Суд и его роль в уголовном судопроизводстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суд и его роль в уголовном судопроизводстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В уголовном судопроизводстве суд всегда занимал исключительное положение, однако после принятия УПК РФ положение это принципиально изменилось. По УПК РСФСР суд был одним из органов государства, осуществляющих уголовное судопроизводство. Все эти органы объединяли общие для них задачи уголовного судопроизводства (ст. 2 УПК РСФСР). Вместе с прокурором, следователем и лицом, производящим дознание, суд обязан был в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принимать все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию (ст. 3 УПК РСФСР). На суде, так же как и на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание, лежала процессуальная обязанность принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, как отягчающие, так и смягчающие его ответственность обстоятельства (ст. 20 УПК РСФСР).

Поэтому и при рассмотрении дела судом участие государственного обвинителя было необязательным, и суд самостоятельно выполнял не только функцию разрешения дела, но и функции обвинения и защиты, если в процессе возникала такая необходимость. В силу ч. 2 ст. 243 УПК РСФСР председательствующий был обязан принять все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и установлению истины, устраняя из судебного разбирательства все, не имеющее отношения к делу, и обеспечивая воспитательное воздействие судебного процесса.

По существу, действовала единая «технологическая цепочка», в которой все органы государства, осуществляющие процесс, действовали, дополняя друг друга, исправляя в каждой из последующих стадий ошибки, односторонность и неполноту, допущенные на предшествующей стадии. Такое построение процесса позволяло рассматривать суд как инструмент в руках государственной власти и использовать его совместно со следственным аппаратом и прокуратурой как средство осуществления политики государства.

Однако такое положение суда среди субъектов уголовно-процессуальной деятельности не соответствует природе уголовного судопроизводства, которое всегда сопряжено со столкновением интересов обвинения и защиты, с противоборством между ними. Уголовное судопроизводство возникает по поводу сообщения о совершенном или готовящемся преступлении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Движущей силой уголовного судопроизводства является обвинение, которому всегда в той или иной мере противостоит защита. И для решения правового спора этих процессуальных сторон необходим самостоятельный, независимый и беспристрастный субъект, способный объективно, законно и обоснованно разрешить спор обвинения и защиты. Именно такую роль призван выполнять в уголовном судопроизводстве суд.

Такая роль суда в современном уголовном судопроизводстве России была предопределена Концепцией судебной реформы 1991 г., а позже получила правовое оформление в Конституции РФ 1993 г. и российском законодательстве, в том числе в УПК. Суд приобрел статус органа государственной власти, на который возложено осуществление судебной власти (ст. 10 Конституции РФ). Из ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» следует, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и — применительно к уголовному процессу — привлекаемых в установленном законом порядке присяжных заседателей. В качестве судов, осуществляющих уголовное судопроизводство, выступают только суды общей юрисдикции. При этом по смыслу ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» носителями судебной власти признаны в их личном качестве именно судьи, т. е. лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе; представители народа, привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия.

Все суды общей юрисдикции (мировые судьи, районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и Верховный Суд РФ) правомочны рассматривать и разрешать уголовные дела. Однако их полномочия определены пределами подсудности уголовных дел каждому из них. Подсудность зависит от определенных качеств (признаков) самого уголовного дела: квалификации преступления, вида и размера возможного наказания, места совершения преступления, иногда от свойств личности обвиняемого. Подсудность — это предписанная процессуальным законом совокупность признаков уголовного дела, по которым определяется, какой из судов будет правомочен принять данное дело к рассмотрению в качестве суда первой инстанции, рассмотреть и разрешить его.

Подсудность уголовных дел, будучи прямо предписана законом, является гарантией конституционного права граждан: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). Наличие в законе строгих правил о подсудности уголовных дел является гарантией и другого конституционного положения: «Создание чрезвычайных судов не допускается» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).

Из этого следует, что подсудность устанавливается в законе для определенных категорий дел и остается неизменной до тех пор, пока не изменен процессуальный закон. Каким бы сложным и важным ни было рассматриваемое дело, государство не вправе создавать какие-либо чрезвычайные судебные или квазисудебные органы для рассмотрения конкретного дела. Производство по любому уголовному делу подчиняется заранее установленным в законе и известным участникам процесса правилам о подсудности, и подсудность не может быть произвольно изменена.

Анализ положений ст. 31—36 УПК позволяет выделить несколько видов подсудности уголовных дел: предметную (родовую), персональную и территориальную. Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Виды подсудности позволяют относительно пропорционально распределить нагрузку между судами, обеспечивая, с одной стороны, близость и доступность суда населению, а с другой — компетентность суда, устанавливая, что дела о наиболее тяжких преступлениях рассматриваются более высоким звеном судебной системы.

Предметная (родовая) подсудность определяется в зависимости от квалификации преступления или вида и размера наказания. Самая широкая предметная подсудность у районных судов. Эти суды вправе рассматривать все уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности других судов (ч. 2 ст. 31 УПК). Предметная подсудность уголовных дел районным судам на практике обеспечивает рассмотрение этим звеном судебных органов примерно 55—60% уголовных дел, направляемых для разрешения в суд. Среди них наибольший удельный вес составляют дела о таких преступлениях, как кражи, грабежи, разбои, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, убийства без отягчающих обстоятельств.

К подсудности мировых судей ч. 1 ст. 31 УПК относит уголовные дела о преступлениях, за которые УК предусматривает максимальное наказание не более трех лет лишения свободы. Но при этом законодатель исключает из этого правила более 90 статей УК, предусматривающих преступления с такими же санкциями. Согласно ч. 2 ст. 31 УПК эти преступления отнесены также к предметной подсудности районных судов. Фактическое количество уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями, составляет около 40—45%.

В качестве суда первой инстанции по отдельным категориям дел могут выступать и суды среднего звена судебной системы — суды субъектов РФ: верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, автономной области или автономного округа (ч. 3 ст. 31 УПК). К предметной подсудности судов этого звена законодатель относит, как правило, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, например об убийстве (ч. 2 ст. 105 УК); похищении человека (ч. 3 ст. 126 УК); об изнасиловании (ч. 3 ст. 131 УК); террористическом акте (ст. 205 УК); захвате заложников (ч. 2—4 ст. 206 УК); государственной измене (ст. 275 УК); шпионаже (ст. 276 УК) и др. Однако к подсудности этих судов отнесены и некоторые преступления средней и даже небольшой тяжести, например преступления против правосудия, предусмотренные ст. 294—302, ч. 2, 3 ст. 303, ст. 305 УК.

Судам среднего звена подсудны также все уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК). Кроме того, они могут рассматривать и уголовные дела, переданные им из других судов в порядке ст. 34 или 35 УПК. Однако фактический объем уголовных дел, рассмотренных судами этого звена, составляет менее 1%.

Подсудность уголовных дел в известной мере связана и с составом суда. Уголовные дела, а также иные вопросы, разрешаемые судом при производстве по уголовному делу, могут рассматриваться в единоличном или коллегиальном составе судей. Коллегиальный состав судей может включать как профессиональных судей, так и профессионального судью и присяжных заседателей, но состав судей в конкретном судебном заседании должен быть законным.

Создание суда на основании закона является требованием и международного права. При этом Европейский Суд в ряде решений подчеркивает, что словосочетание «созданный на основании закона» относится не только к правовому основанию самого существования суда, но и к составу суда по каждому делу. Это означает, что каждый из судей и присяжных заседателей, участвующих в рассмотрении данного дела, должен быть назначен в установленном законом порядке. Кроме того, не должно быть обстоятельств, исключающих участие кого-либо из них в уголовном судопроизводстве (ст. 61—65 УПК), что позволяет обеспечить независимость и беспристрастность судей.

Состав суда различается в зависимости от того, какой суд рассматривает дело, какова степень тяжести рассматриваемого преступления, в какой инстанции рассматривается дело в данный момент производства.

Суд первой инстанции может действовать в составе одного судьи, единолично рассматривающего уголовное дело; в составе трех профессиональных судей или в составе профессионального судьи и 12 присяжных заседателей.

В первой инстанции единолично судьей рассматриваются все дела, подсудные мировым судьям. В федеральных судах единолично судьями рассматриваются практически все уголовные дела, за исключением тех, по которым процессуальный закон допускает возможность коллегиального рассмотрения.

В коллегиальном составе из трех профессиональных судей рассматриваются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если обвиняемый до назначения судебного заседания заявляет соответствующее ходатайство (п. 3 ч. 1 ст. 30 УПК). В таких случаях один из судей председательствует в судебном заседании и наделяется соответствующими полномочиями (ст. 243 УПК).

При рассмотрении некоторых уголовных дел, подсудных судам среднего звена, по ходатайству обвиняемого суд может рассматривать уголовное дело в составе профессионального судьи (он является председательствующим) и 12 присяжных заседателей (п. 2 ч. 1 ст. 30 УПК).

Вышестоящие судебные инстанции также могут иметь как единоличный, так и коллегиальный состав. В единоличном составе (судьей районного суда) осуществляется проверка судебных решений только мирового судьи в апелляционном порядке. Во всех иных случаях вышестоящие инстанции действуют в коллегиальном составе. С 2013 г. апелляционная проверка судебных актов федеральных судов осуществляется судом в составе трех судей соответствующей инстанции (ч. 3 ст. 30 УПК). Кассационная инстанция действует всегда в составе не менее трех судей, а единственная надзорная инстанция в лице Президиума Верховного Суда РФ проверяет судебные решения в составе большинства членов президиума (ч. 4 ст. 30 УПК).

Судебный контроль в досудебных стадиях и в стадии исполнения приговора, как правило, судьи осуществляют единолично. Исключением является только дача заключения о наличии признаков преступления при возбуждении уголовного дела или решении вопроса о привлечении в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц (п. 2, 21 ч. 1 ст. 448 УПК), о чем уже говорилось выше.

При этом распределение уголовных дел между судьями и назначение конкретного судьи в состав суда при рассмотрении данного дела в каждом из судов осуществляет председатель данного суда. Составы коллегий из трех судей в Верховном Суде РФ или судах среднего звена для принятия заключений и решений в порядке судебного контроля в досудебных стадиях при производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в частности судей, ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационной коллегией судей субъекта РФ (п. 9 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Руководитель следственного органа появился в числе участников уголовного процесса на стороне обвинения вместо начальника следственного отдела в результате изменений, внесенных 5 июня 2007 г. в ст. 39 УПК. Однако федеральными законами от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ эта статья снова была изменена, что следует учесть при изучении процессуального положения руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа — это «должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель» (п. 381 ст. 5 УПК). Следовательно, термин «руководитель следственного органа» охватывает все следственные органы: Следственный комитет РФ и его территориальные органы, а также следственные органы иных органов исполнительной власти и их территориальные подразделения (см. ч. 5 ст. 39 УПК).

Независимо от того, в каком из ведомств и на каком организационном уровне действует должностное лицо, какое из следственных подразделений оно возглавляет, его процессуальные полномочия как руководителя следственного органа определены ст. 39 УПК как единые для всех руководителей. Объем процессуальных полномочий предопределен функцией процессуального руководства. Анализируя положения ст. 39 и других статей УПК, можно выделить несколько видов полномочий руководителя следственного органа по осуществлению процессуального руководства следователем.

Полномочия по распределению уголовных дел между следователями. Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство следствия любому следователю своего следственного подразделения. Он может перераспределять уголовные дела, изымая дело из производства одного следователя и передавая его другому. При этом руководитель обязан указать основания передачи дела. Вопрос о перераспределении дел между следователями может возникать, например, в случае заявления следователю отвода или его самоотвода, разрешение которых отнесено к компетенции руководителя следственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 39, ст. 61, 67 УПК). Руководитель вправе отстранять следователя от дальнейшего производства расследования и в случаях, когда им допущено грубое нарушение уголовно-процессуального закона (п. 6 ч. 1 ст. 39 УПК).

При необходимости руководитель следственного органа может поручать расследование дела нескольким следователям, создавая для этого следственную группу, и может в ходе следствия изменять ее состав (п. 1 ч. 1 ст. 39, ст. 163 УПК). В отдельных случаях руководитель следственного органа вправе принимать к своему производству сообщения о преступлениях или уголовное дело. В таком случае он пользуется всеми правомочиями следователя (ч. 2 ст. 39 УПК).

Полномочия по проверке возбуждения дела и хода расследования. Руководитель следственного органа наделен правом проверять материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела в ходе следствия, оценивать законность и обоснованность действий и решений следователя (п. 2, 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Такую проверку он обязан осуществлять и в тех случаях, когда закон предписывает ему давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий, требующих разрешения суда, или ходатайства о разрешении суда на применение мер процессуального принуждения (п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 3171 УПК). Контроль качества расследования и законности и обоснованности решений следователя с 2007 г. усилен за счет того, что, согласно п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК, руководитель следственного органа получил право утверждать постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу.

Полномочия по руководству ходом расследования и своевременному исправлению ошибок и нарушений закона, допущенных следователем. Проверка материалов дела и принимаемых следователем решений по делу осуществляется руководителем следственного органа для того, чтобы своевременно выявить нарушения или ошибки следователя, предупредить их или, в случае необходимости, принять меры к их исправлению.

Основным полномочием руководителя в таких ситуациях является его право давать следователю письменные и обязательные для исполнения указания (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Эти указания могут касаться направления расследования, например выдвижения или проверки дополнительных версий, проверки отдельных обстоятельств дела в целях устранения противоречий или сомнений, поручения органам дознания оперативно-розыскных мероприятий, производства тех или иных следственных действий, направленных на собирание новых или проверку имеющихся в деле доказательств.

Руководитель следственного органа вправе давать следователю указания и о разрешении тех или иных правовых вопросов по делу, требующих оценки доказательств и обстоятельств дела по внутреннему убеждению, например указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификации деяния, об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Как отмечалось выше, такого рода указания могут быть оспорены следователем, что приостанавливает их исполнение. Следователь при этом вправе представить свои возражения руководителю вышестоящего следственного органа, отстаивая, таким образом, собственное внутреннее убеждение по данному вопросу.

Органы дознания. Значительную роль в расследовании преступлений и выполнении процессуальной функции обвинения играют органы дознания. К ним законодатель относит различные органы исполнительной власти и ряд должностных лиц, для которых уголовно-процессуальная деятельность не является их единственной и основной функцией, как, например, для следователя. Они вступают в уголовный процесс только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Иные полномочия, возлагаемые на органы дознания федеральным законодательством, могут быть связаны с уголовным процессом (например, административная, оперативно-розыскная, охранная деятельность), но осуществляются ими вне уголовного процесса. Следовательно, участниками уголовного процесса органы дознания являются лишь в той части своих полномочий, которые прямо предписаны процессуальным законом.

К органам дознания относятся прежде всего органы исполнительной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Такими полномочиями в настоящее время наделены органы внутреннихдел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и некоторые другие.

Кроме того, к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК).

К органам дознания законодатель относит и командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК). И еще одну группу составляют органы государственного пожарного надзора противопожарной службы (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК).

Органам дознания уголовно-процессуальный закон предписывает три вида процессуальной деятельности:

1) перечисленные органы дознания в пределах своих полномочий правомочны осуществлять дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Органы дознания проводят расследование уголовных дел в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК. Это, как правило, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, прямо перечисленные в ч. 3 ст. 150 УПК. Дела распределяются между органами дознания с учетом основных функций, которые они выполняют, о чем свидетельствуют предписания ч. 2 ст. 157 УПК. Например, командиры воинских частей осуществляют дознание по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, если преступление совершено военнослужащим;

2) органы дознания могут осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК). Выполняя свои основные функции, органы дознания могут первыми обнаруживать совершенное или готовящееся преступление и принимать меры к его пресечению. В таких ситуациях важно принять необходимые процессуальные меры к сохранению и закреплению имеющихся доказательств, независимо от того, кому будет в дальнейшем подследственно дело о данном преступлении. Поэтому орган дознания и наделяется правом в пределах полномочий, определенных ч. 2 ст. 157 УПК, возбудить уголовное дело и произвести те следственные действия, без которых доказательства могут быть утрачены, после чего в установленном законом порядке передает дело следователю (ст. 157 УПК);

3) органы дознания участвуют в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности еще и в случаях, когда следователь в порядке, предусмотренном УПК, дает им соответствующие поручения. Например, по письменному поручению следователя орган дознания может выполнять отдельные следственные действия по делу, расследуемому следователем. Этот вид процессуальной деятельности органов дознания прямо не указан в ст. 40 УПК, но он предусмотрен применительно к полномочиям следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и обязателен для исполнения органами дознания.

Кроме перечисленных органов дознания, в определенных ситуациях некоторые процессуальные полномочия могут приобретать и иные должностные лица, которые также названы законодателем в ст. 40 УПК. К их числу отнесены: 1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дознания, — по делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК). Перечисленные должностные лица, так же как и органы дознания, вправе возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия, но производить дознание в полном объеме они не могут.

Кроме должностных лиц и органов, ведущих уголовный процесс, на стороне обвинения участвуют и лица, отстаивающие свои интересы, нарушенные преступлением: потерпевший, гражданский истец и др.

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ст. 42 УПК).

Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). В соответствии с этим конституционным положением в УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК), и содержится совокупность таких правил судопроизводства, которые призваны обеспечить защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.

Конституционный Суд РФ указал, что право на судебную защиту, по смыслу ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, не подлежит ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей. В УПК со всей определенностью выражено право потерпевшего обжаловать процессуальные решения, а также действия (бездействие) должностных лиц и органов, преграждающие ему право на судебную защиту и затрагивающие его интересы (ст. 123 УПК). Лицу может быть отказано в признании потерпевшим только в том случае, если его права и законные интересы не были непосредственно нарушены преступлением, в связи с которым проводится расследование по делу, о чем выносится постановление.

Проявляется тенденция к повышению роли потерпевшего и его влияния на ход и принимаемые по делу решения не только по делам частного, но и по делам публичного обвинения. Так, по заявлению потерпевшего дело публичного обвинения небольшой или средней тяжести может быть прекращено ввиду примирения потерпевшего с обвиняемым (ст. 25 УПК); без согласия потерпевшего не может быть удовлетворено ходатайство обвиняемого об особом порядке судебного разбирательства (ч. 1 ст. 314 УПК); по жалобе потерпевшего (его представителя) допускается пересмотр вступивших в законную силу судебных решений по основаниям, ухудшающим положение осужденного (оправданного), а также при возобновлении производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (ст. 413 УПК). Несоблюдение процессуальных прав потерпевшего Верховный Суд РФ рассматривает как существенное нарушение закона, влекущее отмену приговора.

Основанием для признания лица потерпевшим является наличие данных, дающих основание полагать, что преступлением причинен вред потерпевшему. Решение о признании лица потерпевшим принимается либо по его заявлению, либо по инициативе органов предварительного расследования при наличии любого вида вреда. В момент вынесения постановления о признании лица потерпевшим факт причинения вреда преступлением может быть еще не доказан, однако наличие данных о том, что преступлением нанесен тот или иной вид вреда, достаточно для признания лица потерпевшим. Признание его таковым дает возможность использовать права, предоставленные потерпевшему для защиты своих интересов. Следует обратить внимание на то, что при производстве по уголовным делам частного обвинения сам факт подачи заявления потерпевшим и принятия мировым судьей дела к своему производству является основанием наделения потерпевшего процессуальными правами частного обвинителя (ч. 7 ст. 318 УПК).

С момента признания лица потерпевшим он является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и приобретает широкие права для защиты своих прав и законных интересов. Процессуальные права потерпевший (физическое лицо) может реализовывать как самостоятельно, так и наряду с представителем, которым могут быть не только адвокаты (договорное представительство), но и законные представители (представительство в силу прямого указания закона). Конституционный Суд РФ указал, что ч. 1 ст. 45 УПК «по ее конституционно-правовому смыслу не исключает, что представителями потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе могут быть — помимо адвокатов — лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец». При этом от услуг представителя он вправе отказаться, за исключением тех случаев, когда вместе с ним (или вместо него) в деле участвует законный представитель ввиду недееспособности или ограниченной дееспособности потерпевшего. В случае признания потерпевшим юридического лица осуществление его прав возлагается на лицо, правомочное в соответствии с ГК представлять его интересы (ст. 45 УПК). По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущен один из близких родственников или иное лицо, о допуске кото��ого ходатайствует потерпевший.

Отправление правосудия по уголовным делам в РФ осуществляется строго профессиональными судьями и в некоторых установленных законодательно ситуациях привлекаемыми для осуществления правосудия индивидами, которые выступают в процессе в роли присяжных заседателей.

Замечание 4

Рассмотрение уголовных дел производится судом коллегиально либо же судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения определенного дела формируется с обязательным учетом нагрузки и специализации профессиональных судей в том порядке, который исключает влияние на его формирование индивидов, заинтересованных в определенном исходе судебного разбирательства, в том числе и с использованием автоматизированной информационной системы.

Состав суда во время рассмотрения любых уголовных дел обязательно определяется исходя из установленной тяжести совершенного преступного деяния, его вида и размера последующего возможного наказания, а также подсудности и специфики определенных процессуальных задач судов разных инстанций.

Единолично уголовные дела способны рассматриваться:

  • Мировым судьей.
  • Профессиональным судьей районного суда строго в апелляционном порядке.
  • Судьей федерального суда общей юрисдикции в тех случаях, которые предусмотрены в ФЗ.
Замечание 5

Во всех прочих ситуациях рассмотрение уголовного дела происходит коллегиально.

Коллегиальность означает обязательное рассмотрение дела:

  • Судьей некоего федерального суда общей юрисдикции, а также коллегией, состоящей из двенадцати присяжных заседателей.
  • Коллегией в числе трех судей федерального суда общей юрисдикции.

В том случае, если определенному обвиняемому инкриминируется совершение некоего преступления, которое отнесено к подсудности верховного суда республики, областного либо краевого суда, либо суда города федерального значения, суда автономной области либо округа (то есть убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение гражданина при особо квалифицирующих обстоятельствах, а также бандитизм и прочее), то он имеет право выбирать состав суда, который будет заниматься рассмотрением его дела. Это может быть коллегия, состоящая из трех профессиональных судей либо профессиональный судья и коллегия, состоящая из двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение дела в судах кассационной, а также надзорной инстанции допустимо исключительно коллегиально и обязательно профессиональными судьями – тремя профессиональными судьями в суде кассационной инстанции, а также в числе не менее трех судей в составе надзорной инстанции.

Состав суда определен ст. 30 УПК РФ.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом

    • коллегиально или
    • судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Основной задачей этого этапа является трансформация постановлений, не успевших вступить в законную силу. Проверяется, прежде всего, их легитимность, аргументированность и беспристрастность. Действие данной стадии предусмотрено исключительно для актов, принятых мировым жрецом справедливости.

Стадия начинается с момента принесения апелляции и заканчивается отменой постановления или же оставлением последнего без изменений либо прекращением делопроизводства. Выступает своего рода средством исправления ошибок нижестоящего дворца справедливости.

Характерные черты кассационного производства:

  • оспаривание или доставка представления гособвинителем на не вступивший в действие приговор;
  • исследование обжалованного усмотрения и установление его законности;
  • принятие мер для реализации легитимности, объективности.

Кассационное производство является гарантом соблюдения законов уполномоченными лицами.

Вышеозначенная работа приостанавливает воплощение в жизнь санкции в отношении всех заинтересованных субъектов процесса. Старт нового разбирательства действия приходится на протяжении 30 дней с момента попадания в учреждение. Законодательство не предусматривает возможности продления этого промежутка времени, дабы не создавать волокиты.

Надзорными ступенями в России выступают:

  • президиумы Верховных судов Республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов;
  • судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • президиум Верховного Суда РФ.

Когда разбирательство свершения не осуществлялось в надзоре по области, то оно не будет рассматриваться прежде этого в верхней ступени.

Базисом исследования служит протест. Надзор производится не позже 15 дней со времени прихода дела, а в вышестоящем органе – даётся месячный срок. Общеобязательно фигурирование прокурора.

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Суд является органом государственной власти, осуществляющим судебную власть. Чтобы понять и осмыслить роль суда в уголовном судопроизводстве, необходимо раскрыть понятие «судебная власть». Если понятие «государственная власть» мы раскрываем через понятие субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями на уровне государства в лице его органов и должностных лиц, то понятие судебной власти уточняется и конкретизируется через понятие «власть», которая осуществляется специально уполномоченным на то органом государственной власти — судом. Статья 1 ФКЗ «О судебной системе» гласит, что «судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемыми в уголовном судопроизводстве в установленном законом порядке представителями народа: присяжными заседателями».

Конституция РФ в ст. 10 закрепила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть — это самостоятельная власть и действует независимо от законодательной и исполнительной. Согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного и гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между органами государства, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющих одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд в механизме сдержек и противовесов выступает важным его элементом. Судебная власть, как отмечает И.Л. Петрухин, «учреждена для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций, охраны прав и свобод граждан, контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивающих конституционность и законность их действий и решений».

Судебная власть есть тот реальный фундамент, который предназначен для обеспечения прочности конструкции государственности страны, разрешая конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности. Судебная власть призвана обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи судебная защита посредством уголовного судопроизводства выступает как часть общегосударственной защиты прав и свобод личности. Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

И только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции защиты личности. А поскольку деятельность правоохранительных органов, как разновидность государственной деятельности, направлена на обеспечение охранительной функции государства, то защита прав, свобод человека и гражданина в угол овном судопроизводстве для всех его участников, ведущих судопроизводство, выступает как цель (предназначение).

Именно такой смысл заложен в ст. 6 УПК, в которой отражено, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1) и защиту личности от незаконного необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод (п. 2). Если реализация п. 1 данной статьи осуществляется посредством функции обвинения (уголовное преследование), то п. 2 — посредством функции защиты от обвинения.

Поскольку общегосударственная функция судебной защиты призвана разрешать социальные конфликты, возникающие в правовой сфере жизни нашего общества субъект имеет право обратиться за защитой своих нарушенных прав к судебной власти. Судебная власть осуществляется посредством правосудия, поэтому правосудие представляет собой тот вид государственной деятельности, который по Конституции РФ возложен на судебную власть (ст. 18. ч. 1 ст. 118). Таким образом, правосудие есть форма осуществления судебной власти, и представляет собой ее функцию.

Сущностью судебной власти является возможность принудительно-регулятивно воздействовать на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебной власти проявляется не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечивать высший уровень правовых гарантий участниками судопроизводства. Судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законам процессуальной форме.

Особенностью уголовного судопроизводства является то, что оно охватывает властную деятельность не только суда, но и других органов: прокурора, руководителя бедственного органа, следователя, органа дознания, дознавателю и начальника подразделения дознания. С принятием УПК уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное производство и судебное производство. Первая часть охватывает только два этапа уголовного процесса — возбуждение уголовного дела и предварительное расследование, вторая — судебное производство, включая все последующие этапы уголовного судопроизводства.

Государственные органы, осуществляющие производство по уголовному делу в досудебном производстве, представляют собой органы исполнительной власти. Если в ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой, то не��бходимость его разрешения возложена именно на беспристрастный, независимый и объективный суд.

суд, судья, участник уголовного процесса, Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации участник уголовного процесса, суд, судья, Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Суд – основной участник уголовного процесса и субъект уголовно-процессуальной деятельности. Выполнение функции рассмотрения и разрешения дел, то есть функция правосудия, является его исключительной прерогативой. Правосудие – емкое понятие, которое не сводится лишь к деятельности в судебном разбирательстве по первой инстанции. В понятие правосудия надо включать не только деятельность судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению и разрешению дел в судебных заседаниях, но и судебный надзор, осуществляемый вышестоящими судами. Этот надзор имеет процессуальные формы и включает рассмотрение дел в кассационном порядке, в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Кроме того, понятие правосудия охватывает и такой вид судебной деятельности, как судебный контроль на стадии предварительного расследования, для которого предусмотрены следующие формы: принятие судом решений о применении таких мер пресечения, как домашний арест и заключении под стражу, о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права личности на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища и др. (ч. 2 ст. 29 УПК).

Основополагающим для правового статуса суда является положение о его самостоятельности и независимости. Самостоятельность судов есть внешнее выражение отделенности судебной власти от других властных ветвей — законодательной и исполнительной, что обеспечивает их взаимодействие в рамках общей государственно-демократической системы сдержек и противовесов. Понятие независимости вполне применимо к отдельным судьям и составам суда, но его использование в отношении всей судебной ветви государственной власти не вполне корректно, ибо независимость семантически предполагает возможность автономной деятельности субъекта, что вполне естественно для суда, рассматривающего юридическое дело, но не согласуется со смыслом принципа разделения властей и положением судебной власти в целом. Независимость судей имеет своим непосредственным источником не разделение властей, а состязательность процесса.

Независимость суда гарантируется в уголовном судопроизводстве:

  • Запретом на смешение в его деятельности судебных и каких-либо других процессуальных функций. В частности, суд не вправе возбуждать уголовные дела, поскольку это является начальной формой уголовного преследования;
  • Правом на отвод и самоотвод судей;
  • Запретом на навязывание суду чьего-либо постороннего мнения;
  • Запретом в уголовном процессе на применение формальных критериев оценки доказательств;
  • Правом суда в случае признания подсудимым своей виновности продолжить рассмотрение дела, если собранные доказательства оставляют у него сомнения в достоверности такого признания (ч. 2 ст. 316 УПК);
  • Гласностью судебного разбирательства;
  • Участием в составе представителей народа – шеффенов либо присяжных заседателей;
  • Служебным судейским иммунитетом.

Правосудие по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется исключительно судами общей юрисдикции, входящими в судебную систему Российской Федерации. Это, во-первых, федеральные суды: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и военные суды. Во-вторых, – это мировые суды, относящиеся к судам субъектов Российской Федерации. Принципиально важным является положение закона (п. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») о том, что создание судов, не предусмотренных данным законом, не допускается. Это служит гарантией против создания чрезвычайных и произвольных судилищ.

  1. Адамайтис М. Право суда на инициативу в исследовании доказательств мешает его беспристрастности // Российская юстиция. 2003. N 11.
  2. Александров А., Лапатников М. Восстановление института возвращения судом уголовного дела прокурору на доследование // Уголовное право. 2013. N 6.
  3. Арсеньев К.К. Судебное следствие: Сборник практических заметок. СПб., 1871.
  4. Балакшин В. Состязательность или оптико-акустический обман? // Законность. 2001. N 12.
  5. Гришин С.П. Активность суда и состязательность уголовного процесса // Российский судья. 2006. N 1.
  6. Калинкина Л.Д. Эксцессы состязательности сторон в российском уголовном судопроизводстве // Адвокатская практика. 2011. N 3.
  7. Кириллова Н.П. Состязательность судебного разбирательства и установление истины по уголовному делу // Правоведение. 2008. N 1.
  8. Ковтун Н.Н. Суды fema // Уголовный процесс. 2013. N 11.
  9. Лазарева В. Состязательность и доказывание в уголовном процессе // Уголовное право. 2007. N 3.
  10. Михайловский И.В. Основные принципы организации уголовного суда: уголовно-политическое исследование. Томск, 1905.
  11. Пашин С.А. Проблемы доказательственного права // Судебная реформа: юридический профессионализм и проблемы юридического образования. М., 1995.
  12. Петрухин И.Л. Реформа уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы // Законодательство. 2001. N 3.
  13. Розин Н.Н. Уголовное судопроизводство. Пг., 1916.
  14. Смирнов А.В. Состязательный процесс. СПб., 2001.

Истина и состязательность в уголовном процессе

Надзорными ступенями в России выступают:

  • президиумы Верховных судов Республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов;
  • судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • президиум Верховного Суда РФ.

Когда разбирательство свершения не осуществлялось в надзоре по области, то оно не будет рассматриваться прежде этого в верхней ступени.

Базисом исследования служит протест. Надзор производится не позже 15 дней со времени прихода дела, а в вышестоящем органе – даётся месячный срок. Общеобязательно фигурирование прокурора.

Дело озвучивается председателем, либо назначенным по его указке членом, ранее не принимавшем участия в разбирательстве этого поступка. Извещатель констатирует обстановку совершённого поступка, вынесенные ранее определения, заключения, суть протеста. Ему вправе задать вопросы.

Далее речь передаётся обвинителю с целью поддержания протеста, после этого стражи объективности выдвигают постановления, а Судебная коллегия – определение, которое принимается посредством большинства .

При исследовании проступка на уровне надзора не могут разбираться новые материалы, возникшие по факту открытия новых оснований. В данной ситуации заключение аннулируется и вновь начинается разбор поступка по существу с самого начала.

Вынесение обвинения происходит без удаления в совещательную комнату. При равном количестве за и против определение подлежит отмене как несостоявшееся.

Судьи не вправе воздержаться от ания. При наличии особого мнения оно фиксируется в узаконенном режиме.

Данному дворцу правды назначены для разбора уголовные деяния, за осуществление которых преступный элемент понесёт наказание, не превышающее 3 лет тюремного заключения, а именно:

  • при частном обвинении (намеренное причинение лёгкого вреда здоровью, побои, клевета);
  • правонарушения небольшой тяжести.

Однако есть преступные действия небольшой тяжести и наказание за них не превысит указанного срока отбывания под стражей, но по причине своей сложности они не отнесены к ведению мирового судьи – убийство при превышении границ самозащиты, нарушение равноправия граждан.

Также рассматривается деяния средней тяжести. Их не столь много, всего 20 составов, но такое реформирование значительно позволило разгрузить районные органы. Среди таких составов наиболее распространённые – мошенничество, кража, незаконное завладение чужим транспортным средством без цели хищения.

Судебным заседанием руководит председательствующий судья, в соответствии с ч. 1 ст. 243 УПК РФ он принимает все предусмотренные законом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон при исследовании доказательств для точного и неуклонного соблюдения требований закона, выбора средств и способов исследования доказательств в зависимости от особенностей рассматриваемого дела и конкретной ситуации, а также соблюдению распорядка судебного заседания, исполнению его регламента, установленного ст. 257 УПК РФ.

Суд — единственный орган, который в соответствии с Конституцией имеет право осуществлять правосудие по уголовным делам.

В полномочия суда в ходе досудебного производства входит рассмотрение жалоб на действие или бездействия сотрудников уголовных органов, а также рассмотрение споров по решению прокурора, следователя и сотрудников других органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела и других подобных вопросов согласно ч.3 ст. 29 и ст. 125 УПК.

В случае выявления обстоятельств, которые способствовали совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, в ходе судебного разбирательства либо выявлены другие нарушения закона, совершенные в процессе дознания или предварительного следствия, или при судебном разбирательстве нижестоящим судом, суд уполномочен вынести постановление или принять решение, в котором будут указаны подробные инструкции для соответствующих организаций и отдельных должностных лиц по дальнейшему устранению нарушений закона с рекомендациями по их устранению.

Суд осуществляет рассмотрение дела одним судьей или коллегиально.

Суд I инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

  • судья федерального суда общей юрисдикции;
  • судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей;
  • коллегия трех судей федерального суда общей юрисдикции;
  • мировой судья.

Рассмотрение апелляции в уголовных делах осуществляется: в суде районного значения; в судах более высокого ранга – судом в составе 3 судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел небольшой и средней тяжести, в том числе апелляционные жалобы на промежуточные решения районного суда или гарнизонного военного суда.

Суд в качестве участника уголовного судопроизводства

Участниками уголовного процесса называют лиц, которые в его рамках приобретают определенный правовой статус, наделяются соответствующими процессуальными правами и обязанностями. Для того чтобы стать участником уголовного судопроизводства, необходимы основания:

  • для потерпевшего – факт причинения имущественного, морального или физического вреда;
  • для властных субъектов – наличие должностных обязанностей;
  • для подозреваемого – обретение статуса обвиняемого, вынесение обвинительного постановления;

Участников процесса классифицируют по двум критериям. Прежде всего, их разделяют по принадлежности к одной из 4-х процессуальных функций:

  1. обвинение;
  2. защита;
  3. разрешение уголовного дела;
  4. содействие правосудию.

Также их различают по роли и назначению в процессе:

  • управомоченные органы и должностные лица, представляющие государственную власть и влияющие своей деятельностью на ход и результат процесса;
  • лица, обладающие личными интересами в уголовном процессе;
  • представители заинтересованных лиц;
  • лица, благодаря которым формируется доказательная база;
  • иные субъекты, содействующие осуществлению правосудия.

Первая классификация более четко отражает принцип состязательности сторон, присущий уголовному судопроизводству.

Каждый субъект уголовного судопроизводства обладает определенным правовым статусом и выполняет определенную функцию. Разделение функций в уголовном процессе служит всестороннему рассмотрению обстоятельств дела, позволяет суду вынести справедливое, законное, обоснованное решение.

Суд – особый участник процесса. Это орган, осуществляющий судебную власть, обладающий исключительными полномочиями. Только суд может признать человека виновным и определить ему меру наказания. Также суд может принимать решения в отношении подследственного:

  • об избрании меры пресечения;
  • об определении его в специализированное медицинское учреждение для проведения экспертизы;
  • о произведении осмотра, обыска, выемки в жилище без согласия проживающих в нем людей;
  • наложении ареста на имущество, корреспонденцию;
  • об ограничении права на тайну личной переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
  • о временном отстранении обвиняемого от должности.

Уголовные дела судьи рассматривают единолично, с участием присяжных и народных заседателей или коллегией из трех профессиональных судей.

Под обвинением понимают деятельность государственных правоохранительных органов, заключающуюся в доказывании виновности привлеченного к уголовной ответственности лица. Обвинение может быть государственным, общественным и частным. В группу, представляющую сторону обвинения, входят:

  • Прокурор – государственный обвинитель. В его обязанности входит осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Его функция состоит в обеспечении законности раскрытия преступления, подготовке дела к рассмотрению в суде. Является ключевой фигурой в досудебном производстве по делу: санкционирует возбуждение уголовного дела, контролирует ход предварительного расследования на предмет законности следственных действий и соблюдения прав подозреваемого, обвиняемого. Прокурор поддерживает обвинение от имени государства в судебном заседании: представляет доказательства виновности обвиняемого, знакомится с доводами и доказательствами стороны защиты, подвергает их критике, излагает свое мнение по любым правовым вопросам.
  • Следователь – должностное лицо органов правопорядка, производящее предварительное следствие по уголовному делу. Обладает процессуальной независимостью, все решения по делу принимает самостоятельно или действует с санкции прокурора. Его деятельность заключается в расследовании преступления, его оценке, выявлении и привлечении к ответственности виновных.
  • Начальник следственного отдела организует и руководит работой находящихся у него в подчинении подразделений, но может и сам проводить следствие по уголовному делу.
  • Орган дознания – производит предварительное расследование, а также неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления.
  • Потерпевший – гражданин или организация, которым в результате совершения преступления был причинен вред. Государство обеспечивает потерпевшему защиту нарушенных прав возмещение причиненного вреда. Он имеет право участвовать в следственных действиях, знакомиться с результатами предварительного расследования, участвовать в судебных заседаниях во всех инстанциях, обжаловать приговор.
  • Частный обвинитель – лицо, инициировавшее своей жалобой уголовное преследование в порядке частного обвинения, и его представитель. Он наделен правами потерпевшего и определенными правами государственного обвинителя.
  • Гражданский истец – лицо, понесшее материальный или моральный вред от преступления и заявившее требование о его возмещении. Гражданский истец имеет процессуальное положение потерпевшего.
  • Представители – призваны обеспечить участников судопроизводства помощью, содействием в реализации их прав и интересов. В уголовном процессе участник процесса и его представитель могут присутствовать и осуществлять процессуальные действия вместе. Представительство может быть легальным и по соглашению. В первом случае представитель обязан это делать в силу возложенной на него законом обязанности, во втором – действует в силу заключенного соглашения.

Судебная защита – совокупность процессуальных действий, направленных на опровержение обвинения или смягчения наказания для обвиняемого, подсудимого. К числу участников уголовного процесса со стороны защиты относятся все лица, в чью функцию входит защита от обвинения:

  • Подозреваемый – лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело на основании информации о возможности совершения им преступления. В случае задержания ему должно быть предъявлено обвинение в течение 48 часов, а в случае ареста – в течение 10 суток, после чего он получает статус обвиняемого. Подозреваемый наделен процессуальными правами, обеспечивающими его защиту, уже на стадии предварительного следствия.
  • Обвиняемый – лицо, которому официально предъявлено обвинение в совершении преступления. По сравнению с подозреваемым обладает более широким кругом прав для защиты от предъявленного обвинения. Если подозреваемый, обвиняемый не достиг совершеннолетия, к участию в процессе привлекаются его законные представители.
  • Подсудимый – лицо, преданное суду по обвинению в преступлении. В судебном заседании является стороной: имеет одинаковые права с обвинителем, может пользоваться всеми разрешенными законом средствами к оправданию.
  • Защитник – лицо, которое оказывает подозреваемому, обвиняемому, подсудимому юридическую помощь в уголовном судопроизводстве. Допускается к участию в деле с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. В качестве защитника может выступать адвокат, представитель общественной организации, а также близкие родственники и законные представители обвиняемого.
  • Гражданский ответчик – лицо, несущее материальную ответственность за имущественный вред, причиненный преступлением. В качестве самостоятельного участника процесса действует лишь в тех случаях, когда по закону отвечает (полностью или частично) за действия обвиняемого. В остальных случаях обвиняемый несет ответственность сам. Свои процессуальные права гражданский ответчик может реализовывать самостоятельно или через своего представителя, закон допускает и их совместное участие в деле.

Состязательность является инструментом осуществления правосудия и охраны прав и свобод человека.

В уголовном процессе также участвуют лица, не имеющие заинтересованности в его исходе и оказывающие содействие суду в осуществлении правосудия:

  • Свидетель – лицо, располагающее сведениями, помогающими установить обстоятельства дела. Свидетель незаменим и не подлежит отводу, обязан являться по вызову и давать полные и правдивые показания. Обладает свидетельским иммунитетом – правом не свидетельствовать против себя и своих близких.
  • Эксперт – профессионал, назначенный для проведения судебной экспертизы. Его показания и экспертное заключение являются доказательствами по делу.
  • Специалист – человек, обладающий специальными знаниями и привлекаемый судом для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, служащих доказательствами по делу.
  • Понятой – приглашается для участия в проведении процессуального действия с целью удостоверения его правильности и законности. При совершении такого действия необходимо присутствие не менее двух понятых.
  • Переводчик привлекается в том случае, если в ходе процесса возникает необходимость в знании иностранного языка, языка жестов.

Все эти лица привлекаются судом для установления истины в рассматриваемом деле. Они несут ответственность за преднамеренное введение следствия и суда в заблуждение.

Уголовный процесс – это спор, в ходе которого выясняются все обстоятельства дела, степень виновности подсудимого. Все процессуальные действия участников процесса направлены на установление истины по уголовному делу. Стороны предъявляют доказательства своей позиции, суд беспристрастно их оценивает и выносит решение об осуждении или оправдании подсудимого. Каждый участник играет свою роль в реализации приоритетной задачи уголовного судопроизводства – осуждении виновного и недопущения наказания невиновного.

Уголовное судопроизводство, уголовный процесс — урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных лиц, связанная с раскрытием, расследованием преступления и рассмотрением дела в суде, а также система правоотношений, в которые вступают уполномоченные субъекты друг с другом и с другими субъектами, вовлекаемыми в производство по уголовному делу.

В уголовном судопроизводстве России выделяют две основные части — досудебное производство и судебное производство. Каждая из них включает несколько стадий[1]:

  • Досудебное производство
    • Возбуждение уголовного дела
    • Предварительное расследование
  • Судебное производство
    • Подготовка материалов уголовного дела к судебному заседанию (проходит в общем порядке или в форме предварительного слушания)
    • Судебное разбирательство в суде первой инстанции
    • Производство в суде апелляционной инстанции
    • Исполнение приговора и других судебных решений
    • Производство в суде кассационной инстанции
    • Надзорное производство
    • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Три последние (выделенные курсивом) стадии принято считать исключительными (экстраординарными) стадиями, так как в них происходит пересмотр уже вступившего в законную силу приговора. Остальные стадии считаются обычными.

Согласно статье 118 Конституции России и статье 8 УПК РФ, лишь суд вправе рассматривать уголовные дела и выносить приговоры, на основании которых виновные лица могут быть подвергнуты уголовному наказанию. И данное полномочие предоставлено только судам общей юрисдикции.

Одновременно с обязанностями, непосредственно связанными с отправлением правосудия, эти органы власти должны также контролировать законность и обоснованность действий и решений правоохранительных структур.

Выделение судей в самостоятельную группу участников уголовного производства обусловлено выполняемой ими процессуальной функцией разрешения дела.

При анализе специфики полномочий суда важно учитывать, что ему отведена важная роль и на стадии исполнения приговоров. Этот орган власти, например, вправе ужесточить наказание в случае злостного уклонения от его отбывания или освободить осужденного из мест лишения свободы в связи с болезнью.

Еще один вид контрольных полномочий суда касается разбирательства жалоб, вызванных несогласием заинтересованных лиц с состоявшимися следственными действиями или вынесенным приговором.

На досудебных стадиях уголовного процесса суд имеет реальную возможность активно устранять негативные последствия незаконных и необоснованных действий и решений правоохранительных органов. Тем самым, защищаются конституционные права и свободы граждан.

В связи с общей характеристикой статуса суда в уголовном процессе необходимо отметить, что закон признает высокий авторитет его решений (определений, постановлений или приговоров). После вступления в законную силу они подлежат неукоснительному исполнению на территории Российской Федерации всеми участниками судопроизводства, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и должностными лицами. То есть, решения суда являются общеобязательными.

Рисунок 1. Участники уголовного судопроизводства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Суд как основной участник уголовного судопроизводства

На секундочку. Сторона защиты — это сторона обвиняемого в преступлении человека. Далее идут понятия и их классификация.

  • Подозреваемый — это лицо, в отношении которого, собственно, и возбуждено уголовное дело. Он могло быть задержано на месте преступления.
  • Обвиняемый — это подозреваемый, в отношении которого органы дознания составили обвинительный акт. Именно обвиняемый находится в суде в статусе подсудимого. Обвиняемый имеет все те же права, что и его защитник (адвокат), он может выступать в суде, предоставлять доказательства (очевидно, своей невиновности и пр.)
  • Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Это, понятно, родители ребенка, который совершил уголовно наказуемое преступление.
  • Защитник — это как правило адвокат, либо вообще иное лицо, которое будет выступать от имени обвиняемого и предоставлять доказательства его невиновности. Защитник обязательно должен быть в определенных случаях, оговоренных в ст. 51 УПК РФ.
  • Гражданский ответчик — это лицо, которое несет ответственность за причиненный преступлением вред. То есть это не обвиняемый, а лицо, которое имеет отношение к преступлению. Ну, например, гражданин К совершил разбойное нападение на магазин. А гражданин С воспользовался ситуацией и что-то взял из магазина без оплаты.
  • Представитель гражданского ответчика — это опять же адвокаты или иные лица, которые представляют его интересы

Важно понимать, что уголовное право защищает не только публичные отношения, то есть является публичным, но и частные права, частный интерес. Ну, смотрите. Вот есть терроризм. Понятно, что здесь есть публичный интерес — безопасность общества. Но и жизни конкретных людей — это их право на жизнь. Террористы нарушают эти права, а значит покушаются и на частный интерес.

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в уго­ловном судопроизводстве, т.е. рассмотрение и разрешение уголов­ных дел по существу в судебном разбирательстве.

По мнению законодателя, суд — любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий реше­ния, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 48 ст. 5 УПК РФ).

В соответствии со ст. 29 УПК РФ суд как орган правосудия пра­вомочен:

    1. признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание ;
    2. применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК РФ;
    3. применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК РФ;
    4. прекратить в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, уголовное дело или уголовное преследование с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии с требованиями главы 51.1 УПК РФ (если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред);
    5. отменить или изменить решение , принятое нижестоящим судом.

Состав суда определен ст. 30 УПК РФ.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом

    • коллегиально или
    • судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Уголовный процесс как наука изучает закономерности возникновения, развития и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений.
Уголовный процесс как отрасль права – совокупность норм права, регулирующих деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных.
Уголовный процесс как учебная дисциплина – совокупность знаний об основных институтах уголовного процесса.
Уголовный процесс как вид социально-правовой деятельности.
Уголовный процесс — это, осуществляемая в пределах и порядке установленных законом и иными правовыми актами и отвечающая своему назначению деятельность (система действий), наделенных соответствующими полномочиями государственных органов, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.
Чаще всего в определениях внимание привлекается к трем основным элементам:
1. Деятельности (системе упорядоченных действий) четко определенных в законе государственных органов, их должностных лиц и лиц, называемых участниками процесса.
2. Отношениям (правоотношениям), возникающим в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам).
3. Обязательной и тщательной правовой регламентации деятельности и возникающих на ее основе отношений.
Поскольку рассматриваемая деятельность возникает и протекает в связи с применением уголовного закона, ее принято именовать уголовным процессом.
Понятие уголовного процесса тождественно понятию уголовного судопроизводства (п.56 ст.5 УПК РФ).
Уголовное судопроизводство как особый вид социально-правовой деятельности преследует определенные цели, являющиеся его назначением:
1) защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений (а также, безусловно, интересов государства и общества в целом);
2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;
3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;
4) отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Защита прав и законных интересов пострадавших в результате преступления обеспечивается в результате выявления и уголовного преследования лиц, совершивших это преступление, их осуждения и справедливого наказания, выявления размеров причиненного преступлением вреда и принятия мер по обеспечению его возмещения, ограждения потерпевших от новых преступных посягательств и т. д.
В качестве специфических средств обеспечения этих целей выступают: процессуальное доказывание, привлечение в качестве обвиняемого, применение мер пресечения и других мер процессуального принуждения, а также иные предусмотренные УПК средства и способы.
Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод обеспечивается детальной регламентацией оснований, условий и порядка применения мер, ограничивающих права и свободы, законодательным закреплением прав и обязанностей участников уголовно-процессуальных отношений и порядка их реализации, установлением в законе механизмов обжалования и проверки следственных и судебных решений.
Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
Содержащееся в ч. 2 статьи 6 УПК РФ указание на то, что назначению уголовного судопроизводства соответствует не только уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, но и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, исключают возможность истолкования самого по себе факта прекращения уголовного дела (независимо от его основания) как свидетельствующего о незаконности или необоснованности решения о его возбуждении.
Отказ от уголовного преследования невиновных может выражаться:
— в непринятии решения о привлечении в качестве обвиняемого,
— в вынесении решений об отказе в возбуждении уголовного дела
— в вынесении решения о его прекращении,
— в оправдании невиновного по приговору суда.

  • 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
  • 5.2 Понятие и признаки государства
  • 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
  • 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
  • 3.3 Экономические системы и собственность

Термин «уголовный процесс» происходит от старинного русского слова «уголовье», то есть преступное деяние, за которое лишают головы, и латинских слов «procedere» – движение вперед и «processus» – последовательная смена состояний. Такое сочетание слов приобретает значение производства по привлечению к уголовной ответственности и наказанию за совершенное преступление.

Уголовный процесс является необходимой и единственно возможной формой реализации норм уголовного права. Именно поэтому уголовное право издавна считается материальным, а уголовный процесс – формальным уголовным правом.

Этот этап начинается с подготовки к судебному разбирательству. Основной задачей является подготовка к заседанию суда. На этой стадии судья самостоятельно или в ходе предварительного закрытого слушания изучает все нюансы уголовного дела. Если он сочтет, что основания имеются, то назначается судебное заседание. Если появляются проблемы уголовного процесса, то судья может без назначения судебного разбирательства отправить дело на доследование.

На судебном заседании в работе участвуют все стороны, которые активно вовлечены в процесс. Например, адвокат имеет право приглашать свидетелей.

Позиция по определению целей и задач уголовного процесса представляет собой выбор той или иной шкалы ценностей в сфере уголовного судопроизводства. Следовательно, данные положения образуют вопросы социального и даже философского свойства.

Социальное назначение системы уголовной юстиции заключается в разрешении конфликтов между личностью и государственной властью с наименьшими негативными последствиями для общества.

Действующий закон закрепил следующую формулировку: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

  1. защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
  2. защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод» (ч. 1 ст. 6 УПК РФ).

Изменение позиции законодателя относительно сущности уголовного судопроизводства как социального института отчетливо видно при сравнении с ранее содержавшимся в законе определением его задач. При таком определении целей уголовного судопроизводства законодатель подчеркивает не карательную, а правозащитную, гуманистическую сущность этого вида правоохранительной деятельности. Законодатель возвел рассматриваемые равнозначные цели судопроизводства в разряд основополагающих правовых идей, то есть принципов современного российского уголовного процесса.

Позитивная сторона действующей законодательной формулировки социального назначения уголовного судопроизводства состоит, во-первых, в том, что она лишает нормативной почвы тезис о борьбе с преступностью как цели функционирования уголовной юстиции. Во-вторых, термин «защита» противостоит «карательным угрозам» уголовного закона (недаром уголовное право принято рассматривать как меч в руках государства, а уголовный процесс – как щит, которым защищается личность)3.

Вместе с тем следует отметить, что законодатель не определил задачи, которые требуется выполнить для достижения поставленных целей. Между тем от ответа на данный вопрос зависит принцип построения основных институтов уголовного процесса, объем прав его участников, правила доказывания и т.п.

15. СУД КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Самый первый этап – это заведение дела. Осуществляется прием заявления работниками следственных органов или проверка сообщения о преступлении. Эта стадии самая короткая, обычно ее продолжительность составляет около трех суток. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен.

В результате появляется решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. На данной стадии в процессе принимает участие небольшое количество лиц.

После этого начинается предварительное расследование, которое проводится в двух формах – предварительное следствие и дознание. Первое обычно проводится, когда процесс уголовный идет по преступлениям, имеющим опасность для общества.

Дознание осуществляется по достаточно простым уголовным делам. Предварительное следствие по длительности занимает около двух месяцев, если дело сложное, то этот срок может быть увеличен. На данном этапе потерпевшие в уголовном процессе рассказывают все обстоятельства дела со всеми подробностями, представляют информацию о свидетелях, которые могут подтвердить их сведения.

В итоге всех действий и мероприятий составляется обвинительное заключение.

Уголовно-процессуальная деятельность характеризуется не только стадийностью, но также и четко установленной формой производства по уголовным делам (в праве Древнего Рима известно выражение: «процессуальная форма есть существенная форма»).

Уголовно-процессуальная форма – это нормативно закрепленная система правил и процедур, определяющая основания, условия, сроки, последовательность и порядок совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений.

При этом можно выделить уголовно-процессуальную форму определенного следственного или процессуального действия либо отдельной стадии уголовного процесса либо всего уголовного процесса в целом.

Процессуальная форма имеет следующие основные черты:

  1. точное установление в законе порядка деятельности и принятия решения государственными органами;
  2. предоставление заинтересованным лицам права непосредственно участвовать в процессуальной деятельности в целях охраны своих прав и законных интересов;
  3. наличие специальных гарантий соблюдения прав и законных интересов участвующих в деле лиц;
  4. обеспечение принятия решения в соответствии с законом на основании фактов, установленных определенным в законе способом.

Особенностями уголовно-процессуальной формы являются:

  1. преобладание императивных начал над диспозитивными при выборе участниками процесса способа поведения;
  2. обеспеченность надлежащего поведения участников процесса мерами государственного принуждения;
  3. зависимость характера принуждения от общественной опасности совершенного преступления;
  4. наличие института предварительного расследования, производимого по всем уголовным делам, за исключением дел частного обвинения;
  5. наличие специального института защиты прав и законных интересов обвиняемого;
  6. наличие приговора как акта правосудия об установлении уголовной ответственности и назначения виновному наказания.

Значение уголовно-процессуальной формы проявляется в том, что она:

  • устанавливает детально урегулированный, устойчивый, строго обязательный режим производства по уголовным делам.
  • обеспечивает соблюдение прав и интересов участников уголовного процесса.
  • создает условия для достижения истины и наиболее эффективного судопроизводства по уголовному делу.

Любое нарушение процессуальной формы, процессуальное упрощенчество ведет к нарушению прав участников процесса, недействительности совершенных действий, отмене принятых решений.

Процессуальная форма едина для всех уголовных дел, однако имеет свои особенности применительно к их отдельным категориям. Критериями дифференциации уголовно-процессуальной формы могут выступать характер совершенного преступления, в зависимости от чего возникает потребность в усложнении или, наоборот, упрощении процедуры (дознание и предварительное следствие, обычный и особые порядки судебного разбирательства) либо характеристики субъекта преступления (возраст, психическое здоровье, наличие дипломатического, депутатского, служебного и др. иммунитетов). Особенности могут быть обусловлены особыми задачами либо гарантиями для участников уголовного судопроизводства (реабилитация, производство у мирового судьи, производство по делу при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве).

Историческое развитие российской уголовной юрисдикции начинается со времен Киевской Руси, когда появился первый памятник права – «Русская Правда». Если говорить о мировой истории, то в разных государствах имелись разные типы уголовного процесса.

Под типом процесса подразумевается совокупность наиболее значимых условий, которые характеризуют порядок производства по делу, степень защиты прав личности, а также методы сбора, проверки и оценки полученной информации.

Существование того или иного вида судебного процесса обусловлено некоторыми предпосылками, например, экономическими, политическими, социальными, религиозными и другими. На вид процесса оказывают влияние и особенности развития государства.

В качестве субъектов уголовно-процессуальных отношений выступают те лица и органы, которых закон наделяет процессуальными правами или обязанностями.

Устанавливая эти права и обязанности, закон тем самым определяет и характер их деятельности. Круг субъектов уголовно-процессуальных отношений, т. е. лиц и органов, наделяемых в процессе теми или иными правами и обязанностями, закреплен в законе. Тем самым определяется круг лиц, обладающих процессуальной правоспособностью как установленной нормами процессуального права способности участников процесса иметь определенные процессуальные права и обязанности.

Для государственных органов и общественных организаций, а также для должностных лиц, участвующих в процессе, способность иметь права и обязанности сливается со способностью осуществлять эти права и обязанности своими действиями, объединяясь в единое понятие правосубъектности.

Для физических лиц правосубъектность, т.е. способность быть субъектом процессуальных отношений, не исключает необходимости определения их право- и дееспособности. В случае пороков дееспособности отдельных лиц она восполняется деятельностью их законных представителей.

Правосубъектность является предпосылкой правового статуса участника процесса, характеризующегося сочетанием определенных прав и обязанностей.

Классификация субъектов уголовно-процессуальных отношений может быть произведена по различным критериям, один из которых – характер защищаемого ими интереса В зависимости от этого критерия участники делятся на следующие группы:

  1. государственные органы и должностные лица, ведущие процесс (суд, прокурор, следователь, дознаватель и др.);
  2. лица, имеющие в уголовном деле личный интерес (обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик);
  3. участники, представляющие интересы других субъектов процесса (защитник, представитель, законный представитель);
  4. лица, содействующие правосудию (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые и др.).

Несколько иной будет классификация участников процесса в зависимости от выполняемой ими процессуальной функции. При этом под процессуальной функцией понимаются роль и назначение данного участника процесса, выраженные в направлении его деятельности. По этому критерию закон позволяет выделить четыре группы участников процесса:

  1. участники, выполняющие функцию разрешения уголовного дела по существу. Данную функцию выполняют исключительно судья (суд);
  2. участники процесса со стороны обвинения, на которых возложена функция обвинения (уголовного преследования). К этой группе закон относит прокурора, а также руководителя следственного органа, следователя, орган дознания, дознавателя, частного обвинителя, потерпевшего, его законного представителя и представителя, гражданского истца и его представителя;
  3. участники процесса со стороны защиты, осуществляющие функцию защиты от обвинения. В эту группу включены подозреваемый, обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;
  4. участники, которые осуществляют вспомогательные или технические функции: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и т.д.

Функция уголовного преследования (обвинения) – это процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).

В зависимости от интереса, который преследуется обвинителем, и правового статуса субъекта обвинительной функции существуют три вида обвинения – частное, публичное и частно-публичное.

Функция защиты – процессуальная деятельность, осуществляемая в целях защиты обвиняемого и подозреваемого от обвинения.

Функция разрешения дела (юстиции) – процессуальная деятельность, заключающаяся в судебном рассмотрении дела и решении вопроса о виновности и назначении наказания либо обратное.

Уголовным процессом называют процедуру расследования и судебного разбирательства дел, попадающих под действие Уголовно-процессуального кодекса. Через уголовный процесс реализуется одна из главных функций государства – обеспечение общественного правопорядка и безопасности. Важнейшими целями уголовного законодательства являются:

  • охрана прав и интересов граждан, окружающей среды, государственного строя;
  • защита человека от необоснованного обвинения и несправедливого осуждения;
  • провозглашение неотвратимости наказания за совершенное преступление;
  • отказ от уголовного преследования, реабилитация невиновных лиц;
  • воспитание уважения к закону, к правам и свободам человека;
  • обеспечение правильного применения закона;
  • утверждение справедливости.

В ходе уголовного процесса решается важнейшая задача – разрешение вопроса о необходимости применения норм уголовного права к данному конкретному случаю. Весь процесс направлен на выяснение объективной истины. Обязательным условием является обеспечение процессуальных прав участников судопроизводства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *