Уменьшение субсидии на муниципальное задание в детском саду

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уменьшение субсидии на муниципальное задание в детском саду». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Получение субсидии
  • Признание доходов текущего года, корректировка показателей
  • Возврат субсидии
  • Типовые корреспонденции по учету субсидий на выполнение задания
  • Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет субсидии на выполнение задания

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением субсидии на выполнение задания в соответствии с СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Энциклопедия решений. Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания

Согласно пп. 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ правила и сроки внесения изменений в государственное (муниципальное) задание должны регулироваться нормативными актами, определяющими порядок его формирования, финансового обеспечения и выполнения. В силу п. 3, 4 названной статьи такой порядок устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией в отношении федеральных, региональных и муниципальных учреждений соответственно.

В качестве одного из главных оснований для корректировки задания обычно указываются данные предварительного (промежуточного) отчета о выполнении задания. Его формирует и подает главному распорядителю бюджетных средств большинство учреждений.

Предварительный отчет составляется в IV квартале текущего года. Сюда вносятся показатели по объему и качеству, запланированные к исполнению по завершении текущего финансового года (с учетом фактического выполнения указанных показателей на отчетную дату). Иными словами, учреждение здесь подтверждает обязательства по исполнению задания либо информирует об изменившихся возможностях.

Промежуточный отчет составляется с иной периодичностью – ежемесячно или ежеквартально. Его показатели формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года. Учреждение информирует о достигнутых показателях задания.

Обязанность составлять предварительный отчет установлена прежде всего для бюджетных и автономных учреждений, в то время как в отношении казенных учреждений позиции главных распорядителей бюджетных средств не столь единообразны.

Например, согласно п. 46, 47 Положения № 640 [1] на федеральном уровне указанный отчет должны подавать только бюджетные и автономные учреждения, а промежуточные отчеты – учреждения всех трех типов (если такое решение примет главный распорядитель бюджетных средств). А вот, например, в Республике Башкортостан [2] и Екатеринбурге [3] предварительные отчеты заполняют в том числе казенные учреждения [4], как и ежеквартальные отчеты.

В Пермском крае пошли еще дальше: разработали отдельный порядок мониторинга исполнения заданий подведомственными учреждениями . Ему подвергаются учреждения всех типов, получающие задание. Отчетность подается ежеквартально (за I квартал, первое полугодие, девять месяцев, год), а по результатам мониторинга главный распорядитель бюджетных средств принимает решение о внесении изменений в государственное задание и объем его финансового обеспечения.

На решение о достижении либо недостижении учреждением установленных показателей влияет величина допустимых (возможных) отклонений – использование такого «коридора», в пределах которого задание считается выполненным, предусмотрено во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях. Применяются допустимые отклонения и в отношении федеральных учреждений (абз. 6 п. 3, п. 46 Положения № 640). Все эти нормы соотносятся с п. 6 ст. 69.2 БК РФ, где говорится, что задание считается невыполненным при недостижении (превышении допустимого (возможного) отклонения) его показателей.

Конкретные предельные величины, выраженные в процентах, обозначены в государственном (муниципальном) задании и укладываются в границы, установленные в порядке формирования и финансового обеспечения задания.

В предварительном отчете все величины (и допустимые, и превышающие их) должны проставляться в тех единицах измерения, в которых задан соответствующий показатель (в человеках, штуках, процентах и т. д.), – это обеспечивает сопоставимость плановых и фактических значений. На необходимость приведения к единому измерителю указано в пояснениях к форме отчета, утвержденной Положением № 640, аналогичные требования зачастую выставляются в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Объем финансового обеспечения должен быть приведен в соответствие фактическим показателям выполнения задания, указанным в предварительном (промежуточном) отчете. Этот процесс тоже регулируется порядками формирования и финансового обеспечения задания, изданными на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Правда, эти нормативные акты прежде всего определяют, как изменить (уменьшить) объем субсидии на выполнение задания, а значит, устанавливают правила в отношении бюджетных и автономных учреждений. Детальное описание процедуры сокращения казенному учреждению объемов лимитов бюджетных обязательств в течение текущего финансового года, связанного с корректировкой показателей задания, встречается редко.

В порядках обычно прописывается общее правило: объем субсидии в течение срока выполнения задания уменьшается только при соответствующем изменении задания.

Об этом говорится, например, в п. 41 Положения № 640 и нормативном акте, действующем в Тульской области [5]. В свою очередь, задание подлежит уточнению, если показатели предварительного отчета меньше тех, которые установлены в самом задании, – в этом случае пересчитывается сумма платежа, завершающего выплату субсидии бюджетному или автономному учреждению в текущем году (п. 46 Положения № 640, порядок, принятый в Республике Саха (Якутия) [6] , и др.).

В отношении казенных учреждений в основном говорится, что финансовое обеспечение выполнения ими задания осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы, – так поступили, например, в Екатеринбурге и Тульской области (см. сноски 3 и 5 к настоящей статье). А вот в Башкирии (см. сноску 2) к аналогичной норме добавили: если количественные показатели из предварительного отчета меньше установленных в задании (с учетом допустимых отклонений), оно, как и бюджетная смета, подлежит уточнению. Единый для учреждений всех типов механизм уменьшения объема финансового обеспечения из за недостижения показателей задания предусмотрели и в Чите [7].

Как видим, органы власти и местного самоуправления в своих порядках четко регламентируют процедуру уменьшения объема финансового обеспечения в первую очередь для подведомственных бюджетных и автономных учреждений. Во многих нормативных актах не уточняется, нужно ли в текущем финансовом году сокращать эти объемы казенным учреждениям (если они обязаны подавать предварительные (промежуточные) отчеты). Но иногда правила устанавливаются и для казенных учреждений: когда предварительная оценка свидетельствует, что запланированные показатели задания не будут достигнуты по итогам года, само задание и бюджетная смета должны быть уточнены, а затем сокращается и объем финансового обеспечения (лимитов бюджетных обязательств).

Привлечение к ответственности за невыполнение задания иногда становится поводом для обращения учреждений в суд. Отметим, что опыт по оспариванию решений контролирующих органов, вынесенных на основании ст. 15.15.5 1 КоАП РФ, пока не накопился: данная статья действует с середины 2017 года. До этого момента к аналогичным нарушениям контролирующие органы и суды применяли п. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Рассмотрим два случая.

В первом (Постановление ВС РФ от 13.02.2017 № 18 АД17-2) учреждение не достигло количественного показателя по одной из предоставляемых социальных услуг: за год она была оказана в объеме 11,3 %. В совокупности задание было выполнено на 57,4 % (хотя по условиям соглашения считалось выполненным при достижении 85 % запланированного объема). На руководителя учреждения был наложен штраф в размере 30 000 руб., и его правомерность подтвердили все инстанции. Хотя должностное лицо утверждало, что выполнить задание в данной части было затруднительно из за воздействия не зависящих от учреждения факторов, суды установили, что руководитель, будучи осведомленным о неисполнении показателей, в IV квартале отчетного года не обращался к органу-учредителю для корректировки задания.

Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания

Корректировка государственного (муниципального) задания в конце года может повлечь уменьшение объема финансового обеспечения, предусмотренного на текущий год, но позволит избежать более серьезных последствий – невыполнения задания учреждением, привлечения его руководителя к административной ответственности и разбирательств в суде. В свою очередь, главные распорядители бюджетных средств с помощью такой корректировки могут оперативно контролировать ход выполнения задания и использование выделенных на это средств (субсидии или лимитов бюджетных обязательств).

Сам процесс внесения изменений в задание и объем его финансирования должен быть определен в порядке формирования и финансового обеспечения задания, действующем на конкретной территории. Именно в данном нормативном акте следует искать ответы на вопросы о том, что является основанием для уменьшения объема средств в текущем году, когда подавать предварительный (промежуточный) отчет и учреждениям каких типов нужно это делать.


[1] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[2] Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2008 № 453 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» (с последующими изменениями).

[3] Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 30.12.2015 № 3991 «Об утверждении Положения о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «город Екатеринбург» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания».

[4] Порядок проведения мониторинга исполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и внесения изменений в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) и объем его финансового обеспечения, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 29.09.2014 № 1071 п.

[5] Постановление Правительства Тульской области от 25.08.2015 № 396 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Тульской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

[6] Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 № 370 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

[7] Постановление Администрации городского округа «город Чита» от 25.12.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа «город Чита» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания».

[8] Порядок формирования, утверждения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и его финансового обеспечения, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 29.09.2014 № 1071 п.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.

Показатели государственного (муниципального) задания используются:

  • при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении данного задания.

Бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из соответствующих бюджетов 4 вида субсидий:

  • субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) – код финансового обеспечения (КФО) 4;
  • субсидии на иные цели – КФО 5;
  • гранты в форме субсидий – КФО 5;
  • субсидии на осуществление капитальных вложений – КФО 6.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в «Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг».

Учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием, а получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) в свою очередь дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности.

Следовательно, под утвержденные в годовом объеме (или же в объемах согласно графику) субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя по предоставлению им субсидии.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов бюджетных и автономных учреждений Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) для учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания установлен код вида финансового обеспечения (деятельности) – 4.

У бухгалтера бюджетного или автономного учреждения может возникнуть вопрос: «Возвращать ли учредителю остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания»?

Возвращать учредителю неиспользованный на конец года остаток субсидии автономное учреждение не обязано. Это допускается только в случае уменьшения размера задания.

Для автономных учреждений в п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указано, что неиспользованные остатки субсидии прошлого года в текущем году используются на уставные цели. Учредитель не имеет права устанавливать в Соглашении о предоставлении субсидии какие-либо иные условия возврата субсидии, кроме уменьшения объема задания. Такие дополнительные условия будут незаконными.

Что касается бюджетных учреждений, то в п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ »О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регламентировано, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при выполнении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.

Правовыми актами представительных органов может быть предусмотрен возврат остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением, если показатели его выполнения были не достигнуты.

Учет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

Субсидии на исполнение заданий подразделяются на эти виды:

  • Целевое субсидирование. Деньги выдаются под определенные цели.
  • Средства на оказание услуг. В рамках задания у учреждения может возникнуть необходимость в оказании государственных услуг. В этом случае субсидии предоставляются именно на оказание этих услуг.
  • Разовые субсидии. Деньги в данном случае направляются на финансирование мероприятий.

Вид предоставляемой субсидии зависит от конкретного задания.

Важно правильно рассчитать субсидию на выполнение задания. При определении финансирования учитываются эти направления трат:

  • Непосредственно для оказания услуги.
  • На общехозяйственные нужды.
  • Потребление электроэнергии в объеме 10% от общих трат учреждения на оплату электроэнергии.
  • Расход тепловой энергии в объеме 50% от общего размера трат на оплату отопления.
  • Оплата налогов.

Деньги предоставляются на основании соглашения о порядке передачи субсидии.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1249)

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели (далее — общие требования).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

3. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение в соответствие с общими требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения объема и условия предоставления федеральным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты, но не позднее 1 января 2021 г.

4. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в соответствие с общими требованиями нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 февраля 2020 г. N 203

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1249)

1. Настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям (далее — учреждения) субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — субсидии).

2. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченных ими органов государственной власти (государственных органов), муниципальные правовые акты местной администрации или уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий (далее — правовые акты), содержат: (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2020 N 1249)

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) условия и порядок предоставления субсидий;

в) требования к отчетности;

г) порядок осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственность за их несоблюдение.

3. В целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются:

а) понятия, используемые в правовом акте (при необходимости);

б) цели предоставления субсидий с указанием наименования национального проекта (программы), в том числе федерального проекта, входящего в состав соответствующего национального проекта (программы), или регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта (программы);

в) наименование органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (далее — орган-учредитель), учреждения, осуществляющего в установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами случаях функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).

4. В целях определения условий и порядка предоставления субсидии в правовом акте указываются:

а) перечень документов, представляемых учреждением в орган-учредитель для получения субсидии (при необходимости требования к указанным документам), который включает в себя:

пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления бюджетных средств на цели, установленные правовым актом в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 настоящего документа, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию;

перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, в случае если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации);

программу мероприятий, в случае если целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок;

информацию о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества;

информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат, в случае если целью предоставления субсидии является осуществление указанных выплат;

иную информацию в зависимости от цели предоставления субсидии;

1. Субсидия как основа финансирования государственных закупок

2.Субсидирование государственного задания

3. Получение и возврат субсидий

Субсидия на исполнение государственного заказа — это финансовые вложения организации для обеспечения закупочной деятельности.

Без наличия субсидий большинство бюджетных организаций не имело бы возможности проводить тендеры по 44-ФЗ. Величина субсидий определяется при помощи государственных и муниципальных заданий (ГЗ, МЗ), документов, формирующих основные свойства государственных ТРУ: состав, качество, объем, эффективность. Регламент утвержден в ПП РФ № 671. Правовой основой для операций бюджетных организаций в сфере государственных заданий является статья 69.2 БК РФ.

Часть выделяемых субсидий тратится на заработную плату и налоги, другая — на государственные закупки ТРУ по 44-ФЗ. Когда субсидирования недостаточно, государственные закупки получают поддержку за счет региональных бюджетных средств, а также из денег, полученных от бизнес-проектов.

Начиная с 2019 года действуют новые сроки формирования ГЗ и МЗ: срок подготовки пакета документации равен пятнадцати рабочим дням от даты информирования о выделенных лимитах бюджетных средств. За это время организация должна успеть составить финансовый план и государственное задание, затем за десять рабочих дней формируется план-график закупок ТРУ по 44 ФЗ.

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания предназначены для исполнения государственных услуг, в том числе на тендеры по 44-ФЗ, в соответствии со статьями 69.2 и 78.1 БК РФ.

Суммарный объем финансирования складывается из:

1) нормативных затрат по государственному заданию, умноженных на объем оказанных услуг;

2) нормативов на выполнение работы, умноженных на ее объем;

3) расходов по налогам и коэффициент платных услуг.

Но вдруг в марте 2020 года началось распространение короновирусной инфекции. В связи с чем Министерство культуры РФ приказом от 17 марта 2020 года № 363 рекомендовало руководителям находящихся в его ведении учреждений приостановить допуск посетителей в учреждения или приостановить функционирование организаций для посетителей. Министерство культуры в данном приказе так же рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ принять соответствующие решения в отношении региональных учреждений культуры. Так, мэр Москвы указом от 25 марта 2020 г. № 28-УМ временно приостановил:

— проведение выставочных, просветительских и тому подобных мероприятий,

— работу учреждений библиотечной сети и учреждений культурно-досугового типа,

— предоставление государственных услуг в помещениях многофункциональных центров.

Другими словами, уже очевидно, что распространение короновирусной инфекции существенно снизит показатели качества и объема государственных (муниципальных) услуг, оказываемых рядом учреждений бюджетной сферы. К сожалению, Министерство культуры, впрочем, как и другие федеральные ведомства, пока не сообщило, будет ли учтена ситуация с распространением инфекции при утверждении отчетных показателей выполнения заданий учреждениями по итогам 2020 года.

Срок окончания распространения короновирусной инфекции предсказать невозможно. Правительство РФ постановлением от 18 марта 2020 г. № 294 утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина. Данное постановление вступило в силу с 20 марта 2020 г. и действует до 1 июля 2020 года. Поэтому, можно предположить, что к 1 июля ситуация стабилизируется. Однако в летние месяцы, в частности, ряд учреждений культуры (например, театры) уезжают на гастроли, а спортивные учреждения закрывают на каникулы. То есть, в любом случае второй квартал для таких учреждений по показателям качества и объема оказанных услуг станет провальным. Да и в третьем квартале, вероятно, наверстать упущенное будет трудно. Очевидно, что с учетом такой ситуации показатели госзадания желательно скорректировать.

— план финансово-хозяйственной деятельности (смету доходов и расходов);

Если учреждением были начаты закупочные процедуры, то их целесообразно проанализировать и отменить или перенести на другие сроки. Если в виду сокращения объемов финансирования учреждение не сможет выполнить свои обязательства по уже заключенным контрактам, то об этом следует уведомить поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 10

После смены статуса некоторых государственных (муниципальных) учреждений им стали выделяться субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Не использованные в конце года остатки этих субсидий могут быть перенесены на финансирование следующего года. В статье рассмотрим, какими нормативными документами установлена данная возможность.

Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Целевой характер субсидии на выполнение задания заключается в том, что субсидия является финансовым условием достижения целей учреждения (предоставление государственных и муниципальных услуг) на протяжении конкретного временного периода.

В соответствии с п. 1 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям» остатки средств от выполнения государственного задания, образовавшиеся на 1 января очередного финансового года, взысканию не подлежат.

Согласно п. 93 Инструкции N 174н и п. 96 Инструкции N 183н начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отражается по дебету счета 4 205 81 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Субсидия на выполнение госзадания

Дата размещения статьи: 24.10.2017

Выполнение государственного задания — основная задача бюджетного и автономного учреждения. Государственное задание доводится до учреждения учредителем. В ряде случаев госзадание может меняться в течение года.

Формирование государственного задания

Причины изменений государственного задания

В идеальном случае учредитель доводит до учреждения госзадание в декабре — январе и учреждение весь год работает согласно этому документу. Однако иногда у учредителя возникает необходимость изменить госзадание. В частности, к его изменению может привести сокращение ЛБО, выделенных учредителю на субсидии учреждениям (сокращение финансирования). В некоторых случаях, напротив, учредителю могут быть выделены дополнительные средства (например, в рамках реализации госпрограмм или отдельных указов), которые он доводит до учреждений с соответствующим увеличением объема госзадания или включением в него новых услуг (работ).
Еще одной распространенной причиной изменения госзадания является реорганизация сети подведомственных учреждений. Чаще всего в госсекторе реорганизация проводится в форме присоединения. В этом случае госзадание меняется для обоих учреждений — и для присоединяемого, и для того, к которому осуществляется присоединение.

Процедура изменения госзадания

Изменение госзадания по итогам предварительного отчета

Нормативные затраты и их изменение

  1. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  2. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
  3. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
  4. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
  5. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

Государство не только распределяет финансы, но и предоставляет гражданам различные услуги. Они закрепляются в государственных заданиях (ГЗ или госзадание) бюджетных, автономных организаций. Однако, как и любой товар, подобные услуги тоже имеют стоимость. Государственное субсидирование — это средства, которые выделяются на исполнение госуслуг. Ряд организаций полностью покрывают затраты за счет госсубсидирования. Некоторые учреждения получают субсидию в качестве одного из источников дохода. Порядок субсидирования осуществляется через денежное обеспечение государственного задания (ст. 69.2, ст. 78.1 БК РФ) и устанавливается учредителем. Алгоритм действий таков:

  1. Исполнительная ветвь власти в лице каждого субъекта, министерства и ведомства устанавливает перечень услуг, которые будут предоставляться, на основании общероссийского базового (отраслевого) перечня.
  2. Определяет нормативную стоимость каждой госуслуги.
  3. Утверждает, как учредитель ГЗ, виды и стоимость услуг.
  4. Закрепляет наименование и код субсидии на выполнение государственного задания по каждой услуге.
  5. Утверждает (согласовывает) план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), в котором определяется порядок финансового обеспечения организации как за счет субсидии на ГЗ, так и за счет иных источников дохода.
  6. Разрабатывает форму соглашения о порядке предоставления финансирования, где определяет график перечисления средств и т.д.

Наиболее широкое распространение субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания получили в бюджетных и автономных учреждениях.

Финансирование организаций бюджетной сферы регламентируется статьями 69.2 и 78.1 БК РФ. Учреждения планируют расходы, формируют документы-основания и передают их распорядителям или главным распорядителям бюджетных средств. РБС утверждают лимиты и доводят их до подведомственных организаций. По новым правилам, получатели средств обязаны утвердить госзадание в течение 15 рабочих дней после утверждения (а не доведения) ЛБО.

Случается, что организация не выполняет ГЗ. В таких случаях оставшиеся деньги необходимо вернуть учредителю. Возврат осуществляется при невыполнении показателей, установленных ГЗ, с учетом допустимого отклонения. Расчет возвращаемой суммы аналогичен исчислению поступления финансового обеспечения ГЗ. Обратите внимание, что возврат субсидии на выполнение госзадания носит документально обоснованный характер (абз. 3 пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ). Чтобы избежать вопросов от проверяющих, оформите соответствующие уточнения к госзаданию и всем связанным документам.

Регламент перечисления финансирования БУ, АУ прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, объемах и сроках субсидирования. Также к нему в обязательном порядке составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии на выполнение государственного задания. Организация-заказчик должна планировать закупки по этому источнику финансирования в соответствии с графиком.

В случае невыполнения БУ, АУ госзадания или отдельных показателей ГЗ, МЗ у организации должны остаться неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Возврат остатков субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием (ст. 69.2 БК РФ).

Субсидирование ГЗ идет не только на оказание госуслуг. Бюджетные учреждения вправе осуществлять государственные закупки за счет выделенных государством средств. Все заказы из субсидиарных денег проводятся только в рамках Федеральной контрактной системы — по нормам 44-ФЗ. Разрешается приобретать только те товары, работы и услуги, которые необходимы для реализации проектов и целей, закрепленных в ГЗ. Нецелевая закупочная деятельность приведет государственного заказчика к штрафам.

Чтобы организации бюджета смогли осуществлять закупки в рамках 44 ФЗ, они должны иметь на это средства. Основа финансирования госзакупок — субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.
По сути, госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Размер субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям прописывается в соглашении между распорядителем и получателем средств бюджета. Форма и правила ее заполнения утверждены в ПП РФ № 640 от 26.06.2015. Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.

Объем выделяемого субсидирования планируется бюджетной организацией по статьям затрат. Вот на что можно тратить субсидию на госзадание бюджетным учреждениям:

  • заработная плата;
  • налоги;
  • закупки на нужды учреждения.

Заказчик приобретает товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Не допускается нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания. Субсидирование госзадания не всегда полностью покрывает затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. БУ и АУ используют и внебюджетные источники финансирования и проводят закупки по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ. Примером таких средств являются доходы от предпринимательской деятельности.

ВАЖНО!

По п. 6 ст. 9.2 7-ФЗ, бюджетные учреждения не имеют права отказываться от исполнения госзадания.

В 2020 году будут действовать новые сроки формирования ГЗ, МЗ. Теперь документы готовятся не позже 15 рабочих дней с момента утверждения лимитов бюджетных обязательств. После получения информации о выделенных ЛБО учреждение планирует расходную часть бюджета. Вот на каком документальном основании предоставляют субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания:

  • расходное расписание;
  • план финансово-хозяйственной деятельности;
  • соглашение о предоставлении денежных средств.

Как только организации выделили лимиты, бухгалтерия (или отдел планирования) составляет ПФХД и госзадание. После утверждения документов вышестоящими органами (ГРБС) ответственный специалист в течение 10 рабочих дней формирует план-график закупок товаров, работ и услуг, на основании которых и будут осуществляться госзакупки по 44 ФЗ. Если БУ, АУ осуществляет закупки в рамках 223 ФЗ, то такой организации-заказчику надлежит подготовить отдельный план закупок по закону № 223.

На сегодняшний день одна из основных проблем российского образования – высокая загруженность школьников. По подсчетам экспертов на обучение у детей уходит около 4 часов в неделю. В этот объем учебного времени входят уроки в школе, внеурочные занятия и выполнение домашних заданий.

Если учесть, что средняя продолжительность рабочей недели взрослых – 40 часов, то становится очевидным тот факт, что учебная нагрузка школьников чрезмерно высокая. На данный момент согласно учебным планам на подготовку домашнего задания у учащихся младших классов должно уходить не больше полутора-двух часов. В первом классе выдача заданий на дом запрещена.

Но объем учебного материала таков, что невозможно выполнить домашнюю работу в указанных временных рамках без ущерба для успеваемости.

Постановление Правительства РФ от 22.02.2020 N 203

Коснутся изменения и школьного питания. Контроль за этой сферой предполагается перевести на региональный уровень, тогда как сейчас этим вопросом занимаются сами образовательные учреждения.

Президент уже высказывался о том, что перечень категорий школьников, имеющих право на бесплатное питание, нужно расширять.

До этапа реализации проекта властям всех регионов необходимо провести подсчеты, чтобы выяснить, сколько детей представляется возможным включить в эту программу, и сколько бюджетных средств для этого потребуется.

Планируется улучшит и качество питания школьников. По данным, собранным в 2017-2018 учебном году только 65% детей питаются в школе два раза. Помимо недостатка горячего питания существует проблема отсутствия единых требований к составлению меню. Кроме того не учитываются «особенные» дети (например, диабетики и аллергики). В большинстве случаев качество питания довольно низкое.

С 1 января 2016 года порядок формирования государственного задания в отношении федеральных образовательных учреждений определен в Постановлении Правительства РФ от 26.06.

2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Постановление N 640).

Новый Порядок предоставления таких субсидий бюджетным и автономным учреждениям образования, находящимся в ведении Минобрнауки, утвержден Приказом данного ведомства от 11.01.2016 № 2 (далее — Приказ № 2).

Субсидии выделяются бюджетным образовательным учреждениям, подведомственным Минюсту России, на строго установленные цели. Этот перечень определен в п. 2.1. Приказа № 2. Наример:

  • стипендиальное обеспечение обучающихся;
  • компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при переезде в случаях заключении (расторжении) трудовых договоров с организациями находящимися в РКС;
  • компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях расположенных в РКС;
  • компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа);
  • государственную поддержку ведущих университетов РФ;
  • предоставление грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований;
  • государственную поддержку молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук в форме грантов Президента Российской Федерации,
  • государственную поддержку ведущих научных школ РФ в форме грантов;
  • капитальный ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • на ежемесячные выплаты членам государственных академий наук.
  • др.

Поскольку правила предоставления субсидий постоянно пересматриваются, важно знать актуальный порядок их отражения в налоговом учете.

Согласно пункту 4.

4 статьи 271 НК РФ, средства, полученные в виде субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых периодов с даты получения указанных средств.

В случае нарушения условий получения средств, предусмотренных настоящим пунктом, полученные средства в полном объеме отражаются в составе внереализационных доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

В отношении иных субсидий установлен другой порядок учета.

Так, предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса РФ.

Средства указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Помимо субсидий на выполнение государственного или муниципального задания, предоставляются и субсидии на иные цели. Как правило, такое финансирование имеет целевой характер. О том, как учесть такие поступления, в статье «Целевые субсидии: возврат и учет».

Например, субсидии, выделенные из бюджета субъекта Российской Федерации в общеустановленном порядке негосударственному образовательному учреждению в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также в связи с предоставлением обучающимся 1–4 классов бесплатного одноразового горячего питания (завтрак), предоставлением обучающимся 1–11 классов из социально незащищенных и многодетных семей бесплатного двухразового горячего питания (завтрак, обед), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 22 п. 1 статьи 251 НК РФ. При этом расходы, произведенные за счет указанных субсидий, также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие критериям, указанным в п. 1 статьи 252 НК РФ (письмо Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-03-06/4/89).

Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, необходимо одновременное выполнение следующих обязательных условий:

Если субсидия была потрачена на приобретение имущества, то следует учитывать, что такое имущество не амортизируется. Виды амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации, поименованы в п. 2 статьи 256 НК РФ. Согласно пп. 7 п.

2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации амортизируемое имущество, приобретенное (созданное), в частности, за счет средств целевого финансирования, к которому относятся субсидии, выделяемые автономным учреждениям (письмо Минфина России от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/4/97).

Соглашения о предоставлении субсидий

Уменьшение объема субсидии на выполнение госзадания

Права учредителя по уменьшению годового объема субсидии бюджетному (автономному) учреждению на выполнение задания существенно ограничены действующим законодательством — уменьшение объема субсидии , предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ; ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон N 174-ФЗ). Несоблюдение данного правила может стать основанием для привлечения должностных лиц органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, к административной ответственности согласно ст. 15.15.15 КоАП РФ (см., в частности, решение Оренбургского областного суда от 27.06.2014 по делу N 21-278/2014).

Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения госзадания возможно только при соответствующем изменении самого задания.

Инициировать уменьшение субсидии на выполнение задания может как бюджетное (автономное) учреждение, так и орган, осуществляющий в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя (далее — учредитель). Основания уменьшения в течение года объема субсидии могут быть предусмотрены Соглашением о ее предоставлении.

Для того чтобы организации бюджета смогли осуществлять закупки в рамках 44 ФЗ, они должны иметь на это средства. Основа финансирования госзакупок бюджетных и ряда автономных учреждений — субсидии на выполнение государственного муниципального задания.

Определяется размер субсидирования в государственных, муниципальных заданиях (ГЗ, МЗ). Госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Форма и правила ее заполнения утверждены в ПП РФ № 671 от 02.09.2010. Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.

Объем выделяемого субсидирования впоследствии будет распланирован бюджетной организацией по статьям затрат. Одна часть денежных средств пойдет на зарплату и налоги, другая — на закупки. Заказчик должен приобретать товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Субсидирование госзадания не всегда полностью покрывает затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. Также БУ, АУ могут использовать и внебюджетные источники финансирования и проводить закупки по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ, например за счет доходов от предпринимательской деятельности.

В 2019 году будут действовать новые сроки формирования ГЗ, МЗ. Теперь документы должны быть подготовлены не позже 15 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, после получения информации о выделенных ЛБО учреждение составляет план финансово-хозяйственной деятельности и госзадание. После утверждения документов вышестоящими органами (ГРБС) ответственный специалист в течение 10 рабочих дней формирует план и план-график закупок товаров, работ и услуг, на основании которых и будут осуществляться госзакупки по 44 ФЗ. Если БУ, АУ также осуществляет закупки в рамках 223 ФЗ, то такой организации-заказчику надлежит подготовить отдельный план закупок по закону № 223.

Регламент перечисления финансирования БУ, АУ прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, а также об объемах и сроках субсидирования. Также к нему в обязательном порядке составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии на выполнение государственного задания. Организация-заказчик должна планировать закупки по данному источнику финансирования в соответствии с этим графиком.

В случае невыполнения БУ, АУ госзадания или отдельных показателей ГЗ, МЗ у организации должны остаться неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Возврат субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием, согласно ст. 69.2 БК РФ.

БУ вправе как оказывать госуслуги в пределах установленного ГЗ, так и проводить госзакупки по 44 ФЗ на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для реализации целей госзадания. Субсидирование должно рассчитываться с учетом планируемых затрат на закупки. Цель субсидий прописывается в соглашении. Заказчику запрещено проводить закупки по 44 ФЗ, не соответствующие целям ГЗ, МЗ.

Отдельно регулируется ситуация по госзакупкам в рамках 44 ФЗ у автономных организаций. В Письме Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014 указано, что если АУ субсидируются за счет средств бюджета, а целью субсидии являются капитальные вложения, то они обязаны осуществлять закупки и закупочную деятельность в соответствии с законом 44 ФЗ. Это означает, что все остальные бюджетные субсидии АУ, а также все виды доходов, полученные за счет осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, могут расходовать на закупки по нормам закона № 223. Такие разъяснения дал Минфин в отдельном Письме от 21.03.2014 № 02-02-09/12591.

Но есть исключения. Если автономное госучреждение не разместит соответствующее положение о проведении закупок по нормам закона 223 ФЗ на очередной финансовый период, то вести закупочную деятельность придется по нормам 44 ФЗ. Причем в данной ситуации источник финансирования уже не будет иметь никакого значения. Следовательно, автономное учреждение без размещенного (опубликованного) положения о закупках по 223 ФЗ обязано работать по 44 ФЗ по всем видам субсидий (ч. 4 ст. 8 закона 223-ФЗ).

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания 2021 г.

Государство не только распределяет финансы, но и предоставляет гражданам различные услуги. Они закрепляются в государственных заданиях (далее — ГЗ или госзадание) бюджетных, автономных организаций. Однако, как и любой товар, подобные услуги тоже имеют стоимость. Субсидия на выполнение государственного задания — это средства, которые государство выделяет на исполнение госуслуг. Они могут как полностью покрывать затраты, так и частично. Порядок финансирования осуществляется через денежное обеспечение государственного задания (ст. ст. 69.2, ст. 78.1 БК РФ) и устанавливается учредителем. Алгоритм действий можно представить так:

  • исполнительная ветвь власти в лице каждого субъекта, министерства и ведомства, устанавливает перечень услуг, которые будут предоставляться, на основании общероссийского вбазового (отраслевого) перечня;
  • определяет нормативную стоимость каждой госуслуги;
  • утверждает, как учредитель ГЗ, виды и стоимость услуг;
  • закрепляет наименование и код субсидии на выполнение государственного задания по каждой услуге;
  • утверждает (согласовывает) план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), в котором определяет порядок финансового обеспечения ГЗ и в целом организации;
  • разрабатывает форму соглашения о порядке предоставления финансирования, где определяет график перечисления субсидии на выполнение государственного задания и т.д.

Наиболее широкое распространение субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания получили в бюджетных и автономных учреждениях.

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитываются как произведение цены услуги и количества пользователей. Субсидирование госзадания может быть единственным источником финансирования ГЗ, а может — его частью. Например, оплата родительской платы за детский сад является частью оплаты госуслуги.

Достаточно часто организация предоставляет несколько госуслуг. Расчет каждой из них будет определять соответствующую объем денег, а сумма по всем госуслугам составит объем финансирования ГЗ.

Сам расчет особых трудностей не вызывает. Затруднения возникают при учете расходов по каждому отдельному источнику поступления средств. Учет затрат на исполнение ГЗ достаточно трудоемкий процесс, если предоставляется несколько услуг. Раздельный учет расходов по каждому направлению существенно упростит составление отчетов о выполнении ГЗ и ПФХД.

Порядок получения денег закрепляется учредителем отдельным документом — соглашением о порядке получения субсидии.

Как правило, в этот документ включается вся сумма, которая полагается организации, указываются объёмы и сроки перечисления денег. Соглашение может включать в себя не только финансовое обеспечение ГЗ, но и финансирование иных целей, если такие обоснованы и утверждены.

  1. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
  2. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
  3. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
  4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  5. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

И.В. Вадимова,
главный бухгалтер, консультант

Изменение государственного задания в течение финансового года — это всегда непростая ситуация для учреждения. Если финансирование уменьшилось, придется уменьшать и затраты, менять планы закупок, сокращать премии. А увеличение финансирования влечет за собой необходимость оказать большее количество услуг.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Для большинства бюджетных и автономных учреждений субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания является основным источником финансирования. Средства субсидии расходуются учреждениями согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности и не подлежат санкционированию со стороны Федерального казначейства. Однако учредитель и Федеральное казначейство имеют право проверять использование средств субсидии и принимать меры по итогам проверок.
  1. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  2. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
  3. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
  4. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.

Бюджетникам выделяются государственные и муниципальные средства на ведение закупочной деятельности в рамках 44 ФЗ. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.

По сути, госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Размер субсидии на выполнение муниципального задания бюджетным учреждениям прописывается в соглашении между распорядителем и получателем средств бюджета. Форма и правила заполнения госзадания утверждены в ПП РФ № 640 от 26.06.2015 (с учетом изменений из ПП РФ № 1052 от 16.07.2020). Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации госзаданий регулируется ст. 69.2 БК РФ.

Объем выделяемых субсидий планируется бюджетной организацией по статьям затрат. Вот на что тратят субсидию на госзадание:

  • заработная плата;
  • налоги;
  • закупки на нужды учреждения.

Заказчик приобретает товары, работы и услуги в рамках 44 ФЗ с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Не допускается нецелевое использование субсидии на выполнение государственного задания для госзаказчиков.

Субсидии не всегда полностью покрывают затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. Учреждения используют и внебюджетные источники финансирования и проводят закупки по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ. Примером таких средств являются доходы от предпринимательской деятельности.

Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД). Порядок его составления утвержден приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Приказ № 81н).

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, формируются учреждением с учетом утвержденных учредителем нормативных затрат (п. 4 ст. 69.2 БК РФ, п. 6 ч. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 12 Приказа № 81н).

Законы № 83-ФЗ, 174-ФЗ не устанавливают запрета на направление средств субсидии на выполнение госзадания на иные выплаты в зависимости от потребности учреждения.

В свою очередь, в Приказе № 81 н отсутствует требование о соответствии плановых показателей по выплатам в Плане ФХД объему и назначениям, утвержденным учредителем нормативным затратам. Аналогичные разъяснения в отношении бюджетных учреждений приведены в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703. Для внесения изменений в План ФХД в случае необходимости его уточнения получать согласие учредителя не нужно (п. 19 Приказа № 81н).

В случае достижения экономии в ходе выполнения государственного (муниципального) задания средства субсидии могут быть направлены на иные выплаты учреждения, не противоречащие целям его создания, в т. ч. на выплату зарплаты сотрудникам, командировочные расходы и т. д. Однако такое перераспределение не должно повлиять на выполнение показателей объема и качества услуг, утвержденных в задании. Об этом сказано в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703.

Экономию, достигнутую учреждением в результате мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению , оно вправе направить на иные выплаты, в т. ч. на увеличение заработной платы. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 и реализованы в региональных актах (например, п. 3.5. Порядка, утв. постановлением администрации города Томска от 22.08.2011 № 909 «Об утверждении Порядка учета и использования экономии средств, достигнутой за счет дополнительного, по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований, снижения потребления энергоресурсов»).

Субсидии, выделенные автономному учреждению на выполнение госзадания, предоставляются в порядке, установленном:

  • для федеральных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для государственных (муниципальных) учреждений субъектов РФ – актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • для муниципальных учреждений – муниципальными правовыми актами местной администрации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *