеек — до 48,93 рубля за литр, а дизель — на 7 копеек, до 50,62 рубля за литр. Цена на АИ-92 снизилась на 17 копеек, до 45,99 рубля, на АИ-95 — на 16 копеек, до 49,82 рубля. АИ-98 подешевел на восемь копеек, до 57,57 рубля за литр.

      Цены на топливо снизились, поскольку оптовые цены сократились. Ведь с начала года ситуация была такой: цены в оптовом звене росли очень быстрыми темпами, а в рознице АЗС увеличивали стоимость не намного, за счёт сокращения своей маржи. Сейчас произошло следующее: цены на бирже снизились на АИ-92 — на 5,5%, на АИ-95 — на 3%, на дизтопливо — на 3,5%. В розничном звене цены изменились не сильно: на АИ-92 — на 0,5–0,6%, на солярку — на 0,3%, — рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

      По его словам, цены понизились, так как компании увеличили объёмы поставок на внутренний рынок, как этого требовало Минэнерго. Они пошли на этот шаг, опасаясь заградительных экспортных пошлин.

      При этом сыграл роль сезонный спрос на топливо — осенью, после завершения основных сельхозработ, потребление бензина и дизеля снижается. Автомобилисты также реже заправляются на АЗС, так как заканчивается сезон отпусков и высокого спроса на топливо.

      Вероятно, речь идёт о неких средних параметрах, которые и анализирует Росстат. В рознице, в массовом её понимании, бензин дешевле не стал: ему просто не с чего дешеветь. Во-первых, цены на нефть остаются довольно высокими относительно самих себя. Во-вторых, пропорции акцизов, сборов и налогов в цене литра топлива не изменились — они всё так же занимают примерно 2/3. Биржевая цена на топливо также существенно не снизилась. Следовательно, мы видим точечные изменения розничного рынка в ответ на локальные реакции спроса и предложения. Это не тенденция, — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.

      Артём Деев считает, что цены останутся примерно на таком же уровне, как и сейчас. Факторов для резкого роста нет, как и для снижения. Вероятнее всего, что сейчас АЗС воспользуются сокращением оптовых цен, чтобы компенсировать потери прибыли за весь год.

      Они получают 1,2 рубля заработка с продажи одного литра топлива вместо привычных 3–4 рублей. Потому возможно небольшое снижение цен (в пределах 0,5–0,7 рублей за литр). Либо они останутся на прежнем уровне. Рост цен сильно ограничит спрос и ударит по оборотам компаний, потому вряд ли розничные продавцы и вертикально интегрированные нефтяные компании на это пойдут, — пояснил Артём Деев.

      В России бензин с начала 2021-го подорожал больше, чем за весь прошлый год

      Сразу же после того, как цены на газ начали расти, руководители крупнейших частных компаний-перевозчиков высказались о том, как это повлияет на их будущее. Например, глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев говорил, что экономически обоснованным для частных перевозчиков станет тариф в 34 рубля, а председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян заявил, что с вопросами о резком росте цен на газ предпринимателям нужно обращаться в УФАС. В итоге спустя неделю на сайте СРО появилось открытое письмо к мэру Омска Оксане Фадиной, в котором перевозчики попросили поддержки.

      — Мы неоднократно писали о финансовых трудностях, которые возникают в сфере нашей деятельности. Но события последних дней, а именно резкое повышение цены на газовое топливо, ставит наш бизнес не просто на грань выживания. Он ставит под угрозу саму рентабельность пассажирских перевозок в городе. Рост стоимости топлива составил 53%, а доля затрат на топливо в общих затратах перевозчиков составляет 25–30%. В этой ситуации, если не решить вопрос стабилизации цен на топливо, неминуем рост цен на все виды товаров, в том числе на услуги по перевозке пассажиров. И речь идет не только о частных перевозчиках — речь идет о существовании самого общественного транспорта, а значит, и о комфортной жизни омичей, — указано в письме.

      А вот глава «Омского транспортного союза» Николай Артемьев заявил, что повышения цен на проезд не планируется, но документы в РЭК на повышение тарифа для регулируемых маршрутов подавать будут определенно.

      — [Рост цен на газ] однозначно повлиял на расчет тарифа. В нем всегда учитываются расходы прошлого периода, поэтому когда будет процедура расчета тарифа на следующий год, в нее уже будет заложено повышение цены. Тариф рассчитан с учетом повышения всех издержек и расходов. То, что сейчас происходит — это повсеместно в экономике: не только газ, но и запчасти подорожали. Инфляция в последнее время сильно увеличилась. Это общие процессы, как у всех, наверное. Цена на проезд повышаться в ближайшее время не будет, а рост тарифа будет на регулируемых маршрутах для компенсации межтарифной разницы. [Рост цен на газ] увеличивает издержки, и очевидно, что в ближайшее время это будет учтено, — пояснил Николай Артемьев.

      Жители России бьют тревогу – 13 августа случилось историческое повышение цены на бензин – за литр в среднем в крупных городах нужно заплатить почти 46 рублей за АИ-92, а за АИ-95 и вовсе почти 51 рубль.

      За тонну сейчас нужно заплатить 58456 и 59346 рублей за АИ-92 и АИ-95 соответственно – это действительно рекордная цена.

      Оптовая же стоимость за 8 месяцев текущего года выросла на 15%, а розничная на 5%. Только за первую неделю августа средний рост цены на бензин составил тринадцать копеек.

      Некоторые регионы отмечают скачок цены куда больше данных цифр – красноярские автомобилисты утверждают, что ощутимее всего цена прыгнула на аи-98 – подорожание составило около 1 рубля за август. За 8 месяцев текущего года цена увеличилась и вовсе на 6 рублей.

      В Новосибирске отмечают неприятную тенденцию к удорожанию не только бензина, но и газа. При этом очевидцы отмечают, что такой скачок произошел за последние 2 недели.

      С начала года мелкооптовые цены на АИ-92 и АИ-95 в среднем выросли на 19 и 20%, а розничные — на 6,5 и 6% соответственно, указано в письме НТС главе ФАС Максиму Шаскольскому. С документом от 2 сентября ознакомились «Известия».

      — На сегодняшний день расчетная средневзвешенная (по объемам реализации топлива) мелкооптово-розничная маржинальность заправочной станции в России составляет 1 рубль 19 копеек. Такой уровень не позволяет покрывать даже операционных затрат, которые зависят от объемов реализации, но в среднем составляют порядка 3–4 рублей на литр отпущенного потребителю топлива, — сказано в письме НТС.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *