Взыскание недоимки по налогам с юридических лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание недоимки по налогам с юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
^К началу страницы
1
Выявление недоимки
2
Требование об уплате
3
Взыскание за счет средств на счетах и приостановление операций
4
Взыскание за счет имущества
5
Банкротство
Кто может ответить по налоговым долгам фирмы?
^К началу страницы
Решение о взыскании формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Решение о взыскании принимается налоговым органом не позднее 2-х месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей. Исключение составляют следующие случаи:
- если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, такая сумма превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение 2-х месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
- если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, такая сумма не превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение 2-х месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Решение о взыскании заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ (приложение № 6).
Налоговый орган направляет на бумажном носителе или в электронной форме в банк поручение налогового органа на списание по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ (приложение № 7), в пределах сумм, указанных в требовании об уплате и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию об уплате.
При недостаточности средств на рублевых расчетных (текущих) счетах, налоговый орган вправе взыскать налог с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика, а также за счет электронных денежных средств.
Кроме того, налоговый орган на основании решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, может взыскать налог с лицевых счетов, открытых в органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (размер недоимки на момент принятия решения о взыскании не должен превышает 5 млн. рублей).
Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах).
^К началу страницы
Налоговый орган пропустил срок на бесспорное взыскание?
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика — причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При пропуске срока принятия решения о взыскании налога за счет имущества, взыскание причитающихся к уплате сумм с указанных налогоплательщиков может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд. В таком случае взыскание налогов производится за счет иного имущества организации на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда.
-
Как и в какой срок писать возражения на акт выездной или камеральной проверки
1,9 тыс. 0
Взыскание недоимки налоговыми органами
Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:
- налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;
- банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.
Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:
- налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.
При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;
- не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
- не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;
В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.
В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).
Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).
Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.
Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:
- с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
- с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;
Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.
Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).
Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:
- налоговая задолженность полностью погашена;
- налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
- сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
- суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
- в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.
Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.
Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).
Взыскание задолженности по налогам
Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.
Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.
Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).
Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.
При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.
Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.
1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).
Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.
Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.
Рассчитать пени вам поможет наш калькулятор.
Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.
В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.
Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.
Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.
Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?
За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!
Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.
Написать комментарий
Поводом к принятию вышеуказанного постановления послужило обращение в КС ряда граждан. В своих жалобах они просили проверить конституционность некоторых положений ГК РФ, НК РФ и УПК РФ, которые позволяют наказывать директоров и главных бухгалтеров за налоговые нарушения, допускаемые юрлицами.
Речь идет о возмещении вреда, причиняемого бюджетам неуплатой налогов и пеней. Данный вред, согласно обжалуемым заявителями нормам (ст.31 НК РФ, ст. 1064 ГК РФ и ст. 54 УПК РФ), теоретически можно взыскать с должностного лица организации, виновного в неуплате налогов, путем предъявления ему гражданского иска.
КС РФ не нашел оснований для признания спорных норм незаконными и противоречащими Конституции РФ. Тем самым было подтверждено право ФНС и прокуратуры обращаться в суд с исками к должностным лицам организаций о взыскании с них налоговых недоимок.
Одновременно суд обратил внимание на то, что данное право может быть реализовано лишь в крайних случаях. В частности, когда возможность взыскания налогов и штрафов с самой организации уже утрачена по причине прекращения ее деятельности.
Судьи пояснили, что за неуплату юрлицом налогов и сборов налоговую ответственность несет именно организация, а не ее работники и должностные лица. Но это общее правило.
В ряде случаев прокуратура и налоговая инспекция все же могут взыскать налоговую недоимку организации за счет средств ее учредителей и должностных лиц. Например, за счет имущества генерального директора или главного бухгалтера. Что это за случаи, и когда подобная мера может быть применена в отношении должностных лиц юрлица Конституционный Суд и разъяснил в данном постановлении.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. КС РФ подтвердил право налоговиков в порядке исключения взыскивать задолженность организаций по налогам и сборам за счет денег и имущества их должностных лиц.
2. Данное право может быть реализовано лишь в крайних случаях, например, когда возможность взыскания налогов и штрафов с самой организации уже утрачена по причине прекращения ее деятельности.
3. Предъявление имущественных требований должностному лицу возможно лишь при соблюдении ряда условий.
4. За счет средств должностных лиц может быть погашена недоимка по налогам и пени. Взыскать с работника штрафы, наложенные на организацию за налоговое нарушение, нельзя.
5. Виновные сотрудники не обязательно будут погашать образовавшуюся недоимку по налогам в полном объеме. Величина компенсации будет определяться в каждом конкретном случае с учетом степени вины, имущественного положения сотрудника и тяжести последствий.
Организация обязана исполнить требование об уплате налога (штрафа, пеней) в течение восьми рабочих дней после того, как оно было получено. Налоговая инспекция вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки (он должен быть указан непосредственно в требовании). Это следует из абзаца 4 пункта 4 статьи 69 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: обязана ли организация исполнять требование об уплате налога, если оно неправильно оформлено?
Нет, не обязана.
Порядок оформления требований об уплате налога предусмотрен в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ. В требовании как минимум должны быть указаны:
- сумма задолженности по налогу;
- сумма пеней, начисленная к моменту выставления требования;
- срок уплаты налога, по которому возникла недоимка;
- меры, которые будут приняты налоговой инспекцией, если организация не погасит недоимку;
- основания, по которым взимается налог, и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.
Если требование об уплате налога не содержит каких-либо данных из приведенного перечня, оно признается составленным с нарушениями. Исполнять такое требование организации необязательно. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 22 июля 2003 г. № 2100/03.
Постановлением от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ подтвердил правомерность данного вывода. При этом в пункте 52 постановления судьи пояснили, что требование об уплате налога может быть признано оформленным правильно, даже если непосредственно в нем отсутствуют какие-либо обязательные сведения. Однако это допустимо только в том случае, если в требовании есть ссылка на конкретный документ налоговой инспекции, в котором эти сведения содержатся. Например, на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, где указаны основания для взимания налога, начисления пеней, штрафа и т. п. Если подобной ссылки нет, а в само требование необходимые данные не включены, такой документ считается составленным с нарушениями.
Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году
Решение о принудительном взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет. Инспекция должна направить в этот банк поручение на перечисление налога (штрафа, пеней) в бюджет (п. 2, 4 ст. 46 НК РФ). Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего операционного дня. Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение будет помещено в картотеку неоплаченных расчетных документов. В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Такие правила установлены пунктом 6 статьи 46 Налогового кодекса РФ и пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.
При нехватке денег на рублевом банковском счете и наличии у организации валютного счета недоимка может быть взыскана за счет валютных средств. Для этого налоговая инспекция должна дать банку поручение на продажу валюты. Сумма недоимки, которая погашается за счет валютных средств, определяется по курсу Банка России на дату продажи валюты. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса РФ. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Их можно учесть и при расчете налога на прибыль (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ), и при расчете единого налога с разницы между доходами и расходами при упрощенке (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Взыскивать недоимку за счет средств, размещенных на депозитном счете организации, до окончания срока депозитного договора налоговым инспекциям запрещено (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ). Однако по окончании действия депозитного договора инспекция вправе поручить банку перевести средства с депозитного на расчетный счет для покрытия недоимки. Это возможно, если депозитный и расчетный счета находятся в одном банке, а требование о взыскании недоимки с расчетного счета к моменту закрытия депозитного договора не было исполнено. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 августа 2015 г. № СА-4-8/15316.
Если денежных средств на рублевых и валютных банковских счетах недостаточно, инспекция вправе обратить взыскание на электронные денежные средства организации. Для этого она направит в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручение на их перевод на счет налогоплательщика в банке. По аналогии со средствами на банковских счетах вначале взыскиваются электронные денежные средства в рублях, а в случае их нехватки – в иностранной валюте. Причем валютные денежные средства банк должен перевести на валютный счет организации, указанный в поручении инспекции. Если в поручении указан только рублевый счет, руководитель инспекции одновременно с поручением на перевод электронных денежных средств должен направить в банк поручение на продажу не позднее следующего дня валюты организации. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Банк должен исполнить поручение по электронным денежным средствам в рублях не позднее одного операционного дня со дня получения поручения, а по средствам в валюте – не позднее двух операционных дней. Если электронных денежных средств для полного погашения недоимки все-таки недостаточно, банк будет исполнять поручение по мере получения электронных денежных средств организации-должника.
Такой порядок предусмотрен в пункте 6.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ.
При отсутствии денег на банковских счетах инспекция имеет право взыскать недоимку с лицевых счетов организации – получателя бюджетных средств (п. 3.1 ст. 46 НК РФ, ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ). Без решения суда инспекция может взыскать денежные средства с лицевого счета, если сумма задолженности не превышает 5 млн руб. Если задолженность больше, для ее взыскания потребуется судебное решение (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ).
Приостановить исполнение решения о взыскании недоимки могут в трех случаях. Первый: инспекция предоставила рассрочку или отсрочку по уплате налога. Второй: суд (судебный пристав) наложил арест на денежные средства налогоплательщика в банках. И третий случай: решение приостановить взыскание недоимки вынес вышестоящий налоговый орган.
Инспекция должна отозвать решение о взыскании в следующих случаях:
- срок уплаты налогов, сборов, пеней, штрафов изменился в соответствии с главой 9 Налогового кодекса РФ;
- недоимка погашена (в т. ч. зачетом излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки);
- недоимка признана безнадежной к взысканию и списана;
- налогоплательщик подал уточненную декларацию, по данным которой он должен уплатить меньшую сумму налога;
- банк отправил инспекции информацию об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика, которые могут быть использованы для уплаты недоимки.
Об этом сказано в пункте 4.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ.
Если недоимка не погашена за счет денежных средств (в т. ч. электронных), инспекция может взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ).
Решение о взыскании за счет прочего имущества может быть принято в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (штрафа, пеней). Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговая инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Срок, отпущенный налоговой инспекции для подачи искового заявления, составляет два года со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога (сбора, штрафа, пеней). Однако суд может продлить этот срок, если налоговая инспекция пропустила его по уважительной причине. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ.
Взыскание недоимки за счет прочего имущества производится судебным приставом-исполнителем по решению и на основании постановления налоговой инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ). Формы решения и постановления о взыскании утверждены приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Перечень имущества, которое может быть взыскано в счет погашения недоимки, приведен в пункте 5 статьи 47 Налогового кодекса РФ. Организация вправе указать на имущество, которое следует взыскать в первую очередь, однако окончательное решение об очередности взыскания принимает судебный пристав (п. 5 ст. 69 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).
Ситуация: может ли налоговая инспекция взыскать задолженность по налогам за счет дебиторской задолженности коммерческой организации?
Да, может.
При недостаточности денег на счете в банках налоговая инспекция вправе взыскать задолженность по налогам и сборам (штрафам, пеням) за счет имущества организации (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Под имуществом в налоговом законодательстве понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ). При этом в Гражданском кодексе РФ дебиторская задолженность отнесена к имущественным правам (ст. 128 ГК РФ).
Однако следует учитывать, что определение «имущество», данное в пункте 2 статьи 38 Налогового кодекса РФ, используется лишь с целью определения объекта налогообложения.
Общий порядок принудительного исполнения решений налоговых инспекций установлен Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 75 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ взыскание может быть обращено на дебиторскую задолженность должника. При этом дебиторская задолженность учитывается в составе второй очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации (подп. 2 п. 1 ст. 94 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ). Порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность установлен статьей 76 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.
Следовательно, налоговая инспекция вправе взыскать недоимку по налогам за счет дебиторской задолженности организации. Подтверждает этот вывод и Минфин России в письме от 19 января 2007 г. № 03-02-07/1-15, а также арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 25 сентября 2006 г. № КА-А40/9048-06 и Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2005 г. № Ф08-417/2005).
Однако следует учитывать, что позиция, которой придерживается финансовое ведомство, может быть полезна организации. Ведь фактически ей предоставлена возможность расплатиться с бюджетом дебиторской задолженностью. Это может оказаться весьма выгодным использованием актива в ситуации, когда инспекция не может списать средства с расчетного счета.
Пример взыскания недоимки по налогам за счет дебиторской задолженности организации
На имущество организации, которое занимается производством продукции, обращено взыскание в сумме 3 000 000 руб.
На балансе организации числится:
- дебиторская задолженность на сумму 4 500 000 руб.;
- готовая продукция на сумму 150 000 руб.;
- материалы на сумму 150 000 руб.;
- оборудование для производства продукции на сумму 1 700 000 руб.
Оценка имущества судебными приставами совпала с его стоимостью по данным бухучета.
В итоге дебиторской задолженности хватило, чтобы рассчитаться с бюджетом.
Чтобы обеспечить взыскание недоимки, налоговая инспекция может:
- приостановить расходные операции по счетам организации (ст. 76 НК РФ);
- наложить арест на имущество организации (ст. 77 НК РФ).
Расходные операции приостанавливаются на основании решения, форма которого утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Такое решение налоговая инспекция может составить лишь после того, как оформит решение о взыскании недоимки. Расходные операции приостанавливаются в пределах суммы недоимки. Если остаток на счете больше суммы задолженности, то разницу организация может использовать свободно. Платежи первой, второй и третьей очереди не приостанавливаются. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Арест имущества возможен только с санкции прокурора и при условии, что на счетах организации (предпринимателя) недостаточно денежных средств, чтобы погасить недоимку (или же информация о счетах отсутствует). Это следует из пунктов 1 и 3 статьи 77 Налогового кодекса РФ. Наложение ареста производится на основании постановления налоговой инспекции и протокола, в котором приводится опись арестованного имущества. После наложения ареста владение, пользование и распоряжение имуществом допускается только под контролем налоговой инспекции (п. 2 ст. 77 НК РФ). После того как недоимка будет погашена, она вынесет постановление об отмене ареста имущества.
Организация (предприниматель) вправе ходатайствовать о том, чтобы вместо ареста имущества с ней заключили договор залога (п. 12.1 ст. 77 НК РФ). Для этого в инспекцию нужно подать одновременно два заявления. Одно – от налогоплательщика, второе – от залогодателя. Об этом сказано в пункте 21 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469.
Пример оформления ходатайства о замене ареста имущества заключением договора залога
Размер задолженности по налогам организации «Альфа» составляет 150 000 руб. На банковских счетах «Альфы» недостаточно денежных средств для погашения задолженности. Руководитель налоговой инспекции постановил арестовать имущество организации.
Руководитель «Альфы» подал в инспекцию заявление с просьбой заменить арест имущества на заключение договора залога. К этому заявлению руководитель приложил заявление о согласии на залог от «Альфы» и заявление о согласии на залог от залогодателя – ООО «Торговая фирма «Гермес»».
Если организация (предприниматель) в итоге заключила с инспекцией договор о залоге, то решение об аресте имущества отменяется (п. 13 ст. 77 НК РФ).
Ситуация: что делать, чтобы налоговая инспекция не взыскала во внесудебном порядке сумму недоимки по налогам?
Обратитесь в суд.
Организация вправе обжаловать требование об уплате налога (штрафа, пеней) в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ). Одновременно с подачей искового заявления организация может обратиться в суд с просьбой принять обеспечительные меры в отношении спорных сумм (ст. 90, 91, 199 АПК РФ). Если суд согласится с этой просьбой, то до окончания судебного разбирательства налоговая инспекция не сможет взыскать недоимку (п. 4 и 5 ст. 96 АПК РФ).
Период, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ двухмесячный срок, отпущенный инспекции на взыскание недоимки во внесудебном порядке. То есть, если требование инспекции об уплате налога (штрафа, пеней) будет признано правомерным, решение о взыскании недоимки инспекция сможет вынести в течение двух месяцев с момента отмены судом обеспечительных мер. Такие разъяснения содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. № 17533/08.
Если размер недоимки позволяет заподозрить организацию в совершении налогового преступления, то на основании пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ инспекция обязана направить материалы проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Эту обязанность налоговая инспекция должна исполнить даже в том случае, если исполнение решения инспекции по результатам проверки приостановлено судом. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 октября 2011 г. № АС-4-2/16795.
Ситуация: может ли налоговая инспекция отражать в справке о расчетах с бюджетом недоимку, которую выявили по результатам выездной проверки? По решению суда действие требования о взыскании этого долга приостановлено.
Да, может.
В справке об исполнении организацией обязанности по уплате налогов (сборов, пеней и налоговых санкций) отражается вся задолженность организации перед бюджетом, кроме сумм:
- по которым организации предоставлена отсрочка (рассрочка) или налоговый кредит;
- которые реструктурированы в соответствии с действующим законодательством;
- по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности организации по уплате этих сумм исполненной.
При наличии недоимок по другим обязательным платежам в бюджет в справке, выдаваемой организации, делается запись о том, что она имеет неисполненную обязанность по уплате налогов (сборов, пеней и налоговых санкций). Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 4 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. № ММВ-7-8/378.
Решение суда о приостановке действия требования налоговой инспекции о взыскании недоимки является обеспечительной мерой. Такое решение не отменяет требование налоговой инспекции и не означает признания обязанности организации по погашению недоимки исполненной. Оно лишь временно (на период судебного разбирательства) приостанавливает действия налоговой инспекции, направленные на взыскание с организации задолженности перед бюджетом. Это следует из пункта 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 83. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-162.
Таким образом, приостановка взыскания недоимки не является основанием для того, чтобы не отражать ее сумму в справке.
Что касается отражения в справках недоимок, которые признаны невозможными для взыскания, то арбитражная практика по этой проблеме неоднородна. В каждом конкретном случае суды оценивают, препятствует наличие такой информации ведению бизнеса или нет. Если организации удастся доказать, что сведения о недоимке, невозможной для взыскания, дискриминируют ее (например, не позволяют привлечь банковский кредит или участвовать в конкурсе на получение госзаказа), суд может встать на ее сторону (см., например, определение ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16371/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2010 г. № А56-24109/2009, от 7 августа 2009 г. № А56-52802/2008). В этом случае из справки должны быть исключены данные о непогашенной недоимке, взыскать которую инспекция не имеет права. Если же организация не представит убедительных доказательств в свою пользу, суд может признать, что сохранение подобных сведений в карточке лицевого счета и справке не нарушает ее прав и интересов (см., например, определения ВАС РФ от 19 марта 2014 г. № ВАС-2414/14, от 13 мая 2013 г. № ВАС-5048/13, постановления ФАС Московского округа от 25 ноября 2013 г. № А40-1762/13-91-5, Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2013 г. № А19-18120/2012).
Ситуация: может ли организация признать безнадежной и списать кредиторскую задолженность по налогам (сборам, штрафам, пеням), срок взыскания которой истек?
Да, может. Но только после того, как эту задолженность признает безнадежной налоговая инспекция. Это объясняется так.
Обязанность по уплате налога (сбора, штрафа, пеней) организация должна исполнить самостоятельно (ст. 45 НК РФ). Закрытый перечень оснований, при наличии которых у организации эта обязанность прекращается, приведен в пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ. Истечение срока взыскания задолженности в этом перечне прямо не поименовано. Однако подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога (сбора) может быть прекращена при возникновении других обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность списания налоговой задолженности, если судом подтверждено, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством.
Таким образом, если утрата права налоговой инспекции на взыскание задолженности подтверждена судебным решением (в т. ч. определением об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании задолженности), такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию с лицевого счета организации. Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.
Недоимка по налогам: в чём её суть и чем она угрожает компании
Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимозависимых компаний.
Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.
Условие первое – взыскать недоимку по «чужим» долгам можно только в судебном порядке. Это означает, что просто принять решение о взыскании задолженности и направить в банк поручение на списание средств со счета (п. 2 ст. 46 НК РФ) взаимозависимого лица налоговики не могут (п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@). Они должны будут собрать доказательства наличия задолженности и взаимозависимости компаний (постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2011 № Ф09-11630/10-С3 по делу № А76-12376/2010-42-397).
А сделать это, как показывает практика, не так-то просто.
Судебная практика
Налоговая инспекция провела проверку, по результатам которой компании были доначислены налоги. Требование об их уплате компания не исполнила, и налоговики решили взыскать средства с ее банковских счетов. Однако для погашения долга денег оказалось недостаточно.
Тогда инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании недоимки с другого общества. По ее мнению, между компанией и обществом имелась «финансовая взаимозависимость», которая заключалась в том, что компания производила горно-обогатительное оборудование и реализовывала его обществу для дальнейшей перепродажи по более высокой цене.
Суды с такой точкой зрения не согласились. Они указали, что организации созданы в разное время и в разных городах. Общество не имело более 20% голосующих акций компании. Договоров, позволяющих обществу определять решения компании, заключено не было.
Компания была одним из контрагентов общества. Заключенные между ними договоры носили коммерческий характер и были направлены на достижение уставных целей.
Исходя из этого, суды пришли к выводу, что компания не является дочерним или зависимым от общества лицом. В удовлетворении требований налоговой инспекции было отказано (постановление ФАС Центрального округа от 08.08.2011 по делу № А14-8219/2010/262/28).
Возможность взыскания задолженности только через суд объясняется очень просто. Поскольку речь идет о взыскании «чужих» долгов, интересы компании должны быть защищены.
Отметим, что по общему правилу заявление о взыскании подается в суд, если не исполнено требование инспекции о добровольной уплате задолженности (ч. 2 ст. 213 АПК РФ). Но если речь идет о взыскании «чужих» налоговых долгов, эта норма не применяется (п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@). Следовательно, налоговики не будут выставлять взаимозависимому с должником лицу никаких требований, а сразу обратятся в суд.
Норма о том, что налоговая инспекция может обратиться в суд только в течение шести месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ), тоже не применяется. Объясняется это тем, что в ст. 45 НК РФ, на основании которой происходит взыскание «чужих» налоговых долгов, подобного ограничения нет (постановления Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2016 № Ф05-4694/2016 по делу № А41-41949/2015, ФАС Уральского округа от 27.01.2011 № Ф09-11639/10-С3 по делу № А76-10419/2010-39-375). Арбитры подчеркивают, что ст. 45 НК РФ вообще не устанавливает предельный срок на подачу в суд заявления о взыскании «чужого» налогового долга (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015). Видимо, в этой ситуации нужно исходить из общего трехлетнего срока исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
Разбирательство будет проходить по правилам приказного (если общая сумма взыскания не превышает 100 000 руб.) или искового производства (ч. 1 ст. 212 АПК РФ). Но для начала инспекция должна использовать все способы бесспорного взыскания недоимки с самого должника (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.09.2015 № Ф07-7120/2015 по делу № А42-7582/2014). Она обязана выставить ему требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если оно не будет исполнено в течение восьми рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ), налоговики будут пытаться взыскать задолженность за счет денег (ст. 46 НК РФ) или другого имущества (ст. 47 НК РФ) должника.
Связанный материал Судебный приказ в арбитражном процессе № 09 / 2016
Подробнее о приказном производстве см. статью Сергея Россола «Судебный приказ в арбитражном процессе»
А вот прекращать или приостанавливать на время суда процедуру взыскания недоимки в бесспорном порядке с самого налогоплательщика инспекция не обязана (постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2011 № Ф09-11639/10-С3 по делу № А76-10419/2010-39-375). Она может одновременно пытаться взыскать налоги (штрафы, пени) и с самого должника, и с взаимозависимого лица.
Инспекция может взыскать недоимку не только с дочерней, основной, зависимой или преобладающей компании. Налоговики могут преподнести «сюрприз» и другим организациям, если будет установлено, что они «иным образом зависимы с налогоплательщиком» (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Что понимать под «иной зависимостью» в ст. 45 НК РФ не говорится.
Признание должника банкротом не станет препятствием для взыскания задолженности с его взаимозависимого лица, даже если сумма задолженности полностью включена в реестр требований кредиторов. Так сказано в п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@. Правомерность этого подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 № Ф03-2054/2016 по делу № А73-11276/2015).
Если суд удовлетворит заявление налогового органа о взыскании долга с взаимозависимого лица, он исключается из реестра требований кредиторов в деле о банкротстве (определение ВС РФ от 14.09.2015 № 306-КГ15-10508 по делу № А12-14630/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015).
Особо изобретательные налоговые «уклонисты» нередко перечисляют (передают) выручку (имущество) сразу нескольким лицам в надежде на то, что проверяющие обнаружат лишь часть выведенных активов. В принципе эта тактика не лишена смысла. Тем более что по закону в такой ситуации взыскание производится пропорционально доле полученных активов (абз. 6 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Однако вероятность того, что налоговики упустят из вида какую-то часть операций, крайне мала.
Другие компании, не желающие платить налоги, идут более хитрым путем. Они выводят активы через цепочку формально самостоятельных фирм. Но и это едва ли поможет уйти от налогов. В конце цепочки, скорее всего, окажется дочерняя, основная, преобладающая или иным образом зависимая организация. И инспекция даже в такой ситуации будет иметь полное право взыскать с нее «чужой» долг (абз. 6 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).
Еще одна распространенная уловка – заключение посреднического договора со взаимозависимым лицом (см., например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.06.2016 № Ф02-2417/2016 по делу № А69-2202/2015). В отношениях между должником и его контрагентами появляется еще одна компания – посредник. Она, по сути, продолжает вести бизнес должника (включая отгрузку товаров и получение денег от покупателей), но уже от своего имени. Соответственно, вся прибыль «оседает» на ее счетах.
Судебная практика
Налоговая инспекция провела проверку компании, в ходе которой был установлен факт неуплаты налогов. Общая сумма требований (налогов, штрафов, пеней) составила почти 50 миллионов рублей. Однако компания погасила долг лишь частично (в сумме 12 миллионов рублей). Денег или другого имущества, на которое можно было обратить взыскание, у компании не оказалось. Зато проверяющие обнаружили интересное соглашение: договор поручения на управление договорами.
По его условиям должник (доверитель) поручил поверенному управление своими договорами. Заключалось это управление в том, что поверенный должен был:
- проводить платежи с контрагентами через свой банковский счет;
- проверять документы, являющиеся основанием для оплаты;
- выполнять другие действия, необходимые для исполнения обязанностей по договору.
Исполняя этот договор, поверенный всего за три месяца получил на свой счет порядка полумиллиарда (!) рублей. Причем сам же поверенный пояснил налоговой инспекции, что поступление этих денег «является доходной операцией доверителя».
Также выяснилось, что обе компании имеют одного учредителя (физическое лицо), который одновременно является еще и их директором.
На основании этих обстоятельств суд сделал вполне логичный вывод: компании взаимозависимы. С поверенного была взыскана налоговая задолженность доверителя (решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.12.2014 по делу № А32-24705/2014).
Самые изобретательные неплательщики переводят активы за границу, полагая, что российские налоговые органы не смогут до них добраться. Но они не учитывают, что наше законодательство не запрещает взыскивать налоговые долги с иностранных взаимозависимых лиц. А это значит, что наши налоговики могут обратиться в наш же арбитражный суд с иском о взыскании задолженности российской компании с ее иностранного взаимозависимого лица. Об этом сказано в п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@.
Судебное взыскание налогов с бывших ИП: промахи ИФНС
Законодательство не ограничивает верхний или нижний предел суммы, которая может быть взыскана по «чужим» долгам. В абз. 9 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ говорится лишь, что взыскание может производиться в пределах выручки, полученной за должника, или переданных денег (другого имущества).
Пример
Дочерней компании были доначислены налоги на сумму два миллиона рублей. После получения соответствующего решения инспекции компания перечислила основному обществу заем в сумме один миллион рублей.
В такой ситуации налоговая инспекция может через суд взыскать с основного общества перечисленный ему один миллион рублей. Еще один миллион ей нужно будет взыскивать непосредственно с «дочки».
Известны случаи, когда сумма взыскания исчислялась десятками и даже сотнями миллионов рублей (постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2014 № Ф05-12000/14 по делу № А40-28598/13, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 № 09АП-20382/2016 по делу № А40-190258/15).
В судебной практике были прецеденты, когда налоговики пытались взыскать задолженность, которая превышает сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) должника, переданных денег или стоимость иного имущества (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 21.12.2010 № Ф09-6352/10-С2 по делу № А71-1258/2010-А6). Однако Президиум ВАС РФ указал, что судам необходимо исследовать вопрос о том, сколько именно средств поступило от реализации товаров (работ, услуг) «чужой» фирмы (постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 4872/11 по делу № А71-1258/2010А6).
Еще один важный вывод Президиума ВАС РФ – нельзя взыскать средства, поступившие на счет взаимозависимой компании, если перечисление произошло до возникновения обязанности по уплате налога. Нижестоящие суды с таким подходом соглашаются (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2012 № Ф09-11639/10 по делу № А76-10419/2010).
Федеральная налоговая служба неоднократно направляла налоговым инспекциям для использования в работе судебные акты различных инстанций, в которых с компаний успешно взыскивались «чужие» налоговые долги (см., например, письма ФНС России от 18.11.2015 № СА-4-7/20176@, от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, от 19.01.2015 № СА-4-7/376@). Более того, в письме от 31.10.2012 № СА-4-7/18386 ФНС России «сообщает о необходимости активно использовать в работе налоговых органов положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ при взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов».
Вывод из этих фактов можно сделать такой: если налоговикам не удастся обнаружить у компании собственных средств, они почти наверняка будут искать дочерние, основные, преобладающие или иные зависимые компании и пытаться взыскать задолженность с них. А для этого налоговая инспекция предпримет следующие шаги (п. 2 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@):
Как показывает практика, налоговики нередко вспоминают про старые долги граждан по сборам и требуют уплаты долга за прошлые года. Насколько правомерны подобные действия, и в течение какого времени инспекция может выдвинуть требование об уплате налога?
Срок исковой давности по налогам – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности. Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.
Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:
Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.
Временные рамки выдвижения претензий определяются размером долга: Размер недоплаты
Срок предъявления претензий
От 500 руб.
90 дней.
До 500 руб.
12 месяцев со дня просрочки.
Правом на принудительное взыскание через суд ФНС может воспользоваться в следующие сроки: Размер недоплаты
Срок предъявления претензий
От 3 тыс.
6 месяцев.
Если за 3 года величина недоплаты достигла суммы более 3 тыс.
6 месяцев с момента истечения 3 лет.
Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований. Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК. При нарушении установленных периодов уплачивается пеня (ст. 75 НК).
Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.
Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК, в налоговой сфере не применяется.
В каком порядке взыскивается недоимка по налогам (штрафам, пеням)
При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:
- о сумме долга;
- размере пеней (на момент его направления);
- периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
- взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
- основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.
Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.
Налоговая проверка бывает:
- камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. документы в своих служебных кабинетах;
- выездной — проверка проходит по адресу проживания налогоплательщика.
Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате. Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2020 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года.
Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга:
- если задолженность больше 3000 руб. — шесть месяцев со дня истечения времени удовлетворения налогового требования;
- когда долг равен 3000 руб., срок давности по неуплате налогов составляет полгода с момента превышения указанной суммы;
- если сумма не превысит 3000 руб. и прошло три года с момента, когда следовало исполнить налоговое требование, срок взыскания налогов с физических лиц равняется полугоду после указанных трех лет.
В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции (ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 № 1).
Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен.
Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога (в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше). Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда (в бесспорном порядке). Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. 2 ст. 45 НК. Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб.
С юрлица недоимка взимается в режиме ст. 46 — 47 НК. Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств. Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода. Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа.
Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).
Указанные правила распространяются и на ИП.
Срок исковой давности по налогам для физических лиц предусмотрен ст. 48 НК РФ. Изучив действующие нормы российского законодательства, можно сделать вывод, что задолженность в области налогообложения бессрочна. При этом этот отрезок времени по отчислениям в бюджет имеет определенные пределы. Но это относится не ко всем взимаемым платежам, а только к следующим сборам:
- на имущество физлиц;
- на транспорт.
НК РФ определяет возможность списания долга по транспортному сбору в ситуации, если инспекция за 3 года не получила с налогоплательщика необходимый размер суммы.
Срок давности, который равен 3 годам, определен и при взыскании суммы долга при оплате НДФЛ. Фискальные органы зачастую требуют от частного лица заплатить недоимку за указанный период. Если имеется задолженность по неуплате НДФЛ за пять лет, то с физлица могут взыскать неуплаченную сумму только за последние три года.
К налоговым преступлениям относятся правонарушения в сфере экономической деятельности, перечисленные в ст. 198–199.4 УК РФ. Основные поводы для возбуждения уголовного дела указаны в ст. 140 УПК РФ: это заявление о преступлении либо сообщение о готовящемся или уже совершенном преступлении, полученное из других источников. Наличие достоверной и цельной информации, указывающей на признаки преступления, – основание для возбуждения уголовного дела. Однако из-за латентного характера налоговые преступления имеют свою специфику: уголовные дела возбуждаются после длительной проверки, в процессе которой собираются и анализируются данные о составе преступления.
Материалы и акт налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего проверку, или его заместителем. По результатам их рассмотрения руководитель или его заместитель принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе от привлечения к ответственности).
Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направить информацию в уполномоченные следственные органы при наличии одновременно следующих условий:
- в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога (сбора);
- суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены в полном объеме в течение 2 месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
- размер недоимки позволяет предполагать факт совершения налогового преступления.
Информация направляется в следственные органы в течение 10 дней со дня выявления инспекцией обстоятельств, указанных выше. После получения материалов следователь должен сделать вывод о том, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела, т.е. есть ли признаки состава преступления в действиях или бездействии налогоплательщика.
Уголовные дела чаще возбуждаются по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 199 и 199.2 УК РФ. Другие статьи по налоговым преступлениям можно отнести к категории неработающих: сложно доказать факт совершения правонарушения.
Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером в данной статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая 15 млн руб. за период трех финансовых лет, а особо крупным размером – сумма, превышающая 45 млн руб. Следовательно, задолженность (недоимка) в сумме менее 15 млн руб. не будет образовывать состава преступления, и возбуждения уголовного дела удастся избежать.
При задолженности в размере более 15 млн руб., но не превышающей 45 млн руб., может быть возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 199 УК РФ. Это преступление небольшой тяжести, а значит, срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 2 лет с момента его совершения. Например, если в 2021 г. была выявлена неуплата за 2017 г. на общую сумму 20 млн руб., то уголовное дело не подлежит возбуждению в связи с истечением сроков давности, пусть при этом и имеются все признаки состава преступления.
Неуплата, превышающая 45 млн руб., может образовывать состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ. Оно относится к категории тяжких, а потому срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 10 лет.
Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам. Таким образом, о наличии состава преступления по этой статье можно говорить, только если: имеется задолженность по уплате налогов, которая выявлена налоговыми органами; при этом должнику выставлено требование об уплате, но он умышленно препятствует принудительному взысканию задолженности (например, путем открытия нового расчетного счета, «вывода» денежных средств через кассу, получения денежных средств через расчетные счета третьих лиц). Состав преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, образуется, когда размер недоимки по налогам, сборам, страховым взносам равен стоимости сокрытого имущества в крупном размере или превышает ее. Крупным размером в этой статье признается задолженность, превышающая 2 млн 250 тыс. руб., а особо крупным – 9 млн руб. Преступление, предусмотренное ч. 1 статьи, относится к категории небольшой тяжести – срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 2 лет с момента его совершения. Преступление, предусмотренное ч. 2 статьи, относится к категории средней тяжести – срок привлечения к уголовной ответственности истекает по прошествии 6 лет с момента его совершения.
Чтобы избежать привлечения к ответственности за перечисленные преступления, суммы недоимки, пеней и штрафов должны быть уплачены исключительно в полном объеме. Причем закон позволяет погасить задолженность и после возбуждения уголовного дела.
Исследование, проведенное сотрудниками юридической фирмы «Селютин и партнеры», показывает, что уголовные дела, возбуждаемые по ч. 1 ст. 199 УК РФ, составляют примерно 60% от всего объема дел по налоговым преступлениям. Около 25% – это дела, возбужденные по ч. 2 ст. 199 УК РФ. 10% – дела, возбужденные по ст. 199.2 УК РФ. И всего лишь около 5% составляют дела, возбужденные по иным налоговым преступлениям.
Столь высокий процент дел, возбуждаемых по ч. 1 ст. 199 УК РФ, обусловлен тем, что Законом от 1 апреля 2020 г. № 73 в примечание этой статьи внесены изменения, определяющие крупный и особо крупный размеры сумм неуплаченных налогов. Так, в старой редакции ст. 199 УК РФ ответственность по ее ч. 1 наступала при неуплате налогов в сумме от 5 до 15 млн руб. Если сумма выходила за эти пределы, уголовное дело возбуждалось по ч. 2 данной статьи. В настоящее время ответственность по ч. 1 наступает при неуплате суммы от 15 млн руб., а по ч. 2 – от 45 млн руб. Вот и получаем: уменьшилось количество дел по ч. 2, но увеличилось по ч. 1.
Что касается небольшого количества дел, возбужденных по ст. 119.2 УК РФ, то здесь необходимо отметить, что налоговые органы не способны своими силами провести проверку, которая дала бы основания для возбуждения уголовного дела. А привлекаемые для участия в проверке сотрудники УЭБиПК МВД чаще не обладают достаточными познаниями и опытом, позволяющими собрать все элементы, образующие состав преступления.
Избежать привлечения к уголовной ответственности помогут несколько простых правил:
- вовремя исполняйте обязанность по уплате налогов;
- не допускайте сокрытия своего дохода;
- если возникла недоимка и были начислены пени и штрафы, обязательно уплатите сумму в полном объеме.
Комментируемая статья посвящена обращению взыскания на имущество физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Положения статьи 48 НК РФ отдельно подчеркивают необходимость соблюдения дополнительных гарантий при осуществлении взыскания недоимки (пеней, штрафов) с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В письме Минфина России от 05.06.2015 N 03-02-08/32732 отмечено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов с учетом следующих особенностей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В случае если судом вынесено определение об отмене судебного приказа, на основании пункта 3 статьи 48 НК РФ налоговым органом может быть предъявлено требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом указанного определения.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи вышеуказанных заявлений о взыскании может быть восстановлен судом.
В письме ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@ приведен порядок действий налоговых органов по взысканию задолженности с физических лиц.
1. Перед направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов на исполнение судебных приказов, исполнительных листов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества физического лица налоговый орган проводит проверки соответствия следующих реквизитов:
— регистрационных данных;
— сумм задолженности (в том числе путем инвентаризации невыясненных платежей);
— имущества должника.
2. Налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Кодекса при условии, что сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 тыс. рублей, одновременно с направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступившего в силу судебного акта направляет ходатайство о наложении ареста на имущество должника.
3. В случае если сумма задолженности превышает 10 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 67 Закона направляет судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
4. При наличии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика, а также о наличии имущества должника налоговый орган одновременно с судебным актом направляет в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов указанную информацию в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@/0001/7.
5. В случае непоступления в течение 2-х месяцев с даты возбуждения исполнительного производства от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника по судебному акту, сумма взыскания по которому составляет более 3 тыс. рублей, налоговый орган направляет не позднее 10 календарных дней со дня истечения вышеуказанного срока уведомление о наличии у налогоплательщика имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество должника, а в случае невозможности — для вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом с учетом требований письма ФССП России и ФНС России от 11.09.2015 N 00014/15/69320-СВС/СА-4-8/16024@.
6. Налоговые органы формируют списки должников, имеющих задолженность более 50 тыс. рублей — по имущественным налогам, более 250 тыс. рублей — по НДФЛ, находящуюся на исполнении в ФССП России, и в отношении которых имеется информация о наличии имущества, и по согласованию с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов организуют проведение сов��естных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов.
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-2203/10, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор Как следует из обжалуемых судебных актов, уполномоченный орган не представил доказательств оснований возникновения задолженности по налогам на сумму всю сумму задолженности, а также документов подтверждающих, соблюдение заявителем требований ст. ст. 46, 48 НК РФ, при предъявлении требований должнику. Согласно части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее деле должно доказать обстоятельства на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8472/10, Высший арбитражный суд, надзор Об уплате этой суммы пеней обществу направлено требование от 10.03.2009 № 296 со сроком исполнения до 26.03.2009. В арбитражный суд фонд обратился 27.07.2009. Следовательно, установленные статьями 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроки (трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд) для взыскания пеней за период с 11.10.2008 по 10.03.2009 не истекли…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7083/14, Высший арбитражный суд, надзор Суды вышестоящих инстанции, применяя п. 2 ст. 45, ст. 46, 47, 48, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 105 НК РФ, ст. 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отменяя при этом решение суда первой инстанции процедуру принудительно взыскания признали соблюденной…
ВС РФ: как считать срок для взыскания недоимки по налогам
Если с момента выявления недоимки прошло слишком много времени, при этом никакие меры принудительного взыскания к должнику не применялись, такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию.
Согласно подп. 1-4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ налоговая недоимка (задолженность по налогам) может быть признана безнадежной в случаях:
- ликвидации юридического лица;
- признания юридического лица банкротом;
- наличия судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней с должника;
- вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
- если размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
- суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Смоленская торгово-промышленная палата – крупнейшая региональная негосударственная организация, объединяющая более 500 наиболее успешных предприятий, учреждений, фирм и индивидуальных предпринимателей Смоленщины.
За два десятка лет она превратилась в развитую структуру, располагающую значительными организационно-техническими ресурсами и высоко профессиональным кадровым потенциалом.
- Аренда залов
- Оценочная деятельность
- Оценка условий труда
- Переводы
- Экспертиза
- Экзамен для мигрантов
Например: у организации N задолженности нет, но ее обяжут оплатить налоги (задолженности по налогам и сборам) за недобросовестного контрагента.
На сколько это законно?
В некоторых случаях Налоговый Кодекс предусматривает погашение недоимки налогоплательщика третьими лицами.
- Добровольное погашение (п.1 ст. 45 НК РФ);
- При исполнении гражданско-правовых обязательств поручителем или гарантом ( ст. 74, 74.1 НК РФ)
- В рамках противодействия избежанию от налогообложения плательщиком может стать ИНОЕ ЛИЦО (пп. 2, п. 2 ст. 45 НК РФ)
Согласно Федерального Закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ взыскание налоговой задолженности осуществляется не только с организаций, но и с любого лица, признанного судом иным образом зависимым с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.
Перечень оснований признания лиц взаимозависимыми установлен п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
В этом перечне кроме признаков субъективной зависимости существует понятие «иной зависимости» между налогоплательщиком, к которому предъявлено требование о взыскании задолженности по налогам и сборам и иное лицо. По решению Верховного Суда понятие «иной зависимости» , используемое в п. 2 ст. 105.1 НК РФ имеет самостоятельное значение. Иначе говоря, налоговый орган вправе доказывать факт «иной зависимости» даже если отсутствуют признаки субъективной зависимости между организациями, но при этом действия налогоплательщика и иных лиц носят согласованный (взаимозависимый) характер и приводят к невозможности исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов.
Похожие записи: