Какие права имеет инспектор ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие права имеет инспектор ГИБДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Права водителя при остановке ГИБДД

Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
<...>
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:
<...>
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
<...>
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
<...>
оснащать транспортные средства тахографами…

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
<...>
снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:

В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
<...>
г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта <...>:
<...> требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
<...>
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации — требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <...> является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»

3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
<...>
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
<...>
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
<...>

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере <...> автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) <...>

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:
<...>
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают…

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».

Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев <...> со дня совершения административного правонарушения <...>

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней <...> данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
<...>

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

О полномочиях государственных инспекторов Ространснадзора

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Разберемся подробнее, какие полномочия имеют инспекторы ДПС из указанных выше. Узнаем, в каких ситуациях сотрудник может осуществлять ту или другую процедуру, а когда не имеет право.

Эту возможность ему предоставляет статья 13 пункт 20 Закона о полиции. Регулирование указанной процедуры осуществляется Административным регламентом, а именно, пунктами с 84 по 89. Многих водителей волнуют причины остановки автомобиля инспектором.

В 2021 году остановить движущуюся по дороге машину сотрудник ДПС может по следующим причинам:

  1. Проверка документов. Для этого определены свои причины, которые рассмотрены ниже. Такие же условия действуют для грузов.
  2. Проведение специальных операций и мероприятий.
  3. При нарушении водителем Правил дорожного движения.
  4. Привлечение людей в качестве понятых.
  5. При обнаружении автомобиля, похожего на разыскиваемый или угнанный.
  6. При дальнейшей невозможности движения по дороге (проезд правительственного кортежа, дорожная авария и другие причины).
  7. Во время острой необходимости в использовании автомобиля сотруднику ГИБДД для пресечения совершения преступления.
  8. Нужна срочная помощь водителя.

Сотрудник имеет право останавливать автомобиль не только специальным жезлом, но и рукой. Инспектору нельзя останавливать автомобиль в местах, запрещенных для этого, согласно Правилам дорожного движения, кроме исключительных ситуаций.

Непосредственно после остановки сотрудник должен сразу представиться, обратиться к водителю, сообщить причину остановки. Важно, что предъявлять удостоверение инспектор не обязан, если этого не требует водитель.

Сотрудник ДПС может снимать на фото и видеокамеру общение с водителем. Водитель также имеет право на подобные действия. Инспектор может записать данные лиц, проверить документы пассажиров.

Сотрудник вправе взять вашу машину при возникновении неотложных дел. Но он должен сообщить цель и маршрут, кроме ситуаций, когда преследуется опасный преступник.

За рулем должен находиться водитель. В исключительных случаях инспектор садится за руль сам, но составляет об этом протокол с указанием причин.

В конце поездки водитель может взять у сотрудника справку о факте использования машины с его росписью. Если водитель отказывает в использовании своего автомобиля, то на него может быть наложен штраф в размере 1 тысячи рублей, либо до 15 суток ареста. Это указано в КоАП статье 19.3 части 1. При нанесении ущерба автомобилю, инспектор должен принять меры к его возмещению.

Безусловно, основным документом, который регламентирует действия участников дорожного движения, являются правила дорожного движения. Но если мы говорим об обязанностях инспектора ДПС, нам стоит обратить свое внимание на приказ МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД РФ по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» от 05.05.2012 № 403, которым утверждены Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ (далее — приказ № 403).

Очень часто водители жалуются на то, что инспекторы ДПС ведут себя довольно грубо и не объясняют причины остановки транспортного средства. Но приказом № 403 предусмотрено, что сотрудники ДПС должны проявлять вежливость и тактичность в обращении с гражданами.

Если вас останавливает инспектор ДПС, вы вправе общаться с ним, не выходя из своего транспортного средства. Предложить выйти инспектор может в следующих случаях:

  • Для проведения досмотра или осмотра автомобиля и/или перевозимого груза.
  • В случае необходимости участия водителя в процессуальных действиях (например, в качестве понятого).
  • При необходимости устранения технических неисправностей в транспортном средстве.
  • Для проведения в присутствии водителя сверки номерных агрегатов со сведениями, указанными в документах.
  • Если у водителя имеются признаки состояния опьянения или болезненного состояния.
  • Если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ДПС.

Очень часто инспекторы ДПС просят открыть багажник автомобиля, что относится к категории досмотра транспортного средства. Если инспектору интересно, он может заглянуть через окна в салон автомобиля или сверить номера двигателя с документами. Но если он решил все проверить досконально, то здесь следует уделить внимание основным моментам:

  • Во-первых, досмотр проводится при обязательном участии 2 понятых и с составлением протокола. Нелишним будет вести во время досмотра видеозапись всех действий инспектора ДПС.
  • Во-вторых, досмотр транспортного средства представляет собой его обследование без нарушения конструктивной целостности. Это говорит о том, что инспектор ГИБДД не может самовольно перекладывать вещи, вытаскивать их из автомобиля без вашего участия. Все эти действия можете осуществить только вы. Если вдруг инспектор просит показать содержимое барсетки или иных личных вещей, то эти действии квалифицируются как личный обыск и возможны только при наличии соответствующей санкции.
  • В-третьих, досмотру может подвергнуться не любой автомобиль, а только тот, в отношении которого у него есть подозрения о нахождении там орудий совершения преступления или предметов административного правонарушения.

Итак, вас остановил сотрудник ДПС, и выясняется, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. Как вы должны себя вести в данном случае? Какие права есть у вас и у инспектора ДПС?

Первое, что должен сделать инспектор ДПС в случае обнаружения факта нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения, — это отстранить его от управления транспортным средством. Но отстранение в обязательном порядке происходит при участии не менее 2 понятых. По результатам отстранения составляется протокол, в котором расписываются все участники процедуры.

Не торопитесь сразу дуть в алкотестер, который вам «любезно» предоставил инспектор ДПС. В некоторых случаях вы можете нарваться на недобросовестных сотрудников полиции, чей алкотестер уже будет с определенным количеством промилле. Так что настаивайте на проведении освидетельствования.

В случае если вас останавливает сотрудник ДПС и убеждает, что вами были нарушены правила дорожного движения, он должен обосновать свою позицию или указать на показания радара.

По факту совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол, в котором указывается статья КоАП и сущность правонарушения. Вас должны ознакомить с протоколом, разъяснить ваши права и обязанности. После чего выносится соответствующее постановление.

В самом протоколе вы можете изложить свою позицию относительно совершенного правонарушения.

В течение 10 дней вы можете обжаловать вышеуказанное постановление руководству отделения ГИБДД. Если на вашу жалобу нет ответа, вы вправе обратиться в суд или прокуратуру.

Одной из обязанностей инспекторов ДПС является соблюдение законности и культурного (вежливого) обращения с гражданами.

Какие права и обязанности у инспектора ДПС? №1

Необходимость привлечения водителя в качестве понятого – основание для остановки водителя.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. (п.1 ст. 25.7 КоАП РФ).

Привлечение в качестве понятого относится к случаям, когда водитель должен выйти из машины и проследовать за инспектором. Перед этим сотрудник обязан:

  • Представиться.
  • Назвать причину остановки.
  • Изложить просьбу о привлечении в качестве свидетеля.
  • После составления протокола предложить документ на подпись.

Важно учитывать, что вы должны быть независимым лицом, регулирующим законность действий сотрудника. Любые требования инспектора о внесении показаний, не соответствующих действительности – неправомерны.

При остановке водителя, инспектор не обязан демонстрировать ему ориентировку, на основании которой производится проверка. Но она может быть использована для предъявления требования о досмотре.

Досмотр проводится с целью проверки фактического содержимого машины, при этом инспектор не вправе трогать какие-либо вещи. Водитель сам перекладывает предметы, которые мешают обзору, в противном случае, это уже обыск, на который должно быть соответствующее разрешение.

Досмотр проводится в присутствии двух свидетелей с составлением протокола.

Процедура задержания транспортного средства и его водителя регламентируется ст. 27.13 КоАП РФ. Это одна из мер производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо различать понятия «остановка» и «задержание». Второе означает ограничение свободы и не может производиться на месте остановки. Инспектор обязан доставить водителя в специальное помещение отделения МВД РФ, при этом, водитель имеет право на уведомление родственников. Подобное требование должно быть удовлетворено незамедлительно.

Задержание может длиться до 3 часов, если будет выявлено, что в отношении водителя ведется производство (например, за неуплату штрафов), то ограничение свободы могут продлить до 2 суток.

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

При остановке транспортного средства автолюбители имеют ряд прав, а инспектор — ряд обязанностей. До этого момента мною часто обсуждались права, которые имеют водители при составлении протоколов и вынесении постановлений. Однако ряд важных прав повляется у автолюбителя уже сразу после остановки транспортного средства, то есть ещё до составления первого протокола.

Для выяснения тех прав, которые есть у водителей при останове автомобиля нужно обратиться к Административному регламенту ГИБДД от 02.03.2009г. №185 (далее — Регламент ГИБДД).

Прочитав Регламент ГИБДД, мы узнаем что:

Во-первых, инспектор ДПС обязан уважительно относиться ко всем остановленным автолюбителям. Он обязан обращаться к автолюбителям на «Вы», быть вежливым, тактичным и объективным (пункт 19 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки.

Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы – недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 6.10 Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

Проверка на дороге ГИБДД: по какому праву?

Многие водители помнят старое правило о том, что для проверки документов инспекторы могут останавливать автомобили только на стационарных постах.

Во время действия Приказа МВД №185 это действительно было так, однако на данный момент Приказ №185 утратил юридическую силу: вместо него действует аналогичный, но измененный Приказ №664.

В каких случаях сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей – читайте в этой статье.

Деятельность ГИБДД направлена на профилактику и предотвращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), минимизацию последствий от уже произошедших аварий, на контроль за соблюдением порядка и законности на дорогах России. Функционирование сотрудников ГИБДД осуществляется в рамках специального Административного регламента.

Данный свод правовых норм утвержден приказом МВД № 644 от 28.08.2017 г. В этом регламенте, в том числе прописаны основания и причины, которые являются правомерными для остановки транспортных средств (ТС) сотрудниками ГИБДД на дороге.

Имеет ли право служащий данной структуры останавливать ТС без причины? И что делать, если это все-таки произошло? Рассмотрим проблему немного подробней.

Административный регламент подлежит четкому выполнению. Поэтому он является руководством к действию для должностных лиц ГИБДД и пояснением для автолюбителей по правомерности действий указанных лиц. В данном документе также отражен полный список ситуаций, в которых сотрудник ДПС имеет право останавливать ТС. К основным позициям перечня относятся:

  • Нарушение ПДД, обнаруженное визуально сотрудником полиции или зафиксированное автоматическими средствами наблюдения за порядком на дорогах;
  • Наличие информации о том, что водитель, его пассажиры или ТС причастны к какому-либо ДТП, правонарушению или преступлению;
  • Наличие сведений о том, что аналогичное ТС находится в розыске;
  • Необходимость оказания помощи другим участникам дорожного движения;
  • Надобность использования ТС в неотложных служебных целях;
  • Необходимость снятия показаний с водителя или пассажиров как со свидетелей ДТП, правонарушения или преступления;
  • Необходимость обеспечения беспрепятственного движения для машин спецназначения;
  • Выполнение спецопераций;
  • Отсутствие на ТС государственных номеров;
  • Наличие признаков неисправности автомобиля;
  • Проверка документов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не имея должного основания, сотрудник ГИБДД не вправе останавливать ТС, это является незаконным.

Водитель при поданном ему сигнале сотрудника правоохранительных органов, обязан остановить автомобиль, несмотря на то, что в этот момент он не знает, на каком основании проводится остановка.

Об этом ему обязано незамедлительно сообщить должностное лицо, ее осуществившее.

Все действия сотрудника ГИБДД после остановки ТС прописаны в Административном регламенте. Это значит, что при несоблюдении должностным лицом установленных норм, остановку транспорта можно считать незаконной, а все последующие действия должностного лица — неправомерными. Служащий ГИБДД в соответствии с регламентом должен осуществить следующий порядок действий:

  1. Подойти к остановленному транспортному средству со стороны водителя.
  2. Представиться (назвать ФИО, звание, должность).
  3. Предъявить удостоверение и назвать телефон и место нахождения подразделения, где служит (только по требованию водителя).
  4. Озвучить основание, послужившее причиной проведенной остановки.
  5. Попросить предъявить документы.

Только при выполнении всех описанных манипуляций остановка транспортного средства считается законной.

Следует помнить, что причина остановки должна быть правомерной, то есть прописанной в перечне Административного регламента. Так, например, остановка для проверки неоплаченных штрафов является незаконной.

Таким образом, водитель движущегося транспортного средства обязан остановиться при соответствующем указующем сигнале или жесте сотрудника ГИБДД. Если данный сотрудник не назвал допустимую с точки зрения Административного регламента причину остановки, то его действия являются незаконными, и могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях на основании ст. 12.35 КоАП.

Новые права и обязанности инспектора ДПС

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль.

Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.

2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2020 году:

  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • Необходимость использования транспортного средства.
  • Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  • Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предо��тавить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством

Права и обязанности сотрудников ДПС различаются тем, что обязанность должна быть исполнена в любом случае, а вот права подразумевают возможность выбора: воспользоваться ими или нет. К правам сотрудника ДПС относятся:

  • Остановка любого транспортного средства для проверки документов;
  • Остановка транспортного средства в целях оказания помощи другим участникам дорожного движения;
  • Остановка транспортного средства, если есть основания полагать, что оно находится в розыске либо используется для совершения преступления;
  • Если государственным органам (ФСБ, МВД и др.) требуется транспортное средство в служебных целях.

Поскольку сотрудник ДПС является работником полиции, его трудовая деятельность также регламентируется и законом «О полиции», поэтому права и обязанности сотрудников ДПС могут быть расширены в связи с возникновением определенной ситуации, например, если необходимо задержать преступника.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД закреплены в административном регламенте, хотя основные ведомственные нормативные акты носят закрытый характер и не доступны обычным гражданам, многие даже имеют определенный гриф секретности.

Права и обязанности сотрудника ГИБДД должны им четко разграничиваться, в противном случае существует возможность неисполнения обязанности и привлечение к дисциплинарной ответственности.

благодарю за помощь в написании статьи источник юрист-онлайн.

Права инспектора дорожной полиции регулирует:

  • Закон РФ «О полиции».
  • Административный регламент.
  • Приказ МВД РФ от 20.04.1999 №297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…».
  • Приказ МВД от 1.06. 1998 № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ».

Опираясь на эти нормативные акты, можно определить, какими правами наделяется сотрудник ДПС при выполнении служебных обязанностей.

После остановки водителя, инспектор должен:

  • Незамедлительно подойти к машине.
  • Поздороваться, приложив правую руку к головному прибору и представиться: назвать ФИО, должность и звание.
  • Оозвучить причину остановки.
  • Представить служебное удостоверение, если водитель этого потребует (желательно зафиксировать у себя полученные данные).
  • Изложить требование о передаче документов для проверки: без обложки и без удерживающих устройств.

Остановка производится на короткий срок, инспектор не вправе задерживать водителя, если нет административного правонарушения.

Проверка документов вне стационарного поста может быть по следующим основаниям:

  • Выявление признаков нарушения ПДД.
  • Наличие ориентировки или иной информации о причастности водителя к какому-либо правонарушению.
  • В рамках специальных мероприятий, которые направлены на уменьшение количества ДТП и его последствий.

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Обязанности сотрудника ДПС регламентируются законодательно. Порядок действий устанавливается в соответствии с Приказами МВД «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…» и «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ», а также административным регламентом.

Общие обязанности инспектора следующие.

При остановке водителя, инспектор не обязан демонстрировать ему ориентировку, на основании которой производится проверка. Но она может быть использована для предъявления требования о досмотре.

Досмотр проводится с целью проверки фактического содержимого машины, при этом инспектор не вправе трогать какие-либо вещи. Водитель сам перекладывает предметы, которые мешают обзору, в противном случае, это уже обыск, на который должно быть соответствующее разрешение.

Досмотр проводится в присутствии двух свидетелей с составлением протокола.

Процедура задержания транспортного средства и его водителя регламентируется ст. 27.13 КоАП РФ. Это одна из мер производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо различать понятия «остановка» и «задержание». Второе означает ограничение свободы и не может производиться на месте остановки. Инспектор обязан доставить водителя в специальное помещение отделения МВД РФ, при этом, водитель имеет право на уведомление родственников. Подобное требование должно быть удовлетворено незамедлительно.

Задержание может длиться до 3 часов, если будет выявлено, что в отношении водителя ведется производство (например, за неуплату штрафов), то ограничение свободы могут продлить до 2 суток.

Это прямое основание для жалобы на инспектора вышестоящему руководству или даже в суд. Однако для этого необходимы доказательства, поэтому сразу после остановки желательно начинать видеосъемку, которая зафиксирует все действия сотрудника дорожной полиции.

  • Онлайн проверка и оплата штрафов ГИБДД: наиболее полный перечень и сравнение сервисов от сайта ТопЮрист.
  • Досмотр или осмотр? Законные основания и процедура проведения досмотра авто, как пресечь незаконные действия?
  • Как разговаривать с сотрудником ГИБДД если остановили? Права водителя при остановке полицией.
  • Как взыскать ущерб при ДТП с виновного лица. Пошаговая инструкция по возмещению ущерба.
  • Все способы проверки штрафов за парковку. На какие штрафы есть скидка 50%?

«Давайте присядем ко мне в машину», – до боли знакомая фраза! Готовы поспорить, девять из десяти автомобилистов хотя бы раз в жизни «присаживались» в патрульный автомобиль по первому требованию. Между тем, вы не обязаны покидать свое транспортное средство по первому требованию сотрудника. Выходить из машины необходимо лишь в следующих ситуациях — при составлении административного протокола о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ, протокола о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ, протокола об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ.

Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Как известно, к признакам опьянения относится неустойчивость позы, невнятная речь, покраснение кожных покровов лица, дрожание пальцев, а также запах алкоголя. Бывает, что водители, чего уж греха таить, садятся за руль после «вчерашнего» и порой выглядят вполне себе благопристойно, но перегар предательски дает знать о пристрастиях.

Если господин полицейский безо всяких процедур вынуждает вас подышать в специальный приборчик, то знайте — он грубо нарушил порядок медицинского освидетельствования и его попытка «продуть» водителя подобным образом незаконна. Еще хлеще истории, когда водителям отказывают в законной процедуре медосвидетельствования, а сразу дают стаканчик и требуют справить нужду, для последующего выявления наркотических веществ в моче.

Иногда гаишники учтиво интересуются у водителей их самочувствием, не болит ли чего и не принимались ли какие-то лекарства. Подобные вопросы задаются вовсе не по доброте душевной. Дело в том, что в состав довольно популярных лекарственных препаратов входят наркотические вещества, выявляемые в ходе медицинского освидетельствования. Мы уже подробно касались данной темы и настоятельно рекомендуем ознакомиться со списком препаратов, способных отправить водителя на скамейку запасных, читай, лишенных прав.

20 октября 2017 года в силу вступил новый регламент для сотрудников ДПС, из которого исчез следующий пункт, разрешавший водителям записывать на видео действия инспекторов: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». Это обстоятельство ввело некоторых граждан в заблуждение и заставило полагать, что съемка действий гаишников отныне запрещена, однако это не так. Административный регламент является ведомственным документом, распространяющимся только на сотрудников МВД и не меняющим права и обязанности граждан. Кроме того, 29 статью Конституции Российской Федерации еще никто не отменял: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Принят данный закон был в 2009 году, но с тех пор в него было внесено некоторое количество поправок и дополнений в обязанности полицейских. Что должен уяснить для себя водитель в первую очередь?

Контролировать движение имеют право как инспекторы ГИБДД, так и представители полиции, в особых случаях допускается и контроль со стороны различных спецслужб и военной администрации — но это уже в самых экстремальных случаях, например, при поимке банды особо опасных преступников, в условиях военных учений на определенной территории, во время вооруженных конфликтов.

Но есть одно общее правило — в случае возникновения таких ситуаций должны быть размещены соответствующие объявления в СМИ, расставлены дорожные знаки, а допущенные к контролю лица обязаны иметь при себе удостоверения, значки с указанием формирования МВД, на них должна быть служебная форма.

При общении с водителями или пешеходами они обязаны четко указывать причину остановки или проверки.

Кроме того, остановка транспорта и контроль за соблюдением ПДД возможны лишь:

  • в зоне размещения стационарных или временных постов;
  • при наличии патрульной машины;
  • контроль может вестись как в скрытой, так и в открытой форме.

Установлен единый перечень причин и условий, при возникновении которых сотрудники имеют право останавливать автомобили и пешеходов:

  • при явном нарушении ПДД;
  • несоблюдение правил эксплуатации — несоответствующие световые приборы, загрязненные номера, технические неисправности, неправильная транспортировка грузов и так далее;
  • при опросе свидетелей ДТП, необходимости в понятых, для помощи пострадавшим;
  • при проведении спецопераций.

Имеются также прописанные правила общения с участниками движения:

  • Так, прежде всего инспектор должен быть одет по форме, у него должен быть нагрудный значок.
  • При обращении к водителю он должен произносить слова четко, обращаться на «Вы», объяснить причину остановки, по просьбе водителя предъявить удостоверение.

Требовать же от вас предъявить ВУ инспектор имеет право лишь на посту ДПС.

Обратите внимание, что заставить вас выйти из машины инспектор имеет право лишь в следующих случаях:

  • наличие каких-либо несоответствий правилам эксплуатации ТС — поломки, грязные номера, негорящие дневные ходовые огни и т.д., инспектор должен указать на поломку и попросить водителя выйти, чтобы тот лично в этом убедился;
  • если имеется директива по задержанию ТС определенной модели, которое находится в розыске, в таком случае водитель обязан выйти и предоставить доступ к номерам кузова, двигателя, к VIN-коду.

Также инспектор имеет право заставить водителя покинуть машину, если имеется запах алкоголя, имеется подозрение на наркотическое опьянение, в случае если нужно быть понятым или помочь пострадавшим в ДТП.

Еще одно болезненная тема — в приказе регламентируется и данный пункт.

Инспектор должен назвать нарушенные статьи ПДД и соответствующие статьи КоАП, огласить сумму штрафа или вид наказания с учетом смягчающих или отягощающих обстоятельств.

Затем выписывается протокол, который водитель обязан подписать (или не подписать), а также указать какие-либо обстоятельства, неучтенные инспектором.

Далее следует выписка квитанции. В ней должны быть указаны:

  • данные инспектора;
  • дата;
  • сумма с указанием статей КоАП;
  • реквизиты для оплаты, номер постановления.

У водителя есть 10 дней для обжалования либо 60 дней для оплаты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *