Что такое авто тоталитарное государство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое авто тоталитарное государство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под авторитаризмом понимается политический режим, в котором государством управляет один человек или относительно небольшая группа лиц с минимальными ограничениями в полномочиях. Номинально они могут относиться к какой-либо конкретной ветви власти — исполнительной (чаще всего) либо законодательной.

Авторитарное правление осуществляется без значимого контроля со стороны общества либо других ветвей власти. Поэтому формирование соответствующих органов или назначение на должность главы государства происходит недемократическими методами — посредством административного ресурса либо все же на выборах, но с фальсифицируемыми результатами. Реальная политическая оппозиция в стране отсутствует. Деятельность силовых структур осуществляется в интересах правящих кругов.

Вместе с тем при авторитаризме могут наблюдаться значительные экономические свободы. Власть способна предлагать частному бизнесу благоприятные условия для развития, не формировать значимых бюрократических барьеров для регистрации и входа на рынок новых предприятий. Это вполне объяснимо: авторитарные правители заинтересованы в больших налоговых поступлениях. Чем более активен бизнес, тем интенсивнее идут платежи в бюджет. Однако авторитарные власти могут (и, как правило, безнаказанно) вмешиваться в дела крупного бизнеса — вплоть до силового присвоения активов предприятий.

Довольно большое внимание уделяется решению социальных задач — таких как выплата пенсий, поддержка нуждающихся, развитие образования. Допускается умеренно активная общественная деятельность — главное, чтобы она не была связана с политикой. Официальная идеология при авторитаризме, как правило, не насаждается. Авторитарная власть заинтересована в стабильности своих позиций, в том, чтобы граждане не выражали недовольства текущей политической системой — поэтому социальной политике может уделяться особое внимание.

Тоталитаризм — это политический режим, при котором власть также сконцентрирована в руках одного человека или узкой группы лиц, действующих с минимальными ограничениями в части полномочий. Однако назначение главы государства либо правящей верхушки осуществляется исключительно недемократическими методами. На соответствующие должности люди попадают вследствие закулисных игр на уровне высших эшелонов власти либо в результате вооруженных переворотов. Как правило, при тоталитаризме нет выраженного разделения властей. Если оно и есть, то является номинальным.

Главное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что первая форма государственного устройства не предполагает значительного вмешательства властей в общественные и экономические процессы. Под полным контролем — только политическая система страны. При тоталитаризме власть управляет, в свою очередь, всеми типами институтов — политическими, социальными, экономическими.

Тоталитаризм и авторитаризм — формы государственного устройства, которые могут время от времени сближаться друг с другом по некоторым признакам или, наоборот, отдаляться. Дело в том, что для них обоих характерна безграничная концентрация власти в руках отдельных лиц. Политический фактор в данном случае первичен по отношению к социальному и экономическому. При наличии полноты власти правительство всегда может создать «удобные» для себя экономику и социум — с большим или меньшим набором свобод.

Рассмотрев, в чем разница между авторитаризмом и тоталитаризмом, зафиксируем основные выводы в небольшой таблице.

Авторитарные режимы сильно отличаются друг от друга. Примеры авторитарных государств из истории — деспотии Древнего Востока, абсолютные монархии Европы, режимы «народной демократии» в странах-сателлитах СССР во второй половине XX века.

Примеры из современности: Китай, где монополия на власть принадлежит Коммунистической партии, или теократический Иран.

  • Для авторитаризма характерна централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

  • В авторитарных странах существенно ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

  • Авторитаризму свойственны командный стиль руководства. Власти активно используют репрессии против политических противников.

  • Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.

Многие наслышаны, что тоталитаризм — контролирование государством общественной и частной жизни. При власти находится сильный лидер, отождествляющий себя с государственной идеологией. Разрешена только одна политическая партия. Преследуются оппозиция и инакомыслие. Большая часть населения идентифицирует себя с властью, приветствует государственную идеологию и является членом доминирующей партии.

Шесть признаков тоталитаризма:

  • тоталитарная идеология;
  • сильный лидер во главе единственной государственной партии;
  • порядок обеспечивается карательными методами;
  • контроль СМИ, цензура и отсутствие плюрализма;
  • государственная монополия во всех сферах;
  • плановая экономика.

Для тоталитарного режима характерна единая, хорошо проработанная идеология. Правящая верхушка ассоциирует себя с идеологическим учением. На идеологии основывается политика, проводимая правительством.

Это форма правления, при которой вся власть сосредоточена в руках лидера или правящей партии, но гражданам гарантирован ряд свобод. Социально-политическая система при таком режиме подчинена главе государства. Отношения между властью и обществом построены на принуждении, а не на идеологии или убеждении. Граждане фактически не участвуют в принятии важных законов и решений, их права и свободы подавляются.

Основные черты авторитаризма:

  • при власти находится лидер или одна правящая партия;
  • иерархическая структура, госаппарат формируется путем кадровых назначений;
  • ограничены права и свободы граждан;
  • ограниченный плюрализм в политических вопросах;
  • разрешена многопартийность при условии лояльности к правящему режиму;
  • монополизация политики;
  • не контролируются государством — экономика, культура, религия, частная жизнь;
  • рыночная экономика, частное предпринимательство;
  • цензура СМИ;
  • полномочия верхушки не ограничены законом;
  • большинство законов носит неправомерный характер;
  • порядок обеспечивают полиция, армия, органы безопасности.

При тоталитарном режиме граждане чувствуют себя свободными, так как привлекаются к управлению страной, но действуют в рамках государственной идеологии. За инакомыслие возможны репрессии. СМИ подвергаются жесточайшей цензуре.

При авторитаризме, наоборот, у населения нет возможности хоть как-то повлиять на общественно-политические процессы. Зато граждане могут свободно выражать свое мнение в СМИ и даже критиковать власть.

Несмотря на отличия, авторитаризм и тоталитаризм имеют много общего. Во главе этих двух режимов стоит лидер, не ограниченный рамками закона. Власть держится на карательных структурах, парализующих деятельность возмутителей спокойствия общественной жизни. Рядовой гражданин чувствует себя свободным, если ничего не нарушает и не попадает в поле зрения контролирующих органов. Журналисты могут свободно писать на разрешенные темы. От мнения отдельно взятого гражданина ничего не зависит. В основе государства лежит единство, общность ценностей и интересов.

Что такое авторитаризм. Признаки авторитарного политического режима

Сравнение двух режимов (таблица):

Критерии Тоталитаризм Авторитаризм
идеология единая государственная отсутствует, но есть политический пиар
власть лидер и одна партия лидер и правящая партия
контроль во всех сферах только в политике
активность граждан гражданская активность пассивное общество
репрессии к инакомыслящим к политическим конкурентам
экономика плановая рыночная
свобода цензура СМИ ограниченный плюрализм

Авторитаризм намного мягче тоталитаризма в плане репрессий по отношению к инакомыслящим гражданам. Ведь при авторитарной форме правления верхушку мало интересует мнение и религиозные взгляды населения. Главное, чтобы люди не требовали смены власти, а их умами и сердцами не завладели политические конкуренты.

Авторитаризм может существовать без идеологии, при условии тотальной зачистки оппозиционных лидеров. Гражданам гарантированы неприкосновенность и свободное предпринимательство, если они не критикуют власть и согласны на пассивное (в плане законодательной деятельности) существование.

Авторитарный и тоталитарный режимы относятся к недемократическим, однако между ними есть существенные различия, прежде всего, связанные с характером и степенью контроля над обществом.

Авторитаризм представляет собой форму диктатуры руководителя или группы, а тоталитаризм выступает диктатурой государства.

Если тоталитарный режим устанавливает полное господство, то авторитарный допускает послабления во многих сферах, устанавливая особую опеку только над политикой.

Яркий пример Китай. Монопольное право на власть со стороны КПК не оспаривается никем, однако это никак не препятствует развитию рыночных отношений и наличию определенных свобод в социальной сфере.

Авторитаризм — это режим, который допускает то, что при тоталитаризме не может существовать.

Наличие нескольких идеологий, СМИ, свободы совести, частного предпринимательства и других признаков демократии здесь вполне допустимо. Хотя об их полноценном развитии говорить не приходится.

Этот режим допускает определенную автономию личности. Он не претендует на порабощение ее духовного мира или установление тотального контроля над сознанием. При этом в политических вопросах зачастую не приемлет многообразие мнений.

Василий

Я бы не сказал, что авторитаризм всегда улучшает благосостояние граждан, здесь ведь многое зависит от тех правящих элит, что представляют режим.

С учётом того, что авторитарная власть не зависит от мнения общества, соответственно у неё нет стимула продвигать в жизнь необходимые гражданам программы.

Только в политической конкуренции к власти могут прийти те руководители, которые будут действовать в интересах народа, но такая конкуренция возможна только при демократии.

Дмитрий

Василий: вы это жителям Ливии расскажите. При Кадафи это была процветающая страна с самыми низкими ценами на бензин и немыслимой для такого рода стран социальной политикой. И это был самый что ни наесть авторитарный режим.

Но ведь так нельзя. Это плохо. Поэтому весь «демократический мир» объединился и разнес на фиг страну. Теперь там самая настоящая демократия, но вот живется в стране теперь намного хуже, чем у соседей.

Поймите вы, недалекий человек. Демократия сейчас — это ключ для вмешательство в дела других стран. Поэтому ее так и пиарят на Западе, чтобы такие как вы пропитались этой идеей и открывали ворота своей страны на разграбление.

Владлена

Во многих странах, где официальным режимом является демократия также присутствуют черты авторитаризма. Это наиболее ярко проявляется в том, что институты права имеют только формальный характер.

Дмитрий

Владлена: в сегодняшнем мире сложно открыто отвергать демократию (могут прийти и наказать, как это сделали с Ливией, Вьетнамом, Сирией, Ираком). Зачем давать повод разбойнику врываться в твой дом?

Разбойник, если кто не понял, это Запад (США и сателлиты-прихлебатели). Насаждать повсеместно демократию им выгодно, ибо она позволяет без войны вмешиваться в дела страны и, по сути, завуалировано (или даже отрыто) ею управлять, извлекая из этого баснословные доходы.

Авторитарные режимы для Запада проблема, ибо приходится применять военные методы, что не всегда оправдывает средства и зачастую может нести очень большую опасность ответного удара (Иран, Северная Корея, Куба, Россия, Белоруссия, Турция).

Михаил

Белоруссию люди хвалят, я видел многих кто там живет. Уверен, что ничего ужасного в существующем там режиме нет. Он я насколько понимаю смахивает на Россию, но из-за куда меньшей территории поддерживать в стране идеальный порядок проще. И иностранцы туда ездят, говорят что нравится. Только иным из них сложно получить визу))

Марина

В любом режиме есть свои крайности и извращения. Но, на мой взгляд, главное в том, чтобы все шаги правительства, указы и решения принимались для блага народа, который и выбрал эту власть.

Кирилл

Многие черты авторитаризма присутствуют в насквозь «демократических» Соединенных Штатах. Например, в виде карательной полицейской системы. Из-за этого, к примеру, американцы ужасно бояться даже малейших нарушений закона, приезжая в другие страны. И этим резко выделяются. То, на что россиянин махнет рукой — американца напугает. Потому что у себя дома они боятся последствий.

Вадим

Не хотел бы жить в стране с жестким авторитарным режимом. Не понимаю, как ущемление прав человека и одна линия политики на протяжении длительного времени может кому-то нравится.

Андрей

Слово «Авторитаризм» придумано американцами в качестве клейма, обозначающего неприемлемые по их понятиям социалистические режимы. Которые дают меньше возможностей наживаться на людях труда.

Дмитрий

Вадим: в большинстве случаев эти мнимые ущемления видят только «правозащитники» оплачиваемые из стран Запада, которым очень хотелось бы наложить лапу на ресурсы «авторитарной» страны. Сами жители об этом и не догадываются, как это было в Ливии, где «авторитарный» режим построил почти что коммунизм.

Авторитарный политический режим представляет собой практически неограниченную форму власти одного человека или группы лиц с сохранением видимости некоторых демократических институтов. Также при нем может сохраняться часть свобод для населения в экономике, духовной жизни или в другой сфере, если эти свободы не несут угрозу самому режиму.

В авторитарных государствах важную роль играет готовность самого общества подчиняться авторитету лидеров или диктатора.

В чем заключаются отличия и сходства авторитарного и тоталитарного режимов

Для того чтобы уяснить место авторитаризма среди других политических режимов, нужно обратить внимание на их классификацию. Существует множество видов форм управления государством. Среди них доминируют три вида: авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы. Кроме того, отдельно выделяют анархию, которая определяется как безвластие.

Авторитарный и демократический режим имеют очень много различий, но и общие моменты между ними тоже есть.

Главное отличие авторитаризма от демократии заключается в том, что народ фактически отстраняется от управления страной. Выборы и референдумы, если они проводятся, носят чисто формальный характер, так как их результат заведомо предрешен.

Если различия авторитаризма от демократии видны невооруженным глазом, то отличить его от тоталитаризма труднее. Но все-таки тоталитарный и авторитарный политические режимы существенно отличаются друг от друга.

Главное отличие состоит в том, что при авторитаризме основой власти являются личные качества лидера или группы лидеров, которые сумели захватить рычаги управления государством. Тоталитаризм, наоборот, основывается на идеологии. Зачастую тоталитарных лидеров выдвигает правящая верхушка, которая может прийти к власти даже демократическим путем. Таким образом, при авторитаризме роль лидера куда выше, чем при тоталитаризме. Например, авторитарный режим может пасть со смертью лидера, но конец тоталитарной системе может положить только общий упадок структуры управления либо военная интервенция третей стороны.

Авторитарные системы в различных странах могут принимать разнообразные формы, зачастую внешне непохожие друг на друга. В связи с этим принято разделять их на несколько типологических видов. Среди них можно выделить следующие:

  • абсолютистская монархия;
  • султанистский режим;
  • военно-бюрократический режим;
  • расовая демократия;
  • корпоративный авторитаризм;
  • посттоталитарные режимы;
  • постколониальные режимы;
  • социалистический авторитаризм.

В дальнейшем мы подробнее остановимся на каждом из представленных выше видов.

Политический авторитарный режим: определение, признаки, характеристики

Корпоративная форма авторитаризма считается наиболее типичным его видом. Она возникает в обществах со сравнительно развитой экономикой, в которых различные олигархические группы (корпорации) приходят к власти. В таком государственном устройстве идеология практически отсутствует, а решающую роль имеют экономические и другие интересы пришедшей к власти группировки. Как правило, в государствах с корпоративным авторитаризмом присутствует многопартийность, но эти партии не могут играть существенную роль в политической жизни из-за апатии к ним общества.

Германия потерпела поражение в Первой мировой войне. В середине 20-го столетия к власти в разбитой стране пришла Национал-социалистическая партия и установила авторитарное правление. В основном действия были направлены на укрепление экономики и военной мощи страны, однако очень быстро власть перешла в руки одного человека – Адольфа Гитлера, который был лидером партии. С этого момента режим в стране начал трансформироваться из авторитарного в тоталитарный. Стоит отметить, что сама система авторитарного правления в Германии была невнятной. Ее даже историки упоминают только вскользь, чаще всего говорят о тоталитаризме, который играл ключевую роль в истории этой страны.

Отметим, что сходства авторитарного и тоталитарного режимов имеются в свободе.

Авторитаризм дает возможность гражданам своей страны проявляться себя, он гарантирует неприкосновенность частной жизни и по тем направлениям, которые вообще не связаны с политикой. Это касается экономики, медицины, спорта и т.ид. Однако культура обязательно проверяется на наличие политической составляющей, то же самое касается духовной сферы. Если обнаруживается критика существующей власти, то возможны негативные последствия для авторов этой критики.

При обоих режимах есть вождь, вот только при авторитаризме его роль не так велика. Главное для авторитаризма – политическое устройства страны. Учитывая тот факт, что «царь» при таком способе правления особо не вмешивается в жизни граждан, то и влияние его на них слабо. Это приводит к тому, что граждане критично относятся к своему лидеру. Достаточно распространены случаи, когда граждане открыто смеются над лидером своей страны и выражают недовольство. На просторах бывшего СССР такое явление является классическим.

Напоследок отметим, что обе системы являются неэффективными и регрессивными, ведь в конечном итоге они приводят к революциям, войне и даже гибели государства. В истории подобных примеров множество. Теперь вы знаете, чем тоталитарный политический режим отличается от авторитарного. Ответ на подобный вопрос не может быть лаконичным, так как важных отличий всегда несколько.

Чем тоталитарный режим отличается от авторитарного: сравнение

Написать комментарий

      Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы, означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

      Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

      Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

      Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

      1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).
      2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).
      3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).
      4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).
      5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу, США и другие).

      Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.

      • автократизм или небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);
      • неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
      • игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
      • монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);
      • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
      • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
      • права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
      • личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
      • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.
      • oдним из распространённых явлений в рамках авторитарных и тоталитарных систем является практика имитации выборов. Имитация выборов представляет собой проведение агитационно-пропагандистского мероприятия со всеми формальными атрибутами выборов (прямое и тайное голосование, предвыборная борьба, наличие альтернативных кандидатов и т. д.) при полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти представителей оппозиции.)

      При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.

      Авторитарный режим — Это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.

      Правоведение для чайников — 16. Политические режимы

      Авторитари́зм (от лат. autoritas — власть, влияние) — тип недемократического политического режима, основанного на сильной централизованной власти одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц (например, определённой партии) при сохранении экономических, гражданских и духовных свобод для граждан[1][2][3].

      Данный политический режим предполагает подавление несистемной оппозиции или её полное отсутствие, а также невозможность для легальной оппозиции существенно влиять на политику государства. Авторитарные лидеры используют власть, не принимая во внимание отличные от мнения власти и разрешённой оппозиции (если она присутствует) политические взгляды, и их почти невозможно сменить путём выборов[4].

      Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:

      • степень участия граждан в принятии управленческих решений государством;
      • характер формирования политических институтов;
      • объем политических свобод;
      • мобильность элит (закрытые или открытые);
      • правовой статус личности.

      Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

      Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.

      Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:

      • уровень сформированности политической культуры;
      • характер политического сознания людей;
      • преобладающий тип политического поведения;
      • степень развитости общественно-политических традиций;
      • особенности политической элиты;
      • интенсивность политических процессов;
      • преобладающий тип легитимности власти (харизматический, традиционный и рационально-легальный).

      Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.

      В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:

      • Демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей.
      • Авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается.
      • Тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии.
      • Переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота.
      • Чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера.

      Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.

      Идет антиспам и антибот проверка…

      Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.

      Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

      Признаки авторитарного политического режима:

      • централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
      • значительное ограничение политических прав и свобод граждан;
      • отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
      • имитация многопартийности;
      • формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;
      • силовые структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т. е. используются исключительно в политических целях;
      • командные и административные методы государственного управления, при этом отсутствуют насильственные рычаги давления.

      Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:

      • Прямое военное правление — для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). Например: «черные полковники» в Греции в середине XX в.
      • Теократическое правление — при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Обычно такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства. Например: Иран во времена аятоллы Хомейни.
      • Монархическое самодержавие — власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными. Например, режимы абсолютной монархии.
      • Режим личной власти — это крайняя форма авторитаризма, которая предполагает захват власти и ее удержание одним лицом. Например: власть генерала Пиночета в Чили.

      Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.

      Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

      Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.

      Признак

      Тоталитаризм

      Авторитаризм

      Демократия

      Участие граждан в выборах органов власти

      отсутствует либо имеет формальный характер

      ограниченное с допуском отдельных категорий

      полное через свободные выборы

      Гарантии прав и свобод

      отсутствуют

      существуют частично

      присутствуют полностью

      Особенности политического лидерства

      харизматический правитель с неограниченными полномочиями

      сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов

      глава государства избирается гражданами на демократических выборах

      Степень верховенства закона

      все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен

      неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя

      полное верховенство закона, правовое государство

      Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений

      не учитываются

      учитываются у отдельных категорий

      учитываются и выполняются властью

      Политический плюрализм

      отсутствует

      ограничен

      существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом

      Многопартийность

      отсутствует

      имеет формальный характер

      присутствует

      Место СМИ

      подчинены и контролируются государством

      формально свободны, но реально связаны с государством

      независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные

      • Иран (с его теократическим режимом);
      • Мексика с её бюрократическим авторитаризмом. То есть в этой стране власть находится в руках бюрократов;
      • Аргентина, где в 60 и 70-х годах 20 века тоже был бюрократический авторитаризм;
      • Доминиканская Республика в начале 20 века (при диктатуре Рафаэля Трухильо с 1930 по 1961 год);
      • Саудовская Аравия (с её абсолютной монархией);
      • Ирак (диктатура Садама Хусейна с 1979 по 2003 год);
      • Португалия при диктаторе Антониу Салазаре (1932–1968);
      • СССР после 1953 года (после тоталитаризма Иосифа Сталина);
      • Военная диктатура в Бразилии с 1964 по 1985 год.
      1. При авторитаризме власть находится в руках одного человека или небольшой группы людей (такая ситуация называется автократией).
      2. Граждане не имеют возможности контролировать тех, кому принадлежит власть. У народа нет никаких инструментов и средств, чтобы сдержать их власть или, наоборот, предоставить больше полномочий.
      3. Присутствует монополия на власть. Это значит, что в государстве нет политической оппозиции. То есть нет группы людей, которая противостоит власти в политической борьбе.
      4. Власть использует вооружённые силы, полицию, армию, чтобы поддерживать своё главенствующее положение.
      5. Граждане ограничены в правах: им не дают участвовать в политической жизни страны. Их право на митинги и собрания сильно ограничено. Население лишено права на информацию и права обращаться в государственные органы.
      6. Контролируются средства массовой информации.
      7. Власть заинтересована в основном только в внешней политике, обороне государства и военных делах. В жизни общества и экономических вопросах практически не участвует.
      8. Власть не разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Парламент и суды не имеют никаких реальных полномочий и подчиняются одному лидеру/правящей группе.

      Авторитаризм

      Тоталитаризм
      Власть заинтересована только в политической жизни и в обороне страны.

      Власть контролирует не только политику, но ещё и экономику, и общественную и частную жизнь.

      Власть не осуществляет особый контроль над политическим мировоззрением граждан. Власть попросту лишает их политических прав, а следовательно, и возможности участвовать в жизни государства.

      Всегда есть политическая идеология. Это попытка власти влиять на то, о чём и как люди думают.

      При тоталитаризме идёт пропаганда какой-то политической идеи. В СССР такой идеей был коммунизм, в Германии при Гитлере — нацизм.

      У власти может не быть особого мнения о господствующей нации или расе в стране. Упор делается на политику. Люди или целые нации могут объявляться неугодными. Их преследуют, они подвергаются политическим репрессиям. То есть наказанию, совершение которого осуществляется по приказу лидера страны.
      Культ личности лидера государства не играет особой роли. Лидер может не обладать выдающейся харизмой. Его не восславляют и не превозносят. Партия, которая стоит у власти, становится не просто основной силой, но и самим государством.
      Она заменяет собой все ветви власти, а из её лидера делают культ личности.

      Читайте подробнее про Тоталитарный режим.

      Еще не кошмар, но просто ужас: чем отличается авторитаризм от тоталитаризма

      К видам авторитарного режима относят:

      • теократию (характеризуется тем, что у власти находится церковь, духовенство или один священнослужитель (жрец);
      • тиранию (характеризуется несправедливостью и насилием);
      • абсолютную монархию (вся власть принадлежит одному человеку — монарху);
      • военную диктатуру (или милитократию, при которой военные обладают большой властью);
      • фашизм (идеология фашизма — авторитаризм).

      Читайте подробнее про Политический режим.

      Дата обновления 20/04/2020.

      • Čeština
      • Deutsch
      • Español
      • Français
      • Italiano
      • Nederlands
      • Polski
      • Português
      • Türkçe
      • Norsk
      • Svenska
      • Dansk
      • Suomen kieli
      • Magyar
      • Română
        • Previous article
        • Next article
        • Čeština
        • Español
        • Français
        • Italiano
        • Nederlands
        • Polski
        • Português
        • Русский
        • Türkçe
        • Norsk
        • Svenska
        • Dansk
        • Suomen kieli
        • Magyar
        • Română

        • Čeština
        • Deutsch
        • Español
        • Italiano
        • Nederlands
        • Polski
        • Português
        • Русский
        • Türkçe
        • Norsk
        • Svenska
        • Dansk
        • Suomen kieli
        • Magyar
        • Română

        Авторитаризм характеризуется высококонцентрированной и централизованной государственной властью, поддерживаемой политическими репрессиями и исключением потенциальных противников. Он использует политические партии и массовые организации для мобилизации людей вокруг целей режима. Адам Пржеворски предположил, что «авторитарное равновесие основывается в основном на лжи, страхе и экономическом процветании».

        Авторитаризм также имеет тенденцию включать неформальное и нерегулируемое осуществление политической власти , руководство, которое «назначается самим собой и даже в случае избрания не может быть вытеснено свободным выбором граждан среди конкурентов», произвольное лишение гражданских свобод и недостаточная терпимость к значимой оппозиции. . Ряд социальных механизмов контроля также пытается задушить гражданское общество, в то время как политическая стабильность поддерживается за счет контроля и поддержки вооруженных сил , бюрократии, укомплектованной режимом, и создания лояльности с помощью различных средств социализации и идеологической обработки.

        Авторитаризм характеризуется «неограниченным политическим пребыванием» правителя или правящей партии (часто в однопартийном государстве ) или другой власти. Переход от авторитарной системы к более демократичной форме правления называется демократизацией .

        Авторитарные режимы часто перенимают «институциональные атрибуты» демократий, такие как конституции . Конституции в авторитарных государствах могут выполнять множество функций, включая «руководство по эксплуатации» (описывающее, как должно функционировать правительство); «рекламный щит» (сигнал о намерениях режима), «план» (набросок будущих планов режима) и «оформление витрины» (материал, предназначенный для сокрытия информации, например, положения, излагающие свободы, которые не соблюдаются на практике). Авторитарные конституции могут способствовать легитимации, укреплению и консолидации режимов. Авторитарная конституция, «которая успешно координирует действия правительства и определяет ожидания населения, также может помочь укрепить власть режима, препятствуя повторной координации другого набора механизмов». В отличие от демократических конституций, авторитарные конституции не устанавливают прямых ограничений на исполнительную власть; однако в некоторых случаях такие документы могут служить для элиты средством защиты своих прав собственности или ограничения поведения автократов.

        Понятие «авторитарный конституционализм» разработал правовед Марк Тушнет . Тушнет отличает авторитарные конституционалистские режимы от «либерально-конституционалистских» режимов («вид, знакомый на современном Западе, с ключевыми обязательствами в области прав человека и самоуправления, реализуемыми с помощью различных институциональных механизмов») и от чисто авторитарных режимов (которые отвергают эту идею прав человека или ограничений власти лидеров). Он описывает авторитарные конституционалистические режимы как (1) авторитарные государства с доминирующей партией, которые (2) применяют санкции (например, приговоры о клевете) против политических диссидентов , но не арестовывают их произвольно ; (3) разрешить «разумно открытое обсуждение и критику своей политики»; (4) проводить «разумно свободные и справедливые выборы» без системного запугивания, но «с пристальным вниманием к таким вопросам, как жеребьевка избирательных округов и создание партийных списков, чтобы гарантировать, насколько это возможно, их победу — и значительная наценка »; (5) отражать хотя бы случайную реакцию на общественное мнение; и (6) создать «механизмы, гарантирующие, что количество разногласий не превышает уровень, который он считает желательным».

        Тоталитаризм и авторитаризм: основные характеристики и исторические формы.

        Такие ученые, как Сеймур Липсет, Карлес Бойс, Сьюзан Стоукс , Дитрих Рюшемейер, Эвелин Стивенс и Джон Стивенс, утверждают, что экономическое развитие увеличивает вероятность демократизации. Адам Пржеворски и Фернандо Лимонги утверждают, что, хотя экономическое развитие снижает вероятность превращения демократий в авторитарный режим, недостаточно доказательств, чтобы сделать вывод о том, что развитие вызывает демократизацию (превращение авторитарного государства в демократию).

        Ева Беллин утверждает, что при определенных обстоятельствах буржуазия и рабочие с большей вероятностью будут выступать за демократизацию, но в меньшей степени при других обстоятельствах. Экономическое развитие может усилить общественную поддержку авторитарных режимов в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

        По словам Майкла Альбертуса, большинство программ земельной реформы, как правило, осуществляются авторитарными режимами, которые впоследствии лишают прав собственности бенефициаров земельной реформы. Авторитарные режимы делают это, чтобы получить рычаги давления на сельское население.

        В авторитарных системах могут существовать номинально демократические институты, такие как политические партии, законодательные органы и выборы, но они управляются таким образом, чтобы укрепить авторитарные режимы. В демократических странах партии служат для координации реализации интересов единомышленников, тогда как в авторитарных системах они служат для авторитарных лидеров способом найти способную элиту для режима. В условиях демократии законодательная власть предназначена для представления разнообразных интересов граждан, в то время как авторитарные власти используют законодательные органы, чтобы продемонстрировать свою сдержанность по отношению к другим элитам, а также для наблюдения за другими элитами, которые бросают вызов режиму.

        Фальсифицированные выборы могут служить сигналом о силе режима (удерживать элиты от борьбы с режимом) и заставлять другие элиты демонстрировать свою лояльность режиму. Напротив, в демократических странах свободные и справедливые выборы используются для выбора представителей, которые представляют волю граждан. Выборы также могут мотивировать членов авторитарных партий к укреплению сетей патрон-клиент и сетей сбора информации, что укрепляет авторитарный режим. Выборы также могут мотивировать членов правящего класса предоставлять общественные блага .

        Согласно исследованию 2018 года, большинство диктатур, возглавляемых партиями, регулярно проводят всенародные выборы. До 1990-х годов на большинстве этих выборов не было альтернативных партий или кандидатов для выбора избирателями. После окончания холодной войны около двух третей выборов в авторитарных системах допускают некоторую оппозицию, но выборы структурированы таким образом, чтобы в значительной степени благоприятствовать действующему авторитарному режиму.

        Препятствия свободным и справедливым выборам в авторитарных системах могут включать:

        • Контроль над СМИ со стороны авторитарных властей.
        • Вмешательство в агитацию оппозиции.
        • Мошенничество на выборах.
        • Насилие против оппозиции.
        • Масштабные расходы государства в пользу действующих операторов.
        • Разрешение одних сторон, а других нет.
        • Запреты оппозиционным партиям, но не независимым кандидатам.
        • Разрешение конкуренции между кандидатами внутри действующей партии, но не между теми, кто не принадлежит к действующей партии.

        Основа стабильного авторитарного правления состоит в том, что авторитарный режим предотвращает оспаривание масс и других элит. Авторитарный режим может использовать кооптацию или репрессии (или кнут и пряник) для предотвращения восстаний. Авторитарное правление влечет за собой балансирующее действие, при котором правитель должен поддерживать поддержку других элит (часто посредством распределения государственных и общественных ресурсов) и поддержку общества (посредством распределения тех же ресурсов): авторитарное правление находится под угрозой, если этот баланс является однобоким, так как он рискует совершить переворот со стороны элит или восстание массовой общественности.

        Демократия (от греч. Demos «народ», kratos «власть» – «народное правление, народовластие») – один из видов государственного устройства, предполагающий активное участие граждан в осуществлении власти.

        Демократия берёт своё начало в древней Греции. Древний Рим и западная культура (Европа, Северная и Южная Америка) также внесли значительный вклад в развитие демократии.

        Нет общепринятых критериев, по которым можно признать ту или иную страну демократической. Существуют большие различия между формами демократии.

        Например, ключевым условием для идеальной формы представительной демократии являются свободные и честные выборы, то есть доступные в равной степени каждому гражданину выборы, проводимые в соответствии с понятными правилами. Кроме того, свобода мнений, свобода слова и свобода прессы рассматриваются как основные права, позволяющие гражданам голосовать в соответствии со своими убеждениями. В то же время, для других форм демократии выборы – это важный, но не важнейший критерий. Особенно большие различия есть между древними и современными формами демократии.

        Согласно современным критериям, демократия основана на следующих принципах и нормах:

        • доступ к политической сфере для всех лиц без ограничений по признаку класса, расы, собственности или религии;
        • возможность выбора кандидатов на государственные должности и свобода доступа на эти или любые другие должности (кроме отдельных случаев, когда по решению суда, человек лишается этого права);
        • суверенитет нации (народа), означающий, что верховная власть, неотъемлемая и неделимая, принадлежит всему обществу, живущему в государстве;
        • принцип представительства – отождествлённый с делегированием власти представителям выборных лиц на всеобщих выборах и действующих под его контролем;
        • признание выборов в качестве основного источника легитимности власти и необходимости регулярно подтверждать легитимность власти на всеобщих выборах;
        • способность объединяться в политические партии и выбирать между альтернативными предложениями кандидатов на государственную власть;
        • ответственность правителей перед народом – создание специализированных институтов контроля власти, призванных предотвратить её злоупотребление;
        • принцип разделения властей – выражение идеи ограничения власти посредством взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной власти как силовых центров;
        • свобода деятельности организованной политической оппозиции;
        • свобода убеждений и выражения мнений;
        • институциональная защита гражданских прав – выражается в создании формальных гарантий для граждан от чрезмерного и необоснованного вмешательства властей в их дела.

        Некоторые авторы считают, что основной чертой демократии является способность человека в полной мере и свободно участвовать в жизни своего сообщества. Учитывая важность общественного согласия и общей воли к демократии, демократию можно охарактеризовать как форму политического коллективизма, при которой все граждане страны имеют равный голос при принятии решений, влияющих на их жизнь.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *