Кандидат в депутаты права на выборах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кандидат в депутаты права на выборах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно избирательному кодексу, в совете может быть от 22 до 120 депутатов в округе. Их количество считается пропорционально количеству избирателей:
- до 10 000 избирателей – 22 депутата;
- от 10 до 30 000 избирателей – 26 депутатов;
- от 30 до 50 000 избирателей – 34 депутата;
- от 50 до 100 000 избирателей – 38 депутатов;
- от 100 до 250 000 избирателей – 42 депутата;
- от 250 до 500 000 избирателей – 54 депутата;
- от 500 до 1 млн избирателей – 64 депутата;
- от 1 млн до 2 млн избирателей – 84 депутата;
- более 2 млн избирателей – 120 депутатов.
Интересно то, что на этих выборах действуют гендерные квоты — партии должны включить в свои списки определенное количество женщин.
“Это требование касается как единого списка, где на каждую пятерку кандидатов должно быть 2 женщины или наоборот, так и территориальных избирательных списков, где должна быть соблюдена эта процедура гендерной квоты”, — рассказал в пояснительном видео аналитик гражданской сети “ОПОРА” Александр Неберикут.
Про вибори народних депутатів України
Депутатом может стать любой гражданин в возрасте от 18 лет. В общинах, где население меньше, чем 10 тысяч людей, депутат может пойти самовыдвиженцем. Если же человек в округе больше, депутата должна выдвинуть партия по спискам.
Сколько стоит стать кандидатом в депутаты?
Согласно постановлению, которую ЦИК приняла 21 августа, денежный залог вносят местные организации политических партий за своих кандидатов или сами кандидаты, если они идут как самовыдвиженцы. Это нужно делать уже после начала избирательного процесса, но перед тем, как кандидат подаст свои документы. Но размер этого залога пока неизвестен.
“Центральная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день после начала избирательного процесса, а это у нас 5 сентября, определяет размеры денежных залогов. Так что это будет в районе 9-10 состоится определение залога”, — рассказал Свободному радио представитель ЦИК Константин Хивренко.
В соответствии с действующей редакции Закона о выборах, денежный залог формируется в зависимости от количества избирателей в области, городе, селе или районе — 4 минимальных зарплаты на 100 000 избирателей. То есть в городе, где 100 тысяч избирателей, кандидат должен заплатить за участие в выборах около 18 тысяч гривен. Но окончательную сумму ЦИК будет формировать все же позже.
Денежный залог могут вернуть:
– если кандидату отказали в регистрации
– если выборы сорвали
– если кандидат выиграет на выборах.
Когда кандидат в депутаты принесет пакет документов, территориальная избирательная комиссия за 5 дней решить, будут ли они регистрировать кандидата. Отказать в регистрации ТИК может только при нескольких обстоятельств:
- партия нарушила порядок выдвижения кандидата;
- в партийном списке больше кандидатов, чем должно быть;
- кандидат не принес все документы;
- кандидат сменил гражданство;
- суд признал кандидата недееспособным.
Однако, в любом случае территориальная избирательная комиссия в решении об отказе должен указать исчерпывающие основания для отказа
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» гласит, что народные депутаты Украины (далее — депутаты) избираются гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Количественный состав Верховной Рады Украины составляет 450 депутатов.
Выборы депутатов осуществляются по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе:
1) 225 депутатов избираются по пропорциональной системе в общегосударственном многомандатном избирательном округе (далее — общегосударственный округ) по избирательным спискам кандидатов в депутаты (далее — избирательные списки) от политических партий (далее — партии);
2) 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах (далее — одномандатные округа).
Статья 44. Права и обязанности кандидата в депутаты
Изменения в некоторые постановления Пленума ВС РФ
Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами дел о защите указанных прав. Учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, в целях формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. При рассмотрении дел данной категории необходимо руководствоваться:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральными конституционными законами от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ), от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;
Федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ), от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее — Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ), от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ), от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»;
конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
2. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).
При решении вопроса о применении конкретных норм международного права необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
3. При применении законодательства о выборах и референдумах необходимо учитывать следующее.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В законе «О выборах Президента Украины» до принятия нового избирательного законодательства сумма залога была фиксированной и составляла 2,5 миллиона гривен. Вносить ее должна партия, которая выдвигает кандидата, или он сам.
Но в новом Избирательном кодексе сумма залога составляет 650 минимальных зарплат, установленных на день начала избирательного процесса. В бюджет 2020 года была заложена минимальная заработная плата в размере 4 723 грн. То есть, если бы выборы Президента Украины стартовали бы при таком размере минималки, то денежный залог каждого из кандидатов составил бы 3 069 950 гривен. При этом, возвращается такой залог только тому кандидату, который либо вышел во второй тур, либо победил на выборах. Или же ему было отказано в участии в них. В остальных случаях деньги направляются в государственный бюджет.
Размер денежного залога для партии, которая выдвигает кандидатов в народные депутаты по общегосударственному избирательному округу в новом Избирательном кодексе составляет одну тысячу минимальных зарплат — 4 723 000 гривен. Однако, и в законе «О выборах народных депутатов Украины» размер залога, который партия должна была внести за своих кандидатов в общегосударственном округе, считался по такой же формуле. За каждого кандидата в одномандатном округе партия, которая его выдвигает, (или он сам, если является самовыдвиженцем) должна была внести сумму в размере 10 минимальных зарплат — 47 230 гривен.
Вернут деньги партии или кандидату в случае отказа в участии в выборах или в случае победы (для партии — это право распределять депутатские мандаты).
Формула залога для участия в выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым — это 500 минимальных заработных плат, то есть 2 361 500 гривен.
В день голосования избирательные участки будут работать с 8:00 и до 20:00. С собой нужно иметь паспорт или ID-карту, маску, перчатки и ручку, так как в этом году из-за пандемии пишущих предметов на участках, даже в кабинках (!), не будет.
На территорию участковой комиссии будет ограничен доступ — не более трех человек к каждому члену комиссии, который выдает бюллетени. Все остальные будут ждать на улице. Надо придерживаться дистанции.
Процедура голосования будет выглядеть так: члену комиссии нужно показать свой документ, не нагибаясь к нему, но не давать его в руки. Киевлянам выдадут всего два бюллетеня — розовый и светло-желтый. Розовый — для голосования за мэра Киева. На эту должность претендуют 20 кандидатов, их фамилии расположены в алфавитном порядке, в квадратике напротив нужной фамилии нужно поставить пометку (галочку, плюсик, минусик и т. д.) Светло-желтый бюллетень — для голосования за кандидатов в депутаты Киеврады.
Кто и как может стать кандидатом в депутаты (Инструкция)
Задача заполнения бюллетеней будет также не из легких. В каждом будут две части: отдельно перечень партий и отдельно — кандидатов от этих же партий. В этом смысл пресловутых открытых списков: при голосовании нужно будет сначала поставить отметку напротив партии в левом квадратике (названия политсил в списке расположены под номерами, которые были установлены жеребьевкой), а затем вписать порядковый номер конкретного кандидата от этой же (и только этой!) партии.
- Если голоса отданы за две партии.
- Если в нем вообще нет пометок.
- Если нет голоса за партию, а только есть номер конкретного кандидата.
- Если нет голоса за партию, а возле районного списка стоит значок.
Еще одно уточнение. Если для голосования за партию (левый квадратик) будет достаточно простой галочки или плюсика, то для голосования за конкретного кандидата в квадратике, расчерченном в виде трафарета, нужно прописать правильную цифру. Кстати, даже если цифру внести не совсем по трафарету — ее все равно засчитают.
Из-за новой системы выборов подсчеты голосов затянутся надолго. «Легче всех будет Киеву, здесь бюллетеня только два — за мэра и кандидатов. А в регионах придется ставить пометки иногда в пяти бюллетенях«, — говорит «Вестям» депутат Киеврады Алла Шлапак, представители партии которой работают в ТИК.
Нынешняя экспериментальная система голосования такова, что некоторые округа могут остаться вообще без кандидатов, а кандидат, набравший в округе (в районе) самое большое количество голосов, может не стать депутатом, если его партия в общем по городу не преодолела проходной барьер — 5% голосов от пришедших на выборы.
«Если условная партия «Счастье» преодолела 5%-й барьер в Деснянском районе, но проиграла в других округах и не набрала 5% в городе, лидеры района, даже с самым высоким результатом, в Киевраду не пройдут«, — подчеркивает Шлапак.
5%-й барьер для Киева — это приблизительно 50 тыс. голосов. Как получается такая цифра? По данным ЦИК, в Киеве ориентировочное количество избирателей — 2,11 млн. Явка на местных выборах, в частности в столице, обычно составляет 45%, с учетом карантина, на участки могут прийти еще меньше людей. То есть голосовать придут условно 940 тысяч избирателей, 5% от их голосов — 47 тыс.
Согласно ст. 144 Конституции Украины, очередные выборы 2020 в органы местного самоуправления проводятся в последнее воскресенье октября пятого года их полномочий. В этом году они приходятся на воскресенье 25 октября.
Закон о местных выборах предусматривает, что голосование проводится с 08.00 до 20.00 без перерыва.
Бюллетень для голосования за мэра города или председателя села будет привычным — нужно из списка фамилий кандидатов выбрать одного и поставить напротив него галочку или плюсик.
В бюллетене для голосования за депутатов слева будет название политической партии, за которую можно отдать свой голос, а справа — номера ее представителей (от 5 до 12).
Проголосовать можно только за одну партию. Чтобы поддержать конкретного кандидата из этой партии, нужно вписать его номер рядом с названием политсилы, напротив которой вы поставили галочку. То есть, если вы хотите увидеть городским депутатом кандидата А, то и голосовать нужно за партию, членом которой он является.
Выборы мэров городов будут проходить по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. То есть в населенных пунктах с более чем 75 тыс. жителей избранным городским головой будет считаться кандидат, который наберет 50% голосов и более.
Но повторное голосование за кандидатов назначат только, если ни один из кандидатов в первом туре не наберет абсолютного большинства (от 50%+1) голосов.
Настоящая борьба между кандидатами в мэры идет в крупных городах.
Кандидаты в мэры Киева:
- Ирина Верещук — Слуга народа;
- Виталий Кличко — УДАР;
- Андрей Пальчевский — Победа Пальчевского;
- Михаил Поживанов — Радикальная партия;
- Диана Гранцева — самовыдвиженка;
- Алексей Кучеренко — Батькивщина;
- Егор Фирсов — Экологическая альтернатива;
- Сергей Притула — Голос;
- Николай Томенко — Родная страна;
- Сергей Гусовский — За будущее;
- Юрий Левченко — Народовластие;
- Александр Омельченко — Единство;
- Александр Попов — Оппозиционная платформа — За жизнь;
- Виктор Петрук — Гражданское движение Хвиля;
- Игорь Смешко — Сила и честь;
- Максим Гольдарб — самовыдвиженец;
- Сергей Шахов — Наш край;
- Елена Филонова — Вместе сила;
- Борислав Береза - Эко партия Березы;
- Андрей Ильенко — ВО Свобода.
Депутат — это выбранная должность на определенный срок и в орган, которая, как правило, сопровождается приобретением иммунитета. Различаются они в зависимости от статуса органа, куда избираются. Это представители народа, и, что интересно, в переводе с латыни слово означает «посланный». Отмечу, в России депутаты избираются в Нижнюю палату — Государственную думу, региональные парламенты.
Максимальное количество депутатов — 110 (Госсобрание Башкортостана), минимальное — 15 в думе Чукотского автономного округа.
Изучая как стать депутатом, думы, района, стоит понимать определенные требования, которые выдвигаются к этому лицу. Они прописаны в законодательных актах, а кроме этого, даже во мнении людей есть определенный список этих качеств и компетенций. Занять такой пост — это одно из проявления смарт-целей, которые не обязательны к выполнению прямо сегодня, а строятся на перспективу. Кстати, за все высказывания в рамках публичных выступлений депутат не может быть осужден — это принцип депутатского индемнитета.
Чтобы понять, как стать депутатом РФ, необходимо понять, со скольки лет можно выдвигать свою кандидатуру. В нашей стране этот порог стартует от 21 года. Такой же возрастной порог и в Украине. Обязательное условие — отсутствие судимостей и наличие гражданства той страны, где баллотируешься. Кроме этого, депутат не может быть одновременно депутатом Думы или Совета Федерации, занимать другие посты, ведь это считается основной занятостью.
Интересный момент, но наличие высшего образование законом не прописано, да и лицо в 21 год не всегда может его иметь. Для российского электората эта позиция крайне важна, равным счетом, как поведение, семейное положение. Стратегически правильно, когда имя кандидата на слуху, работает сталеваров или знает, как делать деньги из воздуха и рассказывает это на своих курсах.
В некоторых интервью политиков, о том, как становятся депутатами, такие люди, которые сейчас при исполнении или срок их каденции уже закончился, отмечают — важны не только законодательные нормы, но и личные качества. Среди них:
- харизматичность, яркость имиджа;
- умение говорить с электоратом, задавать вопросы;
- решительность;
- последовательность;
- ответственность;
- честность;
- открытость.
Я бы добавила еще умение договариваться (в том числе, с разными людьми) и мыслить стратегически и наперед.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).
Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц — поддерживающих вас избирателей.
После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов — их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.
Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей. Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист. Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.
Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.
Как проводить агитационную кампанию?
Как правило, муниципальная агитационная кампания ведется по четырем направлениям: интернет, СМИ, обход домов в районе и специальные мероприятия. Это могут быть агитационные пикеты, встречи с главой управы и префектом и общение с избирателями непосредственно во дворах дома. Интернет используют для работы с волонтерами и сбора средств, медиа и пикеты — для повышения узнаваемости, встречи во дворе — для повышения доверия, а поквартирный обход для всего вместе: сбора проблематики района, знакомства с избирателями, раздачи газет, повышения доверия, мобилизации накануне голосования.
Важно! В агитации не разрешается использование изображений людей, обещаний материальной выгоды в случае избрания кандидата, а также материалов, направленных на разжигание социальной розни. Кроме того, запрещается использование объектов, защищенных авторским правом, и рекламы коммерческих фирм.
В первую очередь отметим, что теоретически проголосовать могут все украинцы, которым исполнилось 18 лет на момент проведения выборов. Однако на самом деле отдать свой голос вы не сможете, если вашего имени нет в списке избирателей (или напротив вашей фамилии стоит отметка «выбыл»). Чтобы не столкнуться с такой ситуацией на избирательном участке, лучше заранее проверить эту информацию.
Как стать народным депутатом в Украине
Здесь никаких неожиданностей. Как и обычно, избирательные участки будут открываться в 08:00 по местному времени. Таким образом, кстати, первый участок откроется еще в 23:00 20 июля — в Австралии. Работать же участки будут вплоть до 20:00. Никаких неожиданностей и в списке того, что можно (и нужно) брать с собой на выборы.
Паспорт гражданина Украины (обычный или ID-карта) или временное удостоверение гражданина Украины или военный билет (для военнослужащих) позволят вам получить бюллетень. Кроме этого вам могут пригодиться очки (если у вас проблемы со зрением), ручка (ведь казенная в самый ответственный момент может подвести) и бутылка воды. Потому что выборы целого парламента — это дело ответственное.
Если выборы Президента Украины стали для вас первыми в жизни, то выборы в Верховную Раду могут ввергнуть в шок. Дело в том, что в нашей стране они проходят по смешанной избирательной системе: половину (225 народных депутатов) парламента выбирают по партийным спискам, а вторую половину — по мажоритарным одномандатным округам.
Не стоит забывать, что часть округов находится на территории Крыма, Севастополя и временно оккупированных частей Донецкой и Луганской областей, а там выборы по понятным причинам не проводятся. Поэтому общее количество народных депутатов в Верховной Раде составит 414 человек.
Соответственно и бюллетеня вы получите два — со списком партий и со списком кандидатов вашего конкретного округа. В каждом из них необходимо поставить по одной отметке. Впрочем, и тут не обошлось без сюрприза — если вы поменяли место для голосования, то вам вручат только один бюллетень — со списком партий. Если вы вынуждены голосовать на спецучастке (СИЗО, тюрьмы, стационары больниц, воинские части), то вам также выдадут один бюллетень со списком партий.
Важно: если вы поменяли место голосования, но вам все равно выдали два бюллетеня, знайте — это уголовное преступление для членов комиссии.
Не забывайте, что голосование в Украине — тайное. Поэтому каждый избиратель должен заполнять свой бюллетень в специальной кабинке для тайного голосования. Также обязательно делать это лично. Также лично вы должны и опустить бланк в урну на участке.
В квадрате напротив названия партии, которую вы хотите поддержать на выборах, следует поставить отметку (галочку, плюсик или любой другой знак — но только в одном месте). Аналогичным образом необходимо отметить во втором бюллетене фамилию депутата-мажоритарщика, за которого вы решили проголосовать в своем округе.
При этом у вас есть право на ошибку при заполнении бюллетеня, но лишь один раз. Если вы случайно сделали ошибку, заполняя бюллетень, то имеете право заменить его. Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением к члену участковой избирательной комиссии, который выдал бюллетень, с просьбой выдать новый.
Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.
Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).
Трудовые гарантии участникам выборов
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов избирательным объединением. В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» выдвижение федерального списка кандидатов осуществляется политической партией.
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями (кроме выборов в Госдуму РФ) проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». В соответствии с п. 1 ст. 36 данного Закона политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются:
- число зарегистрированных участников съезда;
- число участников съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
- решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением федерального списка кандидатов);
- решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых);
- дата принятия решения.
Как известно, редакцией ст. 36 от 12 июля 2006 г. № 106-ФЗ в Закон был введен п. 3.1, в соответствии с которым политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. Данное положение вызвало неоднозначную реакцию у политических деятелей и исследователей, которые увидели в этом факте совместно с другими введенными нормами (отменой возможности создания избирательных блоков или введением запрета под угрозой лишения депутатского мандата входить во фракцию партии, отличной от той, по спискам которой депутат был избран, а также выходить из фракции) дальнейшее наступление на демократические права граждан или существенное сужение возможности оппозиционных партий, что необъяснимо с точки зрения реализации интересов избирателей.
Но политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами иных политических партий. Указанные лица могут составлять не более 50% числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов (ч. 6 ст. 36). Федеральный список кандидатов заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии или решением уполномоченного органа политической партии, и печатью политической партии. Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются самой политической партией.
Федеральный список кандидатов, как уже отмечалось, должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 20—22 ст. 36 Закона «О выборах депутатов Государственной Думы» в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 600 человек.
Как следует из ч. 1 ст. 37 Закона любой гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, а в случае досрочных выборов — не позднее чем через три дня со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться в любое региональное отделение политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.
Регистрация кандидатов (списков кандидатов) является важным этапом в избирательном процессе. Кроме того, именно процесс регистрации в значительной части вызывает споры, жалобы как на предвзятое отношение к кандидатам соответствующих избирательных комиссий, так и на несовершенство самого порядка регистрации. Поэтому законодатель старается наиболее тщательно и полно прописать порядок регистрации. В последнее время (2005—2007) законодатель расширил перечень предоставляемых сведений о кандидатах. Значительно возросли требования к их достоверности. В случае обнаружения неточности в представляемых биографических данных или их недостоверности кандидату или отказывают в регистрации, или снимают его уже с состоявшейся регистрации. Введены основания для отказа в регистрации в случае ненадлежащего оформления документов.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению отдельных избирателей, группы избирателей, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 5 или 10 в зависимости от вида выборов процента (п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав»), если иное не установлено федеральным законом.
Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей. При этом учитывается, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с законом.
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
С момента регистрации возникает правовой статус (от лат. status — положение, состояние) кандидата на выборную должность. Правовой статус кандидатов в депутаты представляет широкий спектр правовых средств, обеспечивающих трудовые права кандидата, недопущение его необоснованного привлечения к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата. Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.
Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж. Статья 20 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ раскрывает понятие трудового стажа, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием освобождения является подача заявления. Администрация обязана издать соответствующий приказ об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении, и на любое время в пределах определенного срока избирательной кампании (до официального опубликования результатов выборов). Как следует из ст. 128 ТК РФ, работодатель обязан предоставить работнику — зарегистрированному кандидату в указанных в комментируемом пункте случаях отпуск без сохранения заработной платы. Однако по согласованию между работодателем и работником — зарегистрированным кандидатом в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отказа в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им, если они зарегистрированы в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти этих субъектов, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, отпуска без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.
Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.
Работодатель, руководитель государственного органа, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Требования к кандидатам на должность народного депутата Украины
Какая именно комиссия будет обращаться в Роскомнадзор, зависит от уровня выборов. За федеральные — выборы президента, депутатов Госдумы и референдум — отвечает ЦИК. Региональные — губернаторские, в областную думу — курирует региональный избирком. Муниципальные — городская комиссия.
После представления от избиркома, которое после вступления закона в силу не потребует решения суда, Роскомнадзор по цепочке передаст требование о блокировке операторам связи, которые должны ограничить доступ к странице с незаконной агитацией. Письмо от РКН получит также провайдер хостинга — он обязан немедленно сообщить об этом владельцу ресурса, где опубликована незаконная агитация, а тот — за сутки удалить ее.
Если агитацию не удалят, ресурс заблокируют. Доступ к нему возобновится, когда пройдет пять дней после подведения итогов выборов.
Но блокировкой дело не закончится. Вдогонку к этому законопроекту Госдума приняла еще один — об административных штрафах за незаконную агитацию. Их повысили в несколько десятков раз.
Граждан за агитацию в «день тишины» и в запрещенных местах будут штрафовать на 5–20 тыс. рублей вместо 1–1,5 тыс. То есть пост про любовь к Владимиру Жириновскому в день выборов президента будет «стоить» автору до 20 тыс. рублей. Должностных лиц будут штрафовать на 30–50 тыс. вместо нынешних двух–пяти тысяч рублей. Для юридических лиц штрафы вырастут от 20–100 тыс. рублей до 100–500 тыс.
КПРФ намерена обратиться к Совету Федерации и президенту Владимиру Путину с просьбой отклонить законопроект о повышении штрафов.
Муниципальный депутат — это очень растяжимое понятие. К муниципальным депутатам относятся депутаты разного уровня, которые избираются в округах разных размеров. Например, где-нибудь в Сибири есть округа, где живет по 100 человек или даже по 50. Вот в таких избирается один депутат. Ему, для того чтобы победить, нужно набрать, скажем, 15 голосов. А есть большие округа в городах-миллионниках, где одномандатный округ может доходить до 50 тысяч человек. Всё это тоже муниципальный депутат.
Для того чтобы избраться муниципальным депутатом, не обязательно быть членом партии. Более того, партия может выдвинуть человека беспартийного. Но можно выдвигаться и самому — это самовыдвижение. Конечно, потребуется сбор подписей, но часто для этого нужно не больше 10 подписей, например, чтобы стать муниципальным депутатом в какой-нибудь деревне.
Ограничение по возрасту только одно: кандидат должен быть старше 18 лет. Им может стать активный человек, закончивший уже школу, который понял, что он хочет что-то изменить у себя в городе, в посёлке, и выбраться депутатом.
Здесь тоже всё зависит от региона и характера местности, от местных уставов. У нас в стране так устроено: чем больше денег у муниципалитета, тем меньше полномочий у депутатов. Пока это происходит в Москве и Петербурге — в городах федерального значения есть особый статус местного самоуправления. Поэтому, когда мы говорим, что у депутатов в Москве нет полномочий, это правда. У них очень мало полномочий — у них всё забрала мэрия, а в Москве мэрия — это региональная власть.
Но если речь идёт о небольшой деревне, то там полномочия как раз есть — там денег нет. Это уже другая проблема. У них есть полномочия по ремонту дорог, по предоставлению жилья малоимущим, по обеспечению газо- и водоснабжения и всего на свете в пределах этого населенного пункта. Но денег нет. И депутаты вынуждены торговаться с региональными центрами и участвовать в федеральной программе, чтобы хоть что-то выбить для своих поселений.
Тут муниципальному депутату требуется быть и переговорщиком, и лоббистом. Но прежде всего радеть за интересы жителей, а не за собственный кошелек. Бывает так, что даже в маленьких поселениях депутаты вместе с администрацией умудряются воровать деньги. Вот сядут они где-нибудь в закрытом помещении делить бюджет и разделят. Допустим, в Московской области на культуру так выделили деньги, что один снеговик стоит три миллиона рублей. А потом все ходят и удивляются: как это снеговик за три миллиона рублей? Вот это воровство, конечно, нужно предотвращать, это и должны делать муниципальные депутаты.
В Москве, вообще-то говоря, у депутатов есть контрольные функции. Они могут подписывать или не подписывать акты о капремонте: это тоже очень важно, потому что на это в Москве уходят большие деньги. Депутаты могут проконтролировать работу коммунальных служб, они могут вносить предложения в Мосгордуму, могут инициировать законопроекты — там есть полномочия, просто их нужно использовать.
Если говорить о Москве, то там работа депутатов во многом сводится к контролю: к контролю за расходами бюджета, за качеством работы при благоустройстве, за капремонтом. Вот, допустим, избрался оппозиционный глава в одном из советов Москвы, и ему принесли подписывать акты капремонта. Он говорит: «Вы мне сначала покажите, что там есть, чего там нет». Они пошли смотреть, и обнаружилось, что в большом доме нет громоотвода. И это могло привести к потенциально очень опасной ситуации: жители могли пострадать, техника бытовая могла пострадать, убить кого-то могло. И депутат настоял на том, чтобы сделали громоотвод, и только после этого он подпишет бумаги. На него давили, говорили: «Ну подпиши, а мы потом сделаем». А он: «Нет, подпишу только когда сделаете».
И очень много таких случаев бывает. Сейчас депутат в Москве — это такой смешной человек, который лазит по подвалам и смотрит, как там утеплили трубы. Там такие вот бытовые вопросы решают депутаты, и, как я посмотрю, жители довольны.
Что касается муниципалитетов, где независимые кандидаты взяли большинство и где есть полномочия, как, допустим, в Ейске, там говорить ещё рано, потому что они только избрались. Но и там есть полномочия: по генплану, по бюджету, есть возможность выделить деньги туда и ещё куда-то, есть возможность сделать привлекательный туристический город. Но здесь другой вопрос — денег-то там мало, и им придётся торговаться с региональными центрами и федералами. А у нас деньги распределяются в зависимости от лояльности, поэтому оппозиционные депутаты иногда попадают в ловушку. Они вроде как избирались, у них вроде как полномочия есть, а деньги приходится выторговывать. Им говорят: «А вы оппозиционный, из программы «Единой России» мы вам не дадим».
У нас был такой случай несколько лет назад. Был оппозиционный депутат в городе Костроме, и перед тем как ему переизбираться, во всём городе сделали внутридворовые проезды. А в его округе не сделали. Он спрашивает: «А почему?» «А это, — говорят, — дороги «Единой России», а ты не из «Единой России». Мы тебе не дадим». Но он, естественно, отстоял, доказал, что это не программа «Дороги «Единой России», а вообще-то бюджетная программа, и деньги должны выделять всем.
Муниципальные депутаты не получают зарплату. Более того, у нас даже не все региональные депутаты получают зарплату. Вот в Мосгордуму выбрались кандидаты от оппозиции, они не получают зарплату, потому что они не получили должностей. У них там округа по 150 тысяч человек, и зарплату они не получают.
То же самое, кстати, во многих других регионах: там люди получают компенсацию на проезд. Насколько я знаю, в Пензенской области региональный депутат получает 5000 рублей — это его компенсация на проезд в месяц. В Москве муниципальные депутаты получают порядка 20 тысяч рублей компенсации.
А во многих местах люди вообще ничего не получают: они тратят свои деньги, ездят по округу, разбивают подвеску, тратят время, ругаются со своими работодателями, потому что людям нужно время, чтобы заниматься депутатской работой.
Да, есть такая проблема: люди не получают денег, и те, кто зависит от какого-то постоянного источника доходов, часто просто отказываются от идеи стать депутатами.
Но Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления ещё в 1998 году, где сказано, что работа, которая связана с обеспечением местных нужд, должна оплачиваться; туда должны привлекаться квалифицированные кадры и в соответствии с их квалификацией оплачиваться. А у нас как получается: даже администрации поселений не могут привлечь квалифицированные кадры, потому что люди просто туда не идут. Председатель муниципального собрания получает относительно небольшую зарплату даже по региональным меркам. При этом у него должно быть два заместителя: один по экономике, другой по хозяйству. Зам по экономике должен иметь экономическое образование, зам по хозяйству — инженерное образование. Но где же они возьмут людей, которые квалифицированно разбираются в этих вопросах, на зарплату в 15-25 тысяч рублей? Естественно, не найдут; естественно, возникает коррупция. Там нужно быть либо святым, либо таким, знаете, упёртым оппозиционером, который имеет какой-то дополнительный источник доходов — как это в Москве происходит.
И вот мы имеем что имеем. Люди, которые голосуют за деньги. Люди, которые продаются застройщикам: я знаю, что в нескольких муниципалитетах в Московской области люди получали зарплату от застройщиков, которые хотели приобрести землю под многоэтажное строительство. А депутат, соответственно, им в этом помогал. Это было.
У нас же, по большей части, депутатский корпус в малых городах и поселениях — это люди зависимые. Попросили, например, учительницу математики в школе выбраться: «Марьиванна, ну сделай, ну надо — выборы пришли». Очень часто человек вообще один выдвигается, голосовать можно «за» или «против». То есть у нас в стране есть безальтернативные выборы: человека выбирают 40 голосами из деревни в 500 человек, и человек сидит пять лет, не знает, что ему делать. Только руку поднимает: прислали какие-нибудь документы, нужно проголосовать. У людей иногда даже не возникают вопросы: «Где приложение к этому документу? Принимаем изменения к бюджету, а вы покажите, чем они обоснованы». Никто этих вопросов не задаёт. Они пришли, лапки подняли и пошли домой — суп варить. Абсолютно незаинтересованные люди.
Не больше трех и с ручкой. Как будем голосовать по-новому
Местные депутаты могут издавать муниципальные правовые акты, но они не носят статус законов. Региональные депутаты уже имеют право принимать региональные законы. Местные депутаты могут вносить на рассмотрение региональных парламентов региональные законы. У них есть право законодательной инициативы. В каком-то местном совете люди приняли, допустим, закон об ограничении высотности заборов. И вот они выносят его на региональный совет в региональный парламент. Региональный парламент может отклонить или принять. Региональный парламент, в свою очередь, может внести законопроект в Госдуму. У нас некоторые скандальные законопроекты, кстати, выносятся региональным парламентом, чтобы не пятнать индивидуальную репутацию ГД.
Но местный совет не может напрямую внести предложение в Госдуму. Хотя есть вопросы, которые напрямую касаются местного самоуправления, но принимаются Госдумой. Например, изменения 131-го федерального закона о местном самоуправлении, который напрямую касается муниципалитета. Но муниципалитет, к сожалению, на это повлиять не может.
Нет, ну почему же не допускают? На самом деле практика показывает, что большая часть людей, которые хотят избраться, избираются и в Москве, и в Петербурге. Вот в Москве в 2012 году избиралось очень много независимых кандидатов. И до этого, ещё при Лужкове, избирались, и в 2017 году, помню, был большой приток новых кандидатов в депутаты.
Были отдельные случаи, когда депутатов избивали, когда были жуткие фальсификации, когда кандидатов, которые хотели подать документы, пробовали физически не пускать в здание избиркома. Но это было всего несколько избирательных комиссий. Да, они получили большую огласку, но это не массовые случаи.
А в регионах, я знаю, люди избираются. Даже в Кущёвке председатель местного «Яблока» стал депутатом. Или город Славянск-на-Кубани: парень из оппозиции, сторонник Навального, стал депутатом — он вообще один был такой на либеральной позиции.
О выдвижении в городской совет бывший координатор штаба Навального в Мурманске Виолетта Грудина объявила еще в начале апреля. Вскоре помещение штаба взломали и обстреляли неизвестные, а волонтеров стала задерживать полиция. В июле против 31-летней Грудиной возбудили уголовное дело о нарушении санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 УК). Позже суд удовлетворил иск Роспотребнадзора о принудительной госпитализации активистки, несмотря на несколько отрицательных тестов на коронавирус и полное отсутствие симптомов болезни.
Редактор: Дмитрий Ткачев
Обновлено и исправлено в 18:40. Добавлен абзац о Дмитрии Гудкове, отказавшемся от участия в выборах после обыска и задержания. По рассеянности редактора политик не был упомянут в первой версии этого текста.
В Донецкой области побеждает мэр Доброполья, представитель партии «Порядок» Андрей Аксенов. Согласно 100% подсчету протоколов, за него проголосовали 19 949, или 65,46% избирателей. На втором месте кандидат от «Партии Шария» Валерий Рыбин, за которого проголосовали 3 963, или 13% избирателей. За ним идет врач и волонтер от партии «Европейская солидарность» Юлия Кузьменко, за которую проголосовали 2 039, или 6,69% избирателей. К слову, Кузьменко обвиняется по делу об убийстве журналиста Павла Шеремета и находится под домашним арестом. Сама Кузьменко считает обвинения сфальсифицированными.
Василий Вирастюк – обладатель титула «Самый сильный человек мира», а ныне кандидат от «Слуги народа». За несколько дней до выборов Вирастюк вместе с Зеленским провели совещание о ходе вакцинации против COVID-19 и готовности медицинской системы на Ивано-Франковщине. Комитет избирателей Украины (КИУ) назвал это скрытой агитацией.
«Комитет избирателей Украины считает, что привлечение к рабочему совещанию президента Украины на тему вакцинации в Ивано-Франковской области Василия Вирастюка, который является одним из кандидатов в народные депутаты в ОВО №87, является примером использования административного ресурса и противоречит международным стандартам свободных и честных выборов», – сообщили в КИУ.
В Комитете отметили, что привлечение ресурсов органами государственной власти для проведения скрытой агитации в пользу одного из кандидатов нарушает принцип равенства кандидатов в ОВО №87.
«По мнению КИУ, привлечение В. Вирастюка к обсуждению вопроса о вакцинации населения стало возможным вследствие того, что он является кандидатом от президентской партии, а не из-за его профессионального опыта. К подобным совещаниям с участием президента Украины должны привлекаться профессионалы и специалисты по противоэпидемическим мероприятиям, а не отдельные кандидаты в народные депутаты, поскольку на таких мероприятиях решаются вопросы, связанные с жизнью и здоровьем граждан», – добавили в Комитете.