Положение о персональных данных работников 2021 образец с приложениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о персональных данных работников 2021 образец с приложениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Рассматриваемый документ содержит локальные нормы, определяющие:

  • цели и задачи фирмы при работе с персональными данными;
  • перечни фактических и потенциально задействуемых в бизнес-процессах компании персональных данных;
  • описание операций с данными, практикуемых компанией;
  • способы доступа к данным, используемые в фирме;
  • обязанности сотрудников фирмы, задействующих при выполнении трудовой функции те или иные данные;
  • права сотрудников фирмы на приобретение санкционированного доступа к данным;
  • правовые механизмы ответственности работников фирмы за нарушения при операциях с данными.

Исходя из отмеченного перечня норм, положение об обработке персональных данных работников может быть представлено следующими ключевыми разделами:

  • устанавливающим общие положения документа;
  • фиксирующим критерии выделения персональных данных из массива информации, задействуемой в документообороте и на иных участках внутрикорпоративных коммуникаций;
  • определяющим перечень ключевых операций с персональными данными;
  • регламентирующим осуществление соответствующих операций;
  • определяющим порядок доступа работников фирмы и иных лиц к данным;
  • устанавливающим обязанности сотрудников, участвующих в операциях с данными;
  • устанавливающим права сотрудников компании в части получения доступа к таким данным и осуществления необходимых операций с ними;
  • определяющим механизмы ответственности сотрудников фирмы за нарушения локальных норм и положений законодательства РФ, регламентирующих операции с персональными данными.

Положение о внутрикорпоративных операциях с персональными данными должен заверить руководитель фирмы. С копией этого документа обязаны ознакомиться все сотрудники под расписку (подп. 6 п. 1 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).

Положение о персональных данных работников — образец 2021 года

Каждая фирма, имеющая статус оператора персональных данных (таковыми являются все работодатели), обязана утвердить локальный правовой акт, который регламентирует операции с подобными данными. Чаще всего таким локальным актом становится положение, утверждаемое генеральным директором фирмы.

Ознакомиться с прочими аспектами кадрового документооборота вы можете в статьях:

  • «Воинский учет в организации — пошаговая инструкция»;
  • «Какой срок хранения документов в архиве организации?».

Источники:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ
  • Трудовой кодекс РФ

Работодатели массово стали получать письма из Роскомнадзора с предупреждением о том, что при проверке компании могут получить серьезные штрафы за нарушение норм закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон). По нему работодатель обязан гарантировать защиту такой информации от противоправного доступа и использования третьими лицами. Положение о работе с персональными данными работников помогает решить эти задачи.

С 23 февраля 2020 года вступило в силу Постановление Правительства от 13.02.2019 № 146, которым утверждены Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных. Согласно документу, плановые проверки будут проводиться раз в 2-3 года, а перечень компаний, подлежащих контролю можно будет заранее увидеть на сайте Роскомнадзора. Как и в случае с другими видами контроля, о запланированном визите инспекторы должны будут предупредить. Если плановая проверка, то известить о ней должны за 3 рабочих дня, а если внеплановая — за 24 часа.

За нарушение Закона предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность. Контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности по ст. 13.11 и 13.14 КоАП, штрафы составляют:

  • для должностных лиц: от 500 до 1000 рублей;
  • для организации: от 5000 до 10 000 рублей;
  • для должностных лиц, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей: от 4000 до 5000 рублей.

Наиболее распространенными нарушениями, по данным инспекторов, являются обработка персоданных без согласия их владельца либо с нарушениями, невыполнение требования об уничтожении личной информации, нарушение условий хранения таких сведений.

Разработка положения о персональных данных работников

Форма документа не регламентирована, а значит может составляться по шаблону, разработанному фирмой самостоятельно. Но следует помнить, что статья 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ содержит перечень обязательных требований.

Новые правила с 2021 года

1 марта произошли изменения в ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ, которые внес ФЗ от 30.12.2020 № 519-ФЗ.

Рассмотрим основные нововведения.

1. Появился документ «Согласие на распространение ПДн сотрудника».

Теперь, получив от сотрудника согласие на обработку ПДн, компания не может их распространять. Для этих целей необходимо получить от физ. лица отдельный документ, который позволяет оператору распространять данные, например, размещать их на сайте компании, на доске почета, передавать банку и другое. В этом документе важно предоставить сотруднику возможность указать какую именно информацию он разрешает распространять работодателю.

2. Молчание субъекта ПДн не может быть расценено, как согласие на распространение ПДн. Это актуально и для бездействия сотрудника (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

3. Любые ПДн о физ. лице можно публиковать только при наличии его письменного согласия, даже если лицо самостоятельно их разместило в общедоступном месте (интернет или социальные сети). Раньше такие личные данные можно было распространять без получения согласия от их владельца (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

В случае, если сотрудник не дал согласия на распространение ПДн, но при этом дал согласие на обработку, то работодатель не в праве передавать информацию третьим лицам (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Правило не распространяется на передачу ПДн гос. органам (ИФНС, ФСС, ПФР, полиции и другим).

Стоит отметить, что сотрудник и вовсе может отказаться от дачи согласия на обработку ПДн. Но это не значит, что работодатель не вправе обрабатывать такие данные. Это возможно в случаях, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Одним из которых является выполнение возложенных законом обязанностей на компанию.

Получить согласие на распространение ПДн можно двумя способами:

1. Непосредственно у физ. лица, то есть с личной подписью на бумаге;

2. Через информационную систему Роскомнадзора. Любое физ. лицо может подключиться к системе для того, чтобы указать какие ПДн и кому он разрешает распространять.

Оператор, в свою очередь, также имеет возможность подключиться к данной системе и не получать от конкретного физического лица письменное согласие, а использовать информацию, содержащуюся в системе Роскомнадзора. Это возможность станет доступной с 1 июля 2021 года.

Компаниям и ИП однозначно стоит уделить внимание новшествам, описанным выше, так как штрафные санкции увеличились вдвое.

Начиная с 27 марта 2021 г. за работу с ПДн сотрудников без их письменного согласия ИП ждет штраф от 20 000 до 40 000 руб., организации, при аналогичном нарушении должны будут уплатить от 30 000 до 150 000 руб.

Если же ИП нарушит законодательство повторно, то штраф будет составлять от 100 000 до 300 000 руб., а для компаний — от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП). Наказание за такое правонарушение может последовать в течение года (ст. 4.5 КоАП РФ).

Подведем итог: правила обработки личных данных касаются абсолютно всех физических и юридических лиц.

В этой связи, работодателям целесообразно брать с сотрудников:

1. согласия на обработку персональных данных;

2. согласия на распространение персональных данных.

Документы составляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Игнорирование правил обработки и распространения данных может привести к серьезным финансовым потерям.

В программах 1С новый документ «Согласие на распространение персональных данных» на данный момент не реализован. Но и о наличии согласия на обработку персональных данных знают далеко не все бухгалтеры.

Первое, что необходимо знать — это то, что все данные хранятся в карточках физ. лиц. При приеме на работу личные данные субъекта в справочнике «Физические лица» заполняются автоматически на основании справочника «Сотрудники».

Обработка ПД работников должна осуществляться в соответствии со следующими основными правилами, установленными ст. 86 ТК РФ:

  • обработка может осуществляться лишь в интересах сотрудников или в связи с осуществлением ими трудовой деятельности;
  • ПД могут быть получены организацией только от своего сотрудника или на основании его письменного согласия от третьей стороны;
  • финансовый источник организации защиты рассматриваемых данных — средства работодателя;
  • не допускается отказ работника от своих прав на защиту ПД, отказ в любой форме не может рассматриваться как действительный;
  • меры по защите ПД — вопрос совместной деятельности работника и работодателя.

Обязанность предприятия иметь утвержденное положение о персональных данных работников следует из ст. 87 ТК РФ. Согласно данной норме, положение разрабатывается и утверждается работодателем самостоятельно. При этом оно должно отвечать требованиям Трудового кодекса и иных правовых актов в сфере защиты ПД и регулировать вопросы их хранения и использования.

Закон не устанавливает структуру документа, но практикой выработаны основные разделы, которые желательно указать в положении.

В их число входят:

  1. Вводная часть, отражающая основания принятия локального акта. В ней также перечисляются нормы законодательства, регулирующие вопросы обработки ПД, а также раскрываются основные понятия, используемые в Положении (можно взять из ст. 3 закона 152-ФЗ).
  2. Перечень сведений, составляющих ПД сотрудников фирмы.
  3. Перечень обрабатываемых организацией документов, в которых такие сведения содержатся.
  4. Правила обработки данных.
  5. Порядок получения доступа к ПД тех или иных лиц.
  6. Меры, направленные на защиту обрабатываемых данных.
  7. Права и обязанности сторон правоотношений в области работы с ПД.
  8. Ответственность организации за нарушения в сфере охраны и защиты ПД.

С положением о защите персональных данных работников необходимо ознакомить под расписку.

Согласие должно содержать следующую информацию:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) субъекта персональных данных;

2) контактная информация (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес субъекта персональных данных);

3) сведения об операторе-организации — наименование, адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен субъекту персональных данных);

сведения об операторе-физическом лице — фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания;

сведения об операторе-гражданине, являющимся индивидуальным предпринимателем, — фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен субъекту персональных данных);

4) сведения об информационных ресурсах оператора (адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имя файла веб-страницы), посредством которых будут осуществляться предоставление доступа неограниченному кругу лиц и иные действия с персональными данными субъекта персональных данных;

5) цель (цели) обработки персональных данных;

6) категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных:

персональные данные (фамилия, имя, отчество (при наличии), год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия, социальное положение, доходы, другая информация, относящаяся к субъекту персональных данных);

специальные категории персональных данных (расовая, национальная принадлежности, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, интимной жизни, сведения о судимости);

Статья 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

биометрические персональные данные ;

Статья 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

7) категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты, а также перечень устанавливаемых условий и запретов (заполняется по желанию субъекта персональных данных);

Часть 9 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

8) условия, при которых полученные персональные данные могут передаваться оператором, осуществляющим обработку персональных данных, только по его внутренней сети, обеспечивающей доступ к информации лишь для строго определенных сотрудников, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, либо без передачи полученных персональных данных (заполняется по желанию субъекта персональных данных) ;

Часть 9 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

9) срок действия согласия.

Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).

Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

С 1 марта 2021 года вместо общедоступных данных появилось понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – сведения о субъекте, доступ к которым субъект предоставил неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку этих ПД, разрешенных им для распространения в порядке, предусмотренном Законом № 152-ФЗ (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.

К сведению: в прежней редакции закона распространением назывались действия, направленные на передачу ПД определенному кругу лиц или на ознакомление с ПД неограниченным кругом лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ПД каким-либо иным способом.

Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.

В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

Обратите внимание: если работник сам раскроет свои личные данные, но не предоставит согласие, доказывать правомерность их распространения придется всем лицам, которые распространили эти сведения. Доказывать это понадобится и в случае, если ПД оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы.

Основные требования к согласию установлены ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.

Составляя согласие, работодатель должен предоставить работнику возможность определить список тех персональных данных, которые он разрешает распространять, по каждой категории (общие, специальные, биометрические).

В согласии должно быть четко сформулировано, на что конкретно согласен работник. Если он не согласен с распространением или не указал специальные условия обработки для некоторых категорий персональных данных и их перечень – такие сведения можно только обрабатывать, без распространения (передачи, предоставления и иных действий) неограниченному кругу лиц.

Если из согласия не совсем понятно, что можно делать с ПД, а что нельзя, лучше ничего не публиковать.

Обратите внимание: молчание или бездействие работника ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

Получает согласие работодатель в первую очередь непосредственно от работника. А с 1 июля 2021 года его можно будет оформить с использованием инфосистемы Роскомнадзора.

Работодатель обязан опубликовать информацию об условиях обработки персональных данных и запретах, наложенных субъектом, в течение трех дней после получения согласия. Где ее публиковать – пока непонятно. Придется ждать разъяснений Роскомнадзора.

Нельзя запретить публиковать персональные данные, если они распространяются в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законами РФ.

Работник может в любой момент потребовать запретить распространение своих ПД. Это требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта ПД и перечень данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента получения работодателем такого требования.

Обратиться с запретом на распространение своих ПД субъект может к любому лицу, обрабатывающему его данные, при несоблюдении этим лицом требований ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Можно и обратиться в суд. Распространение данных должно прекратиться:

  • в течение трех рабочих дней с момента обращения;

  • или в срок, указанный в постановлении суда;

  • или в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Положения ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ не распространяются на случаи обработки персональных данных органами власти.

К сведению: уведомлять Роскомнадзор о том, что сотрудники дали согласие распространять информацию о них, не нужно (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных.

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст. 673).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных является соблюдение операторами обязательных требований в области персональных данных, установленных Федеральным законом «О персональных данных» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под оператором понимается контролируемое лицо, самостоятельно или совместно с другими контролируемыми лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, в том числе на основании поручения, а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2. Федеральный государственный контроль (надзор) за обработкой персональных данных осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — контролирующий орган) и его территориальными органами.

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, являются:

а) руководитель контролирующего органа;

б) заместитель руководителя контролирующего органа;

в) руководитель территориального органа контролирующего органа;

г) заместитель руководителя территориального органа контролирующего органа;

д) должностные лица контролирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит реализация полномочий по осуществлению данного вида контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;

е) должностные лица территориального органа контролирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит реализация полномочий по осуществлению данного вида контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель контролирующего органа;

б) заместитель руководителя контролирующего органа;

в) руководитель территориального органа контролирующего органа;

г) заместитель руководителя территориального органа контролирующего органа.

5. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за обработкой персональных данных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

6. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных, применяются положения Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом.

7. Объектами контроля контролирующего органа (территориального органа) в рамках государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных являются:

а) деятельность и результаты деятельности операторов и третьих лиц, действующих по поручению оператора (далее — объекты контроля), по обработке персональных данных, осуществляемой с использованием и (или) без использования средств автоматизации;

б) результаты деятельности по разработке документов и локальных актов контролируемых лиц по обработке персональных данных, указанных в части 1 статьи 181 Федерального закона «О персональных данных», и принятых оператором мер, указанных в части 1 статьи 181 Федерального закона «О персональных данных».

8. Контролирующим органом (территориальным органом) учет объектов контроля обеспечивается посредством ведения единой информационной системы контролирующего органа (далее — информационная система), предусматривающей соответствующий функционал.

Учет объектов контроля осуществляется уполномоченными должностными лицами контролирующего органа (территориального органа) на основании вводимой в информационную систему информации:

содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных объекта контроля, поступившем в контролирующий орган (территориальный орган) в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О персональных данных»;

полученной в рамках межведомственного взаимодействия в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации;

о результатах контрольных мероприятий в отношении контролируемых лиц, размещаемой в информационной системе по окончании контрольных мероприятий в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

полученной из общедоступных источников информации.

Дополнение, изменение информации, на основании которой в информационной системе осуществляется учет объектов контроля, обеспечиваются уполномоченными должностными лицами контролирующего органа (территориального органа) при поступлении в контролирующий орган (территориальный орган) актуализированных сведений.

9. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных применяется система оценки и управления рисками.

10. Контролирующий орган (территориальный орган) при осуществлении государственного контроля (надзора) относит поднадзорные объекты к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее — категории риска):

а) высокий риск;

б) значительный риск;

в) средний риск;

г) умеренный риск;

д) низкий риск.

12. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, — инспекционный визит или выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, — инспекционный визит или выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, — инспекционный визит или документарная проверка или выездная проверка с периодичностью один раз в 4 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, — документарная проверка или выездная проверка с периодичностью один раз в 6 лет.

В отношении контролируемых лиц, деятельность которых в связи с обработкой персональных данных отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

13. При осуществлении государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

14. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — есть «Интернет#), в средствах массовой информации, в личных кабинетах контролируемых лиц в информационной системе.

15. Контролирующий орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» сведения, предусмотренные статьей 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Принимая на работу сотрудника, работодатель получает от него следующие данные личного характера:

  • Ф.И.О.;
  • адрес регистрации и места проживания;
  • серию и номер паспорта;
  • номер свидетельства ИНН;
  • СНИЛС;
  • о количестве детей, датах их рождения;
  • о семейном положении;
  • о предыдущей работе, сроках, причинах увольнения.

Согласно ст. 86-90 ТК РФ организация-работодатель должна придерживаться правил:

  • обработки личной информации сотрудников;
  • хранения и пользования данными;
  • передачи личных данных работников.

На основании ФЗ «О персональных данных» работникам предоставляется право требовать защиту сообщаемых работодателю сведений. Для обеспечения надлежащей работы с личными данными сотрудников каждая организация разрабатывает Положение о персональных данных работников. В этом документе устанавливаются:

  • какие сведения относятся к категории «персональных»;
  • кто имеет доступ к сведениям работников личного характера;
  • как осуществляется сохранность персональных данных (на каком носителе);
  • в каком порядке происходит обработка информации;
  • где фиксируются сведения о сотрудниках (оформляются ли личные дела, карточки, ведутся ли списки и т.д.);
  • на каких основаниях и кому могут передаваться данные о работнике;
  • как защищается доступ к данным (закодирована ли электронная информация, устанавливается ли сейф для материальных носителей);
  • порядок его утверждения и изменения.

Приложение может включать образцы заявлений работников:

  • о согласии с обработкой своих личных данных;
  • о согласии получения дополнительных сведений в отношении работника.

Типовой вариант такого документа по указанию руководства может быть разработан:

  • специалистом по кадрам;
  • юристом компании;
  • помощником руководителя.

Положение о персональных данных является принадлежащим к категории локальных актов предприятия. Его структура не должна противоречить действующему законодательству РФ.

Приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 N 18

При работе с Положением о данных в отношении работников работодатели допускают некоторые ошибки:

  1. При разработке документа не составляется приказ о его утверждении. При этом работодатель заблуждается в том, что разработка Положения равнозначна введению его в действие или согласию работников на сбор личной информации. На работодателя, который осуществляет обработку таких сведений без письменного согласия субъекта, может быть наложена санкция в виде штрафа в размере:
    • до 70 тысяч рублей (для юридического лица);
    • до 5 тысяч рублей (для ИП).
  2. Если Положение о персональных данных не доведено до всеобщего сведения, на работодателя может быть возложена ответственность по КоАП РФ в размере до 30 тысяч рублей. При привлечении к ответственности работодатель может наказать сотрудника, отвечающего за сбор и хранение информации на рабочем месте (например, объявить выговор). При повторном нарушении соответствующий работник может быть уволен.

  3. В документе установлена обязанность представления сотрудником информации о состоянии здоровья, о религиозных или политических предпочтениях, что является незаконным. Исключение составляют случаи, когда получение таких данных:
    • обусловлено требованиями законодательных актов (например, при поступлении на службу в органы полиции, прокуратуры и т.д.);
    • необходимо по запросу контролирующих органов (полиции, прокуратуры и т.д.);
    • производится с добровольного согласия работника, предоставленного в письменном виде.

В соответствии с ФЗ «О персональных данных» работодатель должен хранить все локальные акты об обращении с информацией в отношении работников в течение всего срока своей деятельности. Таким образом, наряду с Положением, в организациях постоянно должен храниться и приказ о его утверждении.

Приказ Министерства культуры России от 25.08.2010 №558 устанавливает, что сами сведения в отношении работников, в том числе личные дела, заявления, личные карточки, хранятся в течение 75 лет, в отношении руководителей – постоянно. Результаты обработки информации о среднем возрасте, об образовании, стаже сотрудников государственной службы хранятся постоянно.

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Приказ об утверждении положения о персональных данных

Работа с персональными данными работников регулируется внутренним документом организации – соответствующим Положением. Обязательность его наличия обусловлено требованием ст. 87 ТК .

Все действия, связанные с получением, обработкой, изменением и т.д. данных индивидуального характера, подчиняются нормативам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее Закон).

Пункт 2 часть 1 статья 18.1 Закона дает понятие персональным данным (далее ПД), к которым относят любую информацию, касающуюся субъекта прямо или косвенно, позволяющего идентифицировать его. Если говорит о работнике, как субъекте ПД, то работодатель использует следующие параметры:

  • фамилия, имя и отчество;
  • информация о рождении: место и дата;
  • данные паспорта;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • адрес по прописке и фактического проживания;
  • сведения об образовании;
  • информация о стаже работы.

Все данные заносятся в личное дело сотрудника и пополняются в течение трудовой деятельности иной информацией персонального характера. Для организации работы, работодатель должен разработать Положение, в котором закрепить порядок и правила получения, хранения, использования полученных ПД работников.

Согласно положений Закона № 152-ФЗ, работодатель при приеме граждан на работу становится оператором обработки их личных данных. Это значит, что он берет на себя ответственность по сбору, хранению, обработке и иных действий в отношении получаемых сведений и вправе осуществлять их при помощи средств автоматизации или без них.

Работодатель обязан хранить личные дела своих сотрудников в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ и затем передавать их на хранение в архив. Чтобы не допустить утечку персональных данных, должен быть применен комплексный подход к этой работе. Для чего необходимо составить и утвердить соответствующее Положение.

Положение о персональных данных работников – образец 2021 года вы найдете в этой статье. Какой текст положения с учетом всех требований законодательства? Приведем пример.

Персональные данные сотрудников – любая информация, необходимая администрации в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

В бухгалтерии и кадровой службе хранятся документы, в которых персональные данные сотрудников, – ведомости по зарплате, личные карточки, личные дела и другие. Все персональные данные сотрудника можно получить только от него самого.

Далее приведем возможный текст положения о защите персональных данных в 2021 году:

Общество с ограниченной ответственностью «Стелла»

(ООО Стелла»)

__________ А.С. Пушкин

9 июля 2021 года

ПОЛОЖЕНИЕ

О работе с персональными данными работников

9 июля 2021 года Москва

1. Общие положения

1.1. Положение о работе с персональными данными работников ООО «Стелла» разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок работы (сбора, обработки, использования, хранения и т. д.) с персональными данными работников и гарантии конфиденциальности сведений о работнике, предоставленных работником работодателю.

1.3. Настоящее Положение вступает в силу с 9 июля 2018 года.

2. Получение и обработка персональных данных работников

2.1. Персональные данные работника работодатель получает непосредственно от работника.
Работодатель вправе получать персональные данные работника от третьих лиц только при наличии письменного согласия работника или в иных случаях, прямо предусмотренных в законодательстве.

2.2. При поступлении на работу работник заполняет анкету, в которой указывает следующие сведения о себе:
– пол;
– дату рождения;
– семейное положение;
– отношение к воинской обязанности;
– местожительство и домашний телефон;
– образование, специальность;
– предыдущее(ие) место(а) работы;
– иные сведения, с которыми работник считает нужным ознакомить работодателя.

2.3. Работодатель не вправе требовать от работника представления информации о политических и религиозных убеждениях и о его частной жизни.

2.4. Работник представляет работодателю достоверные сведения о себе. Работодатель проверяет достоверность сведений, сверяя данные, представленные работником, с имеющимися у работника документами.

2.5. При изменении персональных данных работник письменно уведомляет работодателя о таких изменениях в разумный срок, не превышающий 14 дней.

2.6. По мере необходимости работодатель истребует у работника дополнительные сведения. Работник представляет требуемые сведения и в случае необходимости предъявляет документы, подтверждающие достоверность этих сведений.

2.7. Анкета работника хранится в его личном деле. В личном деле также хранится вся информация, относящаяся к персональным данным работника. Ведение личных дел возложено на отдел бухгалтерии, ответственный за ведение личных дел – бухгалтер организации.

3. Хранение персональных данных работников

3.1. Анкета работника хранится в его личном деле. В личном деле также хранится вся информация, которая относится к персональным данным работника. Ведение личных дел возложено на отдел бухгалтерии, ответственный за комплектование личных дел – бухгалтер организации.

3.2. Личные дела и личные карточки хранятся в бумажном виде в папках, прошитые и пронумерованные по страницам. Личные дела и личные карточки находятся в отделе бухгалтерии в специально отведенном шкафу, обеспечивающем защиту от несанкционированного доступа. В конце рабочего дня все личные дела и личные карточки сдаются в отдел бухгалтерии.

3.3. Персональные данные работников могут также храниться в электронном виде в локальной компьютерной сети. Доступ к электронным базам данных, содержащим персональные данные работников, обеспечивается двухступенчатой системой паролей: на уровне локальной компьютерной сети и на уровне баз данных. Пароли устанавливаются заместителем руководителя организации и сообщаются индивидуально работникам, имеющим доступ к персональным данным работников.

3.4. Изменение паролей заместителем руководителя организации происходит не реже одного раза в два месяца.

3.5. В целях повышения безопасности по обработке, передаче и хранению персональных данных работников в информационных системах проводится их обезличивание. Для обезличивания персональных данных применяется метод введения идентификаторов, то есть замена части сведений персональных данных идентификаторами с созданием таблиц соответствия идентификаторов исходным данным.

3.6. Доступ к персональным данным работника имеют руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, а также непосредственный руководитель работника. Специалисты отдела бухгалтерии – к тем данным, которые необходимы для выполнения конкретных функций. Доступ специалистов других отделов к персональным данным осуществляется на основании письменного разрешения руководителя организации или его заместителя.

3.7. Копировать и делать выписки из персональных данных работника разрешается исключительно в служебных целях с письменного разрешения руководителя организации, его заместителя и главного бухгалтера.

4. Использование персональных данных работников

4.1. Персональные данные работника используются для целей, связанных с выполнением работником трудовых функций.

4.2. Работодатель использует персональные данные, в частности, для решения вопросов продвижения работника по службе, очередности предоставления ежегодного отпуска, установления размера зарплаты. На основании персональных данных работника решается вопрос о допуске его к информации, составляющей служебную или коммерческую тайну.

Различного рода информация, которая относится к определенному физическому лицу, является его персональными данными. Соответственно, такое физическое лицо именуется субъектом персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ ). К субъектам персональных данных относятся в том числе и работники.

Работодатель, в свою очередь, занимается обработкой персональных данных своих работников, т. е. производит сбор данных, их систематизацию, хранение, обновление, передачу, удаление и т.д. Это, к примеру, паспортные данные работников, сведения об адресе их проживания, информация об образовании или стаже работников, о заработной плате или семейном положении, о деловых качествах и даже увлечениях работников и т.д.

Обрабатывая персональные данные своих работников, работодатель должен гарантировать, что при этом не нарушаются их права и свободы. В частности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Иными словами, работодатель должен обеспечивать надежную защиту персональных данных.

С целью обеспечения выполнения требований к порядку обработки персональных данных работников и защите этих сведений работодатель может разработать и утвердить Положение о работе с персональными данными работников. Оно также может именоваться, например, Положением об обработке персональных данных работников, Положением о защите персональных данных или даже Положением о персональных данных работников.

Работодатель должен внимательно подходить к разработке такого Положения, а в дальнейшем четко следовать указанному в нем порядку, ведь нарушение им законодательства о персональных данных чревато штрафами.

Так, например, обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, может повлечь наложение штрафа на должностных лиц работодателя в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на работодателя-организацию – от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ ).

Хотя необходимо иметь в виду, что Положение о персональных данных обязательно и для работников. Работник может быть даже уволен за разглашение персональных данных другого работника, ставших известными ему при исполнении своих трудовых обязанностей (пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ).

Есть вопросы, какие кадровые документы должны быть оформлены в обязательном порядке, как их вести и заполнять? Задайте их на нашем форуме. Например, здесь можно узнать, чем грозит отсутствие согласия на обработку данных.

Под персональными данными принято понимать любую информацию, относящуюся к человеку — субъекту, определяемому прямо либо косвенно согласно критериям закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Данные о человеке попадают под юрисдикцию закона № 152-ФЗ в том случае, если находятся в распоряжении оператора персональных данных или подлежат обработке с его участием (п. 1 ст. 1 закона № 152-ФЗ). Признакам оператора, в частности, соответствуют фирмы, имеющие наемных работников, поскольку они осуществляют обработку широкого спектра сведений о субъектах в процессе выстраивания с ними трудовых отношений.

Как составить согласие на обработку персональных данных, смотрите в здесь.

Нормы ст. 87 ТК РФ, а также п. 2 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ предписывают работодателям регламентировать операции с персональными данными своих работников. Однако в отмеченных НПА, равно как и в других федеральных источниках права, четко не определено, каким именно образом данная обязанность должна выполняться. На практике это чаще всего осуществляется посредством разработки и утверждения фирмой внутрикорпоративного положения о персональных данных нанятых работников.

Какая статья КоАП РФ предусматривает штраф за нарушения при обработке персональных данных, узнайте по ссылке.

Рассматриваемый документ содержит локальные нормы, определяющие:

  • цели и задачи фирмы при работе с персональными данными;
  • перечни фактических и потенциально задействуемых в бизнес-процессах компании персональных данных;
  • описание операций с данными, практикуемых компанией;
  • способы доступа к данным, используемые в фирме;
  • обязанности сотрудников фирмы, задействующих при выполнении трудовой функции те или иные данные;
  • права сотрудников фирмы на приобретение санкционированного доступа к данным;
  • правовые механизмы ответственности работников фирмы за нарушения при операциях с данными.

Исходя из отмеченного перечня норм, положение об обработке персональных данных работников может быть представлено следующими ключевыми разделами:

  • устанавливающим общие положения документа;
  • фиксирующим критерии выделения персональных данных из массива информации, задействуемой в документообороте и на иных участках внутрикорпоративных коммуникаций;
  • определяющим перечень ключевых операций с персональными данными;
  • регламентирующим осуществление соответствующих операций;
  • определяющим порядок доступа работников фирмы и иных лиц к данным;
  • устанавливающим обязанности сотрудников, участвующих в операциях с данными;
  • устанавливающим права сотрудников компании в части получения доступа к таким данным и осуществления необходимых операций с ними;
  • определяющим механизмы ответственности сотрудников фирмы за нарушения локальных норм и положений законодательства РФ, регламентирующих операции с персональными данными.

Положение о внутрикорпоративных операциях с персональными данными должен заверить руководитель фирмы. С копией этого документа обязаны ознакомиться все сотрудники под расписку (подп. 6 п. 1 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).

Каждая фирма, имеющая статус оператора персональных данных (таковыми являются все работодатели), обязана утвердить локальный правовой акт, который регламентирует операции с подобными данными. Чаще всего таким локальным актом становится положение, утверждаемое генеральным директором фирмы.

Ознакомиться с прочими аспектами кадрового документооборота вы можете в статьях:

В ст. 87 Трудового кодекса и ст. 18.1 закона зафиксирована обязанность работодателя по формулировке и закреплению во внутренних актах порядка обработки, хранения личных данных персонала, перечня шагов по их защите. Указанным документом чаще всего является положение об обработке персональных данных работников.

Закон не предъявляет специфических требований к составлению локального акта. На практике в него включается следующая информация:

  • общие нормы, содержащие предназначение акта, ссылки на нормативную основу его разработки;
  • состав личных сведений, список их носителей;
  • права работника по контролю за обращением с его личной информацией;
  • меры, которые требуется предпринимать организации для защиты сведений, порядок обработки, использования;
  • последовательность действий при передаче персональной информации;
  • список сотрудников, обладающих доступом;
  • санкции за неисполнение правил обращения с рассматриваемыми сведениями.

Положение о персональных данных работников подлежит утверждению приказом руководителя юрлица.

Всем работникам указанный акт предоставляется для ознакомления, для чего может быть заведен специальный журнал с перечнем работающих в компании субъектов, где каждый ставит подпись после прочтения правил.

Образец положения о работе с персональными данными можно скачать по ссылке: Положение о работе с персональными данными (образец-2020).

***

Работодатель, выступая субъектом, получающим и обрабатывающим личную информацию персонала, обязан принять необходимые меры для ее защиты при обработке, хранении, использовании. Соответствующие меры регламентируются положением о персональных данных, предоставляемым для ознакомления всем работникам.

Положение о персональных данных работников — образец

Под персональными данными принято понимать любую информацию, относящуюся к человеку — субъекту, определяемому прямо либо косвенно согласно критериям закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

Данные о человеке попадают под юрисдикцию закона № 152-ФЗ в том случае, если находятся в распоряжении оператора персональных данных или подлежат обработке с его участием (п. 1 ст. 1 закона № 152-ФЗ). Признакам оператора, в частности, соответствуют фирмы, имеющие наемных работников, поскольку они осуществляют обработку широкого спектра сведений о субъектах в процессе выстраивания с ними трудовых отношений.

Полный перечень сведений о работниках, являющихся персональными данными, вы найдете в КонсультантПлюс. Это важно знать, поскольку к персональной информации относятся не только сведения о работнике, но и его фото например. Есть и другие интересные моменты. А ведь за нарушения в работе с персональными данными установлены довольно существенные штрафы. Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Путеводитель. Это убережет вас от ошибок и позволит избежать ответственности.

Как составить согласие на обработку персональных данных, смотрите в здесь.

См. также «Пропуск с фото может повлечь штраф за персональные данные».

Использование конфиденциальной информации о сотрудниках внутри самой компании регламентировано Положением о персональных данных, которое принимается руководителем. Сотрудники непременно должны быть ознакомлены с этим порядком, что подтверждается их личными подписями.

Организация должна предусмотреть круг лиц, которым предоставляется по долгу службы санкционированный доступ к персональным сведениям. Этими лицами должно быть подписано Обязательство о неразглашении, форма которого также разрабатывается в рамках организации.

  1. Запрещение предоставления данных любым третьим лицам или органам без наличия письменного согласия самого физического лица (исключение – угроза жизни и/или здоровью).
  2. Запрет на коммерческое использование полученных данных.
  3. При передаче четко регламентировать цель сообщения сведений и предупредить о ней получающее лицо.
  4. То или иное лицо, которому разрешено использовать персональные данные, может это делать только в объеме должностной инструкции.
  5. Отклонение от установленного порядка предусматривает серьезную ответственность виновного лица.

Нормы ст. 87 ТК РФ, а также п. 2 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ предписывают работодателям регламентировать операции с персональными данными своих работников. Однако в отмеченных НПА, равно как и в других федеральных источниках права, четко не определено, каким именно образом данная обязанность должна выполняться. На практике это чаще всего осуществляется посредством разработки и утверждения фирмой внутрикорпоративного положения о персональных данных нанятых работников.

Является ли положение о персональных данных обязательным для работодателя документом? Ответ на этот вопрос дали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал.

Какая статья КоАП РФ предусматривает штраф за нарушения при обработке персональных данных, узнайте по ссылке.

Принимая на работу сотрудника, работодатель получает от него следующие данные личного характера:

  • Ф.И.О.;
  • адрес регистрации и места проживания;
  • серию и номер паспорта;
  • номер свидетельства ИНН;
  • СНИЛС;
  • о количестве детей, датах их рождения;
  • о семейном положении;
  • о предыдущей работе, сроках, причинах увольнения.

Согласно ст. 86-90 ТК РФ организация-работодатель должна придерживаться правил:

  • обработки личной информации сотрудников;
  • хранения и пользования данными;
  • передачи личных данных работников.

На основании ФЗ «О персональных данных» работникам предоставляется право требовать защиту сообщаемых работодателю сведений. Для обеспечения надлежащей работы с личными данными сотрудников каждая организация разрабатывает Положение о персональных данных работников. В этом документе устанавливаются:

  • какие сведения относятся к категории «персональных»;
  • кто имеет доступ к сведениям работников личного характера;
  • как осуществляется сохранность персональных данных (на каком носителе);
  • в каком порядке происходит обработка информации;
  • где фиксируются сведения о сотрудниках (оформляются ли личные дела, карточки, ведутся ли списки и т.д.);
  • на каких основаниях и кому могут передаваться данные о работнике;
  • как защищается доступ к данным (закодирована ли электронная информация, устанавливается ли сейф для материальных носителей);
  • порядок его утверждения и изменения.

Приложение может включать образцы заявлений работников:

  • о согласии с обработкой своих личных данных;
  • о согласии получения дополнительных сведений в отношении работника.

Типовой вариант такого документа по указанию руководства может быть разработан:

  • специалистом по кадрам;
  • юристом компании;
  • помощником руководителя.

Положение о персональных данных является принадлежащим к категории локальных актов предприятия. Его структура не должна противоречить действующему законодательству РФ.

Работодатель обязан не просто разработать документ, регламентирующий порядок хранения и использования информации о сотрудниках, он должен ввести его в действие. Именно для этого работодателем составляется распоряжение об утверждении разработанного положения.

Новое согласие на обработку персональных данных — 2021

Рассматриваемый документ содержит локальные нормы, определяющие:

  • цели и задачи фирмы при работе с персональными данными;
  • перечни фактических и потенциально задействуемых в бизнес-процессах компании персональных данных;
  • описание операций с данными, практикуемых компанией;
  • способы доступа к данным, используемые в фирме;
  • обязанности сотрудников фирмы, задействующих при выполнении трудовой функции те или иные данные;
  • права сотрудников фирмы на приобретение санкционированного доступа к данным;
  • правовые механизмы ответственности работников фирмы за нарушения при операциях с данными.

Исходя из отмеченного перечня норм, положение об обработке персональных данных работников может быть представлено следующими ключевыми разделами:

  • устанавливающим общие положения документа;
  • фиксирующим критерии выделения персональных данных из массива информации, задействуемой в документообороте и на иных участках внутрикорпоративных коммуникаций;
  • определяющим перечень ключевых операций с персональными данными;
  • регламентирующим осуществление соответствующих операций;
  • определяющим порядок доступа работников фирмы и иных лиц к данным;
  • устанавливающим обязанности сотрудников, участвующих в операциях с данными;
  • устанавливающим права сотрудников компании в части получения доступа к таким данным и осуществления необходимых операций с ними;
  • определяющим механизмы ответственности сотрудников фирмы за нарушения локальных норм и положений законодательства РФ, регламентирующих операции с персональными данными.

Положение о внутрикорпоративных операциях с персональными данными должен заверить руководитель фирмы. С копией этого документа обязаны ознакомиться все сотрудники под расписку (подп. 6 п. 1 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).

При работе с Положением о данных в отношении работников работодатели допускают некоторые ошибки:

  1. При разработке документа не составляется приказ о его утверждении. При этом работодатель заблуждается в том, что разработка Положения равнозначна введению его в действие или согласию работников на сбор личной информации. На работодателя, который осуществляет обработку таких сведений без письменного согласия субъекта, может быть наложена санкция в виде штрафа в размере:
      до 70 тысяч рублей (для юридического лица);
  2. до 5 тысяч рублей (для ИП).
  3. Если Положение о персональных данных не доведено до всеобщего сведения, на работодателя может быть возложена ответственность по КоАП РФ в размере до 30 тысяч рублей. При привлечении к ответственности работодатель может наказать сотрудника, отвечающего за сбор и хранение информации на рабочем месте (например, объявить выговор). При повторном нарушении соответствующий работник может быть уволен.

  4. В документе установлена обязанность представления сотрудником информации о состоянии здоровья, о религиозных или политических предпочтениях, что является незаконным. Исключение составляют случаи, когда получение таких данных:
      обусловлено требованиями законодательных актов (например, при поступлении на службу в органы полиции, прокуратуры и т.д.);
  5. необходимо по запросу контролирующих органов (полиции, прокуратуры и т.д.);
  6. производится с добровольного согласия работника, предоставленного в письменном виде.

Это один из самых важных разделов в положении, поскольку именно он будет определять, какие именно сведения подпадают под понятие персональных. Составлять этот раздел лучше всего только после того, как от работников получены все необходимые документы и проведен их анализ на предмет содержащихся в них сведений. Здесь же можно описать внутренние документы, в которых могут содержаться личные данные, и какие также должны подлежать защите.

В этом разделе нужно описать какие подразделения, либо конкретные лица, получают право на работу с персональными данными. Также здесь нужно конкретно указать носители, на которых могут храниться данные (например, в виде распечаток на бумаге, в электронном виде в базе данных и т.д.)

В разделе нужно описать каким образом персональные данные, имеющиеся в компании, могут быть использованы другими работниками, не имеющими на это полномочий. Также в этом разделе необходимо обговорить порядок предоставления имеющихся сведений в другие организации, госорганы, прочим лицам.

В этом разделе нужно описать какие именно действия обязаны выполнять работники, допущенные к личным данным сотрудников компании.

Здесь описываются права работников, которые передали компании свои персональные сведения, и тех, кто обладает доступом к таким сведениям в процессе выполнения обязанностей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *